Проект: Весёлая азбука загадок

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание • 1 Автор проекта • 2 Предмет, класс • 3 Краткая аннотация проекта • 4 Вопросы, направляющие проект • 5 План проведения проекта • 6 Визитная карточка проекта • 7 Публикация учителя • 8 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся • 9 Пример продукта проектной деятельности учащихся • 10 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию • 11 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности • 12 Другие документы
Иконка файла материала 1 (66).docx
Проект: Весёлая азбука загадок Содержание             1 Автор проекта 2 Предмет, класс 3 Краткая аннотация проекта 4 Вопросы, направляющие проект 5 План проведения проекта 6 Визитная карточка проекта 7 Публикация учителя 8 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся 9 Пример продукта проектной деятельности учащихся 10 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию 11 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности 12 Другие документы Краткая аннотация проекта "Загадка­краткое   описание   предмета   или   явления,   часто   в   поэтической   форме, заключающее   в   себе   замысловатую   задачу   в   виде   явного   (прямого)   или   предполагаемого (скрытого)   вопроса".  В   данном   проекте   реализуется   6   способов   составления   загадок.   Учащиеся смотрят на пример учителя, а потом после лаконичного и понятного объяснения сами составляют загадки. В конце издается сборник загадок, составленных учениками.  Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос  Как сочинять загадки? Какими способами можно сочинять загадки?  Проблемные вопросы  Как сочинить загадку, основанную на метафоре?  Как   сочинить   загадку,   основываясь   на   различных   примечаниях   частей   тела   у   различных животных?  Как сочинить загадку, отправившись в "Город загадочных мест"?  Как сочинить загадку с помощью таблицы? (таблица 1: С союзом "НО", таблица 2: С союзом "А НЕ")  Как сочинить загадку­олицетворение?  Учебные вопросы  Что такое загадка?  Что такое метафора?  Что такое сравнение?  Что такое союзы?  Что такое олицетворение?  План проведения проекта Подготовительный этап:  1. Составление плана учителем  2. Изучение соответствующей литературы и дидактических материалов  Поисковый этап:  1. Организационный момент (двойной листок, внимание учеников)  2. Постановка основополагающего вопроса  3. Деление на группы  4. Работа с материалом в группах  Исследовательский этап:Составление загадок по темам  Защита проекта:  1. Составление "Азбуки загадок" учащихся  2. Демонстрация собственной "Азбуки загадок"  Визитная карточка проекта Загадка   ­   "мудрёный   вопрос,   поданный   в   форме   замысловатого,   как   правило,   ритмически организованного описания какого­либо предмета или явления".  В основе всех определений одни и те же признаки:  ­   по   содержанию   загадка   представляет   собой   замысловатое   описание,   которое   надо расшифровать  ­ описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения  ­ как правило, это описание лаконично  ­ загадке присущ ритм  ­ коллективность  Публикация учителя   Пример продукта проектной деятельности учащихся Загадки про тучу  "Белая медведица по небу ползёт,  Своих подружек ждёт" (Уханов Сергей)  "По небу ползёт Серая медведица.  Слёзы льёт, вот, вот упадёт" (Борисова Кристина)  "По небу летает,  Всю землю поливает" (Константинов Андрей)  "Лохматая медведица по небу летает  И снег на землю бросает" (Семенченко Никита)Материалы по формирующему и итоговому оцениванию Тема урока: Как сочинять загадки?  Цель:  Познакомить учащихся с главной особенностью загадок  Научить сочинять загадки  Заинтересовать учащихся в составлении сборника загадок  Воспитывать любовь к русскому народному творчеству  Развивать наблюдательность, внимание, мышление, воображение и речь учащихся  Оборудование: опорные таблицы, образцы оформления загадок  Ход урока  Организационный момент  Нам понадобится двойной листок в линейку и ваше внимание, воображение, наблюдательность и, конечно же, творчество.  Постановка темы урока  Сегодня на уроке я хочу вам рассказать о происхождении загадок и поделиться секретом их сочинения. Мы попробуем сочинить новые загадки. Вот здорово будет, если у нас получится сборник загадок 4­Б класса.  I Актуализация знаний  ­ Запишите тему урока: "Загадки".  Давайте подумаем над значением этого слова.  Подберите родственные слова к слову загадка (загадывать, гадать, гадалка, отгадать, отгадка)  ­ Правильно, загадка ­ то, что загадывают.  А теперь подберите близкие по значению слова к слову загадка (тайна, секрет)  ­   Правильно,   загадка   ­   это   маленькая   тайна,   маленький   секрет   который   надо   раскрыть, разгадать.  В   загадках   кратко   описывается   какой­либо   предмет   или   явление.   Но   чтобы   описание получилось   таинственным,   секретным,   сам   предмет   не   называется.   Для   описания   предмета используются слова в переносном значении. Но если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета.II. Работа над сочинением загадок  Попробуем сочинить загадку, основанную на метафоре про дятла.  Рассмотрев дятла, постарайтесь найти самое главное, что позволяет отличить его от других животных.  Хохолок красный, сам не заметный, на деревьях сидит, лечит деревья, уничтожает жуков и вредных насекомых.  Нам   нужно   сравнить   дятла   с   каким­то   другим   предметом.   И   в   загадке   употребить   это сравнение ­ слово в переносном значении. На что же? или на кого? похож дятел? Звуки, которые он издает, похожи на тиканье часов, на дождь. барабанящий по крыше. Хохолок у него похож на красненький уголёк.  Подберем слова обозначающие действия дятла. Сидит, долбит.  В загадках часто есть рифма. она у нас уже получилась. Сидит­долбит.  Немного фантазии и у нас готова загадка.  На дереве сидит,  Дупло белке долбит.  Кто это?  А   можно   сочинять   загадки,   основываясь   на   различных   примечаниях   частей   тела   у различных животных.  Например: У кого нос ­ вместо душа? (Слон)  Кто носом, как экскаватором, землю роет? (Свинья)  Попробуем?  А можно отправиться в Город загадочных мест... В этом городе предметы имеют свой способ прятаться. Они оставляют нам сообщения о местах, где их можно отыскать.  Стоит только задумать отгадку (например, иголка) и выяснить, где, у кого, в каких предметах встречаются иголки.  Получаем загадку:  "Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки?" (Иголка)  А можно сочинять загадки с помощью таблицы. Давайте попробуем сочинить загадку про змею.  Заполняем таблицу:(Таблица 1) Добавляю союз НО, и получаю загадку:  Я похожа на шланг, но не поливаю грядки,  Я похожа на провод, но не пропускаю ток,  Я похожа на гусеницу, но не ем листьев.  Я похожа на рыбу, но не с икринками.  А можно заполнить другую таблицу: (таблица 2)  Теперь обращаем внимание не на отличия, а, наоборот, на сходства.  Можно разделить вопросы в левой части и тогда получится две различные опоры, а можно отвечать на один из двух вопросов по выбору. Например: (таблица 3)  Разделив каждую пару выражением "А не", получим загадке:  Светит, а не лампа,  Тает, а не снег,  Капает, а не дождь.  А вот другая загадка по этой схеме:  С перьями, а не подушка,  С крыльями, а не самолет,  Всех будит, а не будильник (Петух)  А вот как сочинять загадки ­ олицетворения.  Я задумала сочинить загадку про тучку (снеговую или дождевую)  Какая она по форме? (Огромная, лохматая, мохнатая)  По цвету? (Тёмная, серая, чёрная, мрачная)  Какое живое существо напоминает туча? (Лохматую медведицу, серую орлицу, чёрную лебедь и т.д.)Какие действия может совершать "живая" туча? (Хмуриться, сердиться, плакать, рассыпать снежок, проливать дождем, улыбаться, радоваться)  Попробуем сочинить загадку.  Лохматую медведицу рассердили,  Зато всю землю напоили.  III. Сочинение и редактирование загадок  IV Итог урока  Отгадывание придуманных загадок. Выбор самой удачной загадки.  V Домашнее задание  Оформить загадку для сборника  Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности Литература по теме "Загадки"  Опорные схемы  Опорные таблицы  Сборник загадок учителя  Сборник загадок учеников  Другие документы Сборник "Азбука загадок" ­ ученическая    Сборник "Азбука загадок" ­ учительская

Посмотрите также