Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
Детсад
26.03.2017
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
неделя р.языка старшая гр..docx
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский
сад комбинированного
вида № 9 «Салават купере»
__________А.Р.Сунагатова
«____» __________ 2017 год.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Составители:
воспитатели старшей группы Гараева З.М., Газизуллина Р.Х.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем
и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно
сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной
культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что
тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как
одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть
утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры,
истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом,
порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать
интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои
истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению
дошкольников к истокам русской культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию
высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,
защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно
минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной
культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к
народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности
дошкольника средствами народного творчества.
1 Технологическая карта проекта
Пояснение
Название проекта
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Тип проекта
Групповой, краткосрочный, творческий
Направления развития
Познавательное
Социальнокоммуникативное
Речевое
Художественноэстетическое
Участники проекта
Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители
Целевая группа
Старшая
Сроки реализации (длительность)
С 20 марта по 24 марта 2017 г.
Основание для разработки проекта
Дети практически мало знакомы с культурными традициями своего народа, с народными
игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами
народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские
песенки, прибаутки, сказки, былины.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват,
кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную
деятельность.
Закреплять знания о русском декоративноприкладном искусстве, о русских промыслах
(Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
2 Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство
гордости за Россию.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Пополнение образовательной культурной среды в группе дидактическим материалом
"Декоративноприкладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы
", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ",
"Народные игры"; оформление стенда фотографий, призентации, отражающих работу по
проекту;
Подбор методической, научно популярной и художественной литературы,
дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего
дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного
значения.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации
проекта.
Планируемые
результаты
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня сформированности нравственно патриотических чувств
воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры
родного края и других народов.
1. Социальнокоммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
«Традиции русского народа»;
«О русских народных промыслах»;
«Русская матрёшка»;
«Устное народное творчество в России»;
«Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи):
Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных
явлениях.
Пересказ русских народных сказок.
Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
Песенокпотешек: «Катя, Катя маленька», «Раннимрано поутру...», «Ласточка
ласточка».
Сюжетноролевые игры:
«К нам гости пришли»;
3 «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай
элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игрызабавы:
«Гусилебеди», «Сова», «Баба Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок»,
«Плетень», «У медведя во бору», «Горигори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
Народные обряды и обычаи встречи весны;
«Исконные символы России» Приложение №3;
«Чудочудное, диводивное»;
«Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина
Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением
различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском
национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
«Быт и предметы утвари»;
«Русская народная кукла»;
«Русская матрешка»;
«Символика России»
«Русская кухня»;
«Русские инструменты»;
«Русские детские писатели».
Экскурсия в Азнакаевскую библиотеку. Час культуры «Русская культура»
Художественноэстетическое развитие.
Чтение:
Русский фольклор: «Николенькагусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Раннимрано
поутру...», «Грачикиричи», «Ласточкаласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По
дубочку постучишь».
Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевналягушка»,
«Хаврошечка», «Сивкабурка», «Гусилебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят»,
«Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка
со скалочкой».
Развлекательного вечера, посвященного творчеству Агнии Барто . Приложение №4;
Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто. Приложение №5;
Предметы художественных промыслов:
Предметы городецкой росписи;
4 Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»;
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
Энциклопедия для малышей. Русские Музеи.
«Русские художественные промыслы».
Альбом «Народная игрушка».
Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка»,
«Деревянная игрушка».
Альбом «Русские костюмы»
Иллюстрации:
О праздниках на Руси;
Устройство русской печи;
Иллюстрации старинных предметов;
Иллюстрации художника Агния Барто к стихам.
Музыка.
Попевки:
«АндрейВоробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные
песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
«Заинька», обр. С.Кондратьева;
«Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
Игры с деревянными ложками.
Пение:
Заклички, приговорки, прибаутки.
Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко,
покажись».
Занятие «Путешествие в стану русских народных инструментов» Приложение №2;
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Знакомство с городецким росписем»
«Знакомство с русским народным костюмом»,
«Русская матрёшка» Приложение №1;
Раскраска «Наши любимые русские народные сказки»
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество:
Изготовление масок к русским народным сказкам.
Украшение плоскостного изображения посуды.
5 Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Пение русских народных песенок и попевок.
Придумывание пословиц и поговорок.
Инсценированное чтение потешек.
Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания
русских народных сказок, потешек.
Взаимодействие с семьёй:
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй,
гармонь».
Чтение художественной и познавательноэнциклопедической литературы по теме
«Народная культура и традиции».
Приобщение детей к семейным традициям.
Консультации «Зачем детям нужны сказки?» Приложение №6;
« Почему необходимо приобщать детей к истокам русской народной культуры?»
Приложение №7;
Анкетирование родителей на тему: «Нужны ли детям русские народные сказки»
Приложение №8;
Конкурс рисунков с родителями «Нарисуй любимую русскую сказку»
Участие в муниципальном конкурсе «Мартовские коты»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Понедельник
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с
бытом и предметами утвари русской избы»
Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»
Беседа «Народные традиции встречи весны»
Экскурсия в Азнакаевскую библиотеку.
Русская народная игра «Колпачёк»
Рассматривание энциклопедии для малышей « Русские музеии».
Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева).
Рассматривание иллюстраций.
Вторник
ПРЕДМЕТЫ ИЗ
БАБУШКИНОГО СУНДУКА
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным
костюмом»
Беседа «Исконные символы России»
6 Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»
«Предметы старины в загадках русского народа» отгадывание загадок.
Путешествие в прошлое предметов (утюг).
Презентация «Русская народная кукла»
Среда
ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
Познавательное развитие. «Талант наших мастеров».
Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»
Беседа о русских народных игрушках «Чудочудное, диво – дивное»
Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное
рисование по мотивам сказки.
С/р игра «Ярмарка» учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Д/и «Народные промыслы»
Четверг
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»
Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»
Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами:
«Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».
Прогулка «Белая берёза»
Конкурс среди девочек «Коса девичья краса»
Подвижные игры: "Бабка Ёжка", "У дедушки Трифона".
Пятница
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Развитие речи. «Жанры народного фольклора»
Литературная викторина «Наши любимые сказки»
Изготовление материала для театрализованной деятельности «Волк и лиса».
Инсценировка потешек: «Теньтень потетень…» (под фонограмму)
Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая сказка»
Игрыситуации: «Поём колыбельные песни».
Достигнутые результаты:
Обеспечило у детей развитие любознательности, стремление изучить русские народные
традиции.
Показ сказки детьми старшей групп дало возможность проявить детям свои
артистические способности, развить выразительную речь, мимику, движения. Проведение
русских народных игр, участие в празднике сплотило детей групп, они ближе узнали
друг друга, болели, переживали друг за друга во время игр, соревнований. Дети получили
возможность фантазировать, почувствовать себя свободными. Очень яркие
положительные эмоции дети получили во время праздника .
7 Приложение №1
Конспект открытого занятия «Русская матрёшка»
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как
символ русского народного искусства;
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и
прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»,
«Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национальнокультурным традициям, познакомить с
русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства;
развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать
характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать
творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать
переутомления.
Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки,
чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание
музыкальных фольклорных композиций.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных
матрешек, силуэт матрешки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А
чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Дети: Матрёшка.
8
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….. Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир.
Воспитатель: Правильно.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушкакукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек,
русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем
распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают
шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку,
изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко
разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
9 Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки хохотушки, очень
любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влевовправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему
грустит?
Дети: У нее сарафан не расписан.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерамихудожниками и
распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).
(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас
получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).
В конце занятия воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы
сегодня познакомились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас матрешки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?
Дети: разные, маленькие и большие.
Воспитатель: А как можно с ними играть?
Дети: Собирать, разбирать.
10 Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она
сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Приложение №2
Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада на
тему: «Путешествие в стану русских народных инструментов».
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных
инструментах.
Задачи: Развивать представления детей о народной музыке и народных
инструментах. Развивать творческую фантазию. формировать навыки игры на детских
музыкальных инструментах;
развивать эмоциональную отзывчивость; сенсорные способности и звуковысотный слух;
развивать чувство ритма, мелкую моторику рук; формировать певческий голос и
выразительность движений;
воспитывать любовь и интерес к музыке.
Оборудование: детские музыкальные инструменты (треугольник, трещотка,
балалайки, бубен, гармошка,деревянные ложки,погремушки, соломенные одноразовые
трубочки, музыка: «Русская народная мелодия «Светит месяц»», музыка «Русская
народная музыка Полянка, русский народный наигрыш», фонограмма записи
гармони, музыка «Веселая дудочка», песня «Наш оркестр» М. Картушиной.
Ход занятияЗдравствуйте ребята!Дети: Здравствуйте!
Я приглашаю вас, отправится со мной в интересное путешествие по удивительному
миру Русской народной музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
Дети: готовы!Тогда, поехали!Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Первая остановка «Город инструментов». Ребята, посмотрите,
сколько музыкантов собралось в этом городе. Какие инструменты Вам знакомы?
Дети: Балалайка, гармошка, деревянные ложки, погремушки, дудочка, трещотка.
Молодцы, ребята! Давайте послушаем, как звучит гармонь?
(Включается музыка «Русская народная музыка Полянка, русский народный
наигрыш»). Какое настроение у вас возникло?
(Ответы детей).
Гармошка играла быстро, весело, звонко, задорно. А хотите мы подыграем нашей
гармошке на детских музыкальных инструментах?
Дети: да! конечно!
Тогда отправляемся в следующий город «Город музыкантов».
Подходите, берите музыкальный инструмент, и мы подыграем гармошке.
Дети берут ложки, трещотки, бубен, балалайку, треугольник. (Под фонограмму записи
гармони подыгрывают в такт). Молодцы, детки!
11 Вот какой у нас получился замечательный оркестр Русских народных инструментов.
А в оркестре главное, что все музыканты играют вместе, в лад, слушая друг друга.
А сейчас мы отправляемся в город «духовых инструментов»!
Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в
трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели.
Давайте и мы подуем в дудочку? Проводится артикуляционное упражнение «Веселая
дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо
влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в одноразовые трубочки) .
А теперь давай поимпровизируем! Я включу песенку Веселой дудочки, а вы будете
дуть в свои трубочки, пританцовывая, и представлять, что это вы играете на дудочке.
Звучит музыка «Веселая дудочка».
Молодцы! У вас получилась замечательная «Песенка дудочки».
И последний город, в нашем сегодняшнем путешествии «Сыграйка!».
Представите, что у вас в руках любой русский народный инструмент, какой хотите, и
вы будете подыгрывать на нем под музыку.
Предлагаю детям показать (пантомимой) как они играют на различных инструментах,
под песню «Наш оркестр» М. Картушиной.
Вот такие веселые инструменты живут в этой стране.
Все вы молодцы! В какой стране мы с вами сегодня побывали? С
какими инструментами познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какое
настроение после занятия?
Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных
стран, которые мы сможем с вами посетить. А нам пора возвращаться в наш детский
сад. Занятие окончено.
Приложение №3
Беседа о государственных символах России.
(для детей 56 лет)
Тема: Беседа о государственных символах России.
Цели: Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными
символами России (матрёшкой, берёзой), понятием Родина, формировать у детей
представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о
функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета.
Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость
за свое Отечество.
Методы и приемы:
Игровой момент: дети находят в группе конверт с письмом, обращаются к педагогу
прочитать, что в нем написано.
В. (читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Почемучка. Я
разгадывал кроссворды и затрудняюсь ответить на вопросы. Помогите, пожалуйста.
Заранее благодарен. Почемучка.
12 В.: Сегодня, мы будем говорить об очень важном: о нашей Родине, о России, о
Государственных символах. И конечно же, ответим на вопросы Почемучки.
Итак, первый вопрос, который задает нам Почемучка, звучит так: « В какой стране с
удивительно красивым названием мы живем?»
Д.: Мы живем в России.
В.: А кто найдет и покажет на карте мира Россию нашу Родину.
(2 – 3 ребенка работают с картой.)
В.: Почемучка задает второй вопрос: «А что такое Родина? »
Дети: Родина значит родная, как мама и папа.
Родина место, где мы родились.
Родина страна, в которой мы живем.
У всех стран, в том числе и у России есть свои символы. А какие они эти символы?
Назовите государственные символы нашей страны.
Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
В.: Один из символов – это флаг. Почемучка хочет знать, из каких цветов состоит
флаг России?
Дети: Флаг состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
В.: А как расположены полосы?
Дети: Полоски флага расположены горизонтально: белый, синий, красный.
В.: Это любимые цвета русского народа. Давайте ответим Почемучке, что означает
белый цвет?
Дети: Народ белым цветом обозначал чистоту, мир, правду, веру.
В.: Белый – это цвет мира. Наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. А что
означает синий цвет?
Дети: Синий цвет – это вода, небо, верность, честность, мудрость.
В.: Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Осталось ответить, что означает
красный цвет?
Дети: Отвага, смелость, героизм, кровь, пролитая за Родину.
В.: А где можно увидеть флаги?
Дети: Флаг можно увидеть над Кремлем, где работает Президент России – Путин, над
администрацией Советского района, где работает глава Удинцев Сергей Васильевич. В
праздники на государственных учреждениях, на Олимпиадах, соревнованиях, на
кораблях, над Домом культуры, над школой.
Дети: Один из символов России – это герб.
В.: Почемучка задает вопрос: « А что такое герб? »
Дети: Герб – отличительный знак. Его устанавливают на границе.
В.: Государственные символы России – это флаг, герб. Что я еще забыла отметить?
Дети: Гимн – это тоже символ нашей страны.
В. : Почемучка хочет знать, что такое гимн?
Дети: Гимн – это торжественная песня.
В. : А как мы слушаем гимн?
Дети: Гимн мы слушаем стоя, молча.
13 Вос.: Правильно, но есть ещё отличительные символы, которые отличают их от других
государств: матрёшка, дерево – берёза. Матрёшка не зря считается символом России.
Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок
у матрёшки. В России есть красивый город Сергиев Посад. В этом городе есть
старинный музей игрушки. Этому музею почти 100 лет. В нём хранятся игрушки со
всего мира, в том числе одна из первых матрёшек.
Первым кто выточил матрешку, был токарь Василий Петрович Звёздочкин, а
расписал её известный художник Сергей Васильевич Малютин. А поскольку одним из
самых распространенных деревенских имён в то время было имя Матрёна,
ласкательное матрёшка, то и куклу назвали матрёшкой. Вот так родилась эта «
деревенская девочка ».
С 1890 г. в Сергиевом Посаде началось массовое производство матрёшек. А через
некоторое время матрёшек стали делать и в других российских городах и сёлах.
Наиболее известными являются 3 вида матрёшек (показ иллюстраций с матрёшками):
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка, Полхов – Майданская. Их названия
зависят от того места, где их расписывают. Матрёшка давно стала национальным
сувениром, который радует взрослых и детей всего мира.
Следующим символом страны – является национальное дерево – берёза. Берёза –
любимое российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего
детского сада. Очень много стихотворений посвятил русский народ берёзе, послушайте
одно их них:
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Посмотрите на берёзоньку (показ иллюстраций), какая она стройная и красивая.
Неисчерпаема та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево
используют как строительный материал. Древесина берёзы очень прочная, идёт на
изготовление мебели. Кора берёзы – береста заменяла писчую бумагу. Делали из
бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки. Почти вся крестьянская
утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда.
Так же берёза даёт очень вкусный и полезный сок. Как он называется?
(берёзовый).
Почки и листья берёзы используются в медицине. Вот такую пользу приносит берёза.
Россия и берёза! Эти два понятия – не разделимы. Она стала символом нашей страны –
России.
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.
( рус. нар. песня )
Сценарий поэтического развлекательного вечера, посвященного творчеству Агнии
Приложение №4
Участники: воспитанники старшей группы №6, родители
Цель: Формировать интерес к литературным произведениям
Барто.
14 Задачи: Создать радостную, веселую атмосферу; развивать речь; развивать
двигательную активность; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа: Познакомить детей с творчеством А. Л. Барто, заучивание
стихотворений, организация выставки творческих работ воспитанников выполненных в
разных техниках.
Ход развлечения
Воспитатель подводит детей к организованной в книжном уголке выставке. На полках
расположены: портрет Агнии Барто, выставка иллюстраций произведений поэтессы и
детские творческие работы.
В: Ребята посмотрите перед нами портрет знаменитой поэтессы Агнии Львовны Барто,
которая написала очень много стихов для детей. Её стихи знакомы не только вам, но и
вашим мамам и папам и даже бабушкам и дедушкам! Посмотрите, какие замечательные
творческие работы вы сделали вместе с родителями! Что объединяет все эти работы?
Д: Это герои стихов
В: Верно ребята это персонажи произведений Агнии Барто! Давайте мы с вами
отправимся в интересное путешествие в страну игрушек! В этом нам поможет
волшебный паровозик! (звучит музыка, появляется персонаж)
В: Ребята, что тут случилось?
1 ребенок читает стихотворение «Мишка»
В: Что же нам делать?
Д: Надо вылечить мишку! (звучит музыка, 2 девочки переодетые в медицинскую
форму лечат мишку)
В: Ребята мишка поправился и хочет с вами поиграть! (звучит музыка, проводится
игра «Ходим кругом»).
Мишка наш довольный стал и в берлогу убежал! А мы с вами ребята отправляемся
дальше, по вагончикам! (звучит музыка, появляется персонаж) Что же здесь
произошло?
2 ребенок читает стихотворение «Зайка»
В: Давайте зайку пожалеем, и поиграем вместе с ним! (звучит музыка, проводится
игра «Зайка серенький сидит») Зайчик наш веселый стал, в лес скорее ускакал! А нам,
пора в путь, по вагончикам! (звучит музыка, появляется персонаж). Ребята, что тут
приключилось?
3 ребенок читает стихотворение «Грузовик»
В: Давайте поможем котику сесть в грузовик. Молодцы! Поехали дальше, по
вагончикам! (звучит музыка, появляется персонаж). Кто же ждет нас впереди?
4 ребенок читает стихотворение «Бычок»
В: Не бойся бычок! Мы тебя научим как нужно ходить по узенькой дочечке и не
падать (звучит музыка, проводится подвижная игра «По узенькой дорожке»).
Нам пора снова в путь, по вагончикам (звучит музыка появляются следующие
персонажи)
В: Ребята посмотрите перед нами река!
5 ребенок читает стихотворение «Кораблик» (инсценировка стихотворения)
15 В: Ребята, вы слышите, кто то плачет?
6 ребенок читает стихотворение «Наша Таня»
В: Дети давайте поможем Танечке достать мячик. Молодцы! Ребята, Таня очень
любит играть в мяч и хочет поиграть вместе с вами (звучит музыка, проводится
подвижная игра «Звонкий мяч»).
В: А нам снова пора в путь на встречу приключениям! (звучит музыка, появляется
персонаж) Кто же это скачет к нам на встречу?
7 ребенок читает стихотворение «Лошадка»
В: Ребята, а вы можете так же красиво скакать, как лошадки? (звучит музыка, дети
выполняют поскоки с продвижением вперед) И снова в путь, по вагончикам! (звучит
музыка, появляется персонаж). Ребята, что тут происходит?
8 ребенок читает стихотворение «Самолет» (инсценировка стихотворения)
В: Так это же самолет, так и просится в полет! (звучит музыка) Полетели, полетели и
сели.
Вот и закончилось наше путешествие в страну игрушек, а помогла нам в этом поэтесса
Агния Львовна Барто. Игрушкам очень понравилось у нас в гостях и они приготовили
для вас гостинцы! (звучит музыка, воспитатель раздает гостинцы)
Приложение №5
Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто
Цель: Заинтересовать детей в творчестве А.Л. Барто.
Задачи: закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто;
развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный
интерес;
разучивание стихов;
воспитывать интерес к стихотворениям.
Предварительная работа: знакомство с биографией А.Л.Барто; чтение и заучивание
стихотворений из цикла «Игрушки» другими произведениями; рассматривание
иллюстраций к стихотворениям; выставка книг «Творчество А.Л.Барто»; рисование
рисунков к стихотворениям А. Л. Барто.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на портрет, который я разместила в
нашем книжном уголке, как вы думаете, кто это?
твет.
Воспитатель: А кто такая Агния Барто?
Ответ.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам поговорить о творчестве этой
замечательной поэтессы, вспомнить ее произведения, которые мы с вами полюбили с
самого раннего возраста.
Воспитатель: Кто знает, когда родилась Агния Барто?
Ответ: 17 февраля.
Воспитатель: А кем мечтала стала Агния в детстве?
16 Ответ: Балериной.
Воспитатель: Как называется сборник стихов, который Агния Львовна написала для
детей и который вы все часто читаете?
Ответ: Игрушки.
Воспитатель: Для кого в основном пишет свои произведения Агния Барто?
Ответ.
Воспитатель: Ребята у меня в руках мешочек, а в нем лежат игрушки. Вы по очереди
подходите ко мне, достаете игрушки и читаете стихи о той игрушке, которую достали.
В мешочке лежит самолет игрушечный, слоник, мячик небольшой, конфеты и т. д.
Игра: «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Я вам предлагаю немного поиграть. Задание называется «Слушай и
исправляй стихотворение…». Я буду читать строчки стихотворений, вы должны
исправить те слова, которые я прочитала неверно. Будьте внимательны!
Игра «Слушай и исправляй стихотворение…»
Уронили зайку на пол, (мишку)
Оторвали зайке лапу…
Идет медведь, качается (бычок)
Вздыхает на ходу…
Я люблю свою мартышку,(лошадку)
Причешу ей шерстку гладко…
Наша Маша громко плачет,(Таня)
Уронила в речку мячик.
Тише Машенька не плачь…
У меня живет слоненок, (козленок)
Я сама его пасу.
Рано утром в сад зеленый,
Я слоненка отведу…
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я трактор, по быстрой реке…(кораблик)
Левой! Правой! Левой! Правой! На парад идет отряд,
На парад идет отряд, Трубочист очень рад!.... (Барабанщик)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием, вы очень хорошо знаете стихи
этой замечательной писательницы.
Ребята, а о чем любила писать АгнияЛьвовна?
Ответ: о природе, об игрушках, о детях, о птицах.
Воспитатель: Конечно, же она писала о птицах. Послушайте стихотворение.
ет синиц: Не прилетели.
Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.
Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!
Поглядите, возле вас
17 В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?
Или в дом влетели птицы,
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.
Просим вас: бегите вслед,
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю подойти ко мне. Перед вами на столах лежат
картинки птиц, найдите среди них синичек, а затем , распределите птиц, которые
улетают в теплые края к солнышку, а зимующих птиц посадите к снежинке.
Воспитатель: Следующее задание: как звали девочку, в произведении «Помощница»,
которая ничего не делая, очень уставала?
У …..дел немало,
У …много дел
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты ел.
Вот у … сколько дела:
…ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.(Танюша)
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как нужно обращаться с книгой?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся стихи Агнии Барто? Чем они вам нравятся?
Ответы.
Воспитатель: А сейчас вспомните произведения Агнии Львовны и ответьте на вопросы:
Чего ждал Егорка в произведении «Жадный Егор»?(подарков от Деда Мороза
Из какого произведения эти строчки:
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все. (Любочка)
Какую букву не мог выговорить Сережа в стихотворении Агнии Львовны?(букву «р»)
О какой птице написаны строчки:
Яркорозовая грудка,
18 Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла. (снегирь)
Куда пошли смотреть балет подружки?(в театр)
Что потеряли девочки в театре?(номерок от гардероба
Как называется игрушка с бубенцом, которая была в руках у Андрюшки?
(погремушка)
Воспитатель: Я уверена, что вы эти замечательные произведения будете помнить
всегда.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о творчестве и произведениях писательницы и я
хочу вам предложить продолжить знакомство, но уже в нашей городской библиотеке.
Так, что пойдемте одеваться и отправляемся в путь
Консультация для родителей: «Зачем детям нужны сказки?»
Приложение №6
Многие века русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали бабушки,
мамы, а в дворянских семьях няни. Сейчас родители и бабушки разучились
рассказывать сказки, но читатьто ещё не разучились. А зачем детям нужны сказки?
Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание иррационально. Но
эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Современный детский автор
при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских
народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Они
были нужны народу и прежде всего детям для формирования национального
самосознания, для сохранения своей самобытности в тяжелейших условиях борьбы с
многочисленными врагами Руси. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в
подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность
примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость,
которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.
Среди русских народных сказок нет ни одной, где бы говорилось о междоусобице
удельных княжеств. Народ, создавая сказки, вычеркнул из своей исторической памяти
этот факт своей истории. И это очень мудро. Зачем детям знать, что русские люди
могут воевать друг с другом? Им нужны другие примеры.
Сказки не поддаются в полной мере филологическому анализу, ибо он
рационален, а сказка над человеческой рациональностью. Факт в том, что она прошла
через века, она интересна детям и поныне. Ребёнок, с детства слушавший сказки,
вырастает здоровым душой. В наше время давления на психику малышей телевидения,
намеренно уродливой "детской" литературы только древняя сказка своим неспешным
ритмом, сюжетом, нравственным содержанием успокаивает ребёнка.
Порой можно услышать: былины, древний русский фольклор сугубо языческое
наследие. Обычно так говорят люди неправославные. Это нашито богатыри
язычники? О себе один из них говорит: "Меня, Государь, зовут Алёшей Поповичем, из
города Ростова, старого попа соборного". Перед битвой богатырь "молился Богу со
слезами", и "Алешины молитвы доходчивы даёт Господь Бог тучу с градомдождём",
19 а дождь смочил крылья ЗмеяГорыныча, и тот стал бессилен. Любимый народом
богатырь Илья Муромец в конце жизни стал монахом и прославлен в лике святых как
преподобный Илия Муромец (его память мы отмечаем ежегодно 1 января).
Былины не жития святых, но святость любимого богатыря Илии Муромца народ всё
же образно описал: "Прилетела невидима сила ангельска и взималато его с добра коня
и заносила в пещеры Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленны".
Сам дух былин русский, православный. Главная тема их защита Родины, Русской
земли. В былинах отражется державность мышления нашего народа. Но обратите
внимание: Илья Муромец, защитник Земли Русской, не самый сильный богатырь в
нашем фольклоре. Самым сильным человеком в глазах русского народа был Микула
Селянинович (селянин), мирный пахарь. Именно его образ идеал народа. Это означает,
что если бы не было нужды защищать Русскую землю, то наши предки жили бы мирным
трудом. Конечно, ребёнок не может расшифровать глубинные символы былин и сказок,
но все они ложатся ему на душу и определяют многое в его взрослой жизни. Былины
закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней и защищать её.
Воспитанный сказками и былинами наш народ становился сильным, он даже после
поражений неизменно возрождается.
Попробуем с нравственных позиций взглянуть на известную сказку "Морозко".
Младшую дочь отвезли в сильный мороз в лес по настоянию мачехи. Девочка побеждает
Морозко своим смирением. "Тепло ли тебе, девица?" спрашивает он. И девочка
смиренно и ласково отвечает: "Тепло, Морозушко, тепло, батюшка". В третий раз
(задавать вопрос трижды особый символ в наших сказках) Морозко спрашивает
ласково: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?".
Смирение и незлобливость получают вознаграждение: Морозко даёт девочке тёплую
шубу и богатые дары. Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замерзшей
падчерицей: по православному обычаю умершего нужно похоронить похристиански.
Отец привозит из леса дочку живую и невредимую, да ещё с богатыми дарами, но это
чудо вызывает злобу мачехи. И отторжение от злобы и несправедливости в детской
душе.
Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена гордыни ("Ой,
застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!", говорит она), и изза гордыни и
злобы погибает. Дети понимают почему. В одной из воскресных школ ответили: "А
чтобы она больше не грешила". Бог знает, что при такой злобе эта девочка так согрешит
в будущем, что её никакими молитвами не вымолить из ада, вот Он и прекращает её
земную жизнь.
Некоторые интеллигентные родители сейчас считают: русские сказки вредны, они
кровожадны. Это же надо до такого додуматься! Даже симпатичного Колобка Лиса
съедает в сказке. Я спросил детей на занятиях в Воскресной школе: "Почему Лиса
съела Колобка?". И получил ясный ответ: "А потому, что он зазнался". И ещё один
ответ: Колобок наказан за непослушание. Нам, взрослым, надо учиться у детей. Дети
понимают, что в сказке "По щучьему велению" не лень воспевается, а душевность,
доброта и находчивость Емели. Мог ли трудолюбивый русский народ воспевать лень?
Разумеется, нет.
20 Некоторым родителям хочется сказать: не критикуйте многовековую мудрость народа,
вспомните, с каким восторгом вы слушали сказки в детстве и не лишайте этой радости
своих детей.
С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с
младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно
медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в
которые внесён рациональный, "упрощающий" момент. Нельзя читать каждый вечер
новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал её
выучить наизусть. Только так малыш мог усвоить те нравственные категории, которые
были заложены в сказке.
Слушая сказки, ребёнок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор
этому мешает. Поэтому будем читать сказки вслух, иначе, став взрослым, наш ребёнок
не научится критически осмысливать происходящие события, станет рабом
навязываемых ему идей, будет не только легко внушаем, но и поддастся зомбированию,
может попасть в тоталитарную секту, стать чёрствым душой к своим престарелым
родителям, т.е. к вам, дорогие читатели.
Приложение №7
Консультация для родителей:
Почему необходимо приобщать детей к истокам русской народной культуры?
Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся
ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную
жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо
прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у
ребенка, не будучи сам патриотом.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это
до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными
сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая
знания с возрастом. Декоративноприкладное искусство: хохлома, городецкая,
дымковская, филимоновская игрушка. Слушание и воспроизведение фольклора.
В нашей жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому
некоторые слова из фольклорных произведений могут быть непонятны детям, и задача
воспитателя объяснить и научить правильно, понимать и применять эти слова.
Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками мы приобщаем их к
общечеловеческим нравственным ценностям, уделяя особое внимание заботе, нежности,
вере в благополучие, восхваляя положительные качества людей, уважительное
отношение к труду.
Так же немаловажную роль должны занимать народные традиции и праздники.
Приобщая ребенка к видам национального искусства, прививая любовь к Родине
ее культуре, стараясь чтобы она стала неотъемлемой частью души ребенка с первых
21 лет жизни, мы пораждаем личность, которая в дальнейшем проявит себя на уровне
человеческих отношений, чувств и нравственных позиций.
Приложение №8
Анкетирование родителей на тему:
«Нужны ли детям русские народные сказки»
Цель проведения анкетирования: выяснение отношения наблюдаемого к заданной
проблеме.
1.На кого из героев народных сказок хотел бы быть похожим Ваш ребенок? Почему?
______________________________________________________________
2.Кого из перечисленных сказочных персонажей Ваш ребенок считает хорошими: Волк,
ИванЦаревич, Кощей Бессмертный, МарьяКраса. (подчеркнуть) Почему именно его?
3.Если бы ребенок поймал щукуволшебницу, о чем бы он ее попросил?
______________________________________________________________
4.Зачем народная сказка нужна человеку?
______________________________________________________________
5.Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
___________________________________________________________
7.Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и
поговорки?
Да / Нет / Иногда (нужное подчеркнуть)
8. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
Да / Нет / Иногда (нужное подчеркнуть)
9. Готовы ли Вы поучаствовать в драматизации русской народной сказки?
Да / Нет (нужное подчеркнуть)
10. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной
культуры через русские народные сказки? Если «Да», то почему?
Спасибо!
22 23
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Проект: «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» (старшая группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.