Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
23.04.2017
Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"
Право принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Право – это совокупность общеобразовательных правил поведения. Они устанавливаются или санкционируются государством: - защищаются от нарушения государством; - должны выражать интересы большинства населения, независимо от политических, экономических и других взглядов; - они обязательны для всех. Они являются источниками информации, формируя представление о мире и воздействуя на жизненные идеалы и ценности. Современное общество должно представлять собой образовательно-культурную среду для развития успешной личности, осознающей пути и условия конструктивной самореализации. Направленность Программы: интеллектуально - познавательная Программа «Правовая безопасность» направлена на формирование навыков правовых знаний и приобретение обучающимися первичного профессионального опыта.
программа доп. образ..doc
Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская  средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области                                                           Утверждена на заседании                                                       методического  Совета                                                                        Протокол №    «___»_____2012 г. Директор школы: _______ Л.А. Пониткова Образовательная Программа дополнительного образования детей  «Правовая безопасность» (Программа рассчитана на 2 года  для обучающихся от 14 до 17 лет) Составила: социальный педагог Антипова Т.Н. п. Первомайский 2012 г. Краткая информационная справка Сведения об авторе: Антипова Татьяна Никифоровна – социальный педагог,  квалификационная категория – высшая. Информация о программе: Программа «Правовая безопасность» реализуется с ноября 2012 года. Тип программы – модифицированная Направление деятельности – интеллектуально ­ познавательная Уровень освоения – долгосрочный Возрастной диапазон – 14 – 17 лет Экспертиза и утверждение программы проведены методическим советом  МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»   ноябрь   2012 года Контактный телефон: 8(47548)  рабочий:  2 – 16 – 04                                                   (домашний) 2­ 34 ­ 48 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА к образовательной Программе дополнительного образования детей   «Правовая безопасность» (далее Программа) Право принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Право – это совокупность общеобразовательных правил поведения. Они устанавливаются или санкционируются государством: защищаются от нарушения государством; ­ ­ должны   выражать   интересы   большинства   населения,   независимо   от политических, экономических и других взглядов; ­ они обязательны для всех. Они   являются   источниками   информации,   формируя   представление   о мире и воздействуя на жизненные идеалы и ценности. Современное   общество   должно   представлять   собой   образовательно­ культурную   среду   для   развития   успешной   личности,   осознающей   пути   и условия конструктивной самореализации. Направленность Программы: интеллектуально ­ познавательная Программа   «Правовая   безопасность»   направлена   на   формирование навыков   правовых   знаний   и   приобретение   обучающимися   первичного профессионального опыта. В   Программе   дается   краткая   характеристика   отраслей   права, существующих в российской правовой системе. Также изучаются признаки и виды правонарушений, за совершение которых лицо может быть привлечено к юридической ответственности. Данная   Программа   в   системе   дополнительного   образования способствует   формированию   правовой   культуры   обучающихся,   развивает познавательную активность. Направленность Программы – интеллектуально – познавательная, так как она направлена   развитие практических навыков и умений в работе над законами,   докладами,   рефератами,   письмами,   заявлениями,     в   общении   с окружающими людьми в области формирования основ правовой культуры. Актуальность данной Программы  связана   с решением таких задач образовательного учреждения, как социально­творческое развитие личности, социализация и личностное становление подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества. Сегодня назрела необходимость защитить себя, приобщить молодежь к миру   демократическому,   свободному,   воспитывать   патриота,   гражданина правового,  светского государства, уважающего законы. Программа позволит включить учащихся  в активный процесс правового воспитания, поможет им определиться в мире профессий, познать красоту окружающего мира. Введение   данной   программы   педагогически   целесообразно,   так   как определенный   круг   учащихся   в   образовательном   учреждении   стремится развить   в   себе   интерес   к   правовой   деятельности,   реализовать   себя   в интересном и полезном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, выявить   уровень   своих   способностей,   попробовать   себя     в   роли   юриста, адвоката. Цель Программы ­ формирование у учащихся стойкого читательского интереса   к   развитию   творческих   способностей   и   практических   навыков, способствовать   подготовке   компетентных   личностей,   которые   в   состоянии самостоятельно найти нужную норму права,  разобраться в ней,   составить проект нормы, оценить его. При нарушении прав они должны уметь защитить себя и свою семью, другого человека, интересы общества, государства. Задачи Программы: Обучающие:  ­ освоить знания по правовой грамоте и элементарным основам работы с первоисточниками и другими нормативными актами; ­ обучать   и   подготовить   личность   к   осмысленной   жизни   и деятельности   в   демократическом   правовом   государстве, гражданском обществе и правовой социализации личности. Развивающие: ­ развитие аналитического мышления; ­ формирование сознательной личности на основе традиций, ценностей и идеалов в Российской Федерации; ­ формирование законопослушного гражданина; ­ накопление опыта правового поведения личности; ­ развитие правовой безопасности, правовой культуры; ­ профилактика противоправного поведения обучающихся. Воспитательные: ­ ­ воспитание   способности   делать   свой   жизненный   выбор   и   нести ответственности за него, отстаивать свои интересы, интересы семьи, общества, государства; воспитание   нравственного   человека   способного   к   принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; ­ формирование профессионального самоопределения и самооценки.             Данная Программа является модифицированной. Основное   отличие   данной   Программы  от   других   Программ дополнительного образования в том, что она активизирует интерес молодых людей к праву как отрасли с раннего возраста. Формы и режим проведения занятий Формы занятий: ­ занятия; ­ лекция; ­ семинар; ­ познавательная  игра; ­ викторина; ­ устный журнал; ­ беседа; ­ тестирование; ­урок – игра. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью не более 40 – 45 минут. Характеристика обучающихся по Программе В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 14 до 17 лет. Срок реализации Программы 2 года. Первый этап Программы На первый год обучения принимаются дети 14 – 15 лет. Дети   знакомятся   с   литературой,   со   структурой   книги   или   первоисточника,   с   документами,   Конституцией   РФ   и   другими   федеральными работают   законами. У детей вырабатывается наблюдательность, развивается трудолюбие, воспитывается интерес к книге. Второй этап Программы Второй   год   обучения   построен   на   практических   занятиях.   Эти   занятия предполагают постепенное расширение и углубление знаний, накопление опыта правового поведения личности, развитие правовой безопасности. Реализация Программы «Правовая безопасность» В процессе реализации Программы используются следующие формы: ­ дни правовых знаний (беседы, лекции, встречи, устные журналы, дискуссии); ­ кинолекторий; ­ ролевые игры; ­ конкурсы рефератов: «Моя законотворческая инициатива»; ­ олимпиады; ­ анкетирование; ­ круглый стол – дискуссия «На страже закона и законности»; ­ конференции «Наши права, обязанности и гарантии»; ­ месячник правовых знаний; ­ оформление уголков правовых знаний; Способы организации учебной деятельности: ­ индивидуальный; ­ коллективный (конкурсы, практические работы); ­ фронтальный; ­групповой; ­ работа в парах.       По окончании Программы учащиеся должны:       иметь представление: ­ о роли права в жизни современного человека; ­ о юридической силе различных источников права и механизме их действия; ­ о содержании основных прав и свобод человека ­   об   органах,   осуществляющих   государственную   власть   в   Российской Федерации.  знать: ­  основные положения Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г.; Конвенции о правах ребенка ,  Конституции Российской Федерации; ­ права и свободы  человека и гражданина в Российской Федерации; ­  механизмы  защиты прав и свобод человека в Российской Федерации; ­  правила действия нормативно правовых актов; ­  виды прав человека. уметь:  ­   применять   полученные   знания   при   работе   с   конкретно   нормативно­ правовыми актами; ­   анализировать   различные   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   их соответствия нормам права, распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности; ­   определять   вид   и   механизм   защиты   конкретного   права   человека   и гражданина. приобрести навыки: ­   практическая   работа   (самостоятельно   работать   с   Конституцией   РФ, федеральными законами РФ, другими нормативными актами) В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля: ­ входной; ­ текущий ­  итоговый Формы подведения итогов  и реализации Программы дополнительного    образования: 1. Зачетное занятие. 2. Участие в школьных и районных мероприятиях. 3. Защита рефератов. ­ круглый стол; ­ выступление по гражданско­правовой тематике на родительских собраниях; ­ конференции; ­  защита рефератов; ­ зачетная работа. Способы   проверки   знаний  –   собеседование,   выпуск   правовой   газеты   «На чистую воду», творческие работы. 1 год обучения                     «Правовая безопасность» Цель:   овладение   практическими   навыками   элементарных   основ   работы   с первоисточником. Задачи: Обучающие: ­ формирование основных понятий по курсу; ­ изучение  приемов и способов работы с книгой; ­ освоить знания по правовой грамоте. Развивающие: ­ развитие аналитического мышления; ­ развитие навыков самостоятельной работы; ­ развитие правовой безопасности и правовой культуры. Воспитательные: ­ воспитание интереса  к книге;  ­ воспитание нравственного человека, патриота и гражданина. Предполагаемые результаты 1 года обучения знать: ­ что собой представляет право как отрасль; ­ историю образования  юридической науки; ­ виды справочной литературы; ­ правила коллективной и самостоятельной деятельности. уметь: ­ систематизировать полученные знания; ­ находить нужный источник информации; ­ объединять в единое целое полученную информацию; ­проявлять оригинальность мышления; ­анализировать творческую деятельность свою и своих товарищей. приобрести навыки: ­ работы с первоисточником; ­ работы со справочной  литературой; ­ работы с юридическими документами. Результатом   обучения   по   Программе   будет   являться   наличие   у обучающихся     как   теоретических,   так   и   различных   практических   знаний, умений и навыков в правовой деятельности. Преподавание материала курса вести   в   форме,   доступной   пониманию   обучающихся.   Основная   задача   – показать   учащимся,   какие   вопросы   общественной   жизни   урегулированы правом, дать им базовые знания по основам права. Учебно – тематический план                                    1 год обучения № п/п   Наименование разделов Темы занятий 1.1. Вводное занятие. Количество часов 1 1. Раздел I Введение 1.2. Начальная  диагностика 2.1.Современные  подходы к пониманию  права 1 2            Из них теория практика 1 1 2 ­ ­ ­ 2. Раздел II Основы теории  права 3. Раздел III Основы конституционного права  4 Раздел IV  Федеративное  устройство гл.3  Конст.РФ 2.2.Взаимосвязь  естественного и  позитивного права 2.3. Государство: правовое государство,  светское ,  демократическое  государство.  2.4. Право: понятие,  нормы, система и  источники. 2.5. Правовые отношения, правомерное поведение,  правонарушения,   юридическая   ответственность 3.1. Конвенция о правах  ребенка 3.2.  Конституция  Российской Федерации –  основной закон  государства (основные  положении) 3.3. Основы  конституционного строя Принципы  конституционного строя 3.4. Формы  государственного  устройства  3.5.Признаки правового  государства 3.6. Основы правового  статуса человека и  гражданина в РФ 3.7. Права и обязанности,  граждан, закрепленные в  Конституции РФ 3.8. Гарантии гражданина закрепленные в  Конституции РФ 4.1. Формы  государственного  устройства 5.1. Президент РФ.  Порядок   Президента(глава 4.Конституции РФ)   избрания 4 4 5 8 2 2 2 1 1 12 6 2 2 2 2 2 3 4 1 2 2 1 1 6 4 2 1 2 2 2 2 4 1 ­ ­ ­ 6 2 1 ­ РазделV 5.2.Этапы  подготовки и  проведение выборов  5 власти в РФ  Система органов  государственной  Президента РФ 5.3. Церемония вступления   в   должность Президента РФ   и начало исполнения им возложенных   на   него обязанностей 5.4.Компетенция Президента РФ 5.5. Федеральное  Собрание Компетенция  Федерального Собрания  РФ. 5.6.Правительство   РФ. Компетенция Правительства Правовые Правительства РФ 5.7. Воплощение функций государства 5.8. Судебная власть в РФ 5.9. Конституционный  Суд РФ, его компетенция 5.10.Верховный   Суд,   его структура и компетенция. 5.11. Арбитражный Прокуратура осуществление надзора Подготовка   рефератов   и их   защита.   Контрольное занятие                                                    Итого:  Диагностический этап Высший Суд, РФ,       РФ. акты           1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 3 2 1 1 1 1 1 2 72 50 22 Содержание программы дополнительного образования 1 год обучения РазделI .  Вводное занятие – 1 час. Теория – 1 час Определение предмета правовая безопасность. Содержание, задачи и значение курса для учащихся. Связь с другими общими гуманитарными и социально­            экономическими, общепрофессиональными дисциплинами. Тематика, распределение времени и  порядок изучения курса. Начальная диагностика – 1час РАЗДЕЛ II . Основы теории права.  ­ 23 часов. Тема 2.1. Современные подходы к пониманию  права. В   современном     правоведении   существуют   различные   подходы     к пониманию права. Главный вопрос о соотношении права и закона.  Тема 2.2. Взаимосвязь естественного и позитивного права.  Тема 2.3. Государство. Общество   и   государство.   Теории   происхождения   государства (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия и др.). Понятие и признаки государства. Гражданское   общество:   понятие   и   признаки.   Взаимосвязь   с государством. Внутренние и внешние функции государства. Понятие   формы   государства   и   ее   основные   элементы.   Формы   Форма   государственного   устройства. правления. (политический) режим.   Государственный Тема 2.4. Право: понятие, нормы, система, источники. Правоотношения.   Правонарушения   и   юридическая   ответственность. Понятие и права и его отличия от правил поведения первобытного общества. Теория   происхождения   права   (теория   естественного   права,   историческая школа   права,   теологическая).   Социальное   назначение   права.   Взаимосвязь права   и   государства.   Право   в   системе   социальных   норм   действующих   в обществе.  Понятие   о   системе   социальных   норм   (мораль,   обычаи,   номы общественных организаций и др.).  Отличие норм права от норм морали, их взаимодействие. Правосознание и   правовая   культура,   их   роль   в   жизни   общества   и   государства.   Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно­правовых актов. Виды правовых норм. Виды нормативно­правовых актов. Закон и подзаконные акты: понятие, признаки, виды.  Понятие   правового   обычая   и   судебного   прецедента,   их   роль   в регулировании общественных отношений в современный период. Тема 2.5. Правовые отношения. Правомерное поведение и  правонарушение юридической ответственности. Понятие   правоотношения   и   его   структура.   Объекты,   субъекты, содержание   правоотношений.   Правоспособность   и   дееспособность, деликтоспособность   субъектов   права.   Юридические   факты   как   основания возникновения и прекращения правоотношений, их виды. Правомерное   и   противоправное   поведение.   Понятие   и   значение правомерного поведения. Понятие ее признаки правонарушения. Виды правонарушений: проступок и преступление. Понятие   юридической   ответственности.   Виды   юридической ответственности:   дисциплинарная,   административная,   гражданско­правовая, материальная, уголовная. Правопорядок   и   общественный   порядок:   понятие,   признаки, соотношение. Значение законности и правопорядка в жизни современного общества. Примерный перечень рекомендуемых практических занятий. 1. Государство и его признаки. 2. Понятие права. Нормы, система и источники права. 3. Понятие правоотношения. Основания и прекращения правонарушений. 4. Правонарушение и их виды. Юридическая ответственность и ее виды. РАЗДЕЛ  III. Основы конституционного права – 29 чаc. Тема 3.1.­ 2.2. Конвенция о правах ребенка. Принятая резолюцией  44/ 25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г. Государства   –   участники     Конвенции   о   правах   ребенка.   Принципы, провозглашенными в Конвенции.  Меры, принимаемые  для обеспечения прав детей.   Конституция   Российской   Федерации  –   основной   закон   государства. Права   ребенка   на   образование,   доступность   информации   и   материалов   в области  образования профессиональной деятельности. Образование должно быть направлено на :  ­ развитие личности; ­ развитие талантов; ­ воспитание уважения к правам и основным свободам; ­ воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной  самобытности, языку и ценностям; ­ подготовка     ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе мира, терпимости, равноправия. Тема   3.2.   Конституция   Российской   Федерации   –   ядро   правовой системы Российской Федерации. Понятие,   сущность,   функции   конституции.   Форма   и   структура   Юридические   свойства   Классификация   конституций. конституции. конституции. Понятие   основ   конституционного   строя.   Конституция   Российской Федерации   ­     основа   всего   законодательства   страны,   наделена   высшей юридической силой. Законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями. Конституция – признак государственности. Различают юридическую и фактическую   конституции.   По   форме   конституции   делятся     на кодифицированные,   некодифицированные   и   смешанного   типа.   По   срокам действия   конституции   делятся   на:     постоянные   и   временные.   Положения Конституции Российской Федерации имеют прямое действие. Тема 3.3. Основы конституционного строя. Принципы конституционного строя РФ. Принципы   основ   организации   государственной   власти.   Принципы взаимоотношений государства и человека. Принципы основ организации жизни гражданского общества. Формирование   всей   системы   государственной   власти   на   принципе разделения властей. Тема 3.4. Формы государственного устройства. Формы государства. Политический режим. Форма правления. Тема 3.5. Признаки  правового государства. Господство права, верховенство закона. Независимый суд. Соблюдение и охрана прав и свобод человека. поднятие уровня политической и правовой культуры в обществе, создание условий для реализации прав и свобод человека и гражданина Тема   3.6.   Основы   правового   статуса   человека   и   гражданина   в Российской Федерации. Государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство, их отношение и взаимодействие. Понятие   правового   статуса   личности.   Виды   прав   человека,   основы правового статуса человека и гражданина. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. Определять вид защиты конкретного права ребенка, подростка, гражданина. Глава 2 Конституции Российской Федерации конкретизирует положение человека,   права   и   свободы.   Закрепляет   за   человеком   права   и   свободы признанные международным правом. Ознакомление:   «Конвенция     о   правах   ребенка»;   «Всеобщая   декларация прав человека», принятая 10.12.1948 г.; «Закон об образовании Российской Федерации». Граждане в Российской Федерации равны перед законом и судом. Конституция   провозглашает   также   права:   право   на   жизнь,   право   на свободу и личную неприкосновенность, защита своей чести и доброго имени. Конституция устанавливает  тайну переписи; право  на жилище, право свободно передвигаться. Политические права и свободы. (ч.1 ст 32, ч 2.ст32, ч.4 ст32, 4.5 ст.32, ст33, ст,31, ст.30) Право граждан на обращение.  Гарантирует:   свобода   мысли   и   слова;   свобода   творчества;   защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Человеку разрешено все, что ему не запрещено. Тема   3.7.­   3.8.   Права,   обязанности   и   гарантии     граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации определяет обязанности граждан. 1. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. 2. Защита   Отечества   –   долг   и   обязанность   гражданина   Российской Федерации (ст.59). 3. Каждый обязан платить налоги и сборы. 4. Обязанность родителей или лиц,  их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. 5. Обязанность заботиться о детях и нетрудноспособных родителях. 6. Сохранять   природу   и   окружающую   среду,   бережно   относиться   к природным богатствам. Защита   и   покровительство   своих   прав   за   пределами   Российской Федерации. Гражданство   Российской   Федерации   (двойное)   в   соответствии     с федеральным договором Российской Федерации. Раздел IV. Тема 4.1. Федеративное устройство России – 2 часа Принципы: государственная целостность; ­ единство системы госуд. власти; ­ разграничение предметов ведения иполномочий между органами гос. власти; ­ равноправие субъектов РФ. Признаки: суверенитет на всей территории и верховенство закона; ­ федеральные Конституции и законы; ­ федеральные органы гос. власти с полномочиями на всей территории РФ; ­ единое гражданство РФ; ­Государственный язык; ­ единые вооруженные силы; ­ государственные символы, столица РФ. Раздел V. Система органов государственной власти – 15 часов. Тема 5.1. Система органов государственной власти. Понятие   государственного   органа.   Виды   государственных   органов. Принцип разделения власти и его реализация в Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Полномочия президента Российской Федерации. Порядок проведения выборов в Российской Федерации. Федеральное   Собрание     Российской   Федерации   –   Парламент, представительный и законодательный орган России. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти. Должностные   лица.   Акты   Правительства   Российской   Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации.  Судебная власть (глава 7 Конституция Российской Федерации). Суд как гарант   прав   личности.   Структура   Федеральных   судов   России.   Право   на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров. «Составление жалобы (обращение) на действия должностного лица». Учебно – тематический план                                    2­й год обучения № п/п   Наименование разделов Темы занятий Количество часов            Из них теория практика 1. Раздел I 1.1. Вводное занятие. 2.1.Выборы в органы государственной власти. 2.2. Понятие референдума и его виды 2.3. Порядок подготовки и проведения 2. Раздел II Демократические выборы 3. 4. Раздел III Основы гражданского права Раздел IV Основы  семейного права референдума Российской Федерации 2.4. Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной системы 2.5. Источники избирательного права 2.6. Принципы избирательного права 2.6. Назначение выборов. Избирательные округа и избирательные участки 2.7.Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная  агитация. Голосование и подсчет голосов. 3.1. Понятие гражданского права 4.1. Правовое регулирование брачно – семейных отношений. 4.2. Планирование семьи и ранние браки. 4.3. Создание семьи. 4.4. Женщина в семье 4.5. Мужчина в семье. 5.1. Труд и трудовые отношения. 1 6 4 4            4 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1        2 ­ ­ 4 3 2 1 1 2 2 ­ ­ 1 1 1 1 1 Раздел V Труд и 5. трудовое право 6. Раздел VI. Основы уголовного права. 5.2. Понятие и виды субъектов трудового права. 5.3. Трудовое правоотношение. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству. 5.4. Гарантии права на труд и их связь с правом на обеспечение занятости. Государственная политика в области содействия обеспечению занятости. 5.5. Правила особой охраны  труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью. 6.1. Закон «Об областной целевой  программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской области на 2006 ­2010 годы» 6.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних 6.3. Лица , подлежащие уголовной ответственности, на момент наступления уголовной ответственности. 6.4. Понятие, цели и виды наказания. 2 2 4 2 4 2 2 2 1 1 3 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 ­ 1 1 2 2 1 2 6.5. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. 6.6. Извлечения из Уголовного кодекса РФ Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 7.1.Проверочные тесты по праву.  7.2.Написание рефератов и другие формы контроля Итоговое занятие – защита проектов 2 1 ­ ­ ­ 1 1 2 7. Раздел VII. Диагностический этап                  Итого:  72 39 33 РАЗДЕЛ  III. Основы гражданского права – 4 часа Тема 3.1. Понятие гражданского права. Гражданские   правоотношения.   Осуществление   и   защита   гражданских прав.   Понятие,   источники   и   система   гражданского   права.   Гражданские правоотношения: содержание, объекты. Субъекты   гражданских   правоотношений.   Гражданская правоспособность и дееспособность граждан. Объекты   гражданских   прав.   Основания   возникновения,   изменения   и прекращения   гражданских   правоотношений.   Сроки   возникновения   и осуществления, гражданских прав и исполнение обязанностей. Сроки защиты гражданских прав. Исковая давность.  Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации и охране. Право авторов и их защита. РАЗДЕЛ IV. Основы семейного права – 6 часов. Тема 4.1. Правовое регулирование брачно­семейных отношений. Роль семьи в жизни общества. Понятие брачно­семейных отношений. Брак: понятие, порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Основание возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Порядок установления отцовства. Ответственность   родителей   за   воспитание   детей.   Обязанность совершеннолетних детей заботиться о родителях  и оказывать им помощь. РАЗДЕЛ V.  Основы уголовного права­ 6часов Тема   5.1.   Содержание   проблемы   и   обоснование   необходимости решения   наркотической   проблемы.   Решение   проблемы   борьбы   с наркоманией   и   долгосрочные   мероприятия.   Государственная   поддержка, концентрация усилий органов  власти на региональном  и местном уровнях.      Уголовный закон. Преступление и наказание. Понятие, задачи, система уголовного права. Понятие уголовного закона. Понятие  преступления   и  его  отличие   от  других   правонарушений.  Понятие уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния   (юридическую   ответственность).   Понятие   необходимой   обороны. Уголовная   ответственность   за   преступления,   связанные   с   наркоманией   и токсикоманией (общая характеристика). Преступление   против   общественной   безопасности   и   общественного порядка.   Преступление   против   порядка   управления.   Система   и   виды наказания. Учебно ­ тематический план (2 года обучения) Наименование разделов и тем теоретических Количество часов практических Всего   поведение       1.3.   Правовые   отношения, и юридической Введение. РАЗДЕЛ  I. Основы права. Тема  1.1. Государство. Тема   1.2.   Право:   понятие,   нормы, система, источники. Тема   правомерное правонарушение ответственности. РАЗДЕЛ   государство. Тема 2.1.Конвенция о правах ребенка Тема   2.2.   Конституция   Российской Федерации   –   основной   закон государства. Тема   2.3.   Основы   правового   статуса человека и гражданина в РФ.  II.   Личность,   право, 2 2 4 4 2 2 6 ­ 2 2 4 ­ 2 6 2 4 6 8 2 4 12 2.5.   Система   2.4.Обязанности, Тема гарантии граждан,   закрепленные   в   Конституции Российской Федерации. Тема   органов государственной   власти   в   Российской Федерации. РАЗДЕЛ   III. Основы гражданского права. Тема 3.1. Понятие гражданского права. РАЗДЕЛ  IV.   Основы   семейного права. Тема   4.1.   Правовое   регулирование брачно­семейных отношений. РАЗДЕЛ V. Основы уголовного права Тема 5.1. Закон «Об областной целевой программе   меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской  области  на 2006 – 2010 годы» Тема Преступление и наказание.   «Комплексные     5.2.   Уголовный   закон. Итого: 4 8 2 4 2 2 44 2 4 2 2 ­ 2 28 6 12 4 6 2 4 72 Методическое и дидактическое обеспечение Программы              Формы занятий.   1. Игра. 2. Беседа. 3. Экскурсия. 4 Конференция     Приемы  и методы организации  учебно­воспитательного процесса. 1. Словесный. 2. Игровой. 3. Наглядный. 4. Практический. 5. Метод контроля 6. Метод игровой ситуации. 7. Творческий метод. Программа предполагает особый дидактический материал: ­ карточки­задания; ­ работа с Конституцией Российской Федерации; ­ публикации законов, отдельных статей из газет; ­ образцы рефератов; ­ схемы, таблицы; ­ аудио и видео материалы. Техническое оснащение: ­ ИКТ; ­ учебный материал; ­ словари и др.. Формы подведения итогов. 1. Контрольное занятие. 2. Итоговое занятие. 3. Зачет. 4. Тестирование.   5.Защита рефератов. Список литературы Нормативный материал 1. Конвенция о правах ребенка. Принятая резолюцией         44/ 25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.    2. Декларация прав человека от 10.12.1948 г.  3.  Конституция Российской Федерации.  4. Закон Российской Федерации «Об основах системы           профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» (от 24.06.99 г.). 5. Закон Российской Федерации «Об образовании» (п. 122 в новой редакции от 22.08.2004 г.). 6. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях»  (от 30.12.2001 г.). 7. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». 8. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав  и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации». 9. Гражданский кодекс Российской Федерации. 10. Семейный кодекс Российской Федерации. 11.Уголовный кодекс Российской Федерации. 12. Закон «Об областной целевой программе «Комплексные меры  противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в  Тамбовской области на 2006­20010 годы». Постановление № 154 от 23. мая  2006 г. Т Е С Т   №  1. Тема: «Общая характеристика конституционного права», «Сущность и история развития Конституции Российской Федерации». 1. В какой исторический период понятие «Конституция» приобрело современное   значение   и   стало   употребляться   для   обозначения основного закона или системы законов государства: а) в период древнего мира; б) в период средневековья; в) в новое время; г) после второй мировой войны. 2. Какой   из   перечисленных   ниже   источников   права   не   является источником конституционного права, но служит источником науки конституционного права: а) акты палат Федерального собрания Российской Федерации; б) указы и распоряжения Президента Российской Федерации; указы глав республик в составе Российской Федерации; г) взгляды, мнение, суждение ученых – правоведов. 3. К   какому   времени   относится   появление   в   России правительственного конституционализма: а) к началу XVIII века; б) к 60­м годам XVIII века; в) к первой четверти XIX века; г) к началу XX века. 4. Конституционный   проект   «Южного   общества»   разработанный Пестелем, называется: а) «Русская правда»; б) «Конституция»; в) «Введение к уложению государственных законов»; г) «Наказ». 5. По Конституции РСФСР 1918 года выборы были: а) прямыми, равными, всеобщими, при тайном голосовании; б) многоступенчатыми, равными, всеобщими при тайном голосовании; в)   многоступенчатыми,   равными,   не   всеобщими   при   открытом голосовании; г)   многоступенчатыми,   неравными,   не   всеобщими   при   открытом голосовании. 6. Первая Конституция СССР была принята в: а) 1924 году; б) 1922 году; в) 1925 году; г) 1927 году. 7. Какая   из   перечисленных   ниже   конституций   являлась октроированной конституцией. а) Конституция Японии 1889 года; б) Конституция Франции 1958 года; в) Конституция РФ 1993 года; г) Конституция США. 8. Какой субъект права не может инициировать процесс пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок: а) Президент Российской Федерации; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума Российской Федерации; отдельный депутат Государственной Думы. 9. Каким  количеством  голосов должны  быть одобрены поправки  к Конституции РФ в Совете Федерации. а) простым большинством голосов от общего числа членов; б) 2/3 от общего числа членов; в) ¾ от общего числа членов; г) единогласно. 10.Укажите   государственный   орган,   который   имеет   право официально толковать Конституцию Российской Федерации: а) Государственная Дума Российской Федерации; б) Совет Федерации; в) Президент Российской Федерации; г) Конституционный суд Российской Федерации. 11.Первая   глава   Конституции   Российской   Федерации   1993   года просвещена: а) правам и свободам человека и гражданина; б) Федеративному устройству России; в) основам конституционного строя; г) Конституционным основам судебной власти в Российской Федерации. 12.Какие   главы   Конституции   не   могут   быть   пересмотрены Федеральным собранием: а) 1,2 и 9; б) 1,2 и 7; в) 2,3 и 6; г) 4,7 и 9. Тема: «Основы конституционного строя Российской Федерации» «Конституционные основы правового статуса личности». Т Е С Т 1. Из перечисленных ниже принципов конституционного строя выберите те, которые лежат в основе: а) организации государственной власти в Российской Федерации; б) взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации; в) гражданского общества в Российской Федерации: 1) принцип идеологического плюрализма; 2) принцип разделения властей; 3) принцип народовластия; 4) принцип признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; 5) принцип   многообразия   равноправие   различных   форм собственности; 6) принцип федерализма; 7) принцип   защиты   и   соблюдения,   прав   человека   в   качестве обязанности государства; 8) принцип политического плюрализма; 9) принцип государственного суверенитета; 10) принцип светского характера российского государства.  2.   Какая   из   характеристик   российского   государства   не   закреплена   в статье 1 Конституции Российской Федерации: а) федеративное; б) общенародное; в) правовое; г) демократическое. 3. Референдум в Российской Федерации назначает: а) Президент Российской Федерации; б) Федеральное Собрание Российской Федерации; в) Государственная Дума Российской Федерации; г) Правительство Российской Федерации. 4. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе политических прав человека: а) право на защиту от безработицы; б)   право   направлять   личные   и   коллективные   обращения   (петиции)   в органы государственной власти; в)   право   свободно   владеть,   пользоваться   и   распоряжаться   своим имуществом; г) право на свободу и личную неприкосновенность. 5. Из перечисленных ниже обязанностей выберите те, которые: а)   распространяются   на   всех   без   исключения   граждан   Российской Федерации; б) закреплены за определенными категориями лиц: 1) обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования; 2) обязанность планировать законно установленные налоги и сборы; 3) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы; 4) обязанность заботиться о нетрудноспособных родителях; 5) обязанность   сохранять   природу   и   окружающую   среду,   бережно относиться к природным богатствам. 6) Обязанность   соблюдать   Конституцию   Российской   Федерации   и законы. 6.   Уполномоченный   по   правам   человека   в   Российской   Федерации назначается и освобождается: а) Президентом Российской Федерации; б) Советом Федерации; в) Государственной Думой Российской Федерации; г) Советом Безопасности Российской Федерации. 7. Основным документом, подтверждающим гражданство после 18 лет, в Российской Федерации является: а) свидетельство о рождении; б) паспорт; в) водительские права; г) аттестат о среднем образовании. 8.   Укажите,   в   каком   случае   ребенку   может   быть   оказано   в   приеме   в Гражданстве Российской Федерации: а)   родители   ребенка   на   момент   его   рождения   являлись   гражданами российского государства; б) родители ребенка на момент его рождения постоянно проживали на территории российского государства, но были апатридами; в)   один   из   родителей   ребенка   на   момент   его   рождения   состоял   в гражданстве российского государства; г) ни в одном из перечисленных выше случаев. 9. В какой из перечисленных ниже ситуаций не допускается выход из гражданства: а)   в   случае,   если   гражданин   был   принят   в   гражданство   Российской Федерации в порядке регистрации; б) в случае, если только один из родителей ребенка имеет гражданство другой страны; в)   в  случае   получения   гражданином   повестки   о   призыве   на   срочную военную или альтернативную службу; г) в случае, если на попечении гражданина находится недееспособное лицо. План практических занятий Тема 1. Структура нормы права. 1. Понятие и структура правовой нормы. 2. Понятие гипотезы нормы. 3. Понятие диспозиции нормы. 4. Понятие санкции нормы. 5. Виды субъективных прав человека. 6. Понятие и виды юридических обязанностей. 7. Понятие и виды социальных норм. Тема 2. Понятие и виды правовых актов. 1. Понятие правового акта. 2. Виды правового акта. 3. Виды акта применения нормы права. 4. Виды нормативных правовых актов. Тема 3. Понятие законов. 1. Понятие закона. 2. Виды законов. 3. Конституция Российской Федерации. 4. Федеральный конституционный закон. 5. Федеральный закон. 6. Закон субъекта Российской Федерации. Тема 4. Система подзаконных актов. 1. Понятие и виды подзаконных актов. 2. Назначение подзаконных актов. 3. Федеральные подзаконные акты. 4. Подзаконные акты Российской Федерации. 5. Подзаконные акты местных органов самоуправления. 6. Подзаконные акты, которые принимают в организации. Тема 5. Понятие и виды правосознания. 1. Индивидуальное и общественное правосознание. 2. Структура правосознания. 3. Виды правосознания. 4. Правовая культура личности. Тема 6. Правовые отношения. 1. Понятие и признаки правовых отношений. 2. Содержание правоотношения. 3. Субъекты права. 4. Юридические факты. 5. Объекты правоотношения. 6. Правоспособность. 7. Дееспособность. Тема 7. Толкование норм права. 1. Понятие толкования. 2. Виды толкования. 3. Способы толкования. Тема 8. Поведение людей и право. 1. Правомерное поведение. 2. Правонарушения. 3. Злоупотребление правом. Тема докладов и домашних работ. 1. Понятие и виды законов. 2. Юридическая сила законов. 3. Федеральный конституционный закон. 4. Понятие и виды правосознания. 5. Структура правосознания. 6. Правовая культура личности. 7. Правовые отношения. 8. Толкование норм права. 9. Способы толкования. 10.Поведение людей и право. 11.Защита подростков от произвола взрослых. 12.Правомерное поведение. 13.Правонарушение. 14.Злоупотребление правом. 15.Чем отличаются права человека от гражданина? 16.Пути развития правового государства. 17.Свобода и ответственность человека в государстве. 18.Каким должно быть гражданское общество? 19.Роль семьи в современном государстве. 20.Судебная   защита   граждан,  установленная   в  Конституции   Российской Федерации. 21.Возраст,   по   достижении   которого   наступает   административная ответственность. 22.Назначение   административных   наказаний   за   совершение   нескольких административных правонарушений. 23.Правоспособность гражданина. Содержание правоспособности (ст. 17 ГК РФ). 24.Имя гражданина. Местожительство гражданина (ст. 19.20). 25.Дееспособность   гражданина.   Дееспособность   несовершеннолетних   в возрасте от 14 до 18 лет. Дееспособность малолетних (ст. 21.28). 26.Признание   гражданина   недееспособным.   Ограничение   дееспособности гражданина. Вопросы к обсуждениям и дискуссиям. 1. Закон   или   деньги,   что   правит   в   России.   (см.   Российская   газета 2003.29.04)? 2. Чем отличается поведение сводного человека от поведения раба? 3. Законы порабощают людей или освобождают? 4. Закон   должен   выражать   волю   всех   граждан,  большинства   людей   или какой­то части людей? 5. Возможна или невозможна смертная казнь в XXI веке? 6. Можно ли в обществе добиться ликвидации преступности? 7. Доступны ли законы для всех граждан. 8. Если бы в обществе не было бы законов, то по каким правилам жили бы люди? 9. Как добиться, чтобы все выполняли законы? 10.Что   нужно   сделать   в   государстве,   чтобы   защитить   молодежь,   от негативных проявлений. Правовые ситуации. 1. Колесников А.О. обратился в суд с иском к бывшей жене Колесниковой Н.И. о передаче ему на воспитание несовершеннолетней дочери. К исковому заявлению   в   качестве   доказательств,   в   обоснование   своих   требований   он приложил письменные заявления соседей по дому, подтверждающих факты отрицательного   воздействия   Колесниковой   Н.И.   на   ребенка,   уклонения   от обязанностей   по   воспитанию   дочери.   Кроме   того,   истец   представил магнитофонную запись разговора, состоявшегося с ответчицей, содержание которого   свидетельствовало   о   нежелании   Колесниковой   Н.И.   заниматься воспитанием дочери. Дайте определение судебных доказательств.  Могут   ли   указанные   письменные   материалы   и   магнитофонная   запись рассматриваться в качестве доказательств по делу? 2.   Орган   опеки   и   попечительства   обратился   с   иском   в   суд   о   лишении родительских прав супругов Ивановых в отношении их несовершеннолетнего сына и передаче ребенка на попечение органам опеки и попечительства. В качестве свидетеля представитель истца просил вызвать в судебное заседание   сестру   Иванова   Р.Н.,   которая   неоднократно   обращалась   в различные   организации   с   заявлениями   с   такой   просьбой,   а   также одноклассников   сына   ответчиков.   В   ходатайстве   о   вызове   одноклассников сына   ответчиков   судом   было   отказано   на   основании   того,   что   они несовершеннолетние.   Суд   вызвал   в   суд   для   допроса   в   качестве   свидетеля сестру ответчика, однако она в судебное заседание не явилась. После   неявки   по   повторному   вызову   суд   принял   определение   о принудительном приводе свидетельницы (ч. 2 ст. 160 ГПК). Представитель истца   в  судебном  заседании   заявил   ходатайство   об  отводе   свидетельницы, вызванной по просьбе ответчиков. Он   указал,   что   свидетельница   –   близкая   знакомая   ответчиков,   и, следовательно,   может быть заинтересована в исходе дела и давать ложные показания. Суд отказал в ходатайстве представителя истца. В ходе рассмотрения дела суд посчитал необходимым направить письмо в суд, находящийся по прежнему месту жительства ответчиков, с поручением допросить нескольких свидетелей – соседей по квартире. Правильны ли действия были произведены судом по этому делу? Обоснуйте ответ. 3. При рассмотрении гражданского дела по иску Петровой   Н.И. к супругу Шершневу Т.В. о взыскании алиментов на свое содержание до исполнения ребенку   одного   года   суд   установил,   что   Петровой,   которая   находится   в зарегистрированном браке с ответчиком, всего 17 лет, и, следовательно, она не обладает полной дееспособностью (гражданской процессуальной). В   связи   с   этим   суд   постановил   определение,   которым   иск   по   делу оставил без рассмотрения. Допущены ли судом нарушения закона? Обоснуйте их? Предполагаемые результаты образовательного процесса: Сформировать у обучающихся собственных представлений и установок, основанных на уважении к праву. Достаточная компетентность в правовых знаниях   для   защиты   прав,   свобод   и   законных   интересов   личности, правомерной   реализации   ее   гражданской   позиции.   Отличительные особенности Программы состоят в том, что в отличие от образовательных программ   занятия     по   правовой   безопасности   включают   обучающихся   в систему новых отношений, развивают нестандартное мышление, способность к творческому   воспитанию,   формируют   активную   и   независимую   жизненную позицию. Оценка   результативности   –   осуществляется   по   следующим направлениям: ­ профессиональности; ­ компетентности; ­ коммуникабельности; ­ социальной активности; ­ эмоционально­психологического развития.

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"

Программа дополнительного образования "Правовая безопасность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017