Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Дополнительная программа
детского объединения «Юные патриоты»
Номинация: «Лучшая программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи».
Разработана
Коваленко Анной Павловной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ № 2 с. Левокумского
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
с. Левокумское
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные патриоты» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом, основной образовательной программой начального общего образования, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и молодёжи и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества: любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Актуальность
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Духовно-нравственное развитие личности неотделимо от жизни человека, семьи, общества, культуры, человечества в целом, что свидетельствует об актуальности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Отличительные особенности программы
Программа курса «Юный патриот» модифицированная, составлена на основе анализа программ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
Отличительной особенностью программы является ее базирование на краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по духовно-нравственному воспитанию.
Целью данной программы является совершенствование и дальнейшее развитие у детей и молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- воспитание личности гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту интересов страны;
- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- создание условий для патриотического и духовно- нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала;
- формирование у молодёжи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
- формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Так как важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника, то на уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания патриотизма через активное познание истории духовной культуры.
Ведущие методические принципы
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ребёнка, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости детей во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант для решения учебной задачи.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания патриотизма через активное познание истории духовной культуры.
Методы обучения
1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение музеев Левокумского района.
3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта.
4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из семейных архивов односельчан и фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Организация занятий курса
Программа рассчитана на детей 9-10 лет. Срок реализации-1 год.
Режим проведения занятий:
Режим занятий устанавливается по нормам СанПин. Количество занятий- 36 часа в год, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий -45 минут.
Содержание курса представлено различными видами деятельности. Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы, иконы.
К концу обучения обучающиеся должны
Знать:
- название страны, региона, где живет обучающийся, родного города (села);
- символику страны, края, села, школы;
- государственные и православные праздники;
- имена великих полководцев, святых и названия городов-героев, изученных в курсе.
Уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Основные виды деятельности обучающихся:
· навыки дискуссионного общения;
· сбор и оформление материала;
· оформление статей, докладов.
Виды деятельности обучающихся:
• оформительская;
• исследовательская;
• проектная;
• экскурсионная.
Инструментарий для оценивания результатов:
- выполнение практических заданий
- защита рефератов
- защита исследовательских работ
- самостоятельная поисковая работа
- выступления на тематических мероприятиях
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через беседы, индивидуальную работу с родителями, привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в детском объединении «Юные патриоты».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Юные патриоты»
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
· различать прошлое, настоящее, будущее;
· определять родственные связи в семье;
· соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
· использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
· оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
· находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к школе и учебной деятельности;
· интерес к учебному материалу;
· представление о причинах успеха в учёбе;
· знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
· представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
· принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
· первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
· осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
· понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
· проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
· ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
· умению смыслового восприятия познавательного текста;
· проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· принимать участие в работе парами и группами;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
· договариваться и приходить к общему решению;
· использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
· принимать другое мнение и позицию;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· задавать вопросы;
· строить понятные для партнёра высказывания;
· адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Россия – моё Отечество. |
8 |
5 |
3 |
2. |
Я-гражданин России. |
3 |
2 |
1 |
3. |
Страницы прошлого. |
7 |
6 |
1 |
4. |
Прошлое рядом. |
12 |
6 |
6 |
5. |
Имена героев бессмертны. |
5 |
4 |
1 |
6. |
Заключение. |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
36 |
23 |
13 |
Содержание курса «Юные патриоты»
Раздел I. Россия – моё Отечество (8 ч)
Занятие 1-2.
Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 3.
Тема: Родной край – частица России. Символика края.
Ставропольский край – житница России. Символика края. Город Ставрополь. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Занятие 4.
Тема: Село моё родное.
Основание Левокумского района. История создания. Село Левокумское в наши дни. Символика села (флаг, герб). Достопримечательности села. Аллея Славы. Мы о селе стихами говорим.
Цель: познакомить с историей основания родного села, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов о селе Левокумском.
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Занятие 5.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Занятие 6.
Тема: Я - ученик.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 7.
Тема: Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 8.
Тема: Великий князь Владимир Святой - креститель Руси.
Расширить знания детей об истории страны. Рассказать о Владимире Святом и о крещении Руси. Продолжить воспитание гуманистических и патриотических чувств.
Цель: рассказать о христианстве и о крещении Руси. Личность великого князя Владимира Красна Солнышка и его значение в преобразовании древнерусского государства.
Понятия: христианство, праздник, святой.
Раздел II. Я- гражданин России. (3 ч)
Занятие 9.
Тема: Что значит быть гражданином.
Что значит быть истинным гражданином своей страны. Литературные иллюстрации. Исторические примеры. Рассуждение о том, может ли ребенок быть настоящим гражданином.
Цель: Дать представление о понятии «гражданин». Формировать в детях чувство гражданского долга, продолжить воспитание чувств любви и уважения к своей Родине. Работать над развитием сферы социальных потребностей.
Понятия: гражданин, долг, потребности.
Занятие 10.
Тема: Что такое закон.
Рассказ о Законе, о Конституции России, о существующей в стране системе правовых отношений.
Цель: Сформировать понятие «закон» Продолжить развитие основ правовой культуры. Конкретизировать понятие общественного долга, воспитывать чувства справедливости и ответственности.
Понятия: закон.
Занятие 11.
Тема: Мои права и обязанности.
Основные права ребенка. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка.
Цель: Изучить основные права и обязанности ребенка. Продолжить работу над привитием уважения к Закону, утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей.
Понятия: права, обязанности, Конвенция.
Раздел III. Страницы прошлого. (3 ч)
Занятие 12.
Тема: Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Занятие 13.
Тема: Богатырская наша сила.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Занятие 14.
Тема: Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Занятие 15.
Тема: Неустрашимые воины Пересвет и Осляба.
Жизнь и подвиг иноков Пересвета, Ослябы. Беседа о содержании и значении их подвига.
Цель: Расширить представление детей о Куликовском сражении. Рассказать о Пересвете и Ослябе, их подвиге. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей, как воины-иноки Пересвет и Осляба.
Понятия: инок, подвиг.
Занятие 16.
Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской.
Кто такой полководец. Русский полководец Дмитрий Донской, его деяния. Почитание героя народом.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского, как великого полководца, почитаемого народом.
Понятия: полководец, святой.
Занятие 17.
Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов.
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Занятие 18.
Тема: Русские полководцы. Александр Невский.
Кто такой полководец. Русский полководец Дмитрий Донской, его деяния. Почитание героя народом.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского, как великого полководца, почитаемого народом.
Понятия: полководец, святой.
Раздел IV. Прошлое рядом (12 ч)
Занятие 19-20.
Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Занятие 21.
Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Левокумского.
Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Занятие 22.
Тема: История школьного памятника. Ученики – герои.
История школьного памятника. Ученики – герои сражений Великой Отечественной войны.
Цель: познакомить с историей основания памятника А. Скокову. Понятия: памятник, память.
Занятие 23.
Тема: Солдаты России.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Занятие 24.
Тема: Проект «Военная летопись моей семьи».
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Занятие 25.
Тема: Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Занятие 26.
Тема: День космонавтики.
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Занятие 27.
Тема: Великий праздник Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Занятие 28.
Тема: Конкурс чтецов ко «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.
Занятие 29.
Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.
Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.
Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Занятие 30.
Тема: Экскурсия в районную детскую библиотеку.
Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.
Цель: знакомство с районной детской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.
Понятия: библиотека, выставка, каталог.
Раздел IV. Имена героев бессмертны. (4 ч)
Занятие 31.
Тема: Александр Матросов.
Жизни и подвиг А. Матросова. Беседа о значении его героического поступка. Просмотр фотографий, репродукций, картин с изображением А. Матросова.
Цель: Изучить жизненный путь А. Матросова, историю его подвига. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей, как А. Матросов.
Понятия: героический поступок.
Занятие 32.
Тема: Александр Скоков.
Жизнь и подвиг Александра Скокова.
Цель: знакомство с жизнью и подвигом А. Скокова, воспитывать чувства гордости за родину и её героев.
Понятия: партизаны.
Занятие 33-34.
Тема: Величаевские молодогвардейцы.
Жизнь и подвиг величаевских молодогвардейцев.
Цель: познакомить с жизнью и подвигом величаевских молодогвардейцев, воспитывать чувства гордости за подвиг героев.
Понятия: партизаны, подполье, молодогвардейцы.
Занятие 35.
Тема: Воины-афганцы Левокумского района.
Воины-афганцы села Левокумского. Герои, живущие рядом. Василий Москаленко и Владимир Чернышов.
Цель: Познакомить с воинами-афганцами. Рассказать о героях, которых уже нет. Воспитывать чувства патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
Понятия: афганская война.
Раздел IV. Заключение (1 ч)
Занятие 36.
Тема: Зарничка.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Дата
|
Тема занятия |
Теория (часов) |
Практика (часов) |
Тип занятия |
Вид занятия |
|||
Раздел I. Россия – моё Отечество (8 ч) |
|||||||||
1-2 |
|
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. |
1 |
1 |
ОНЗ (открытие нового знания), Р |
Беседа, конкурс рисунков |
|||
3 |
|
Родной край – частица России. Символика края. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие – путешествие |
|||
4 |
|
Село моё родное. |
1 |
|
ОНЗ |
Учебный диалог, презентация учителя |
|||
5 |
|
Экскурсия «Наша улица». |
|
1 |
ОНЗ |
Экскурсия |
|||
6 |
|
Я - ученик. |
1 |
|
ОНЗ |
Экскурсия по школе |
|||
7 |
|
Родной дом и семья. |
1 |
|
ОНЗ |
Беседа |
|||
8 |
|
Великий князь Владимир Святой - креститель Руси. |
|
1 |
ОНЗ |
Беседа
|
|||
Раздел II. Я-гражданин России (3 ч) |
|||||||||
9 |
|
Что значит быть гражданином. |
1 |
|
ОНЗ |
Учебный диалог |
|||
10 |
|
Что такое закон? |
|
1 |
ОНЗ |
Беседа |
|||
11 |
|
Мои права и обязанности.
|
1 |
|
Р |
Занятие-диспут |
|||
Раздел III. Страницы прошлого (7 ч) |
|||||||||
12 |
|
Как жили наши предки славяне. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие – путешествие |
|||
13 |
|
Богатырская наша сила. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие |
|||
14 |
|
Русские героические сказки. |
|
1 |
Р |
Викторина |
|||
15 |
|
Неустрашимые воины Пересвет и Осляба.
|
1 |
|
ОНЗ |
Учебный диалог |
|||
16 |
|
Русские полководцы. Дмитрий Донской. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие |
|||
17 |
|
Русские полководцы. А.В. Суворов. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие |
|||
18 |
|
Русские полководцы. Александр Невский. |
1 |
|
ОНЗ |
Учебный диалог, презентация |
|||
Раздел IV . Прошлое рядом (12 ч) |
|||||||||
19- 20 |
|
Путешествие по городам – героям. |
|
2 |
ОНЗ |
Путешествие |
|||
21 |
|
Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный музей боевой славы села Левокумского. |
1 |
|
ОНЗ |
Экскурсия |
|||
22 |
|
История школьного памятника. Ученики – герои. |
|
1 |
ОНЗ |
Экскурсия |
|||
23 |
|
Солдаты мира. |
1 |
|
ОНЗ |
Устный журнал |
|||
24 |
|
Проект «Военная летопись моей семьи». |
|
1 |
Р |
Проект |
|||
25 |
|
Дети войны. |
1 |
|
ОНЗ |
Урок |
|||
26 |
|
День космонавтики. |
1 |
|
ОНЗ |
Беседа |
|||
27 |
|
Великий праздник Победы. |
1 |
|
ОНЗ |
Урок |
|||
28 |
|
Конкурс чтецов ко «Дню Победы». |
|
1 |
Р |
Конкурс |
|||
29 |
|
Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы. |
|
1 |
Р |
Встреча, экскурсия |
|||
30 |
|
Экскурсия в районную детскую библиотеку. |
1 |
|
ОНЗ |
Экскурсия |
|||
|
Раздел V. Имена героев бессмертны (5 ч) |
||||||||
31 |
|
Александр Матросов. |
1 |
|
ОНЗ |
Беседа |
|||
32 |
|
Александр Скоков. |
1 |
|
ОНЗ |
Беседа |
|||
33- 34 |
|
Величаевские молодогвардейцы. |
1 |
|
ОНЗ |
Экскурсия в музей с. Величаевского |
|||
35 |
|
Воины-афганцы Левокумского района. |
1 |
|
ОНЗ |
Занятие-встреча |
|||
Раздел VI. Заключение (1 ч) |
|||||||||
36 |
|
«Зарничка». Военно–спортивная игра «Зарничка».
|
|
|
1 |
Соревнования |
|||
Формы подведения итогов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Виды учебной деятельности
• проведение экскурсий;
• посещение выставок;
• совместные занятия с родителями.
Технические средства обучения
· магнитная доска
· компьютер
· мультимедийный проектор;
· экспозиционный экран
Учебно-практическое
оборудование
· доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
· шкаф для хранения
Специализированная учебная мебель
· компьютерный стол
Методическое обеспечение программы
Список литературы для учителя:
1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
2. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Для обучающихся:
1.Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
2.Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
3.Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
4.Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
5.Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.
Интернет-ресурсы
· газета «1 сентября»: www.festival.1september.ru
· единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
· презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info
· образовательный портал «Учёба»: http://uroki.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.