Киселёва Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Сосновоборская СОШ Зейского района
Проектирование как средство формирования метапредметных
результатов в условиях реализации ФГОС
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня
эти слова приобретают особую актуальность. Школа должна воспитывать
предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в
современном мире и быть конкурентоспособным на рынке труда. Общество
нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного
характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать
решения. В новых стандартах общего образования в качестве нового
методологического подхода заложено требование к метапредметным
результатам обучения. Признаюсь, это вызвало у меня неподдельный интерес. В
собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов
активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский
подход к обучению, который позволяет осваивать обобщенные способы
деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в
реальной жизни, формировать исследовательский компетенции на уроке. На
уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные
умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при
которых необходимо применение знаний других предметов Я считаю,
что организация исследовательской деятельности в виде системы
инновационных творческих проектов обеспечивает благодатные условия для
выхода на метапредметный результат.
Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках
литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает
большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую
ступень познания и творчества.
Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее
благоприятен для развития навыков к проектной деятельности. Пятиклассники
– народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют,
рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по
классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным
предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую
разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с
разными способностями.
А структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности
для обучения детей с использованием технологии проектов практически в
любом разделе курса.
Сопоставив различные УМК, я выбрала тот, что позволяет реализовать
метапредметный подход под редакцией Г.И.Беленького. Он в большой степени
способствует претворению в жизнь литературнотворческих проектов, где
особая роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них
литературнохудожественных умений. Содержание творческой деятельности,
которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе:
изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста
определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения
определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки,
рассказы, сценки
Так в учебнике литературы, 5 класс, М.А Снежневской, О.М. Хреновой,
Э.Э.Кац (Литература, 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений:
М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац : под ред Г.И.Беленького_М.
Мнемозина, 2012.) уже с первых страниц предлагается участвовать в одном из
проектов «Путешествие в Книгоград». Хотя это был первый проект по
литературе и потребовал длительной подготовки, вызвал он неподдельный
интерес. Учащиеся с увлечением рассказывали своей домашней библиотеке, о
читательских предпочтениях. А проект на тему «Мой любимый журнал» был
настолько ярким, что несколько человек изъявили желание выписать журналы,
о которых рассказывал автор проекта ( Костюченко Е.).
После изучения раздела «Сказки» мы провели малую конференцию, где
ребята представили свои исследования «Баба Яга в сказках», «Сказки о
Лешем», «Сказки о падчерице», подготовили викторину «Угадай сказку»,
показали спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке», устроили выставку рисунков к
сказкам.
Особый интерес у пятиклассников вызвала работа по проекту после изучения
раздела «Мифы». Предметом изучения стали не только герои Эллады, но и боги
Древней Греции, легенды Древнего Востока и славянская мифология. Причем
продуктом явились не только рассказ о проделанной работе, но и
самиздатовский мифологический словарь, книжкималышки с календарно
обрядовыми песнями и сборник прибауток для маленьких детей, в которых
упоминаются персонажи славянской мифологии.
Проект по разделу «Устное народное творчество» включал игрувикторину
«Литературный поезд» и выставку творческих работ. Следует отметить, что
данным проектом озаботились и бабушки, являясь участниками «Литературного
поезда», они организовали работу станций «Загадки» и «Потешки».
Праздником книги можно назвать работу над проектом «Любимые книги,
любимые авторы». Учащиеся показали широту их читательских интересов,
выходящих за рамки школьной программы.
Но это уже результат. Продукт. Самое трудное было с чего начать? Я
принесла клип Виктора Берковского «Лошади в океане». Прослушали.
Впечатлились. Потом обратили внимание на то,
что в стихотворении
используются слова «лошади» и «кони». Стало интересно: равнозначные это
слова или нет. А дальше занялись поисками: словари, энциклопедии,
произведения художественной литературы,
Наблюдали,
учились извлекать и перерабатывать
рассматривали,
информацию из различных лексикографических и других источников. В
результате получили минисловарь с комплексным разносторонним описанием
слов «конь» и «лошадь». А самое главное – поняли, как надо работать над
проектами.
анализировали,
живописи. Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной
жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, это
сочинения. И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается
в 5 классе с таких вот минипроектов.
Необходимо учитывать, что сочинение по литературе — это сочинение
рассуждение, поэтому уже в пятом классе учим понимать темувопрос
(проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в
формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель
сочинения. . После обсуждения предложенных тем ребята составляют план,
тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы
ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу Учим
пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые
слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником
сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и
совершенствовать по замечаниям учителя.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных
умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться
на собственном опыте и опыте других.
При подведении итогов работы мы стараемся дать всем учащимся возможность
выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные,
содержательные проекты награждаются аплодисментами и символическими
медалями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен
труд и творчество.
Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в
рамках урока. Она является частью внеклассной и научноисследовательской
работы. Как правило, эти проекты имеют долгосрочный характер, в работе над
ними используется большое количество дополнительного материала. Их
презентация и защита проходит на научнопрактических конференциях и
фестивалях проектов.
Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учебе,
потому что оно личностноориентированное, самомотивируемое, что означает
возрастание интереса к работе по мере ее выполнения, приносит удовлетворение
ученикам, видящим продукт своего труда.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе
формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение
нестандартные проблемы,
решать постоянно возникающие новые,
соответствовать
к
коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству.
Практический опыт использования проектов показывает, что данный
метод имеет положительные результаты:
Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается
возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом, у
детей появляется желание высказывать собственные суждения и найти
доказательства их правильности или неверности.
Сами дети и их родители, сравнивая работу над первыми проектами и
сегодняшними , отмечают, что, сформулировав проблему проекта , теперь легко
умеют выбрать информацию важную и
составляют план работы,
предъявляемым
повышенным
требованиям
второстепенную. Есть и еще один весомый плюс : коллеги отмечают, что теперь
дети меньше времени тратят на то, чтобы понять текст при самостоятельном
чтении.
Развивается коммуникативная культура учащихся: умение вести разные формы
диалога, формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать
позицию собеседника. Этому способствуют и задания типа «Спроси у старших»,
«Спроси у родителей».
Развивается умение строить письменные и устные высказывания в определенном
жанре, например, устное монологическое высказывание
Дети получают навык составления алгоритма ( работы, правила)
Школьники обучаются анализу собственного речевого поведения (рефлексии). В
частности, такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений
школьников: «Все ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений
обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из
текста? Какая информация оказалась уже известной?»; «Подумай, по каким
критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы.»
Однако нельзя не отметить определённые трудности этой работы. Работа над
проектом – объёмная, кропотливая. Не все школьники хорошо владеют
компьютерной грамотностью и используют возможности компьютерных
технологий. Поэтому учителю приходится решать задачи по предупреждению и
снятию этих трудностей: дополнительно знакомить с необходимой лексикой,
учить приёмам компрессии текста, обработки информации, правилам
оформления презентации. И еще один минус желание родителей сделать многое
за учащихся. Чтобы этого не случилось, необходимо работать в стиле
педагогической поддержки. Найти идею самое трудное. Если учащиеся
затрудняются, учитель сам предлагает. А дети, оттолкнувшись от идеи педагога,
предлагают свое или обсуждают предложенное. Реализация замысла происходит
тоже при поддержке учителя. На заключительном этапе оценивается не только
продукт проекта, но и саму деятельность.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что опыт организации проектной
деятельности, в которой ученик выступает субъектом, творцом, учится
проектировать и достигать поставленных целей, несомненно, имеет больше
достоинств, чем недостатков и способствует формированию личностных и
метапредметных результатов образования.
Можно с уверенностью сказать, что мы готовы работать в соответствии с
задачами стандарта и планируем в дальнейшем совершенствовать свою
деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.
Литература:
1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.
Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.// 2008. №
2. 2. Федеральный образовательный стандарт общего среднего образования.
3.
Педагогическое
проектирование
Лаврентьева
З.И.
http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoeproektirovanie/glossary.html/.
4. Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/
http://nsportal.ru/novyetekhnologiivnachalnoishkole/.
5. Рябова О. Е. Метапредметный подход к организации деятельности
обучающихся /http://www.eidos.ru/journal /2011/062707.htm /.
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.