Проектная деятельность учащихся
Оценка 4.7

Проектная деятельность учащихся

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика +1
Взрослым
04.03.2018
Проектная деятельность учащихся
Доклад, в котором доказывается актуальность проектной деятельности учащихся, рассматривается классификация проектов, типы проектов по математике, предлагаются темы проектов. Также рассматриваются и предлагаются этапы организации проектной деятельности учащихся на уроках математики. Делаются выводы: В результате проектной деятельности идет процесс формирования социально компетентной личности, учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций.
Проектная деятельность учащихся.doc
Иванова Ирина Юрьевна  учитель математики первой категории МОУ «СОШ с. Калинин Перелюбского  Района Саратовской области» Проектная деятельность учащихся Не так важно приобретенное знание,  как развитие способности мышления. Образование есть то,  что  остается, когда все выученное забыто. Макс Лауэ 1.Актуальность Образование – вещь весьма склонная к традиционализму. Но время от  времени школу захватывают волны модных течений. Из самого модного:  тестирование, интегрированные уроки, проектная деятельность. Какие мне видятся «плюсы» метода проектов? Выделю два. «Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу ­ проблема  повышения мотивация учащихся к изучению предмета. Современные дети  рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание,  что дает, где может пригодиться. И тут вне всяких сомнений –  проектирование – это тот метод обучения, который отвечает современной  жизни. «Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной  деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь  быстро устаревающие знания делают заучивание определенного объема  информации  бессмысленным. Знания приходится постоянно обновлять.  Значит этому необходимо учить.  Я бы посоветовала обратить внимание на метод проектов учителям  малокомплектных школ. Именно в этих условиях особенно актуально  развитие умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться  знаниями с товарищами. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при  условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска  исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они  заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. 2. Определение   Проект – совместная  учебно­познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся имеющая общую цель, согласованные методы,      и классификация проектов способы деятельности, направленная на достижение общего результата  деятельности. Пожалуй, два признака могут считаться ведущими в проектной деятельности: 1. В   основе   любого   проекта   всегда   должна   быть  проблема.   Следует заметить, что проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития критического и творческого   мышления   учащихся.   В   ходе   обсуждения   и   решения проблемы   учащиеся   учатся   применять   ранее   усвоенные   знания   и приобретенные   навыки   и   умения   и   овладевают   опытом   творческой деятельности.   Поэтому   важным   умением   при   организации   проектной деятельности   является   умение   учащихся   выявить   проблему. Необходимо   объяснить   учащимся   суть   проблемы,   важность   и необходимость ее выявления. Следует заметить, что речь идет не об обычных затруднениях (выбор их двух вариантов), с которыми человек может   сталкиваться   в   повседневной   жизни,   а   о   проблеме,   которая требует обращения к дополнительной информации, исследованию, рассмотрению разных точек зрения на один и тот же вопрос. 2. Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика и   учителя   –   принципиально   иной   по   сравнению   с   традиционным обучением. Осуществляется сотрудничество учитель­ ученик. Выполнение   проектной   деятельности   предполагает   наличие   у   школьников определенного набора качеств, умений и компетенций. Важнейшие из них: Качества:     самостоятельность,  инициативность,  целеполагание,  креативность. Умения и компетенции:  Исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;  Социального   взаимодействия:   сотрудничать   в   процессе   учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь;  Оценочные:   оценивать   ход   и   результат   своей   деятельности   и деятельности других;  Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной  информации;  Презентационные:   выступать   перед   аудиторией,   демонстрировать артистические   способности,   отвечать   на   незапланированные   вопросы, использовать различные средства наглядности;  Рефлексивные: отвечать на вопросы:   «Чему я научился?», «Чему мне   необходимо   научиться»,   адекватно   выбирать   свою   роль   в коллективном деле;  Менеджерские: проектировать процессы, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения. Важная роль в проектной деятельности учащихся – умение учителя  типологизировать проект – определить в нем приоритетное направление и  соответственно разработать цели, содержание и методику реализации. Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее  значимыми признаками деятельности. Соответствующая классификация  представлена в таблице 1. Классификация проектов Таблица 1 Признак Уровень творчества Вид деятельности Используемые умения Тип проекта ­ исполнительский ­ конструктивный ­ творческий ­ исследовательский ­ творческий ­ информационный ­ ролевой (игровой) ­ прикладной ­ издательский  ­ сценарный ­ проектный (организационные, поисковые, информационные, коммуникативные,  презентационные, оценочные умения) ­ предметный (литературно­ лингвистические, математические и т.п.  умения) ­ творческий ­ интеллектуальный Содержание База выполнения Количественный состав  участников Возрастной состав участников Продолжительность выполнения Формы продуктов деятельности Использование средств обучения Включенность в тематический  план ­ коммуникативный ­ монопредметный ­ межпредметный ­ надпредметный (внепрограммный) ­ школьный ­ внешкольный ­ международный ­ индивидуальный ­ парный ­ групповой ­ одновозрастной ­ разновозрастной ­ краткосрочный (координатор проекта  контролирует участников проекта,  открыто выполняя свои функции) ­ скрытый (координатор не обнаруживает  себя в деятельности групп) ­ внешний (материальные продукты: отчет, презентация, выставка и т.п.) ­ внутренний (продуктом являются  личностные качества: знания, умения,  способности, компетенции) ­ традиционный (печатные, наглядные,  технические средства) ­ информационно­коммуникационный ­ текущий (на проектную деятельность  выносится часть содержания обучения) ­ итоговый (например, по результатам  выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного  материала) 3. Типы проектов по математике Рассмотрим типы проектов по способу преобладающей деятельности,  используемые при обучении математике. Исследовательский проект. Исследовательский проект (проект с  элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов  предполагает: обоснование актуальности взятой для исследования темы,  формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,  обозначение задач исследования, определение методов исследования,  источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения,  обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление  результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего его  развития. Темами проектов могут быть, например, «Построение сечения  многогранников», «Логарифмы: прихоть математиков или жизненная  необходимость», «Производная – это сложно, но прожить без нее не  возможно», «Определение длины окружности. Число пи», «Лист Мебиуса и  его свойства». Творческий проект. Творческий проект предполагает свободную форму  работы, вариативность представления результатов. Такие проекты, как  правило, не имеют детально проработанной структуры совместной  деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается подчиняясь жанру конечного результата. Результатом может быть: совместная газета, спектакль, игра, праздник, выставка и тому подобное. Темами таких  проектов при изучении геометрии в старших классах могут быть  «Многогранники в архитектуре и живописи», «Золотое сечение»,  «Замечательное число е», «Гармония вокруг нас» и т.д. Практико­ориентированный (прикладной проект). Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике.  Например, при изучении теории графов можно усовершенствовать схему  автобусных маршрутов своего города или при изучении темы «Подобные  треугольники» определить высоту недоступного предмета.  Такие проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта  или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого  начала результат деятельности его участников. Причем этот результат  обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, района, города. Ознакомительно­ориентировочный (информационный проект). Такой  тип проект направлен на сбор информации о каком то объекте, явлении.  Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее  анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.  Основой для проекта может быть любая тема курса стереометрии или  планиметрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус»,  «Подобные треугольники», «Соотношение между сторонами и углами в  треугольнике» и т.д., где необходимо изучить информацию по теме, можно  произвести ее анализ и систематизировать знания, показать применения  теоретических знаний в практической деятельности. Редакционно­издательский проект. Например, выпуск математической  газеты, журнала, сборника и т.д. Данные проекты, как правило, выполняются  после изучения темы. Краткосрочный проект.  Метод проектов может использоваться в учебном  процессе для решения различных небольших программных задач, и тогда  можно организовать  мини – проекты достаточно часто, приучая учащихся к  творческому получению знаний самостоятельно. Например,  при изучении тем «Координаты точки и координаты вектора», «Расстояние от точки до  прямой», «Угол между прямой и плоскостью», «Перпендикулярность прямых  и плоскостей».  Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для  понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты,  занимающие несколько уроков (или на занятиях кружка, факультатива) и  достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую  деятельность во внеурочное время. Например, по темам «Решение уравнений  2­й, 3­й, 4­й степеней» и «Непрерывность функции». Организация и проведение долгосрочных проектов требует обоснованного и  разумного подхода с учетом всех ранее выявленных замечаний. Такие  проекты  и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто,  превращаясь в нечто повседневное. – они должны являть собой праздник  знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной  науки, какой является математика. Примеры долгосрочных проектов: «Лист  Мебиуса и его свойства», «Теорема Пифагора вне школьной программы» Как вы видите,  проекты могут быть различными по своей типологии. Я  описала наиболее сложные из них и вместе с тем наиболее значимые для  учебного процесса и развития интеллекта учащихся. На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто  информационными, практико – ориентированными, творческими, игровыми. В каждом учебном предмете можно выделить свою типологию проектов с  учетом специфики данного предмета. Можно использовать метод проектов на одном – двух  уроках  ­  мини – проекты для решения какой­то небольшой  проблемы. Но суть самого метода, его идея должна остаться неизменной –  самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая  деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. 4. Этапы   организация   проектной   деятельности   на   уроках математики. Для   адекватного   построения   педагогического   процесса   с   использованием проектной   деятельности   необходимо   иметь   представление   о   структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной: Потребность  проблема исследования  первоначальные идеи  оценка  идей  разработка лучшей идеи (идей)  планирование  изготовление   апробирование  оценка. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения  проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта».  Отметим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах  работы может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать  самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста,  а от сформированности умений проектной деятельности. Даже ученики  начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже  работали над одним – двумя проектами, чем старшеклассники, впервые  занятые в проекте. В предполагаемой структуре (таблица 2) выделены три основных стадии  работы над проектом: организация деятельности, осуществление  деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая  стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные  задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя,  формируются специальные (проектные) умения. Этапы работы над проектом Таблица 2 Этапы работы Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя   е и н е ж у р г о П т к е о р п   в 1. Организация деятельности Мотивация, постановка  проблемы, выбор темы  проекта, определение  цели, выдвижение задач Обсуждают с  учителем  предложенную для  изучения  информацию.  Выявляют проблемы.  Выдвигают гипотезы.  Устанавливают цели. Знакомит со смыслом  проектного подхода и  мотивирует учащихся.  Помогает в постановке целей, выдвижении  задач. е Определение  и н а в о р и н а л П источников  информации, способов  ее сбора и анализа.  Выбор способа  представления  конечного результата  (форма отчета).  Установление процедур и критериев оценки  результатов процесса.  Распределение задач  (обязанностей) между  членами группы Предлагает идеи,  высказывает  предложения.  Объявляет учащимся  состав  консультативной  группы учителей ­  предметников Вырабатывают план  действий,  определяют сроки,  выбирают форму  представления  результатов.  Распределяют  обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы  исследования 2. Осуществление деятельности и Сбор информации,  решение  промежуточных задач.  Выполнение проекта к с и о П и ц а м р о ф н и Поиск, отбор и  изучение  необходимой  информации в  научной литературе и сети Интернет.  Проведение  исследования е и н е щ б о б О и   в о т а т ь л у з е р в о д о в ы в Анализ и синтез  полученных результатов с позиции выдвигаемой  гипотезы,  формулирование  выводов Анализируют  информацию,  формулируют  выводы. Оформляют  результаты, готовят  материалы для  защиты проекта и его  презентации Помогает в текущей  поисковой,  аналитической и  практической работе  (по просьбе). Дает  новые задания, когда у учащихся возникает в  этом необходимость.  Организует  консультации с  учителями –  предметниками.  Наблюдает, советует Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную   и методическую   помощь в подготовке презентации   3. Представление результатов деятельности и ее оценка я Открытый отчет  участников проекта о  проделанной работе Анализ и обобщение  результатов работы в  целом. Анализ  достижения  поставленной цели.  Рефлексия и ц а т н е з е р П и   а с с е ц о р п ы т о б а р а к н е ц О в о т а т ь л у з е р Защищают проект,  участвуют в  обсуждении Слушает, задает  целесообразные  вопросы в роли  рядового участника Участвует в  коллективном анализе  и оценке результатов  проекта. Проводит  рефлексию Оценивают  индивидуальный  вклад каждого члена  группы в реализацию  проекта, в целом  группы. Самооценка  реализации  поставленных целей.  Анализ достигнутых  результатов, причин  успехов и неудач Этапы работы и организационные формы обучения Таблица 3 Этап работы над проектом Этап присвоения новой информации Организационные формы «уроков» Погружение в проект Планирование Формулирование  проблемы, постановка  цели Обсуждение вариантов Самообразование Продумывание хода  деятельности Рассказ, беседа, лекция Беседа,  Самостоятельная  работа, тренинги,  «мозговой штурм»,  «звездочка  обдумывания», ролевые  и учебно­деловые игры Выполнение проекта  (деятельность как  система конкретных  Проведение  исследования, поисково­ информационная  Самостоятельная  работа, практикум,  лабораторная работа, действий и операций) деятельность и т.п. консультация Обобщение результатов  и выводов Обобщение и выводы Семинар, консультация,  самостоятельная работа Презентация  результатов (защита  проекта) Обсуждение, ответы на  вопросы Урок­презентация,  «круглый стол»,  конференция Оценка и рефлексия Анализ достижения цели Беседа, консультация Овладение проектированием должно происходить не только при  осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву  традиционного урока элементов проектной деятельности или какой – либо  части проекта. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых  знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих  учеников. Выполнить проект  ­ это не только собрать материал, необходимую  информацию по теме, но и применять добытые знания на практике, например:  оформить стенды, альбомы, подготовить презентацию, подготовиться к   конференции, сделать конкретное практическое дело. 4.  Выводы: В результате проектной деятельности идет процесс формирования социально компетентной   личности,   учащиеся   становятся   активными   участниками учебно­воспитательного   процесса,   продукт   их   творческой   деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций.

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018