Проект урока по химии в 8 классе по теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»
Оценка 4.7

Проект урока по химии в 8 классе по теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика +1
8 кл
04.04.2017
Проект урока по химии в 8 классе по  теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»
Проект урока по химии в 8 классе по теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» Технологии: личностно ориентированное обучение, ИКТ Номинация: Современные образовательные технологии Предмет: химия Класс: 8 класс Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Первоначальные химические понятия», урок № 14. Учебник: неорганическая химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват.учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 12-е изд., - М.: Просвещение Цель урока: создать условия для открытия, усвоения и закрепления учащимися знаний об одном из законов природы – законе сохранения массы веществ, его значении для развития химии как науки, дать понятие записи химических реакций с помощью уравнений, применения закона сохранения массы веществ для решения задач.Разработка урока по химии в 8 классе по теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»
Закон сохранения массы веществ .doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

Проект урока по химии в 8 классе

по  теме «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»

Технологии: личностно ориентированное обучение, ИКТ

Номинация: Современные образовательные технологии

 

 

 

 

Автор работы

Морева Ирина Михайловна

учитель химии

МКОУ «Тальменская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

Тальменка 2015

 

Схема конспекта   урока «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения»

 

Аттестуемый педагог   Морева Ирина Михайловна

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Первоначальные химические понятия», урок № 14.

Характеристика класса: Урок был проведен в 8 классе, в котором обучается 21  учащихся, из которых 10 человек занимаются на «4» и «5», остальные имеют оценку «3». Уровень качества  50%, класс по уровню знаний средний. Есть в классе дети со слабым здоровьем. Психологическая обстановка в классе благоприятная, дети доброжелательные. Методы и форма проведения урока были подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей.

Учебник: неорганическая химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват.учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 12-е изд., - М.: Просвещение

 

Цель урока: создать условия для открытия, усвоения  и закрепления учащимися знаний об одном из законов природы – законе сохранения массы веществ, его значении для развития химии как науки, дать понятие записи химических реакций с помощью уравнений, применения закона сохранения массы веществ для решения задач.

Задачи:

Образовательные:

·       сформулировать закон сохранения массы веществ;

·       объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях;

·        познакомить учащихся с историей открытия закона, с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, А Лавуазье;

·       сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения, т.е. знаний о правилах безопасной работы  в химической лаборатории, правила сидения за партой

 

Развивающие:

·       развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества, способность к «видению» проблемы;

·       развивать навыки работы с реактивами и лабораторным оборудованием;

·       отрабатывать умения чётко и ясно излагать свои мысли, действовать самостоятельно, оценивать результаты выполненных действий;

·       развивать исследовательские умения, умения работать в парах, умения сравнивать и обобщать, делать выводы;

·       развивать ответственность за своё здоровье, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

·      развивать научное мышление обучающихся через установление причинно-следственных связей

 

Воспитательные:

 

·       воспитывать уважение и интерес к химии;

·       воспитывать умение работать в группе (коммуникативные  навыки), уважение к товарищам;

·       воспитывать самостоятельность, трудолюбие, ответственность и аккуратность

 

 

Планируемые результаты:

 

 Урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

1)    Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

     

2)    Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

     

3)    Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     

4)    Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 

    Тип урока:

Урок получения новых знаний, умений, навыков.

  

    Структура урока

1) Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся

2) Постановка темы урока. Мотивация учащихся

3) Актуализация знаний. Мотивация деятельности учащихся на постановку целей

4) Целеполагание. Планирование деятельности и подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний

5) Изучение нового материала. Выполнение практических и теоретических заданий

6) Закрепление изученного материала. Разноуровневое задание

7) Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

8) Итог урока. Рефлексия

 

     На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, так как на всех этапах урока созданы условия для формирования метапредметных результатов:

 

-регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

-познавательных УУД:  умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания;

-коммуникативных УУД: умения участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания;

- личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;

- условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

     Личностно-ориентированный подход осуществляется через деятельность учащихся (самостоятельная работа, частично-поисковая деятельность), дифференцированный подход, ситуации проблемных вопросов и успеха.

 

     Методы обучения:

1)    по источнику знаний: словесные (беседа, пояснение), практическая работа

2)    по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

3)    по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий

Формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная

 

      Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ; рефлексивно-оценочный лист «Мои успехи на уроке», инструкционные карты по выполнению лабораторных опытов, алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций на примере реакции горения красного фосфора, карточки с самостоятельной работой, пробирки, спиртовка, штативы для пробирок и держатели пробирок.

Реактивы: CuSO4, NaOH, HCl, H2SO4, Na2CO3, фенолфталеин.

 

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент

Цель: создание благоприятного микроклимата в классе.

Задачи:

·       помочь детям настроиться на рабочий урок;

·       создать условия для восприятия  новых знаний по химии, мотивации учащихся.

Задачи для учащихся: в ходе беседы с учителем прийти к пониманию того, что они будут на уроке делать и чему они должны научиться.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

 Приветствуют учителя.

Занимают места за партами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Создает благоприятную атмосферу на уроке.

- Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу, чтобы  вы получили от нее удовлетворение. Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть мои записи, у Вас есть разум, чтобы их воспринять, у Вас есть смелость, чтобы последовать  моим советам, у Вас есть Все, чтобы

« подняться на вершину знаний»! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только вперед! В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я предлагаю слова Ивана Петровича Павлова: «Изучая, экспериментируя, наблюдая старайтесь не оставаться у поверхности фактов, ищите законы ими управляющие»

  Мотивирует учащихся к учению.

- Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, они живут своей жизнью, таинственной, непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свой состав. Сегодня, мы продолжим знакомство с удивительным, волшебным миром химических реакций

-                       Как нам уже известно, химия — это наука о веществах. Что мы  уже знаем  о веществах? Достаточно ли нам этих знаний, чтобы ответить на все интересующие нас вопросы? Можем ли мы ответить на вопрос как происходят превращения веществ? По каким законам протекают химические реакции? Подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок?

-                       Верно!  Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир химических превращений! А помогут нам в этом полученные на уроках химии знания.

 

Личностные:    развитие у учащихся мотивации к изучению предмета, развитие целеустремлённости.

Положительный психо-эмоциональный настрой

 

Предметные:

ценностно-смысловая ориентация учащихся

 

 

Метапредметные:

развитие умения самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

     

2.Актуализация и мотивация

Цель:  постановка учебной цели и задач, определение темы урока на основе того, что уже известно и того, что еще предстоит освоить.

Задачи:

·                                                                                                                определить тему урока, цели и задачи, пути решения;

·       создать условия для мотивации учащихся на постановку темы урока;

·       создать условия для деятельности учащихся на постановку целей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

 

  Отвечая на вопросы, учащиеся самостоятельно повторяют пройденный материал

 

Учащиеся думают,   выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски

 

 

Самостоятельная работа

 

Проводят взаимопроверку. Заполняют лист самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с веществами, кислотами.

Работают по инструкционным картам (Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют признаки реакции горения

 

 

 

Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод: О протекании химической реакции можно судить по появлению внешних признаков

 

 

 

 

Отвечают на проблемные вопросы

 

Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод

 

Пытаются сделать запись, затрудняются

 

 

 

 

 

 

 

Затрудняются дать четкие ответы, ощущая недостаток знаний по этой теме

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

 

Формулируют цели урока. Заполняют лист самооценки (Приложение 4)

 

 

 

Называют тему урока

 

 

 

Учащиеся предлагают план действий на уроке для достижения цели.

 

 

 

Ответы учащихся:

- Ответственность.

- Внимательность.

-Добросовестность и т.д.

 

 

 

 

-                     Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы.  Какие это группы? Давайте вспомним с вами чем одни явления отличаются от других и приведем примеры.

      Один ученик у доски выполняет задание. Игра «Крестики — нолики».  Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления.

Испарение воды

Растворение соли

Горение топлива

Замерзание воды

Ржавление железа

Сгибание гвоздя

Скисание молока

Кипение воды

Сжатие пружины

 

1.  Что происходит с молекулами и  атомами при химических реакциях?

2. Сформулируйте основные положения атомно-молекулярного учения.

3. Что такое валентность? Составить формулы соединений:   формулы оксидов натрия, кальция, алюминия (Работа у доски)

Предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам. (Приложение 1)

Взаимопроверка. (Приложение 2)

         -  А все ли мы знаем с вами о химических реакциях? (Нет)

-                       Сегодня на уроке мы продолжим изучать химические реакции. Предлагаю начинать наше путешествие в мир химических превращений.

-                       Как вы абсолютно верно заметили, отличительным признаком протекания химической реакции является образование нового вещества — продукта реакции — обладающего другими свойствами, которыми не обладали исходные вещества.

- Чем всегда сопровождается образование нового вещества? (Признаками химической реакции)

-                        Сейчас нам снова понадобятся полученные ранее знания. Давайте вспомним, какие признаки протекания химических реакций нам уже известны и попробуем их продемонстрировать.

Совместно с учениками учитель показывает  опыты в пробирках.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

1 группа учащихся демонстрирует опыт и называет наблюдаемые признаки:

- образование осадка  (CuSO4  и NaOH)

2 группа учащихся демонстрирует опыт и называет наблюдаемые признаки:

- растворение осадка (Cu(OH)2 и HCl)

3 группа учащихся демонстрирует опыт и называет наблюдаемые признаки:

- изменение окраски (NaOH  и фенолфталеин и НСl)

4 группа учащихся демонстрирует опыт и называет наблюдаемые признаки:

- выделение газа (Na2CO3 и H2SO4)

Учитель демонстрирует опыт и спрашивает о наблюдаемых признаках:

 - выделение тепла, света (реакция горения).

Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (О протекании химической реакции можно судить по появлению внешних признаков).

 

 

 

 

С целью мотивации деятельности учащихся на постановку целей и усвоение нового материала на уроке учитель задаёт проблемные вопросы:

-        Предлагаю вам  отразить на листе бумаги одну из приведенных химических реакций. Опишите происходящее в пробирке с помощью химических формул и математических знаков. 

-        Давайте посмотрим на ваши записи, рассмотрим полученные варианты. Почему получились разные варианты?

Постановка проблемы

-        Давайте разберемся, почему не всем удалось составить запись химической реакции? Чем это задание отличалось от тех, что вы выполняли ранее?

 - И еще один проблемный вопрос. В печи сожгли уголь массой 10кг, а масса образовавшейся золы составила всего 3кг. Почему?

Учитель. Изучая химические явления, вы узнали, что при их осуществлении одни вещества превращаются в другие. Вы высказали предположение, что в химических реакциях атомы переходят из одних веществ в другие. Следовательно, продукты реакции состоят из тех атомов, которые входили в состав реагентов.  Что вы можете сказать о массе реагентов и продуктов?

 

-        2) Итак, Какие цели урока мы сегодня поставим?

-       А знаете ли вы как называется запись, отражающая суть химической реакции?

-       Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?

 

Просит составить план действий по достижению цели урока.

- Как можно сегодня поработать, чтобы достичь цели урока?

 

Задает вопрос:

- Какие качества вам помогут достичь цели урока?

 

 

- Желаю вам проявить данные качества и достичь цели урока.

 

Личностные:

формирование коммуникативной компетенции в общении   с учителем  в  обсуждении информации в презентации.

   

Предметные:

Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость новых знаний.

Умение самостоятельно определять цель своего обучения

Метапредметные: развитие догадки,  умение осуществлять рефлексию в отношении собственных действий по решению учебных задач.

 

 

 

3.Изучение нового материала

 

Цель:  изучение закона сохранения массы веществ

Задачи учителя: создать условия для ознакомления с законом сохранения массы веществ и записью химических уравнений, выявить степень усвоения пройденного материала на уроке.

Задачи для учащихся: научиться записи химических уравнений, оценить результат своей деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися учебного материала:

·        правильность написания химических уравнений, расстановки коэффициентов.

Возможные пути и методы реагирования педагога на ситуации, когда он определяет, что часть учащихся не усвоила новый учебный материал: при возникновении ошибок – организовать дополнительную работу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся анализируют, рассуждают. Уточняют тему урока. Заполняют лист самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

 

Учащиеся сообщают информацию об ученых, добытую самостоятельно по просьбе учителя

 

Учащиеся смотрят видео опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся приходят к выводу: Масса веществ до  реакции равна массе веществ после реакции

 

Учащиеся записывают формулировку закона сохранения массы веществ в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют закон: «Масса веществ до  реакции равна массе веществ после реакции»

 

 

 

Учащиеся отдыхают, делают упражнения для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают:

- Химическим уравнением

 

 

Используя алгоритм, учащиеся пишут уравнение химической реакции

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь каждый этап.

 

 

 

 

Учащиеся  изучают Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций на примере реакции горения красного фосфора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Итак, описать химическую реакцию с помощью химических формул и знаков мы сможем в том случае, если будем знать  механизм превращения одних веществ в другие. Многие ученые как и мы с вами были озадачены тем же вопросом: «Как одни вещества превращаются в другие и что при этом происходит с массой веществ? Будет ли масса исходных веществ равна массе продуктов реакции?» Вспомните эпиграф к сегодняшнему уроку (Слайд 1)

 

-  Учитель предлагает записать в рабочую тетрадь тему урока. (Слайд 2)

 

Сообщения учащихся об ученых (Слайды  3-5)

 

 

Видео опыт «Закон сохранения массы веществ (Модель опыта М.В.Ломоносова)» (Слайд 6)

-        К такому выводу пришел и Ломоносов, который с 1748 по 1756 год проделал огромную работу и экспериментальным путем доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной. В основе его экспериментов лежала реакция взаимодействия металлов с кислородом из воздуха при прокаливании.

- Ребята, какой вывод мы можем теперь сделать?

-  Данное утверждение является законом сохранения массы веществ. (Формулировка на слайде 7 и в учебнике с. 38).

- Что же происходит с веществами в ходе химической реакции? Образуются ли новые атомы химических элементов?

- А если число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса тоже неизменна.  Убедимся в справедливости данного заключения. Видео опыт «Закон сохранения массы веществ при химических реакциях» (Слайд 8-9)

 

 

 

Физкультминутка

Давайте дадим глазам отдохнуть и сделаем небольшую зарядку для глаз: посмотрите наверх, вниз, направо, налево, закройте глаза. Продолжим…

 

 -  Теперь, зная закон сохранения массы веществ, мы с вами можем отражать суть химических реакций  с помощью химических формул соединений.

- Ребята, как принято называть условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков?

 - Используя алгоритм попробуем описать опыт горения фосфора  (Приложение 5)

 - В левой части уравнения мы записываем исходные вещества Какие вещества вступали во взаимодействие?   (Фосфор и кислород).  Как мы помним союз «И»    в математике заменяют знаком «плюс» (соединяем исходные вещества знаком «плюс») В правой части мы записываем продукты реакции. (Оксид фосфора (5)). Между частями ставим стрелку:

  Р + O2 - Р2O5

 - Вот как просто и красиво, но... неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ. Соблюдается ли он в данном случае? (Нет!)   Равны ли массы веществ  до и после реакции? (Нет ).

Сколько атомов кислорода в левой части? (2) , а в правой? (5). НОК 10. Поэтому перед формулой оксида фосфора мы должны поставить 2!  - уравнять кислород. Перед кислородом 5

 - Но.. Теперь нарушено равенство для Р. Очевидно, что перед формулой фосфора тоже надо поставить 4.

 

- Мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях?

- Получили равенство?

 

Личностные:  Осознание возможностей самореализации.

Владение устной речью, умение доносить свою позицию до других.

Предметные:

Совершенствование приобретенных знаний и  навыков.  Умение контролировать и оценивать свои навыки и действия.

Метапредметные:

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие усталости глаз. Общее расслабление.

 

 

4.Систематизация знаний

 

Цель: отработка навыков и применение новых знаний

Задачи учителя:

·       обобщить и систематизировать знания о химических уравнениях

Задачи для учащихся:

·        закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций;

·       провести самопроверку.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся отвечают на вопросы, подводят промежуточный итог урока.

 

Работа у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают задания уровня, выполняют самостоятельную работу.

Проводят самопроверку по ключу (Слайд 12)

Заполняют лист самооценки

 

 

 

 

 

Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и попробуем составить алгоритм действий.

-       Напишем реакцию образования аммиака из молекулы водорода и азота.

-       В левой части уравнения записываем формулы веществ, вступивших в реакцию (реагентов). Затем ставим стрелку:

Н2 + N2

-       В правой части  (после стрелки) записываем формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов).

Н2 + N2   →   NH3

-       Уравнение реакции составляем на основе закона сохранения масс.

-       Определяем, у какого элемента число атомов меняется?  находим наименьшее общее кратное (НОК), делим НОК на индексы — получаем коэффициенты.

-       Проставляем коэффициенты перед формулами соединений. 

-       Пересчитываем количество атомов, при необходимости действия повторяем.

2 + N2   →   2NH3

     Выполните самостоятельную работу разного уровня (Слайд 11)

1 уровень – 3 балла

2 уровень – 4 балла

3 уровень – 5 баллов

 

- У кого возникли затруднения? Что осталось непонятным Учитель подводит итог по результатам самостоятельной работы. Благодарит  всех за работу

 

 

 Личностные:

Осознание важности  использования средств коммуникации в жизни учащихся

Метапредметные:

формирование осознанной адекватной и критичной оценки учебной деятельности; осознание учащимися уровня усвоения материала; формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников.

Предметные:

Развитие умения корректно использовать составления химических уравнений

 

5.Рефлексия

 

Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении закона сохранения массы веществ и химических уравнений

Задачи учителя: создать условия для оценки эффективности решения поставленных учебных задач, определения целей дальнейшей работы.

Задачи для учащихся: научиться оценивать результаты своей работы, анализировать причины успеха и  неудачи в осуществлении поставленных на уроке целей, самостоятельно планировать пути достижения целей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся отвечают, заполняют лист самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют рекомендации учителя

 

 

 

 

 

 

Считают баллы, выставляют оценки.

 

 

 

Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

- Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

- Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть? Что осталось непонятным?

- Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

Учитель помогает учащимся подвести итог урока, показывает успешные моменты урока, вскрывает недостатки, указывает на пути их устранения.

 Учитель предлагает ответить на вопросы рефлексивного текста.

1.     Вернитесь к цели урока. Достигли ли Вы цели в ходе работы?

2.     Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента?

3.     Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании химических уравнений?

4.     Понравился ли Вам урок?

 

Релаксация. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.

  Предлагаю вам заполнить лист самооценки, подсчитать все баллы, отметить предложения и выставить честно себе оценку за урок

 

Личностные:   

Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности

Метапредметные:

Умение контролировать и оценивать свои навыки и действия, осуществлять самопроверку.

·      

6.Домашнее задание

 

Цель: выполнение самостоятельной работы дома.

 

Задачи учителя:

·       сообщить учащимся их домашнее задание;

·       способствовать осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных знаний и умений;

·       напомнить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.

Задачи для учащихся:

·       понять смысл   домашнего задания;

·       настроиться на его обязательное выполнение;

·       дать возможность самостоятельного поиска информации.

 

Критерии успешного выполнения домашнего задания

·       домашнее задание выполнено полностью: изучен закон сохранения массы веществ до реакции и после; выполнено письменное задание – составлены химические уравнения, правильно расставлены коэффициенты в схемах реакций.

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание по выбору:

Для всех:

       1. §14-15

       2. упр.4 стр. 47

Для желающих:

1.     Заполнить лист рассказа (вставить пропущенные слова)

(Приложение 6)

 

 

Учитель сообщает информацию о домашнем задании и даёт инструкцию его выполнения. Разъясняет учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.

 

 

 

 

Благодарит учащихся  за работу на уроке

 

Личностные:   

осознать необходимость ответственного отношения к выполнению домашнего задания; осознать свою готовность к её выполнению

Метапредметные: учащимся будет предложено

понять смысл домашнего задания; уяснить критерии успешного выполнения домашнего задания

 

 

 

 

 

Приложение № 1

(самостоятельная работа)

Вариант 1

 

1.     Составьте формулы по валентности

(над знаками элементов с переменной валентностью указано ее значение)

                                                  

     II             I       V    

Al S,     Ca Cl,     P O

2.     Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:

 

Fe2O3,    H2S

 

 

 

 

Вариант 2

 

1.     Составьте формулы по валентности

(над знаками элементов с переменной валентностью указано ее значение)

 

  IV     V       III

 S O,   N O,  N H

 

2.     Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:

 

Al2O3,   MgO

 

 

Приложение № 2

 (проверка самостоятельной работы)

 

Вариант 1

 

3.     Составьте формулы по валентности

(над знаками элементов с переменной валентностью указано ее значение)

                                                  

III  II    II   I   V II   

Al2S3, CaCl2, P2O5

4.     Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:

III  II    I   II

Fe2O3,    H2S

 

 

 

Вариант 2

 

3.     Составьте формулы по валентности

(над знаками элементов с переменной валентностью указано ее значение)

 

 IVII   V   II     III  I

SO2,   N2 O5,    NH3

 

4.     Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:

III  II       II  II

Al2O3, ,    MgO

 

 

Приложение №3

 

 

Инструкционная  карта  №1 

Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора соли   CuSO4   с  раствором NaOH»

       Ход опыта:

При выполнении опыта соблюдайте правила ТБ.

В пробирку №1 с раствором  CuSO4 добавьте содержимое пробирки №2 раствор NaOH . Что наблюдаете? Укажите признаки,  по которым вы определили, что произошла химическая реакция?

 

 

Инструкционная  карта  №2 

Лабораторный опыт «Взаимодействие гидроксида натрия с  соляной кислотой»

Ход опыта:

При выполнении опыта соблюдайте правила ТБ.

В пробирку№1 с NaOH добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина, что наблюдаете? Затем прилейте небольшое количество раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдаете?

·        Назовите признаки  химической реакции.

 

 

Инструкционная  карта  №3

Лабораторный опыт «Взаимодействие карбоната натрия с  серной кислотой»

Ход опыта:

При выполнении опыта соблюдайте правила ТБ.

В пробирку№ 1 с раствором Na2COприлейте небольшое количество раствора серной кислоты H2SO4. Что наблюдаете?

 

Приложение №4

Лист самооценки «Мои успехи на уроке»                   Ф.И.___________________________________________

 

Этапы урока

Отметка в баллах

Критерии

1.Формулировка темы урока

 

Самостоятельно сформулировал(а) - 1балл

С помощью учителя, одноклассников - 0,5баллов

2.Формулировка цели урока

 

Самостоятельно сформулировал(а) - 1балл

С помощью учителя, одноклассников - 0,5баллов

3. Самостоятельная работа (Взаимопроверка)

 

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов)

4.Разноуровневое задание

(самопроверка по ключу)

 

Самостоятельно ответил на  вопрос

 1 уровня  - 3 балла,

 2 уровня  - 4 балла,

 3 уровня  - 5 баллов

 

5.Итог урока

 

Подчеркни те качества, которые ты наиболее ярко проявил на уроке:

Внимательность

Ответственность

Аккуратность

Уверенность

Общительность

Доброжелательность

Общее количество баллов:___

 

 

 

 

 

 

Отметка за урок_____

 

Подчеркни предложения, если согласен с высказываниями:

Тема урока важная.

Испытывал затруднения на уроке.

На уроке мне было интересно.

Критерии оценки:

12 -10 баллов - за урок «5»,

9 - 8   баллов – за урок «4»,

7 – 6 баллов – за урок «3»

Приложение №5

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

на примере реакции горения красного фосфора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Заполните лист рассказа:    

 

1. Масса ____________, вступивших в _______________ реакцию, равна _________ веществ, образовавшихся в ___________реакции.

2.Иначе говоря какова _______ реагентов, такова и масса___________химической реакции.

3. Первым на практике открыл и ________________этот закон великий __________ученый __________________

 4.Вступившие в реакцию _______ не исчезают и не возникают вновь, а происходит лишь их ___________________________

5.Число ________ до и после реакции остается ____________, поэтому их общая ______ также не ____________ ; какой была она до _________, такой же она сохраняется и после.

 6. Вещества, вступившие в реакцию называются __________, в результате реакции образуются __________

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Схема конспекта урока « Закон сохранения массы веществ

Схема конспекта урока « Закон сохранения массы веществ

Воспитательные: · воспитывать уважение и интерес к химии; · воспитывать умение работать в группе (коммуникативные навыки), уважение к товарищам; · воспитывать самостоятельность, трудолюбие, ответственность и…

Воспитательные: · воспитывать уважение и интерес к химии; · воспитывать умение работать в группе (коммуникативные навыки), уважение к товарищам; · воспитывать самостоятельность, трудолюбие, ответственность и…

Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы

Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы

УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания; -коммуникативных

УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания; -коммуникативных

Ход урока: 1.

Ход урока: 1.

Создает благоприятную атмосферу на уроке

Создает благоприятную атмосферу на уроке

Актуализация и мотивация Цель: постановка учебной цели и задач, определение темы урока на основе того, что уже известно и того, что еще предстоит освоить

Актуализация и мотивация Цель: постановка учебной цели и задач, определение темы урока на основе того, что уже известно и того, что еще предстоит освоить

Работа у доски Самостоятельная работа

Работа у доски Самостоятельная работа

Учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с веществами, кислотами

Учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с веществами, кислотами

Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод:

Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод:

Ответы учащихся Учащиеся высказывают свои предположения

Ответы учащихся Учащиеся высказывают свои предположения

Ответы учащихся: - Ответственность

Ответы учащихся: - Ответственность

Учащиеся анализируют, рассуждают

Учащиеся анализируют, рассуждают

Учащиеся приходят к выводу: Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции

Учащиеся приходят к выводу: Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции

Учащиеся отвечают: - Химическим уравнением

Учащиеся отвечают: - Химическим уравнением

Итак, описать химическую реакцию с помощью химических формул и знаков мы сможем в том случае, если будем знать механизм превращения одних веществ в другие

Итак, описать химическую реакцию с помощью химических формул и знаков мы сможем в том случае, если будем знать механизм превращения одних веществ в другие

Задачи для учащихся: · закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций; · провести самопроверку

Задачи для учащихся: · закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций; · провести самопроверку

Учащиеся выбирают задания уровня, выполняют самостоятельную работу

Учащиеся выбирают задания уровня, выполняют самостоятельную работу

Деятельность учащихсяДеятельность учителяПланируемые результаты

Деятельность учащихсяДеятельность учителяПланируемые результаты

Выполняют рекомендации учителя

Выполняют рекомендации учителя

Домашнее задание Цель: выполнение самостоятельной работы дома

Домашнее задание Цель: выполнение самостоятельной работы дома

Приложение № 1 (самостоятельная работа)

Приложение № 1 (самостоятельная работа)

Приложение № 2 (проверка самостоятельной работы)

Приложение № 2 (проверка самостоятельной работы)

Приложение №3 Инструкционная карта №1

Приложение №3 Инструкционная карта №1

Приложение №4 Лист самооценки «Мои успехи на уроке»

Приложение №4 Лист самооценки «Мои успехи на уроке»

Приложение №5 Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций на примере реакции горения красного фосфора

Приложение №5 Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций на примере реакции горения красного фосфора

Приложение 6 Заполните лист рассказа: 1

Приложение 6 Заполните лист рассказа: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017