Программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума" 2-4 класс
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума" 2-4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
14.04.2020
Программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума" 2-4 класс
Программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума" 2-4 класс
Программа внеурочной деятельности Гимнастика для ума.docx

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА»

 

 

 

Возрастная категория: 7-10 лет

Срок реализации программы: 3 года

Количество часов: 192 часа (64 часа в год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

          Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность выбора курса “Гимнастика для ума” определена следующими факторами:

·         в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

·         анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

·         конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:

·         определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

·         в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

·         достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Гимнастика для ума – это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой ребёнок учится чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, дальновидным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, или умственную культуру, так же, как сила, ловкость, выносливость составляют физическую культуру.

Развитие мышления в начальной школе – дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискуссией и инсайтом, осознанным и подсознательным. Очевидно, что для этих целей не годится традиционный учебник с сериями однотипных упражнений и сухими пояснениями к ним, даже если эти упражнения – «развивающего характера».

Программа отвечает возрастным особенностям учащихся, позволяет провести более раннюю социальную адаптацию.

 

Программа предназначена для работы со всеми желающими учащимися 2-4 классов (7-10 лет) во внеурочное время.

Объем программы рассчитан на 64 часа в год (2 часа в неделю); 192 часа за три года обучения.

 

Цель программы – развить интеллектуально-творческий потенциал личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Задачи:

·         Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

·         Сформировать практические умения поиска, восприятия, воспроизводства информации и помочь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

·         Развить творческое мышление, воображение учащихся.

·         Сформировать и развить коммуникативные умения и навыки (умение ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), активности и самостоятельности школьников.

·         Создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях и умение провести небольшое исследование по определённой проблеме.

Ценностные ориентиры содержания курса “Гимнастика для ума”

·       Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

·       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

·       Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

·       Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

·       Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Основными особенностями данного курса являются

·       Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету;

·       Связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира;

·       Реализация преемственности между начальным и средним звеном.

 

Занятия курса  «Гимнастика для ума» реализуются на принципах:

·       Обучение ведётся преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе.

·       Детям даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений.

·       Обучение ведётся на материале математики, русского языка и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом учащимся.

·       Уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается.

·       Обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие.

·       Результатом каждого занятия должно быть согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Особенности организации работы индивидуально-групповых занятий

·         На индивидуально-групповых занятиях занимается группа из 12-15 человек.

·         Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия, счётные палочки или спички.

·         В начале каждого занятия - “Мозговой штурм” или “Разминка” (2-3 мин.)

·         следующие 15 минут индивидуальное решение, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.

·         в течение 3-4 минут отдых - “Мой подарок” - (домашнее задание), который по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.

·         10-12 минут посвящается индивидуальной работе каждого ученика по уровневой диагностике из архива заданий конкурсов в конце занятия - 4-5 минут – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок (любую фигуру) в соответствии с результатом: красный - получилось всё отлично, жёлтый - всё хорошо, зелёный - только часть выполнена так, как хотелось, синий - не получилось так, как хотелось.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса “Гимнастика для  ума”

В результате изучения данного курса в начальной школе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

·         уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

·         сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

·         формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·         формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·         осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

·         овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

·         соблюдать нормы этики и этикета;

·         овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

·         учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

·         учиться аргументировать, доказывать;

·         учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

·         выделять свойства предметов;

·         обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

·         сопоставлять части и целое для предметов и действий;

·         описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

·         приводить примеры истинных и ложных высказываний;

·         проводить аналогию между разными предметами;

·         выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

·         рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Формы, методы и средства работы

Одним из непременных условий успешной реализации курса “Гимнастика для ума” является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

·         включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

·         создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

·         моральное поощрение инициативы и творчества;

·         продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

·         регулирование активности и отдыха (расслабления).

Формы проведения занятий:

-фронтальная работа;

-индивидуальная работа;

-викторины;

-математические турниры;

-КВНы;

-олимпиады.

Методическое сопровождение и разработки:

-разработки проведения занятий по темам;

-наглядный материал (схемы, таблицы, рисунки);

-раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, перфокарты, ребусы, головоломки, шарады);

-методические разработки математических турниров, олимпиад, праздников);

-настольные игры.

В рамках развивающего курса “Гимнастика для ума” можно использовать тот же, что и на уроке, арсенал методов обучения с внесением небольших корректив. Значительное место при проведении занятий занимают игры, в том числе и сюжетно-ролевые. Широко используется системно - деятельностный подход, словесные методы обучения, методы наблюдения за предметами и объектами. С целью воспитания у школьников самостоятельности, инициативы, развития их творческих возможностей используются методы, включающие элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающие умение применять знания в новых условиях, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Способы преподнесения материала различны. Это и введение сказочных героев, выбор сюжета в виде путешествия, экспедиции и др. Такие приёмы, как использование элементов драматизации, создание комических ситуаций, включение игр, позволяют сделать занимательными те или иные этапы занятия. Оценивание производится в словесной форме. Используются также поощрительные жетоны, значки, флажки и пр.

Результативность

Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Методы диагностики результативности занятий

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

итоговый контроль в формах:

·       тестирование;

·       практические работы;

·       творческие работы;

·       самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

·         степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

·         поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

·         результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

·         косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру;

·         достижение конкретных ожидаемых результатов: победа в школьном туре по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, успешное выступление в городских турах предметной Олимпиады среди школьников младшей ступени, а также во Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах;

·         результаты опроса родителей.

Критерии оценки результатов тестов

·         80–100% - высокий уровень освоения программы;

·         60-80% - уровень выше среднего;

·         50-60% - средний уровень;

·         30-50% - уровень ниже среднего;

·         меньше 30% - низкий уровень.

Ожидаемые результаты

·         Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

·         Создание системы работы с одаренными детьми.

·         Разработка и апробация новых видов занятий для работы с одаренными детьми.

·         Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

·         Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

                                                       

Содержание программы

(первый год обучения)

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего ча-

сов

Формы

организа-ции занятий

Формы

Аттестации

(контроля)

1

Вводное. Знакомство  с программой. Мир вокруг нас. Математика в жизни.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Стартовый контроль.

Наблюде-

ния

2

Знакомство с понятием признак предмета (объекта). Типология признаков: форма, цвет, вкус.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая

работа

3

Признаки предметов. Понятия: качество, свойство. Выделение общего свойства.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая

работа

4

Признаки абстрактных предметов: геометрических фигур, чисел, слов.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

5

Как люди научились считать. Арифметика каменного века.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

6

Первые цифры Открытие нуля.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

7

Сравнение объектов (слов, чисел, геометрических фигур, текстов).

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

8

Сравнение абстрактных и конкретных объектов.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

9

Сказочная арифметика. Игротека.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

10

От сходства объектов к сходству отношений между объектами.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

11

Родственные отношения и их выражение в языке.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

12

Описание объекта. Выделение существенных признаков объекта.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

13

Как самостоятельно решать задачи. Работа с алгоритмом по решению задач.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

14

Олимпиада.

-

1

1

Самостоя-тельная работа

Зачет

15

Решение составных задач. Занимательная математика «Подводная арифметика»

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

16

Различие неточных и точных описаний – определений и алгоритмов.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

17

Структура определений, способ их построения. Ребусы.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

18

Работа с определениями через род и видовое отличие. Работы с палочками.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

19

Характерные ошибки в определениях.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

20

Классификация как способ упорядочивания материала.  Анаграммы.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

21

Классификация по заданным основаниям. Игра «Танграм»

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

22

Выявление оснований в готовых классификациях.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

23

Выбор основания классификации и её выполнение.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

24

Многоступенчатые (иерархические) классификации как способ систематизации. Логические упражнения.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

25

Занимательная игротека. Логические упражнения

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

26

Дихотомическая классификация. Загадки.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

27

Волшебный квадрат. Игры с палочками

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

28

Математические фокусы.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

29

Простейшие умозаключения.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

30

Представление о простейшем (одношаговом) доказательстве утверждения.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

31

Час веселой математики

-

2

2

КВН

Соревнова-ние

32

Виды ребусов. Как разгадываются ребусы

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

33

Ребусы - пословицы.

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

34

Ребусы-загадки.

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

35

Ребусы - «сложи и  вычти»

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

36

Ребусы- шутки. Игра «Танграм»

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

37

Ребус- задача

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

38

Самостоятельное составление ребусов. Разгадывание ребусов.

-

1

1

Индиви-дуальная работа

Творчес-

кая работа

39

Адекватные описания объектов.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

40

Задачи на разрезание фигур на одинаковые части

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

41

Рисуем картинку, не отрывая карандаш от бумаги.

0,5

1,5

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

42

Подсчет геометрических фигур. Игра «Танграм»

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

43

Маршруты. Графические диктанты.

-

2

2

Фронталь-ная работа

Итоговый контроль

Творчес-

кая работа

 

итого

24 ч

40 ч

64 ч

 

 

 

Содержание программы

(второй год обучения)

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего ча-

сов

Формы

организа-ции занятий

Формы

аттестации

(контроля)

1

Вводное. Знакомство  с программой. О бесконечности натуральных чисел.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Стартовый контроль.

Творчес-

кая работа

2

Живая счетная машина. Операция над числами.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

3

Оперирование признаками предметов.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

4

Отношение рода, вида, целого. Обобщение, конкретизация. Игра «Танграм»

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

5

Алгоритмы. Магические квадраты.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

6

Математические фокусы. Подготовка к олимпиаде.

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

7

Олимпиада.

-

1

1

Самостоя-тельная работа

Зачет

8

Классификация.

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

9

Многоступенчатые (иерархические) классификации как способ систематизации.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

10

Идея систематизации. Игра «Танграм»

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

11

Дихотомическая классификация.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

12

Правила построения отрицаний сложных предложений, образованных с помощью связок или и и (дизъюнкций и конъюнкций).

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

13

Простейшие умозаключения

0,5

0,5

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

14

Математический турнир

-

1

1

Фронталь-ная работа Виктори-

на

Творчес-

кая работа

15

Оперирование признаками предметов. Анаграмма.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

16

Описание и определение.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

17

Игра «Танграм»

0,5

1,5

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

18

Повторение алгоритма решения задач. Работы с палочками.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

19

Составные задачи.

-

1

1

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

20

Задачи на переливание.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

21

Задачи на взвешивание.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

22

Решение геометрических задач.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

23

Арифметические ребусы. Игра «Танграм»

1

1

2

Фронтальная работа

Творчес-

кая работа

24

Задачи на разрезание фигур на одинаковые части.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

25

Занимательная игротека. Логические упражнения

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

26

Сумма трех чисел одна и та же

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

27

Волшебный квадрат. Игры с палочками

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творчес

кая работа

28

Решение логических задач.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

29

Решение тестовых задач.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

30

Комбинаторные логические задачи.

1

2

3

Фронталь-ная работа

Творчес-

кая работа

31

Час веселой математики. Разгадывание ребусов

-

2

2

Игра

Итоговый контроль.

Конкурс

 

итого

23, 5 ч

40,5 ч

64 ч

 

 

 

Содержание программы

(третий год обучения)

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Теория

Практи-ка

Всего ча-

сов

Формы

организа-ции занятий

Формы

аттестации

(контроля)

1

Вводное занятие. Знакомство с программой

1

1

2

Фронталь-ная работа

Стартовый контроль

Наблюдение

2

Дроби. Сравнение дробей.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

3

Задачи на дроби

-

2

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

4

Шкалы.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

5

Числовой луч.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

6

Шкалы. Числовой луч.

-

2

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

7

Координаты на луче.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

8

Расстояние между точками координатного луча

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

9

Движение точек по координатному лучу.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

10

Одновременное движение по координатному лучу.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

11

Движение вдогонку.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

12

Движение с отставанием.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

13

Решение задач на движение.

-

2

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

14

Контрольный срез

-

2

2

Самостоя-тельная работа

Зачет

15

Исправление ошибок. Индивидуальная работа.

-

2

2

Самостоя-тельная работа

Индивидуальная работа

16

Сравнение углов.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

17

Развернутый угол. Смежные углы.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

18

Виды углов.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

19

Измерение углов

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

20

Угловой градус.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

21

Транспортир

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

22

Сумма и разность углов

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

23

Измерение углов  транспортиром

-

2

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

24

Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

25

Построение углов. Центральный угол.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

26

Круговые диаграммы.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

27

Столбчатые и линейные диаграммы.

1

1

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

28

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

-

2

2

Фронталь-ная работа

Творческая работа

29

Контрольный срез.

-

2

2

Самостоя-тельная работа

Зачет

30

Построение диаграмм.

-

2

2

Фронтальная работа

Творческая работа

31

Игра « Морской бой». Пара элементов.

1

1

2

Фронтальная работа

Виктори-

на

Творческая работа

32

Математический турнир

 

1

1

Виктори-

на

Открытое занятие

33

Подведение итогов

 

1

1

Круглый стол

Итоговый контроль

Творческая работа

 

Итого

22ч.

42ч.

64ч.

 

 

 

Планируемые результаты

    В результате занятий по программе  «Гимнастика для ума» учащиеся приобретут следующие  интеллектуальные умения:

I.                   Оперирование признаками предметов.

1.      Называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного).

2.     Указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком (совокупностью признаков).

3.     Сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки.

4.     Располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (сериация), в частности, по возрастанию или убыванию величины какого-либо признака.

5.     Составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления (называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков.

6.     Распознавать объекты по их описаниям.

II.                Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, ограничение, конкретизация.

1.     Подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов).

2.     Конкретизировать примерами общие и собирательные понятия.

3.     Подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям.

4.     Переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия).

III.             Определения.

1.   Выделять в готовом определении: а) родовое понятие; б) видовое отличие.

2.   Подбирать к определяемому понятию ближайший род.

3.   Подбирать подходящее видовое отличие.

4.   Самостоятельно строить определение знакомого понятия.

5.   Анализировать готовые определения с точки зрения их правильности (соответствия правилам определения).

IV.            Алгоритмы.

1.        Выполнять действия по алгоритму.

2.        Составлять алгоритм деятельности.

V.               Классификация.

1.        Описывать словами группы в готовой классификации.

2.        Классифицировать объекты по заданному основанию.

3.        Проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию.

4.        Находить ошибки в классификации.

VI.            Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства).

1.        Подмечать закономерности. Делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частных случаев.

2.        Осуществлять направленный перебор логических возможностей.

3.        Находить следствия из данных посылок.

4.        Подбирать посылки к данному заключению (выводу).

5.        Проводить простейшие доказательства.

6.        Владеть приёмами опровержения.

Описание материально-технического обеспечения.

Технические средства обучения.

·         Компьютер учителя.

·         Мультимедиа.

·         Электронная библиотека.

Материалы для занятий – архивы Интернет-сайтов.

1.     Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» http://rm.kirov.ru

2.     Международный математический конкурс «Кенгуру» http://mathkang.ru

3.     Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество" http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=644&Itemid=160

4.     Международная игра-конкурс по информатике «ИНФОЗНАЙКА» http://infoznaika.ru/Materials/diplom.aspx

5.     Образовательный центр «Перспектива», турниры «ПОНИ» http://www.perspektiva-omsk.ru/pony/main

6.     Мир конкурсов «Уникум» http://www.unikru.ru/rasp/view/?kid=89

7.     Эвристическая олимпиада для младших школьников «Совенок» http://www.covenok.ru/sov/7

8.     Центр «СНЕЙЛ» http://www.nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-vesenniy-sezon?utm_source=Yandex-Direct&utm_medium=cpc&utm_term=olimpiada_dlja_nachal%27noj&utm_campaign=snail

Литература

1. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума» (издательство «Экзамен», Москва, 2009г.);

2. Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет» (издательство «Новая школа», 1996г.);

3. Таттл Ч.Г., Пакет П.Х. «Познавательные игры для детей» (Мн. «Попури», 2006г.);

4. Сборник задач повышенной трудности;

5. «Смекалка для малышей» (Москва, изд. «Омега», 1994г.);

6. Иванов В.Г., Иванова О.П. «Развитие творческих способностей младших школьников» (Ярославль, 1996г.);

7. Крячко В.Б. «Учителям о ТРИЗ» (выпуск 4, СПб, 2001г.);

8. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». (Ярославль, 1997г.);

9. Младший школьник. «Развитие познавательных способностей». (Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003г.);

10. Никольская И.Л. «Гимнастика для ума». (Москва, «Экзамен», 2009г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы – развить интеллектуально-творческий потенциал личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения

Цель программы – развить интеллектуально-творческий потенциал личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения

Результатом каждого занятия должно быть согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

Результатом каждого занятия должно быть согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений : · выделять свойства предметов; · обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; · сопоставлять части и целое для…

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений : · выделять свойства предметов; · обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; · сопоставлять части и целое для…

Способы преподнесения материала различны

Способы преподнесения материала различны

Ожидаемые результаты ·

Ожидаемые результаты ·

Решение составных задач. Занимательная математика «Подводная арифметика» 1 1 2

Решение составных задач. Занимательная математика «Подводная арифметика» 1 1 2

Адекватные описания объектов.0,50,51

Адекватные описания объектов.0,50,51

Виктори- на Творчес- кая работа 15

Виктори- на Творчес- кая работа 15

Шкалы. Числовой луч. - 2 2

Шкалы. Числовой луч. - 2 2

Математический турнир 1 1

Математический турнир 1 1

Классифицировать объекты по заданному основанию

Классифицировать объекты по заданному основанию

Иванов В.Г., Иванова О.П. «Развитие творческих способностей младших школьников» (Ярославль, 1996г

Иванов В.Г., Иванова О.П. «Развитие творческих способностей младших школьников» (Ярославль, 1996г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020