МАОУ «СОШ № 40» г. Чебоксары
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Никто не забыт, ничто не забыто»
1 класс
Срок реализации – февраль – май 2021 года (72 часа)
Составитель:
учитель начальных классов
Ромашенькина Н.А.
г. Чебоксары – 2021 г.
Пояснительная записка.
Программа
гражданско – патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не забыто»
разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и Государственной программы
"О
государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы" (Постановление Правительства РФ от 30 декабря
2015 г. N 1493)
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
- личностные – Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
- регулятивные - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
- познавательные – Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
- коммуникативные - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
o создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
o обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
o вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
o в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
o в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
o в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
o в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Программа включает в себя следующие направления:
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, игры, анкетирование, семейные праздники, исследовательская и проектная деятельность, конкурсы, выставки..
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, устный журнал, проектная и исследовательская деятельность, викторина.
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, акции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
v умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
v знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
v умение принимать и защищать свои решения;
v готовность к участию в общественных делах;
v готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
v патриотизм и любовь к Родине;
v права и свобода человека и гражданина;
v символика Российской Федерации;
v национальное самосознание;
v уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
· включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
· качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
· отсутствие детей с девиантным поведением;
· участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
· проведение мероприятий.
Тематический план 1-ый класс
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1. |
«Я и семья» |
16 часов |
2. |
«Мой край родной» |
16 часов |
3. |
«Растим патриота и гражданина России» |
20 часов |
4. |
«Никто не забыт, ничто не забыто» |
20 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, тем |
Количество часов |
Формы деятельности |
Универсальные учебные действия |
I 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. |
Я и семья. Мой дом – моя крепость . История моего имени, фамилии.
Мама, папа, я – дружная семья.
Профессии моих родителей.
Герб моей семьи.
У моих родителей руки золотые.
Игры дедушек и бабушек.
История моей семьи в фотографиях.
|
16 2
2
2
2
2
2
2
2 |
Беседа.
Исследовательская деятельность.
Игровая программа.
Проектная деятельность.
Конкурс рисунков.
Выставка совместных поделок.
Практическая деятельность.
Фото - отчёт. |
Личностные. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Регулятивные. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого.
|
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. |
Мой край родной.
Мой край - Чувашия.
Моя малая Родина.
Достопримечательности родного края.
Герб и флаг родного края.
Природа и мы.
Знаменитые люди края.
С чего начинается Родина?
|
16
2
2
3
2
2
3
2 |
Беседа. Конкурс рисунков. Устный журнал.
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность.
Беседа. Познавательная игра. Исследовательская деятельность. Поэтический конкурс. |
|
III
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
Растим патриота и гражданина России
Память о прошлом.
О чём говорят названия улиц.
Москва – столица нашей Родины.
Мы граждане России.
Все мы разные.
Есть такая профессия – Родину защищать.
Пионеры – герои.
Великие люди России. |
20
2
2
2
2
2
2
4
4
|
Беседа.
Исследовательская деятельность.
Заочное путешествие.
Беседа.
Психологический практикум. Викторина. Проектная деятельность.
Проектная деятельность. Проектная деятельность. |
|
IV
1.
2.
3.
4.
5.
7.
8. |
Никто не забыт, ничто не забыто. У обелиска.
Читаем о войне.
Бессмертный полк.
Изучаем историю Великой Отечественной войны Великая Отечественная война в истории моей семьи. Подвиги героев.
Что такое подвиг?
|
20
1
2
2
8
2
3
2 |
Акция «Возложение цветов» Чтение книг о войне. Подготовка и участие в акции. Беседа.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность. Диспут.
|
Мониторинг и диагностика патриотического воспитания
Мониторинг:
Количественные показатели:
- участие в жизни класса, школы;
- участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;
- изготовление и представление различных проектов (на бумажных электронных носителях);
Качественные показатели:
- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой, организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класс школы, города:
- повышение статуса класса в школе.
Диагностика: по патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ни что не забыто»
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа
Основные показатели воспитанности патриотизма |
Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, PC (Я) и др. |
3 - знает и может объяснить все основные понятия; 2 - объясняет понятия не полностью; 1 - в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. |
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 - знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 - не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине |
3 - знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 - интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 - не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами |
3 - участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 - участвует в организованных другими делах; 1 - неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе |
3 - активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 - участвует в делах класса и школы; 1 - в делах класса участвует при побуждении. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.