Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями

  • Лекции
  • docx
  • 21.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, трудоустройством. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляю-щая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о нем, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требований со своими возможностями. Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жиз-ненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но ее выбор должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Решение проблемы, как мне кажется, состоит в организации профориентационной работы в школе, которая должна быть направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессиональной деятельности. А особенно это важно в коррекционных школах, где обучаются дети с интеллектуальным нарушением, где социализация детей таких школ как наша стоит на первом месте. Речь идет о том, что, прежде всего, необходимо развивать у школьников творческие способности, навыки и умения. Список использованной литературы: 1. Творческий научно-методический журнал «Воспитание школьников» №9 – 2009, №10-2010. 2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самооп-ределения. 3. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/10/12/elementy-proforientatsii-na-urokah-v-nachalnyh 4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/matiematika-i-proforiientatsiia-v-shkolie Математика и профориентация в школе.
Иконка файла материала ГКОУ с.Камышла Ш.Рамзия (1).docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла _____________________________________________________________________________ Выступление  на тему: «Профориентационная работа  на уроках математики  c  детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы Учителя математики и ИКТ: Шарафутдиновой Р.А.Камышла ­2018 Профориентационная работа  на уроках математики  c  детьми с интеллектуальными нарушениями Как   свидетельствует   статистика,   большая   часть   молодых   людей,   завершивших школьное   обучение,   сталкиваются   с   серьезными   проблемами,   связанными   с   выбором профессии,   профиля   дальнейшего   образования,   трудоустройством.   Причины   этого   не только   в   «закрытости»   рынка   труда   для   молодых   и   неопытных,   но   и   в   том,   что подавляющая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о нем, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требований со своими возможностями.  Выбор   профессии   –   один   из   важнейших   выборов   человека,   определяющий   его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но ее   выбор   должен   быть   обоснован   и   тем,   насколько   человек   по   своим   индивидуально­ психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Решение проблемы, как мне кажется, состоит в организации профориентационной работы в школе, которая должна быть направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессиональной деятельности. А особенно это важно в коррекционных школах, где обучаются дети с интеллектуальным нарушением, где социализация детей таких школ как наша стоит на первом месте. Речь идет о том, что, прежде всего, необходимо развивать у школьников творческие способности, навыки  и умения.  Использование  метапредметных связей, обеспечивает усвоение умений и навыков, которые   необходимы     для   будущей   трудовой   деятельности,   знакомит   с   различными профессиями. В   основном с теми профессиями, которыми учащиеся смогут овладеть к окончанию школы.  Дети хорошо знают, что, став взрослыми, они должны работать. В связи с этим обсуждаем,  какая  область труда и почему их привлекает. Касаемся вопроса, как предмет математика влияет на выбор будущей профессии. Очень важно показать ученикам связь между учебным предметом и выбором профессии.   В школе учатся   умению работать: организованности, культуре труда, ответственности за свой труд и т.д. Поэтому на своих уроках математики, в большей части на классных часах, уделяю внимание данной проблеме. Решая текстовые задачи по данной тематике, касаемся разных профессий.            На   уроках   математики   учащиеся   школы   VIII   вида   овладевают   измерительными навыками   –   измеряют     полоску   бумаги   и   чертят   отрезок   такой   же   длины,   расчетно­ графическими   навыками   ­     чертят   геометрические     фигуры,   определяют   периметр, площадь.   Полученные   на   уроках   математики   умения   применяют   на   уроках   трудового обучения.            С целью трудовой ориентации учащихся на уроках математики решаются текстовые задачи   с   использованием   конкретных   изделий   с   названиями   профессий,   которые   их применяют. Сосчитать количество изделий собранных столяром; количество собранного урожая работниками сельского хозяйства, посаженных саженцев; узнать,  сколько платьев в день шьёт портниха и т.д. А при изучении мер длины, массы, времени   и т.д. решаемзадачи на нахождение количества материала в см, м, кг, с целью расширения представлений учащихся     о   производстве   и   реальных   затратах   материала   при   пошиве   одежды, приготовлении   еды,   сбора   урожая,   изготовлении   изделий, строительства   каких­либо сооружений или объектов.  Учащиеся   на   уроках   математики,   а   также   и   во   внеурочное   время   обязательно должны   получить   информацию   об   основных   направлениях   применения   математических знаний в различных профессиях, а, возможно и в своей будущей профессии.  Вычисления   с   десятичными   и   обыкновенными   дробями,   натуральными   числами, необходимы работникам любой специальности – полеводу, животноводу, механизатору, председателю   колхоза   или   директору   совхоза.   Экономисту,   бухгалтеру,   счетоводу приходится выполнять вычисления, решать математические задачи Все   задачи   на   профессиональную   ориентацию   учащихся   способствуют ознакомлению   ребят   с   трудовыми   операциями,   необходимыми     различного   рода профессиях,   закрепляют   специальные   математические   умения,   навыки   устного   счета, процентных вычислений, геометрических построений.  Как уже говорила выше детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо прививать интерес к тем профессиям, которыми они в будущем будут в силах овладеть. Поэтому  в учебном процессе чаще упоминаются такие профессии как: столяр, сапожник, портной, садовник и т.п. Известно,   что   ведущая   роль   профориентации   отводится   урокам   трудового обучения. Но когда речь идет о учащихся с интеллектуальной недостаточностью, стоит отметить, что каждое умение и каждый навык, полученный ребенком на любом уроке, каждое изделие выполненное его руками – все это может приравниваться к первому шагу в будущую профессию. Таким   образом,   в  системе   коррекционного  обучения   учащихся   с   ограниченными     даже возможностями здоровья четко выявились противоречия между: ­   сложившейся   системой   их   профессионально­трудовой   подготовки   и   современными социально­экономическими   условиями, затрудняющими   их   трудоустройство; ­   возросшими   квалификационными   требованиями   к   подготовке   специалистов   и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение возможностям   профессиями; ­ ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными  возможностями  здоровья,  и   еще  меньшим  их   количеством,  по  которым можно проводить профессионально­трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.   доступными   по   их   Все обозначенные противоречия затрудняют детям с ограниченными возможностями здоровья   быть   конкурентоспособными   на   рынке   труда,   к   ним   предъявляются   те   же требования,   что   и   к   их   нормально   развивающимся   сверстникам,   выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Образовательно­адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.  Хочется отметить, что эффективность работы по осуществлению связи с жизнью, по профессиональной   ориентации   учащихся,   во   многом   зависит   от   правильного взаимодействия  учителей  в установлении  межпредметных  связей.  такая  связь  особенно нужна с учителями трудового обучения: столярного дела, швейного дела, обувного дела.В   заключение   хочется   сказать,   что   опыт   преподавания   предмета   математики, проведения   внеклассной   работы   позволяет   сделать   вывод,   что   рассмотренные   формы учебной деятельности, служат целям профессиональной ориентации. Список использованной литературы: 1. Творческий научно­методический журнал «Воспитание школьников»  №9 – 2009,   №10­2010. 2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного  самоопределения. 3. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya­pedagogika/library/2016/10/12/elementy­ proforientatsii­na­urokah­v­nachalnyh 4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/matiematika­i­proforiientatsiia­v­shkolie Математика и профориентация в школе.

Посмотрите также