Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Оценка 4.6
Документация +3
doc
математика +1
Взрослым
27.05.2019
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
В работе дается описание проектно-исследовательской деятельности,чем проектная деятельность отличается от исследовательской. каковы цели и задачи в создании проекта,дается модель исследовательской деятельности учащихся, структура исследовательской работы, основные этапы, типы проектно-исследовательских работ. С чего начать работу над проектом, степень активности учителя и учащихся, ожидаемые результаты.
Бондаренко Н.ИВ..doc
ГБОУ РО «Новочеркасская общеобразовательная школа­ интернат» Проектно­исследовательская деятельность на уроках математики Выполнила Бондаренко Надежда Ивановна учитель математики высшей квалификационной категории. г. Новочеркасск  2019 г.           В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приоритетной   задачей   является   развитие   индивидуальности   каждого   ученика,   его творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать   свою   жизнь   как   проект:   определить   перспективу,   найти   и   привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали,   что   большинство   современных   лидеров   в   политике,   бизнесе,   искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности. Современный   образованный   человек   должен   уметь   самостоятельно   находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений самостоятельно   добывать   информацию,   ориентироваться   в   информационном пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно­исследовательской  деятельности. В   настоящее   время   в   школе   большое   значение   уделяется   повышению   качества учебного   процесса. Напрашивается вопрос: «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.     Поэтому   каждый   ученик   должен   быть   обучен   этой   деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике. Проектно­исследовательская деятельность ­ образовательная технология, предполагающая   решение   учащимися   исследовательской,   творческой   задачи   под руководством специалиста,   в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования) Чем исследовательская деятельность отличается от проектной? Начнём   с   понятия   проект   и   проектирование,   проектная   деятельность   и проектно­исследовательская деятельность. Проект  –   слово   иноязычное,   происходит   оно   от   латинского   projectus «брошенный   вперёд».   В   русском   языке   слово   проект   означает   совокупность документов   (расчётов,   чертежей),   необходимых   для   создания   какого­либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого­либо документа или, наконец, какой­либо замысел или план. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно­познавательная, творческая   или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая   общую   цель, согласованные   методы,   способы   деятельности,   направленные   на   достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является   наличие   заранее   выработанных   представлений   о   конечном   продукте деятельности,   этапов   проектирования   и   реализации   проекта,   включая   её   и рефлексию результатов деятельности. Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей   по   косвенным   признакам,   отпечаткам   общего   закона   в   конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность учащихся  – деятельность  учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектно­исследовательская   деятельность  –   деятельность   по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости   исследования,   определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Цели и задачи в создании проекта: Цель проектно­исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно ­ исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся. Задачи: 1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели   и   задачи,   выбирать   средства   реализации   и   применять   их   на   практике, взаимодействовать   с   другими   людьми   в   достижении   общих   целей,   оценивать достигнутые результаты; 2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться   в   мире   профессий,   в   системе   профессионального   образования,   в собственных   интересах   и   возможностях,   подготовить   к   условиям   обучения   в профессиональном   учебном   заведении,   сформировать   знания   и   умения,   имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. 3. Создать   условия   для   формирования   у   школьников   навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Гипотеза:  управление  качеством образования через технологию проектно ­ исследовательской деятельности создаст условия для саморазвития, самореализации и самообразования учащихся. Многие   считают,   что   исследователем   человек   может   стать   только   тогда, когда   приобрётёт   жизненный   опыт,   будет   иметь   определённый   запас   знаний   и умений.   На   самом   деле   для   исследования   не   нужен   запас   знаний,   тот,   кто исследует,   должен   сам   «узнать»,   «выяснить»,   «понять»,   «сделать   вывод». Исследовательская   деятельность   является   врождённой   потребностью,   нужно только   её   развивать.     В   этом   определённую   роль   играют   окружающая   среда, родители и образовательные учреждения Модель исследовательской   деятельности учащихся 1. Постановка   проблемы;   2.   Прояснение   неясных   вопросов;   3.Формулирование гипотезы исследования; 4. Планирование учебных действий; 5. Сбор данных; 6. Анализ и синтез данных; 7. Подготовка сообщений; 8. Выступление с сообщениями; 9. Ответы на вопросы, корректировка; 10. Обобщения, выводы; 11. Самооценка. Структура исследовательской работы Структура исследовательской работы: название, план, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения (если они необходимы). Проектно­исследовательская деятельность  классифицируется: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Основные этапы Основными этапами проектной деятельности являются: 1. Определение   тематического   поля   и   темы   проекта,   поиск   и   анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; 2. Обсуждение   возможных   вариантов   исследования,   сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; 3. Выполнение   запланированных   технических     операций,   внесение необходимых изменений; 4. Подготовка и защита презентации; 5. Анализ   результатов   выполнения   проекта,   оценка   качества   выполнения проекта. Типы проектно­исследовательских работ Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: проблемно­реферативные, экспериментальные, натуралистические и исследовательские. С   чего   начать   работу   по   организации   проектно­исследовательской деятельности школьников? Работу по организации  проектно­исследовательской деятельности я начала с проведения   диагностики   по   изучению   интересов   и   склонностей   учащихся.   На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.  Хотелось  бы   отметить,  что  дальнейшую  деятельность   нужно  строить   в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются  творческие  и исследовательские  работы, отражаются результаты деятельности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах. Хотелось   бы     отметить,   что   степень   активности   учеников   и   учителя   на разных   этапах   разная.   В   учебном   проекте   ученики   должны   работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, ­ зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение   всего   того,   что   они   узнали   или   исследовали,   протянуть   мостик   к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Проектно­исследовательская     деятельность   осуществляется   самостоятельно учащимися   под руководством   педагога­руководителя.   Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную   исследовательскую   работу.   Результатом   работы   над   проектом,   его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы. Ожидаемые результаты проектно­исследовательской деятельности: Мыследеятельностные:  (мозговой   штурм), проблематизация,   целеполагание   и   формулирование   задачи,   выдвижение   гипотезы, постановка   вопроса   (поиск   гипотезы),   формулировка   предположения   (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; выдвижение   идеи   Презентационные:  построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,   выбор   способов   и   форм   наглядной   презентации   (продукта)   результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; Коммуникативные:  слушать и понимать других,  выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; Поисковые:  находить   информацию   по   каталогам,   контекстный   поиск,   в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; Информационные:  структурирование   информации,   выделение   главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Проведение   инструментального   эксперимента:  организация   рабочего места,   подбор   необходимого   оборудования,   подбор   и   приготовление   материалов   , проведение   собственно   эксперимента,   наблюдение   хода   эксперимента,   измерение параметров, осмысление полученных результатов. Требования к учащимся по освоению курса: Знать: 1. Структуру проектно­исследовательской работы; 2. Типы проектно­исследовательских работ; Уметь: 1. Обозначать цели и задачи проектно­исследовательской работы; 2. Выдвигать гипотезу работы; 3. Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы; 4. Формулировать результаты исследования; 5. Оформлять проектно­исследовательскую работу 6. Защищать результаты исследования посредством презентации. Использование проектной деятельности при обучении математики Изучение   математики   на   базовом   уровне   среднего   (полного)   общего образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и   патриота,   развитие   способности   к   социальной   адаптации,   освоение   знаний математики,   овладение   умениями   анализа,   но   самое   главное   –   это   применение полученных знаний и умений в собственной практике. Вся система образования направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы. Использование   проектной   деятельности   на  уроках     математики   позволяет работать над формированием всех выше перечисленных целей. С   чего   начать   работу   по   организации   проектно­исследовательской деятельности школьников? Работу по организации  проектно­исследовательской деятельности я начала с проведения   диагностики   по   изучению   интересов   и   склонностей   учащихся.   На основе полученных данных создался образ класса,  была спланирована дальнейшая работа.   Отдельно   на   каждого   ученика   создаётся   портфолио,   в   котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются   результаты деятельности. Темы проектно­исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов   детей.   Это   может   быть   фантастическая   и   экспериментальная, изобретательская и теоретическая.   обрабатывать   собранный   материал. Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной темой учебника. Каждый ученик   вправе выбрать свою подтему. По выбранной добровольно теме дети  собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели   и   задачи,   выдвигать   гипотезы,   работать   с   различными   источниками информации,   Учащиеся   посещают библиотеки , ищут материал в интернете и различных других источниках. Можно организовать   встречи   с   интересными   людьми,   занимающимися   наукой   или имеющими увлечения. В   процессе   работы   над   темами   учащиеся   готовят   мини­доклады,   оформляют фотоальбомы,   стенды,   выставки   своих   работ.   Они   используют   различные источники:   книги,   энциклопедии,   справочники,   телепередачи,   документальные фильмы.  Учитель  выступает в роли консультанта, корректора, источника  знаний. После   этого   идёт   выбор   проекта   и   организуется   работа   над   проектами   и  исследованиями. При выполнении проектов   дети могут работать индивидуально какие­либо или   группами,   т.е.   им   предоставляется   выбор.   Учитель   по   необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся.         Удачные находки становятся достоянием всего класса  Работа над проектами завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция, смотр­конкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся. На   своих   уроках   я   часто   применяю   ИКТ.   Уроки   становятся   «живыми», интересными, а учащиеся работают более активно. Использование   презентаций   к   уроку   позволяет   не   только   сделать   урок наглядным, красочным, но и сэкономить время, работать с учащимися в быстром темпе, выполнять разнообразные задания. Эффективными   оказываются   проекты,   занимающие   несколько   уроков.   В качестве   домашних   заданий   к   очередному   уроку   учащиеся   самостоятельно (индивидуально   или   в   группах)   выполняют   тот   или   иной   этап   работы   над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Поэтому   в   процессе   обучения   использую   такие   ситуации,   в   которых школьник   должен   защищать   своё   мнение,   приводить   в   его   защиту   аргументы, доказательства   Ситуациями   такого   рода   являются   рецензирование   ответов одноклассников, что связано с советом, активным поиском нового. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому   уровню   работы   и   себя,   и   учащихся.   Речь   идет   о   постепенном   освоении исследовательского   подхода   к   темам,   о   работе,   требующей   настойчивости   в накоплении   знаний   и   умений,   полезной   –   в   том   смысле,   что   она   может   стать дорогой к творческому труду. Чтобы   каждый   проект   был   доведён   до   успешного   завершения,   чтобы   в ребёнке   проснулась   гордость   за   полученный   результат,   для   этого   в   процессе работы   над   проектом   или   исследованием   учитель   должен   не   только   помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим   проектом,   ученик   имел     возможность   рассказать   и   показать,  что  у   него получилось, и услышать похвалу в свой адрес.            Очень уместно высказывание  В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства –   умение   учить   детей   думать.   Это   открытие   вдохновляло   меня,   я   переживал необыкновенное счастье творчество» Список литературы: 1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования  В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.­ 2000.­ N 2.­ C. 36­43.­  (Филос.­психол. основы теории В. В. Давыдова).  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной  технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151­157 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.  пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский  центр «Академия», 1999, — 224 с.  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,  2000, — с. 52­55  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1,  2000, — с. 41­45  7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное  образование, № 7, 2000.  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя  от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998  9. «Исследовательская работа школьников». Научно­методический  и информационно­публицистический журнал. Редакция «Народное  образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019