Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
Взрослым
21.03.2019
Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, трудоустройством. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляю-щая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о нем, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требований со своими возможностями.
Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жиз-ненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но ее выбор должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.
Решение проблемы, как мне кажется, состоит в организации профориентационной работы в школе, которая должна быть направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессиональной деятельности. А особенно это важно в коррекционных школах, где обучаются дети с интеллектуальным нарушением, где социализация детей таких школ как наша стоит на первом месте. Речь идет о том, что, прежде всего, необходимо развивать у школьников творческие способности, навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Творческий научно-методический журнал «Воспитание школьников» №9 – 2009, №10-2010.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самооп-ределения.
3. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/10/12/elementy-proforientatsii-na-urokah-v-nachalnyh
4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/matiematika-i-proforiientatsiia-v-shkolie
Математика и профориентация в школе.
ГКОУ с.Камышла Ш.Рамзия (1).docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской
области для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла
_____________________________________________________________________________
Выступление
на тему:
«Профориентационная работа
на уроках математики
c детьми с интеллектуальными
нарушениями»
Из опыта работы
Учителя математики и ИКТ:
Шарафутдиновой Р.А. Камышла 2018
Профориентационная работа
на уроках математики
c детьми с интеллектуальными нарушениями
Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей, завершивших
школьное обучение, сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с выбором
профессии, профиля дальнейшего образования, трудоустройством. Причины этого не
только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что
подавляющая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о
нем, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести
предъявляемые той или иной сферой деятельности требований со своими возможностями.
Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его
жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но
ее выбор должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально
психологическим качествам отвечает требованиям профессии.
Решение проблемы, как мне кажется, состоит в организации профориентационной
работы в школе, которая должна быть направлена не на выбор профессии, а на подготовку
к профессиональной деятельности. А особенно это важно в коррекционных школах, где
обучаются дети с интеллектуальным нарушением, где социализация детей таких школ как
наша стоит на первом месте. Речь идет о том, что, прежде всего, необходимо развивать у
школьников творческие способности, навыки и умения.
Использование метапредметных связей, обеспечивает усвоение умений и навыков,
которые необходимы для будущей трудовой деятельности, знакомит с различными
профессиями. В основном с теми профессиями, которыми учащиеся смогут овладеть к
окончанию школы.
Дети хорошо знают, что, став взрослыми, они должны работать. В связи с этим
обсуждаем, какая область труда и почему их привлекает. Касаемся вопроса, как предмет
математика влияет на выбор будущей профессии. Очень важно показать ученикам связь
между учебным предметом и выбором профессии. В школе учатся умению работать:
организованности, культуре труда, ответственности за свой труд и т.д.
Поэтому на своих уроках математики, в большей части на классных часах, уделяю
внимание данной проблеме. Решая текстовые задачи по данной тематике, касаемся разных
профессий.
На уроках математики учащиеся школы VIII вида овладевают измерительными
навыками – измеряют полоску бумаги и чертят отрезок такой же длины, расчетно
графическими навыками чертят геометрические фигуры, определяют периметр,
площадь. Полученные на уроках математики умения применяют на уроках трудового
обучения.
С целью трудовой ориентации учащихся на уроках математики решаются текстовые
задачи с использованием конкретных изделий с названиями профессий, которые их
применяют. Сосчитать количество изделий собранных столяром; количество собранного
урожая работниками сельского хозяйства, посаженных саженцев; узнать, сколько платьев
в день шьёт портниха и т.д. А при изучении мер длины, массы, времени и т.д. решаем задачи на нахождение количества материала в см, м, кг, с целью расширения представлений
учащихся
о производстве и реальных затратах материала при пошиве одежды,
приготовлении еды, сбора урожая, изготовлении изделий, строительства какихлибо
сооружений или объектов.
Учащиеся на уроках математики, а также и во внеурочное время обязательно
должны получить информацию об основных направлениях применения математических
знаний в различных профессиях, а, возможно и в своей будущей профессии.
Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями, натуральными числами,
необходимы работникам любой специальности – полеводу, животноводу, механизатору,
председателю колхоза или директору совхоза. Экономисту, бухгалтеру, счетоводу
приходится выполнять вычисления, решать математические задачи
Все задачи на профессиональную ориентацию учащихся способствуют
ознакомлению ребят с трудовыми операциями, необходимыми
различного рода
профессиях, закрепляют специальные математические умения, навыки устного счета,
процентных вычислений, геометрических построений.
Как уже говорила выше детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо
прививать интерес к тем профессиям, которыми они в будущем будут в силах овладеть.
Поэтому в учебном процессе чаще упоминаются такие профессии как: столяр, сапожник,
портной, садовник и т.п.
Известно, что ведущая роль профориентации отводится урокам трудового
обучения. Но когда речь идет о учащихся с интеллектуальной недостаточностью, стоит
отметить, что каждое умение и каждый навык, полученный ребенком на любом уроке,
каждое изделие выполненное его руками – все это может приравниваться к первому шагу в
будущую профессию.
Таким образом, в системе коррекционного обучения учащихся с ограниченными
даже
возможностями здоровья четко выявились противоречия между:
сложившейся системой их профессиональнотрудовой подготовки и современными
социальноэкономическими условиями,
затрудняющими их трудоустройство;
возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и
особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им
овладение
возможностям профессиями;
ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с
ограниченными возможностями здоровья, и еще меньшим их количеством, по которым
можно проводить профессиональнотрудовую подготовку учащихся коррекционных школ
VIII вида.
доступными по их
Все обозначенные противоречия затрудняют детям с ограниченными возможностями
здоровья быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же
требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам
общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих
способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой
для себя и окружающих.
Образовательноадаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна,
по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания
школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Хочется отметить, что эффективность работы по осуществлению связи с жизнью, по
профессиональной ориентации учащихся, во многом зависит от правильного
взаимодействия учителей в установлении межпредметных связей. такая связь особенно
нужна с учителями трудового обучения: столярного дела, швейного дела, обувного дела. В заключение хочется сказать, что опыт преподавания предмета математики,
проведения внеклассной работы позволяет сделать вывод, что рассмотренные формы
учебной деятельности, служат целям профессиональной ориентации.
Список использованной литературы:
1. Творческий научнометодический журнал «Воспитание школьников» №9 – 2009,
№102010.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения.
3. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2016/10/12/elementy
proforientatsiinaurokahvnachalnyh
4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/matiematikaiproforiientatsiiavshkolie
Математика и профориентация в школе.
Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями
Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями
Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями
Профориентационная работа на уроках математики c детьми с интеллектуальными нарушениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.