Программа "Юные патриоты".

  • Разработки курсов
  • docx
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Юные патриоты.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Левокумского муниципального района

Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная программа

детского объединения  «Юные патриоты»

 

Номинация: «Лучшая программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи».

 

 

 

                                                       Разработана                                                         

                                                       Коваленко Анной  Павловной

                                                       учителем начальных классов

                                                       первой квалификационной  категории

                                                       МКОУ СОШ № 2  с. Левокумского

                                                       Левокумского муниципального района                            

                                                       Ставропольского края

                                                                       

                                                             

 

 

 

 

 

с. Левокумское

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Юные патриоты» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом, основной образовательной программой начального общего образования, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического  и духовно- нравственного воспитания детей и молодёжи и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества: любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Актуальность

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать  отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

         Духовно-нравственное  развитие  личности неотделимо от жизни человека,  семьи, общества, культуры, человечества в целом, что свидетельствует об актуальности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Отличительные особенности программы

     Программа курса «Юный патриот»  модифицированная, составлена на основе анализа программ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

    Отличительной особенностью программы является ее базирование на краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по духовно-нравственному  воспитанию.

Целью данной программы является  совершенствование и дальнейшее развитие у детей и молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе.

   Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- воспитание личности гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту  интересов страны;

- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- создание условий для патриотического и духовно- нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала;

- формирование у молодёжи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;

- формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе.

     На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.  Так как важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника, то на уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания патриотизма через активное познание истории духовной культуры.

Ведущие методические принципы

  1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

  2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ребёнка, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости детей во время занятий.

  3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

  4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант для решения учебной задачи.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания патриотизма через активное познание истории духовной культуры.

Методы обучения

1.      Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2.      Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение музеев Левокумского района.

3.      Поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта.

4.      Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из семейных архивов односельчан и  фондов    школьного    музея    для    развития    мыслительной,    интеллектуально-познавательной деятельности.

  В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

                                        Организация занятий курса

Программа   рассчитана  на детей 9-10 лет. Срок реализации-1 год.

Режим проведения занятий:

Режим занятий устанавливается по нормам СанПин. Количество занятий- 36 часа в год, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий -45 минут.

Содержание курса представлено различными видами деятельности. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

     В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы, иконы.

К концу обучения обучающиеся должны

Знать:

- название страны, региона, где живет обучающийся, родного города (села);

- символику страны, края, села, школы;

- государственные и православные праздники;

- имена великих полководцев, святых и названия городов-героев, изученных в курсе.

Уметь:

- описывать изученные события истории Отечества;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Основные виды деятельности обучающихся:

·        навыки дискуссионного общения;

·        сбор и оформление материала;

·        оформление статей, докладов.

Виды деятельности обучающихся:

         оформительская;

         исследовательская;

         проектная;

         экскурсионная.

Инструментарий для оценивания результатов:

- выполнение практических заданий

- защита рефератов

- защита исследовательских работ

- самостоятельная поисковая работа

- выступления на тематических мероприятиях

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через беседы, индивидуальную работу с родителями, привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в детском объединении «Юные патриоты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса                                  «Юные патриоты»

 

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

·       узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

·       различать прошлое, настоящее, будущее;

·       определять родственные связи в семье;

·       соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

·       использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

       Обучающийся получит возможность научиться:

·       оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

·       находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

   У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

·       положительное отношение к школе и учебной деятельности;

·       интерес к учебному материалу;

·       представление о причинах успеха в учёбе;

·       знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

·       представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

·       первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

        Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

·       понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

·       принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

·       первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

·       оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить  соответствующие коррективы.

     Обучающийся получит возможность научиться:

·       в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

·       осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

·       адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

     Познавательные универсальные учебные действия.   

 Обучающийся научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

·       понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

·       проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

     Обучающийся получит возможность научиться:

·       ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

·       умению смыслового восприятия познавательного текста;

·       проводить аналогии между изучаемым материалом и  собственным опытом.

     Коммуникативные универсальные учебные действия.

     Обучающийся научится:

·       принимать участие в работе парами и группами;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

·       договариваться и приходить к общему решению;

·       использовать в общении правила вежливости.

          Обучающийся получит возможность научиться:

·       принимать другое мнение и позицию;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       задавать вопросы;

·       строить понятные для партнёра высказывания;

·       адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Россия – моё Отечество.

8

5

3

2.

Я-гражданин России.

3

2

1

3.

Страницы прошлого.

7

6

1

4.

Прошлое рядом.

12

6

6

5.

Имена героев бессмертны.

5

4

1

6.

Заключение.

1

-

1

 

Итого:

36

23

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Юные патриоты»

Раздел I. Россия – моё Отечество (8 ч)

Занятие 1-2.

Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. 

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Занятие 3.

Тема: Родной край – частица России. Символика края.

Ставропольский край – житница России. Символика края. Город Ставрополь. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

Занятие 4.

Тема: Село моё родное.

Основание Левокумского района. История создания. Село Левокумское в наши дни. Символика села (флаг, герб). Достопримечательности села. Аллея Славы. Мы о селе стихами говорим.

Цель: познакомить с историей основания родного села, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов о селе Левокумском.

Понятия: односельчанин, достопримечательность.

Занятие 5.

Тема: Экскурсия «Наша улица».

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.

Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Понятия: улица, дом.

Занятие 6.

Тема: Я - ученик.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Понятия: ученик, традиция.

Занятие 7.

Тема:  Родной дом и семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Понятие: семья, родословная, труд, отдых.

Занятие 8.

Тема: Великий князь Владимир Святой - кре­ститель Руси.

Расширить знания детей об истории страны. Рассказать о Владимире Свя­том и о крещении Руси. Продолжить воспитание гуманистических и патрио­тических чувств.

Цель: рассказать о христианстве и о креще­нии Руси. Личность великого князя Влади­мира Красна Солнышка и его значение в пре­образовании   древнерусского   государства.

Понятия: христианство, праздник, святой.

Раздел II. Я- гражданин России. (3 ч)

Занятие 9.

Тема: Что значит быть граждани­ном.

           Что значит быть ис­тинным гражданином своей страны. Литера­турные иллюстрации. Исторические примеры. Рассуждение о том, может ли ребенок быть настоящим гражданином.

Цель: Дать представление о понятии «граж­данин». Формировать в детях чувство гражданского долга, продолжить вос­питание чувств любви и уважения к своей Родине. Работать над развитием сферы социальных потребностей.

Понятия: гражданин, долг, потребности.

Занятие 10.

Тема: Что такое закон.

           Рассказ о Законе, о Конституции Рос­сии, о существующей в стране системе право­вых отношений.

Цель: Сформировать понятие «закон» Про­должить развитие основ правовой культуры. Конкретизировать понятие общественного долга, воспитывать чувства справедливости и ответствен­ности.

Понятия: закон.

Занятие 11.

          Тема: Мои   права   и обязанности.

           Основные права ребенка. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка.

Цель: Изучить основные права и обязанности ребенка. Продолжить работу над при­витием уважения к Закону, утвержде­нием в классном коллективе системы демократических ценностей.

Понятия: права, обязанности, Конвенция.

Раздел III. Страницы прошлого. (3 ч)

Занятие 12.

Тема: Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Понятия: предки, друг, заповедь.

Занятие 13.

Тема: Богатырская наша сила.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

Занятие 14.

Тема: Русские героические сказки.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Понятия: герой, патриот.

         Занятие 15.

          Тема: Неустрашимые воины Пере­свет и Осляба.

Жизнь и подвиг иноков Пересвета, Ослябы. Беседа о содержании и значении их подвига.

Цель: Расширить представление детей о Куликовском сражении. Рассказать о Пересвете и Ослябе, их подвиге. Вос­питывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей, как воины-иноки Пересвет и Осляба.

Понятия: инок, подвиг.

Занятие 16.

Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской.

Кто такой полководец. Русский полководец Дмитрий Донской, его деяния. Почитание героя народом.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского, как великого полководца, почитаемого народом.

Понятия: полководец, святой.

Занятие 17.

Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов.

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Понятия: сила духа, здоровье.

Занятие 18.

Тема: Русские полководцы. Александр Невский.

Кто такой полководец. Русский полководец Дмитрий Донской, его деяния. Почитание героя народом.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского, как великого полководца, почитаемого народом.

Понятия: полководец, святой.

Раздел IV. Прошлое рядом (12 ч)

Занятие 19-20.

Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город – герой, защитник.

Занятие 21.

Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Левокумского.

Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.

Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Понятия: война, подвиг, награда.

Занятие 22.

Тема: История школьного памятника. Ученики – герои.

История школьного памятника. Ученики – герои сражений Великой Отечественной войны.

Цель: познакомить с историей основания памятника А. Скокову. Понятия: памятник, память.

Занятие 23.

Тема: Солдаты России.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.

Занятие 24.

Тема: Проект «Военная летопись моей семьи».

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.

Занятие 25.

Тема: Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.

Занятие 26.

Тема: День космонавтики.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Понятия: космос, космонавт, ученый.

Занятие 27.

Тема: Великий праздник  Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поклонение.

Занятие 28.

Тема: Конкурс чтецов ко «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.

Занятие 29.

Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.

Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.

Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Занятие 30.

Тема: Экскурсия в районную детскую библиотеку.

Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Цель: знакомство с районной детской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.

Понятия: библиотека, выставка, каталог.

Раздел IV. Имена героев бессмертны. (4 ч)

Занятие 31.

Тема: Александр Матросов.

Жизни и подвиг А. Матросова. Беседа о значении его героического по­ступка. Просмотр фотографий, репродукций, картин с изображением А. Матросова.

Цель: Изучить жизненный путь А. Матросова, историю его подвига. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей, как А. Матросов.

 Понятия: героический поступок.

Занятие 32.

Тема: Александр Скоков.

Жизнь и подвиг Александра Скокова.

Цель: знакомство с жизнью и подвигом А. Скокова, воспитывать чувства гордости за родину и её героев.

Понятия: партизаны.

Занятие 33-34.

Тема: Величаевские молодогвардейцы.

Жизнь и подвиг величаевских молодогвардейцев.

Цель: познакомить с жизнью и подвигом величаевских молодогвардейцев, воспитывать чувства гордости за подвиг героев.

Понятия: партизаны, подполье, молодогвардейцы.

Занятие 35.

Тема: Воины-афганцы Левокумского района.

Воины-афганцы села Левокумского.  Герои, живущие рядом. Василий Москаленко и Владимир Чернышов.

Цель: Познакомить с воинами-афганцами. Рассказать о героях, которых уже нет. Воспитывать чувства патриотизма, готовности встать на защиту Родины.

Понятия: афганская война.

Раздел IV. Заключение (1 ч)

Занятие 36.

Тема: Зарничка.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

 

Тема занятия

Теория (часов)

Практика (часов)

Тип занятия

Вид занятия

Раздел I. Россия – моё Отечество (8 ч)

 

1-2

 

 

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

 

1

 

1

 

ОНЗ (открытие нового знания), Р

Беседа, конкурс рисунков

3

 

Родной край – частица России. Символика края.

1

 

ОНЗ

Занятие – путешествие

 

4

 

 

 

Село моё родное.

 

1

 

ОНЗ

Учебный диалог, презентация учителя

5

 

Экскурсия «Наша улица».

 

1

ОНЗ

Экскурсия

6

 

Я - ученик.

1

 

ОНЗ

Экскурсия по школе

7

 

Родной дом и семья.

1

 

ОНЗ

Беседа

 

8

 

 

Великий князь Владимир Святой - кре­ститель Руси.

 

 

1

 

ОНЗ

 

Беседа

 

Раздел II. Я-гражданин России (3 ч)

9

 

Что значит быть граждани­ном.

1

 

ОНЗ

Учебный диалог

10

 

Что такое за­кон?

 

1

ОНЗ

Беседа

11

 

Мои   права   и обязанности.

 

1

 

Р

Занятие-диспут

Раздел III. Страницы прошлого (7 ч)

12

 

Как жили наши предки славяне.

1

 

ОНЗ

Занятие – путешествие

13

 

Богатырская наша сила.

1

 

ОНЗ

Занятие

14

 

Русские героические сказки.

 

1

Р

Викторина

15

 

Неустрашимые воины Пере­свет и Осляба.

 

1

 

ОНЗ

Учебный диалог

 

16

 

 

Русские полководцы. Дмитрий Донской.

 

1

 

 

ОНЗ

 

Занятие

17

 

Русские полководцы. А.В. Суворов.

1

 

ОНЗ

Занятие

18

 

Русские полководцы. Александр Невский.

1

 

ОНЗ

Учебный диалог, презентация

Раздел  IV . Прошлое рядом (12 ч)

19-

20

 

 

Путешествие по городам – героям.

 

2

ОНЗ

Путешествие

 

 

21

 

 

 

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный музей боевой славы села Левокумского.

 

 

1

 

 

 

ОНЗ

 

 

Экскурсия

22

 

История школьного памятника. Ученики – герои.

 

1

ОНЗ

Экскурсия

23

 

Солдаты мира.

1

 

ОНЗ

Устный журнал

24

 

Проект «Военная летопись моей семьи».

 

1

Р

Проект

25

 

Дети войны.

1

 

ОНЗ

Урок

26

 

День космонавтики.

1

 

ОНЗ

Беседа

27

 

Великий празд­ник Победы.

1

 

ОНЗ

Урок

 

28

 

 

Конкурс чтецов ко «Дню Победы».

 

 

 

1

 

Р

 

Конкурс

 

 

29

 

 

 

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.

 

 

 

1

 

 

Р

 

Встреча, экскурсия

30

 

Экскурсия в районную детскую библиотеку.

1

 

ОНЗ

Экскурсия

 

Раздел V. Имена героев бессмертны (5 ч)

31

 

Александр Матросов.

1

 

ОНЗ

Беседа

32

 

Александр Скоков.

1

 

ОНЗ

Беседа

33-

34

 

 

Величаевские молодогвардейцы.

1

 

ОНЗ

Экскурсия в музей  с. Величаевского

35

 

Воины-афганцы Левокумского района.

1

 

ОНЗ

 

Занятие-встреча

Раздел VI. Заключение (1 ч)

36

 

«Зарничка».

Военно–спортивная игра «Зарничка».

 

 

 

1

Соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы подведения итогов

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

 Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Виды учебной деятельности

         проведение экскурсий;

         посещение выставок;

         совместные занятия с родителями.

Технические средства обучения

·        магнитная доска 

·        компьютер 

·        мультимедийный проектор; 

·        экспозиционный экран 

Учебно-практическое оборудование 

·        доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц 

·        шкаф для хранения 


 Специализированная учебная мебель 

·        компьютерный стол 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое  обеспечение программы

Список литературы для учителя:

1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

2. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.

5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

Для обучающихся:

1.Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

2.Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

3.Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.

4.Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.

5.Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.

 

 

Интернет-ресурсы

·        газета «1 сентября»: www.festival.1september.ru 

·        единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru 

·        презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info 

·        образовательный портал «Учёба»: http://uroki.ru