Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы
Оценка 4.7

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
18.06.2017
Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведенияПрограмма курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" для 1-4 класса
Программа Я гражданин России 1-4 класс.doc
1.Пояснительная записка Программа разработана на основе: ­Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального     общего образования,   утвержденного   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;  ­   Концепции духовно­нравственного воспитания российских школьников.            Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.                     Данная программа   представляет   собой   определенную   систему   содержания,   форм,   методов   и приемов   педагогических   воздействий,   опирается   на   принципы   индивидуализации, взаимодействия   личности   и   коллектива,   развивающего   воспитания   и   единства образовательной и воспитательной среды.              Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств   и   сознание   на   основе   исторических   ценностей   и   роли   России   в   судьбах   мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России,   способного   встать   на   защиту   интересов   страны;   формирование   комплекса нормативного, правового и организационно­методического обеспечения функционирования системы   патриотического   воспитания.   Любовь   к   Родине,   патриотические   чувства формируются   у   детей   постепенно,   в   процессе   накопления   знаний   и   представлений   об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.  Цель программы: создание   условий   для     формирования   личности   гражданина   и   патриота   России   с присущими   ему   ценностями,   взглядами,   ориентациями,   установками,   мотивами деятельности и поведения Задачи: ­   создавать   условия   для   эффективного   гражданского   и   патриотического   воспитания школьников; ­ формировать эффективную работу по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные   условия   развития   у   каждого   ученика   верности   Отечеству,   готовности приносить пользу обществу и государству; ­   утверждать   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   гражданских   и   патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;  ­   повышать   качества   патриотического   воспитания   через   организаторскую   и пропагандистскую   деятельность   с   целью   дальнейшего   развития   патриотизма   как стержневой духовной составляющей гражданина России.                  Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению   «Я   гражданин   России»   соответствуют   целям   и   задачам   основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «СШ № 43».           Отличительные особенности программы Курс   “Я   –   гражданин   России”   реализует   духовно­нравственное     направление   во внеурочной деятельности в 1­4 классах  в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Ключевые понятия  любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,  закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,   1  долг   перед   старшим   поколением,   семьей,   почитание   родителей,   забота   о   старших   и младших,   справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;   родная земля, заповедная природа, планета Земля;   красота, гармония, духовный мир человека,   эстетическое развитие, художественное творчество.            Количество часов программы внеурочной деятельности                                          и их место в учебном плане Программа   внеурочной   деятельности   по   духовно­нравственному   направлению   «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и   рассчитана   на   проведение     1   часа   в   неделю,   из   них   30%   внеаудиторных   занятий (экскурсии, трудовой десант, спортивные мероприятия):                             1 класс — 33 часа в год,  2­4 классы ­ 34 часа в год.  Итого: 135 часов. Основные направления реализации программы:          Программа “Я – гражданин России” используется с 1­4 классы. Она включает  шесть направлений,   связанных   между   собой   логикой   формирования   подлинного   гражданина России. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.  Задачи:   ­ формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;  ­ формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;  ­   воспитывать   у   детей   понимание   сущности   сознательной   дисциплины   и   культуры поведения,   ответственности   и   исполнительности,   точности   при   соблюдении   правил поведения в школе, дома, в общественных местах;  ­   формировать   потребность   к   самообразованию,   воспитанию   своих   морально­волевых качеств.           Предполагаемый результат деятельности:  высокий   уровень   самосознания,   самодисциплины,   понимание   учащимися   ценности человеческой   жизни,   здоровья,   справедливости,   бескорыстия,   уважения   человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.                   Мероприятия:  игры  на развитие  произвольных  процессов  (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?»,  «Что такое личность?», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», спортивные мероприятия. 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.  Задачи:  ­формировать уважение к членам семьи;  ­воспитывать семьянина, любящего своих родителей;  ­формировать  у  детей  понимание  сущности  основных  социальных   ролей:   дочери,  сына, мужа, жены.  Предполагаемый результат деятельности:  ­сформировано   представление   о   том,   что   настоящий   мужчина   обладает   умом, решительностью, смелостью, благородством;  ­   сформировано   представление   о   том,   что   настоящая   женщина   отличается   добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;  2 ­сформировано представление  о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.                   Мероприятия:  беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Семейные традиции». 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Задачи:  ­воспитывать   у   школьников   чувство   прекрасного,   развивать   их   творческое   мышление, художественные   способности,   формировать   эстетические   вкусы,   идеалы;   формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина        Предполагаемый результат деятельности:  умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.       Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.  Задачи:  ­ формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию   личных   и   общественных   интересов,   к   созданию   атмосферы   подлинного товарищества и дружбы в коллективе;  ­   воспитывать   сознательное   отношение   к   учебе,   развивать   познавательную   активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;  ­ воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;  ­   вырабатывать   потребность   учащихся   в   постоянном   пополнении   своих   знаний,   в укреплении своего здоровья;  ­ воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.         Предполагаемый результат деятельности:  осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик   –   учитель»,   «ученик   ­   ученик»,   выполнение   распорядка   работы   школы   и возложенных   на   учащегося   обязанностей,   умение   пользоваться   правами   ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.         Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы   «Правила   поведения   в   школе»,   беседа   о   школьном   уставе   «Мои   права   и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое   сильное   звено»,   «Наша   школа   в   будущем»,   конкурс   классных   комнат   «Самый уютный класс», трудовой десант «Укрась территорию школы». 5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.  Задачи:  ­   развивать   общественную   активность   обучающихся,   воспитывать   в   них   сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;  ­ воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.        Предполагаемый результат деятельности:  3 убежденность   обучающихся   в   том,   что   настоящий   гражданин   любит   и   гордится   своей Родиной, изучает ее историко­культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.               Мероприятия:  беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ. 6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Задачи:  ­ воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;  ­ формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.         Предполагаемый результат деятельности:  обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над  тем,  как  ее   сохранить.  Настоящий   гражданин  любит   и  бережет   природу,  занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.           Мероприятия: круглый стол «Я ­ житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу ­ наш дом», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех,  кого   приручили»,   экскурсии   в   природу   «Вот   и   осень   к  нам   пришла»,   «В  гости   к зеленой аптеке». Требования к  результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности    Личностными   результатами  программы   внеурочной   деятельности   по   духовно­ нравственному направлению «Я гражданин России»    является формирование следующих умений:        внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления,  события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые  можно оценить как хорошие или плохие; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; положительная мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций сознание необходимости получения знаний, как средств реализации  коммуникативных умений и навыков.   формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре,  традициям, народам нормам общественной жизни. Метапредметными  результатами   программы   внеурочной   деятельности   по   духовно­ нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование  следующих универсальных учебных действий (УУД):    Регулятивные УУД: 1. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;   освоение   правил   и   норм   социокультурного   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками   в   сообществах   разного   типа   (класс,   школа,   семья,   учреждения культуры в городе, т.д.); способность   использовать   источники   художественного   наследия   в   пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;  4 совершенствование   в   умениях   чтения,   слушания   обществоведческой   литературы, историко­художественной и историко­популярной литературы; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,  родителей и других людей;            2. Познавательные УУД: добывать   новые   знания:   находить   дополнительную   информацию   по   содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим школьником),   необходимым   для   получения   дальнейшего   правового   образования. Иметь   представление   о   понятиях:   равноправие,   хороший   поступок,   плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.  перерабатывать полученную информацию, делать выводы; владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в  социуме; овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного  поведения; знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры  России. устанавливать причинно­следственные связи.                               3.Коммуникативные УУД:  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе.            4. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской   идентичности,   чувство   любви   к   своей   стране,   выражающееся   в интересе к ее истории и культуре; осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного   отечества   при   всем   разнообразии   культур,   национальностей,   религий России; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка.         Прогнозируемые результаты:              Сформировано   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   краю,   государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.                Учащиеся   имеют   знания   о   значимых   страницах   истории   страны,   о   примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего   края,   о   моральных   нормах   и   правилах   поведения,   об   этических   нормах взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   знают   традиции   своей   семьи   и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. 5 Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,   неравнодушны   к   жизненным   проблемам   других   людей,   умеют   сочувствовать   человеку, находящемуся   в   трудной   ситуации,   видеть   красоту   в   окружающем   мире,   в   поведении, поступках людей.                  Школьники   обладают   начальными   представлениями   о   правах   и   обязанностях человека,   гражданина,   семьянина,   товарища,   эстетического   отношения   к   окружающему миру и самому себе. В результате реализации программы ожидается:  развитие творческих способностей;  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за     сопричастность к деяниям предыдущих поколений;   способность к самореализации в пространстве российского государства,     формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового     государства;  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность  руководствоваться ими в практической деятельности. Обучающийся научится:  понимать   значение   ключевых   слов:   человек,   общество,   гражданин   страны;   родина, столица,   народы   России   (на   отдельных   примерах),   наши   праздники;   международное сотрудничество; история, предыстория;  ориентироваться в историческом времени;  определять на карте границы и крупные города России;  рассказывать о родной стране, своем городе (селе);  различать символы государства ­флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;  уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;  уважительно относиться к защитникам Родины;  читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;  различать художественную и научно­популярную литературу;  анализировать ответы товарищей;  осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.  Обучающийся получит возможность научиться:  понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное  версии в истории;  приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);  различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);  анализировать   литературные   источники   для   приобретения   первоначальных   историко­ обществоведческих знаний;  на   основе   анализа   текстов   делать   умозаключения,   выводы,   устанавливать   причинно­ следственные связи; 6  уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России. Уровень результатов  Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: В   результате   реализации   программы   обеспечивается   достижение   обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.  Первый   уровень   результатов  —   приобретение   обучающимися   социальных   знаний символов государства ­ флага, герба, гимна России;о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   знаний   традиции   своей   семьи   и образовательного учреждения, бережное отношениек ним; знаний о правах и обязанностях человека,   гражданина,   семьянина,   товарища,   эстетического   отношения   к   окружающему миру и самому себе. Второй уровень результатов  —   получение   обучающимся     опыта  понимать   значение ключевых   слов   курса:   личность,   гражданин   мира;   народы   России,   международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности;  приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко­обществоведческих знаний; Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие обучающихся   между   собой   на   уровне   класса,   образовательного   учреждения,   т.   е.   в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных   знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий уровень результатов  — получение обучающимся опыта участия в социальных проектах. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие   обучающегося   с   представителями   различных   социальных   субъектов   за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности        Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.  Продуктивным   будет   контроль   в   процессе   организации   следующих   форм деятельности:           викторины;  конкурсы;  ролевые игры;  результативность участия в конкурсных программах; интеллектуально­познавательные игры; наблюдение учащихся за событиями в городе, стране; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия; акции благотворительности, милосердия; 7     презентации;  сюжетно ­ ролевые игры гражданского и историко­патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная); поездки, походы по историческим и памятным местам.                                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел  программы 1 класс  «Маленькие Россияне»   2 класс  «Моя  Малая  Родина» 3класс  «Россия  – Родина моя» 4 класс  «Я –  гражданин России» 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Я и я» « Я и семья» « Я и культура» « Я и школа» « Я и моё Отечество» « Я и планета» 4 6 5 8 6 4 4 5 4 6 9 6 4 5 4 6 9 6 4 5 4 6 9 6                Итого: 33 34 34 34 Содержание  «Я гражданин России»                   Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.) 1 класс          1.“Я и я”(4ч)  Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе. 2.“Я и семья”(6ч)  Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья. 3.“Я и культура”(5ч)  Дары природы.    История моего  города.   Встреча с творческими  людьми.  Экскурсия  в музей.  Конкурс поделок из природного материала.    4.“Я и школа”(8ч)  Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости.  Самое сильное  звено. Укрась территорию своей школы. 5.“Я и мое Отечество”(6ч)  Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.  8 6.“Я и планета”(4ч).  Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля. Итоговый тест №1.               Раздел 2.  Моя Малая Родина (34 ч.) 2 класс          1.“Я и я”(4ч)  Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.  2.“Я и семья”(5ч)  Моя любимая мамочка.   Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья». 3.“Я и культура”(4ч)  Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.         4.“Я и школа”(6ч). Обязанности ученика  в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».  5.“Я и мое Отечество”(9ч)  Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой   любимый   город.   Наш   город.   О   чем   шепчут   названия   улиц   родного   города.   След Великой   Отечественной  войны  в  жизни  родного  края.  Герои  Советского  союза  – наши земляки. Конкурсы рисунков. 6.“Я и планета”(6ч)  Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  Итоговый тест №2.               Раздел 3. Россия – Родина моя  (34 ч.) 3 класс          1.“Я и я”(4ч)  Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком! 2.“Я и семья”(5ч)  В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.   3.“Я и культура”(4ч)    Люблю   тебя,   моя   Россия.   Богатыри   земли   Русской.   Мои   любимые   книги.   Встреча   с местными поэтами. Экскурсии в  музей.    4.“Я и школа”(6ч)  Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица.  Конкурс рисунков о школе.  5.“Я и мое Отечество”(9ч)  Урок  милосердия   и  доброты.  Знакомства   с  символами  Российского   государства.  Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. 9 Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии.  Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне. 6.“Я и планета”(6ч)  Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.  Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.  Итоговый тест №3.               Раздел 4.  Я – гражданин России  (34 ч.) 4 класс          1.“Я и я”(4ч)  Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила  жизни. Правила  счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов 2.“Я и семья”(5ч)  День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.       3.“Я и культура”(4ч)  Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». 4.“Я и школа”(6ч)  Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе. 5.“Я и мое Отечество”(9ч)  Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика   России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».  Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне. 6.“Я и планета”(6ч)  В ответе за тех, кого приучили.  Растения из  Красной книги.  Растения – рекордсмены. Знаешь   ли   ты   страны   мира?   Семь   чудес   света.   Я   ­   житель   планеты   Земля.   Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов. Итоговый тест №4. Ресурсное обеспечение реализации программы Кадровое обеспечение. Занятия по программе ведут руководители внеурочной деятельности. Материально­техническое: Для проведения занятий используются учебный кабинет, библиотека, школьный музей. Необходимые        материалы: альбомы, акварельные краски, цветная бумага,  шариковые  ручки,  маркеры,  цветные карандаши, ватман, мячик, игрушки; Технические средства: компьютер,  проектор, фотокамера цифровая; Экранно­звуковые пособия: диски, фильмы, презентации. Информационно ­ методическое обеспечение: 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в  школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 10 3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. ­ М.: Новое  педагогическое мышление, 1989. ­ 221с.  5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания  личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. ­№17. ­  9 ­ 13с. 6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. –  2005. ­ №1. – 147с. 7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.:  Просвещение, 2009. – 35с. 8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.  Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания  [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. ­ 2006.  ­ №3. – 40с.  11. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 12.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова ­ Пособие для учителя. ­  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г. 13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. –  191., 204с. 14. Черемисина, В.Г. Духовно­ нравственное воспитание детей младшего школьного  возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. ­ Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­ 36. 15. Чутко Н.Я. Я ­ гражданин России (Я ­ моя страна ­ мой мир): учебное пособие по  факультативному курсу для 3 класса. ­ Самара: Издательство «Учебная литература» :  Издательский дом «Федоров», 2011.  16. Чутко Н.Я. Я _ гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное  пособие по факультативному курсу для 4 класса. _ Самара: Издательство «Учебная  литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 17. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я ­  гражданин России».  3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. 18. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я _ гражданин  России». 4 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Федоров», 2008.  Электронные ресурсы: 1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school­collection.edu.ru/ 2. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]  http://www.mirknig.com/ 3. Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс] http://all­ ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html 4. А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 11 Перечень наглядных средств обучения: 1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города». 3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 4. Буклет «Региональные символы ХМАО». 5. Портрет президента РФ. 6. Географические карты РФ, области, города. Рекомендуемая литература Литература для педагога: 1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995. 2. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы.  Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 3. Конституция РФ.­ М.: Известие, 2002. 4. О гражданско – правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях  Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства  образования. «Вестник образования» апрель 1996. 5. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ  Сфера, 2007. 6. Подборка журналов «Воспитание школьников». 7. Подборка журналов «Начальная школа». 8. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно­нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. ­  Белове: ­2010. ­ 48—49с, 9. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, ­ 2010. ­191, 204 с. 10. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция.  Учебники. Программы. – С.­П., 1995. 11. Черемисина В.Г. Духовно­нравственное воспитание детей младшего школьного  возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­36 с. 12. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по  гражданскому и патриотическому воспитанию: 1­4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 13. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009. 14. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1­4 классах.  – Волгоград:  «Учитель», 2006. 15. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010. 16. Закон «Об образовании». 17. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности». 18. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения // Воспитание школьников. ­ 2009. ­ №8 ­10­16 с. Литературы для воспитанников: 1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. ­  М.: Вита­ Пресс, 1995. 2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. ­ М.: Самовар, 1994. 3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита­Пресс, 1995. 4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита­Пресс, 1995. 12 5. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.:   Издательский Дом «Литера», 2008. 6. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г. Проверочные тесты. Критерии оценки знаний учащихся. Приложение Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Максимальная сумма баллов – 12. 10­12 баллов – курс усвоен практически полностью; 8­9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо; 6­7 баллов ­    курс усвоен удовлетворительно; менее 6 баллов – курс не усвоен.                                       Тест №1 1. Закончи предложение: Наша страна называется…. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Столица России – город: а) Москва;                                  б) Санкт­ Петербург; в) Омск;                                      г) Новосибирск. 3. Выбери и отметь правильный ответ: Главой нашего государства является: а) король;                                     б) губернатор; в) мер;                                           г) президент. 4. Выбери и отметь правильный ответ: Главный закон страны называется: а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.  5. Закончи предложение:  13 Гимн, флаг, герб – это ….  6. Раскрась российский флаг в его цвета: 7.  Выбери и отметь правильный ответ:        Документ, защищающий права ребёнка называется: а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы. 8. Обведи  правильный ответ: Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;                                                                  в) 18 лет;      г) 20 лет. 9. Закончи предложение: Я имею право на  ….. 10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу  ему, подняв голову кверху и что­то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил  старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации? 11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как  должны сделать люди в зале? 12. Соедини линиями дату и название праздника: 23 февраля                                                     День согласия и примирения    1 мая                                                      День защитника Отечества   4 ноября                                                         День России   12 июня                                                      День солидарности трудящихся                                                    Тест №2 1. Выбери и отметь правильный ответ: Как называется наша страна?   а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Кто является главой нашего государства? 14 а) президент;                                   б) царь;       в) губернатор;                                 г) премьер­министр. 3.  Выбери и отметь правильный ответ:      Чем являются герб, флаг и гимн?       а) символами государства;       б) символами праздника;       в) символами  власти 4. Выбери и отметь правильный ответ: Что значит быть гражданином?       а) иметь права;       б) выполнять законы, иметь права;       в) выполнять законы. 5. Обведи  границу  и  столицу нашего  государства.  Допиши  полное  название: Р ___________________ Ф ___________________                             Владивосток 6. Выбери правильный ответ: Что такое законы?       а) правила, обязательные для всех жителей страны;       б) документ, защищающий права человека;       в) документ. 7. Отметь знаком «+» правильные утверждения: Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по  решению правительства отмечает вся страна. 1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. Государственные праздники напоминают о важнейших событиях  прошлого и настоящего нашей Родины. 8. Выбери и отметь правильный ответ: Какой день стал Днём победы?  а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая. 9. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России ….. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России …. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с  интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким  ребенком на руках.                           Как ты поступишь в данной ситуации? 12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время  прогулки. 15 Тест №3 1. Впиши  пропущенные  слова. Главой  нашего государства является __________________________, а законы создаёт  ___________________________________. 2. Выбери и отметь правильные утверждения:                                                     а) государство ­ это все люди,                                                          живущие в стране; Что   такое                                 б) государство ­ это механизм                                                государство?                                  управления людьми,                                                          живущими в стране;                                                     в) государство устанавливает законы,                                                          которые  нельзя  нарушать;                                                     г) государство – это правительство,                                                            армия, милиция, законы.                                                           3. Выбери и отметь правильный ответ:      Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?       а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;       б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;       в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;       г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя. 4. Выбери и отметь правильный ответ:       Что такое герб?       а) нагрудный знак;       б) отличительный знак города, государства;       в) эмблема;       г)  рисунок. 5. Выбери и отметь правильный ответ:    До какого возраста человек считается ребёнком?       а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;       в) до 20 лет;                       г) до 25 лет. 6. Выбери и отметь правильный ответ:     Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?       а) если остался без семьи;              б) если проживает в семье;       в) если проживает с мамой;           г) если проживает с бабушкой. 7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от  которого) ты живёшь: 16 8. Закончи предложение:   Каждый человек  имеет право на ……. 9. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России? Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России,  и он падает в грязь. Что ты сделаешь? Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия: а) поздороваешься и сядешь на место; б) поздороваешься и извинишься за опоздание; в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место. 10. Объясни названия праздников. Праздники Событие, которое дало название празднику 9 Мая – День Победы 12 июня – день независимости России 12 апреля – день космонавта Тест №4 1. Выбери и отметь правильный ответ: В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:          а) Всеобщая декларация прав человека;           б) Конвенция о правах ребёнка;     в) Конституция Российской Федерации;     г) Устав школы. 2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб: 17 3. Выбери и отметь правильный ответ: Кто утверждает важные законы  нашей страны?       а) президент России;       б) правительство Российской Федерации;       в) государственная дума;       г) народ. 4. Выбери и отметь правильный ответ: С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого­либо кандидата?       а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;       в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет. 5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников. (Если сможешь, заполни все листки календаря):  январь февраль март май июнь ноябрь 6. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России….  7. Выбери и обведи флаг России:                                     8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение: 18 Конституция России Всеобщая декларация прав человека Устав школы    Конвенция о правах ребёнка Документ, защищающий права детей. Основной закон государства Документ, где отражены права и свободы человека. Основной закон школы 9. Выбери и отметь правильный ответ: Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?       а) дети имеют право на заботу и помощь;       б) каждый человек имеет гражданские и политические права и               свободы;       в) каждый человек имеет право на образование;       г) каждый ребёнок имеет свои обязанности. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России…. 11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга ­ Вася, Миша и Митя ­ принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать,  туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А  Вася… .Напиши как должен был поступить Вася. 12. Если ты остался дома без взрослых: а) Никому не откроешь двери; б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел; в) Откроешь дверь только близким людям.                            19 20

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы

Программа курса внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.