Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО
Оценка 4.9

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.04.2017
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО
Прграмма форм-ния КЗиБОЖ.docx
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО Пояснительная записка Программа   формирования   культуры  здорового   и   безопасного  образа жизни   обучающихся   ­   это   комплексная   программа   формирования   знаний, установок,   личностных   ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных   составляющих,   способствующих   познавательному   и эмоциональному   развитию   ребенка,   достижению   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. Нормативно­правовой   и   документальной   основой   Программы здорового   и   безопасного   образа формирования   культуры   жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования; − СанПиН,   2.4.2.1178­02   «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­ воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; − Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней  начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13­13 от 20.04.2001); − Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы  (Письмо МО РФ № 202/11­13 от 25.09.2000); − О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо  МО РФ № 220/11­13 от 20.02.1999); − Методические рекомендации по психолого­педагогическому  сопровождению обучающихся в учебно­воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ от  26.06.2003 г. № 23­51­513/16); − Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ (письмо  Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13­51­86/13); − О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа  Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017); − Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе.  (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков  РАМ № 199/13 от 28.03.2002); − Гигиенические требования к условиям реализации основной  образовательной программы начального общего образования (2009 г.); − Концепция УМК «Школа России». Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени   начального   общего   образования   сформирована   с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: − неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; − активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; − особенности   отношения   обучающихся   младшего   школьного   возраста   к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за   исключением   детей   с   серьёзными   хроническими   заболеваниями)   и восприятием   ребёнком   состояния   болезни   главным   образом   как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. Программа   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа жизни   содержит  четыре раздела: 1. Цель,   результаты Программы   формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. планируемые задачи общие       и   2. Основные направления Программы   формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 3. Содержание  Программы   формирования   культуры   здорового   и безопасного образа жизни.  4. Оценка   реализации   Программы   формирования   культуры   здорового   и безопасного образа жизни. 1. Цель и задачи программы Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение  и   укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Задачи формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа жизни обучающихся: − формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; − формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; − формирование установки на использование здорового питания; − формирование   представления   о   рациональной   организации   режима   дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; − формирование   знаний   негативных   факторов   риска   здоровью   детей (сниженная   двигательная   активность,   курение,   алкоголь,   наркотики   и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); − использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; − обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); − формирование навыков позитивного коммуникативного общения; − формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Планируемые результаты: 1. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.  Развитие физического потенциала школьников. 2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности  школьников. 3. Повышение приоритета здорового образа жизни. 4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу  жизни. 5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников. 6. Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления  организма 7. Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания  доврачебной помощи себе и другому человеку.   2. Основные направления реализации программы В числе приоритетных направлений выделены: 1) Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В   школьном   здании   созданы   необходимые   условия   для   сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья   и   охраны   труда обучающихся.   В   школе работает буфет, позволяющий   организовывать   горячие   обеды   в   урочное время. 100 % обучающихся начальной школы получают  бесплатное питание. В школе имеется  спортивный зал, оборудованный  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, спортивная площадка.  В школе работает медицинский кабинет. 2) Рациональная организация образовательного процесса В урочной деятельности  Программа формирования культуры здорового и безопасного   образа   жизни   средствами   реализуется УМК   «Школа России».  Система   учебников   «Школа   России»   формирует   установку школьников   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни.   С   этой   целью предусмотрены соответствующие разделы и темы (приложение 1).  Развитию   мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат   служат материалы   рубрики   «Наши   проекты»,   представленной   в   учебниках   1­4 классов по   математике,   русскому   языку,   литературному   чтению, окружающему   миру,   а   также   материал   для   организации   проектной деятельности   в   учебниках технологии,   иностранных   языков, информатики. Содержание   материала   рубрики   «Наши   проекты» способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (контроль строгое экспертиза расписания   уроков,   объёма д.з.,     регламентирование количества и длительности групповых, индивидуальных и дополнительных занятий). В процессе применяются здоровьеформирующие технологии,   т.е.   все   те   психолого­ образовательном     педагогические   технологии,   программы,   методы,   которые   направлены   на воспитание   у   учащихся   культуры   здоровья,   личностных   качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о   здоровье   как   ценности.   При   обучении   педагогами   применяются  методы, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В   школе   соблюдаются   все требования   к   использованию   технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.  3). Организация   диагностики  (мониторинг   состояния   здоровья   и физического  развития школьников). −  запуск   медико­педагогического   мониторинга   при   зачислении   детей   и подростков в школу; −  диагностика обучающихся с целью изучения уровня адаптации; −  создание   «паспорта   здоровья»   учащихся,   содержащего   сведения   о врождённых особенностях, об уровне физического развития; −  выявление   отклонений   в   здоровье   и   развитии   обучающихся   на   ранней стадии и организации медико­реабилитационных мероприятий; −  осуществление   контроля  над  соблюдением   норм   учебной   нагрузки (дневной, недельной, годовой). 4).  Реализация профилактической и коррекционной работы. −   Мониторинг   санитарного   состояния   учебных   помещений   (отопление, освещённость, вентиляция, водоснабжение); − контроль над  состоянием рабочей мебели и её соответствие санитарным требованиям;  − контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность); − проведение ежегодной диспансеризации с привлечением педиатра; − своевременная организация реабилитационных мероприятий (спортивные секции, дни здоровья и т. п.). 5).  Организация физкультурно­оздоровительной работы Система   физкультурно­оздоровительной   работы   в   школе   направлена   на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития. Сложившаяся система включает: − полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); − рациональную   и   соответствующую   организацию   уроков   физической культуры и занятий активно­двигательного характера на ступени начального общего образования; − целенаправленная   работа   по   антитеррористической   защищенности обучающихся   (учения   по   эвакуации   при   возникновении   пожаров, чрезвычайных ситуаций); − организацию динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; − организацию   работы   спортивных   секций   и   создание   условий   для   их эффективного функционирования; − регулярное   проведение   спортивно­оздоровительных   мероприятий   (дней здоровья, соревнований, походов); − организация   летних   оздоровительных   лагерей   при   школе   с   дневным пребыванием. 6).    Организация информационно­просветительской работы      Складывающаяся   система   работы   с   родителями   (законными представителями)   по   вопросам   охраны   и   укрепления   здоровья   детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: − проведение родительских лекториев по проблемам адаптации детей на  разных возрастных этапах, родительских собраний по результатам  обследований; − привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по  проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; − оформленные информационные стенды: «Безопасность дорожного  движения», «По пожарной безопасности», «По противодействию  терроризму» − представление на школьном сайте рекомендаций для родителей по  сохранению детского здоровья; − организация работы психолого – педагогического консилиума (целью ППК  является определение и организация адекватных условий развития,  обучения и воспитания учащихся в соответствии с их специальными  образовательными потребностями, возрастными особенностями,  индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно­ психического здоровья); − проведение развивающих занятий психолога в начальной школе; − проведение педагогических семинаров по проблемам здоровья и развития  учащихся; − использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков  здоровья в классных комнатах и др. 7). Реализация дополнительных образовательных программ      В   школе   созданы   и   реализуются   дополнительные   образовательные  программы,   направленные   на   формирование   ценности   здоровья   и   здорового    образа   организации занятий:  жизни,   которые   предусматривают   разные   формы ­ проведение классных часов по проблемам сохранения и укрепления  здоровья, профилактике вредных привычек; ­ традиционные дни здоровья; ­ проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных  мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. 3. Содержание программы. Основополагающие   приоритеты   Программы  формирования   культуры здорового и безопасного образа жизни  следующие: Индивидуально­дифференцированный   подход   –   основное   средство   Опираясь   на оздоровительно­развивающей   работы   с обучающимися. индивидуальные   особенности,   педагог   всесторонне   развивает   ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Двигательные   способности   ребенка,   функциональные   возможности использования организма средств здоровьесберегающих технологий   на   основе   принципа   учета развиваются процессе     в     возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание,   организационные   формы   и   методы   учебного   процесса   в соответствии   с   общими   целямиздоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип   сознательности   и   активности —   нацеливает   на формирование   у   младших   школьников   устойчивого   интереса   к познавательной деятельности. Принцип   активности —   предполагает   у   учащихся   высокую   степень самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип   наглядности —   обязывает   строить   процесс   обучения   с максимальным   использованием форм   привлечения   органов   чувств человека к процессу познания. Принцип   систематичности   и   последовательности проявляется   во взаимосвязи   знаний,   умений,   навыков.   Система   подготовительных   и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Большое внимание и гармонического   развития   личности.   Он   содействует   развитию психофизических   способностей,   двигательных   умений   и   навыков, уделяется принципу  всестороннего     осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное,   духовное,   нравственное   и   эстетическое   развитие личности ребенка. Принцип   активного   обучения,   заключающийся   в   повсеместном использовании   активных   форм   и   методов   обучения   (обучение   в   парах, групповая работа, игровые технологии и др.). Принцип   связи   теории   с   практикой призывает   настойчиво   приучать учащихся   применять   свои   знания   по   формированию,   сохранению   и укреплению     используя   окружающую действительность   не   только   как   источник   знаний,   но   и   как   место   их здоровья   на   практике, практического применения. Учитель   физкультуры,   принимая   во   внимание   климатические   условия, проводит  физические   занятия   на   открытом   воздухе,   которые   повышают работоспособность,   содействуют   общему   закаливанию   организма. Постоянными   являются   также   динамические   паузы   на   уроках,   во   время которых   выполняется   несколько   упражнений,   предупреждающих   или уменьшающих   переутомление.   Смена   деятельности   помогает   поддерживать высокую работоспособность. Применение в образовательном процессе разнообразных форм (групповых,   школе   массовых). индивидуальных начальной   В   и   особая  роль  принадлежит  массовым  формам.   Они   дают   возможность организовать   внеклассное   занятие,   в   подготовке   и   проведении   которого принимает   участие   весь   классный   коллектив.   Совместная   деятельность вовлекает   обучающихся   в   социально­ценностные   отношения.  Не   менее важным   является   и   то,  что   участвуя   в   общем   деле,   младшие   школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из­за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в нём. Дети сближаются, лучше узнают друг друга;   общее   дело   сплачивает   коллектив,   создаёт   атмосферу   творчества, увлечённости, эмоционального комфорта и т.д. Формы  организации   внеклассной   спортивно­массовой   работы   в   школе: кружки,   секции,   спортивные   праздники   и   соревнования;   физкультурно­ оздоровительные   мероприятия   в   режиме   школьного   дня:   динамические   игры   и   физкультурные   упражнения   на паузы   на   уроках, переменах  развивают   двигательную   активность   детей,   формируют   у обучающихся гигиенические умения, навыки и полезные привычки.   4. Оценка эффективности реализации программы   Основные   результаты   реализации   программы  формирования   культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур,   предусматривающих   выявление:   мониторинг состояния  здоровья,  динамики   сезонных  заболеваний;   динамики   школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п. Ежегодный  анализ данных по  заболеваемости обучающихся и состоянию здоровья   школьников   по   медицинским   группам.   Диагностика   на   основе психолого­педагогических карт школьников. Развиваемые   у  обучающихся  в  образовательном  процессе  компетенции  в области здоровьсбережения выявляются   в   процессе   урочной   и   внеурочной работы.   На   уроках   (приложение   1)   и   классных   часах   (приложение   2)   в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во   внеурочной   деятельности   в   процессе   реализации   программ оздоровительной   направленности   и   школьного   плана   спортивных  и оздоровительных мероприятий (приложение 3). Приложения   Приложение  № 1 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы   и   наше   здоровье»,   «Наша   безопасность»,   «Как   устроен   мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит   экономика»   и   др.   и   темы: «Что   вокруг   нас   может   быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»,   «Почему   нужно   чистить   зубы   и   мыть   руки?»,   «Почему   в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»). При   выполнении  упражнений   на   уроках русского   языка обучающиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.  В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением   в   учебниках   обязательно   вводятся   правила   безопасной работы   с   ним.   В   учебнике   1   класса   в   разделе   «Человек   и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. В   курсе   «Английский   язык» в   учебниках   “English 2—4”   содержится достаточное   количество   информации,   направленной   на   воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, (Have you ever been on a picnic?   на   развитие   интереса   к   прогулкам   на   природе играм подвижным     (3 кл.),   (We like playing games),  участию   в  спортивных   соревнованиях  (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.). Обучающиеся   приобретают   первоначальные   представления   о   роли физической   культуры,   знакомятся   с   понятием   «Олимпийские   игры»,   с символами   и   талисманами   летних   и   зимних   Олимпийских   игр (My favourite mascot. Кого   бы   вы   хотели   видеть   в   роли   талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские   игры   бывают   летними   и   зимними.   Какие   из   представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.). В   курсе   «Физическая   культура» весь   материал   учебника   (1­4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения   по   освоению   и   соблюдению   режима   дня,   личной   гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.   Приложение  № 2 Тематика классных часов по пропаганде здорового образа жизни для 1­ 4 классов: ­ Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. ­ Что, значит, быть здоровым человеком? ­ Безопасное   поведение   в   школе   во   время   уроков   и   во   время перемен. ­ Говорим мы вам без смеха ­ чистота залог успеха.       ­ Правила дорожного движения. ­ Режим дня школьника. ­ Как защититься от простуды и гриппа. ­ Правильное питание – залог здоровья.  ­ Безопасность поведения в школе.           ­ Вредные привычки.          ­ Поведение в экстремальной ситуации.  ­ Что значит: быть здоровым человеком? ­ Как не стать наркоманом Спортивно­оздоровительное воспитание Мероприятие Цели День Здоровья  Способствовать формированию  потребности в здоровом образе  жизни.  КТД «Здоровому все  здорово» Формировать у обучающихся знания  санитарно­гигиенических правил,  понимание важности физической  культуры и спорта для здоровья  человека.  Акция «Мы выбираем  будущее» Способствовать формированию  потребности в здоровом образе  жизни. Акция «Спорт против  наркотиков» Формирование  у обучающихся   ценностного отношения к здоровью.  Сроки  исполнения Сентябрь, Апрель ежегодно в течение реализации программы Сентябрь Ежегодно в течение реализации программы Октябрь Ежегодно в течение реализации программы Ноябрь Ежегодно в течение Приложение  № 3 Ожидаемый результат Обучающиеся приобретут потребность в   здоровом образе жизни.  Реализован план КТД, в достаточной мере сформированы у обучающихся знания  санитарно­гигиенических правил,  понимание важности физической  культуры и спорта для здоровья человека Большинство обучающиеся приобретут  потребность в  здоровом образе жизни,  разработаны буклеты и памятки,  призывающие к здоровому образу жизни.  У большинства  обучающихся   сформировано ценностное отношение к  здоровью. Акция «За здоровый  образ жизни» Спортивный праздник  в День семьи  «Неразлучные друзья  – взрослые и дети». Способствовать соблюдению  обучающимися  здоровьесберегающего режима дня;  формировать у обучающихся  первоначальные представления о  возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения,  рекламы на здоровье человека. Способствовать сплочению  классного коллектива,  формированию  у обучающихся   ценностного  отношения к своему  здоровью, здоровью родителей,  членов своей семьи, педагогов,  сверстников; реализации программы Апрель Ежегодно в течение реализации программы Май Ежегодно в течение реализации программы большинство  обучающихся  соблюдают  здоровьесберегающий  режим дня,  изготовлены и распространены буклеты о  негативном влиянии компьютерных игр,  телевидения, рекламы на здоровье  человека. Достигнут достаточный уровень   сплочения классного коллектива,   сформировано положительное отношение  к своему здоровью, здоровью родителей,  членов своей семьи, педагогов,  сверстников, организован совместный  досуг  с родителями.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017