Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)
Оценка 4.8

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
19.01.2017
Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)
Разработка рассчитана для 5 класса и апробирован на уроках литературы в специальной коррекционной школе-интернате. Данный проект соответствует новым образовательным стандартам второго поколения. Содержит комплекс уроков, направленных на ознакомление обучающихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм по произведению И.С. Тургенева «Муму».
Проект.docx
Проект «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» Валентина Владимировна Р. – учитель  русского языка и литературы, Новосибирск­2017 Содержание 5 Введение 3 Основная часть Раздел 1. Моральные дилеммы Раздел 2. Социальная реклама Раздел 3. Кодекс моральных норм в нашем классе Заключение 15 Приложение 17 5 9 13 Введение Цель:   ознакомление   обучающихся   с   ситуациями   морального   выбора   и   схемой ориентировочной основы действия нравственно­этического оценивания как базы для анализа моральных   дилемм   по   произведению   И.С.Тургенева   «Муму»;   организация   дискуссии   для выявления решений и аргументации участников обсуждения. Задачи:   Формировать   у   обучающихся   умение   выделять   суть   нравственной   коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении;  Способствовать развитию навыков выявлять мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своём поведении;  Развивать толерантное отношение к поведению героев произведения, понимания сути поступков и их характеров;  Содействовать   школьникам   в   определении   собственной   позиции   в   отношении отображённой моральной дилеммы и связать её с определёнными нравственными нормами. Планируемые результаты: способствовать   формированнию   социально­критического   мышления, Личностные УУД ­    умения ориентироваться   в   особенностях   социальных   отношений   и   взаимодействий,   установление взаимосвязи   между   историческими   и   современными   общественными   и   политическими событиями; ­ формирование    экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природы ­ расширять знания воспитанников о системе моральных норм и ценностей и их иерархии. ­   содействовать   реализации   потребности   в   самовыражении   и   самореализации,   социальном признании. Познавательные УУД ­  формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно­следственные связи; ­ способствовать развитию умения аргументировано отвечать на вопросы по литературному тексту; ­предоставить учащимся возможность провести эмпирическое исследование для установления новых фактов, которые  повлияли  на  события и характеры героев описанных в произведении. Коммуникативные действия: ­   адекватно   использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и   аргументации   своей позиции;представлять   конкретное   содержание   и   сообщать   его   в   письменной   и   устной форме;спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; ­   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   владеть монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка; ­   умение   аргументировать   свою   точку   зрения,   спорить   и   отстаивать   свою   позицию невраждебным для оппонентов образом; ­ понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; 3 ­ планирование общих способов работы; ­ обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ­   способность   брать   на   себя   инициативу   в   организации   совместного   действия   (деловое лидерство); ­   устанавливать   рабочие   отношения,   эффективно   сотрудничать   и   способствовать продуктивной кооперации; ­   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   со сверстниками и взрослыми; ­ следование морально­этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества: уважительное   отношение   к   партнёрам,   внимание   к   личности   другого,   адекватное межличностное восприятие. ­ Регулятивные УУД ­   способствовать   развитию     навыков   саморегуляции   эмоциональных   и   функциональных состояний и осознание таких его  компонентов, как свои цели, ценности,  образ своего «Я», самооценка; ­   содействовать   развитию   целеполагания   и   самоорганизации   у   обучающихся   в   процессе проектной деятельности; ­ развивать умения организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения   личности   одноклассников,   эмпатии   и   признания индивидуальности каждого из них.   принятия,   доверия, Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины литература (история, обществознание и др.). Форма   выполнения   задания:   задание   носит   дискуссионный   характер,   групповая, подгрупповая  работа обучающихся. 4 Основная часть Учебный   проект   основан   на   рассказе   И.С.   Тургенева   «Муму»   и   состоит   из   двух уроков   литературы   и   внеклассного   мероприятия.   На   первом   уроке   обучающиеся осуществляют предпроектную деятельность, формулируют цель и проблему, создают модель проектного продукта, составляют план действий по осуществлению конечного продукта. На внеклассном   мероприятии   презентуют   полученный   продукт   и   производят   рефлексию (обучающиеся должны зафиксировать свое отношение к данному проекту). План реализации проекта: При   работе   над   данным   проектом   предполагается   организовать   учеников   в следующие группы:   информационную, которая будет заниматься поиском и представлением необходимой информации; техническую,   которая   займется   набором   текста   на   компьютере,   сканированием, распечаткой, пересылкой материалов по e­mail. Ход проекта 1. Встреча первая «Моральные дилеммы» носит   дискуссионный характер. Учащимся в группах   заранее   предлагается   встать   на   позицию   поддержки   или   осуждения   героя ситуации и затем обсудить свои аргументы. 2. Встреча   вторая   «Социальная   реклама».   Творческое   групповое   задание:   написать рекламный текст на тему «Пять причин, по которым следует выполнять моральную норму» (для одной из норм). 3. Внеклассное  мероприятие  «Кодекс  моральных  норм  в нашем  классе».  Презентация итогового продукта. 1. Моральные дилеммы Цель: развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию. Материалы: произведение И. С. Тургенева «Муму» как база для анализа моральной  дилеммы, иллюстрации главных героев повести, список вопросов, задающих схему  ориентировочной основы действия нравственно­этического оценивания, для учащихся и  учителя: фломастеры, карандаши, альбом, тетрадь, линейка. Дидактическа я   структура Деятельнос ть Деятельность учеников 5 Задания для обучающихс УУД урока педагогов Организационн ый момент Приветствие . Сообщение темы урока:  «Моральные дилеммы» Вводная беседа Что  означает  список слов, вывешенных  на доске? Целеполагание, определение  темы проекта Какие цели  мы  определим  для нашего  урока? А  какие вы  определите  для себя? Класс делится на 2  группы по 3 человека, в которых предлагается  обсудить вопрос: «Что  значит моральная  норма?» Понять основную  проблему произведения (вспомнить крепостное  право) – зависимость  крепостного от воли  барыни. Почему  рассказ назван  «Муму»? Формулировка темы  проекта.  «Кодекс  моральных норм  нашего класса» Дискуссия.  Работа в  группах  Почему рассказ назван  «Муму»? Попробуем  составить синквейн,  взяв за основу главного  героя рассказа  Герасима 1. Какие   моральные  нормы были  нарушены в  произведени и?  2. Кто  пострадал  от  нарушения  нормы?  6 я, выполнение которых ведет к   достижению планируемы х результатов Ученики  кратко  аргументиру ют свою  оценку Определить  свои цели  урока.  Проверить  свои знания,  обобщить  наблюдения,  сделать  новые  открытия.  Научиться  анализироват ь ситуации  морального  выбора и  доказывать  свою  нравственно­ этическую  оценку по  произведени ю И. С.   Тургенева  «Муму» Сравнив  исторические явления и  объекты,  самостоятель но выявив  признаки и  линии  сравнения,  можно  сделать  1. Регулятивные:  саморегуляция  эмоциональных и  функциональных  состояний. 2. Личностные:  смыслообразование  (высказать и доказать  свою точку зрения). 3. Коммуникативные:  планирование  учебного  сотрудничества.  1. Познавательные: общеучебные знания  структурировать знания,  поиск и выделение  необходимой информации. 2. Логические: анализ, синтез, сравнение,  построение логической  цепи рассуждения. 3. Регулятивные: саморегуляция, контроль Работа в  группах (Если  нарушаются  разные  нормы, то  кто  пострадает  при  нарушении  одной  нормы, кто – от  нарушения  другой?)  3. Кто  является  нарушителе м нормы?  (Если  нарушается  несколько  норм, то кто является  нарушителе м каждой из  них?) Как  следовало  бы  поступить в  этой  ситуации  каждому из  её  участников?  Как  поступили  бы вы на их  месте?  Актуальна  ли  рассмотренн ая ситуация  в нашем  современно м мире? Определим  тему  проекта.  Что же  нужно  делать,  чтобы стать  хорошим  товарищем и и оценка прогнозирования. 4. Коммуникативные: вступать в диалог,  участвовать в  коллективном обсуждении проблем, планирование учебного  сотрудничества, обмен  знаниями между членами  группы для принятия  эффективных совместных  решений. вывод.  (Главный  герой  символизиру ет весь  российский  крепостной  народ,  униженный,  абсолютно  бесправный,  но безмолвно терпящий эти бесправия и  унижения) Логические: Регулятивные: Познавательные: 1. общеучебные знания  структурировать знания. 2. анализ, синтез, сравнение. 3. саморегуляция, контроль  и оценка прогнозирования  (при анализе учебного  действия. 4. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества,  понимание возможности  различных точек зрения,  не совпадающих с  собственной. Объединившись на две  группы, ребята  обмениваются мнением  и обсуждают все  аргументы «за» и  «против».  Каждый  отвечает на  вопросы на  отдельных  листочках и  объединяют  их таким  образом,  чтобы  представить  от группы  ответы на  одном листе Нам нужны общие  правила поведения –   как себя вести, что  делать 7 Высказывание модели: Я сегодня узнал…   по Рефлексия Домашнее  задание надежным  другом? Достигли ли  вы тех  целей,  которые  ставили  перед  собой? Как вы  оцениваете  свою работу  сегодня? Кто   уверен, что справился   с заданиями? Что больше  всего  понравилось на уроке? Ученикам  дается  задание  найти  материал,  который  может быть  рассмотрен  как  моральная  дилемма или моральная  норма (тему  выбирают  сами  учащиеся). 2. Встреча вторая  «Социальная реклама» Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения.  Материал:   список   моральных   норм,   заготовки   кластера,   тетрадь,   фломастеры, карандаши, материалы, которые подготовили учащиеся. 8 Дидактическая структура урока Деятельност ь педагогов Деятельность учеников Организационны й момент Вводная беседа Приветствие.  Сообщение  темы урока:  «Социальная  реклама» Целеполагание Давайте  определим  цели нашего  урока Убедиться в  необходимости соблюдения моральных норм Проверка  домашнего  задания. Работа  в группах Дома вы  подготовили  материал по  одной из  выбранной  моральной  нормы Как же мы представим  материал?  Систематизируем весь  собранный материал и  соединим в одно целое. В  этом нам поможет  заготовка кластера (у  каждого на парте). 9 УУД Задания   для обучающихся, выполнение которых ведет к достижению планируемых результатов 1. 1. Регулятивные: волевая,  саморегуляция Определите ваши цели урока. Проверить свои  знания,  обобщить  наблюдения,  сделать новые  открытия Выделим  основные  моральные  нормы, кратко  охарактеризовав  их. Понять,  соблюдаются ли  эти нормы в  рассказе и в  нашей жизни 2.         Личностные: Смыслообразова ние,  содействовать  реализации  потребности в  самовыражении  и  самореализации. 3. Коммуникат ивные: планирование  учебного  сотрудничества,  адекватно  использовать  речевые  средства для  дискуссии и  аргументации  своей позиции. 1.         Познавательн ые:     общеучебные  умения  структурировать знания, контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности;  поиск и  выделение  необходимой  информации;  смысловое  чтение 2. Логические: построение  логической цепи рассуждения;  анализ, сравнение,  синтез 3.         Регулятивны е: саморегуляция,  самооценка 4.         Коммуникат ивные: планирование  учебного  сотрудничества;  вступать в  диалог;  участвовать в  коллективном  обсуждении  проблемы 1. Познавательн ые: поиск и  выделение  необходимой  информации,  формирование  умения  оценивать  факты, события, явления и  процессы с  помощью  разных  критериев,  выделять  причинно­ следственные  связи. 2. Регулятивны е: способствовать  развитию   навыков  саморегуляции  эмоциональных  и  функциональны х состояний и  осознание таких его   компонентов,  как свои цели,  ценности,  образ своего «Я»,  самооценка. 3. Коммуникат ивные: Класс делится на 2 группы  по 3 человека. Ребята  выбирают одну из  представленных норм и  обдумывают, какие  аргументы выдвинуть в ее  пользу. Далее выбирают  участника команды,  который представит работу Ребятам  необходимо  обдумать и, в  яркой  убедительной  форме,  представить пять аргументов,  обосновывающих , почему данная  норма должна  выполняться. «Пять причин,  по которым  следует  выполнять  моральную  норму» (для  одной из норм) Работа в  группах Представьте,  телеканал  задумал  провести  цикл передач  по вопросам  морали и  классу  заказали  подготовить  одну из  передач, на  которой в  течение 5  минут нужно  презентовать  свою  социальную  рекламу,  почему ту или иную  моральную  норму  следует  выполнять.  Телеканал  назвал  несколько  моральных  норм,  которые  считает  важными:  справедливос ть, забота,  честность,  равноправие.  10 планирование  учебного  сотрудничества, умение  аргументироват ь свою точку  зрения, спорить  и отстаивать свою позицию  невраждебным  образом Высказывание по модели:  Я сегодня узнал… Рефлексия Домашнее  задание Достигли ли  вы тех целей,  которые  ставили перед собой? Как  вы оцениваете свою работу?  Что больше  всего  понравилось  на уроке?  Разделив  класс на  команды,  попросить  подготовить  сценки  «Нарушение  моральных  норм в  различных  жизненных  ситуациях» 3. Встреча третья «Кодекс моральных норм в нашем классе» (классный час) Цель:   обсуждение   и   выработка   кодекса   моральных   норм,   которыми   должны руководствоваться   учащиеся   в   классе   при     общении   с   одноклассниками,   формировать адекватную оценку поступкам в различных жизненных ситуациях. Форма проведения: индивидуальная и групповая работа. Оборудование:   бумага,   лист   ватмана,   ножницы,   фломастеры,   клей;   материалы, подготовленные на предыдущей встрече. 11 Оформление  класса:  на перемене  перед  классным  часом  написать на  доске  тему, прикрепить на доску список моральных норм и чистый лист ватмана, заранее распределить парты на 2 команды. План классного часа: 1. Вступительное слово. 2. Разбор ситуаций. Диалоги друзей. 3. Деловая игра «Кодекс моральных норм в нашем классе». 4. Подведение итогов. 1. Вступительное слово В   общении   люди   руководствуются   нормами   и   правилами   поведения.   Нам предлагается   определить,   какие   нормы   и   правила   мы   используем   во   взаимодействии   с окружающими.  2. Разбор ситуаций. Диалоги друзей Сейчас мы посмотрим несколько сценок, подготовленные ребятами. В них участвует двое  друзей.   Посмотрите  и   внимательно  послушайте,  как   ведут  себя  ребята   в  различных ситуациях, а также дайте оценку их поступкам. Ситуация первая. Знакомьтесь: Лена и Катя. К доске выходят два ученика. Лена   сидит   дома  и   готовится   к  контрольной   работе  по  математике,  и   тут  к  ней приходит подруга Катя. Катя. Гулять пойдешь? Лена. Мне осталось пять минут, а ты уже подготовилась? Катя. Нет, но ты ведь дашь мне списать? Лена. Дам, ну все, пошли гулять. На следующий день девочки узнали свои оценки. Лена получила «три», а Катя «5». Как вы считаете, можно ли назвать ситуацию справедливой? Как бы вы поступили на месте Лены и Маши? Бывали ли вы в таких ситуациях? А теперь рассмотрим следующую ситуацию. В ней участвуют  Миша и Коля. Они настоящие друзья и очень любят играть в футбол во дворе. Так случилось и сейчас. Коля принес мяч во двор, где его уже ждал Миша. Миша. Давай пас! Коля. Лови! 12 Коля   замахивается   и…   Миша   не   смог   отбить   мяч.   Раздался   звон   разбитого стекла. Сосед. Кто разбил окно? Коля. Это я. Миша молча стоял в стороне и смотрел, как ругают друга. Как вы думаете, кто виноват в этой ситуации? Объясните поступки мальчиков? Как бы вы поступили на месте Коли и Миши? 3. Деловая игра «Кодекс моральных норм в нашем классе». Вам   предлагается   обсудить   кодекс   моральных   норм,   которыми   вы   должны руководствоваться   в   школе   при   общении   с   одноклассниками.   Их   количество   не   должно превышать 4 – 5. Но сначала каждый учащийся определяет, что для него является наиболее важным в общении со сверстниками и почему.  Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5 – 7 моральных норм. Затем по 2 – 3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда формулируется моральный кодекс класса. Предложения к кодексу записываются на доске. После   этого   учащимся   предлагается   оформить   «Моральный   кодекс»   в   виде   плаката   и расписаться на нем, дав обязательство следовать заложенным в нем нормам. 4. Подведение итогов. Сегодня   мы   завершили   работу   над   проектом.   Но   мы   обязательно   продолжим проектную деятельность в дальнейшем. Какие новые открытия вы сделали для себя? Чему научились? О чем задумались? Поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы? Заключение В   процессе   проектной   деятельности   на   уроке   литературы   наблюдалось   снижение школьной тревожности и напряжение   – ребята свободно могли высказывать свое мнение, аргументировать   свою   точку     зрения,   чувствовать   поддержку   товарищей     по   команде,   а значит, эти уроки проходили в рамках здоровьесберегающей технологии. 13 Научились видеть проблему  (самодурство, эгоизм, подчинение другому человеку и т.д.),  преобразовывать ее в цель – что можно изменить в этой ситуации,  находить решение и выход из создавшейся ситуации. Оценивать полученный результат и использовать его  в повседневной жизни. Приобретали   исследовательские   умения:   анализировать,   сравнивать   и   оценивать факты, проверять предположения, делать умозаключения, преобразовывать и прогнозировать ситуации, придумывать новое. КЛАСТЕР 14 СИНКВЕЙН 15

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)

Проект по литературе «Моральные дилеммы на основе рассказа И. С. Тургенева “Муму”» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017