Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.
Проектная деятельность на уроках русского языка в СПО
Корбова Марина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
г.Нижневартовск
бюджетное учреждение профессионального
образования «Нижневартовский
политехнический колледж»
Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность
обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать
первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и
учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности,
интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности
многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности,
нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения
знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и
самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в
процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе
проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию
смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются
друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности
сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства
их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность
наглядно демонстрирует возможности моно и полипредметного, индивидуального и
группового проектов.
Проектная технология широко распространена в американских и японских школах.
В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).
Учебнопознавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное
изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству
результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают
познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо
получить новые знания в ходе решения учебнопознавательной проблемы.
Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в
стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах
(командах), а также развитию социального сознания.
Проектная технология позволяет реализовать личностноориентированный подход в
обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень
разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по
количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта
также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию,
стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
1Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются
лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой
деятельности.
В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе,
брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом
команды.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных
исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат,
значимый для ученика и учителя, а с другой стороны целостную разработку проблемы,
учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какаято проблема. Чтобы ее решить,
интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск
творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов
требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
•
информации, анализировать информацию, делать выводы);
•
решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,
•
отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с
собеседником).
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от
традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям
Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения.
Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого
ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к
способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации
самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных
качеств обучаемого .Использование метода проектов, в частности, на уроках русского
языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему
представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся
овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее
ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность,
отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий,
определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом
является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.
Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть
реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал
предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого
этапа проектной деятельности.
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивнодеятельностная
парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию,
что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При
рефлексивнодеятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также
требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он
2превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной
деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно
деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная
– создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную
творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика.
И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса
самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить
такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, минисочинения.
Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной
деятельности является «учитель – группа».
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных,
самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время
особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или
морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи
неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения
материала.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно
жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов
гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то
есть ведут к комплексированию всей школьной работы.
Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на
практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и
учатся применять к ней свои знания, происходит вне стен школы. Лабораторией для
проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все
окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием.
Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем
быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как
истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько
подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько
отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное
отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные
темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них
требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий
и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание,
приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет
сблизить учебную работу с исследовательской.
Таким образом, в данной работе будет представлен анализ метода проектной
деятельности с точки зрения оптимальности его применения для достижения реализации
целей и задач обучения русскому языку и литературе на современном этапе.
Типология проектов:
1.
2.
3.
4.
Исследовательские проекты.
Творческие проекты.
Ролевые, игровые проекты.
Информационные проекты.
3Подготовка к работе над проектом:
Практикоориентированные проекты.
5.
В зависимости от предметносодержательной стороны проекта можно выделить
монопроекты и межпредметные проекты:
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1.
определение темы и целей проекта;
формирование групп для работы над проектом;
планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
планирование работы;
исследование;
оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
самооценка;
оценка других групп;
оценка учителя;
оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
Что мы делали?
Как мы делали?
Каковы результаты?
Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов
является универсальносхематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно
следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки,
график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисковоисследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями
и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационноконсультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся,
обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3. Трансляционнооформительский этап.
43.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий
внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендовая информация проекта.
4. Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Немаловажную роль для успешной реализации проекта играет грамотная и
квалифицированная организация работы руководителя проекта. Можно предложить
следующие рекомендации, которые помогут обдумать подготовительный этап работы,
осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать ожидаемый
результат.
Рекомендации руководителю (организатору) проекта:
1. Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами
(научноисследовательский, творческий, информационный, проектноориентировочный,
игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который
рассчитано данное проектное задание.
2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов,
характер координации проектов, продолжительность, число участников).
3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по
предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения
проекта.
4. Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.
5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное,
культурное развитие учащихся).
6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
7. Укажите, как данный проект вписывается в классноурочную и внеурочную
деятельность.
8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
11. Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и
профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию его дальнейшей учебной
деятельности.
12. Подумайте, какой психологопедагогический эффект возможен в результате
выполнения данного проекта.
Необходимо добавить, что реализация метода проекта на практике ведет к
радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний
он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в
значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и
5учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно
воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного
источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого
процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности
учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного
сотрудничества учителя и учащихся.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и
содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и
технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую
работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.
Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода
проектной деятельности в современной школе:
1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и
вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
5. Активизация познавательных интересов учащихся.
6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7. Предоставление каждому возможности самореализации.
8. Развитие творческих способностей учащихся.
9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.
10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной,
письменной, с использованием новейших технологических средств.
12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к
жизни в социуме.
Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных
направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе
социализации.
6