Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в
значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с
речевой патологией испытывают чувство неуверенности,
закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение
стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не
только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой
дискомфорт.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной
деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и
порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее
тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные
педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершен-
ствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с
другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно,
четко, понятно изъясняться.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый
интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное
значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное
отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных
результатов в коррекционно-речевом развитии детей-логопатов, максимально
реализуя их потенциальные речевые возможности.
Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми,
предоставляется возможность принимать участие в праздниках, читая
стихотворения малого объема, порой состоящие из двух- четырех фразовых
строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и
читать стихи с чувством большой значимости читает текст, участвует в
диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от
совместного общения. Здесь особенно важно учить детей осмысленно
пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации,
демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать
при участии детей в театрализованной деятельности, которая является
своеобразным инструментом речевой и психической коррекции. Ведь
творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых
ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе,
необходимость совершенного владения речью, ее выразительными
средствами выступают как основные условия успешного коррекционно-
речевого развития детей.
По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое,
интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное
дает возможности прикладывать необходимые усилия, которые направлены
на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.
Срок реализации: 2 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы «шалунишки», родители воспитанников, воспитатели группы.
Проблема: активизация речевой функции детей.
Цель проекта: внедрение в речевую работу театрализованных игр,
как средство всестороннего развития речи детей.
Задачи проекта:
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через
театральную деятельность;
-формировать навыки устной речи
-пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей
-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять
инициативу в общении;
-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок,
использовать различные виды театра.
Методы реализации поставленных задач:
- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование,
диагностирование.
- Практические методы: упражнения , обыгрывание проблемно-игровых
ситуаций.
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,
пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр
мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков,
изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая
ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов
соревнования.
- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,
заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.
Ожидаемый результат.
Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь:
- Активизация словаря детей;
- Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
- Развитие диалогической и монологической форм речи;
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- Речевое раскрепощение детей;
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
- Повышение общей культуры ребенка;
- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала,
способностей, интересов.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение
основных направлений, изучение педагогической литературы
II этап– формирующий
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда
педагогических знаний среди воспитателей и родителей
III этап – заключительный
Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных
пособий.
Подготовительный этап:
- Подготовка конспектов театрализованной деятельности
- Составление рекомендаций для родителей, воспитателей
- Разработка бесед с детьми
- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,
фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями
Формирующий этап - работа с детьми.
- Беседа «…да в ней намёк»
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Разучивание диалогов к сказкам.
- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
- Упражнения- пантомимы.
- Упражнения на координацию речи с движением.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка
Работа с родителями
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Еженедельное информирование о ходе проекта.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование
иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
— Рекомендации:
- По развитию интонационной выразительности речи,
- По разучиванию диалогов между героями сказок;
- По развитию мелкой моторики
— Семинары-практикумы:
- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и
движения;
- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной
гимнастики;
- Знакомство с речевыми играми.
Заключительный этап – итог проекта
™ Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Колобок наоборот» для
детей других групп, родителей;
™ Выставка поделок;
™ Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой
моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением
Заключение:
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных
методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними
движущими силами речевого и умственного развития старших
дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал
(сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,
использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве
структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет
адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним
субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого
ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства –
с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить
сензитивный период речевого развития и творчества детей. Театралзованая
деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться,
активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки,
определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь
между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито
воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе
создания сказочных образов.
Использование данного вида деятельности способствовало
совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических
средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии
благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению
эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:
диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего
дошкольника на основе театра; взаимодействие ребенка с окружающим
миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой
деятельности детей атрибутами.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться
эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие
детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не
только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать
злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять
любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах),
воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные
общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению
родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной
деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения,
подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных
положительных эмоций.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что
систематическое привлечение театрализованной деятельности в
педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом
успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в
старшей группе № 6 по развитию речи и ФЭМП
«В гостях у сказки»
Цели:
· Развивать навыки различения и простейшей классификации
предметов по данному признаку.
· Закреплять представления о количестве, величине предметов,
навыки счета до трех.
· Развивать навыки обобщения групп предметов и слов по
существенному признаку (животные, мебель, посуда).
· Закреплять навыки образования слов с помощью суффиксов.
· Упражнять в правильном употреблении простых предлогов (в, из,
на, с).
· Учить различать по интонации речевые реплики персонажей и
воспроизводить их с помощью средств интонационно-
эмоциональной выразительности.
Оборудование: декорации (или их имитация): лес, комната, предметы
мебели и посуды; игрушки – дикие животные; магнитофон; аудиозаписи
мелодий русских народных песен и голосов зверей и птиц.
1. Организационный момент
Л.: Ребята, а вы любите сказки?
- Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках? (волшебство,
превращения…)
- И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у
настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».
Упражнение «Утро»
Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку,
дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы – смешные медвежата.
(имя ребёнка) не ребёнок,
(имя ребёнка) – медвежонок.
(называю всех детей)…
Медвежата сладко спят.
(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают
глаза).
Солнце глянуло в окошко,
Все зажмурились немножко.
(крепко зажмуривают глаза)
Медвежата все проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
(с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в
улыбке.)
Словно, щёткой язычком,
Чистить зубы мы начнём.
(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном
и вертикальном направлениях)
Принюхались медвежата:
(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с,
медленно выдыхаем через рот)
Что-то пахнет непонятно
(повторяют упр. 3-4 раза)
Очень вкусно. Это мёд!
Медвежата мёд лакали,
(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)
Потом губки облизали.
(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым)
Надо чай горячий пить,
Но сначала остудить.
(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через
рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на
«чашечку в руке.)
Потом попейте,
А после улыбнитесь.
(имитируют «питьё» из «чашечки»)
Завтрак съеден, медвежата
Шалят, как будто индюшата.
(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)
Друг друга подразнили
И к занятиям приступили.
2. Основная часть
Л.: Ребята, посмотрите, что это у нас тут стоит? (сундук)
- Ох, наверное, не простой сундук, а волшебный. Давайте попробуем
открыть. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке,
а в сказке может произойти волшебство. Какие мы можем сказать
волшебные слова, чтобы сундук открылся? («Крекс, фекс, пекс», «По
щучьему веленью, по моему хотенью»)…
Ребята, а я знаю как мы можем открыть сундук. Повторяйте за мной!
Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика)
На сундуке висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
-Попробуем открыть (открываем сундучок)… Ну-ка, сундучок, покажи
нам, что у тебя внутри…
- Сколько здесь интересных вещей! Скажите, что это? (логопед достаёт
клубок, тот «выпрыгивает» и катится по дорожке )
Л.: Ребята, куда это нас привёл клубок?
Дети: В лес!
Л.: Чего здесь только нет! Дети , найдите животных, которые спрятались
в лесу.
Дети: Ёж – на пне , лиса – под елкой, волк – за березой, медведь в кустах.
Л.: Вы правильно отгадали. Как назовем одним словом ежа, лису,
медведя, волка?
Дети: Животные!
Л.: Какие это животные?
Дети: Дикие!
Л.: Почему мы их называем дикими?
Дети: Они живут в лесу!
Деф.: А вы обратили на то, что в лесу стоит избушка (включаем
аудиозапись мелодии народной песни)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя» ).
Л.: Ой, и правда, ребята, мы с вами находимся в сказочном лесу, возле
избушки, в которой живут три медведя.
Л.: Как звали в сказке папу – медведя? (достаем из сундука фигуру
большого медведя)
Дети: папа -медведь Михаил Потапыч.
Л.: А как звали в сказке маму – медведицу? (показываем фигуру чуть
меньшего медведя )
Дети: мама - медведица Настасья Петровна.
Л.: А что это за маленький мишка? (показываем маленькую фигуру
медвежонка).
Дети: Мишутка.
Деф.: Маша забрела в дом к медведям….Заходит в большую комнату.
Это столовая. Назовите предметы, которые здесь находятся.
Дети: Стол, стулья.
Деф: Покажите самый большой, (маленький, средний) стул.
Дети: дети показывают.
Деф: На каком стуле будет сидеть папа – медведь?
Дети: на большом.
Деф На каком стуле будет сидеть мама – медведица?
Дети: на среднем.
Деф: на каком стуле будет сидеть Мишутка?
Дети: На маленьком.
Деф: У папы – медведя стул, а у Мишутки?
Дети: Стульчик.
Деф: Сколько столов, сколько стульев? Посчитайте.
Дети: Один стул, два стула, три стула.
Деф: А стол один. Как мы назовём все эти предметы одним словом?
Дети: Мебель.
Деф.: Назовите предметы, которые лежат на столе?
Дети: Тарелки, ложки.
Деф.: Сколько их?
Дети считают ложки и миски.
Деф.: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, средние.
Деф.: Как назовем одним словом миски и ложки?
Дети: Посуда.
Деф.: Чтобы медведи не наказали Машу, давайте наведем порядок.
Расставим все, как было . Рядом с большим стулом разложите предметы
посуды, большие по размеру, со средним стулом предметы средние по
размеру, рядом с маленьким стулом – маленькие по размеру предметы
посуды.
Дети выполняют.
Деф.: Маша была голодна. На какой стул сначала села она, чтобы поесть?
Дети: На большой (и упала с него). Потом на средний (на нем было
неудобно). А потом на маленький. Поела, стала на нем качаться и упала
на пол.
Л.: Ребята, Маша еще не знает, что в избушке живут медведи, а мы знаем
об этом. Вспомним, что говорили медведи, когда увидели беспорядок.
Папа-медведь, мама, медвежонок?
Дети: (грубым голосом) Кто сидел на моем стуле? (Более высоким и
писклявым )
Л.: Маша наелась, ушла в другую комнату – спальню. Что там стоит?
Дети: Кровати.
Логопед: Сколько их?
Дети: Три.
Логопед: Давайте посчитаем - одна кровать, две кровати, три кровати.
Отгадайте чья кровать?
Дети отгадывают.
Кровать – это мебель или посуда?
Дети: Мебель.
Деф.: Спасите Машу, помогите навести порядок.
Дети выбирают одеяла, подушки по размеру кроватей, обозначая их
величину, наводят порядок.
Л.: Ребята, а медведи уже и домой собрались. Давайте покажем, как они
идут домой.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой ходьба на месте
Папа был большой-большой, поднять руки вверх, встать на носочки
Мама с ним, поменьше ростом, руки, согнутые в локтях, Перед грудью
А сынок – малютка просто. присесть
Очень маленький он был, покачивания из стороны в сторону
С погремушками ходил. Как бы погреметь погремушками.
Итог занятия.
Л.: что увидели медведи в столовой?
Дети: стол и стулья.
Л.: какие стулья по величине?
Дети: большой, средний, маленький.
Л.: Сколько их?
Дети: Три.
Л.: Где они стоят? (полным предложением)
Дети: Стулья стоят за столом.
Л.: Где лежит посуда? (Л. добивается полного ответа)
Л.: Куда сядут медведи?
– Из чего едят они?
– Что они увидели в спальне?
– Сколько их?
– Где спит Маша?
Дети: в кроватке Мишутки.
Л.: Обрадовались медведи, что гостья у них такая аккуратная и красивая,
разбудили ее. Маша им рассказала, что заблудилась в лесу. Медведи
проводили её домой и попрощались. А за то ,что вы помогли Маше
медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой.
А еще медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы вернулись
из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели
мультфильм.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
Интегрированное занятие в старшей группе ЗПР по развитию речи и
театрализованной деятельности.
«Путешествие в страну сказок»
Задачи:
-закрепить у детей понятие о видах сказок;
-развивать диалогическую речь, совершенствовать интонационную
выразительность речи;
-развивать логическое мышление, память, произвольное внимание;
-воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
-формировать умение выступать перед зрителями;
-продолжать работу по формированию сенсорных навыков: соотносить
предметы по цвету, показывать и называть предметы по форме и величине;
-формировать представление о количестве предметов(«один-много»);
-развивать слуховое внимание к неречевым и речевым звукам;
-развивать общую и тонкую моторику: координировать речь с движением;
умение выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Оборудование: декорации( домик-теремок, ёлки, пеньки), бибабо( медведь,
волк, лиса, заяц, лягушка, мышка); магнитофон, аудиозапись музыкального
сопровождения.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да). Вы знаете уже много сказок. И вот
сегодня мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить наши любимые, узнать, кто
из вас знает больше сказок.
Итак, наше путешествие в страну сказок начинается!
(Звучит песня «Голубой вагон»)
Л.: О чём- то скрипит половица,
И спице уже не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Скрип двери, входит Бабушка-сказочница:
Б.-с.: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто я?
-Верно, угадали! Я Б.-. , знаю много сказок, рассказывала их своим детям,
внукам, а они своим деткам, а те детки - своим. Так и будут рассказывать
мои сказки ещё много- много лет. И к вам я приходила, частенько читала и
рассказывала свои сказки, да и книжки приносила, чтобы вам их почитали.
И как же вы хотите отправиться в путешествие по сказкам без меня ? Не
заплутаете ли вы в моих сказках? Хорошо ли вы их знаете? (Ответы детей)
-А вот мы сейчас посмотрим, кто из вас знает больше сказок. Я приготовила
вам необычные задания. Посмотрим, справитесь ли вы?
Б.-с. передаёт логопеду конверт с заданиями. (Л. зачитывает задания).
1. Узнайте сказку по иллюстрациям (показывает иллюстрации к русским
народным сказкам, ребята отгадывают).
2. Б.-с.: А отгадаете ли вы мои загадки? Сейчас я загадаю вам загадки о
сказках. Слушайте внимательно и отвечайте.
Б.-с.: А корзина - нелегка, Мы мохнатые все трое,
А дорога далека, Мы за лесом на опушке
А корзина нелегка, Все втроем живем в
избушке.
Сесть бы на пенек, Там три стула и три кружки,
Съесть бы пирожок... Три кровати, три подушки.
/"Медведь и Маша"/ Угадайте все, не медля
Отворили дверь козлята Мы из сказки ...
И ... пропали все куда-то! /"Три медведя"/
/"Волк и семеро козлят"/
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался ...
/"Колобок"/
3. Л.: Вы должны определить , из какой сказки основные герои и четвёртый
лишний?( Игра «Четвёртый лишний» по иллюстрациям)
4. Б.-с. собирает детей вокруг стола. Дети собирают сказку по картинкам.
(Игра «Собери сказку»)
5. Театрализация сказки «Теремок» .
С.: «Стоит в поле теремок. Бежит по полю мышка- норушка, подбегает к
теремку.
Р.: Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
С.: Не отвечает никто. Стала мышка в теремочке жить.
Следом за мышкой придут жить в теремок: лягушка, заяц, лиса, волк,
медведь.
Стали звери жить дружно, но тесно им было в теремочке. И решили они
построить новый дом. Но для этого нужно очень много брёвен, и друзья
принялись за работу.
6. Логоритмическое упражнение «Пили пила»
-Пили пила, пили быстрей,
мы строим домик для друзей,
в том доме звери будут жить ,
С.: Молодцы, ребята! Много брёвен вы напилили и нам их хватит на новый
просторный теремок! А как у нас заканчиваются все сказки?
Все вместе: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»
7. Итог занятия.
Л.: А скажите, ребята, почему вы так любите сказки? Молодцы! Вы очень
много знаете сказок. Знакомьтесь и дальше с ними. А у нас для вас сюрприз!
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей
группе по теме
«Весна»
Задачи:
Развивающие:
1. Развитие связной речи.
2. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
3. Развитие умения подбирать действия и признаки.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
7. Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
2. Формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы
весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне;
рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, песен, игр; работа над
театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.
Оборудование: сюжетная картина «Весна», предметные картинки; магнитофон,
аудиозаписи; костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Солнце ярче светит.
Дует тёплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…(Весна.)
- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Как много вы знаете о весне!
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
- Всё правильно ответили, молодцы.
2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме
“Весна”.
Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна».
-Что появилось в небе ? (Солнышко)
-Что случилось со снегом?
-Почему тает снежок?
-Дети надевают шубы или куртки?
-Кто ползает и летает?
-Что появляется на земле ? (Зелёная травка)
3. (Включается аудиозапись ). Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок.
Он ещё очень слабенький.
Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).
- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш
- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж
4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к
театрализованным играм, развитие связной речи.
- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она
“Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают
костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ”
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет
весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке.
Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать!
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку- отпущу.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка: Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой
голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
(Поёт ещё раз песенку).
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою -
отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился.
Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Давай так: загадай мне
загадку, не отгадаю - съешь меня, а отгадаю - отпустишь. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать.
Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Л. (обращается к детям) : Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже
наступила. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)
4. Игра «Весенние слова»
Л.: - Весна говорит вам спасибо и предлагает вам поиграть в игру «Весенние
слова».
Вставайте в круг, я по очереди буду бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч,
заканчивает предложение.
Из-за туч вышло золотое, яркое, весеннее... (солнце).
Подул тёплый, весенний… (ветер).
Пригрело ласковое… (солнце).
И зазвенела… (капель).
У деревьев появились чёрные… (проталины).
Распустился первый, голубой, нежный… (подснежник).
Из тёплых краёв прилетают… (птицы).
На деревьях набухают… (почки).
5.Итог занятия
Л: - Ну, что, ребята, нам пора возвращаться, но прежде, давайте вспомним,
- О каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
.Далее логопед раскладывает предметные картинки: солнышко, снег, лужа,
деревья, жучок, травка, птичка, дети. Дети составляют рассказ опираясь на
предметные картинки.
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали!__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.