Проект по окружающему миру на тему "Кто нас защищает"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кто нас защищает.docx

 

Тема:   «Наши проекты: «Кто нас защищает »

.

Учитель: Осипова М.П.

УМК: «Школа России»

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2

Класс: 3

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: Урок - проект

Цель для учителя: Систематизация знаний и организация практической деятельности на уроке для создания коллективного проекта (альбома)

Цель для обучающихся: Закрепить знания о деятельности специальных служб по охране и защите населения

Планируемые результаты обучения: 

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие УУД:

·         личностные

1)воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

2)освоение доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

3)делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы;

4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

5)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;

 6) активное освоение различных способов познания окружающего.

·         метапредметные

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·         предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;

3)умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции,скорой помощи, пожарной охраны, газовой службы и МЧС.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые современные технологии:  дидактические технологии, здоровьесберегающие технологии.

Педагогические методы: частично-поисковый, практический, беседа.

Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, обобщение и классификация понятий, создание коллективного проекта (стенгазеты)

Межпредметная связь: история, технология, экология, информатика, русский язык.

Средства обучения: ТСО (презентации, подготовленные обучающимися), маршрутные листы, карточки с изображением дорожных знаков, « Лист самоконтроля ».

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

Этап урока / Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент / Фронтальный

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

(Слайд 1.)

Учащиеся приветствуют гостей, эмоционально настраиваются на урок.  Осуществляют самоконтроль: проверяют свою готовность к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей).

2.

Актуализация знаний / Фронтальный

- Как вы сегодня добирались до школы?

- Что помогает водителям и пешеходам на дороге?

Игра «Объясните знак»

- Представьте, что вы водители и сейчас сидите не за партой, а за рулем шикарного автомобиля. Перед вами появляются дорожные знаки. Как вы поступите, увидев эти знаки?

(Учитель показывает картинку с изображением дорожного знака)

·         Знак «Осторожно, дети!» (Приложение 1)

·         Знак «Дорожные работы» (Приложение 2)

·         Знак «Место остановки автобуса» (Приложение 3)

·         Знак «Въезд запрещен» (Приложение 4)

·         Знак «Пешеходный переход» (Приложение 5)

- Подумайте, а какую «работу» выполняют дорожные знаки?

- Для чего они нужны людям?

Мотивация учебной деятельности.

- Дорожные знаки.

 

 

 

 

 

Ученики объясняют, о чем говорит знак и как должен поступать водитель.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта.

 

- Дорожные знаки помогают водителям и «защищают» пешеходов.

3.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока.

/ Фронтальный

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, а вы когда-нибудь серьёзно задумывались над тем, кто же нас защищает?

- Предлагаю вам назвать как можно больше людей, которые нас защищают  в разных ситуациях, благодаря кому мы можем жить, учиться и работать спокойно (мозговой штурм)

- Что объединяет всех этих людей? (Слайд 3.)

- Можно ли выделить среди всего перечисленного специальные службы защиты населения, которые были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?

·         (учитель показывает слайд  с изображением названных служб) (Слайд 4)

- Сформулируйте тему урока.

- Можете ли вы рассказать,  в чем заключается работа перечисленных служб?

- Откуда или от кого вы можете получить информацию об этих специальных службах?

Гипотеза: предположим, что если бы не было специальных служб защиты населения, то мы не могли бы жить и работать спокойно.

- Три урока назад мы начали изучение большого раздела «Наша безопасность» и уже на первом уроке рассматривали, как правильно вести себя в опасных ситуациях и кто нам может помочь. Именно тогда вы получили задание разбиться на группы и подготовить проекты об одной из служб защиты населения. Каждая группа получила маршрутный лист. Данная гипотеза стала основополагающим вопросом для вас.

- Можете ли вы  доказать правоту своей гипотезы?

- Все ли вы знаете достаточное количество информации о спец. службах защиты населения?

- Проанализируйте свои ответы.

- Можете ли вы, используя свои групповые проекты поделиться информацией расширить свои знания о деятельности данных служб.

- Определите цель урока и цель вашего выступления

 

 

Отвечают, исходя из личного опыта.

 

Участвуют в мозговом штурме. Называют людей различных профессий, которые оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях.

 

Выделяют специальные службы защиты населения (армия РФ, полиция, пожарные, МЧС)

 

 

 

 

Формулируют тему урока: «Наши проекты: «Кто нас защищает»

 

 

Называют источники информации.

Определяют мотив проектной деятельности.

С помощью учителя выдвигают гипотезу.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  соглашаются с гипотезой.

Возникает проблема – нехватка знаний.

Считают, что знают   не достаточно много информации о каждой из спец. служб по защите населения. Определяют цель урока и цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ).

4.

Обобщение и систематизация знаний / Индивидуальная (оценка уровня успешности) фронтальная, групповая.

-Сегодня вы готовы представить  свои проекты одноклассникам.

- Прежде чем вы начнете презентацию своих проектов, оцените уровень своих знаний  о деятельности служб по защите и охране населения на листах успешности. Поднимите руку кто хотел бы, знать больше? Тогда приступим.

- Первым мы дадим слово для защиты своей презентации 1 группе, которая приготовила проект по теме: «Армия».            ( Слайд 5-6)

- Слово для защиты своей презентации 2 группе, которая приготовила проект по теме: «Пожарная охрана». (Слайд 7-8)

- Слово для защиты своей презентации 3 группе, которая приготовила проект по теме: «Полиция». (Слайд 9-10)

- Слово для защиты своей презентации 4 группе, которая приготовила проект по теме: «Скорая помощь». (Слайд 11 -12)

- Слово для защиты своей презентации 5 группе, которая приготовила проект по теме: «Газовая служба». (Слайд 13-14)

-Слово для защиты своей презентации 6 группе, которая приготовила проект по теме: « Поисково-спасательная служба». (Слайд 15-16)

 

Ученики выступают в группах со своими проектами. Ребята

Осуществляют самооценку на листах успешности.

 

Показ слайдов презентации по теме: «Армия» .

Показ слайдов презентации по теме: «Пожарная охрана»

Показ слайдов презентации по теме: «Полиция» .

 

Показ слайдов презентации по теме: «Скорая помощь».

 

Показ слайдов презентации по теме: «Газовая служба».

Показ слайдов презентации по теме: «Поисково-спасательная служба».

После каждой защиты проекта ребята задают вопросы по теме презентаций и производят оценивание работы группы.

 

 

- Узнали ли вы что – то новое из представленных проектов ваших одноклассников?

- Чей на ваш взгляд проект более интересный, насыщенный информацией, которая вам пригодится?

- Какова цель выступления ваших одноклассников?

- Можно ли сказать, что благодаря нашим групповым проектам мы доказали гипотезу, выдвинутую в начале урока?

- Что мы можем сделать со всей информацией, которую получили?

- Для чего можно её использовать?

- Определите цель нашего проекта «Кто нас защищает» (Слайд 2)

- Зачем мы будем выполнять проект, какой результат хотим получить?

- Кому наш продукт будет интересен, полезен, кто сможет его использовать?

- Как будем работать над проектом (индивидуально или в группе)?

- Какими источниками информации можем воспользоваться?

- Как будем оформлять  и представлять результаты работы?

- Каким хотим видеть наш проект?

Ученики осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, оценивают собственные успехи /неуспехи и своих товарищей.

Повторяют ранее поставленную цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ).

Предлагают оформить совместный проект. (Оформить альбом)

Определяют цель проекта

(закрепить знания о деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.) Участвуют в планировании проектной деятельности: совместно с учителем определяют значимость проекта, этапы работы, источники информации, форму представления продукта (альбом, доклад) договариваются о критериях результативности, распределяют обязанности в группе.

 

Физкультминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два - присели, руки вниз,

На соседа повернись.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

И к соседу повернись.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели,

Два - поднялись.

Кто старался приседать,

Может уже отдыхать.

Выполняют движения

5.

Применение знаний и умений в новой ситуации / Фронтальный

- Какую информацию мы можем использовать на данный момент для оформления нашего проекта (альбома)?

- Ребята, посмотрите внимательно на наш проект и подумайте, кто нас ещё охраняет в повседневной жизни? (Слайд 17-18 )

- Что можно еще  добавить в наш проект?

- Скажите, а есть ли среди ваших родственников, близких или знакомых люди, которые защищают или спасают население?

- Есть ли среди них, человек, который может стать для вас примером, героем?

Проводят анализ имеющейся на данный момент информации. Оформляют проект (стенгазету).

 

Дополняют список людей, которые заботятся о нашей безопасности.

 

Называют членов своей семьи, родственников, друзей и знакомых, которые связаны с деятельностью служб охраны и защиты населения.

Отвечают, исходя из личного опыта

6.

Информация о домашнем задании / Индивидуальный

- Я предлагаю вам продолжить нашу проектно - исследовательскую работу, чтобы наш проект стал ещё более интересным. Вам надо подготовить сообщение (можно подготовить проект: компьютерная презентация + доклад) на тему: «Герои среди нас», где вы можете рассказать всем о своих родных и знакомых, об их подвигах. Данный проект пригодится вам для выступления на мероприятиях в рамках Военно-спортивного месячника.

 

Записывают домашнее задание, если что-то непонятно – задают вопросы.

7.

Контроль усвоения / Фронтальный, индивидуальный

- Пригодятся ли знания, полученные в проекте, вам в жизни?

- Какие вопросы в проекте оказались более доступными для вас?

- Что показалось для вас наиболее сложным?

- Считаете ли вы , что в ходе нашей работы были допущены ошибки? Какие?

- Ваши предложения по проектной деятельности.

- Причины вашей успешности?!

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените уровень своих знаний  о деятельности служб по защите и охране населения на « Листах самоконтроля ».

Проводят анализ и самоанализ деятельности, фиксируют на листе достижений результаты. Выясняют причины успеха в учебе. Делают вывод о достижении поставленной цели урока и выдвинутой гипотезы. Оценивают степень достижения учебной задачи.

8.

Рефлексия / Фронтальный, индивидуальный

Составление синквейна «Армия»

- Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом?

- Что нового, значимого для себя, я узнал в ходе работы над проектом?

Спасибо за урок!

 

Коллективно составляют синквейн.

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Определяют возможность практического применения новых знаний.

 

 

 

 

 

Список литературы для учителя

1.     Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.И. Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. -  СПб.: Просвещение,, 2013.

2.     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/20/uchebnyy-proekt-kto-nas-zashchishchaet

 

Список литературы для учащихся

1.     Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2.     Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

3.     Интернет ресурсы для подготовки собственных презентаций.

 

« Лист самоконтроля »

Ф.И. учащегося__________________________________________

 

Группы

Вид задания

Отметка

1

«Армия»

 

2

«Пожарная охрана»

 

3

«Полиция»

 

4

«Скорая помощь»

 

5

«Аварийная газовая служба»

 

6

«Поисково-спасательная служба»

 

Итог

Самооценка за урок

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru