«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
биология
8 кл—11 кл
23.03.2019
моя основная цель:
- Помочь учащимся найти мотивацию для обучения;
- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,
-Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками;
Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой литературы.
проектная деятельность на уроках биологии.doc
Тема: «Проектная деятельность на уроках биологии»
Князева Т.А. (учитель биологии,
2я дидактическая категория)
Услышишь забудешь,
Увидишь запомнишь,
Построишь поймешь.
Конфуций
Введение.
Современно и актуально использовать в преподавании технологии
личностноориентированного обучения:
Проектноисследовательские технологии (минипроекты, краткосрочные
проекты)
Компьютерные технологии (по проектам, создание презентаций к уроку, по
темам и проч.)
Я хотела бы познакомить Вас с опытом работы по проектно
исследовательской деятельности учащихся.
Основная часть.
Глава 1. Характеристика метода проектной деятельности.
Метод проектов как педтехнология включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован
на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет
большое количество видов и разновидностей.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
1.1. Основные цели проектной деятельности.
Целевое назначение проблемноисследовательского обучения:
Создание условий для развития учащихся;
Активизация и развитие качеств продуктивного мышления;
Формирование методов и способов научного познания, исследовательских
навыков, поисковых процедур;
1 Стимулирование познавательных мотивов: интереса учащихся к
самостоятельному решению проблем (к получению реального, имеющего
социальный и личностный смысл результату), осознание значимости знаний;
Развитие способностей к анализу и рефлексии.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование
различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные
свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а
также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения
«знания», сколько создания условий для расширения познавательных
интересов детей, и на этой базе возможностей их самообразования в
процессе практического применения знаний. Я работаю по методу проектов 3
года. Применяю минипроекты 7, 8, 9 классах; краткосрочные, недельные,
годовые – 9 12 классы.
Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой
Так вот моя основная цель:
Помочь учащимся найти мотивацию для обучения;
Включить их в активную, вполне реальную деятельность,
деятельности и ее результатов;
Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с
определенными характеристиками;
Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются,
оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой литературы.
1.2. Условия для успешной реализации проекта.
Проанализировав ситуацию, я сделала вывод: Необходимо соблюдать
условия для успешной реализации проекта.
1.
2.
3.
4.
проблемы –
Наличие социально значимой задачи,
исследовательской, информационной, практической.
Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень
конкретных действий с указанием выходов, сроков и
ответственных.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен
быть продукт. Каждый этап работы над проектом должен иметь
свой конкретный продукт. Подготовленный продукт должен
быть представлен достаточно убедительно, как наиболее
приемлемое средство решения проблемы.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.
1.3. Что достигается данным опытом.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности. Внутренний результат опыт деятельности
становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и
умения, компетентности и ценности.
2 1.4. Проблемные моменты проектного метода
1.
2.
3.
4.
Наиболее сложным является вопрос о степени
самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и
недооценить процесс.
Главная опасность при выполнении исследовательского проекта
превращение его в констатацию фактов.
При планировании на учебный год учителю предстоит выделить
ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на
проектирование». 5.Реализации воспитательных задач в ходе
проектной деятельности. Здесь моральные принципы
отзывчивость, верность, ответственность за принятые решения
основываются на действии, они должны быть прожиты.
Глава 2. Критерии оценки проектно – исследовательских работ.
Критерии оценки проектно – исследовательских работ выбираются по
принципу оптимальности по числу (не более 710) и доступности для
учащихся каждого возраста. Критерии оценивают качество не столько
презентации, сколько проектной деятельности в целом. Критерии известны
всем проектантам задолго до защиты.
Примерные критерии оценки проекта:
1. Постановка цели и задачи;
2. Обоснование актуальности и значимости темы проекта для самого
участника;
3. Достаточность собранного материала. Полнота раскрытия темы или
глубина исследования проблемы;
4. Оригинальность выдвинутых гипотез и практическая значимость;
5. Обоснованность и значимость выводов;
6. Качество оформления;
7. Артистизм и (или) выразительность выступления;
8. Раскрытие содержания проекта в презентации (в выводах);
9. Использование средств наглядности, технических средств;
10. Ответы на вопросы (компетентность в индивидуальной беседе по данной
проблеме).
Глава 3. Актуальность проектного метода в современном
образовательном процессе.
Я не случайно взяла на адаптацию и внедрение именно эту методику.
Сейчас стремительно развиваются информационные технологии,
усовершенствуются способы добычи знаний. Раньше, чтобы добыть крупицы
информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и
проч.). А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот скачивай на
здоровье. Но, ведь, надо же знать что ищешь! И я специально формулирую
(стараюсь формулировать) вопросы так, чтобы ребята вынуждены были
3 выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных
источников информации.
Я даю учащимся возможность выбора, принятие правильного решения,
возможно не единственно правильного.
Воспитание современного целостного познающего и понимающего
человека предполагает создать условия для обучения. А в чем сейчас
основная проблема у учащихся и их родителей? Нет мотивации для обучения!
Так вот наша основная задача предложить им (учся) такой выбор, такую
проблему, которая подтолкнет их к поиску. Мы должны найти мотивацию
обучения, причем этот процесс строго личностноориентирован. Пусть ребята
учатся анализировать, моделировать ситуации, играть!!! Посмотрите, как они
играют! Да, никак! Отсюда, им все время скучно! Так вот, что бы они не
скучали надо занять их творчеством. Пусть «творят, выдумывают, пробуют».
Вы задаете им рефераты и доклады? И они их с удовольствием приносят,
выполненные, аккуратненько, на компьютере! Зачем писать, рисовать, если
есть компьютер, ксерокс. Да компьютерные технологии необходимы!.. Для
оформления результатов работы!
При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в
творческую деятельность. Отношения учительученик в корне меняются. Если
в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по
схеме:
учитель
учебник
→
→
ученик.
То теперь:
ученик определяет цель деятельности учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания учитель рекомендует источники
знаний;
ученик экспериментирует учитель помогает организовать
познавательнотрудовую деятельность;
ученик выбирает учитель содействует прогнозированию результатов
выбора;
ученик активен учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения учитель партнер;
4 ученик несет ответственность за результат своей деятельности учитель
помогает оценить полученные результаты и выявить способы
совершенствования деятельности.
Заключение.
Благодаря вовлечению ребят в проектно исследовательскую
деятельность, удается заинтересовать их в предмете, преодолеть многие
комплексы и реализовать себя как личность.
Итак, какие результаты и достижения в проектной деятельности мы
имеем на сегодняшний день:
1. За время работы по данной технологии выросло качество знаний по
биологии: 2010 г. – %, 2011 г. – %, 2012 г. – % , 2013 %, 2014 %,
при 100% успеваемости учащихся.
2. Создана база проектных работ учащихся по биологии.
3. Силами учащихся значительно расширена коллекция мультимедийных
презентаций к урокам по различным темам, так как одним из результатов
выхода проекта является создание продукта в виде презентаций.
4. Учащиеся, освоившие методику работы над проектом по биологии, с
удовольствием апробируют ее на других предметах.
5
«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
«Проектная деятельность на уроках биологии» (выступление на педсовете и семинаре)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.