ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школа № 1404 «ГАММА»
107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: 268-46-86
Согласовано Рассмотрено
Зам. Директора по УВР на заседании МО ДО
____________________ ________________
_____________ ___________
Программа внеурочной деятельности
«Бумажные чудеса»
по обучению навыкам работы с бумагой и рециклингом
для 2-4 класса
Автор-составитель:
Пономарева Надежда Федоровна,
учитель
Москва
Пояснительная записка
Объединение «Бумажные чудеса» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Работа с бумагой - это, пожалуй, самый интересный вид художественной деятельности. Сколько полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, постигают свойства, структуру, наслаждаются палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Особенностью данной программы является наличие экозанятий, т.е. занятий, включающих рециклинг - вторичное использование материалов.
Например: тема «Конструирование из бумажных втулок» предполагает использование пустых бумажных втулок, часто используется картон от пищевых коробок для шаблонов, красивые рекламки для выкладывания изображений айрисфолдинг и др.
Занятия в объединении позволяют дать детям дополнительные сведения по технологии разнообразной деятельности с бумагой. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На занятиях воспитанники знакомятся с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: рециклинг, спирелли, айрисфолдинг, вырезание, оригами. Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность при повторном использовании.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников посредстом творческой работы с бумагой.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду.
Задачи программы:
Обучающие:
· знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
· формирование образного, пространственного мышления и умения выразить себя при создании творческих работ;
· совершенствование умения и формирование навыка работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с бумагой и сопутствующими материалами;
· формирование экологического мышления.
Развивающие:
· пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
· развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера;
· формирование творческих способностей, духовной культуры;
Воспитывающие:
· осуществление трудового и эстетического воспитания школьников;
· воспитание сплоченности детского творчества.
Программа «Бумажные чудеса» составлена для учащихся начального звена средней школы (2-4класса) и рассчитана на 1 год (36 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1час1.
Формы и методы:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, моделей, образцов;
- Нестандартным: мастер-класс, конкурс, выставка, коллективная работа для оформления стендовой экспозиции и др.
Сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные геометрические понятия и базовые основы технологии различного конструирования, радужного складывания бумаги, простые формы оригами, спирелли; - научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия по образцу и замыслу; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - смогут применить полученные знания при создании коллективных композиций.
Метапредметные.
Регулятивные:
Ученики научатся:
- организовывать свое рабочее место;
- удерживать организованное поведение во время занятия;
- понимать учебную задачу;
- составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;
- осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя.
Коммуникативные:
Ученики научатся:
- оценивать свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;
- выражать свои мысли в устной форме;
- задавать простые вопросы по учебному материалу;
- вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
- слушать и понимать речь других;
- оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Познавательные:
Ученики научатся:
- пользоваться моделями, схемами;
- делать рефлексивные высказывания;
Формы и виды контроля:
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся.. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один – два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Методические рекомендации по проведению занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
В программе указано примерное количество часов на
изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество
часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и
условия работы в данной группе.
Материальное обеспечение:
ТСО – компьютер, проектор, электронная доска или экран,
учебно – методическая литература.
- бумага белая, цветная
-бумага от пакетов, втулки от бумаги;
- клей, ножницы, линейка, скотч,
-Нитки цветные, фурнитура (пайетки, бусинки, пуговицы и т.п). - степлер
2. Содержание программы «Бумажные чудеса»
1 год (36 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств.
При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся 2-4 классов под руководством учителя составляют словесный план, различая понятия, материал и инструмент, само изготовление ведется под контролем учителя и по овладении навыком самостоятельно учеником.
Примерный тематический план кружка «Бумажные чудеса, 1 год обучения
№ п/п |
Название темы |
занятий |
теория |
практика |
1 |
Введение. |
2 ч. |
1 |
1 |
2 |
Животные из бумажных втулок |
9 ч. |
1 |
8 |
3 |
Конструирование из бумаги. |
9ч. |
1 |
8 |
4 |
Спирелли. |
6ч. |
1 |
5 |
5 |
Айрисфолдинг (радужное складывание). |
6ч. |
1 |
5 |
6 |
Проект "Лето" (спирелли, аппликация, оригами). |
4ч. |
1 |
3 |
Итого: |
36 |
6 |
30 |
Календарно-тематическое планирование обучения кружка «Бумажные чудеса», 1год обучения
№ п/п |
Тематическое планирование |
Часы |
Деятельность учащихся |
Дата проведения |
Формирование УУД |
1 |
Введение.
|
2 ч.
|
1. Вводное. Правила ТБ во время работы с колющимися предметами. Проблемы экологии (сохранения и преобразования ненужных предметов из бумаги).
|
|
Регулятивные: -удерживать организованное поведение во время занятия; - понимать учебную задачу; ; Личностные - мотивация учения; |
2 |
Животные из бумажных втулок
|
9 ч. |
Урок 1 «Бережем планету вместе» Совушка из бумажной втулки. Урок 2 "Котик" (из втулки) Урок 3 «Зайка» (мальчик, элементы аппликации) Урок 4 «Зайка» (девочка, элементы аппликации) Урок 5 «Хрюша» Урок 6 «Белочка» Урок 7 «Царь зверей» (на основе втулки, элементы аппликации) Урок 8 Тигренок (аппликация, роспись фломастерами) Урок 9 Коллективное панно "Такие разные животные". |
|
Познавательные - пользоваться моделями, схемами; - делать рефлексивные высказывания; Коммуникативные - формирование умения ставить вопросы, если непонятен процесс изготовления изделия; Регулятивные -формирование умений создавать творческую работу; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
|
Конструирование из бумаги.
|
9ч. |
Урок 1 Объемная рыбка кои. Урок 2 Аквариум с золотыми рыбками. Урок 3 Игрушка-пружинка "Рыбка" Урок 4 Игрушка-пружинка "Клоун" Урок 5 Игрушка-пружинка "Тигренок". Урок 6 Игрушка-пружинка "Ангел" Урок 7 Тигренок на четырех ножках. Урок 8 Лошадка на четырех ножках. Урок 9 Такие разные животные (конструирование по замыслу) |
|
Познавательные - формулирование познавательной цели; Овладение технологиями создания творческих работ из бумаги. Личностные - мотивация учения; -осознание пользы рециклинга для экологии |
3 |
Спирелли. |
6ч. |
Урок 1 Рождественская звезда. Урок 2 Рыбка (туловище спирелли +аппликация) Урок 3 Совушка (спирелли + аппликация). Урок 4 Сердечко в технике спирелли Урок 5 Звезда герою (к Дню Защитника Отечества) Урок 6 Открытка маме (спирелли + аппликация). |
|
Познавательные. - пользоваться моделями, схемами; - делать рефлексивные высказывания; Регулятивные -формирование умений создавать композиции творческого характера; Личностные нравственно- этическое оценивание. |
4 |
Айрисфолдинг (радужное складывание). |
6ч. |
Урок 1 Рыбка (прямое складывание) Урок 2 Божья коровка (айрисфолдинг, аппликация) Урок 3 Слон. Урок 4 Открытка ветерану. Урок 5 Воздушные шары. Урок 6 Зонтики.
|
|
Познавательные. - овладение принципами построения композиции по форме разных изображений; Регулятивные -формирование умений создавать композиции творческого характера; Личностные нравственно- этическое оценивание. |
5 |
Проект "Лето" (спирелли, аппликация, оригами). |
4ч. |
Урок 1 Жук (оригами). Урок 2 Цветы и бабочки (оригами+спирелли). Урок 3 Оформление панно "Лето" Урок 5 Резервный урок Урок 4 Итоговое занятие. |
|
Познавательные - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные -формирование умений создавать композиции творческого характера; Личностные нравственно- этическое оценивание. |
6 |
ИТОГО: |
36ч. |
36зан. |
Источники информации:
1. Власова А.А. Рукоделие в школе. – Санкт – Петербург «Крилл», 1996
2. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 кл.: Методически рекомендации. – М.: Новая школа, 1994
3. Джексон Д. Поделки из бумаги. – М.: Росмэн, 1996
4. Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. – М.: ООО ТД «Изд. Мир книги», 2008
5. Петрова И.М. Объемные аппликации. СПб: «Детство – Пресс», 2008
6. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учебная литература», 2004
7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб: Детство – Пресс», 2009
8. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
9. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
10. http //masteriua.ru
11. Интернет – информация по запросу.
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.