Программа по дополнительному образованию
Оценка 4.6

Программа по дополнительному образованию

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитание
1 кл—4 кл
14.01.2022
Программа по дополнительному образованию
Лестница успеха
лестница успеха.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морозовская средняя общеобразовательная школа

МБОУ Морозовская СОШ

 

                                                       

Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета "__" _________20_ г.

протокол № ________

 УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

__________Ф.И.О. Подлужная Г.Н._

             

                        (печать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–гуманитарной направленности

 «Лестница успеха»

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

                                                                  Фахрутдинова Жулдиз Мержакыповна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Морозовка, 2021 г

 

 

 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

 

Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с обучающимися, мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

¾   интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;    

¾   быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;       

¾   инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;

¾   потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;      

¾   умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; 

¾   диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;     

¾   высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Все вышесказанное привело меня к необходимости создания  программы «Лестница успеха», при разработке которой  основными приорите­тами для меня стали:

    развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной

самореа­лизации в жизни;

    формирование гражданского самосознания, самосознания

гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

     приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование

у них адекватного этим ценностям поведения;

    триединство «учитель - ребенок - семья», динамично

развивающееся.

«Успех» - это ни что иное, как естественный результат

последовательного приме­нения основных принципов успеха в жизни.

«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также

достижение цели.

«Успех» - это процесс поворота от чего то, к чему-то лучшему, от

бездеятельности к занятиям.

«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и

становиться, на при­зыв продвинуться на лучшее место.

1.1.          Направленность программы

Образовательная программа имеет социально–гуманитарную направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.

Программа "Лестница успеха" предполагает активизацию внутренних ресурсов ребенка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека. 

Программа  «Лестница успеха» - это комплекс занятий направленных на формирование и сохранение психологического здоровья, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития обучающегося.

Программа способствует достижению следующих личностных результатов :

1.   формирование у обучающегося готовности и способности  к саморазвитию,

2.    развитие мотивации к обучению и познанию,

3.    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4.   принятие и освоение социальной роли обучающегося,

5.   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 

6.   развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

7.   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения обучиться:

1.   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2.    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4.    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5.    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

6.   готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;

7.    формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

8.    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна данной программы заключается в том что, современная действительность такова, что каждый член человеческого общества на своём пути сталкивается  с большим количеством общественно-социальных вызовов и проблем. Современный молодой человек должен быть готов ответить на эти вызовы, должен уметь что-то им противопоставить. Одна из приоритетных педагогических  задач  -  вооружить обучающихся необходимым набором качеств, благодаря которым человек сможет найти себя в большом мире, полным противоречий и трудностей, сможет стать успешным.

Актуальность программы обусловлена тем, что современный этап развития педагогики требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Данная программа направлена на формирование и раскрытие индивидуальности воспитанника, на создание ситуации успеха для воспитанника, на его обучение полноценному анализу деятельности, своих достижений и неудач, а также на выявление собственных критериев успешности.

В центре внимания – младший школьный возраст, то есть тот самый период, когда ребёнка начинает строить свой внутренний мир.

Ведущей педагогической идеей в реализации данной программы является  педагогика сотрудничества, которая базируется на принципах  гуманности, толерантности и ненасильственного взаимодействия,  личностной ориентации, дифференциации и индивидуализации.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастающей активностью ребенка в социальной среде, осознанием им своего места в современном обществе. На занятиях ребятам предоставляется возможность познания своего внутреннего мира, своих возможностей, что позитивным образом влияет на самооценку повышение уверенности. Специально подобранные упражнения и техники позволяют ребенку расширить навыки конструктивного взаимодействия друг с другом: умение слышать другого, договариваться, заявлять о своем мнении и отстаивать свою точку зрения, находить выход из конфликтных ситуаций.

Основные принципы программы:

·  Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.

·  Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.

·  Принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Нормативные основания для разработки программы.

1.    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г.;

2.     Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

3.     Образовательной программы дополнительного образования детей;

4.     Положения об образовательной программе дополнительного образования детей МБОУ Морозовская СОШ;

1.3. Цель и задачи программы

Основная цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Основные задачи программы:

  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся;
  • формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности.

1.4. Отличительные особенности:

Отличительной особенностью данной программы от других уже существующих в области социализации личности является не только самореализация каждого ребенка, а в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь обучающемуся, персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Эта программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.

Наше время - время крупных перемен в отечестве – возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

 

 1.5. Возраст детей, участвующих в  реализации образовательной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5-12 лет.

Возрасту 6,5-12 лет присуще сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности. В этом возрасте у ребенка растёт желание дружить с группой сверстников.

Количество воспитанников в объединении – 15 человек.

1.6. Срок реализации: данной программы – 1 год.

Первый год обучения  рассчитан на 72 часа.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Первый год обучения предполагает проведение два занятия в неделю продолжительностью 1 час.

1.7. Формы и  режим занятий:

Основной формой работы с детьми в объединении являются занятия: теоретические и практические. Содержание теоретических занятий взаимосвязано с практической работой.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

ü ритуал приветствия

ü основное содержание

ü рефлексию каждого занятия 

ü ритуал прощания.

Формы проведения занятий различные.  Наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные: занятие - деловая игра, занятие – игра, занятие – дискуссия. Учитывая возраст воспитанников и специфику деятельности объединения, на занятиях активно используются проблемно-поисковые методы, которые активизируют самостоятельное мышление детей и творческий подход к делу. В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос. В ходе работы объединения дети овладевают методикой  использования психологических методов.

 

1.8. Ожидаемые результаты и способы  определения их результативности.

В ходе поставленной цели и задач программы предполагается достижение следующих результатов:

  • собственный взгляд на мир;
  • социальную ответственность;
  • высокий уровень самосознания;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • креативность;
  • человечность, альтруистическую направленность;
  • высокий уровень общей культуры;
  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

По истечении первого года обучения воспитанники объединения должны знать:

- формы работы в коллективе;

- базовые знания об имидже лидера и типология лидерства;

- методику подготовки и проведения КТД;

- методику планирования собственной деятельности;

- методику организации воспитательных мероприятий.

По истечении первого года обучения воспитанники должны уметь: организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

- анализировать свою деятельность;

- разрабатывать и проводить коллективно-творческое дело;

- иметь общие представления о деятельности детских общественных организаций района.

Для реализации данной программы существуют определенные  виды контроля:

1.                     Вводный контроль (информационно- аналитический)  - сентябрь-октябрь.

Целью его является сбор информации о воспитаннике, выявление лидерских качеств, организаторских способностей.  Для сбора и анализа как можно большего объема фактической информации используются  различные методы:

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование;

- собеседование;

- составление коллажа «Я и мои мечты».

2.  Текущий (организационно - деятельностный) -  ноябрь-апрель.

Целью его является  формирование чувства товарищества и взаимопомощи, развитие организаторских способностей и лидерских качеств личности посредством включения воспитанника в активную организационно-массовую деятельность. Это участие в викторинах, играх, слетах а также ведение летописи своего объединения и личного портфолио.

3.                     Итоговый – май.

Целью его является подведение воспитанником итогов своей работы за год. Используются следующие методики:

- тестирование;

- презентация творческих работ;

- составление контрольного коллажа.

 

1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной  программы.

Формы подведения итогов реализации данной программы каждый ребенок выбирает индивидуально. Традиционными являются:

-  портфолио личностного роста;

- презентация творческой работы;

- защита проекта по планированию деятельности объединения;

- коллективная работа по социально-значимой инициативе. 

 

2. Учебно-тематический план

Учебный план включает в себя следующие разделы обучения:

1.     «Я и моя семья» – 10 часов.

2.     «Я и мои друзья» – 10 часов.

3.     «Мы талантливы во всем» – 10 часов.

4.     «Мы успешны» – 10 часов.

5.     «Мы взрослеем» – 10 часов.

6.     «Мы – команда» – 10 часов.

7.     «Мир вокруг нас» – 12 часов.

                                     3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Я и моя семья

2

2

-

 

2

Моя роль в семье

4

2

2

устный опрос

3

Моя семья маленькое государство

4

2

2

устный опрос

4

Я и мои друзья.

2

2

-

устный опрос

5

Правила общения

4

2

2

тестирование

6

Вместе весело играть

4

-

4

другие формы

7

 

Мы талантливы во всем

4

2

2

устный опрос

8

Конкурс талантов

6

2

4

другие формы

9

Мы успешны

4

2

2

устный опрос

10

Конкурс рисунков

2

-

2

другие формы

11

Конкурсные встречи

2

-

2

другие формы

12

Правила дружных ребят

2

1

1

другие формы

13

Мы взрослеем.

2

1

1

другие формы

14

Агитация и пропаганда правил поведения в общественных местах

8

4

4

выставки, конкурсы, концерты на классных родительских собраниях,

15

Мы – команда

6

2

4

игра

16

Мы вместе

4

2

2

выставки, конкурсы, концерты

17

Мир вокруг нас

6

2

4

игра

18

Зачетные мероприятия: тестовые задания, конкурс среди велосипедистов «Безопасное колесо» (Приложение 1)

8

-

8

выставки, конкурсы, концерты

 

ИТОГО:

72

30

42

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

3.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36;

Количество учебных дней – 72;

Даты начала и окончания учебного периода – с 01 сентября по 31 мая (Приложение 1)

3.2. Условия реализации программы

 

1.Материально – техническое оснащение:

2. Информационное обеспечение

3.Кадровое обеспечение

 

                                                3.3.Формы аттестации

 

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.

 Виды контроля включают:

1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;

2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года.

 По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;

3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.

                                     3.4. Оценочные материалы

Достижения обучающимися планируемых результатов определяются : Викторина

Дидактическая игра

Кроссворд

Нормативные таблицы

Работа на тренажёрах

Теоретическая викторина и практическое применение на местности

Участие в соревнованиях НО-ТССР и родственных клубов

Экспресс опрос (фронтальный опрос)

 

3.5. Методические материалы

Форма и методы

Основными формами работы, характерными для данной программы, являются индивидуальные и групповые занятия, которые делятся на теоретические и практические, причем большее количество времени занимает практическая част.

Программа предусматривает

– работу в микрогруппах над созданием воспитательных мероприятий для младших школьников, агитбригад, рисунков, плакатов;

– отработку практических навыков правильного поведения в общественных местах;

– проведение различных городских мероприятий;

–внедрение в обучение различных современных компьютерных развивающих и обучающих игр, которые помогут наиболее эффективно адаптироваться в социуме;

– реализация творческих проектов.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектного обучения, игровые технологии.

Формы организации учебного занятия: игра, викторина, мастер-класс, практическое занятие, презентация, посиделки.

 

Алгоритм учебного занятия

1. Актуализация знаний.

2. Разминка.

3. Учебная информация.

4. Техника безопасности.

5. Практическая деятельность.

6. Рефлексия.

 

Дидактические материалы: схемы построения рисунков; компьютерные распечатки ; фотографии образцов; технологические карты по изготовлению плакатов; вырезки из журналов.

 

Личностные результаты: диагностика личностного роста методом опроса, тестирования, наблюдения.

Критерии

-         Мотивация познавательной деятельности.

-         Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):

-         Степень обучаемости:

-         Навыки учебного труда

-         Результативность индивидуальных занятий:

-         Уровень утомляемости:

-         Целеустремленность:

-         Дисциплина и организованность:

-         Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе:

-         Внешний вид и аккуратность:

-         Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

-         Работа над вредными привычками:

-         Уровень этической культуры:

-         Интересы и увлечения:

-         Общественная активность:

-         Отношение к безопасности на дороге:

-         Исполнение должностных обязанностей:

     - Отношение к установленным государством нормам и правилам

 

 

 

                                  

                  3.6. Рабочая программа воспитания

 1. Цель программы воспитания: Формирование элементарных представлений о правилах поведения в обществе;  воспитание  осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи: обучение детей умению взаимодействовать в микро-группах и в коллективе. Обучение детей навыкам безопасного поведения в окружающей среде.       

2. Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении

     Процесс воспитания в кружке «Лестница успеха» основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся, родителей и ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие.

Воспитательная работа ведётся в соответствии с модулями, которые соответствуют определенным направлениям:

Модуль  «Патриот»

Задачи:

-воспитывать  любовь и уважение к своей Родине; соблюдение законов и правил.

Модуль  «Семья»

Задачи:

-формировать  семейные ценности;

-вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

Модуль «Дорогами добра»

Задачи: 

-развивать  потребность делать добрые дела, быть чуткими и внимательными.

 

 3.Виды, формы и содержание деятельности

Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности:игровая,познавательная, трудовая, досугово-развлекательная.

Формы деятельности: конкурс поделок, выставка,  акция,  викторина, посиделки, презентация, беседа, практикум, игра.

 

 4.Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности, у обучающихся  будут: сформированы элементарные представления о правилах поведения в обществе;  воспитано  осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.

    5. Методическое обеспечение

Основной формой обучения является занятие.

В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе. Наряду с традиционными формами, такими как лекция, дискуссия используются и нетрадиционные.

В процессе реализации данной программы используются следующие общепедагогические методы и приемы:

• Словесные: беседа, лекция, объяснение, диалог.

• Наглядные: плакаты, фотографии, таблицы, схемы, видеоматериалы.

• Практические: практические задания, упражнения.

• Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.

•Метод игры: игры (дидактические, развивающие, социальные, психологические), игра-конкурс, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, деловая игра.

При проведении занятий наряду с общепедагогическими используются психологические и социологические методы и приемы:

• Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты.

• Интервьюирование.

• Психологические тесты.

•Создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).

Учебные помещения: кабинет светлый и хорошо проветриваемый, соответствует требованиям санитарных норм и правил.
Материальнотехническое обеспечение:

  • классная доска – 1 шт.;
  • стол для преподавателя – 1 шт.;
  • стул для преподавателя – 1 шт.;
  • столы ученические – 8 шт.;
  • стулья ученические – 16 шт.;
  • шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов – 1 шт.
    Перечень технических средств обучения:
  • компьютер – 1 шт;
  • принтер – 1 шт.

 

Литература:

1.Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер.- М.: Просвещение, 2006

2. Кочетов А.И. Мастерство самовоспитания.- Минск, 2002

3.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 2010

4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. - Просвещение, 2005

5. Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991

6.Человек и общество. Современный мир. - М.: Просвещение, 2004

 

 

4.1Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Лестница успеха»

«Лестница успеха»
год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09

30.05

36

72

72

2 раза в неделю по 1 ч.

 

 

 

Диагностический инструментарий

 

         Приложение 1

 

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, актив­ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1.    Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.  За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4.  Я умею прощать людей.

5.  Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.  Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9.  Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.  Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необ­ходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

 

 

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся по­лучают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подрост­ков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свиде­тельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предполо­жить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

Приложение 2

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(Авторы-разработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская) 

Цель: выявление мотивов учащихся в различной деятель­ности.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степе­ни привлекает их в совместной деятельности. Для ответа ис­пользуется следующая шкала:

3 - привлекает очень сильно;

2 - в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 - не привлекает совсем.

1.   Интересное дело.

2.   Общение с разными людьми.

3.   Помощь товарищам.

4.   Возможность передать свои знания.

5.   Творчество.

6.   Приобретение новых знаний, умений.

7.   Возможность руководить другими.

8.   Участие в делах своего коллектива.

9.   Вероятность заслужить уважение товарищей.

10.   Сделать доброе дело для других.

11.   Выделиться среди других.

12.   Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка   результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выде­лить следующие блоки:

-  коллективистические мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

-  личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

-  престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, пред­ложенной для ответов учащимся.

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в той или иной деятельности.

Затем производится подсчет числа учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, пре­стижных мотивов. Данные вносятся в сводную таблицу по каждому классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

1.        Мне нравится создавать фантастические проекты.

2.        Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

3.        Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4.        Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

5.        В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

6.        Мне нравится находить причины своих неудач.

7.        Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

8.        Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

9.        Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

10.   Убедительно могу доказать правоту.

11.   Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

12.   У меня часто рождаются интересные идеи.

13.   Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

14.   Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

15.   Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16.   Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

 

 

Приложение 4

«Определение уровня воспитанности» (анкета)

 

Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

 

Анкета ученика (цы)_________________________________________ класса ________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

 

Расчет делать по каждому пункту.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9.

( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

 

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции

Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы

Основные принципы программы: ·

Основные принципы программы: ·

Эта программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т

Эта программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т

В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос

В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос

Я и мои мечты». 2. Текущий (организационно - деятельностный) - ноябрь-апрель

Я и мои мечты». 2. Текущий (организационно - деятельностный) - ноябрь-апрель

Моя роль в семье 4 2 2 устный опрос 3

Моя роль в семье 4 2 2 устный опрос 3

Информационное обеспечение 3

Информационное обеспечение 3

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектного обучения, игровые технологии

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектного обучения, игровые технологии

Рабочая программа воспитания 1

Рабочая программа воспитания 1

В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе

В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе

Янушкявичюс Р. Основы нравственности

Янушкявичюс Р. Основы нравственности

Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ

Приложение 3 Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по

Приложение 3 Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по

Анкета ученика (цы)_________________________________________ класса ________

Анкета ученика (цы)_________________________________________ класса ________

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2022