Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
дефектология +1
Взрослым
10.04.2019
Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста
Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально - волевая сфера. В этом возрасте особенно остро переживаются все эмоции от положительного взлета до молниеносного падения. Таким образом, в работе с подростками требуется целенаправленная коррекционная работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально - волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, психогимнастика, игротерапия, групповая дискуссия.
novoe_Programma_korrektsionnoy_raboty_s_rebenkom.doc
Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста  (7 – 9 лет) Цель   –  коррекция   и   развитие   когнитивных   процессов   (память,   слуховое восприятие) и  эмоционально­волевой сферы (тревожность, агрессия). Длительность курса занятий – 5. Временной промежуток – 2 раза в неделю в течение 2,5 недель. Длительность 1 занятия – 20­25 мин. Оборудование – образец с нарисованными фигурами, лист бумаги, карандаши, игрушки, пластилин. Тематическое планирование –  1) «Кто   мы?»   ­   знакомство   с   ребенком,   родителями.   Ознакомление   с правилами работы. 2) «Мы   растем,   становимся   умней»   ­   развитие   когнитивных   процессов (память). 3) «Наши эмоции» ­ развитие эмоционально­волевой сферы (направлено на устранение или снижение тревожности у ребенка). 4)   «Мы умеем контролировать наши эмоции» ­ развитие эмоционально­ волевой   сферы   (направлено   на   устранение   агрессивных   реакций   у ребенка). 5)   «Внимательно   послушаем»   ­   развитие   когнитивных   процессов (слуховое восприятие). Занятие №1 «Кто мы?» Структура занятия- 1. Организационный момент. Знакомство с мамой, объяснение цели занятия. Ознакомление с правилами работы. 2. Упражнения по мелкой моторике и развитию речи. 3. Упражнения по развитию когнитивных процессов. 4. Работа с родителями (обобщающий момент). Описание упражнений- 1. Организационный момент. Знакомство с мамой, объяснение цели занятия. Ознакомление с правилами работы. Психолог, ребёнок и мама берутся за руки и называют свои имена (если ребёнок сам не говорит, то за него это делает мама). Правила работы:  Внимательно смотреть за проводимым занятием,  Запоминать выполняемые упражнения,  Не мешать психологу на занятии,  Продолжать работу с ребёнком дома,  Выполнять все рекомендации психолога. 2. Упражнения по мелкой моторике и развитию речи. Работа с бусами Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. 3. Упражнения по развитию когнитивных процессов (мышление). Упражнение "Заполни таблицу". Развитие логического мышления. Упражнение "Подбери недостающую часть" направлено на развитие пространственного мышления.   4.Работа с родителями (обобщающий момент). Родители сами подводят итог занятия, психолог даёт задание на дом и прощается до следующего занятия. Занятие №2 «Мы растем, становимся умней». Поповой А. Структура занятия –  1) Организационный момент.  2) Упражнения на развитие ручной моторики, зрительно­моторной памяти. 3) Артикуляционная гимнастика. 4) Упражнения по развитию слухового восприятия. 5) Упражнения по развитию логической памяти. 6) Упражнения по развитию эмоционально­волевой сферы. 7) Работа с родителями (обобщающий момент). Описание упражнений – 1) Организационный момент. Приветствие ребенка, мамы, проговаривание темы  занятия  «Мы   растем,   становимся   умней»,   а   также   объяснение цели занятия – развитие памяти. Память  –   это   процессы   запоминания,   сохранения   и   последующего воспроизведения   индивидом   его   опыта.   Различают   кратковременную   и долговременную   память,   а   также   виды   памяти   в   зависимости   от запоминаемого   материала:   моторную,   зрительную,  слуховую   и   логическую. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально   организован,   большинство   детей   этого   возраста самостоятельно   не   используют   приемы   смысловой   обработки   материала. Логическая память основана на деятельности других когнитивных процессов, и   связана   с   развитием   языка.   А   так   как   у   Вашего   ребенка   высокая истощаемость психических процессов, то мы будем чередовать упражнения на развитие памяти с другими играми.   т.к. 2) Развитие ручной моторики, зрительно­моторной памяти. Игра «Пальчики здороваются».  Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с психологом.) Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного,   среднего,   безымянного   пальца   этой   руки.   А   теперь   будут «здороваться» пальцы левой руки… Пальчики поздоровались и погрелись.  Игра «Нарисуй также». Теперь ребенку предлагается посмотреть на образец с нарисованными фигурами. Через 30 секунд образец убирается, и ребенок должен также. нарисовать     3) Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет). Наши пальчики погрелись. А теперь погреем язычок и губы. Пусть они тоже подвигаются.  Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю челюсть. Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки. Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, «маятник» (узкий язык в правый­левый угол рта). 4) Упражнения по развитию слухового восприятия. Теперь давай поиграем в другие игры. Игра «Зайцы».  Необходимы игрушки 2­х зайцев – большого и маленького (зайцев   можно   заменить   любыми   другими   игрушками).   Инструкция:   «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо» (имитируя звук барабана можно просто стучать по столу).   Игра   «Как   звучат   игрушки».  Необходимы   любые   звучащие   игрушки. Инструкция:   «Посмотри   на   игрушки   и   запомни,   как   они   звучат.   Сейчас   я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук». 5) Упражнения по развитию логической памяти. Игра   «А   много   мы   запомним?».  Ребенку   читается   набор   слов   (10­15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просят назвать слова, которые он запомнил. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запоминать механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания   целесообразно   объединять   слова   в   группы   по   смыслу. Аналогичный   способ   запоминания   предлагают   детям   при   запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий. 6) Упражнения по развитию эмоционально­волевой сферы «Скульптура из хороших качеств» Цель: уменьшить тревожность, развить уверенность в себе. Описание:  ребенок   совместно   с   психологом   вспоминает   свои   хорошие качества,   подбирая   к   каждому   пластилин   определенного   цвета.   Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже,   как   его   можно   слепить.   После   этого   добавляет   в   скульптуру   все хорошие качества (если нет пластилина, то можно это упражнение выполнить с конструктором или нарисовать скульптуру цветными карандашами).        7) Работа с родителями (обобщающий момент). Родители сами подводят итог занятия; психолог рассказывает, что у ребенка получается, что нет; он дает задание на дом (повторять в домашних условиях данные упражнения) и прощается до следующего занятия. Мальцевой М. Занятие № 3 «Наши эмоции» Структура занятия 1) Организационный момент. Приветствие мамы и ребенка, объяснение цели  занятия. 2) Артикуляционная гимнастика 3) Упражнения по развитию когнитивных процессов 4) Упражнения по развитию внимания 5) Упражнения по развитию эмоционально­волевой сферы 6) Работа с родителями (обобщающий момент) Описание упражнений 1) Организационный момент. Приветствие мамы и ребенка.  Формулирование темы – «Наши эмоции». Объяснение цели занятия ­  устранение или снижение тревожности у ребенка. Тревожность – это склонность человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. 2) Артикуляционная гимнастика.  Выполнение артикуляционных упражнений:  «Лопатка», «Маляр», «Вкусное варенье». 3) Упражнения по развитию когнитивных процессов. Игра «Запоминаем рисунок». Заранее приготовить 15 слов. После  произнесения каждого слова считать до 3­х. В это время ребенок должен  успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть  рисунок будет непонятен для других, главное чтобы ребенок мог потом по  порядку назвать слова. Игра «Добрые слова». Эта игра предназначена для развития памяти и  коммуникативных качеств ребенка. Психолог, ребенок и мама по очереди  должны назвать добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 5 сек.,  повторяться нельзя.   4) Упражнения по развитию внимания.  Игра «Исправляем ошибки». Психолог называет предложения в которых  допущены самые разные ошибки. Пример: а) Летом выпал снег; б) Зимой в  саду расцвели яблони; в) Внизу над ними лежала степь; г) Солнце пряталось за верхушками дерева. Игра «Повторяем движения». Психолог показывает какие­либо движения, а ребенок и мама должны их повторять, кроме одного или двух. Например, если психолог поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в  стороны» ­ топать ногами.    5) Упражнения по развитию эмоционально­волевой сферы.  Игра «Я очень эмоциональный». Психолог просит ребенка показать эмоции  (радость, печаль, горе, гнев, удивление, сомнение и др.)   6) Работа с родителями (обобщающий момент).  Психолог подводит итог  занятия, благодарит за хорошую работу, дает задание на дом и прощается до  следующего занятия.

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы с ребенком младшего школьного возраста

Программа  коррекционной работы  с ребенком младшего школьного возраста
Скачать файл