Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 села Спасское Спасского района Приморского края
Проект: «Удивительное число – ноль»
Работу выполнил:
Антохин Илья
5 «В» класс
руководитель: Лактионова М.П..
учитель, МБОУ СОШ № 8
С.Спасское
.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………….…..3
2. История возникновения числа 0………………………………………………….….4
3.Специфические свойства числа 0………………………………………………….....5
4.Применение числа 0 в других областях знаний, кроме математики………………6
5.Значение числа 0 в практической жизни людей………………………………….…8
6.Место нуля в литературном и народном творчестве………………………………..9.
7.Заключение…………………………………………………………………………....10
8.Список литературы…………………………………………………………………...10
1. Введение
Моя проектная работа называется «Удивительное число – ноль». Это краткосрочный проект, объединяющий такие области знаний как математика, физика, литература.
Цель проекта: рассказать историю появления нуля одноклассникам, показать значимость открытия этой цифры.
Задачи:
- изучить историю возникновения числа 0:
- изучить специфические свойства числа 0;
- выяснить применение числа 0 в других областях знаний, кроме математики;
- выяснить какое значение число 0 имеет в практической жизни людей;
- выяснить место нуля в литературном и народном творчестве.
Актуальность:
люди всегда используют числа и цифры везде: в работе, в быту, на отдыхе. Да и счет – вещь важная и нужная. А многие люди ничего не знают о возникновении счета.
Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), прогулка по родному городу; обобщение и анализ полученных данных.
Объект исследования: удивительное число – НОЛЬ
Продуктом проекта стала презентация, содержащая:специфические свойства числа 0, значение число 0 в практической жизни людей, место нуля в литературном и народном творчестве.
Практическая значимость: возможность использования полученной информации на уроках и внеурочное время по математике, применение в повседневной жизни.
2. История возникновения числа 0.
. Цифра ноль, которой мы
сейчас пользуемся, пришла к нам в месте с арабскими цифрами, которые к арабским
математикам попали из Индии. То есть именно в Индии изобрели десятичную
позиционную систему. Но как могли раньше считать без нуля? И
могли и не могли одновременно. Что-то похожее на ноль встречается еще на
глиняных клинописных табличках древнего Вавилона.
- В древней Греции и Египте для счета использовались камешки. Когда камешек
поднимается с того места на котором лежал при счете, от него остается ямка. Не
ноль ли? Нет, пока еще не ноль. Все что было до индийцев носило только
прикладной характер и никак не может быть принято за настоящую историю
изобретения ноля. Это всего лишь обозначение пустого места.
- Система десятичных разрядов существовала и в Китае. Чтобы записать
число 934 в столбик единиц клали 4 палочки, десятков — 3, а сотен — 9
палочек. Вместо нуля оставляли пустое место. А вот записывая цифры китайцы
разряды не использовал и символа для ноля не было.
-Индийцы называли ноль "сунья", пустой. Арабы перевели это как
"сыфр", от которого произошло слово"цифры".
Индийские пра-ноли:
Что такое нуль?
Нуль – это целое число, одна из цифр в десятичной системе счисления. Название "нуль" происходит от латинского слова nullus, что означает "никакой". Обозначается нуль знаком 0.
Как цифра в записи многозначного числа или десятичной дроби нуль употребляется для обозначения отсутствия единиц определённого разряда. Основное свойство, которое характеризует нуль как число, заключается в том, что любое число при сложении с нулём не меняется.
3. Специфические свойства числа 0.
Число 0 в обычных арифметических операциях ведет себя
совершенно уникально:
Число 0 – это единственное число, на которое нельзя
делить.
Очень своеобразно ведет себя число 0 при возведении в степень:
Число 0 – это единственное действительное число,
которое не является ни положительным, ни отрицательным.
В теории множеств Георг Кантор обозначил минимальную мощность бесконечных множеств (то есть мощность счетных множеств) так:
4. Применение числа 0 в других областях знаний, кроме математики
До конца XIX века в различных странах для отсчёта географических долгот использовали свои собственные национальные НУЛЕВЫЕ меридианы:
Из всех векторов только НУЛЕВОЙ вектор нельзя
изобразить в виде направленного отрезка:
Первая цифра натурального числа может быть любой,
кроме цифры 0:
НУЛИ функции – это числа из области определения
функции, при которых она принимает НУЛЕВОЕ значение:
Замкнутая орбита любого космического тела – это
ЭЛЛИПС, который по форме полностью совпадает с формой цифры 0.
В 1849 году в Будапеште возведён Цепной мост, где установили нулевой километр – точку отсчёта расстояний в Венгрии
Нулевой километр автодорог в Иваново
Абсолютный НУЛЬ температуры – минимальный предел температуры, которую может иметь физическое тело во Вселенной.Абсолютный нуль служит началом отсчёта абсолютной температурной шкалы. По шкале Цельсия абсолютному нулю соответствует температура −273,15° C.
5. Значение число 0 в практической жизни людей
На любом калькуляторе после его включения сразу
появляется ЕДИНСТВЕННОЕ число – цифра 0.
В полночь на электронных часах появляются четыре НУЛЯ.
Начинается новый день!
На клавиатуре компьютера цифры изображают в таком
порядке:
Ноль без этой палочки был то ли цифрой, то ли буквой. Поэтому и стали иногда говорить “НОЛЬ БЕЗ ПАЛОЧКИ”:
КРЕСТИКИ-НОЛИКИ – логическая игра, в которой один из
игроков играет “крестиками”, а второй — “ноликами”.
Жест рукой, изображающий цифру 0, в англоговорящих
странах имеет значение “ВСЕ В ПОРЯДКЕ”, “ВСЕ НОРМАЛЬНО”, “ВСЕ ОТЛИЧНО”.
Число 0 имеет два названия: НУЛЬ и НОЛЬ.
Слово «ноль» используется в следующих выражениях:
И только слово «нуль» в таких выражениях:
В 1964 году была впервые напечатана замечательная
книга “ПРИКЛЮЧЕНИЯ НУЛИКА”.
А затем по этой книге был создан музыкальный спектакль, и даже была выпущена
пластинка.
6. Место нуля в литературном и народном творчестве
О свойствах нуля писал С.Я. Маршак:
Детские стихи про цифру ноль:
К. Зеленая
Ноль похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.
Т. Шатских
На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль – когда чего-то нет!
А. Сосина
Ноль – задумчивый мудрец.
Где начало, где конец
Сам не может разобрать.
Как его нам не узнать!
А. Сметанин
Вы не встретите миногу,
Чтоб плыла в строю не в ногу.
Почему? Да, просто ног
Ровно НОЛЬ у рыб миног
М. Придворов
А в строю-то им раздолье…
Ой, совсем забыл про ноль я!
Так его и нету, вроде,
Хоть и водится в природе.
Т. Лаврова
Ноль не значит ничего.
Очень жалко мне его.
Он хороший: круглый, гладкий,
Всё с подсчётами в порядке.
Ноль со всеми очень дружен,
Он везде и всюду нужен.
Ноль не требует наград,
Завершает цифр ряд.
7. Заключение
Мне интересно было работать над этой темой. В процессе работы я много узнал интересного. Я теперь знаю историю возникновения числа нуль, некоторые свойства нуля, где можно применить число 0 в других областях знаний, кроме математики, какое значение число 0 имеет в практической жизни людей, место нуля в литературном и народном творчестве.
Теперь я смогу рассказать историю появления нуля одноклассникам, показать значимость открытия этой цифры.
8. Литература.
1. Депман И.Н. Из истории математики. Детгиз. Москва 1950.
2. Википедия – энциклопедия.
3 Математика в школе. №4 Педагогика, 1989.
4. Панишева О.В. Математика в стихах. Учитель. Волгоград. 2008.
5. https://luktore.to
6. otvet mail.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.