Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Морозовская средняя общеобразовательная школа
МБОУ Морозовская СОШ
Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета "__" _________20_ г. протокол № ________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ __________Ф.И.О. Подлужная Г.Н._
(печать) |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–гуманитарной направленности
«Лестница успеха»
Автор-составитель:
Фахрутдинова Жулдиз Мержакыповна,
педагог дополнительного образования
с.Морозовка, 2021 г
1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с обучающимися, мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
¾ интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
¾ быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
¾ инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
¾ потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
¾ умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
¾ диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
¾ высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания программы «Лестница успеха», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:
• развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной
самореализации в жизни;
• формирование гражданского самосознания, самосознания
гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование
у них адекватного этим ценностям поведения;
• триединство «учитель - ребенок - семья», динамично
развивающееся.
«Успех» - это ни что иное, как естественный результат
последовательного применения основных принципов успеха в жизни.
«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также
достижение цели.
«Успех» - это процесс поворота от чего то, к чему-то лучшему, от
бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и
становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.
1.1. Направленность программы
Образовательная программа имеет социально–гуманитарную направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.
Программа "Лестница успеха" предполагает активизацию внутренних ресурсов ребенка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека.
Программа «Лестница успеха» - это комплекс занятий направленных на формирование и сохранение психологического здоровья, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития обучающегося.
Программа способствует достижению следующих личностных результатов :
1. формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию,
2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения обучиться:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
6. готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;
7. формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
8. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна данной программы заключается в том что, современная действительность такова, что каждый член человеческого общества на своём пути сталкивается с большим количеством общественно-социальных вызовов и проблем. Современный молодой человек должен быть готов ответить на эти вызовы, должен уметь что-то им противопоставить. Одна из приоритетных педагогических задач - вооружить обучающихся необходимым набором качеств, благодаря которым человек сможет найти себя в большом мире, полным противоречий и трудностей, сможет стать успешным.
Актуальность программы обусловлена тем, что современный этап развития педагогики требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Данная программа направлена на формирование и раскрытие индивидуальности воспитанника, на создание ситуации успеха для воспитанника, на его обучение полноценному анализу деятельности, своих достижений и неудач, а также на выявление собственных критериев успешности.
В центре внимания – младший школьный возраст, то есть тот самый период, когда ребёнка начинает строить свой внутренний мир.
Ведущей педагогической идеей в реализации данной программы является педагогика сотрудничества, которая базируется на принципах гуманности, толерантности и ненасильственного взаимодействия, личностной ориентации, дифференциации и индивидуализации.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастающей активностью ребенка в социальной среде, осознанием им своего места в современном обществе. На занятиях ребятам предоставляется возможность познания своего внутреннего мира, своих возможностей, что позитивным образом влияет на самооценку повышение уверенности. Специально подобранные упражнения и техники позволяют ребенку расширить навыки конструктивного взаимодействия друг с другом: умение слышать другого, договариваться, заявлять о своем мнении и отстаивать свою точку зрения, находить выход из конфликтных ситуаций.
Основные принципы программы:
· Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
· Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
· Принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Нормативные основания для разработки программы.
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г.;
2. Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
3. Образовательной программы дополнительного образования детей;
4. Положения об образовательной программе дополнительного образования детей МБОУ Морозовская СОШ;
1.3. Цель и задачи программы
Основная цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Основные задачи программы:
1.4. Отличительные особенности:
Отличительной особенностью данной программы от других уже существующих в области социализации личности является не только самореализация каждого ребенка, а в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь обучающемуся, персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Эта программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.
Наше время - время крупных перемен в отечестве – возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5-12 лет.
Возрасту 6,5-12 лет присуще сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности. В этом возрасте у ребенка растёт желание дружить с группой сверстников.
Количество воспитанников в объединении – 15 человек.
1.6. Срок реализации: данной программы – 1 год.
Первый год обучения рассчитан на 72 часа.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Первый год обучения предполагает проведение два занятия в неделю продолжительностью 1 час.
1.7. Формы и режим занятий:
Основной формой работы с детьми в объединении являются занятия: теоретические и практические. Содержание теоретических занятий взаимосвязано с практической работой.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
ü ритуал приветствия
ü основное содержание
ü рефлексию каждого занятия
ü ритуал прощания.
Формы проведения занятий различные. Наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные: занятие - деловая игра, занятие – игра, занятие – дискуссия. Учитывая возраст воспитанников и специфику деятельности объединения, на занятиях активно используются проблемно-поисковые методы, которые активизируют самостоятельное мышление детей и творческий подход к делу. В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос. В ходе работы объединения дети овладевают методикой использования психологических методов.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В ходе поставленной цели и задач программы предполагается достижение следующих результатов:
По истечении первого года обучения воспитанники объединения должны знать:
- формы работы в коллективе;
- базовые знания об имидже лидера и типология лидерства;
- методику подготовки и проведения КТД;
- методику планирования собственной деятельности;
- методику организации воспитательных мероприятий.
По истечении первого года обучения воспитанники должны уметь: организовывать и проводить воспитательные мероприятия.
- анализировать свою деятельность;
- разрабатывать и проводить коллективно-творческое дело;
- иметь общие представления о деятельности детских общественных организаций района.
Для реализации данной программы существуют определенные виды контроля:
1. Вводный контроль (информационно- аналитический) - сентябрь-октябрь.
Целью его является сбор информации о воспитаннике, выявление лидерских качеств, организаторских способностей. Для сбора и анализа как можно большего объема фактической информации используются различные методы:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- собеседование;
- составление коллажа «Я и мои мечты».
2. Текущий (организационно - деятельностный) - ноябрь-апрель.
Целью его является формирование чувства товарищества и взаимопомощи, развитие организаторских способностей и лидерских качеств личности посредством включения воспитанника в активную организационно-массовую деятельность. Это участие в викторинах, играх, слетах а также ведение летописи своего объединения и личного портфолио.
3. Итоговый – май.
Целью его является подведение воспитанником итогов своей работы за год. Используются следующие методики:
- тестирование;
- презентация творческих работ;
- составление контрольного коллажа.
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Формы подведения итогов реализации данной программы каждый ребенок выбирает индивидуально. Традиционными являются:
- портфолио личностного роста;
- презентация творческой работы;
- защита проекта по планированию деятельности объединения;
- коллективная работа по социально-значимой инициативе.
2. Учебно-тематический план
Учебный план включает в себя следующие разделы обучения:
1. «Я и моя семья» – 10 часов.
2. «Я и мои друзья» – 10 часов.
3. «Мы талантливы во всем» – 10 часов.
4. «Мы успешны» – 10 часов.
5. «Мы взрослеем» – 10 часов.
6. «Мы – команда» – 10 часов.
7. «Мир вокруг нас» – 12 часов.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Я и моя семья |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Моя роль в семье |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
3 |
Моя семья маленькое государство |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
4 |
Я и мои друзья. |
2 |
2 |
- |
устный опрос |
5 |
Правила общения |
4 |
2 |
2 |
тестирование |
6 |
Вместе весело играть |
4 |
- |
4 |
другие формы |
7
|
Мы талантливы во всем |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
8 |
Конкурс талантов |
6 |
2 |
4 |
другие формы |
9 |
Мы успешны |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
10 |
Конкурс рисунков |
2 |
- |
2 |
другие формы |
11 |
Конкурсные встречи |
2 |
- |
2 |
другие формы |
12 |
Правила дружных ребят |
2 |
1 |
1 |
другие формы |
13 |
Мы взрослеем. |
2 |
1 |
1 |
другие формы |
14 |
Агитация и пропаганда правил поведения в общественных местах |
8 |
4 |
4 |
выставки, конкурсы, концерты на классных родительских собраниях, |
15 |
Мы – команда |
6 |
2 |
4 |
игра |
16 |
Мы вместе |
4 |
2 |
2 |
выставки, конкурсы, концерты |
17 |
Мир вокруг нас |
6 |
2 |
4 |
игра |
18 |
Зачетные мероприятия: тестовые задания, конкурс среди велосипедистов «Безопасное колесо» (Приложение 1) |
8 |
- |
8 |
выставки, конкурсы, концерты |
|
ИТОГО: |
72 |
30 |
42 |
|
Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36;
Количество учебных дней – 72;
Даты начала и окончания учебного периода – с 01 сентября по 31 мая (Приложение 1)
3.2. Условия реализации программы
1.Материально – техническое оснащение:
2. Информационное обеспечение
3.Кадровое обеспечение
3.3.Формы аттестации
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;
2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года.
По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
3.4. Оценочные материалы
Достижения обучающимися планируемых результатов определяются : Викторина
Дидактическая игра
Кроссворд
Нормативные таблицы
Работа на тренажёрах
Теоретическая викторина и практическое применение на местности
Участие в соревнованиях НО-ТССР и родственных клубов
Экспресс опрос (фронтальный опрос)
3.5. Методические материалы
Форма и методы
Основными формами работы, характерными для данной программы, являются индивидуальные и групповые занятия, которые делятся на теоретические и практические, причем большее количество времени занимает практическая част.
Программа предусматривает
– работу в микрогруппах над созданием воспитательных мероприятий для младших школьников, агитбригад, рисунков, плакатов;
– отработку практических навыков правильного поведения в общественных местах;
– проведение различных городских мероприятий;
–внедрение в обучение различных современных компьютерных развивающих и обучающих игр, которые помогут наиболее эффективно адаптироваться в социуме;
– реализация творческих проектов.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектного обучения, игровые технологии.
Формы организации учебного занятия: игра, викторина, мастер-класс, практическое занятие, презентация, посиделки.
Алгоритм учебного занятия
1. Актуализация знаний.
2. Разминка.
3. Учебная информация.
4. Техника безопасности.
5. Практическая деятельность.
6. Рефлексия.
Дидактические материалы: схемы построения рисунков; компьютерные распечатки ; фотографии образцов; технологические карты по изготовлению плакатов; вырезки из журналов.
Личностные результаты: диагностика личностного роста методом опроса, тестирования, наблюдения.
Критерии
- Мотивация познавательной деятельности.
- Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):
- Степень обучаемости:
- Навыки учебного труда
- Результативность индивидуальных занятий:
- Уровень утомляемости:
- Целеустремленность:
- Дисциплина и организованность:
- Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе:
- Внешний вид и аккуратность:
- Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:
- Работа над вредными привычками:
- Уровень этической культуры:
- Интересы и увлечения:
- Общественная активность:
- Отношение к безопасности на дороге:
- Исполнение должностных обязанностей:
- Отношение к установленным государством нормам и правилам
3.6. Рабочая программа воспитания
1. Цель программы воспитания: Формирование элементарных представлений о правилах поведения в обществе; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи: обучение детей умению взаимодействовать в микро-группах и в коллективе. Обучение детей навыкам безопасного поведения в окружающей среде.
2. Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении
Процесс воспитания в кружке «Лестница успеха» основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся, родителей и ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие.
Воспитательная работа ведётся в соответствии с модулями, которые соответствуют определенным направлениям:
Модуль «Патриот»
Задачи:
-воспитывать любовь и уважение к своей Родине; соблюдение законов и правил.
Модуль «Семья»
Задачи:
-формировать семейные ценности;
-вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
Модуль «Дорогами добра»
Задачи:
-развивать потребность делать добрые дела, быть чуткими и внимательными.
3.Виды, формы и содержание деятельности
Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности:игровая,познавательная, трудовая, досугово-развлекательная.
Формы деятельности: конкурс поделок, выставка, акция, викторина, посиделки, презентация, беседа, практикум, игра.
4.Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности, у обучающихся будут: сформированы элементарные представления о правилах поведения в обществе; воспитано осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
5. Методическое обеспечение
Основной формой обучения является занятие.
В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе. Наряду с традиционными формами, такими как лекция, дискуссия используются и нетрадиционные.
В процессе реализации данной программы используются следующие общепедагогические методы и приемы:
• Словесные: беседа, лекция, объяснение, диалог.
• Наглядные: плакаты, фотографии, таблицы, схемы, видеоматериалы.
• Практические: практические задания, упражнения.
• Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.
•Метод игры: игры (дидактические, развивающие, социальные, психологические), игра-конкурс, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, деловая игра.
При проведении занятий наряду с общепедагогическими используются психологические и социологические методы и приемы:
• Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты.
• Интервьюирование.
• Психологические тесты.
•Создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).
Учебные помещения: кабинет светлый и хорошо
проветриваемый, соответствует требованиям санитарных норм и правил.
Материально–техническое обеспечение:
Литература:
1.Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер.- М.: Просвещение, 2006
2. Кочетов А.И. Мастерство самовоспитания.- Минск, 2002
3.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 2010
4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. - Просвещение, 2005
5. Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991
6.Человек и общество. Современный мир. - М.: Просвещение, 2004
4.1Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лестница успеха»
«Лестница успеха» |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
01.09 |
30.05 |
36 |
72 |
72 |
2 раза в неделю по 1 ч. |
Диагностический инструментарий
Приложение 1
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(методика М. И. Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход опроса
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
0 - никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других,
как свои.
17.Стремлюсь не
ссориться с товарищами.
18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 2
(Авторы-разработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская)
Цель: выявление мотивов учащихся в различной деятельности.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0 - не привлекает совсем.
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
- коллективистические мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
- личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
- престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.
Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в той или иной деятельности.
Затем производится подсчет числа учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов. Данные вносятся в сводную таблицу по каждому классу.
Приложение 3
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы:
1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
10. Убедительно могу доказать правоту.
11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
12. У меня часто рождаются интересные идеи.
13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий.
Приложение 4
Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
Анкета ученика (цы)_________________________________________ класса ________
Долг и ответственность |
||||||
1 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Бережливость
1 |
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Дисциплинированность
1 |
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Ответственное отношение к учебе
1 |
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Аккуратен, исполнителен, точен. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Отношение к общественному труду
1 |
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Выполняю трудовые поручения родителей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Добросовестно выполняю все поручения. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 |
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Доброта и отзывчивость
1 |
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Честность и справедливость
1 |
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Честно сознаюсь, если что-то натворил. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Простота и скромность
1 |
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Понимаю, что человека уважают не за деньги. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Иногда люблю похвастаться. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Культурный уровень
1 |
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9.
( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.