Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 городского округа города Райчихинска
Амурской области
«Утверждаю» Директор МОАУ ООШ№22 ______________Ковшик В.А. Приказ №28 от 04.09.2023 г.
|
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 4 КЛАССЕ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Булыгина Елена Васильевна
2023-2024 уч. Год
Программа
воспитательной работы во 1 классе
Задача педагога – помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Познавательное развитие 1 – 4 классов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в младший дошкольный период. С поступлением в школу потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
У многих детей в этот период появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.
В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезные для общего развития и должны быть обязательными для детей.
У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ученики третьих-четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практически, образном, и словесно-логическом (вербальном).
Первоклассники и значительная часть учащихся второго класса ещё не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем, четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.
В 1 – 4 классах ведущей для ребенка становится учебная деятельность.
Самооценка у ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Важным моментом являются сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать её. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчетливо это проявляется, когда дети играют или делают что-то своими руками.
Становление характера ребенка
В 1–4 классах в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения - контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность.
Для укрепления характера детей педагогу рекомендуется:
· включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
· выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких людей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения;
· постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.
Всё это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.
Воспитание в играх
Для младших школьников 1 – 4 классов игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Как и в дошкольном возрасте, игра в этот период служит средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня личностного развития, достигнутого ребенком.
Психодиагностика
Психодиагностической оценке в 1 – 4 классах подлежат:
· общая ориентация детей в окружающем мире;
· отношение ребенка к обучению в школе;
· внимание;
· память;
· мышление;
· речь;
· художественно-изобразительные способности;
· трудовые умения и навыки;
· мотивация достижения успеха;
· личностные качества;
· межличностные отношения.
Результаты воспитательной работы
и самоанализ его исполнения за 2022– 2023 учебный год
Учитывая особую значимость личности педагога в жизни младшего школьника, постоянно совершенствуюсь в работе, а отношения с детьми строю на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг – «Сердце отдаю детям», не оставляю ни одного ребенка, обойденного вниманием.
Учитывая анатомо-физиологические особенности детей и не перегружаю их учебными заданиями, слежу за осанкой и посадкой, не заставляю много писать, чтобы не «сорвать» руку.
В учебном процессе особое внимание уделяю развитию психических процессов - учу наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучаю мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, стараюсь давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулировать самостоятельность, инициативу, активность, учу ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия.
Не стараюсь захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживаю и подбадриваю тех, кого преследуют неудачи. Одобряю хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляю без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строю отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.
В целом воспитательная работа в 1 классе многоплановая и разносторонняя. По всем направлениям очень много разнообразных мероприятий: соревнования, конкурсы, викторины, познавательные игры, беседы и т.д.
Все обучающиеся воспитываются в разных семьях. Взаимоотношения между детьми в классе доброжелательные. Внутри класса всем детям распределены поручения. Свои поручения выполняют добросовестно. К учебе относятся с интересом, на уроках работают активно, стараются быть самостоятельными.
Уровень воспитанности в классе хороший, но есть дети (Детченков В, Киреева М., Багрова С., Шаламова Л. с которыми проводятся ежедневные беседы о поведении в классе, столовой, на прогулке и в общественных местах.
Работа с родителями.
Все – и хорошее, и плохое человек получает в семье. Среди основных задач школы, так и класса первоочередной является задача воспитания подрастающего поколения. Это обусловило необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия семьи и школы.
Как бы ни была велика роль школы в воспитании ребёнка, первоочередные функции в воспитании отводятся родителям.
Одной из наиболее действенных и приемлемых форм работы с родителями остаются родительские собрания. Наиболее эффективной беседой с родителями была тема «Почему они такие разные?», и родительское собрание «Первый раз в первый класс».
Родители активно включились в работу родительского комитета класса. За небольшой промежуток времени можно сказать, что не все родители оказывают благотворное влияние на воспитание своего ребёнка.
Многие родители всячески стараются помогать школе и поддерживают своих детей в учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 4 классе обучается 16 человек, из них 8 девочек и 8 мальчиков.
Большинство детей проживают в многодетных и неполных семьях. Любимыми предметами у многих являются математика и окружающий мир. Дети с удовольствием занимаются художественным трудом, физкультурой, музыкой.
Небольшая часть детей посещала дошкольные образовательные учреждения: это Киреев К., Власюк М., Тарасова С., Сухорукова А., Беленький Н. - остальные дети домашние ( 11 детей).
С первых дней обучения ребят в школе ведётся наблюдение с целью изучения уровня воспитанности детей.
Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться. Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. Родители учеников регулярно посещают школу, интересуются успехами детей.
Посещаемость школы обучающимися хорошая. Родители детей при необходимости заранее, предупреждают о болезни ребёнка, сообщают в случае отсутствия ребёнка в школе с указанием причины.
В этом учебном году следует обратить внимание на правовое воспитание, патриотические чувства, любовь к книге, в этом помогает тематические мероприятия в еженедельном часе «Разговор о важном». Продолжить работу над созданием сплочённого ученического коллектива, выработкой сознательной дисциплины. Прививать любовь к труду, спорту, уважение к старшим.
Значительная часть класса проявляет внимательность, прилежание, выполняет правила поведения в классе и школе, с желанием выполняет общественные поручения.
Киреева М., Шаламова Л., Джарлагасов И. не дисциплинированы, с повышенной возбудимостью, часто получают замечания по поведению.
Но есть дети, положительно влияющие на одноклассников своим поведением, прилежанием, отношением к окружающим – Шевченко Н, Киреев А., Тарасова С.
В классе работает родительский комитет.
Уровень воспитанности в целом находится на среднем уровне, что даёт возможность плодотворно работать в этом направлении.
В классе есть дети:
· из многодетных семей:
1. Багров С;
2. Власюк Мария;
3. Голикова Нина;
4. Детченков Владимир;
5. Джураева Алина;
6. Киреева Мария;
7. Мартынов Никита;
8.Рахмонов Тимур.
Из неполных семей:
1. Багрова София;
2. Голикова Нина;
3. Детченков Владимир;
4. Киреева Мария;
5. Шаламова Лаурита.
Инвалид:
Щербаков Иван.
Воспитательные задачи
· сохранение психофизического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе;
· поддержка детей с трудной ситуацией развития из социально неблагополучных семей;
· содействие развитию духовно-нравственного потенциала личности каждого школьника, воспитание чувства сопричастности к событиям окружающей действительности и умение сопереживать и сочувствовать другим.
· формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания.
· формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учёбе.
Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.
Уильям Блейк.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
· способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции);
· способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
· способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
· способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
· способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
· способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
· способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей;
· и самое главное - способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
· умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
· умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
· умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
· умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
· умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога – это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.
Условия эффективного поощрения:
· педагог осуществляет поощрения систематически;
· поощрение носит общий, а не индивидуальный характер;
· поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика;
· поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними;
· поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика;
· поощрение опирается лишь на внешние стимулы: похвала, получение награды;
· поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.
· поощрение мешает продвижению ребенка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.
Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребенка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия:
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Цели обучения и воспитания сегодняшней школы следующие:
· формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья;
· обучение чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;
· развитие умения общаться и сотрудничать;
· развитие общеучебных умений;
· формирование и развитие предметных знаний и умений;
· развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
· развитие эмоциональной и волевой сферы;
· формирование положительной Я – концепции;
· развитие мотивационно - потребностной сферы.
Качества, которые необходимо развивать у учащихся:
· интерес к самому себе;
· самопризнание себя как личности;
· управление самим собой;
· уважение чужого мнения;
· любознательность о вовлеченность в деятельность;
· эмоциональная устойчивость;
· мотивация действий и поступков.
Функции классного руководителя в начальной школе.
· забота о развитии каждого ребенка;
· помощь в решении возникающих проблем;
· организация разнообразной деятельности в классе.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп.
I группа – Организация деятельности классного коллектива.
Обязанности учителя:
· изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала;
· организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование в внутришколные объединения, организация внеклассных мероприятий;
· организация дежурства по столовой и по школе;
· соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета;
· забота о внешнем виде учащихся;
· организация питания учащихся;
· организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.
II группа - Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
· систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
· организация помощи в учебе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашних заданий;
· воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;
· создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала;
· координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;
· работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
· создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки, поездки и т.д.);
· изучение отношения учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).
III группа – Организация жизни класса во внеучебное время.
· создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;
· развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;
· организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и отдельных учащихся;
· вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;
· организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;
· охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её;
· помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;
· организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов;
· изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определение целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.
IV группа – Изучение личности и коррекция в воспитании.
· привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью;
· привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;
· воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
· воспитание гражданственности;
· изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися;
· работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.
V группа – Работа с родителями.
· изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
· индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
· проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть);
· привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
· проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;
· влияние на общение родителей с детьми;
· работа с родительским комитетом класса.
Принципы построения воспитательной работы.
· принцип открытости;
· принцип привлекательности будущего дела;
· принцип деятельности;
· принцип свободы участия;
· принцип обратной связи;
· принцип сотворочества;
· принцип успешности.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
· формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
· знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
· сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
· сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы;
· организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
· формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
· психическое и физическое здоровье;
· традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
· культура сохранения собственного здоровья;
· ответственность за здоровье других людей;
· гармония души и тела, режим дня и здоровье;
· воля и её значение в сохранении здоровья;
· самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
· спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
· встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
· походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
· спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
· беседы и дискуссии на различные темы;
· тематические консультации для родителей;
· обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Сроки |
Название |
Задачи мероприятия |
Форма проведения |
Ответствен ный |
Результат |
Сентябрь |
Весёлые старты |
Пропоганди- ровать ЗОЖ |
Мероприятие |
Классный руководитель
|
|
Октябрь |
Общешкольный кросс |
Выявить сильнейшие команды-классы, пропогандиро- вать ЗОЖ |
Общешколь ное спортивное мероприятие |
Учитель физкультуры, классный руководитель
|
|
Ноябрь |
Как помочь сохранить себе здоровье? |
Заставить задуматься учеников о значении здоровья жизни человека |
Круглый стол |
Классный руководитель, родительский комитет |
Учащиеся поняли о важности сохране- ния здоровья с малых лет |
Декабрь |
Эстафета с Дедом Морозом |
Выявить сильнейшие команды, пропоганди-ровать ЗОЖ |
Общешколь-ное спортивное мероприятие |
Классный руководитель, Дед Мороз |
|
Январь |
Почему некоторые привычки называются вредными? |
Дать знания об опасных зависимостях для здоровья человека |
Беседа |
Классный руководитель, фельдшер |
Учащиеся запомнили о вреде курения, наркоти- ков, алкоголя |
Февраль |
А ну – ка мальчики |
Пропаганда здорового образа жизни |
Общешколь- ное спортивное мероприятие |
Классный рук. |
|
Март |
Умеем ли мы правильно питаться? |
Пропаганда здорового образа жизни |
Беседа с приглаше-нием фельдшера |
Классный руководитель, фельдшер |
|
Апрель |
Береги органы чувств |
Расширение знаний учащихся о важности здоровых органов чувств человека |
Круглый стол |
Классный руководитель, родители учащихся мед. работники |
|
Май |
Народные игры |
Разучивание подвижных игр с детьми |
Подвижные игры на спортивной площадке |
Классный руководитель, Учащиеся старших классов |
|
Направление II. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
· определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
· создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
· формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
· сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
· педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы;
· интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
· сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
· умственное развитие;
· способности;
· уровни интеллектуального развития;
· умственные способности;
· фантазии в жизни человека;
· способности к творчеству;
· культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
· внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
· интеллектуальные игры внутри класса, среди школ района;
· интеллектуальные бои;
· спецкурсы для интеллектуального развития.
Строки |
Название |
Задачи мероприятия |
Форма проведения |
Ответствен ный |
Результат |
Сентябрь |
В мире загадок |
Развивать мышления, сообразитель-ность, речь. |
Классный час |
Классный руководитель |
|
Октябрь |
Турнир знатоков |
Привитие интереса к энцикло- педичес-ким знаниям, желание больше знать |
Игра-соревнова-ние между командами |
Классный руководитель |
Занятие заинтересовало учащихся, пробудило любопытство. Сильнейшие награждены. |
Ноябрь |
Олимпиады по русскому языку и математике |
Выявление сильнейших по предметам |
Конкурс |
Классные руководители
|
Выявлены сильнейшие по предметам |
Декабрь |
Интеллектуаль-ные игры среди младших школьников в районе |
Выявить сильнейших для участия в конкурсе |
Конкурс
|
Классный руководитель
|
|
Январь |
Игра «Самый умный» |
Выявить высокий интеллект класса |
Конкурс-игра |
Классный руководитель |
|
Февраль |
Всероссийская игра «Русский медвежонок» |
Принять участие, показать хорошие результаты |
Интеллек-туальная игра |
Кл.р. |
|
Март |
Международ ная конкурс-игра по математике «Заврики» |
Принять участие, показать хорошие результаты |
Конкурс- игра |
Учителя математики кл.р. |
|
Апрель |
КВН |
Проверить общее интеллекту-альное разв. уч. |
Игра между командами |
Классный руководитель
|
|
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
· знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
· формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
· создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
· учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
· изучение способности к общению каждого ученика детском коллективе;
· на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы;
· изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений;
· обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;
· обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции;
· организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
· изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе;
· обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение»:
· эмоции и чувства;
· рефлексия;
· эмпатия;
· сочувствие;
· сопереживание;
· умение управлять собой;
· лидерство;
· изолированность;
· одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
· интерактивные игры;
· тематические классные часы;
· тренинг общения детей и родителей;
· самопрезентации и самопредставление;
· праздники, конкурсы, ролевые игры.
Сроки |
Названия |
Задачи мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Результат |
Сентябрь |
Мир моих интересов |
Дать возможность учащимся рассказать о своих интересах, определиться дополнительным образованием |
Час общения |
Классный руководитель
|
Учащиеся поделились своими увлечениями и интересами, определились какие кружки, секции будут посещать |
Октябрь |
Беседа на тему: «Проти-вопожарная безопас-ность» |
Повторить правила пожарной безопасности, участвовать в конкурсе поделок на данную тему |
Творческая мастерская |
Классный руководитель,
|
|
Ноябрь |
Фотографии моей Родины |
Воспитание любви к Родине, чувства гордости за Родину |
Классный час |
Классный руководитель |
|
Декабрь |
Творческая мастерская |
Изготовление перекидного календаря на тему «Все работы хороши - выбирай на вкус» |
Мастер-ская |
Классный руководитель,
|
|
Январь |
Как вести себя в обществен-ных местах |
Вспомнить правила поведения общественных местах |
Классный час |
Классный руководитель |
Вспомнили правила поведения на улице, в транспорте, в театре и кино, в школе |
Февраль |
Беседа «Масленица широкая» |
Знакомить с традициями и обычаями русского народа |
Классный час |
Классный руководитель |
|
Март |
Светлый день 8-ое Марта |
Воспитание уважительного отношения к мамам, бабушкам, девочкам |
Утренник |
Классный руководитель, родительский комитет |
|
Апрель |
22 апреля –День Земли |
Познакомить учащихся с проблемами окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии |
Устный журнал |
Классный руководитель |
|
Май |
Наступило лето! |
Каникулы! Здравствуй лето! |
Утренник |
Классный руководитель |
|
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
· формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
· формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
· развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
· знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
· формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
Основные понятии направления «Нравственность»:
· нравственный выбор,
· нравственная позиция,
· нравственное поведение,
· нравственные ценности,
· жизненные ценности,
· самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
· тематические классные часы по нравственной тематике;
· дискуссии по нравственной тематике;
· шефская работа учащихся;
· изучение нравственного наследия мира;
· читательские конференции;
· организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
· праздники, сюрпризы, конкурсы;
· экскурсии, поездки, походы по боевым местам;
· изучение нравственного наследия своей страны;
· знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Сроки
|
Названия |
Задачи, мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
Результат |
Сентябрь |
Конститу-ция- основной Закон государ.
|
Раскрыть смысл понятия «патриотизм», ознакомить символами и великими людьми |
Классный час |
Классный руководитель |
Урок проведен на высоком уровне |
Октябрь |
Хлеб - всему голова |
Углубить знания детей о появлении хлеба, воспитания уважения к хлебу, труженикам сельского хозяйства |
Устный журнал |
Классный руководитель и родители |
Занятие прошло интересно |
Ноябрь |
Все работы хороши- выбирай на вкус |
Познакомить с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству |
Классный час |
Классный руководитель и родительский комитет |
Классный час был насыщен наглядностью, Пословицами, Учащиеся решили оформить настольный перекидной календарь на 2011 год на эту тему |
Декабрь |
Урок мира «С любовью к России» |
Дать знания об основном Законе государства |
Беседа |
Классный руководитель |
Учащиеся пополнили свои знания об основном Законе государства |
Январь |
« Ваши права и обязанности, дети» |
Ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями школьника, способствовать формированию правовой культуры учащихся |
Утренник |
Классный руководитель |
Занятие учащимся понравилось, оно послужило повышению правовой культуры учащихся |
Февраль |
О дружбе, доброте и отзывчи-вости |
На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки |
Литератур-ный ринг |
Классный руководитель |
|
Март |
В гостях у минуток. |
Формирование сознания ценности времени, важности каждой минуты для полезного дела |
Классный час |
Классный руководитель |
|
Май |
Подвигу народа жить в веках |
Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа |
Утренник |
Классный руководитель и родители |
|
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
· обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
· формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
· формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
· знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
· сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
· формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
· право, закон, права и обязанности, правонарушения, преступления, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
· тематические классные часы;
· встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
· конкурсы, викторины по правовой тематике;
· праздники, читательские конференции по праву.
Сроки |
Названия |
Задачи мероприятия |
Форма |
Ответствен-ный |
Результат |
Сентябрь |
С любовью к России |
Ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами и великими людьми |
Классный час |
Классный руководитель |
Урок Мира был интересным для учащихся и гостей |
Октябрь |
Летопись природы родного края |
Формировать у учащихся бережное отношение к природе |
Классный час в форме научно-практической конференции |
Классный руководитель |
Учащиеся ознакомились с заповедными местами родного края, флорой и фуной, водоемами |
Ноябрь |
День примирения и согласия |
Воспитания уважительного отношения к окружающим людям |
Беседа |
Классный руководитель |
Дети были активны доброжелательны |
Февраль |
Защитники Родины |
Формировать чувство патриотизма, любви к Родине |
Беседа |
Классный руководитель, родительский актив, вожатые |
|
Май |
Подвигу народа жить в веках |
Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патрио-тизма. |
Классный час |
Классный руководитель с участием ветеранов, вожатые |
|
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
· организация и совместное проведение досуга детей родителей;
· организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
· обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
· изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;
· сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
· сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
· поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
· семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная,
семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
· тематические классные часы;
· праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
· праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);
· походы выходного дня, экскурсии, викторины;
· дни творчества, дни открытых дверей;
· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
· читательские конференции по проблемам семьи.
Планирование работы с родителями классов
Месяц |
Родительские собрания |
Тематические консультации |
Индивидуальные консультации |
Совместные дела с классом |
Сентябрь |
Особенности обучения учащихся |
|
|
|
Октябрь |
|
Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем |
Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) |
|
Ноябрь |
Заседание родительского комитета (по плану) |
|
|
Экскурсия в осенний лес |
Декабрь |
Мой ребенок становится взрослым. Встреча со школьным фельдшером |
|
|
Праздничная встреча Нового года |
Январь |
|
Консультации для родителей |
|
|
Февраль |
Заседание родительского комитета (по плану) |
|
|
Совместный праздник - спортландия |
Март |
Волевые качества ребенка: как их развивать? |
|
|
Праздник мам |
Апрель |
Дни открытых дверей в классе |
|||
Май |
Каникулы ура! |
|
Консультации учителей-предметников |
Утренник |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.