ПРОЕКТ
«Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности»
Выполнила Бактыбаева И.Н.
Содержание:
Введение
Актуальность
Паспорт проекта
Цели
Задачи
Реализация проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап.
Список использованной литературы.
Приложение
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский
Введение
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н.М.Аксарина, А.С.Галанов, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
Если вовремя не позаботиться о том, чтобы
ребенок начал правильно захватывать и ощупывать игрушки, действовать с
предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется
на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности.
Раннее и своевременное развитие тонкой ручной
моторики существенно влияет на формирование многих психических функций. Таким
образом, отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не
компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.
По мнению итальянского педагога Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка.
От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Начиная работу в группе детей младшего возраста, нужно обратить внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость, так как это может привести к быстрой утомляемости. Движения детей будут отличаться неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Все это приведет к затруднению в овладении навыками самообслуживания и продуктивной деятельности.
Исходя из актуальности выбранной темы, определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
2. Подготовить дидактический материал.
3. Разучить с детьми пальчиковые игры.
4. Формировать навыки предметной деятельности детей.
5. Формировать навыки самообслуживания.
6. Привлекать родителей к совместной деятельности.
Новизна проекта: использование нетрадиционной техники развития
мелкой моторики у детей младшего возраста в условиях ДОУ.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ
Прогнозируемый результат:
1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
Алгоритм проекта
I этап - подготовительный
1). Изучение: - психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования;
2). Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
3). диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
4). Изучение анализ полученных результатов, выводы.
5). Создание предметно-развивающей среды;
6). Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование. (Приложение 1)
II этап – основной
Работа выстраивалась в следующих направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с педагогами – проведение семинар-практикумов, консультаций, открытых мероприятий. (Приложение 3)
с родителями - посредством проведения мастер-классов, консультаций, родительских собраний. (Приложение 4)
III этап – заключительный
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки. (Приложение 2)
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
I этап
Работу начала с изучения психолого-педагогической, методической литературы по теме. Подобрала и разработала методический, дидактические материалы. Провела диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:
· методика «Перебор пальцев», разработанный Е.И.Роговым;
· методика оценки психомоторного развития дошкольников (Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича из книги «Психомоторика»)
С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений.
Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, можно стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
В итоге она оснащена следующими компонентами:
· пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
· игры-шнуровки;
· контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
· природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
· мозаика;
· мелкий конструктор;
· разрезные картинки
· пальчиковый, театр;
· дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
· пирамидки, вкладыши различного типа,
· изготовлены информационные стенды для родителей.()
Имеющийся материал должен быть расположен таким образом, что дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
IIэтап
Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:
- В совместную деятельность воспитателя с детьми нужно включить цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
- В индивидуальную работу с детьми – включить задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создать микроклимат, в основе которого будет уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
- Свободную самостоятельную деятельность детей обеспечить возможностью саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Для работы по развитию мелкой моторики рук, можно использовать традиционные и нетрадиционные технологии.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук
- пальчиковые игры и упражнения
- пальчиковая гимнастика
- пальчиковый театр
- игры с предметами(мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)
- продуктивная деятельность
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов
- «Су-Джок терапия»
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для этого можно создать картотеку игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки», и т д.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Еще один из приемов, который можно использовать в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов,нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагается нетрадиционные виды массажа:
- с использованием природного материала (шишек, грецких орехов)
- с использованием подручных материалов(карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок)
-«Су-Джок» терапия.
Важно знать, что «Су-Джок» не имеет вредных и побочных действий, не имеет противопоказаний, проста настолько, что понятна каждому, всегда вызывает улыбку уже на первых минутах использования.
Методика работы с эластичным кольцом:
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.
Методика работы с массажным шариком:
Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом подобранным нами в соответствии с лексической темой, изучаемой на НОД.
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей можно использовать пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, счету.
Изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Репка», «Заяц и лиса», «Колобок», и др.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.).
В младшей группе все эти виды деятельности также могут найти широкое применение. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей, способствует развитию воображения, любознательности. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Особое внимание уделяется рисованию, раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Также детям нравится обводить рисунки по контуру.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - это собирание пазл, нанизывание бисера на леску.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года проводиться с родителями анкетирование, родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста», ознакомить их с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего возраста, предложить осуществить работу в трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями провести консультацию на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей»,мастер-класс на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Их роль в развитии речи детей».
В родительском уголке разместить рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Изготовила папку -передвижку «Ум ребенка на кончиках пальцев».
Для педагогов были провести консультации, семинар – практикумы, открытые занятия, отражающие актуальные вопросы по развитию мелкой моторики рук.В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете предоставить презентацию по теме: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников».
III этап
Результативность.
Для проведения обследования проводиться диагностика. В процессе проведения диагностики на конец года должна прослеживатся положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Действия рук должны стать более согласованны.
Заключение Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста мы добьемся определенных результатов. У детей должна прослеживаться положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, уменьшиться скованность движений.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада можно добиться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев».Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.
Л
Литература:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду
2. Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1991. –
160с.: ил. - 500000 экз. - 15В№ - 09 - 001629 - 1.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. Изд. дом «Литера», 2006. о
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
5. Павлова, Л. Значение развития действий рук. Л. Павлова «Дошкольное воспитание». – 2004. С. 27-29.
6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 200
8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
10. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. –2002г
11. Интернет источники.
12. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
13. Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Просим Вас ответить на некоторые вопросы
в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
(нужное подчеркните)
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
Да, потому что ...
Нет, потому что...
Затрудняюсь ответить.
5. Знаете ли Вы как это делать?(нужное подчеркните)
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике?(перечислите)
7. Имеются ли дома у Вас
специальные пособия,
игры,
литература по данной теме?
(нужное подчеркните)
8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?
(нужное подчеркните)
- Шнуровки.
- Вкладыши.
- Кубики (пластмассовые или деревянные).
- Мелкий конструктор.
- Дидактические кубы.
- Мозаики.
- Пазлы, разрезные картинки.
- Пирамидки.
-Дидактические игрушки с застегивающимися,завязывающимися иприлипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками?(нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки?(нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).
13. Укажите ведущую руку Вашего малыша
(нужное подчеркните)
Правая.
Левая.
Обе.
Затрудняюсь ответить.
14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)
15. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом в данном направлении и предлагаем принять участие в семинаре-практикуме на тему: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи», который состоится … (дата мероприятия)
16. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Спасибо за уделенное нам внимание.Надеемся на взаимопонимание!
Приложение 2
Рекомендации родителям:
Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:
- поглаживание кистей рук в направлении от
кончиков пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более
мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока -
белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых
самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение
управлять своими движениями (Приложение 2.1).
Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально
выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные
слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно
проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с
его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или
рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры
побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к
текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если
возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Родителям детей 5-6 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
- катать по очереди каждым пальцем
камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные
поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а
вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами,
собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
- выкладывать из палочек узоры по образцу
и по желанию; (Прил. 2.2)
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам,
выполнять графические задания в тетрадях; (Приложение 2.3)
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
- разбор круп и т.д.
Приложение 2.1
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре,
пять, |
Ладони лежат
на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение
ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные
пальцы поджаты к ладони). |
ПАУЧОК
Паучок ходил по
ветке, |
Руки
скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по
плечу другой руки. |
Флажок
Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
Очки
Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
Бинокль
Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотреть в «бинокль».
Мостик
Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
Кораблик
Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
Елка
Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.
Приложение 2.2
Что за палочки такие?
Из счетных палочек выкладываем узоры по образцу. Затем убрать образец и попросить выложить узор по памяти
- Снежинка
- Звездочка
- Флажок
- Елочка
Можно закреплять геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.
- Ромб
- Треугольник
- Квадрат
- Цифра 2 , 3, 5
- Буква А, Е, К
Приложение 2.3
Дети охотно раскрашивают картинки, заштриховывают по образцу, обводят клеточки в тетрадных листах. Им интереснее выполнять эту работу простыми и цветными карандашами, что превращает занятие в интересную игру. Упражнения по обводке контуров предметов, рисовании по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” – эти упражнения выполняются только простым карандашом.
Рисование по клеточкам
Копирование рисунка по точкам
Обводить рисунок по точкам
Приложение 3
Мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям дошкольных групп, но и учителям начальных классов, воспитателям, занимающимся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:
· любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
· сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.
· число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
· повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
· интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;
· продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;
· перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.
Упражнения, способствующие развитию моторики рук:
1. Массаж и самомассаж кистей
и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие
движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а
также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
10. Домашние дела:
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
- следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Приложение 4
Конспект родительского всеобуча по теме: «Развиваем мелкую моторику рук» для родителей детей 3-4 лет
Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;
2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Оборудование: заготовки для изготовления оригами «Елочка», «Грибок»; несколько самодельных игрушек-шнуровок, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов (крупы, бусины, макароны и т.д.), пластилин, карандаши, наборы мозаики, конструктора, пазлы, книги: Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры», Е.Черенкова «Простейшие модели оригами».
Ход мероприятия:
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Пальчик-мальчик».
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые игры».
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.
Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.
«Ёлка».
Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).
Этапы выполнения работы:
- согните квадраты по диагонали
- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться
- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы
- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.
Вот и елка.
Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.
«Гриб».
Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.
Этапы выполнения работы:
- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.
- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.
- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.
- у основания треугольника взрослый делает надрез
- «ножка» вставляется в «шляпку».
Грибок готов.
Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
· рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.