Программа реализуется каждый учебный год. Начинается во втором полугодии 4-го класса и заканчивается в 5 классе.
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Пояснительная записка
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, разные требования, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности, невнимательностью детей, могут возникнуть трудности в общении со сверстниками и учениками, может произойти снижение успеваемости по сравнению с начальной школой.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Задачи:
·Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности
·Формирование положительной учебной мотивации детей
·Формирование групповой сплоченности
·Освоение детьми школьных правил
·Выработка норм и правил жизни класса
·Формирование навыков уверенного поведения
·Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
·Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно решается еще одна задача – способствование установлению межличностных отношений с педагогами.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации пятиклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
·формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам, установление контакта с учащимися, с учителем;
·повышение групповой сплоченности
·формирование адекватного поведения,
·снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, скованности, боязливости в движениях и речи.
Программа «Первый раз в первый класс!» (26 ч)
Тема |
Задачи |
Содержание |
Часы |
1 часть |
|
||
1. Знакомство. Принятие правил. |
- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.
|
Материалы: – небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой. 1.Упражнение «Представление имени» 2.Упражнение «Если весело живется, делай так» 3.Принятие правил 4.Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь» 5.Дискуссия на тему занятия - Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе? - Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других? - Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе? - О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий? 6.Упражнение «Пустой или полный» Обсуждение итогов занятия Ритуал прощания |
1 |
2. Здравствуй, пятый класс! |
- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
|
Материалы: - таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Найди того, кто...»); — мяч (для упражнения «Игра с мячом»); — бланки «Мои цели»— по количеству участников; — бланки «Солнышко»— по количеству участников. 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Прошепчи имя» 4.Упражнение «Найди того, кто...» 5.Упражнение «Прощание с начальной школой» 6.Упражнение «Игра с мячом» 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание
|
1 |
3. Находим друзей |
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; — повысить самооценку детей. |
Материалы: - мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»); — «портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей; - пословицы и поговорки о дружбе 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Что я люблю делать» 4.Упражнение «Найди меня» 5.Упражнение «Настоящий друг» 6.Дискуссия на тему занятия - Как вы думаете, что важнее всего в дружбе? - Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы? - А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы? - Что мешает дружбе? - Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах? - Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями? 7. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» 8. Обсуждение итогов занятия 9. Прощание |
1 |
4. Узнай свою школу |
- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
|
Материалы: - несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры. 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Передай ритм по кругу» 4.Упражнение «Портрет группы» 5.Упражнение «Узнай свою школу» 6.Дискуссия на тему занятия - Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации? Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся вместе с вами? - Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть даже агрессивно? - Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе? 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
5. Что поможет мне учиться? |
- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии |
Материалы: - листы бумаги (формат А4) — по количеству участников, цветные карандаши (для упражнения «Нарисуй свое настроение»); - таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»). 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Нарисуй свое настроение» 4.Упражнение «Правила поведения на уроке» 5.Дискуссия на тему занятия - Какие правила трудно выполнять лично вам? - Все ли эти правила обязательны для выполнения?- Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета? - Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила? - Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как? - Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему? - Чему вы научились уже в начальной школе? 6.Обсуждение итогов занятия 7.Прощание |
1 |
6. Ставим цели |
- помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе |
Материалы: - мяч (для упражнения «Ставим цели»); - небольшие листы бумаги по количеству участников тренинга на каждого ребенка (для упражнения «Доброжелательное послание»); - бланки «Мои цели», заполненные детьми на занятии 2; - большие листы ватмана. 1.Приветствие 2.Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?» 3.Упражнение «Положительное и отрицательное» 4.Упражнение «Ставим цели» 5.Упражнение «Доброжелательное послание» 6.Обсуждение итогов занятия 7.Прощание |
1 |
7. Легко ли быть учеником? |
- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.
|
Материалы: бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка (для упражнения «Кляксы»). 1.Приветствие 2.Притча о башмачнике. О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника. 3.Игра «Идеальный ученик» 4.Дискуссия на тему занятия - Как я отношусь к роли идеального ученика? - Какие есть преимущества в позиции идеального ученика? - Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику? - Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе? - Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей? - Для чего учусь я? 5.Обсуждение итогов занятия 6. Прощание |
1 |
8. Чего я боюсь? |
- научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; - снизить школьную тревожность.
|
Материалы: - таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Чего я боюсь?»); - бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»). 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Если весело живется, делай так» 4.Упражнение «Чего я боюсь?» 5.Упражнение «На ошибках учатся» 6.Упражнение «Рисуем слово» 7.Обсуждение итогов занятия 8.Прощание |
1 |
9-10. Трудно ли быть настоящим учителем? |
- расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.
|
Материалы: - бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно» 1.Приветствие 2.Игра «Идеальный учитель» 3.Дискуссия на тему занятия - Трудно ли быть НАСТОЯЩИМ учителем? Почему? - Как ученики могут помочь учителю? 4.Упражнение «Слушаем внимательно» 5.Упражнение «Интервью с учителем» 6.Дискуссия на тему занятия - Что нового вы узнали об учителе? - Чему удивились? - Что заинтересовало вас? - Есть ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества или, может быть, привычки, мечты или ситуации неудачи)? 7.Обсуждение итогов занятий 8.Прощание |
2 |
11-12. Конфликт или взаимодействие?
|
- совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов; - формирование умений не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
|
Материалы: - небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?» издательства «Генезис»); - мяч (для упражнения «Назови чувство») - стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »); - плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»). 1.Приветствие 2.Разминка 3.Упражнение «Назови чувство» 4.Упражнение «Конфликт или взаимодействие?» 5.Дискуссия на тему занятия - Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе? - Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации. - Как люди договариваются, кто будет решать, а кто — подчиняться решениям? 6.Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации» 7.Дискуссия на тему занятия Обсудите следующие вопросы: - В чем причины конфликтов? - Как можно предотвратить конфликт? - Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик? - Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания? 8.Обсуждение итогов занятий 9.Прощание |
2 |
13. Работа с негативными переживаниями
|
- повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания |
Материалы: - плакат с изображениями эмоций; - альбомные листы, цветные восковые мелки или карандаши, повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»). 1.Приветствие 2.Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?» 3.Дискуссия на тему занятия — Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного? — Что можно сказать о людях, которые обижают других, что они сами чувствуют в этот момент? — Как относиться к обидчику? — Как долго сохраняются обиды? — Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды? — Как выразить обиду? 4.Упражнение «Рисуем обиду» 5.Упражнение на релаксацию 6.Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами» 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
2 часть (тренинг общения) |
|
||
14. Здесь и сейчас мы собрались. |
- сплочение ребят, формирование взаимного доверия |
Материалы: - карандаши для всех участников 1.Приветствие 2.Упражнение- разминка «Карандаши» 3.Упражнение «Что моя вещь знает обо мне» 4.Упражнение «Поворот в прыжках» 5.Упражнение «Дракон» 6.Обсуждение итогов занятия 7. Прощание |
1 |
15. Мы – команда. |
- сплочение ребят, формирование чувства команды |
Материалы: - толстая веревка 1.Приветствие 2.Упражнение «Перетягивание каната» 3. Упражнение «Циферблат» 4.Упражнение «Узелок» 5.Упражнение «Паучки» 6.Упражнение «Совместный счет» 7.Упражнение «Встреча взглядами» 8.Обсуждение итогов занятия 9. Прощание |
1 |
16. Наши сходства и различия |
- сплочение группы, формирование позитивного отношения к окружающим - способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей |
Материалы: - геометрические фигуры(для психогеометрического теста), карандаши 1.Приветствие 2.Упражнение «Построение круга» 3.Упражнение «Поиск сходства» 4.Упражнение «Запоминание позы» 5.Обсуждение итогов занятия 6. Прощание |
1 |
17. Сплочение и доверие |
- сплочение ребят, формирование взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия |
1.Приветствие 2. Упражнение «Скалолаз» 3.Упражнение «Передача движений» 4.Упражнение «Маятник» 5.Упражнение «Круг доверия» 6.Упражнение «На пальцах» 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
18. Общение и умение слушать |
- формирование навыков эффективного слушания, формирование представления о важности обратной связи в общении |
Материалы: - листы А4, карточки для рисования по инструкции 1. Приветствие 2.Упражнение «Привет себе» 3.Упражнение «Испорченный телефон» 4.Упражнение «Рисование по инструкции» 5.Тест «Умеете ли вы слушать» 6.Упражнение «Слушание в разных позах» 7.Обсуждение итогов занятия 8.Прощание |
1 |
19. Учимся взаимопониманию
|
- развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия |
Материалы: - листы А4 1.Приветствие 2.Упражнение «Копирование движений» 3.Упражнение «Бип» 4.Упражнение «Вавилонская башня» 5.Упражнение «Необычное использование» 6.Упражнение «Снежки» 7.Игра – загадка «МПС» 8.Обсуждение итогов занятия 9.Прощание |
1 |
20. Средства общения |
- формирование навыков эффективного общения (жесты, интонации, пантомимика, мимика, контекст общения) |
Материалы: - небольшие предметы 1.Приветствие 2.Упражнение «Пишущая машинка» 3.Упражнение «Испорченный телевизор» 4.Упражнение «Дистанция общения» 5.Упражнение «Перебежчики и охранники» 6.Упражнение «Поиск предметов» 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
21. Общение без слов |
- развитие навыков невербальной коммуникации, сотрудничества |
Материалы: - карточки с изображением животных 1.Приветствие 2.Упражнение «Сбор по голосам» 3.Упражнение «Стеклянная дверь» 4.Упражнение «Выстраивание по росту» 5.Упражнение «Разговор в рисунках» 6.Упражнение «Испорченный телефон»(тактильный контакт) 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
22. Поговорим рисунками |
- интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействие с использованием арт – терапевтического метода |
Материалы: - белая и цветная бумага, цветные карандаши, цветные журналы 1.Приветствие 2.Упражнение «Достраивание композиции» 3.Упражнение «Тематические рисунки» 4.Групповой коллаж 5.Обсуждение итогов занятия 6. Прощание |
1 |
23. Наши эмоции и чувства. |
- сформировать представления об эмоциях и чувствах, формирование умений конструктивно выражать их. |
Материалы: - схема «круг эмоций» 1.Приветствие 2.Упражнение «Путаница» 3.Информационный блок: основные эмоции и чувства 4.Упражнение «Угадай эмоцию» 5.Упражнение «Польза и вред эмоций» 6.Упражнение «Скульптор и глина» 7.Обсуждение итогов занятия 8. Прощание |
1 |
24. Проявления эмоций и чувств |
Формирование умений и навыков понимания внешних проявлений основных эмоций и чувств других людей, развитие собственной эмоциональной экспрессивности |
Материалы: Иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих определенные эмоции. 1.Приветствие 2.Упражнение «Хлопки по коленям» 3.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций» 4.Игра – соревнование «Замороженные» 5.Обсуждение итогов занятия 6. Прощание |
1 |
25. Портрет нашей группы |
Закрепление навыков общения |
Материалы: - лист А4 1.Приветствие 2.Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку» 3.Упражнение «Мои ресурсы» 4.Групповая композиция «Наш сад» 5.Обсуждение итогов занятия 6.Прощание |
1 |
26. Подведение итогов |
Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге |
Материалы: - лист А4 1.Приветствие 2.Разминка «Карандаши» 3.Упражнение «Чемодан» 4.Групповая композиция «Чепуха» 5.Групповая дискуссия «Шляпы» 6. Анкета обратной связи 7.Прощание |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.