Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров
Проект
Реализация требований ФГОС при изучении темы:
«Соединение химических элементов »
Выполнил: учитель химии
ГКОУ «Щедринсксая СОШ»
Тляратинского района
Магомедова Муъминат Гаджиевна
Махачкала 2015 г
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………3
Введение: модернизация российского образования. ФГОС, его назначение…4
Основная часть.
Значение темы для развитие мировоззрения учащихся. Цель и задачи тем…7
Планирование темы по урокам…………………………………………………..9
Урок по теме «Основания»…………………………….……………..…………12
Урок по теме «Кислоты». ……………..………………………………………..18
Итоговая контрольная работа по теме…………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Аннотация
В работе приведен подробный план-конспект по теме «Соединения химических элементов», согласно учебнику О.С Габриеляна Химия для 8-х классов. Целью работы является изучение нормативных документов, касающихся требований ФГОС к урокам химии, а также реализация этих требований на примере темы «Соединения химических элементов»
Задачи:
1.Изучить нормативные документы касающихся требований ФГОС и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание нормативных документов.
2.Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии в 8-ом классе по теме «Соединения химических элементов»
3. Составить конспект уроков по химии для 8-го класса по теме «Соединения химических элементов».
Данная тема объясняется в 8 классе в рамках курса химии. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении приводится информация о модернизации Российского образования, согласно ФГОС. В основной части приведены цели, задачи, планирование темы по урокам, а так же подробно изложен ход урока.
ВВЕДЕНИЕ: модернизация российского образования.
ФГОС, его назначение.
Реализация новых стандартов на всех ступенях общего и профессионального образования требует соответствующей подготовки руководящих и педагогических кадров как в системе высшего профессионального образования, так и в системе дополнительного профессионального педагогического образования: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. В XXI в. актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений. В связи с формированием современной насыщенной информационно-образовательной среды не менее важно обеспечить переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения. Стандарты общего образования первого поколения, регламентирующие содержание образования в дидактических единицах, соответствовали классической образовательной парадигме конца XX в. В начале XXI в. они перестали выполнять функцию педагогической поддержки развития образовательного пространства. Осознание экспертным научно-педагогическим сообществом потребности в новых инструментах развития образовательного пространства России в XXI в. привело к разработке новых образовательных стандартов. Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам –личностным, метапредметным, предметным. Стандарт общего образования второго поколения представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В соответствии с новым методологическим подходом изменились структура и содержание стандартов. Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, выступают требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования. В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разно уровневого сопровождения стандартов (нормативное, методологическое, инструментальное, технологическое, информационно-методическое). Стандарты второго поколения адресованы широкому кругу пользователей и поэтому изложены доступным языком. За рамками содержания стандартов остались вопросы, имеющие сугубо профессиональное, прикладное значение, в том числе для руководящих и педагогических кадров ОУ. Указывая на необходимость создания системы методического сопровождения деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС, новые образовательные стандарты ставят перед системой ИПК задачу обеспечения адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. При этом в основополагающих документах, обеспечивающих реализацию ФГОС, подчеркивается, что темпы модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров должны опережать темпы модернизации системы образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Значение темы для развития мировоззрения учащихся. Цель и задачи темы
Раздел "Соединения химических элементов" на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе "Свойства растворов электролитов" и при изучении курса химии в 9, 11 классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Целью работы является изучение нормативных документов, касающихся требований ФГОС к урокам химии, а также реализация этих требований на примере темы «Соединения химических элементов»
Задачи:
1.Изучить нормативные документы касающихся требований ФГОС и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание нормативных документов.
2.Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии в 8-ом классе по теме «Соединения химических элементов»
3. Составить конспект уроков по химии для 8-го класса по теме «Соединения химических элементов».
Кроме того кислоты играют
важную роль в жизни человека.
С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода
только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало
веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает
слабым раствором угольной кислоты.
Этот слабокислый раствор попадает в грунт, растворяет карбонат кальция в почве.
Поэтому вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов автомобилей оксид серы
добавляет серную кислоту. Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы
поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все
молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота — это
газировка и шипучие напитки.
Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота — витамин С,
ацетилсалициловая — аспирин, фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую кислоту
вводят капельно в вену как кровоостанавливающее средство. В муравьях и крапиве
содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов.
Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые
функции. Из аминокислот строятся в организме белки.
Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает
расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей. Поэтому
важно, чтобы ученики узнали о кислотах в рамках школьного курса химии.
Тематическое планирование урока по теме «Соединения химических элементов»
№ |
Тема урока |
К/ч |
Оборудование |
Планируемые результаты |
Д/з |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
1 |
Оксиды |
1 |
учебник О.С. Габриеляна- 8 класс штатив с пробирками, набор оксидов : оксид меди(II), оксид кремния(IV), оксид кальция, оксид железа (III), вода. |
Знать как определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов. |
уметь выбирать формулы оксидов среди других классов веществ классифицировать основания. |
сформировать познавательный интерес к теме оксиды. |
§18, упр.3, 4 |
|
Основания |
1 |
учебник О.С. Габриеляна- 8 класс ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник, образцы веществ (гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция), оборудование для опытов ( штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, индикаторы). |
Знать как определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. |
уметь выбирать формулы оснований среди других классов веществ классифицировать основания, по числу гидроксид ионов, работать с растворами оснований, соблюдая правила техники безопасности. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей. |
сформировать познавательный интерес к теме основания. |
§19, упр.4, 5 |
|
Кислоты |
1 |
пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки аскорбиновой кислоты, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна- 8 класс, раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карты по проведению опыта. |
Правильно называть
химические формулы кислот. |
уметь выбирать формулы кислот среди других классов веществ классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
|
сформировать интерес к теме кислоты. |
§20, упр.1, 4. Выучить формулы кислот (таб.5, с.109) |
|
Соли |
|
Учебник. Реактивы: нитрат бария, серная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия, пробирки со штативом. мел (карбонат кальция) сода техническая (карбонат натрия) медный купорос (сульфат меди) поваренная соль (хлорид натрия
|
Знать как определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их |
уметь выбирать формулы солей среди других классов веществ классифицировать соль по наличию водорода, или гидроксид иона, работать с растворами сольей, соблюдая правила техники безопасности.
|
сформировать интерес к теме соли. |
§21, упр.2, 3. Выучить названия солей |
Тема урока: Основания
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о основаниях как классе неорганических соединений;
Задачи:
§ Образовательная – Ввести понятие «основание», «индикатор». Изучить классификацию оснований, раскрыть основные свойства оснований.
§ Развивающая – Восстановить в памяти понятие простого и сложного вещества. Продолжить отработку основных правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
§ Воспитательная – Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды суждения. Продолжить отработку культуры химического эксперимента.
Планируемые результаты
Предметные: Правильно называть химические
формулы оснований.
Уметь определять основание с помощью индикатора.
Метапредметные: уметь выбирать формулы оснований среди других классов
веществ классифицировать основания, по числу гидроксид ионов, работать с
растворами оснований, соблюдая правила техники безопасности.
Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей.
Личностные: формирование познавательного интереса к теме основания.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник, образцы веществ (гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция), оборудование для опытов ( штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, индикаторы).
На классной доске записаны формулы веществ:
Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, CaCl2, CaC2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.
Учителем заготовлены к уроку для каждого учащегося:
- незаполненная таблица «Индикаторы», (приложение);
- цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.
2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.
- учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;
- к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.
(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).
На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.
3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.
Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:
- Какие же вещества относятся к основаниям?
4.Изучение нового материала.
4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.
4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.
4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.
4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.
4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.
П.о.: «Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».
4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.
4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.
4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).
Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.
- учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;
- проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH – хорошо растворимы
в воде, остальные основания в воде не растворимы.
4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.
Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.
4.10.Учитель дает понятие о щелочах.
- Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.
4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).
4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).
4.13.Демонстрация: «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт: «Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).
4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).
4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».
- Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.
- Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной - на ярко малиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).
4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.
5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.
С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:
- Какие вещества называются основаниями?;
- Запишите общую формулу оснований.
- Какие основания называются щелочами?
- Как распознается углекислый газ?
- Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?
- Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?
ИНДИКАТОРЫ
Среда
Индикаторы |
Нейтральная |
Щелочная
|
Кислая |
Фенолфталеин |
|
|
|
Лакмус |
|
|
|
Метиловый оранжевый |
|
|
|
6.Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
7.Домашнее задание.
§19, упр.4, 5
Тема урока «КИСЛОТЫ»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи:
§ Образовательная – Ввести понятие «кислота», «индикатор». Изучить классификацию кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот.
§ Развивающая – Восстановить в памяти понятие простого и сложного вещества, металла и неметалла. Вспомнить и закрепить основные принципы построения ряда активности металлов. Повторить место положение металлов и неметаллов в периодической системе. Продолжить отработку основных правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
§ Воспитательная – Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды суждения. Продолжить отработку культуры химического эксперимента.
Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки аскорбиновой кислоты, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна- 8 класс,
раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карты по проведению опыта.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Правильно называть химические формулы кислот.
Уметь определять кислоту с помощью индикатора.
Метапредметные: уметь выбирать формулы кислот среди других классов веществ
классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, работать
с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Личностные: формирование познавательного интереса к теме кислоты.
Ход урока
1. Организация класса и краткое повторение материала.
Приветствие класса, посадка на места.
Вспомните как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).
Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).
ПОКАЗЫВАЮ 2-3 карточки с формулами оксидов.
Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).
На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).
Прочитайте и назовите каждый оксид.
ПОКАЗЫВАЮ 2-3 карточки с основаниями.
Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).
Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
Прочитайте и дайте названия этим основаниям.
2. Вводный инструктаж.
А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс неорганических соединений. Это – кислоты.
Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы вы должны знать что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь распознавать кислоты среди других соединений, уметь определять заряды ионов кислотных остатков, уметь составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости, знать правила техники безопасности при работе с кислотами.
Материал по данной теме мы будем изучать по плану, который имеется у вас на партах:
1) распознавание кислот с помощью индикаторов;
2) определение понятия «кислоты», их состав;
3) классификация кислот;
4) представители кислот.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки белых таблеток (аскорбиновая кислота). Попробуйте их на вкус.
Каков вкус выданного вам вещества? (кислый)
Почему оно кислое на вкус? (содержит кислоту)
Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а также нескольких органических кислот: молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Увеличение кислотности пищи, питья вызывает неприятные ощущения, которые как бы предупреждают об опасности. Многие из вас испытали на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы.
Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели
Как они называются? (Индикаторами).
Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.
Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции).
Итак, приступаем.
3. Лабораторный опыт.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1). Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.
2). Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3). Повторите опыты, описанные выше в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой.
Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор |
Окраска индикатора в воде |
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) |
Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмусовая бумажка |
Желтая |
|
|
Фенолфталеин |
Бесцветная |
|
|
Метилоранж |
Оранжевая |
|
|
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?
(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?
(Лакмус и метилоранж).
Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано?
Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.
4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы по учебнику.
ПОКАЗЫВАЮ 3 карточки с неорганическими кислотами (HCl, H2SO4, H3PO4).
Прочитайте формулы кислот.
Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.
На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).
Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
· В кислотах разные кислотные остатки? (Да).
· СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.
· Прочитайте кислотные остатки.
· Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).
· А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один- ион Н, другой- ион кислотного остатка).
· Чему равен заряд иона Н? (1+).
· Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (Отрицательным).
· А как можно определить число этого заряда?
· Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.
· Чему равен заряд иона кислотного остатка в H2SO4, HCl, H3PO4?
· Как же можно на основании всего сказанного выше дать определение кислотам?
· КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.
ПОКАЗЫВАЮ снова три карточки с кислотами:
? А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?
(Числом атомов водорода).
Как вы думаете можно ли по этом признаку классифицировать кислоты? (Да).
Откройте учебник с.72 §20 последний абзац и найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).
Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).
Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.
ПОКАЗЫВАЮ карточки с H2S и H2SO4.
Прочитайте формулы кислот.
А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).
На с.71 (второй абзац) найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).
Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородные и бескислородные).
Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.
А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты.
Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота.
Например:
ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.
Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.
ПОКАЗЫВАЮ другие бескислородные кислоты: HF, HBr, HI, H2S и прошу учащихся назвать эти кислоты.
Название кислородных кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.
Например:
ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).
Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица.
Вам известно уже, наверное, очень важная кислота серная.
Без нее ни одно производство, верьте не верьте, не обойдется.
Без кислоты не было б толку: при производстве красок и лаков,
Нефть очищает прекрасно от шлаков,
Аккумуляторы автомобилей без кислоты нам бы не прослужили.
Стоит совет всем хороший дать: свойства кислот продолжать изучать!
Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами.
Итогом урока является таблица, которая находится на доске и на партах. Вы должны ее переписать и заполнить пустые колонки, используя материал сегодняшнего урока.
Формулы кислот |
Название кислот |
Кислотный остаток и заряд его иона |
|
HCl |
|
|
|
HNO3 |
|
|
|
HNO2 |
|
|
|
H2S |
|
|
|
H2SO4 |
|
|
|
H2SO3 |
|
|
|
H3PO4 |
|
|
|
5. Закрепление изученного материала:
1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2.
б л о а в г к м и у е с д
2) Игра «Третий лишний»
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl H2SO4 H3PO4
H2SO3 H2SiO3 H3PO4
3) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3;
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.
4) Даны кислотные остатки:
F¯ ; ClO4¯ ; SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя признаки классификации.
6. Домашнее задание:
§ 20, упр № 3,4.
Итоговая контрольная работа по теме.
Вариант - 1.
Задание 1
Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей и дайте их названия.
1 –й уровень. NaOH, Cu2O, Fe2(SO4)3, HNO3.
2 –й уровень. Na2O, CuSO4, HCL, SO3, Fe(OH)3, K2SO3, KOH, HNO3
3 –й уровень. Fe(NO3)3, CuOH, SO2, P2O5, Fe(OH)2, CuCl2, H2SO4, H2S, Na2CO3, MgO
Задание 2
1 –й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами Н2SO4 и Fe(OH)3.Запишите формулы соответствующих им оксидов.
2 –й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами: H2SiO3, Fе(OH)2, Al2(SO4)3. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулу гидроксида металла.
3 –й уровень. Для нитрата бария запишите через стрелки формулы соответствующих ему гидроксида металла, оксида металла, металла.
Задание 3
1 –й уровень. Рассчитайте количество вещества СО2 объёмом 5,6 л (н.у.).
2 –й уровень. Найдите объём (н.у.) для 66 г оксида углерода (IV).
3 –й уровень. Найдите объём (н.у.) и число молекул для 132 кг оксида углерода (IV).
Вариант - 2.
Задание 1
Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей и дайте их названия.
1 –й уровень. KOH, CO2, H2SO4, CuCl2.
2 –й уровень. BaO, AL2(SO4) 3, HCL, H2SO3, Fe(OH)2, K2CO3, ZnO, LiOH
3 –й уровень. Fe(OH)3, H2 S, P2O5, Mg(OH)2, ZnCl2, H2SiO3, H2O, CaCO3, HNO3, CuSO4
Задание 2
1 –й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами НNO3 и Ca(OH)2. Запишите формулы соответствующих им оксидов.
2 –й уровень. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами: H2SO4, Fе(OH)3, Na2SiO3. Для гидроксидов (кислоты и основания) запишите формулы соответствующих им оксидов, а для соли – формулу гидроксида металла.
3 –й уровень. Для нитрата натрия запишите через стрелки формулы соответствующих ему гидроксида металла, оксида металла, металла.
Задание 3
1 –й уровень. Рассчитайте количество вещества SО3 объёмом 11,2 л (н.у.).
2 –й уровень. Найдите объём (н.у.) для 8 г оксида серы (VI).
3 –й уровень. Найдите объём (н.у.) и число молекул для 15 кг оксида азота (II).
Заключение
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность ФГОС, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.
Планируемый нами результат, а именно, повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках химии в 8-ом классе был достигнут.Уверен, что полученные знания помогут нам в дальнейшей работе по внедрению стандартов нового поколения в процессе обучения химии. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
Список использованной литературы
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по предметам Химия 8-9 класс М: Просвещение, 2010.
2. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
3. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 – 9 классы: Методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
6. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.,. Яшукова А.В., Настольная книга учителя химии» -8 класс, «Дрофа», Москва, 2007
7. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику Габриеляна О.С. «Химия-8» для учащихся и учителей. – М: «Блик и К0», 2001.
8. Гранкова А.Ю. Химия: 8 кл.: Метод пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
9. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 9 кл.: Метод. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
10. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.