.
Учитель: Осипова М.П.
УМК: «Школа России»
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2
Класс: 3
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: Урок - проект
Цель для учителя: Систематизация знаний и организация практической деятельности на уроке для создания коллективного проекта (альбома)
Цель для обучающихся: Закрепить знания о деятельности специальных служб по охране и защите населения
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие УУД:
· личностные
1)воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
2)освоение доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3)делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы;
4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
5)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
6) активное освоение различных способов познания окружающего.
· метапредметные
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;
3)умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции,скорой помощи, пожарной охраны, газовой службы и МЧС.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые современные технологии: дидактические технологии, здоровьесберегающие технологии.
Педагогические методы: частично-поисковый, практический, беседа.
Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, обобщение и классификация понятий, создание коллективного проекта (стенгазеты)
Межпредметная связь: история, технология, экология, информатика, русский язык.
Средства обучения: ТСО (презентации, подготовленные обучающимися), маршрутные листы, карточки с изображением дорожных знаков, « Лист самоконтроля ».
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Сценарий урока
№ |
Этап урока / Форма работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный момент / Фронтальный |
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. (Слайд 1.) |
Учащиеся приветствуют гостей, эмоционально настраиваются на урок. Осуществляют самоконтроль: проверяют свою готовность к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей). |
2. |
Актуализация знаний / Фронтальный |
- Как вы сегодня добирались до школы? - Что помогает водителям и пешеходам на дороге? Игра «Объясните знак» - Представьте, что вы водители и сейчас сидите не за партой, а за рулем шикарного автомобиля. Перед вами появляются дорожные знаки. Как вы поступите, увидев эти знаки? (Учитель показывает картинку с изображением дорожного знака) · Знак «Осторожно, дети!» (Приложение 1) · Знак «Дорожные работы» (Приложение 2) · Знак «Место остановки автобуса» (Приложение 3) · Знак «Въезд запрещен» (Приложение 4) · Знак «Пешеходный переход» (Приложение 5) - Подумайте, а какую «работу» выполняют дорожные знаки? - Для чего они нужны людям? |
Мотивация учебной деятельности. - Дорожные знаки.
Ученики объясняют, о чем говорит знак и как должен поступать водитель.
Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта.
- Дорожные знаки помогают водителям и «защищают» пешеходов. |
3. |
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. / Фронтальный
|
- Ребята, а вы когда-нибудь серьёзно задумывались над тем, кто же нас защищает? - Предлагаю вам назвать как можно больше людей, которые нас защищают в разных ситуациях, благодаря кому мы можем жить, учиться и работать спокойно (мозговой штурм) - Что объединяет всех этих людей? (Слайд 3.) - Можно ли выделить среди всего перечисленного специальные службы защиты населения, которые были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни? · (учитель показывает слайд с изображением названных служб) (Слайд 4) - Сформулируйте тему урока. - Можете ли вы рассказать, в чем заключается работа перечисленных служб? - Откуда или от кого вы можете получить информацию об этих специальных службах? Гипотеза: предположим, что если бы не было специальных служб защиты населения, то мы не могли бы жить и работать спокойно. - Три урока назад мы начали изучение большого раздела «Наша безопасность» и уже на первом уроке рассматривали, как правильно вести себя в опасных ситуациях и кто нам может помочь. Именно тогда вы получили задание разбиться на группы и подготовить проекты об одной из служб защиты населения. Каждая группа получила маршрутный лист. Данная гипотеза стала основополагающим вопросом для вас. - Можете ли вы доказать правоту своей гипотезы? - Все ли вы знаете достаточное количество информации о спец. службах защиты населения? - Проанализируйте свои ответы. - Можете ли вы, используя свои групповые проекты поделиться информацией расширить свои знания о деятельности данных служб. - Определите цель урока и цель вашего выступления
|
Отвечают, исходя из личного опыта.
Участвуют в мозговом штурме. Называют людей различных профессий, которые оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях.
Выделяют специальные службы защиты населения (армия РФ, полиция, пожарные, МЧС)
Формулируют тему урока: «Наши проекты: «Кто нас защищает»
Называют источники информации. Определяют мотив проектной деятельности. С помощью учителя выдвигают гипотезу.
Учащиеся соглашаются с гипотезой. Возникает проблема – нехватка знаний. Считают, что знают не достаточно много информации о каждой из спец. служб по защите населения. Определяют цель урока и цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ). |
4. |
Обобщение и систематизация знаний / Индивидуальная (оценка уровня успешности) фронтальная, групповая. |
-Сегодня вы готовы представить свои проекты одноклассникам. - Прежде чем вы начнете презентацию своих проектов, оцените уровень своих знаний о деятельности служб по защите и охране населения на листах успешности. Поднимите руку кто хотел бы, знать больше? Тогда приступим. - Первым мы дадим слово для защиты своей презентации 1 группе, которая приготовила проект по теме: «Армия». ( Слайд 5-6) - Слово для защиты своей презентации 2 группе, которая приготовила проект по теме: «Пожарная охрана». (Слайд 7-8) - Слово для защиты своей презентации 3 группе, которая приготовила проект по теме: «Полиция». (Слайд 9-10) - Слово для защиты своей презентации 4 группе, которая приготовила проект по теме: «Скорая помощь». (Слайд 11 -12) - Слово для защиты своей презентации 5 группе, которая приготовила проект по теме: «Газовая служба». (Слайд 13-14) -Слово для защиты своей презентации 6 группе, которая приготовила проект по теме: « Поисково-спасательная служба». (Слайд 15-16)
|
Ученики выступают в группах со своими проектами. Ребята Осуществляют самооценку на листах успешности.
Показ слайдов презентации по теме: «Армия» . Показ слайдов презентации по теме: «Пожарная охрана» Показ слайдов презентации по теме: «Полиция» .
Показ слайдов презентации по теме: «Скорая помощь».
Показ слайдов презентации по теме: «Газовая служба». Показ слайдов презентации по теме: «Поисково-спасательная служба». После каждой защиты проекта ребята задают вопросы по теме презентаций и производят оценивание работы группы. |
|
|
- Узнали ли вы что – то новое из представленных проектов ваших одноклассников? - Чей на ваш взгляд проект более интересный, насыщенный информацией, которая вам пригодится? - Какова цель выступления ваших одноклассников? - Можно ли сказать, что благодаря нашим групповым проектам мы доказали гипотезу, выдвинутую в начале урока? - Что мы можем сделать со всей информацией, которую получили? - Для чего можно её использовать? - Определите цель нашего проекта «Кто нас защищает» (Слайд 2) - Зачем мы будем выполнять проект, какой результат хотим получить? - Кому наш продукт будет интересен, полезен, кто сможет его использовать? - Как будем работать над проектом (индивидуально или в группе)? - Какими источниками информации можем воспользоваться? - Как будем оформлять и представлять результаты работы? - Каким хотим видеть наш проект? |
Ученики осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, оценивают собственные успехи /неуспехи и своих товарищей. Повторяют ранее поставленную цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ). Предлагают оформить совместный проект. (Оформить альбом) Определяют цель проекта (закрепить знания о деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.) Участвуют в планировании проектной деятельности: совместно с учителем определяют значимость проекта, этапы работы, источники информации, форму представления продукта (альбом, доклад) договариваются о критериях результативности, распределяют обязанности в группе. |
|
Физкультминутка |
Все подняли руки - раз! На носках стоит весь класс, Два - присели, руки вниз, На соседа повернись. Раз! - И вверх, Два! - И вниз, И к соседу повернись. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз - присели, Два - поднялись. Кто старался приседать, Может уже отдыхать. |
Выполняют движения |
5. |
Применение знаний и умений в новой ситуации / Фронтальный |
- Какую информацию мы можем использовать на данный момент для оформления нашего проекта (альбома)? - Ребята, посмотрите внимательно на наш проект и подумайте, кто нас ещё охраняет в повседневной жизни? (Слайд 17-18 ) - Что можно еще добавить в наш проект? - Скажите, а есть ли среди ваших родственников, близких или знакомых люди, которые защищают или спасают население? - Есть ли среди них, человек, который может стать для вас примером, героем? |
Проводят анализ имеющейся на данный момент информации. Оформляют проект (стенгазету).
Дополняют список людей, которые заботятся о нашей безопасности.
Называют членов своей семьи, родственников, друзей и знакомых, которые связаны с деятельностью служб охраны и защиты населения. Отвечают, исходя из личного опыта |
6. |
Информация о домашнем задании / Индивидуальный |
- Я предлагаю вам продолжить нашу проектно - исследовательскую работу, чтобы наш проект стал ещё более интересным. Вам надо подготовить сообщение (можно подготовить проект: компьютерная презентация + доклад) на тему: «Герои среди нас», где вы можете рассказать всем о своих родных и знакомых, об их подвигах. Данный проект пригодится вам для выступления на мероприятиях в рамках Военно-спортивного месячника. |
Записывают домашнее задание, если что-то непонятно – задают вопросы. |
7. |
Контроль усвоения / Фронтальный, индивидуальный |
- Пригодятся ли знания, полученные в проекте, вам в жизни? - Какие вопросы в проекте оказались более доступными для вас? - Что показалось для вас наиболее сложным? - Считаете ли вы , что в ходе нашей работы были допущены ошибки? Какие? - Ваши предложения по проектной деятельности. - Причины вашей успешности?! - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцените уровень своих знаний о деятельности служб по защите и охране населения на « Листах самоконтроля ». |
Проводят анализ и самоанализ деятельности, фиксируют на листе достижений результаты. Выясняют причины успеха в учебе. Делают вывод о достижении поставленной цели урока и выдвинутой гипотезы. Оценивают степень достижения учебной задачи. |
8. |
Рефлексия / Фронтальный, индивидуальный |
Составление синквейна «Армия» - Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом? - Что нового, значимого для себя, я узнал в ходе работы над проектом? Спасибо за урок! |
Коллективно составляют синквейн. Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Определяют возможность практического применения новых знаний.
|
Список литературы для учителя
1. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.И. Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. - СПб.: Просвещение,, 2013.
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/20/uchebnyy-proekt-kto-nas-zashchishchaet
Список литературы для учащихся
1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
3. Интернет ресурсы для подготовки собственных презентаций.
« Лист самоконтроля »
Ф.И. учащегося__________________________________________
Группы |
Вид задания |
Отметка |
1 |
«Армия» |
|
2 |
«Пожарная охрана» |
|
3 |
«Полиция» |
|
4 |
«Скорая помощь» |
|
5 |
«Аварийная газовая служба» |
|
6 |
«Поисково-спасательная служба» |
|
Итог |
Самооценка за урок |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.