Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Оценка 4.6
Документация +3
doc
математика +1
Взрослым
27.05.2019
В работе дается описание проектно-исследовательской деятельности,чем проектная деятельность отличается от исследовательской.
каковы цели и задачи в создании проекта,дается модель исследовательской деятельности учащихся, структура исследовательской работы, основные этапы, типы проектно-исследовательских работ. С чего начать работу над проектом, степень активности учителя и учащихся, ожидаемые результаты.
Бондаренко Н.ИВ..doc
ГБОУ РО «Новочеркасская общеобразовательная школа
интернат»
Проектноисследовательская
деятельность на уроках математики
Выполнила Бондаренко Надежда Ивановна
учитель математики высшей квалификационной категории. г. Новочеркасск
2019 г.
В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей
приоритетной задачей является развитие индивидуальности каждого ученика, его
творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом,
показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве,
спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно
– исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить
необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем.
Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация
творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе
которых лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений
самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном
пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и
решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно.
Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем
лучше осваиваются в ходе проектноисследовательской деятельности.
В настоящее время в школе большое значение уделяется повышению качества
учебного процесса. Напрашивается вопрос: «Как достичь этого, какие выбрать
формы и методы?».
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте
образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все
более актуальной в современной педагогике.
Проектноисследовательская деятельность образовательная технология,
предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под
руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания
(вне зависимости от области исследования)
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и
проектноисследовательская деятельность. Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus
«брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность
документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какоголибо
сооружения или изделия, либо предварительный текст какоголибо документа или,
наконец, какойлибо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение
общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности
является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и
рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок
вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных,
случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из
видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка
проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его
анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектноисследовательская деятельность
– деятельность по
проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и
задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение
ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение
необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Цели и задачи в создании проекта:
Цель проектноисследовательской деятельности: формирование условий
для введения проектно исследовательской деятельности как основы саморазвития,
самореализации и самообразования учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее
цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать
достигнутые результаты;
2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить
ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в
собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в
профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие
опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
3. Создать условия для формирования у школьников навыков
самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения
выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Гипотеза: управление качеством образования через технологию проектно
исследовательской деятельности создаст условия для саморазвития, самореализации и
самообразования учащихся.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда,
когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и
умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто
исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».
Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно
только её развивать. В этом определённую роль играют окружающая среда,
родители и образовательные учреждения
Модель исследовательской деятельности учащихся
1. Постановка проблемы; 2. Прояснение неясных вопросов; 3.Формулирование
гипотезы исследования; 4. Планирование учебных действий; 5. Сбор данных; 6. Анализ
и синтез данных; 7. Подготовка сообщений; 8. Выступление с сообщениями; 9. Ответы
на вопросы, корректировка; 10. Обобщения, выводы; 11. Самооценка.
Структура исследовательской работы
Структура исследовательской работы: название, план, введение, основная
часть, заключение, библиография, приложения (если они необходимы).
Проектноисследовательская деятельность классифицируется:
по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
2. Обсуждение возможных вариантов исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации,
определение формы продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
3. Выполнение запланированных технических
операций,
внесение
необходимых изменений;
4. Подготовка и защита презентации;
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения
проекта.
Типы проектноисследовательских работ
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить
следующие их типы:
проблемнореферативные, экспериментальные, натуралистические и
исследовательские.
С чего начать работу по организации проектноисследовательской
деятельности школьников?
Работу по организации проектноисследовательской деятельности я начала с
проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На
основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая
работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в
сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются
результаты деятельности.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах.
Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя на
разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать
самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от
сформированности умений и навыков проектной деятельности
Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того,
как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект,
зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к
формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На
последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать
обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к
следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые
поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором,
аналитическим мышлением.
Проектноисследовательская деятельность осуществляется самостоятельно
учащимися под руководством педагогаруководителя. Возможность применения в
работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать
серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его
выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения
поставленной проблемы.
Ожидаемые результаты проектноисследовательской деятельности:
Мыследеятельностные:
(мозговой штурм),
проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы,
постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы),
обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей
деятельности, самоанализ и рефлексия;
выдвижение идеи
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной
работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов
деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о
проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить
компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в
гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного,
приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное
хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего
места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов ,
проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение
параметров, осмысление полученных результатов.
Требования к учащимся по освоению курса:
Знать: 1. Структуру проектноисследовательской работы;
2. Типы проектноисследовательских работ;
Уметь:
1. Обозначать цели и задачи проектноисследовательской работы;
2. Выдвигать гипотезу работы;
3. Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы;
4. Формулировать результаты исследования;
5. Оформлять проектноисследовательскую работу
6. Защищать результаты исследования посредством презентации.
Использование проектной деятельности при обучении математики
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина
и патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний
математики, овладение умениями анализа, но самое главное – это применение
полученных знаний и умений в собственной практике. Вся система образования
направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный
материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы.
Использование проектной деятельности на уроках математики позволяет
работать над формированием всех выше перечисленных целей.
С чего начать работу по организации проектноисследовательской
деятельности школьников?
Работу по организации проектноисследовательской деятельности я начала с
проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На
основе полученных данных создался образ класса, была спланирована дальнейшая
работа. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором
накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты
деятельности.
Темы проектноисследовательской деятельности выбираю в зависимости от
интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная,
изобретательская и теоретическая.
обрабатывать собранный материал.
Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной
темой учебника. Каждый ученик вправе выбрать свою подтему. По выбранной
добровольно теме дети собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить
цели и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками
информации,
Учащиеся посещают
библиотеки , ищут материал в интернете и различных других источниках. Можно
организовать встречи с интересными людьми, занимающимися наукой или
имеющими
увлечения.
В процессе работы над темами учащиеся готовят минидоклады, оформляют
фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. Они используют различные
источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные
фильмы. Учитель выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
После этого идёт выбор проекта и организуется работа над проектами и
исследованиями. При выполнении проектов дети могут работать индивидуально
какиелибо или группами, т.е. им предоставляется выбор. Учитель по необходимости
помогает и контролирует ход деятельности учащихся.
Удачные находки становятся достоянием всего класса Работа над проектами
завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция,
смотрконкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся.
На своих уроках я часто применяю ИКТ. Уроки становятся «живыми»,
интересными, а учащиеся работают более активно.
Использование презентаций к уроку позволяет не только сделать урок
наглядным, красочным, но и сэкономить время, работать с учащимися в быстром
темпе, выполнять разнообразные задания.
Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В
качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно
(индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над
проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.
Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых
школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы,
доказательства Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов
одноклассников, что связано с советом, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к
этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении
исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в
накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать
дорогой к творческому труду.
Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в
ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе
работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать
детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над
своим проектом, ученик имел возможность рассказать и показать, что у него
получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Очень уместно высказывание В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась
удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства
– умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал
необыкновенное счастье творчество»
Список литературы:
1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. 2000. N 2. C. 3643.
(Филос.психол. основы теории В. В. Давыдова).
2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной
технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151157 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.
пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский
центр «Академия», 1999, — 224 с.
5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,
2000, — с. 5255
6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1,
2000, — с. 4145
7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное
образование, № 7, 2000.
8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя
от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
9. «Исследовательская работа школьников». Научнометодический
и информационнопублицистический журнал. Редакция «Народное
образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.