Пройдёт какое – то время и перед каждым из вас, ребята, возникнет вопрос о дальнейшем профессиональном обучении. Но ведь для того, чтобы кем-то работать, надо сначала обучиться данной профессии. На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком. И это действительно так.
Проект «Все профессии важны»
Актуальность
.
В начальной школе, когда учебнопознавательная деятельность
становится ведущей, важно формировать представления ребят о различных
профессиях и о труде. Проблема формирования представлений младших
школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в
педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о
профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и
профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и
систематически. В то время как именно школа должна стать решающим
звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать
действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о
мире труда и профессий. В жизни каждого человека профессиональная
деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители
задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и
склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Перед младшими школьниками не стоит проблема
выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение
взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший
школьный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка 710 лет ограничены его пока
небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском
саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об
этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и
весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное
количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий
является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом,
формирование представлений младших школьников о мире труда и
профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном
мире.
Анализируя результаты анкеты «Кем работают мои родители», выявили,
что из 5 учащихся, обучающих в классе, 1 ребенок не смог назвать
профессию своей мамы, 5 ребят не знают , как называется профессия папы.
На вопрос «КЕМ МЕЧТАЕШЬ СТАТЬ ТЫ?»
2 человека ответили – продавцом,
1врачом,
1 пожарным
Исходя из детских ответов, стало очевидно, что ребята очень мало
знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.Проектная идея.
Так родилась проектная идея – провести цикл мероприятий, направленных
на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Цели: познакомить учащихся с разнообразием профессий.
В ходе работы над проектом учащиеся будут развивать следующие навыки
мышления:
умение находить необходимую информацию в разных источниках,
отличать главное от второстепенного (анализ);
коммуникативные умения.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления учащихся о профессиях;
учить ориентироваться в мире профессий.
формирование (развитие) способностей к самоанализу и рефлексии
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебноинформационных
умений и навыков младших школьников;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся
осознать ценность совместной деятельности;
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Мотивация к работе
Вопросы для обсуждения:
профессия что это?
нужно ли знать о профессиях? Зачем?
где пригодится это знание?
чему тебя может научить знание о профессиях?
Время работы над проектом: 2 триместр
Режим работы: уроки, вне урока, домашняя работа.
Сроки реализации
23.11.2015 – 19.02. 2016Ожидаемые результаты
После завершения проекта дети будут точнее представлять, чем
занимаются люди той или иной профессии, узнают о малознакомых
профессиях.
В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие
результаты:
1. У участников проекта появится представление о востребованных в
обществе профессиях.
2. Дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом
профессий.
3. Родители будут активными помощниками в воспитании и
профориентационном сопровождении детей.
Механизм реализации проекта
Этап
Подготовительный
Основной
Результат
Ребята владеют
минимумом
информации о
названиях
профессий.
Потребность в
знакомстве с
различными
профессиями.
Действия
1.Урок
окружающего
мира по теме:
«Все профессии
важны».
2.Анкетирование
ребят в классе.
3.Подготовка к
мероприятиям.
1.Рассказы
учащихся на тему:
«Кем работают
мои родители»
2. Классный час
на тему:
« Все профессии
важны »
Включённость
школьников в
процесс
добывания
информации.
Включённость
школьников в
процесс
Участники
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель,
воспитатель
Учащиеся 2 «А» класса,
воспитатель
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель.
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель,
воспитатель
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель.самоопределения.
Включённость
школьников в
процесс
самовыражения.
Учащиеся 2 «А» класса
Учащиеся 2 «А» класса,
родители
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель,
воспитатель, родители
Классный руководитель,
воспитатель
Учащиеся 2 «А» класса,
классный руководитель,
воспитатель, родители.
3. Интервью с
представителями
разных
профессий»
4.Выпуск плаката:
«Знатоки
профессий»
6.Развлекательно
познавательная
игра «Защита
профессии»
7.Презентация
книги Джанни
Родари «Чем
пахнут ремёсла».
1.Защита проекта
на тему:
«Все профессии
важны, все
профессии
нужны»
Заключительный
Обеспечение:
техническое: компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, проектор,
учебнометодическое: Словари, руководства, справочные материалы и
т.д.
1. Начальная школа2007 №2, №22, 2005 №5. Издательский дом «Первое
сентября»
2. Шалаева Г.П.«Большая книга профессий» Филологическое общество
«Слово», Москва – 2007
3. Энциклопедия для детей «Выбор профессии» Москва «АВАНТА» 2003
4.О.В.Казакова, Н.А.Сбоева "Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг
нас"", Москва "Вако"2003
5.В.В.Маяковский "Детям", Москва "Детская литература"1988
6.Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
информационное: сеть Интернет.Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы:
http://www.zarabotu.ru/phpBB4/index.php?showtopic=96 (Небольшой словарик
профессий)
http://sozpr.narod.ru/doc/clovar.htm (Краткая энциклопедия профессий)
http://yrokityt.at.ua/publ/zagadki_o_professijakh/1710986
(Загадки
профессиях)
http://www.solnet.ee/sol/002/z_103.html (Загадки о профессиях)
о
Дополнительно привлекаемые ресурсы: родители.
ЗУН и общеучебные умения, необходимые для самостоятельной
работы учащихся:
по предмету: общее понятие о профессиях;
с помощью родителей технические навыки: умение пользоваться
цифровым фотоаппаратом, пользовательские навыки работы на ПК:
( текстовый редактор, создание и редактирование слайдов презентации),
нахождение материалов в сети Интернет.