Клабукова К.О.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№64»
Г.Барнаул, Алтайский край
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Современная школа должна отвечать требованиям, предъявляемым обществом с его высокой планкой и ориентиром на международные стандарты качества образования. Запрос социума – люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, толерантные, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, способные к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. В формировании и становлении личности участвуют не только образовательные институты, но и институт семьи. Искать истоки воспитания и развития необходимо в семье. Н. В. Карлов, являющийся членом-корреспондентом РАН, в беседе с Савельевой Ф.Н. подчеркивает роль родителей в образовательном процессе, говоря об инстинкте подражания: «С молоком матери впитывает только что вступившее в жизнь существо начальные сведения о том, «что такое хорошо, что такое плохо». На этом этапе развития питание совпадает с воспитанием. Одновременно ребенку присущи трудолюбие, любознательность и потребность следовать некоему нравственному закону». Поэтому родители не должны отстраняться и занимать дистанцию в процессе подготовки молодого сочлена семьи к самостоятельной жизни. Родители и педагоги являются наставниками детей, помогающими правильно организовать их деятельность, в нужное время корректируя, направляя и вдохновляя. Ребенок должен чувствовать себя не только как обучающийся, а для этого все условия создает образовательное учреждение, но и как самостоятельно действующая личность, принимая решения и решая задачи в школе и семье. Он постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он должен высказать, выдвинуть предложение, делать выбор. Учитывая то, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – это их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, педагог должен создать такие условия, чтобы школьник полюбил учиться. Только в этом случае будет высокий показатель качества образования. Верно сказал персидский писатель Саади: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев». Исходя из того, что основным подходом формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, можно сказать, что одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
В настоящее время объемы учебного материала, требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.
Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.
В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать своё мнение, находить компромисс с собеседником); творческими (умение генерировать идеи и прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).
Занимаясь исследовательской, творческой и поисковой деятельностью, учащийся способен к самообразованию и самоорганизации. Кроме того, нельзя забывать о такой мощной мотивации как извечная тяга человека к новому и неизведанному.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности школьников, так как истинное обучение идет через деятельность, и это не противоречит федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Кроме того, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Литература и русский язык как учебные предметы – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Приведем некоторые примеры проектной деятельности, являющиеся средством реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Проект «Книга вчера, сегодня, завтра». Разговор о том, что печатная книга в 21 веке утрачивает свою актуальность оставляет много вопросов. По мнению одних, обладая всеми благами цивилизации, когда практически все компьютеризировано и не нужно себя утруждать перелистыванием страниц фолианта, человеку достаточно поставить аудиозапись, видеофильм любимого произведения. Другие же считают, что в таком случае такие «любители» книги лишены возможности держать в руках печатный образец, пахнущий типографскими чернилами. Книга материальна, а люди, по своей природе, привыкли к ощутимому миру.
Проект долгосрочный, предполагающий исследование на нескольких уровнях. Во-первых, изучаются теоретические аспекты существования книги в ее печатном и компьютерном варианте. Во-вторых, проводится интервьюирование и выявление читательских предпочтений детского коллектива. В-третьих, проводится анализ детских передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.
Проект «Экслибрисы – веяние времени». Данная тема актуальна и интересна для исследовательской деятельности учащихся, так как они изучают не только историю появления книжного знака, его развитие и преображение, совершенствование, но и знакомятся и проводят сравнительный анализ экслибрисов, создаваемых сейчас на просторах сети Интернет. В XXI веке искусство экслибриса еще живет и, будем надеяться, не исчезнет. Ребята могут предлагать и разрабатывать неизменные атрибуты самовыражения каждого человека. Этот проект интересен и тем, что межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся (связь русского языка с рисованием, литературой, ИКТ).
Творческий проект. Инсценирование фрагмента сказки. Цель литературного образования – «воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве», как отмечает авторская программа по литературе под редакцией Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой. Одним из средств реализации этой цели на уроках литературы являются ролевые проекты в форме инсценирования сказок. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, формирует коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия. Ребята сами выбирают понравившийся им фрагмент сказки, составляют сценарий, организовывают репетицию и представляют проект зрителям. Это ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей. Инсценирование фрагментов сказок воспитывает культуру речевого общения и помогает раскрыть талант обучающихся на уроке литературы. Сочинение рассказов разных жанров. Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью можно предложить учащимся общую схему сочинения определённого жанра. Опорная схема с символами или знаками поможет школьникам представить общий сюжет рассказа, а замысел определяется идеями ученика.
Уроки литературы должны являться уроками добра, нравственности. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом, так как это помогает школьникам верить в возможность преодоления проблем, а значит, поможет и в дальнейшей самореализации жизни школьников. Например, опорная схема-конспект для сочинения рассказа о путешествии двух друзей. События кто? разговор будущее Описание действий - в доме действия Машина времени - на улице Два приятеля, друга фантазия прошлое Возвращение домой - в городе изобретение Каждый ученик вправе выбрать форму проекта. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества.
В результате творческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников и включения в образовательный процесс системы проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся в 5 классе повышается уровень самостоятельности, воображения и творческого мышления. И каждому педагогу нужно, следуя мысли, сказанной замечательным деятелем педагогических идей В.А. Сухомлинским: «верить в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В.Жарова. – М.: Просвещение, 1993. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей. URL:
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4.
Савельева Ф.Н.
Читай, молись да трудись! Разговор об образовании с Н.В. Карловым.
Соколова Ю.А. Учебный
проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова //
Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.