Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Оценка 5

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание +1
Взрослым
20.02.2018
Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
работа.docx
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение                                                                                                             2­4 2. Основная часть                                                                                                  4­17 2.1. Актуальность выбранной темы                                                                      4­5 2.2. Цели и задачи проекта                                                                                    6­9 3. Анализ ситуации и желаемые результаты                                                      9­17 4. Проектное решение                                                                                        18­28 5. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их  снижения                                                                                                              29­30 6. Заключение                                                                                                     30­32 7. Cписок использованных документов и источников информации            32­35 8. Приложения                                                                                                    35­36 1 Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков                                           Д.С. Лихачев 1. Введение Проект   направлен   на   обеспечение   духовно­нравственного   развития обучающихся   в   единстве   урочной,   внеурочной   и   общественно­значимой деятельности   в   условиях   совместной   работы   педагогического   коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта Федерального государственного образовательного стандарта. В   основных     документах     образовательной     политики     России   –   в Национальной     доктрине     образования     до   2025   года     и  в    Национальной   главных образовательной   инициативе   "Наша   новая   школа"­   в     числе   приоритетов     выделяется     потребность   общества     в     воспитании     граждан правового,   демократического     государства,     уважающих     права     и     свободы личности, являющихся  носителями  гуманистических  ценностных ориентаций, обладающих  высокой  духовно­нравственной  культурой.1 Задачи   воспитания   патриота  и   гражданина   имеют   четкое   выражение   в государственной   программе  «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации   на   2001–2005 годы»   и   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». 2 1Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр- 271-http://www.standart.edu.ru 2  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). –http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml 2 Современная   государственная   образовательная   политика   в   России, отраженная   в   стратегии­2020,   в   национальной   образовательной   инициативе «Наша новая школа», в ФЦПРО и в материалах по комплексной модернизации образования,   направлена   на   обеспечение   инновационно­технологического прорыва в образовании через подготовку  конкурентоспособных выпускников, социализация которых должна быть устойчивой и позитивной. Очевидно, что задача инновационного поступательного развития России не может быть решена вне контекста гражданско­патриотического воспитания, которое выступает как ресурсный залог в развитии гражданского общества и в формировании граждан страны, для которых патриотизм является ценностным основанием мышления, образа жизни, гражданской позиции. Комплексная   модернизация   образования,   основные   положения национальной   образовательной   инициативы   «Наша   новая   школа»,   установки стратегии ­ 2020 требуют ретрансляции на всех уровнях системы образования идеологии   гражданско­патриотического   воспитания   через   разработку   и реализацию программ развития школ.3 Инструментом решения задач государственно­образовательной политики в сфере   гражданско­патриотического   воспитания   выступает   Федеральный   нового   поколения, государственный   образовательный   стандарт методологическую   основу   которого   представляет   концепция   духовно­ нравственного   развития   личности   учащихся,   отражающая   нравственно­ ценностные   ориентиры   и   механизмы   формирования   патриота   ­   гражданина России. В процессе введения ФГОС важно не потерять его замыслы в отношении формирования   у   учащихся   нравственных   качеств,   личностных   и метапредметных   результатов,   которые   как   раз   и   обеспечивают   общую   и гражданскую   культуру   личности,   ее   гражданскую   позицию.   Необходимо активнее   включать   в   процесс   обучения   исследовательский   подход, 3Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр- 271-http://www.standart.edu.ru 3 проектирование   и   ИКТ,   позволяющие   гарантировать   формирование положительной   мотивации   учащихся  к   процессу   обучения   и  обеспечивающие тем самым нравственно­ценностное отношение к знаниям.  Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании»   ввел   понятие государственного стандарта, который формируется на принципах органичного соединения   федерального   и   национально­регионального   компонентов. Реализация   этих   принципов   возможна   лишь   при   использовании   всего многообразия   культурного   и   природного   наследия,   как   в   масштабах цивилизации,  так   и  на   уровне   конкретного   региона.  «Музей  ­   это   не   просто особый учебный кабинет образовательного учреждения. Его роль ­ стать одним из   воспитательных   центров   открытого   образовательного   пространства, координатором   патриотической   деятельности   образовательного   учреждения, связующей   нитью   между   образовательным   учреждением,   общественными организациями, районами и другими регионами РФ»4. 2. Основная часть 2.1. Актуальность выбранной темы Необходимость   формирования   патриотического   сознания   у подрастающего   поколения   вытекает   из   самой   сути   процесса   модернизации образования.   Гражданско­патриотическое   воспитание   личности   представляет собой   важнейшую   составляющую   образовательного   процесса   не   только   в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последних десятилетий, направленных на   развитие   гражданского   общества   и   правового   государства,   требуют всестороннего развития личности гражданина. Для решения этих задач Советом при   Президенте   Российской   Федерации   по   содействию   развитию   институтов гражданского общества и правам человека разработан проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации». Если 4 Письмо Министерства образования России № 28 - 51 - 181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» -http://www.standart.edu.ru 4 принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитание» даётся как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно,   что   именно   школьный   музей   и   должен   сегодня   стать системообразующим в организации воспитательной работы в школе. В настоящее время музейная педагогика находится в стадии становления, уточнения структурных компонентов деятельности музейного педагога. Базой для   этого   могут   служить   философско­педагогические   идеи   Н.Ф.   Федорова, М.М.   Бахтина,   Д.С.   Лихачева,   Ю.М.   Лотмана,   технологические   компоненты театральной педагогики К.С. Станиславского. Образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста, миссией   музеев   признается   обучение,   речь   идет   об   образовательной ответственности. Своей растущей популярностью музеи обязаны, прежде всего неформальности   обучения:   именно   для   неформального   обучения   они располагают   наибольшими   возможностями   (экспериментальными   методами   и новыми   средствами.   «В   целях   укрепления   духовно­нравственных   основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического   воспитания,  необходимы  разработки  и   реализации   значимых общественных проектов».5 Реализация   проекта   позволит   использовать   интерактивные   технологии, помогающие сформировать у обучающихся универсальные учебные действия  в рамках   реализаций   требований   ФГОС,   создать   условия   для   гражданско­ патриотического  воспитания обучающихся,  для  формирования  у них  чувства патриотизма и любви к малой родине. Объект   исследования:   организационно­педагогические   условия гражданско­патриотического  воспитания  в  образовательном  пространстве  ОУ (школьный музей, комнаты, экспозиции). 5 Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" -http://www.standart.edu.ru 5 Предмет исследования: возможности совершенствования  внеклассной и внеурочной   воспитательной   работы,   направленной   на   формирование гражданско­патриотической   компетентности   и   активной   социальной   позиции учащихся на основе современных технологий и сетевого взаимодействия. 2.2. Цели и задачи проекта Создание школьного музея – центра нравственно­ патриотического воспитания обучающихся, своеобразного духовного центра единения всех поколений, образовательных, общественных организаций Развитие  самостоятельной активной  познавательной деятельности  учащихся. Содействие в нравственном и  гражданско­патриотическом  воспитании Вовлечение  учащихся  в научно­ исследовательскую, проектную  деятельность .Использование средств музейной  педагогики в воспитании  творческой личности Создание условий для  формирования гражданского  самосознания Создание системы полисубъектного  взаимодействия школы, социума в  формировании личности школьника­ патриота своей Родины Использование материально­технической  базы школы во внеурочной деятельности  для информационного  сетевого  взаимодействия  Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную  среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и  повышению  интереса учащихся к краеведческой работе  посредством применения информационно­ коммуникационных технологий (виртуальный музей) Рис. 1. Система целей проекта 6 Задачи проекта: 1. Проанализировать проблемы в области   гражданско­патриотического воспитания и выявить основные противоречия. 2.   Выявить   причины   ослабления   интереса   к   музеям   в   последнее десятилетие. 3. Сделать   системный     и   факторный   анализ   состояния   гражданско­ патриотического воспитания и выявить противоречия. 4. Разработать и   описать вариант проектного решения – музей как центра гражданско­патриотического   воспитания,   позволяющий   модернизации воспитательной деятельности.   создать   условия   для 5. Выявить ресурсное обеспечение реализации проекта. 6. Обозначить   риски   реализации   проектного   решения   и   рассмотреть возможности их снижения. В   основе   проектной   деятельности   лежит   следующая   гипотеза:  как   центра   гражданско­патриотического   воспитания развитие   музея обучающихся будет эффективным, если: ­   определит   сферы   взаимодействия   с   формирующейся   системой дополнительного образования; ­   базируется   как   на   исторических,   философских,   социальных   и культурных традициях общества, так и на современных технологиях ; ­   приведет   к   корреляции   действий   с   соответствующими   формами образования и воспитания в школьных системах. Исходные   методологические   позиции  ­   фундаментальные исследования деятельности, философские идеи Н.Ф. Федорова о роли музеев в обществе,   системно­структурный   подход   к   процессам,   происходящим   в социокультурной среде, а также культурологический подход к пониманию роли музейной педагогики.6 6 Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды / Под ред. Н.В. Соловьевой. — Воронеж, 1996. — С.82-85 7 Комплекс методов исследования,  использованный нами для решения поставленных задач включает: ­   методы   теоретического   анализа   (обобщение,   структурно­ функциональный анализ); ­   диагностические   (анкетирование,   тестирование,   обобщение экспериментальной деятельности в школьных музеях). Опытно­экспериментальной базой исследования являются: ­   музей   «Хранители   воинской   славы»   ­   МБОУ   СОШ   №16г.   Новый Уренгой, ЯНАО; ­   виртуальный   музей   «Память   сердца»   ­   МБОУ   СОШ   №17   г.   Новый Уренгой, ЯНАО; ­ музейная комната «Согреем памятью сердца» ­МБОУ КСОШ №13 г. Новый Уренгой, ЯНАО; ­ музей «Патриот России» ­ МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск ЯНАО; ­   музейная   этнографическая   комната   «Истоки»   ­   МАОУ   «Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова» Тюменская область. Концептуальные идеи проекта: Реализация   проекта   предполагает   признание   реализацию   следующих положений: ­ школьный музей ­ неотъемлемая часть образовательного пространства образовательной организации; ­ нормы и ценности патриотического сознания и поведения школьников формируются   через   активное   деятельностное   приобщение   к   истории, традициям, ценностям родной земли;   ­ ученик ­ не потребитель музейного продукта,  а его активный созидатель (в школьном музее не столько слушаем и смотрим, сколько делаем, общаемся, творим); ­   необходимо   сохранять,   обогащать   и   транслировать   уникальность   и традиции каждого школьного музея; 8 ­   развитие   школьного   музея   не   является   делом   только   одного   его руководителя и педагогического коллектива школы, но и общественности.  Практическая значимость работы: ­   для   школьных   педагогов,   педагогов   системы   дополнительного образования раскрыты новые функции музея, созданы возможности их сетевого взаимодействия; ­   участники   образовательного   процесса   включены   в   систему формирования   современной   социокультурной   и   образовательной   среды   через организацию мероприятий, инновационные программы; ­   анализ   проблемы   и   результаты   эксперимента   доведены   до   уровня методических рекомендаций. Новизна проекта:  ­ виртуальный школьный музей основан на реальных экспонатах, имеет собственную   структуру   и   свободный   доступ   к   музейным   экспозициям, получению и распространению музейной информации. Все это позволяет создать единое   информационное   образовательное   пространство   для   развития ученической исследовательской и проектной деятельности; ­ визуальные способы восприятия значимой информации, содержащейся и в реальной, и в виртуальной экспозиции, соединенные с процессом осмысления в контексте   культурно­исторических   событий, ориентированными для учащихся как результаты их самостоятельного труда;   становятся   личностно­ ­   творческая   интерпретация   содержания   экспозиции   в   разнообразных формах деятельности школьного музея и его виртуальной версии акцентирует значение человеческой индивидуальности, способствует активизации процесса взаимовлияния   и   взаимообогащения   культур,   развитию   толерантности   и культурной самоидентификации в российском обществе; ­   виртуальная   версия   школьного   музея   ускоряет   процесс   интеграции школы, музея как социальных институтов, и социума для осуществления целей 9 воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями и детьми. 3. Анализ ситуации и желаемые результаты Происходящие   в   Российской   Федерации   процессы   общественно­ политических   и   социально­экономических   преобразований   выдвинули   ряд важных,   качественно   новых   задач   по   созданию   суверенного,   экономически развитого,   цивилизованного,   в   полном   смысле   слова   демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности   его   граждан   с   полной   гарантией   их   правовой   и   социальной защищенности. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ   всего   происходящего,   выработки  активной   жизненной   позиции  и повсеместного   вовлечения   их   в   полноценную   практическую   деятельность   в интересах   общества   и   государства.   Это   предполагает   необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально­психологических и этических качеств, среди   которых   важное   значение   имеют: патриотизм,   гражданский   и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.7 С   другой   стороны,   за   постперестроечные   годы   в   российском   обществе значительно   изменилось   отношение   к   таким   непреходящим   ценностям,   как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к   выполнению   важнейших   гражданских   обязанностей   безответственно, проявляют   социальную   незрелость   и   бездуховность,   нетерпимость   и   даже 7 Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм: в 10-ти т. Т. V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М.: Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283- 289. (60.5 С56 к873553 чз) 10 агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.   Механизм   координации   действий   общества,   органов   местного самоуправления   и   общеобразовательных   организаций   по   воспитанию подрастающего   поколения   на   всех   ее   уровнях   окончательно   разладился,   а используемые и затрачиваемые средства дают все меньший эффект.  Системный анализ состояния гражданско­патриотического воспитания на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия МЕЖДУ декларированием  необходимости  создания системы  гражданского  образования осознанием  необходимости  гражданского  воспитания осознанием  возможностей  использования богатой  истории школы в  воспитательном  процессе целостностью процесса  формирования  личности потребностью общества  в развитии системы  гражданско­ патриотического  воспитания недостатком практики  в деятельности  образовательного  учреждения утратой связи  поколений утратой опыта  использования музея  как средства  гражданского  воспитания разрозненностью воспитательных воздействий социокультурной среды, семьи и школы невостребованностью музейной   педагогики, решающей аналогичные задачи 11 социально обусловленной  необходимостью решения  музеями образовательных  задач отсутствием  оптимальной  технологии обучения  в музейной среде Рис. 2. Современные противоречия состояния гражданско­патриотического воспитания Одна   из   причин   складывания   этих   противоречий   ­   отсутствие   общего пространства   возможностей   для   взаимодействия   в   осуществлении патриотического воспитания. Школьный музей может предоставить такую возможность. Он является, во­первых, образовательной подсистемой, где задачи обучения и воспитания, в том   числе   во   внеурочное   время,   имеют   решающее   значение,   во­вторых, предполагает адресную направленность, когда приоритетной является детская и подростковая аудитория, в третьих,  обеспечивает связь времен, «включая» в образовательный   процесс   ушедшие   поколения.   Однако   интерес   к   школьным музеям только начинает возрождаться. Мы   выявили   проблемы,   которые   на   сегодняшний   день   существуют   в школьных музеях. недостаточное использование  интерактивных методов в  работе школьных музеев недостаточный уровень  профессионализма  руководителей музеев,  связанный как с отсутствием  системы повышения  квалификации, так и с тем, что  для большинства руководителей руководство музеем ­ это  дополнительная, далеко не   самая главная нагрузка ПРОБЛЕМЫ неудовлетворительное  материально­техническое   обеспечение школьных  музеев, которые нуждаются в средствах, как для развития  предметной среды, так и для  организации поисковой  деятельности недостаточное включение   детей и подростков в   поисковую и  исследовательскую  деятельность посредством  участия в работе школьных  музеев недостаточное информирование городской общественности   социально­значимой деятельности   школьных музеев   через   средства массовой информации.  о 12 Рис. 3. Современные проблемы школьного музея. На основе анкетирования 24 респондентов разных регионов, проведенного в   апреле   2014   г.   в   г.   Екатеринбург,  удалось   систематизировать   причины ослабления интереса к музеям в последнее десятилетие: 9 18 11 14 10 12 26 1 2 3 4 5 6 7                 недостатки   в   образовании   и   понижение   общего   культурного   уровня молодежи ­ 18 %;          появление новых, более "престижных" возможностей проведения досуга (видео, компьютерные игры, ночные клубы и т.д.) ­ 26%;                 изменение   жизненного   темпа,   погоня   за   достижением   "приличного существования", не оставляющая времени для посещения музеев, театров и т.д.­ 12%;         выбор молодежного отдыха, не требующего умственной активности ­10%;                отрыв  основной  массы молодежи  от этнокультурных  корней,  утрата этнического самосознания ­14%;         малая подвижность музейных форм ­ 9%. Рис. 4. Система целей проекта 13 Анализ   результатов   ответа   на   вопрос:   «Как   используется   музей   в гражданско­патриотическом   воспитании   в   школе?»   позволил   сформулировать основные направления музейной работы. Во­первых,   это   работа   по    поисково­исследовательской,   краеведческой деятельности.   Это   направление   даёт   возможность   учащимся   проявить   себя   в проектной   работе. формированием фондов музея.  Еще   одно   направление   в   поисковой   работе   связано   с Во­вторых,   это   экспозиционная   (оформительская)   деятельность. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное   или   социальное   явление   отражается   в   ней   с   помощью   не   только музейных предметов, но и художественных и технических средств.  В­третьих,   это   экскурсионная   деятельность.  Одним   из   главных   видов   Поскольку музейной   деятельности   является   экскурсионная   работа. сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии   со   своим   назначением   должен   вести   постоянную экскурсионную  работу   по   пропаганде   художественных   и   исторических ценностей, находящихся в музейных экспозициях. В­четвертых,   это   проведение   культурно­массовых   мероприятий   и   дел. Одним   из   основных   критериев   в   оценке   работы   школьного   музея   является  разнообразие   форм   массовой   и   учебно­воспитательной   работы:   проведение экскурсий   по   экспозиции   и   уроков   мужества,   встреч   с   участниками     и ветеранами   Великой   Отечественной   войны,   работа   с   местным   населением, митинги и акции ­ вот не полный перечень мероприятий,  в котором участвуют школьники.  Оценить   современное   состояние   и   возможности   дальнейшего   развития музея   в   контексте   внешней   по   отношению   к   нему   ситуации  позволяет факторный анализ  Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть: 14 а)  политико­правовые факторы:  проанализированные выше документы позволяют   сделать   вывод   о   расширении   возможностей   и   повышения   роли школьных музеев в гражданско­патриотическом воспитании; б)  экономические   факторы  –   сложившиеся   рыночные   отношения   в стране, во­первых, выводят из представлений о ценном все, что не способствует материальному успеху, во­вторых, сокращение федерального и регионального финансирования культурной, в том числе, музейной, сферы. в)  социальные   факторы  –   демографические   изменения   (рост рождаемости, изменения менталитета) влияют на изменение состава и качества музейной аудитории; г) технологические факторы – рост требований и ожиданий со стороны посетителей   по   мере   усовершенствования   стандартов   подачи   музейных коллекций   и   средств   коммуникации;   широкое   распространение компьютеризированных систем, предоставляющих постоянный круглосуточный доступ к информации; д) культурные факторы – школа, как организация культуросберегающая и   культуросозидающая,   вынуждена   преобразовать   себя   не   только   в   центр учебной деятельности  еще и в центр духовно­нравственной культуры Социальные факторы Экономические факторы Компетенции педагогов Формы организации музейной работы МУЗЕЙ Информационное обеспечение Материально- техническая база Ценности учащихся Система управления музеем  Культурные факторы 15 Политические факторы Технологические факторы Технологические  факторы Рис. 4.   Элементы внутренней среды и факторы внешней среды На деятельность школьного музея влияет ряд внутренних факторов: Компетенции   педагогов   ­  нужен   особый   тип   специалиста,   который способен освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист ­ музейный педагог   подключается   к   созданию   экспозиций,   разрабатывает   и   проводит   в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально­психологические исследования аудитории. Сейчас обязанности руководителей  школьных музеев выполняют педагог дополнительного   образования,   педагог­организатор,   учителя­предметники. Несмотря   на   то,   что   серьезная   работа   по   сохранению   фондов,   организации поисковой   и   исследовательской   деятельности   обучающихся,   проведению мероприятий,   оформлению   экспозиций   требует   значительного   количества времени,   в   большинстве   учреждений     обязанности   руководителя   школьного музея выполняют учителя­предметники с нагрузкой от одного до 9 часов.  Ценности   учащихся   ­  позиция   ученика   в   музейно   –   образовательном комплексе это: ­ позиция созидания; ­ не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; ­   личная   ответственность   в   отношении   к   прошлому,   настоящему   и будущему; ­ бережное и уважительное отношение к культурному наследию; 16 ­ от ученика не требуется запоминания всего, а понимание и эмоционально – нравственная оценка. Система   управления   ­  учет   особенностей   процессов   целеполагания   и планирования   в   музее,   осуществляемых   с   учётом   миссии   музея, рассматриваются структурный и поведенческий подходы к управлению музеем, процесс   регулирования   музейной   деятельности,   исследуется   структура управления музеем. Формы организации музейной работы ­  использование традиционных форм   работы   (лекция,   экскурсия,   консультация,   научные   чтения,   кружки, клубы, исторические и литературные вечера, встречи с интересными людьми,   исторические   игры)   и праздники,   викторины,   концерты,   конкурсы, инновационных (виртуальные экскурсии, проектно­исследовательская работа) Материально­техническая   база  школьных   музеев   стремительно устаревает: отсутствует современное выставочное  оборудование, недостаточно средств   для   оформления   экспозиций.   Поисковая   и   исследовательская деятельность   требует   дополнительных   организационных   и   транспортных расходов,   средств   на   публикацию   и   оформление   материалов,   на   проведение экспертизы. Информационное   обеспечение   ­  необходимость   внедрения   новых технологий,   которые   открывают   новые   возможности,   поднимают   на   более высокий уровень профессиональное и межличностное общение. Современные музейные   экспозиции   не   могут   быть   интересны     без   современных компьютерных и аппаратных технологий, мультимедийных программ. Доступ к Интернет­технологиям, создание виртуального музея,  наличие собственного сайта   позволяет     сформировать   коммуникационный   потенциал,   расширить аудиторию посетителей.  Реализация проекта обеспечит: ­ Привлечение к научно­исследовательской и проектной работе учителей  и учащихся. 17 ­ Рост интереса учащихся к изучению истории страны, развитие и  укрепление у детей чувства любви к родному краю. ­ Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды  музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам  школьной программы. ­ Рост количества учителей, использующих возможности технологий  музейной педагогики, информационной и коммуникационной среды музея для  проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других внеурочных мероприятий воспитательного характера. ­ Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле. ­ Позитивная динамика в общественном признании образовательного и  воспитательного потенциала школьных музеев. ­ Популяризация    школьных    музеев     как    средства     педагогической  деятельности, через создание банка данных экскурсий виртуального музея, через сетевое взаимодействие. Ожидаемые результаты       музея   Повышение эффективности работы   за   счет использования инновационных форм   и   методов   для   решения воспитательных задач. Освоение учащимися  приемов музейной,  проектной и ИКТ­  деятельности. Повышение интереса учащихся к изучению истории   страны,   проявление   чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея. Формирование модели  выпускника, обладающего  ключевыми компетенциями Модернизация   материально­ технической базы музея. Создание электронной базы  уникальных экспонатов школьного  музея Создание   банка   данных   собственных методических разработок, их публикация на   школы   и   других образовательных порталах.   сайте Расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями  других образовательных учреждений,  образовательными учреждениями, советом  ветеранов и другими общественными  организациями. Рис. 5. Ожидаемые результаты от реализации проекта 4. Проектное решение. 18 Одной   из   важнейших   черт   современной   личности,   ее   внутренним стержнем,   определяющим   ценностные   ориентации   и   установки,   является патриотизм.  Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт   воспитанника   с   историческими   материалами,   элементами   культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. Таким образом, музей становится центром гражданско­патриотического воспитания личности. Однако, требования, предъявляемые к современной школе, нацеливают на изменение организации  и содержания деятельности школьного музея как одной из форм     патриотического воспитания  в условиях модернизации российского образования.   Решением   данной   проблемы   может   стать   создание   новых вариативных путей: 1. Заинтересованность педагогической общественности школы в создании виртуального   музея   как   эффективного   средства   воспитания   патриотизма обучающихся; 2. Преобладание  коммуникационных,   информационных   технологий, интерактивных   методик,   позволяющих   принимать   решения   с   установкой   на свободу   выбора   и   предоставление   различных   возможностей   знакомства   с музейными (фондами) собраниями других школ, муниципальных образований, регионов; 3. Партнерские   технологии.   Осуществляя   подобный   проект,   музей обращается   к   местным   властям,   общественным   организациям,   спонсорам, фондам.   Благодаря   возникающим   связям,   повышается   общественный   статус самого музея; 4. Ориентация   на   конкретный   адресат,  сознание  детей  подготовлено   к восприятию   информационного   мира,   они   интуитивно   понимают   законы информационного   мышления.   Учащиеся   школы   с   легкостью   осваивают информационные   и   коммуникационные   технологии,   многие   из   них   способны самостоятельно обучаться  Интернет–технологиям, разрабатывать Web­сайты.   19 5. Развитие   проектно­исследовательской,   поисковой   деятельности; участие в грантах, конференциях; 6. Создание электронного банка данных фондов виртуального музея; Условия реализации проекта • Заинтересованность   педагогической   общественности   школы   в создании   виртуального   музея   как   эффективного   средства   воспитания патриотизма  обучающихся;  • Преобладание   коммуникационных   ,   информационных   технологий, интерактивных   методик,   позволяющих   принимать   решения   с   установкой   на свободу   выбора   и   предоставление   различных   возможностей   знакомства   с музейными   (фондами)собраниями   других   школ,   муниципальных   образований, регионов;  • Партнерские   технологии.   Осуществляя   подобный   проект,   музей обращается   к   местным   властям,   общественным   организациям,   спонсорам, фондам.   Благодаря   возникающим   связям,   повышается   общественный   статус самого музея;  • Ориентация на конкретный адресат: сознание детей подготовлено к восприятию   информационного   мира,   они   интуитивно   понимают   законы информационного   мышления.   Учащиеся   школы   с   легкостью   осваивают информационные   и   коммуникационные   технологии,   многие   из   них   способны самостоятельно обучаться  Интернет–технологиям, разрабатывать Web­сайты.   • Развитие   проектно­исследовательской,   поисковой   деятельности; участие в грантах, конференциях;  Создание электронного банка данных фондов виртуального музея  • Механизмы реализации проекта: 1. Модернизировать  традиционное музейное пространство в современную образовательную   среду   посредством   использования   Интернет­технологий (зарегистрировать домен, выбрать хостинг, инструменты создания сайта и его дизайна, определить структуры сайта): 20 ­определить тематику первых экспозиций (веб­страниц); ­оцифровать документальные и вещественные источники; ­создать электронную базу данных по истории школы и города; ­разработать единую систему хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов. ­создать  виртуальные коллекции, экскурсии, выставки. 2.Создать   веб­сайт   школьного   музея,   способствующего   формированию полисубъекгного взаимодействия: ­смоделировать   системы   построения   виртуального   макета   музея   и   его залов ­разработать механизмы интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов;  определить тематику первых экспозиций (веб­страниц)  ­создать электронную базу данных по истории школы и города ­разработать единую систему хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов; ­подготовить материалы для медиа­экспозиций. 3.Создать условия через проведение  конкурсов, акций и мероприятий для развития   творческих,   исследовательских   способностей   детей,   формирования активной гражданской позиции: ­создать   творческую   группу   по   организации   и   проведению   конкурсов, акций и мероприятий; ­развернуть   поисково­исследовательскую.   деятельность   обучающихся школы; ­освоение обучающимися специфических приемов музейной деятельности и ИКТ­компетенции. ­совершенствование     формы   внеклассной   учебной   деятельности   и внеурочной работы на базе виртуального музея. 4.Повысить   ИКТ   компетентности   участников   проекта   посредством 21 использования информационных  технологий: ­ провести семинар для учителей по овладению способами активизации   во   внеурочной   учащихся   информацией   познавательной   деятельности   деятельности ­использовать   материально­техническую   базу   школы   во   внеурочной деятельности для информационного взаимодействия 5.Привлечь   образовательные   учреждения,   учреждения   дополнительного образования,   общественные   организации   к   совместной   деятельности   по гражданско­патриотическому   воспитанию   к   сетевому   взаимодействию необходимо: ­актуализировать  тему создания виртуального музея для всех участников. ­определить   круг   лиц   для   сотрудничества   по   созданию   виртуального музея. ­назначить модератора для сетевого взаимодействия, создать актив музея из обучающихся и педагогов, родителей. Сроки реализации проекта  Реализация проекта рассчитана на три года – 2014­2016. 1 этап – подготовительный,  апрель­декабрь 2014 год:   Основное  направление  этапа – разработка стратегических и тактических шагов,   обеспечивающих   развитие   музеев   как   центров   патриотического воспитания.   Основой   для   этого   должна   стать   соответствующая   нормативная база каждого музея,  программа развития музея.  На   данном   этапе   важно   определить   место   музея,   как   в   системе патриотического воспитания школьников, так и в образовательном процессе в целом.  На этом этапе школьным музеям важно определиться с направлениями поисковой   и   исследовательской   работы,   возможными   новыми   партнерами, обеспечить   взаимодействие   с   организациями   музейного   направления, 22 корректировать составы   советов музеев, инициировать создание клубов (или других объединений, работающих на базе музея).8 Важная задача первого этапа реализации проекта – привлечение внимания общественности к школьным музеям, развитие  связей со средствами массовой информации. Планируемые результаты первого этапа: ­ проведена очередная аттестация не менее чем 80% школьных музеев; ­ паспортизированы новые школьные музеи; ­ утверждены программы развития школьных музеев; ­ прошла корректировка состава органов управления музеем; ­ разработаны программы исследовательской и поисковой работы; ­ подготовлены публикации в средствах массовой информации; ­ в поле внимания руководителей музея – новые технологии работы. 2 этап  2015 год. Основное направление этапа ­ апробация новых форм деятельности музеев по   патриотическому   воспитанию   школьников,   развитие   интеграции   музеев   в образовательный процесс.  На этом этапе  ­   изучаются,   разрабатываются   и   апробируются   интерактивные   формы музейной педагогики  (исторические игры, театрализация и т.д.); ­ на базе музеев развивается поисковая и исследовательская деятельность с   дальнейшим   оформлением   новых   экспонатов   в   экспозиции,   проводится публичная   презентация   экспонатов,   защита   исследовательских   работ   и   т.д., создаются   исследовательские   (поисковые)   группы   под   определенные   темы, разрабатываются семейные проекты; 8 Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. ­ М., 2001. ­ С.34­37. 23 ­   развивается   экспозиционно­выставочное   пространство,   апробируются новые   формы   экскурсионной   деятельности   (экскурсии­диалоги   поколений, проблемные экскурсии и т.д.); ­ используются различные формы развития фондов школьных музеев;  ­ организуются выставки; ­ апробируются новые формы взаимодействия школьных музеев; ­   рассматриваются   возможности   использования   потенциала   музея   для организации творческого досуга школьников, реализации культурных программ; ­ на базе школьных музеев реализуются новые практико­ориентированные проекты; ­   разрабатываются   и   апробируются   программы   для   внеурочной деятельности; ­   разрабатываются   мобильные   выставочные   экспозиции   («музей   в чемодане», виртуальный музей) для работы в учреждениях и организациях; 2015 год – особый для России, год 70­летия Великой Победы. Каждый школьный музей планирует и реализует цикл мероприятий, связанных с Великой Отечественной войной, используя новые формы работы.  Планируемые результаты второго этапа: ­   в   школьных   музеях   апробированы   новые   интерактивные   формы деятельности, что позволило дополнительно привлечь к деятельности не менее 30% школьников; ­   не   менее   50%   школьных   музеев   участвуют   в   муниципальном   этапе смотра конкурса школьных музеев; ­   проведено   не   менее   20  новых   по   форме   и   содержанию   экскурсий   (с подготовкой сценариев); ­ проведено не менее 20 выставок, основой которых стали   реликвии и коллекции; ­ музеи активно включены во внеурочную деятельность; 24 ­   на   сессиях   городского   научного   общества   учащихся,  конкурсе  «Твои первые открытия» защищено не менее 15 работ, подготовленных в школьных музеях; ­ каждый музей подготовил не менее двух мобильных выставок; ­ реализовано не менее 5 проектов; ­     разработана   и   реализована   совместная   программа   мероприятий, посвященных 70­летию победы в Великой Отечественной войне.  3 этап 2016 год Основное   направление   этапа   ­   обобщение,   презентация   и   трансляция эффективных   практик   музейной   педагогики   через   различные   формы взаимодействия школьных музеев, подготовку методических материалов.   На завершающем этапе продолжается работа над поиском и апробацией адекватных целям проекта форм работы школьных музеев по патриотическому воспитанию. На третьем этапе реализации проекта  ­ организуется и проводится Фестиваль школьных музеев (с привлечением историко­краеведческих   музеев,   школьных   музеев   из   других   муниципальных образований),   в   проведении   Фестиваля   используются   апробированные интерактивные формы работы, создана возможность коммуникаций школьников и руководителей музеев; ­   формируется   сборник   методических   материалов,   обобщающий   опыт апробации новых форм музейной педагогики; ­  подготовленные школьными музеями мобильные выставки проводятся в организациях и учреждениях; ­ проводится муниципальный конкурс ­ премия «Чтобы помнили…» на лучший школьный музей ­ центр патриотического воспитания; ­   на   пленарном   заседании   Педагогического   форума   2015   представлены материалы по реализации данного проекта.  25 Структура управления проектом Таблица 1  Руководитель (модератор) проекта Директор школы подготовк а материал ьной базы, согласова ние действий другие сотрудник и учрежден ия Представители органов общественного управления и привлечение к совместной работе учащихся школы их родителей (законных представителе й), выпускников, учащиеся школы, родители, социум Педагог- организато р работа по наполнени ю содержани я музея учащиеся школы Руководите ли методическ их привлечени е к совместной работе учителей- предметник ов, классных руководите лей классные руководите ли I т к е ъ б у С я н в о р у т Председате ль Совета музея, к е ъ б у С и Сетевое и ц к н у Ф взаимодейс твие с социумом и социальным и институтам и вне школы и члены Совета музея к и н т с а ч У Реализация  данного проекта  не  исключает, а  предполагает    сохранение индивидуальности   через   разработку   различных   моделей   включения   музеев образовательных организаций  в патриотическое воспитание школьников. РЕСУРСНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Для   реализации   проекта   в   образовательных   учреждениях   имеются   школы   работают   в   режиме   стабильного необходимые   условия: функционирования и развития, организована творческая группа по разработке инновационного проекта,   есть  необходимая материально­техническая база. А также главное: положительная мотивация педагогического коллектива, 80% которого   прошли   подготовку   по   программе   курсовой   подготовки «Информационные   технологии   в   образовательном   процессе»,   богатый   опыт работы и наличие музея.9 9  Чумалова,   Т.   В.   Музейная   педагогика   как   новая   образовательная   технология.   Проблемы   и   пути   из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30­34. (79.1 М89 26 Наименование  Нормативно­ правовая  Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для  Ресурсная база подписания, ратификации и присоединения  резолюцией  Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989,  ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990         № 1559­1  .  Конституция Российской Федерации.  Закон Российской Федерации «Об образовании»   ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15­ФЗ  Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая школа»,   утвержденная   Президентом   Российской   Федерации   от 04.02.2010  № Пр­271  План   действий   по   модернизации   общего   образования   на 2011–2015   гг.,   утвержденный   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507­р.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального   общего   образования,   утвержденный   приказом Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 06.10.2009 № 373.  Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание граждан   Российской   Федерации   на   2011­2015   гг.»,   принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.  Стратегия   государственной   молодежной   политики   в Российской   Федерации   (до   2016   г.),   принятая   распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.   № 1760­р.  правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ).  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации» (от 24.07.1998 г. №124­ФЗ).  12 марта 2003 г. № 28­51­181/16  «О деятельности музеев  образовательных учреждений».  ­ Положение о  порядке предоставления дополнительных  образовательных услуг; ­  Положение об Управляющем Совете; ­ Положение о школьном исследовательском  обществе; ­ Положение о школьном музее .  Осуществление исследовательско – поисковой  деятельности,  Письмо Министерства образования Российской Федерации от  Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности  Локальные акты ОУ:  Мотивационная знания и умения, полученные в результате создания Internet­ версии школьного музея.  Формирование социального заказа на воспитание  Организационная компетентностного школьника в условиях краеведческой  к871426 кх) 27 Научно­ методическая Информационная деятельности. Программирование образовательно–воспитательного процесса  Инновационный проект .  Дополнительная образовательная программа «Школьный музей».  Программа дополнительного образования «Быть достойным».  Методические разработки занятий, тематических виртуальных  выставок  Сценарии уроков мужества, экскурсий.  Богуславский С.Р. Школьный музей­клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.  Борисов   Н.С.,   Дранишников   В.В.,   Иванов   П.В.,   Кацюба   Д.В. Методика историко­краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.  Методика историко­краеведческой работы в школе. – М., 1982.  Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.  Школьные музеи. Сб. документов. ­М., 1987.  Элькин   Г.   К.,   Огризко   3.   А.   Школьный   музей:   Пособие   для учителей. – М., 1972.  Доступ к ресурсам Интернет.  Электронный банк экспонатов школьных музеев.  Опыт   учителей,   использующих   музейную   педагогику   и проектную деятельность  Интернет­   поддержка   сайта   всероссийского   объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»:   www   .  npstoik    .  ru   Материально­ техническая Кадровая Финансовая  Музейный  кабинет.  Музыкальный центр.  Проектор и экран.   Электронный фотоархив школьного музея.  Результаты   поисково­исследовательской   деятельности школьников (мультимедийные презентации, доклады).   Музейные  экспонаты.  Технические средства оснащения (компьютер, принтер  цветной, видеокамера, фотоаппарат)  Руководитель школьного музея.  Коллектив педагогов, владеющих навыком     музейной  педагогики, исследовательской и проектной деятельности,  обладающих достаточной квалификацией.   бюджетныесредства внебюджетныесредства Примерная смета расходов на реализацию проекта Мероприятия по реализации инновационного проекта Оснащение и оборудование музея  № п/п 1. Всего  требуется  средств, руб. 38 000 28 Приобретение расходных материалов к компьютерной технике Приобретение расходных материалов Приобретение выставочных стендов и витрин Приобретение   ценных   призов   для   награждения   победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению 2. 3. 4. 5. Всего расходов :  Приобретение расходных материалов Наименование № 1. Краска  2. Картон для лазерного принтера 3. Бумага А4 4. Картон белый  5. 6. Картридж 7. Папки Итого: Заправка картриджа – копир Стоимость, руб. Кол­во 1000 250 200 200 500 2500 100 2 4 10 5 2 2 30 9 000 6 000 80 000 2000 135 000 Сумма 2000 1000 2 000 1000 1000 5000 3 000 15000 Приобретение оборудования и предметов длительного пользования № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование Стоимость, руб. Кол­во Сумма Флэш­карта Ноутбук   Сумка для ноутбука Сетевой фильтр Цифровой фотоаппарат Итого: 800 25000 1000 200 10000 2 1 1 2 1 1600 25000 1000 400 10000 38000 5. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения Результаты внедрения инновационного проекта Виртуальная   версия   школьного   музея,   сетевое   взаимодействие предоставляют   более   широкие   возможности   для   раскрытия   содержания   и демонстрации материалов музея:    ­ создание электронного банка данных;    ­ теоретические и практические занятия по созданию Web­страниц; 29 ­ определение модели виртуального музея;    ­ пополнение школьного музея и  модели виртуального музея фактическим материалом;      ­  использование возможностей школьного музея и   виртуального музея   конференции,   виртуальные   уроки, (интегрированные   экскурсии, исследовательские проекты, Уроки Мужества, социальные проекты).  Предполагаемый результат проекта ­ Возрождение и развитие школьных музеев тесно связаны с созданием их виртуальных версий в пространстве Интернета. Виртуальный музей помогает сберечь для потомков «живую» историю школы, города, региона.10   ­  Совместная   творческая   поисковая   деятельность,   проектная, исследовательская деятельность  сблизит не только всех, кто когда­либо имел отношение   к  школе,  но  и  нынешних   участников  образовательного  процесса. Долгосрочность   проекта   заложена   в   самой   идее:   Музейная   экспозиция предполагает создание новых страниц с каждым новым выпуском. ­   На   официальном   сайте   общеобразовательного   учреждения   должны существовать страницы, посвященные музею данной школы.  Анализ   рисков  реализации   инновационного   проекта,   механизмы   их снижения: Наименование риска Отсутствие  финансирования  музея. Механизмы минимизации ­ Привлечение средств из  внебюджетных источников.  ­ Получение дополнительных  средств финансирования. Анализ причин его возникновения ­ Отсутствие спонсоров. ­ Недофинансирование по  статьям на пополнение  материальной базы,  обеспечивающей учебно­ воспитательный процесс  ­ Задержка оснащения новым  оборудованием для реализации  кадетского компонента; 10 Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н.П.Макарова, Т.А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140. (чз) 30 Недостаточная  подготовка педагогов в области  гражданско­ патриотического  воспитания  обучающихся;  недостаточное  владение  технологиями  музейной  деятельности Взаимодействие с  социальными  партнёрами Фальсификация  исторических фактов Заявка на курсы повышения  квалификации по линии УО  (согласно плану), дистанционные КПК Создание условий для  повышения квалификации  педагогов, обобщение  передового педагогического  опыта, проведение научно­ практических семинаров,  открытых занятий с  использованием кадетского  компонента и метапредметного подхода в обучении. Нарушение связей по  субъективным и объективным  причинам Укрепление связей за счёт  создания и реализации программ  взаимовыгодного сотрудничества Негативное   влияние   социума на   формирование   гражданско­ патриотических качеств личности.   Изучение истории, участие в  деятельности поисковых отрядов       К сожалению, в общественном сознании на сегодняшний день еще широко Заключение распространены     равнодушие,   эгоизм,   цинизм,   неуважительное   отношение   к   В   отношениях   между   людьми   превалируют   ценности государству. потребительского поведения. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острой проблемы воссоздания системы воспитания   патриотизма,   как   основы   консолидации   общества   и   укрепления государства.     Традиционно   большая   ответственность   за   выполнение   задач патриотического  воспитания   возлагается    на   средние  общеобразовательные учреждения.  Несомненную   помощь   в   реализации   программ   духовно­ нравственного,   гражданско­патриотического   воспитания   оказывают   школьные музеи.  Школьный  музей обладает такими качественными и количественными параметрами   открытости,   которые,   в   конечном   итоге,   определяют   его уникальность   по   сравнению   с   другими   культурно   ­   воспитательными учреждениями.  31 Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта Главным социальным эффектом реализации данного проекта должно стать развитие   интереса   школьников   к   отечественной   истории,   формирование уважительного отношения к ценностям культуры, чувства ответственности за судьбу малой и большой Родины. Ожидаемые результаты: ­   все   школьные   музеи     имеют   паспорта,   успешно   пройдена   процедура очередной аттестации; ­  в полной мере реализуется интеграционный потенциал школьных музеев, что выражено в активном их участии в   образовательном процессе (не только внеурочная  деятельность, но реализация программ учебных предметов): ­ апробированы различные интерактивные формы работы, по результатам апробации   издан   сборник   методических   материалов,   наиболее   эффективные формы включены в практику школьных музеев; ­   фонды   школьных   музеев   пополнены   за   счет   поисковой   деятельности, активно используются в образовательном процессе; ­ на базе школьных музеев работают исследовательские группы, ежегодно не   менее   5­ти   исследовательских   работ   (от   каждого   школьного   музея) представляются на различных мероприятиях; ­ в деятельности школьных музеев активно участвуют: ­ проведено не менее 10 мобильных выставок в учреждениях дошкольного образования и т.д.; ­   школьные   музеи   активно   взаимодействуют   между   собой,   с муниципальным музеем, с другими музеями; ­ школьные музеи представили в средствах массовой информации не менее 20 материалов по вопросам реализации данного проекта; Cписок используемых документов и источников информации 32 1. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях   изменяющейся   социальной   среды   /   Под   ред.   Н.В.   Соловьевой.   — Воронеж, 1996. — С.82­85. 2. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В.М.Ахунов // Вестник Московского университета. ­ 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. ­ № 4. – С. 36­44. – Библигр.: с. 44. (чз) 3. Ванслова, Е. Градусник самоуважения / Е. Ванслова // Мир музея. – 2005. ­ №8. – С. 46. (зп) 4. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53­59. 5.   Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2011­2015   годы»:   Утверждена   Постановлением Правительства  РФ  от 5  октября 2010 г.  № 795// Собрание  законодательства Российской   Федерации.   №   41,   11   октября   2011   года   (Часть   2).   – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml 6.   Гуральник,   Ю.   У.   Музейная   педагогика   и   музейная   социология: сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21­29. (79.1 М89 к871426 кх) 7.   Долгих,   Е.   В.   Проект   «Музейная   педагогика»   ­   пространство гражданского   становления   /   Е.   В.   Долгих,   Н.   И.   Проскурякова,   Т.   Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. ­ № 2. – С.82­85. (чз) 8. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский:   Детский   музей   как   способ   организации   образовательной   среды   / Н.П.Макарова, Т.А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. ­ № 2. – С. 133­ 140. (чз) 9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно­образовательная деятельность музеев». ­ М., 1997. ­ С.102­105. 33 10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр­271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225 11. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный   российский   реализм:   в   10­ти   т.   Т.   V:   Будущие   поколения   – национальное достояние России. – М.: Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283­289. (60.5 С56 к873553 чз) 12.   Примерное   Положение   о   музее   образовательного   учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 ­ 51 ­ 181/16. 13.   Проведение   урока­экскурсии   в   музее   (методические   рекомендации учителям   и   студентам   университета   педагогических   факультетов   всех   форм обучения). — Воронеж, 1994. — 10 с. (в соавторстве). Профессиональное   становление   музейного   педагога.   //   Профориентология: теория и практика. /Под. ред. Л.А. Колосовой. — Воронеж, 1997. —С.115­116. 14. Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. ­ № 1. – С. 16­19. (чз) 15.   Российский   центр   музейной   педагогики   и   детского   творчества: содержание деятельности, планы, проекты / Б. А. Столяров; Мин­во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РАО. – СПб.: ГРМ, 2010. – 36 с.: цв. ил. (85.101 Р76 к883330 кх) 16. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб.   пособие   Музейная   педагогика   /Под   ред.   Н.М.   Ланковой   /   Работа   со школьниками в краеведческом музее. ­ М., 2001. ­ С.34­37. 17.   Столяров,   Б.А.   Музейная   педагогика.   История,   теория,   практика: учебное пособие / Б.А. Столяров ­ М.: Высшая школа, 2004, ­ 216 с. Приложения Таблица 1 34 План основных мероприятий проекта Этап Мероприятия Сроки Ответственные исполнители Руководители ОУ Руководители школьных музеев Руководители школьных музеев Руководители школьных музеев Май 2014 Сентябрь 2014 В   2014 года В   2014 года течение течение 1этап 2 этап  1.Формирование координационного  совета проекта 2.Корректировка школьных музеев 3.Паспортизация новых школьных музеев  составов советов           музеев, программ   развития общественная 4.Подготовка школьных экспертиза программ 5.   Организация   консультаций   для руководителей   школьных   музеев   по проблемам   с привлечением специалистов  6. школьных музеев   Презентация   программ   развития   музеев развития       и 7.Определение   основных   направлений исследовательской поисковой деятельности   обучающихся   на   базе школьных музеев 8.   Организация   и   проведение   процедур аттестации школьных музеев 9.Участие руководителей школьных музеев в   семинарах,   конференциях,   круглых столах 10.Подготовка   и   проведение   совместных мероприятий,   посвященных   памятным датам 11.Подготовка   публикаций   о   проекте   в средствах массовой информации     школьных 1.Круглый   стол   по   использованию   в деятельности музеев интерактивных технологий 2.Реализация   на   базе   школьных   музеев программ  исследовательской и поисковой работы 3.Защита   исследовательских   работ   на Городского научного общества и конкурсе «Мои первые открытия» 4.   Подготовка   исследовательских   работ для участия в областных, региональных и всероссийских конкурсах. 5.Апробация   новых   форм   экскурсионной деятельности, разработка сценариев новых течение В   2014 года Координационный совет проекта Ноябрь­ декабрь   2014 года май  2014 года Руководители школьных музеев Руководители школьных музеев течение течение В   2014 года В   года Руководители школьных музеев Руководители школьных музеев В   года течение Руководители школьных музеев течение В   2014 года Координационный совет Руководители школьных музеев Февраль 2015 Координационный   проекта, совет В   года В   года В   года В   года течение Руководители школьных музеев течение Руководители школьных музеев течение Руководители школьных музеев течение Руководители школьных музеев 35 3этап экскурсий 6.Проведение в школьных музеях выставок, посвященных   семейным   традициям, реликвиям  7. Реализация проектов       (музейные игры,   мероприятий, творческий   досуг   вечера, театральные 8.Апробация обеспечивающих   школьников интерактивные представления  и т.д.) 9.Организация   встреч   активов   школьных музеев, других городов  10.Участие   руководителей   школьных музеев   в   семинарах,   конференциях, круглых столах 11.Разработка   мобильных   выставочных экспозиций,   виртуальных   экскурсий (музеев) 12.Подготовка   и   проведение   совместных мероприятий,   посвященных   памятным датам 13.Подготовка   и   публикация   сборника исследовательских работ школьников 1.Анализ деятельности школьных музеев в плане реализации данного проекта 2.Организация Фестиваля школьных музеев (презентация  новых по содержанию форм музейной деятельности) 3.Участие руководителей школьных музеев в   семинарах,   конференциях,   круглых столах 4.Формирование   сборника   методических материалов,   обобщающих   опыт   работы школьных музеев 5.Проведение   мобильных   выставок   в организациях и учреждениях города 6.Проведение   муниципального   конкурса «Чтобы   помнили…»   на   лучшую организацию патриотической работы 7.Выступление педагогическом   результатах реализации данного проекта 8.Подготовка   и   проведение   совместных мероприятий,   посвященных   памятным датам 9.Подготовка   аналитического   отчета   о реализации проекта августовском о   Форуме­2016 на     В   года В   года В   года В   года В   года В   года В   года течение Руководители школьных музеев течение течение Руководители школьных музеев Руководители школьных музеев течение течение Координационный совет проекта Руководители школьных музеев течение Руководители школьных музеев течение Руководители школьных музеев Координационный совет проекта Сентябрь­ ноябрь     2015 года Февраль, ноябрь 2016 Октябрь 2016 Координационный Координационный совет проекта совет проекта В   года течение Руководители школьных музеев Ноябрь   2016 года Координационный совет проекта течение В   года Январь­май 2016 года Руководители школьных музеев Координационный совет проекта Август   2016 года Координационный совет проекта  течение В   года  Руководители школьных музеев Ноябрь   2016 года Координационный совет 36 37

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Проект: Виртуальный музей в школе- как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018