Программа дополнительных образовательных услуг для учащихся 8-9 классов
Оценка 4.8

Программа дополнительных образовательных услуг для учащихся 8-9 классов

Оценка 4.8
Документация
doc
русский язык
8 кл—9 кл
22.02.2021
Программа дополнительных образовательных услуг для  учащихся 8-9 классов
Программа представляет собой курс теоретической и практической подготовки обучающихся к написанию изложения и сочинения. Знакомит с алгоритмами и структурой составления текста.
ДООП ОО Учимся писать изложение 8-9.doc

Городской округ Ревда

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Еврогимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Учимся писать изложение и сочинение

 

Программа дополнительных образовательных услуг для  учащихся

8-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: Ярышева М.Б.,

                                                                              учитель русского языка и литературы;

Куровская М.А.,

учитель русского языка и литературы;

Пивоварова Е.В.,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Программа по русскому языку для основной школы составлена на основе:

-                  Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения;

-                 образовательной программы МАОУ «Еврогимназия»;

-                 примерной программы по русскому языку (стандарты второго поколения) 5-9 классы;

-                 программы учебного курса в рамках вариативной части учебного под ред. Т.А.Долининой, 2008 г.;

           В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.

 

Курс «Учимся писать изложение и сочинение» предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в IX классе.

Сжатое изложение (часть С1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

В части С2 экзаменационной работы помещается задние, требующее развернутого ответа в форма сочинения – рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и прохождения собственных текстов, компетентности выпускника.

Работа над сжатым изложением, направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в процессе всего обучения в школе, а также и в дальнейшем.

Основная цель курса -  помочь ученику в осознанной работе по формированию тех коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения, в соответствии с заданными параметрами.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

- учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- учить обрабатывать информацию звучащего текста;

- познакомит с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

- учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

- учить анализировать содержание читаемого текста;

- развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;

- развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

- учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;

- развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально - смысловым типом речи;

- учить и использовать в собственной речи разнообразные  грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- учить оформлять речь в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.

Материал курса построен в определенной последовательности:

1.                  Общая характеристика заданий и итоговой аттестации в IX классе в новой форме.

2.                  Работа с первичным текстом.

3.                  Поэтапная работа над созданием целостного текста сжатого изложения.

Адресность курса: учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназии и колледжей.

Курс рассчитан на 69 часов.

Содержание курса

Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме. Итоговая аттестация как составляющая часть  общероссийской системы оценки качества образования. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе.

Работа с первичным текстом.

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. Особенности работы с текстами разных типов речи. Определение проблематики текста. Формулировка позиции автора. Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными. Определение смысловых связей между микротемами. Создание логизированной модели текста.

Работа над созданием целостного текста сжатого изложения. Содержание изложения. Навык работы с микротемами. Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). Использование приемов сжатия текста при написании изложения. Предупреждение фактических ошибок. Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения. Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи. Требование соблюдения нормативности речи. Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

Специфика выполнения заданий с выбором ответа. Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных  источников. Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы.

Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства  речевой выразительности, понимание лексического значения слова. Специфика выполнения заданий с развернутым ответом. Понимание смысла текста и смысла фрагмента. Ответ на поставленный вопрос. Умение читать и понимать вопрос. Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинно-следственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора сочинения.

Работа над созданием целостного сочинения. Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика написания выступления и заключения в сочинениях – рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения. Виды логических ошибок. Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства. Требование соблюдения языковых и речевых норм. Виды речевых и грамматических ошибок. Значимость этапа проверки работ и исправления ошибок.

 

 

Требования к результатам освоения учащимися программы «Учимся писать изложение и сочинение»

Личностными результатами освоения программы «Учимся писать изложение и сочинение» являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами являются следующие умения:

- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- обрабатывать информацию звучащего теста;

- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально – смысловых типов речи;

- определять и формулировать проблему первичного текста;

- адекватно понимать информацию письменного сообщения  (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргументов;

- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально - смысловым типом речи;

- последовательно излагать собственные мысли;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.

 

Предметными результатами освоения программы являются:

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; речь устная и письменная, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста.

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- использование выразительных средств языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 

 

Учебно тематическое планирование в 8 классе

1.                   

Общая характеристика заданий итоговой аттестации в новой форме.

1

2.                   

Работа с первичным текстом. Особенности работы с публицистическим и художественным текстом.

1

3.                   

Особенности работы с текстами разных типов речи.

1

4.                   

Определение проблематики текста.

2

5.                   

Формулировка позиции автора.

2

6.                   

Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными.

1

7.                   

Выделение главного

2

8.                   

Сокращение и обобщение информации.

1

9.                   

Замена синтаксических конструкции омонимичными

1

10.               

Определение смысловых связей между микотемами

2

11.               

Создание логизированной модели текста.

2

12.               

Работа с микротемами

2

13.               

Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

1

14.               

Использование приемов сжатия текста при написании изложения.

2

15.               

Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения.

1

16.               

Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи.

1

17.               

Требование соблюдения нормативности речи.

2

18.               

Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

2

19.               

ИТОГО

28

 

Учебно тематическое планирование в 9 классе

20.               

Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме.

1

21.               

Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе.

1

22.               

Работа с первичным текстом.

1

23.               

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом.

1

24.               

Особенности работы с текстами разных типов речи.

1

25.               

Определение проблематики текста.

1

26.               

Формулировка позиции автора.

1

27.               

Работа с микротомами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкции синонимичными.

1

28.               

Определение смысловых связей между микротемами.

1

29.               

Создание логизированной модели текста.

1

30.               

Работа над созданием целостного текста сжатого изложения.

1

31.               

Навык работы с микротемами.

1

32.               

Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

1

33.               

Использование приемов сжатия текста при написании изложения.

1

34.               

Предупреждение фактических ошибок.

1

35.               

Специфика работы над целостностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения.

1

36.               

Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи.

1

37.               

Требование соблюдения нормативности речи.

1

38.               

Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

1

39.               

Специфика выполнения заданий с выбором ответа.

1

40.               

Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных  источников.

1

41.               

Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы.

1

42.               

Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства  речевой выразительности, понимание лексического значения слова.

1

43.               

Специфика выполнения заданий с развернутым ответом.

1

44.               

Понимание смысла текста и смысла фрагмента.

1

45.               

Ответ на поставленный вопрос.

1

46.               

Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.

1

47.               

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста.

1

 

Итого в 9 классе

28

 


Городской округ Ревда Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Еврогимназия»

Городской округ Ревда Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Еврогимназия»

Пояснительная записка Программа по русскому языку для основной школы составлена на основе: -

Пояснительная записка Программа по русскому языку для основной школы составлена на основе: -

Материал курса построен в определенной последовательности: 1

Материал курса построен в определенной последовательности: 1

Требование стилевого единства.

Требование стилевого единства.

Учебно тематическое планирование в 8 классе 1

Учебно тематическое планирование в 8 классе 1

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021