Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Все классы
05.02.2019
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
6. Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
программа пришкольного лагеря мультландия.doc
СОГЛАСОВАНО
Управление образования
администрации г. Чебоксары
«_______»__________2016года
УТВЕРЖДАЮ
Начальник оздоровительной смены лагеря
с дневным пребыванием детей МБОУ
«СОШ №36» г. Чебоксары
________Л.Г.Яковлева
«_____»_______2016 года
Рабочая оздоровительнообразовательная программа
летнего лагеря «Мульландия»
с дневным пребыванием детей
в МБОУ «СОШ №36» г. Чебоксары
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МБОУ «СОШ «36» г. Чебоксары
протокол № от 2016
Директор___________ О.В. Короткова Чебоксары 2016 год
1.Паспорт программы
Государственным заказчиком программы является Министерство Образование и молодежной
политики Чувашской республики, управления образования администрации города Чебоксары
Исполнитель программы МБОУ «СОШ №36» г. Чебоксары, смена лагеря «Мультландия» с
дневным пребыванием детей в каникулярное время
Автор программы – старшая вожатая Сергеева А.А.
Срок реализации программы 01.06.1624.06.16
Целевые группы дети в возрасте от 7 до 16 лет.
Количество воспитанников 82 человек
Контролирующий орган исполнения программы управление образования администрации
города Чебоксары
2 Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно
развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и
2. Пояснительная записка
воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему.
Смена будет проходить в форме сюжетноролевой игры «Мульландия» по станциям
советских, современных мультиков и русских сказок. Сюжетноролевая игра как форма
жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности
личности ребёнка. В течении всей смены участники и организаторы программы живут согласно
традициям русских литературных героев, советских и современных мультфильмов и действуют
согласно своим ролям. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи,
которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным
установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности
дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом,
который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные
в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут
на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем
их менее творчески развитые сверстники.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых
документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.98 г. № 124Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав
потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2ФЗ;
3 Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от
13.07.2001 г. № 2688.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г.
Москва «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 2010 годах.
Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной
защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.
3. Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления
физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей
детей.
Задачи:
1.
Создание условий для организованного отдыха детей.
2.
3.
4.
5.
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарногигиенической культуры.
Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного
6.
самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
4. Содержательные блоки (принципы)
Программа смены лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» опирается на следующие
принципы:
1) Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и
доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к
ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех
основных компонентов педагогического процесса.
2) Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным
особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности
воспитательного характера в смене лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярное время
«Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику
лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3) Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития
творческих способностей «Солнышко».
4 воспитания:
Дифференциация в рамках летнего
4) Принцип
дифференциации
оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально
психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены
(дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5) Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это
характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий
потенциал.
5. Ожидаемые результаты выполнения программы
деятельности лагеря:
общее оздоровление детей.
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе.
6. Ресурсное обеспечение реализации программы
1. Участниками программы пришкольного лагеря «Мультландия» являются учащиеся и
педагоги школы
2. Возраст воспитанников смены лагеря с дневным пребыванием 616 лет.
3. Преимущество при зачислении в смену лагеря «Мультландия» с дневным пребыванием
детей и подростков имеют из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, детисироты,
дети, лишившиеся попечения родителей, детиинвалиды.
4. Зачисление детей в смену лагеря производится в соответствии с заявлениями родителей или
лиц, их заменяющих.
5. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом
осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники смены лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в
пределах, возложенных на них обязанностей.
7. В реализации программы включены методические ресурсы: литература методическая, ЦОРы,
педагоги начального и старшего звена и материальнотехническая база школы (спортивный
зал, стадион, спортивный городок, школьная библиотека, кабинет информатики, кабинет
музыки и актовый зал)
7. Основные формы реализации программы.
5 Летняя смена лагеря с дневным пребыванием детей «Мультландия» это педагогическая
система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и
физического саморазвития,
активности,
целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы «Мультландия» заложены разнообразные формы и методы,
расписанные в плане реализации программы.
возможности для воспитания трудолюбия,
8. Этапы реализации программы.
1. Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия смены лагеря с дневным
пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по
подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности смены летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей и подростков «Мультландия»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в смене лагеря с дневным пребыванием детей
составление необходимой документации для деятельности лагеря (плансетка, положение,
должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 23 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих
способностей;
запуск программы «Мультландия»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смен:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно творческих дел;
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего
оздоровительного лагеря в будущем.
6 9.Механизм реализации программы
9.1.Организационнопедагогическая деятельность
комплектование штата лагеря кадрами
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных
Управлением Образования г. Чебоксары
совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего
отдыха учащихся
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
9.2.Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является
сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие
мероприятия:
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн
организация пешеходных экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивномассовых мероприятий:
минутки здоровья;
костюмированный футбол;
Спортивные эстафеты;
спортчас «В гостях у Леопольда»;
Подвижные спортивные игры;
Участие во всех районных и городских мероприятиях.
9.3.Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных
способностей с детьми проводятся:
Огонёк «Будем знакомы!»
коммуникативные игры на знакомство «Туттифрутти», «Снежный ком»,
«Назовись».
Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казакиразбойники», «Да» и «Нет» не говори!» и другие подвижные
игры.
9.4.Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и охране жизни детей в летний период
7 Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения
детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей
при проведении спортивных мероприятий».
Беседы, проведённые медицинским работником: «Правильное питание», «Чистота рук –
залог здоровья»«Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»,
«Солнечный удар. Первая помощь при солнечном ударе»;
инспектора по делам несовершеннолетних.
Конкурс рисунков «Волшебные краски»,»Защитим природу».
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома»,
«Безопасность, а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила
поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Играбеседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением
Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» ,»Ребята давайте жить дружно».
9.5.Работа по развитию творческих способностей детей
Оформление отрядных уголков, стенных газет;
Ярмарка идей и предложений;
Конкурсы рисунков на асфальте: «Ты, я и огонь», «Ребята давайте жить дружно»;
Конкурс на лучший рассказ «Если б я был волшебником»;
«Алло! Мы ищем таланты!»;
«До свиданья, лагерь!» ;
« МультиПульти карнавал»;
«Минута славы»;
Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторины,
конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп», «В гостях у сказки» ,» конкурс
танцевального мастерства «В ритме танца «,Мисс дюймовочка»,»КВН по произведениям
А.С.Пушкина».Интеллектуально творческая игра «Кто ,если не мы» .Викторины «Дорожные
знаки», «Самый умный».
Экскурсии по городу, в музеи
Беседа «Символика Российской Федерации»;
Дискуссия «Природа моего края»;
Беседа «Поговорим о матушкеприроде»;
Беседа о нашем городе «Мы живём у широкой Волги»;
9.6.Работа по патриотическому развитию детей
9.7.Аналитическая деятельность по работе программы «Радужное творчество»
цветка в цвет своего настроения)
«Мультландия»;
Анализ городских и лагерных мероприятий;
Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
Анализ работы программы «Мультландия» в заключительный день работы ЛОЛ
Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток
8 10.Список литературы:
1. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
2. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство.
Новосибирск. 2006.
3. Серия: «Праздник в школе». Минск. «КрасикоПринт». 2007.
4. Газета «Педсовет» за 20002009 год.
5. Газета: «Последний звонок» за 20002009 год.
6. Научнопрактический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
7. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
9 Направление
деятельности
Оздоровительная
работа
Работа по сплочению
коллектива
смены лагеря с дневным пребыванием детей «Мультландия»
МБОУ «СОШ №36» г. Чебоксары
План работы
Первая неделя (с01.06.16г. по 04.06.16г.)
Содержание
Форма проведения
Ответственные
«Бодрое утро»
утренняя зарядка
Минута здоровья «Чистота рук залог
здоровья»
«Мой рост, мой вес»
Полоса припядствий
беседа
беседа
соревнования
Чернышев А.В.
медработник
медработник
Чернышев А.В.
Турнир на кубок «Матроскина»
соревновательная эстафета
Чернышев А.В.
«Снежный ком», «Назовись».
коммуникативные игры на
знакомство
воспитатели
Знакомство с жителями «Мультландии»
Открытие смены
«Зоопарк1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи»
«Верёвочка», «Карабас».
игры на сплочение коллектива
Игры на выявление лидеров
воспитатели
Сергеева А.А,
Вожатые отрядов.
воспитатели
«Урокибезопасности при пожаре»
играбеседа
«О
несовершеннолетних»
правонарушениях
среди
беседа
Профилактические
мероприятия и
«О вреде наркотиков,
алкоголя»
курения,
беседа
представители ПЧ
педагогорганизатор
инспектор ПДН,
Сергеева А.А.
мед. работник, мероприятия по
предупреждению
чрезвычайных
ситуаций и охране
жизни детей в летний
период
в
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при
прогулках и походах», «Правила при
поездках
автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении
спортивных мероприятий», «Правила
безопасного поведения на водных
объектах и оказания помощи
пострадавшим на воде»
Час творчества
Ярмарка идей и предложений
Инструктаж
Совет лагеря
оформление отрядных уголков,
стенных газет;
СергееваА.А,
воспитатели
составление плана отрядных
мероприятий на смену
воспитатели
Работа по развитию
творческих
способностей
детей
«Ребята давайте жить дружно!»
конкурс рисунков на асфальте
Сергеева А.А..
«Загадки, ребусы, кроссворды»
занятия по развитию творческого
мышления
воспитатели
«Сказочный лесполе чудес»,»Знатоки
природы»,»Самый умный».
Детская дискотека
викторина
«Волшебные краски»
конкурс рисунков
«КВН по произведениям А.С.Пушкина»
«Мой город»
конкурсная программа
экскурсия по городу
«Киностудия»
Просмотр фильма о ВОВ
воспитатели
Воспитатели,
Сергеева А.А.
Сергеева А.А.,
воспитатели
воспитатели
Сергеева А.А,
воспитатели
Сергеева А.А,
воспитатели
11
Работа по
патриотическо
му развитию
детей Изучение анкет родителей.
Цветовой опросник «Букет настроения»
Совещание сотрудников лагеря
при зам.дир. по ВР
Совет лагеря
Вторая неделя (с 06 .06.16г. по 11.06.16г.)
Содержание
Форма проведения
Ответственные
Аналитическая
деятельность по работе
программы
«Мультландия»
Направление
деятельности
Оздоровительная
работа
«Бодрое утро»
утренняя зарядка
здоровья «Правильное
Минутка
питание», «Закаливание»
«Спортивная карусель»
Костюмированный футбол
Работа по сплочению
коллектива
«Казакиразбойники», «Да» и «Нет» не
говори», «Зоопарк2»,»Кладоискатели»
Чернышев А.В.
медработник
беседа
Спортивная эстафета
Чернышев А.В.
Соревнования среди отрядов
лагеря
игры на сплочение коллектива
Чернышев А.В.
воспитатели
Профилактические
мероприятия и
мероприятия по
предупреждению
чрезвычайных
ситуаций и охране
жизни детей
Работа по развитию
творческих
«Пропаганда здорового образа жизни»
Берегись автомобиля
беседа
беседа
Медработник
Инспектор ГИБДД.
«Там чудеса….»
«Мульти –Пульти карнавал»»
Экскурсия в библиотеку
Сергеева А.А.
Сергеева А.А,
Вожатые отрядов.
12 способностей
детей
«Музыкальный калейдоскоп»
«Дорожные знаки»
Конкурсная игра
викторина
Воспитатели отрядов.
Воспитатели отрядов.
Воспитатели отрядов.
«Защитим природу»
«Ты, я и огонь»
«В стране чудес»
«В ритме танца!»
Конкурс рисунков на асфальте
Сергеева А.А.
Детская дискотека
Воспитатели и
отрядов.
вожатые
Конкурс танцевального мастерства Сергеева А.А.
Работа по
патриотическо
му развитию
детей
Работа по привитию
навыков
самоуправления
Аналитическая
деятельность по работе
программы
«Мультландия»
Направление
деятельности
«Поговорим о матушкеприроде»
Беседа
Экскурсия в музей Боевой Славы
Экскурсия
Дежурство по лагерю, по столовой
Подготовка к лагерным мероприятиям
Цветовой опросник «Букет настроения»,
Анализ
городских и лагерных
мероприятий
Совещание сотрудников лагеря
при зам.дир. по ВР
воспитатели
Сергеева А.А.
Воспитатели отрядов
воспитатели
Совет лагеря
Изучение анкет родителей.
Цветовой опросник «Букет настроения»
Совещание сотрудников лагеря
при зам.дир. по ВР
Совет лагеря
Третья неделя (с 13.06.16г. по 18.06.16г.)
Содержание
Форма проведения
Ответственные
Оздоровительная работа
«Бодрое утро»
утренняя зарядка
Чернышев А.В.
«Движение – это жизнь»
игры с мячом
Воспитатели отрядов
13 Работа по сплочению
коллектива
Профилактические
мероприятия и
мероприятия по
предупреждению
чрезвычайных ситуаций и
охране жизни детей в
летний период
Работа по развитию
творческих
способностей
детей
«В здоровом теле – здоровый дух!»
«Первая помощь при укусах
насекомых»
«У меня есть верный друг»
«О вреде наркотиков»
«Один дома», «Безопасность
в
городской квартире»,
«Правила
поведения с незнакомыми людьми»,
«Правила поведения и безопасности
человека
«Меры
доврачебной помощи»
воде»,
на
подвижные игры на свежем
воздухе
беседа
Воспитатели отрядов
Медработник
беседа
беседа
инструкции
основам
безопасности жизнедеятельности
по
Воспитатели отрядов
Инспектор ПДН.
Воспитатели,
Сергеева А.А.
«Минута славы»
Кто, если не мы»
«Я умею!»
«Танцуем до упада»
«Незнайка и К»
Конкурс
Воспитатели отрядов
Интеллектуальнотворческая
игра
конкурс рисунков на асфальте
детская дискотека
детская дискотека
Воспитатели отрядов
Воспитатели отрядов
Сергеева А.А.
Башарова А.А.,
Воспитатели отрядов
Работа по
«Мы живём у широкой реки»
патриотическому
развитию детей
«Природа Чувашии»
Дежурство по лагерю, по столовой
Беседа
Беседа
14
Воспитатели отрядов
Воспитатели отрядов
педагогорганизатор
воспитатели отрядов Работа по привитию
навыков самоуправления
Аналитическая
деятельность по работе
программы
«Мультландия»
Подготовка к лагерным мероприятиям
Воспитатели отрядов
опросник
Цветовой
настроения.
Анализ городских и лагерных
мероприятий
«Букет
Совещание сотрудников лагеря
при зам.дир. по ВР
Совет лагеря
Направление
деятельности
Оздоровительная
работа
Работа по сплочению
коллектива
Четвертая неделя (с 20 .06.16г. по 24.06.16г.)
Содержание
Форма проведения
Ответственные
«Бодрое утро»
утренняя зарядка
Чернышев А.В.
Минутка здоровья «Солнечный удар.
Первая помощь при солнечном ударе»
«Соревнования стрелков на приз Робина
Гуда»
«хахаха», «5 важных вещей»,»Узел
дружбы»,»Смешной рисунок».
беседа
Воспитатели отрядов
Соревнование среди отрядов
лагеря
игры на сплочение коллектива
Чернышев А.В.
Воспитатели отрядов
15 Профилактические
мероприятия и
мероприятия по
предупреждению
чрезвычайных
ситуаций и охране
жизни детей
Работа по развитию
творческих
способностей
детей
Работа по
патриотическо
му развитию
детей
Аналитическая
деятельность по работе
программы
«Мультландия»
«Правила поведения и безопасности
человека на воде», «Меры доврачебной
помощи»
Инструкции
безопасности жизнедеятельности
основам
по
Воспитатели отрядов,
Сергеева А.А.
«Алло! Мы ищем таланты!»
КТД
«Как я провёл смену»
«Загадки,ребусы,крассворды»
«До свидания ,Мультландия»
сочинение
Занятия по развитию творческого
мышления
КТД
Башарова А.А.,
Воспитатели отрядов
Воспитатели отрядов
Воспитатели отрядов.
Сергеева А.А.
«Я умею!»
Конкурс рисунков на асфальте
Воспитатели отрядов
Подготовка к лагерным мероприятиям
Посещение музеев
договорённости)
города
(по
Экскурсия
Воспитатели отрядов
воспитатели отрядов
Сергеева А.А.
опросник
Цветовой
настроения» Итог,
Анализ работы смены
«Букет
Педагогическое совещание
Совет лагеря
16 Организация игр
Основной вид досуга в летнем отдыхе — игра. Вожатым и воспитателям необходимо овладеть знаниями законов игры, методикой организации игры,
содержанием игр, умением конструировать их.
Организаторам детских игр важно помнить, что их главная задача — учить детей играть активно и самостоятельно. С помощью игры можно помочь
ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям, новому коллективу: преодолеть кризисное или депрессивное состояние. Ребёнок любого возраста
(дошкольник, младший школьник, подросток), включённый в игру, быстрее принимает решение, лучше логически мыслит, чаще проявляет инициативу и
самостоятельность.
Требования к взаимодействию взрослых и детей:
Ребёнок центр деятельности. Ребёнок должен быть в центре процесса игр
Право выбора каждому ребёнку.
Не контролируемость игры взрослыми, если она происходит без риска физического и морального ущерба.
Стимулирующая и развивающая игра, способствующая развитию самоуважения, уверенности, преодолению своих способностей.
Увеличение жизненного опыта. Игра предоставляет возможность исследовать, познавать, понимать окружающий мир.
Приложение 1
17 Уважение личности. Каждый ребёнок — индивидуальность и имеет право на уважение.
Взаимодействие. Игра — это общее участие педагогов, родителей, детей.
Забота и внимание. Должно уделяться всё время каждому ребёнку.
Равные возможности. Равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность особое внимание к тем, кто испытывает трудности.
Право на безопасную игру. В игровой среде каждый ребёнок должен чувствовать себя физически в безопасности.
Игра, доступная для всех. Каждый ребёнок имеет право на игру и всё игровое пространство.
Воспитатель и вожатый, организуя игровую деятельность детей, должны знать методические основы, так как игра занимает центральное место в их жизни,
где они чувствуют себя в безопасности, комфортно, ощущают психологический простор всюду.
Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы ему в игре было легко и
уютно. Организуя игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность.
Ни в коем случае в игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинство детей; игра должна
соответствовать возрасту и особенностям детей; используемые атрибуты для игр должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра
должна создавать благоприятный эмоциональный настрой даже для проигравших детей.
В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с её названия или пересказа содержания, так как это
снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или
игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации её участников и болельщиков.
Задача воспитателя в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и
болельщиков.
Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:
ясность и чёткость в изложении;
эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
объяснение нужно вести на максимальном показе. В этом участвуют в зависимости от игры или сам воспитатель, или дети.
Каждая игра требует определённого количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра.
Как пригласить в игру будущих участников?
Нежелательно обращаться к детской аудитории с вопросом: «Кто пойдёт играть?» или «Приглашаю на игру самого смелого молодого человека
(смелую девушку)». В первом случае может выйти больше детей, чем нужно, и придётся некоторых возвращать, что вызовет отрицательные эмоции. Во
втором случае большая вероятность того, что никто не выйдет. Недопустимо в игру тянуть участников за руку.
Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для её проведения, и тех, кто нужнее, т.е. мальчиков или девочек, юношей или
девушек.
Варианты приглашения в игру:
предложить детям жетоны разного цвета:
«Прошу подойти ко мне ребят (гостей, участников), у которых только красные (зелёные, синие) жетоны;
можно использовать карточки с цифровым обозначением: «Приглашаю в центр зала, аудитории ребят только счётными (нечётными) номерами; или у
кого числа 5,10,15 и т.д.;
для всех участников задаются несколько вопросов или загадок, которые достаточно сложные, чтобы исключить ответ хором; правильно ответивший
становится участником,
Например: игра «Путешествие по стране сказок». Педагог спрашивает: «Ребята, вы любите сказки? Поднимите, пожалуйста, руки, кто прочитал 10 сказок?
А кто 30? А кто 100?» Сначала поднимают руки почти все дети, а в конце остаются всего несколько ребят. Тогда и приглашаются участники, которые
18 подняли последними руки; в подростковой аудитории выбираются два капитана, педагог предлагает им пригласить по одной девушке, затем опять просьба
«удвойтесь!» и так до десяти. Таким образом, участники игры сами собирают команду из тех, на кого надеются и кому симпатизируют;
в выборе водящего в подвижных играх лучше всего использовать считалки. Счёт может проводить сам организатор или дети;
участников конкурсов можно выбрать так: педагог бросает детям мяч и оговаривает, кто его ловит: «Эти мячи ловят только мальчики (только девочки)
и они подходят ко мне» и т.д.
В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то вожатый должен повторить ответ ребёнка
независимо от того, правильный он или неправильный, например: игра «Герои сказок». Мальчики называют сказочных героев, а девочки — сказочных
героинь. Организатор должен вторить за каждым ребёнком имя названного им персонажа. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.
Важно регулировать темп игры, не допуск пауз, вести игру в хорошем настроении.
Продолжительность игры зависит от уровня интереса аудитории к игре; если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить
его другим.
При подведении итогов возможны следующие варианты:
—если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри это
закон. Конкурсы могут оценивать по балльной системе, у каждого члена жюри табличка с баллами, которые они выставят, затем подсчитывается средний
балл или жюри ставит коллективную оценку выступлений той или иной команде;
— другой формой оценки игры может быть жетонная система. Она удобна при учёте активности личного участия играющих, например: в викторинах,
конкурсах, концертах, олимпиадах и т.д., когда за правильный ответ участник игры получает жетон. По окончании игры победителем является участник,
набравший наибольшее количество жетонов. Эта система необходима, когда в играх принимают участие большое количество детей и работает
одновременно несколько игровых площадок.
Тогда организаторам необходимо заблаговременно оговорить, за сколько жетонов дети получают приз. При таких условиях активность играющих
очень высока. Они стремятся побывать и всех игровых площадках, чтобы получить как можно больше игровых жетонов; не менее значим ритуал
награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почётное место», а затем
награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде: вымпела,
значка, рисунка, игрушки и т.д.
Необходимо отметить ряд требований к организатору детских игр. В первую очередь это эстетика его внешнего вида; особые требования
предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности; доброжелательное отношение, внимание к каждому ребёнку и
коллективу детей; добросовестная подготовка и профессионализм. Всё это, бесспорно, влияет на отношение детей к воспитателю и на успех в его работе.
Законы игры:
Помните о законе всех игр: один за всех и все — за одного.
Ставьте интересы команды выше своих.
Начиная игру, предварительно обсудите весь её ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.
Не играйте на проезжих дорогах. Игру с мячом проводите подальше от окон, клумб и грядок.
Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
Эти законы забывать нельзя.
Советы организатору игры
Подготавливая место для игры, нужно проверить всё вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.
19 Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие, сговариваясь между собой, берут названия (птиц,
растений, животных, городов, рек и т.д.) и, разобравшись по парам, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Выбирать партнёра в пару
желательно своего роста и веса. Тогда разделившиеся команды будут примерно равными.
Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно «конаться». Для этого берут палку или верёвку, и один из тех, кто конается, захватывает
конец, другой борется рядом, третий следом за вторым и т.д. Чья рука захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.
Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камушек. Другой угадывает, в какой
он руке. Угадал — его правда.
Играя, полностью подчиняйся требованиям капитана; действуй в интересах команды, а не в своих личных.
Не мешай другим и не допускай никакой грубости. Старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, чётко, организованно.
Не горячись, проявляй больше выдумки и смекалки.
Играй смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Чтобы играть не надоело — предлагай и вноси в игры новые правила, знай различные варианты игр.
Возможные игры
«Догони». На противоположных концах площадки за чертой выстраиваются в шеренги две команды играющих. У каждого играющего за спиной висит
повязка, конец которой засунут за верхний край майки (или за резинку трусов). По команде руководителя одна из команд, соблюдая равнение на середину,
идёт вперёд. По сигналу руководителя он поворачивается и бежит за свою черту. Играющие другой команды гонятся за убегающими и стараются
выхватить у них повязки. Преследование продолжается до черты. Отнятые повязки подсчитывают и возвращают их владельцам. Игра повторяется. Когда
каждая команда побывает в роли убегающей и догоняющей равное число раз (по 34 раза), выявляется командапобедительница, захватившая больше
повязок.
«Бег за флажками». Поперёк площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1,5 метра друг от друга. В 2030 метрах от каждой из этих
линий, параллельно им, проводят две новые черты. Между линиями, проведёнными посередине площадки, кладут флажки по числу половины всех
играющих. Участники делятся на две команды и становятся в шеренги за коновыми чертами. По сигналу руководителя игроки обеих команд бегут к
флажкам, и каждый из них старается завладеть флажком (не переступая черты), прежде чем это сделает игрок другой команды. Выигрывает команда,
набравшая больше флажков.
«Ловцы». Игроки одной команды, взявшись по двое за руки, ловят игроков другой команды. Игрок считается пойманным, если «ловцы» его
окружили, соединив руки. Пойманные отводятся в «город» «ловцов» (квадрат, начерченный на земле). «Ловцы» стараются переловить игроков другой
команды возможно быстрее, так как через 23 минуты (по условию) руководитель даст сигнал, и команды поменяются своими ролями. Побеждает
команда, поймавшая больше игроков противника.
«Гонка мячей». Играющие становятся по кругу и рассчитываются на первый и второй. Первый номер одной команды и второй другой команды,
стоящие па противоположных сторонах круга, получают по волейбольному или баскетбольному мячу. По сигналу руководителя играющие начинают
перебрасывать мячи по кругу, вправо или влево (по условию). Играющие каждой команды перебрасывают мяч только между собой, не пропуская ни
одного своего игрока. Побеждает команда, догнавшая своим мячом мяч другой команды, не уронив при переброске мяч и не пропустив ни одного своего
игрока при передаче.
«Снайперы». Играющие делятся на 34 команды и становятся за чертой. На расстоянии 1015 шагов от этой черты, параллельно ей, кладут набок
гимнастическую скамейку, а на неё, также боком, вторую и третью. За этим прикрытием, против каждой команды, садится один из играющих, держа в руке
фанерную дощечку — мишень. По сигналу руководителя все дощечки одновременно поднимают над краем прикрытия и держат неподвижно 35 секунд.
20 Очередные игроки каждой команды бросают в мишень маленькие резиновые (или набивные) мячики. Дощечки то скрываются, то снова появляются (по
сигналу руководителя). Побеждает команда, сделавшая больше попаданий.
«Перечисли предметы»
Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и
задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 12 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а
лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного —
«Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
«Сочини предложение»
Цель игры. Развитие мышления и фантазии.
Процедура игры. Ведущий предлагает группе 2карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, по очереди
каждый ребёнок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, «снова по
кругу дети придумывают новые предложения.
Замечания к игре:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, (в следующий раз предложите им 3 слова для составления
предложений).
«Определения»
Цель игры. Развитие мыслительных ассоциативных связей.
Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся
между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними.
Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево),
«вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т.п.
«Кенгуру»
В игре участвуют две команды по 5 человек. У каждой из них по мячу. Зажав его коленями или щиколотками, ребята должны пропрыгать 1520 м,
стараясь добраться до стартафиниша как можно быстрее. Отталкиваться при прыжках надо обеими ногами, иначе мяч удержать трудно.
«Пронеси, не урони»
Играют две команды по б человек. Ребята встают парами. Первой паре вручается большой мяч. Зажав мяч между головами, они должны пронести его
10 м и вернуться к старту. Выигрывает та команда, участники которой быстрее закончат эстафету и наберут меньше штрафных очков.
«Бой со ЗмеемГорынычем»
Двум командам, изображающим дружины русских богатырей, вручают шлемы, мечи, щиты и детские лошадки или палки. На расстоянии 1520 м
стоят стулья, к которым привязаны по три надувных шара, разрисованных под ЗмеяГорыныча. По сигналу ведущего богатырь должен сесть на коня,
21 доскакать до змея, срубить ему одну голову и вернуться обратно. Затем в бой вступает второй богатырь и т.д. Кому быстрее удастся победить Змея
Горыныча, тот получает приз.
Конкурсы
Устройте выставку «Природа и фантазия».
Ребята составят сказочные композиции, придумают названия. В городских лагерях широкое распространение получили конкурсы рисунков на асфальте
Кроме предложенных выше конкурсов и игр можно предложить детям следующие состязания:
Конкурсаттракцион (съесть яблоко, подвешенное на нитке, не прикасаясь к яблоку руками. С завязанными глазами дорисовать рисунок и т.п.).
Конкурс «Царевна Несмеяна» (рассмешить Несмеяну, не прикасаясь к ней руками).
Конкурсвыставка (поделок из лесного материала, икебаны, рисунков и т.п.).
Конкурс «Занимательное стихосложение» (омонимы, шарады, бесконечные стихотворения).
Конкурс «Снимается кино» (конкурс гримёров, художников по костюмам, озвучка).
Конкурс поделок из бумаги (оригами).
Конкурс детских театров.
Конкурс на лучшую частушку.
Конкурс парикмахеров.
Конкурс юных леди и джентльменов.
Конкурс на лучший рекламный плакат.
Конкурс инсценированной сказки.
«Смешной рисунок»
На стену прикрепляется лист бумаги. Играющие выстраиваются в одну линию. Воспитатель завязывает первому игроку глаза, подводит
его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывает недостающие детали. Можно провести игру в виде соревнования между
двумя командами.
Анкета для воспитанников летних оздоровительных лагерей
с дневным пребыванием детей
22
Приложение 2 1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или чтото
ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Хотел бы в лагере трудиться или хочешь только отдыхать?
7. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
8. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
9. Что ты рассказываешь дома о лагере?
10. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
11. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
12. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
13. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
14. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии)?
Каждый день ребёнок в графике (на каждом отряде разрабатывается индивидуально) отмечает цвет, соответствующий его настроению в этот день. График
может быть сделан в виде матрицы. В такой матрице ре6ёнок каждый день закрашивает напротив своей фамилии квадратик цветом, соответствующим его
настроению. Цветограмму можно сделать и в виде экрана, на котором расположены семь больших разноцветных прямоугольников. Каждый день ребёнок
размещает бирку со своим именем на тот квадрат, который соответствует его настроению.
Цветовая гамма, соответствующая настроению:
Методика исследования настроения
Красный ВОСТОРЖЕННОЕ (7 баллов)
Оранжевый — РАДОСТНОЕ (6 баллов)
Жёлтый СВЕТЛОЕ, ПРИЯТНОЕ (5 баллов)
Зелёный — СПОКОЙНОЕ, РОВНОЕ (4 балла)
Синий ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ (3 балла)
Фиолетовый ТРЕВОЖНОЕ, ТОСКЛИВОЕ (2 балла)
Чёрный ПОЛНЫЙ УПАДОК, УНЫНИЕ (1 балл)
Каждому цвету соответствует определённое количество баллов (от 1 до 7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на
количество детей в отряде. Таким образом, выявляется общее настроение отряда.
Таким же способом можно увидеть преобладающее настроение в отряде, эмоциональное состояние каждого ребёнка в отряде, эмоциональные спады
и подъёмы в коллективе.
23 Приложение3
ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫХ НАЗВАНИЙ И ДЕВИЗОВ ОТРЯДОВ
Для младших школьников:
«Лунтики» «Ходим ночью, ходим днем. Никогда не устаем».
«Пингвины из Мадагаскара»«Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас».
«ВинниПух» «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, ВинниПух на первом месте».
«Лесная братва» Мы Лесная братва маршируем раздва, победим любого — раз и готово!
«Кот Леопольд»Хвост за хвост, глаз за глаз.Вот такой девиз у нас.
«Каникулы в Простоквашино» Ловкие, умелые,весёлые и смелые,мы должны всегда дружить, чтобы радостнее жить.
«Корпорация Монстров» мир защищает, вас оберегает!
«Дикийдикий запад»У нас ковбои сильные, индейцы просто класс, Разбойницы красивые, а вместе мы атас!!!!
«Незнайки»Хотим всё знать.
Для средних:
«Дельфин» «Дельфин всегда плывет вперед и никогда не устает».
«Дружный» — «Не ныть, не плакать по углам, беду и радость — пополам».
«Витамин» «Витамин это сила, это бодрость, это жизнь».
«Неугомон» «Скуку, лень из сердца вон – наш отряд Неугомон».
«Робинзон» — «Не нужны нам няни. Мы — островитяне».
«Прометей» — «Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометеи».
«Чудесник» «Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса».
«НЛО» «По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять».
Для старших:
«ФИФ» — «Ф физкультурные, И — инициативные, Ф — фантазеры. Это правда, а не миф — никого нет лучше ФИФ».
«Бархан» — «Движение —это мы».
«Единство» — «Когда мы едины — мы непобедимы».
«РМИД» «Республика мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на Земле».
«Бэмс» «Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные»
24 «Витаминка и её друзья»
Театрализованная игровая программа.
Приложение 4
Оборудование: письмо от Королевы Здоровья, карта Королевства Здоровья, 10 интеллектуальных вопросов
по теме «Как быть здоровым?», надписи с названиями станций, жетоны, 2 мяча, 2 стакана, 2 ложки, 2 бутылки
с водой, бумага, ручки.
Ход мероприятия
Витаминка приносит письмо от Королевы Здоровья и читает его вслух: «Дорогие ребята! В моем королевстве
случилась беда: на нас напали Болячка и ее слуги Заразки. Они выгнали Здоровье, а меня заточили в башню.
Теперь все жители королевства в опасности. Помогите».
Витаминка. Ребята, вы согласны ради спасения королевства и его жителей отправиться со мной в
путешествие?
Дети. Да!
Витаминка. Но знайте, что путь будет сложен и тернист. Различные козни расставила нам Болячка и ее слуги
Заразки, и только самый смелый, ловкий, изобретательный и сильный сможет победить их. Все ли готовы? Так чего же мы ждем? В путь, друзья! А вот и карта
Королевства Здоровья. Посмотрите, во что превратилось некогда цветущее Королевство, когда из него ушло здоровье. Ребята видят на карте названия:
«Нечистые пруды», «Ущелье Микробов», «Пустыня Лени», «Колодец с Эликсиром Молодости» и «Башня», в которую заточена Королева Здоровья. Все это
названия станций, на которых придется побывать ребятам. Выполнив специальные задания, они смогут добраться до башни и освободить королеву.
Станция «Нечистые пруды». Ребята предлагают задания на знание правил гигиены. Необходимо закончить стихотворение, придумать четверостишия с
заданными словами, отгадать загадки и т.п.
Стихизагадки
Гладкое, душистое
Моет чисто.
Нужно, что у каждого
Было … Что, ребята? (Мыло)
Целых двадцать пять зубов
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
25 Лягут волосы рядком. (Расческа)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез.
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Станция «Ущелье Микробов». Чтобы победить микробов, надо противопоставить им чистоту. Дети рисуют эмблему чистоты.
Станция «Пустыня Лени». Лень побеждается трудом и спортом. Задание: челночный бег или любая другая эстафета.
Станция «Колодец Эликсир Молодости». Колодец с целебной водой иссушила Болячка. Нужно заново наполнить его. При помощи ложки необходимо
перенести воду из бутылки в стакан, стоящий на расстоянии нескольких метров от бутылки.
Станция «Стена Простуды». Стена состоит из 10 «заразок». Чтобы от них избавиться, необходимо правильно ответить на 10 вопросов:
1.Что необходимо делать перед приемом пищи?
2. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
3. Назовите самое распространенное простудное заболевание.
4. Название какого заживляющего целебного раствора состоит из трех букв?
5. По какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь?
6. Названия каких витаминов вы знаете?
7. Почему нельзя пользоваться чужой расческой?
8. Каков самый распространенный способ закаливания?
9. Для чего необходимо соблюдать режим дня?
10. Какие жевательные резинки защищают от кариеса?
После того как ребята с помощью Витаминки успешно преодолеют все препятствия, к ним выходит Королева Здоровья, благодарит за спасение, за
продемонстрированные знания о гигиене, здоровье, спорте; говорит о важности сохранения здоровья, предлагает всем заполнить Книгу Здоровья,
изобразив в любой необычной форме собственное здоровье.
Королева. Я хотела бы иметь таких сильных и бесстрашных защитников, как вы, Хотите ли вы стать моими хранителями?
Дети. Да!
Королева. Тогда произнесите клятву (поднимает руку). Поклянитесь, что будете беречь меня до конца жизни, что бы с вами ни произошло...
Дети. Клянемся!
Королева. Что будете прославлять имя мое и помогать другим людям обрести здоровье!
Дети. Клянемся!
26 Королева. Что всегда и везде будете делать все возможное во благо своему здоровью!
Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
ВЕСЕЛЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК
Приложение 5
Цели и задачи: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и
знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки.
Участники игры: две команды младших отрядов.
Игровая программа по правилам дорожного движения
План игры
1. Викторина «Зеленый огонек».
2. Игра «Три огонька светофора».
3. Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый».
4. Игра «Разрешаетсязапрещается».
5. Игра «Подбери знаки».
6. Игра «Нарисуй знаки».
7. Игра «Собери знаки».
8. Игра «Собери картинки».
9. Ролевые игры.
10. Веселые эстафеты.
Ход игры
I. Вступительное слово.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения и дорожных знаках, поиграем в игры.
Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правилами дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице и ему вздумается
не соблюдать правила. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное
соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.
Все вы хорошо знаете, что дорожные знаки очень важны и нужны. Без них было бы просто невозможно передвигаться.
II. Игровые задания.
Ведущий. Итак, мы начинаем игру. Для участия в ней приглашаются две команды.
1. Викторина «Зеленый огонек».
Вопросы:
Как называется дорожка для пешеходов?
Как нужно идти по тротуару?
27 Что означает красный, желтый, зеленый сигнал светофора?
Где можно переходить улицу?
Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Где на проезжей части можно переждать поток машин?
Можно ли играть на мостовой?
Где можно кататься на велосипеде?
Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд па велосипеде.
2. Игра «Три огонька светофора».
Командам раздаются самодельные светофорики.
Ведущий. А вы знаете, как выполнять команды светофора?
Дети: Знаем! Знаем!
Ведущий. Сейчас я проверю, как вы знаете. Я буду читать вам стихи из «Азбуки безопасности» Олега Бедарева, а вы на своих светофориках зажигайте
нужный свет.
Внимание! Я начинаю:
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите, правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники показывают красный свет.)
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет предупреждение!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
(Участники показывают желтый свет.)
Правильно! Желтый свет предупреждение!
Жди сигнала для движенья.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники показывают зеленый свет.)
Правильно! Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
В заключение игры ведущий разучивает со зрителями стихи о сигналах светофора:
Красный свет нам говорит:
28 Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет — предупреждение!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу.
Переходить ребята могут.
3. Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый».
(Если ведущий показывает красный кружочек, дети хлопают в ладоши, желтый кружочек не двигаются, зеленый кружочек — топают ногами.
4. Игра «Разрешаетсязапрещается».
Играть на мостовой ... (запрещается!)
Переход улицы при зеленом свете светофора ... (разрешается!)
Перебегать улицу пред близко идущим транспортом ... (запрещается!)
Идти толпой по тротуару ... (разрешается!)
Переход улицы по подземному переходу ... (разрешается!)
Идти по шоссе по обочине справа ... (запрещается!)
Переходить улицу при красном свете светофора ... (запрещается!)
Переходить улицу при желтом свете светофора... (запрещается!)
Помогать старикам и старушкам переходить улицу ... (разрешается!)
Велосипедистам цепляться за проезжающие машины ... (запрещается!)
Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди ... (запрещается!)
Идти по тротуару слева ... (запрещается!)
Выбегать на проезжую часть ... (запрещается!)
Кататься на велосипеде, не держась за руль ... (запрещается!)
Переждать поток машин на «островке безопасности»... (разрешается!)
Ведущий. А это не правила движения, но зато правила уважительного отношения между пешеходами, пассажирами и водителями.
Дергать девочек за косички ... (запрещается!)
Болтать и громко смеяться в транспорте ... (запрещается!)
Уважать правила движения ... (разрешается!)
5. Игра «Подбери знаки».
Каждая команда получает одинаковое количество карточек, перемешанных между собой. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет к
знакам их название. Например, к знаку, на котором изображен красный круг с белой полосой — «Въезд запрещен», к белому треугольнику с красной
каймой и силуэтами бегущих детей «Дети».
Подобранные «пары» скрепляются канцелярскими скрепками так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой текст.
6. Игра «Нарисуй знаки».
Играющим предлагается за определенное время нарисовать фломастерами знаки дорожного движения.
Выигрывает та команда, которая правильно нарисует за указанное время большее количество знаков.
Можно предложить ребятам нарисовать за определенное время знаки из одной, а еще лучше из двух групп (например, предупреждающие и запрещающие
или предписывающие и информационноуказательные.)
7. Игра «Собери знаки».
От команд приглашаются по 3 человека, которые собирают разрезанный на части дорожный знак.
29 8. Игра «Собери картинки».
Ребята собирают разрезанные на части картинки и определяют, какие правила дорожного движения были нарушены сказочными героями.
9. Игра «Дорожные задачи».
Задача 1.
На рисунке нерегулируемый перекресток: без светофора, без инспектора ГИБДД. На одном тротуаре стоит мальчик. На другом киоск «Мороженое». На
проезжей части улицы справа и слева автобус и грузовик. Помогите мальчику безопасно перейти улицу, чтобы купить мороженое.
3адача 2.
Посмотрите на рисунок и скажите, как должны переходить дорогу девочка и мальчик, чтобы встретиться у газетного киоска.
Ответ: мальчик спокойно переходит улицу для него горит зеленый сигнал светофора. Девочка останавливается на краю тротуара, так как для нее горит
красный свет, и будет ждать, пока появится зеленый сигнал.
10. Веселые эстафеты.
1)Игра на внимание: дети становятся в круг, выбираются два ведущих, детям раздаются кружки красного, зеленого и желтого цветов. По команде дети
должны найти своих ведущих.
2) Собрать по команде знаки предупреждающие, запрещающие.
3) Эстафета водителей машин.
III. Подведение итогов.
30
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Программа детского пришкольного лагеря "Мультландия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.