Урок обучения грамоте 1 класс.
Тема урока : «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Э, э».
Предмет Литературное чтение. Букварный период.
Класс первый
УМК «Начальная школа ΧΧΙ века».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: организовать работу по ознакомлению со звуком [э] и буквой Э,э;
Задачи:
- учить выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо»;
- анализировать предложенную модель звукового состава слова,
- подбирать слова, соответствующие заданной модели,
- находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;
- создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Э, э; умеют выполнять звуковой анализ слов «экран», «эхо», анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; логические – соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; построение звуковых цепочек.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.
Оборудование:
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь:1 класс, стр. 48-49;
-проектор, компьютер, презентация;
- электронный учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь:1 класс
- карточки для работы в парах(приложение №1);
-касса букв;
- доски маркеры;
-сигнальные карточки (зеленая, желтая) у каждого ученика.
Ход урока
І. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
1. Создание проблемной ситуации , для определения темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем обучаться такому важному и увлекательному занятию, как чтение. И продолжим знакомство с буквами.
А тему нашего урока вы мне скажите сами.
-Отгадайте загадки. (слайд 2)
1.Есть на свете чудная лопата –
На колёсах, крива и горбата.
Но копать начинает она –
Сто лопат заменяет одна. (экскаватор)
2. В метро вагон открыл (слайд 3)
нам двери,
В город лестница ведёт.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоит, а он идет . (эскалатор)
2. Формулирование темы и цели урока.
- С какого звука начинаются слова – отгадки? ( Со звука [Э])
- Какова тема нашего урока? ( Сегодня познакомимся с буквой Э, которая нужна для обозначения гласного звука [э])
- Чему будем учиться на этом уроке? (Слайд 4)
- Ребята, какие еще слова вы знаете со звуком э?
- Давайте послушаем этот звук. (Дети произносят звук Э)
- Какой это звук гласный или согласный? (слайд 5)
- Почему так решили?
- Сегодня к нам на урок пришел гость. Давайте посмотрим, кто же это.
Демонстрация мультфильма.
- Кто гость нашего урока? ( Страус эму) (Слайд 6)
- Кто такой эму? (Эму - это большая птица. Она не умеет летать, но очень быстро бегает. Живет эта птица в Африке, Австралии и Америке. )
- Почему же эму любит букву Э? (Потому что слово «эму» начинается со звука [Э] и буквы Э.)
- Звук Э на письме обозначается буквой Э.
- На что же она похожа? Прочитайте стихотворение. (слайд 7)
Буква Э – лежащий зонт.
Стриж летит за горизонт.
Это – якорь лёг на бок
На сырой морской песок.
Эхо, нам ответь скорей!
Отвечает Эхо : «Эй»!
(Демонстрация буквы Э на доске карточка.) (слайд 8)
- Отгадайте загадку .
В зале людно и темно,
Смотрят
зрители кино...
Море грозное
в тумане,
Дождь и
сырость на ... (экран) (слайд 9)
- Откройте учебник на с 48. Поставьте на подставки.
Работа с учебником .
(Электронный учебник)
ІІ. Открытие нового знания.
1.Работа над звуковой схемой слова «экран» (Фронтальная работа)
- Сейчас мы вместе сделаем звуковой анализ слова «экран».
- Произнесем слово ЭКРАН , выделяя каждый звук. Сколько звуков в слове? (5)
- Строим домики для звуков и будем их заселять.
(Пятеро учащихся выходят к доске по очереди и , дают характеристику звукам. Остальные дети работают на местах.) Те дети, которые раньше других выполнят работу правильно , получат дополнительное задание. (Эму)
1-й ученик. Ээээкран – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
2-й ученик. Экккран – второй звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].
3-й ученик. Экррран – третий звук [р], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [р’].
4-й ученик.Экраааан - четвёртый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.
5-й ученик. Экраннн – пятый звук [н], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [н’].
- Давайте ещё раз назовём это слово и выделим в нём первый звук.
- Звук «Э» обозначается буквой Э.
- Назовите гласные звуки в слове «экран». ( Э и А)
-Обозначим их буквами.
- Какой по счету стоит в слове звук Э? (1)
- А звук А? (4)
- Сколько в слове гласных звуков? (2)
- Сколько согласных? ( 3)
- Каких звуков больше? (согласных)
Физпауза.
Отгадайте загадку. Что это?
Живёт без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)
Игра «ЭХО»
-Поиграем в игру.
- Девочки говорят «АУ». Мальчики отвечают «Ууу»
- Мальчики говорят «Эээй». Девочки отвечают «Эээ». (Потом наоборот)
- С какими звуками играет ЭХО? (гласные)
Работа с учебником (самостоятельная работа)
Прочитаем стихотворение в учебнике . (Один ученик читает вслух, остальные шепотом).
- Те ребята, кто не умеет читать , посчитайте сколько раз буква Э повторяется в стихотворении.
- Скажем все вместе слово эхо, выделяя каждый звук.
- Сколько звуков в слове? (3)
- Составьте самостоятельно звуковую схему слова. Кто справится первым - выполнит задание на доске.
Звукобуквенный анализ слова «эхо». Самостоятельная работа.
- Ээээхо – первый звук [э], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
- Эхххо – второй звук [х], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [х’].
- Эхоооо - третий звук [а], это гласный звук, обозначу буквой о, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.
- Обозначьте буквами гласные звуки. Сколько гласных звуков?
(слайд 9)
Физпауза.
- А сейчас мы прочитаем с вами иностранные слова . (мэр, сэр) (Слайд 10)
- Кто такой мер? (Глава города )
- Сер . Так раньше в Англии обращались к мужчинам.
- Выделим каждый звук в этих словах.
- После какого согласного твердого или мягкого пишется буква Э? ( После твердого)
- Повторим, какие гласные буквы пишутся после твердого согласного?
(А,О,У,Э) (Слайд 11)
- Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Я, Ё, Ю)
Игра «Найди пару»
( Нужно составить пару буква и звук , после которого она пишется)
Все остальные дети – жюри. ( Проверка. Исправление ошибок.)
(Электронный учебник)
Работа в парах. «Где , какое слово»
- Что значит работать в паре? (Работать вместе, помогать друг другу.)
- Подберите слово к каждой схеме.
- Чтобы правильно выполнить это задание что нужно сделать? (Проговорить каждое слово, посчитать количество звуков и определить место каждого звука в слове)
(Проверка . Кто справился? Кто не справился? Какие ошибки допустили?)
Итог урока. Рефлексия. (слайд 12)
- С каким звуком познакомились на уроке?
- Какой буквой обозначается звук Э на письме?
- После какого согласного пишется буква Э?
(слайд 12)
- Посмотрите ,ребята, страус эму улыбается вам. Теперь он не только любит букву Э, но узнал много нового об этой букве и звуке [Э].
(слайд 13)
- У каждого на парте лежит конверт с тремя квадратиками.
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите желтый квадрат.
- Кто испытывал на уроке небольшие затруднения, поднимите красный квадрат.
- Если на уроке вам было очень трудно, вы часто ошибались, возьмите фиолетовый квадрат.
Дети, которые показали красный или фиолетовый квадраты объясняют, какие задания им было трудно выполнять.
- Спасибо всем за урок , вы все старались и хорошо работали. (Слайд 14)
Список использованной литературы
1.Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014. – (Начальная школа XXІ века).
2. Грамота: 1 класс: Методический комментарий./ А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2015. – (Начальная школа XXІ века).
3. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Составитель В.В. Волина. – Москва: Просвещение. 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.