Городской округ Ревда
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Еврогимназия»
Программа дополнительных образовательных услуг для учащихся
8-9 классов
Составители: Ярышева М.Б.,
учитель русского языка и литературы;
Куровская М.А.,
учитель русского языка и литературы;
Пивоварова Е.В.,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для основной школы составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения;
- образовательной программы МАОУ «Еврогимназия»;
- примерной программы по русскому языку (стандарты второго поколения) 5-9 классы;
- программы учебного курса в рамках вариативной части учебного под ред. Т.А.Долининой, 2008 г.;
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Курс «Учимся писать изложение и сочинение» предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в IX классе.
Сжатое изложение (часть С1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
В части С2 экзаменационной работы помещается задние, требующее развернутого ответа в форма сочинения – рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и прохождения собственных текстов, компетентности выпускника.
Работа над сжатым изложением, направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в процессе всего обучения в школе, а также и в дальнейшем.
Основная цель курса - помочь ученику в осознанной работе по формированию тех коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения, в соответствии с заданными параметрами.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:
- учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- учить обрабатывать информацию звучащего текста;
- познакомит с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
- учить сжато излагать содержание прослушанного текста;
- учить анализировать содержание читаемого текста;
- развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;
- развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
- учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;
- развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально - смысловым типом речи;
- учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- учить оформлять речь в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.
Материал курса построен в определенной последовательности:
1. Общая характеристика заданий и итоговой аттестации в IX классе в новой форме.
2. Работа с первичным текстом.
3. Поэтапная работа над созданием целостного текста сжатого изложения.
Адресность курса: учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназии и колледжей.
Курс рассчитан на 69 часов.
Содержание курса
Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме. Итоговая аттестация как составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе.
Работа с первичным текстом.
Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. Особенности работы с текстами разных типов речи. Определение проблематики текста. Формулировка позиции автора. Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными. Определение смысловых связей между микротемами. Создание логизированной модели текста.
Работа над созданием целостного текста сжатого изложения. Содержание изложения. Навык работы с микротемами. Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). Использование приемов сжатия текста при написании изложения. Предупреждение фактических ошибок. Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения. Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи. Требование соблюдения нормативности речи. Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.
Специфика выполнения заданий с выбором ответа. Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных источников. Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы.
Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства речевой выразительности, понимание лексического значения слова. Специфика выполнения заданий с развернутым ответом. Понимание смысла текста и смысла фрагмента. Ответ на поставленный вопрос. Умение читать и понимать вопрос. Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.
Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинно-следственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора сочинения.
Работа над созданием целостного сочинения. Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика написания выступления и заключения в сочинениях – рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения. Виды логических ошибок. Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства. Требование соблюдения языковых и речевых норм. Виды речевых и грамматических ошибок. Значимость этапа проверки работ и исправления ошибок.
Требования к результатам освоения учащимися программы «Учимся писать изложение и сочинение»
Личностными результатами освоения программы «Учимся писать изложение и сочинение» являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- обрабатывать информацию звучащего теста;
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально – смысловых типов речи;
- определять и формулировать проблему первичного текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргументов;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально - смысловым типом речи;
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Предметными результатами освоения программы являются:
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; речь устная и письменная, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста.
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- использование выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно тематическое планирование в 8 классе
1. |
Общая характеристика заданий итоговой аттестации в новой форме. |
1 |
2. |
Работа с первичным текстом. Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. |
1 |
3. |
Особенности работы с текстами разных типов речи. |
1 |
4. |
Определение проблематики текста. |
2 |
5. |
Формулировка позиции автора. |
2 |
6. |
Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными. |
1 |
7. |
Выделение главного |
2 |
8. |
Сокращение и обобщение информации. |
1 |
9. |
Замена синтаксических конструкции омонимичными |
1 |
10. |
Определение смысловых связей между микотемами |
2 |
11. |
Создание логизированной модели текста. |
2 |
12. |
Работа с микротемами |
2 |
13. |
Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). |
1 |
14. |
Использование приемов сжатия текста при написании изложения. |
2 |
15. |
Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения. |
1 |
16. |
Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи. |
1 |
17. |
Требование соблюдения нормативности речи. |
2 |
18. |
Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок. |
2 |
19. |
ИТОГО |
28 |
Учебно тематическое планирование в 9 классе
20. |
Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме. |
1 |
21. |
Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе. |
1 |
22. |
Работа с первичным текстом. |
1 |
23. |
Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. |
1 |
24. |
Особенности работы с текстами разных типов речи. |
1 |
25. |
Определение проблематики текста. |
1 |
26. |
Формулировка позиции автора. |
1 |
27. |
Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными. |
1 |
28. |
Определение смысловых связей между микротемами. |
1 |
29. |
Создание логизированной модели текста. |
1 |
30. |
Работа над созданием целостного текста сжатого изложения. |
1 |
31. |
Навык работы с микротемами. |
1 |
32. |
Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). |
1 |
33. |
Использование приемов сжатия текста при написании изложения. |
1 |
34. |
Предупреждение фактических ошибок. |
1 |
35. |
Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения. |
1 |
36. |
Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи. |
1 |
37. |
Требование соблюдения нормативности речи. |
1 |
38. |
Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок. |
1 |
39. |
Специфика выполнения заданий с выбором ответа. |
1 |
40. |
Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных источников. |
1 |
41. |
Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы. |
1 |
42. |
Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства речевой выразительности, понимание лексического значения слова. |
1 |
43. |
Специфика выполнения заданий с развернутым ответом. |
1 |
44. |
Понимание смысла текста и смысла фрагмента. |
1 |
45. |
Ответ на поставленный вопрос. |
1 |
46. |
Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа. |
1 |
47. |
Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. |
1 |
|
Итого в 9 классе |
28 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.