Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
города Воткинска Удмуртской Республики
Согласовано с учебной частью «___» _______________2020г. Заместитель директора по УВР _____________ Синяева Е.Н
Утверждена Приказ №_______ от «___»___________2020 г. Директор МБОУ СОШ №22 _______________Викулов В.А. |
Составлена на основании требований основного общего образования по ФГОС |
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования
ФГОС НОО
5 «Б» класс
Классный руководитель:
Клюева Татьяна Юрьевна
2020-2021
учебный год
г.Воткинск
Программа воспитания и социализации
обучающихся на уровне основного общего образования (5-9 классы)
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 22 имени А.С.Макаренко»
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (далее – Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
· воспитание – составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности;
· духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
· воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении - социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения;
- социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
1) освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством;
2) вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само -понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
3) овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Направление «Наш дом – Россия»
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству, получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к Отечеству
Направление «Дорога к человечности»
- обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания предусматривает
Направление «Труд - основа жизни»
- формирование ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности, формирование позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов
Направление «В здоровом теле здоровый дух»
Направление «Живая планета»
Направление «Красота спасёт мир»
Профориентация учащихся
Планируемые результаты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся
1. «Наш дом Россия»
· Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
· Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
· Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).
· Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России).
· Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. «Труд – основа жизни»
· Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
· Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
· Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;
· Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников);
· Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые вовлечены и которые формируют сами обучающиеся;
· Вовлеченность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
· Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
3. «Дорога к человечности»
· Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
· Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
· Веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
· Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
· Сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества);
· Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. «В здоровом теле – здоровый дух»
· Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
· Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. «Красота спасёт мир»
· Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
· Способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· Развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
· Способность к эмоционально - ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
· Развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
6 Живая планета».
· Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
· Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
· Готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности.
План воспитательной работы в 5 Б классе на 2020-2021 уч. год
Направления работы |
Содержание воспитательной работы |
1четверть
|
|
Направление «Наш дом Россия» |
Линейка, посвященная Дню знаний. Кл. час «Урок мужества» |
Устный журнал «Россия – Родина моя!» |
|
Конференция детского объединения «Оптимист» |
|
Посвящение в пятиклассники |
|
Кл. час «Мир без насилия и войны прекрасен» |
|
Направление «Дорога к человечности» |
|
Кл. час «Обсуждение плана работы на 1 полугодие, задачи на новый учебный год» |
|
Классный час «Учись учиться!» |
|
Знакомство учащихся с правилами внутреннего распорядка. Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения. |
|
Акция «Каждого ученика- в кружок по интересам» |
|
1 октября - День пожилых людей. |
|
Концерт, посвящённый Дню Учителя |
|
Направление «Труд-основа жизни» |
Организация дежурства по классу
|
Распределение поручений
|
|
Уборки еженедельно и в конце четверти
|
|
Участие в акции «Чистый двор» |
|
Участие в акции «Уют» (в кабинете) |
|
Направление «В здоровом теле здоровый дух» |
Кл час по основам безопасности жизни деятельности, посвященный подготовке детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, адаптации после летних каникул «Безопасный путь в школу и домой». |
Единый день профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Детям безопасность на дорогах» |
|
Участие в школьном туристическом слете |
|
«Кросс наций» |
|
Классный час «Привычки - хорошие и плохие». |
|
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
|
«Разговор о правильном питании». |
|
Направление «Живая планета» |
Всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия». Благоустройство пришкольной территории
|
Направление «Красота спасёт мир» |
Оформление классного уголка |
Поздравление учителей- предметников с Днем Учителя |
|
2 четверть
|
|
Направление «Наш дом Россия» |
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с историей школы 22 Классный час «День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руководством К. Минина и Д.Пожарского (7.11.1612г.)» Классный час, посвящённый Всемирному дню ребёнка «ООН о правах ребёнка» Классный час «Россия – наш общий дом» День героев Отечества. Устный журнал «Основной закон страны» (ко дню Конституции РФ) |
Направление «Дорога к человечности» |
Классный час «Общечеловеческие ценности» (дискуссия) |
Праздник для мам ко Дню матери «Мамочка, родная, любимая!»
Классный час «Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул» |
|
Посещение фильмов, спектаклей, затрагивающих нравственно- этические вопросы |
|
Направление «Труд-основа всего» |
Рейды по выполнению домашних заданий, сохранности мебели, дневников, учебников, тетрадей. |
Направление «В здоровом теле здоровый дух» |
Участие в спартакиаде школьников Беседа о правилах поведения на дороге и на водоемах в зимнее время «Осторожно гололёд!!!» |
Направление «Живая планета» |
Классный час «Мир растений вокруг нас». Классный час «Живи Земля!» Акция «Поможем зимующим птицам». Изготовление кормушек. Изготовление бутафорских атрибутов к Новому году |
Направление «Красота спасёт мир» |
Работа над страничкой классного уголка ко Дню Народного единства. Конкурс поделок «Новогодняя игрушка». Классный час «Из бабушкиного сундучка» Оформление кабинета к Новому году Новогодний маскарад. |
3 четверть
|
|
Направление «Наш дом Россия» |
День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (27.01. 1944 г.) Уроки мужества в школьном музее. Викторина «Знаешь ли ты историю своей страны?» Классный час «23 февраля - День защитника Отечества. России верные сыны» Классный час "Краеведческий турнир" |
Направление «Дорога к человечности» |
Классный час «Обсуждение плана работы на 2 полугодие» |
Диалог «Есть ли границы у свободы»
|
|
Классный час по профориентации «Формула профессии. Истинное сокровище для людей - умение трудиться». |
|
Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения. Классный час «Равнодушию – нет!!!» Классный час "Поговорим о милосердии. Нужно ли оно в наше время?" |
|
Направление «Труд-основа всего» |
Классный час «Мои обязанности в семье»
|
Рейды по выполнению домашних заданий, сохранности мебели, дневников, учебников, тетрадей. |
|
Уборки еженедельно и в конце четверти |
|
Направление «В здоровом теле здоровый дух» |
День здоровья Классный час «Меры предосторожности недопущению пожара в квартире и в школе. Как действовать при пожаре дома, в школе» |
Направление «Живая планета» |
Викторина «Экологическое ассорти»
|
Направление «Красота спасёт мир» |
Час общения «Что такое красота?» |
Выставка рисунков «Огонь - друг! Огонь – враг!» |
|
Работа над страничкой классного уголка ко Дню Защитников Отечества, ко Дню 8 Марта. |
|
Масленица широкая. Ярмарка «Масленица, в гости к нам!» |
|
Праздничный концерт, посвященный 8 Марта. |
|
4 четверть
|
|
Направление «Наш дом Россия» |
Урок России «Знаменитые космонавты, путешествие в мир космонавтики» Возложение цветов к мемориальным доскам Торжественная «Линейка памяти» Классный час «Победа в сердце каждого» Участие в акции «Бессмертный полк» |
Направление «Дорога к человечности» |
Праздник «Последний звонок». |
Классный час «15 мая – Международный день семьи «Семья – это семь Я» |
|
Направление «Труд-основа всего» |
Рейды по выполнению домашних заданий, сохранности мебели, дневников, учебников, тетрадей. Уборки ежедневно, еженедельно и в конце четверти Акция «Чистый школьный двор» |
Направление «В здоровом теле здоровый дух» |
Всемирный День здоровья. Сдача нормативов ГТО, физкультминутки Классный час «Итоги учебного года. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул». |
Направление «Живая планета» |
Классный час «Голосуем за чистую планету», посвященный Дню Земли Сбор макулатуры Акция по изготовлению скворечников Благоустройство пришкольного участка Классный час «Экология и здоровье человека»
|
Направление «Красота спасёт мир» |
Выставка рисунков по ресурсосбережению, посвящённая всемирному Дню Земли «Бережём планету вместе». Акция «Доброе сердце». Поздравительные открытки для ветеранов своими руками. Посещение музея П.И.Чайковского |
Тематика классных часов
№ п/п |
Тема классного часа |
Дата проведения |
Ответственный за проведение |
1 |
День знаний. Урок мужества |
Кл. руководитель |
|
2 |
Кл. час «Обсуждение плана работы на 1 полугодие, задачи на новый учебный год» Знакомство с собой |
Кл. руководитель |
|
3 |
Кл. час по основам безопасности жизни деятельности, посвященный подготовке детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, адаптации после летних каникул «Безопасный путь в школу и домой». |
Кл. руководитель |
|
4 |
Классный час «Мир без насилия и войны прекрасен» |
Кл. руководитель |
|
5 |
Классный час «Учись учиться!» Я и окружающие |
Кл. руководитель |
|
6 |
Устный журнал «Россия – Родина моя!»
|
|
Кл. руководитель |
7 |
Классный час «Привычки - хорошие и плохие». |
|
Кл. руководитель |
8 |
Экскурсия в школьный краеведческий музей. |
|
Кл. руководитель |
9 |
Классный час «Мир растений вокруг нас». |
|
Классный руководитель |
10 |
Классный час «День народного единства. Освобождение Москвы от польских интервентов под руководством К. Минина и Д.Пожарского» |
|
Зам. директора по ВР, классный руководитель |
11 |
Классный час «Общечеловеческие ценности» (дискуссия) Оценивание себя |
|
Кл. Руководитель |
12 |
Классный час, посвящённый Всемирному дню ребёнка «ООН о правах ребёнка» |
|
Кл. руководитель |
13 |
Классный час «Живи Земля!» |
|
Кл. руководитель.
|
14 |
Классный час «Россия – наш общий дом» |
|
Кл. руководитель.
|
15 |
Устный журнал «Основной закон страны» (ко дню Конституции РФ) |
|
Кл. руководитель.
|
16 |
Классный час «Из бабушкиного сундучка» |
|
Кл. руководитель.
|
17 |
Классный час «Подведение итогов 1 полугодия. Техника безопасности учащихся – инструктаж на период зимних каникул» |
|
Кл. руководитель.
|
18 |
Кл. час «Обсуждение плана работы на 2 полугодие» Диалог «Есть ли границы у свободы». |
|
Кл. руководитель.
|
19 |
Классный час по профориентации «Формула профессии. Истинное сокровище для людей - умение трудиться». |
|
Кл. руководитель.
|
20 |
Час общения «Что такое красота?» Мир эмоций |
|
Кл. руководитель.
|
21 |
Кл. час «Умей уважать людей и самого себя" |
|
Кл. руководитель.
|
22 |
Классный час «Меры предосторожности недопущению пожара в квартире и в школе. Как действовать при пожаре дома, в школе» |
|
Кл. руководитель.
|
23 |
Классный час «Равнодушию – нет!!!» |
|
Кл. руководитель.
|
24 |
Классный час «23 февраля - День защитника Отечества. России верные сыны» |
|
Кл. руководитель.
|
25 |
Классный час "Краеведческий турнир"
|
|
Кл. руководитель.
|
26 |
Классный час "Поговорим о милосердии. Нужно ли оно в наше время?" |
|
Кл. руководитель. |
27 |
Классный час «Темперамент пятого типа» |
|
Кл. руководитель. |
28 |
Классный час «Мои обязанности в семье» Воля. Самостоятельность |
|
Кл. руководитель. |
29 |
Урок России «Знаменитые космонавты, путешествие в мир космонавтики» |
|
Кл. руководитель. |
30 |
Классный час " Логика мысли» |
|
Кл. руководитель. |
31 |
Классный час «Голосуем за чистую планету», посвященный Дню Земли |
|
Кл. руководитель. |
32 |
Классный час «Победа в сердце каждого» |
|
Кл. руководитель. |
33 |
Классный час «15 мая – Международный день семьи «Семья – это семь Я» |
|
Кл. руководитель |
34 |
Классный час «Экология и здоровье человека» Решение проблем |
|
Кл. руководитель |
35 |
Классный час «Итоги учебного года. Богатства вашей личности». Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул». |
|
Кл. руководитель |
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:
Еженедельно:
Один раз в четверть:
Один раз в год:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.