Представлена программа летнего оздоровительного школьного лагеря с дневным пребыванием детей. Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного школьного лагеря. Может быть полезна для заместителя директора по воспитательной работе.
Цель:создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей.Цель:создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Программа
«Лучистое солнышко»
Направление: духовнонравственное.
Возраст учащихся: 1 4 класс.
Автор составитель:
Шаврина Ирина Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская областьг. ЮжноСахалинск 2015г.
Содержание
I. Пояснительная записка.
II. Цели и задачи организации работы лагеря.
III. Концепция программы.
IV. Содержание и формы реализации программы.
V. Этапы реализации программы.
VI. Принципы и подходы деятельности по реализации программы.
VII. Механизм реализации программы.
VIII. Схема управления программой.
IX. Ресурсы
X. Критерии эффективности программы.
XI. Предполагаемые результаты программы.
XII. Плансетка работы школьного лагеря.
XIII. Режим дня.
XIV. Законы лагеря.
XV. Система контроля за реализацией программы.
XVI. Факторы риска и меры их профилактики.
XVII. Оценка результативности выполнения программы.
XVIII. Список литературы.I. Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников,
но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно
организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого
потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей
культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ НОШ №21 г.Южно
Сахалинска ежегодно организуется детский оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием детей.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую
деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и
воспитания детей в условиях оздоровительного школьного лагеря.
Количество смен – 1 смена (июнь)
Место проведения – МБОУ НОШ №21 г.ЮжноСахалинска.
Продолжительность смены – 21 день.
Общее число участников за смену – 150 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет,
родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется
детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерейодиночек и имеющих
родителейпенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных
отрядах по 25 человек.
1 Общие положения.
По желанию и запросам родителей (законных представителей) и с учётом
финансовых возможностей образовательного учреждения в летний период создаётся
пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Деятельность лагеря регламентируется Уставом учреждения, Положением об
оздоровительном лагере с дневным пребыванием при МБОУ НОШ №21 г.Южно
Сахалинска.
2 Организация и содержание деятельности
Пришкольный оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по
Зачисление
учреждению и комплектуется из обучающихся начальных классов.
производится на основании заявления родителей (законных представителей).
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов
обучающихся, строго соблюдаются требования санитарногигиенических норм и правил,
правил техники безопасности. Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и
гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа
жизни.
В лагере создаются условия для осуществления спортивнооздоровительной работы,
трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок
дня.
3 Кадровое обеспечение
Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, воспитатели из числа
педагогических работников учреждения.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и
здоровье детей, ведёт документацию.
Начальник лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с
культурнопросветительными и спортивными учреждениями.
Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря,
проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения,
правил пожарной безопасности.
Орган соуправления представляет собой совет командиров отрядов, который
реализуют коллективные, творческие, оздоровительные
совместно с воспитателем
мероприятия с детьми.
4 Охрана жизни и здоровья детей.
Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей во
время их пребывания в лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать
дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила
пожарной безопасности.
Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников,
а воспитатели для детей под личную подпись инструктируемых.
В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.
Организация питания осуществляется на основе примерных норм питания. За
качество питания несёт ответственность бракеражная комиссия, утверждённая директором
учреждения на время работы лагеря.
Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих
инструкций директора школы.
5 Финансовое обеспечение
Лагерь содержится за счёт городских бюджетных средств города, Фонда
социального страхования, родительских средств. Для содержания лагеря могут быть
привлечены спонсорские средства
II. Цель и задачи организации работы лагеря.
Цель:
Создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление
физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих
способностей детей.
Задачи:
Создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга
детей во время летних каникул с привлечением учреждений дополнительного
образования. Развитие познавательных интересов.
Развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе реализации
интересов и неудовлетворительных в школе духовных, интеллектуальных,
двигательных потребностей.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни,
создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Оздоровление детей и сплочение в единый, дружный коллектив.
III. Концепция программы
Методическое проектирование лагеря «Лучистое солнышко» опирается на
признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. При
создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие
идеи:
1 Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К.
Роджерс, Б.Ананьев).
2 Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3 Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.
Выготский).
4 Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
IV. Содержание и формы реализации программы.
Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для
других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
Правильная организация деятельности детей в летний период является связующим
звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма,
толерантности, демократии и самодеятельности.
Программа рассчитана на период с 1 июня по 26 июня 2015 года. По
продолжительности программа является краткосрочной (в течение лагерной смены).
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами,
инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного
образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
Формирование духовнонравственных и толерантных качеств является одним
из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и
гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи
проводится социальная работа. В течение смены педагогический коллектив организует
следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные
соревнования и мероприятия.
Программа предполагает следующее:
1
2
3
разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических
сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ)
развлечения и любимые занятия
саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил)4
образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ)
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
1 Спортивный зал;
2 Спортивные площадки;
3 Медицинский кабинет;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
1 Полноценное питание детей;
2 Витаминизация;
3 Гигиена приема пищи;
4 Режим дня;
5 Рациональная организация труда и отдыха;
6 Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
7 Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух;
По итогам смены самых активных ребят награждаем грамотами и всех ценными подарками.
Направления и виды деятельности.
Досуговая деятельность
Физкультурнооздоровительная деятельность
Художественнотворческая деятельность
Образовательная деятельность
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и
положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление
норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей
детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития
ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один
из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в
лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды
деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и
духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и
учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, дискотек, спектаклей,
экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение
эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К
самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности,
групп на основе общего интереса.
Физкультурнооздоровительная работа
Задачи физкультурнооздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурнооздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков
Расширение знаний об охране здоровья.Основные формы организации:
Утренняя зарядка
Спортивные и подвижные игры.
Элементы видов спорта;
Индивидуальные задания для самостоятельного выполнения в течение дня;
Городские соревнования для пришкольных летних площадок
Художественнотворческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой
личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от
проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности
в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественнотворческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный уголок»,
конкурс стенгазет и рисунков «За здоровый образ жизни»).
Конкурсные программы «Юмористический костюм», «Поле чудес», «Рыцарский
турнир»).
Творческие конкурсы, выставки работ из природного материала.
Концерты
Выставки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей
детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности,
укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего
мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового,
неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного реализуется в
других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к
практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда
основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Поездки, экскурсии, акции
Посещение кинотеатров, городские мероприятия, спортивнооздоровительные.
V. Этапы реализации программы
1 Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего
оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого
этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной
работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей «Лучистое солнышко»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (плансетка,
положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
2 Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 23 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей;
запуск программы «Лучистое солнышко»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3 Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно творческих дел;
работа творческих мастерских.
4 Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности
летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Условия реализации программы.
1 Чёткое представление целей и постановка задач.
2 Конкретное планирование деятельности.
3 Кадровое обеспечение программы.
4 Методическое обеспечение программы.
5 Педагогические условия.
6 Материальнотехническое обеспечение.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих
и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по
рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений.
Методическое обеспечение.
1 Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, планасетки.
2 Должностные инструкции всех участников процесса.
3 Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной
смены.
4 Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5 Проведение ежедневных планёрок.
6 Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1 Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2 Организация различных видов деятельности.
3 Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4 Создание ситуации успеха.
5 Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6 Организация различных видов стимулирования.
7
Материальнотехническое обеспечение.1 Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2 Материалы для оформления и творчества детей.
3 Наличие канцелярских принадлежностей.
4 Аудиоматериалы и видеотехника.
5 Призы и награды для стимулирования.
VI. Принципы и подходы деятельности по реализации программы.
1.Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет
сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной
мере превратить ее в фактор саморазвития.
2.Принцип «Каждое дело— творчески,
а иначе — зачем?» Реализация
этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из
участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем
включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к
окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному
развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
3.Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего
мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей
личности.
4. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой
дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что воспитатели
используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и
т. д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста
и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир
гуманности, взаимного уважения и доверия.
VII. Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
1 Организационный модуль. Формы работы:
2 Оздоровительный модуль. Формы работы:
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
посещение бассейна;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
подвижные игры;
3. Творческий модуль. Формы работы:коллективнотворческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
экскурсии с библиотеки города;
конкурсы;
викторины.
4. Патриотический модуль. Формы работы:
5 Нравственноэкологический модуль. Формы работы:
посещение краеведческого музея;
беседы;
экскурсии по городу;
акции;
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
экологический КВН;
работа библиотекаря школы;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
VIII. Схема управления программой.IX. Ресурсы
Медицинский кабинет
Педкол
лектив
Спортзал
Спортивная площадка
Игровая площадка
Ресурсы
Спорт
инвентарь
Столовая школы №21
Здание школы
Комнаты для работы отрядов
X. Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый
участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к
обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный
психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.XI. ПЛАНСЕТКА (примерная) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
дневного пребывания при МБОУ НОШ №21 г.ЮжноСахалинска
1.06. День
знакомства.
(Акция «Водитель,
будь внимателен!»)
Давайте
познакомимся.
Веселый мир
детства!
Отрядные огоньки.
Выбор актива.
Отв.
02.06. День
литературы
(библиотека)
А. С. Пушкин
Подготовка к
празднику
открытия.
Работа по
отрядным планам.
(июнь 2015г.)
03.06. День
загадок.
Марафон
творчества «Алло,
таланты»
Экскурсия в
Сахалинский обл.
худ. Музей3,4 отр
04.06. День
Художников.
«Солнечный лагерь»
Бн «Панорама»
1,2 отр.
Отв.
05.06. Салют
Диво город!
Праздник
открытия лагеря.
Концертно
развлекательная
программа.
Отв.08.06. День
вежливости.
Праздник
инсценирование «В
стране вежливых
людей»
Отв.
16.06. День
искусства.
Парк культуры 3,4
отр.
Бн «Панорама»
1,2 отр.
Отрядные
мероприятия.
22.06. День
памяти.
Литературно
музыкальная
композиция «Пока
мы помним
прошлое у нас
есть будущее»
Участие в акции
«Красная гвоздика»
Отв.
06.06. День
фантазии и юмора.
Защита
юмористических
костюмов.
Отрядные
мероприятия.
Отв.
.
15.06. День
животных.
Посещение
зоопарка
1, 2, 3 отр.
«Конекгорбунок» 4,
5, 6 отр.
20.06. День
игры.
Малые
Олимпийские Игры.
Отрядные
мероприятия.
26.06. До свидания,
лагерь!
Концерт
Отв.
9.06. День истории
края.
Экскурсия в
Сахалинский обл.
худ. Музей1,2 отр.,
Квест про войну –
5,6 отр.
Бн «Панорама»
3,4 отр.
17.06. День спорта
Городская
спартакиада
«Веселые старты!»
Отрядные
мероприятия.
10.06. День
эколога.
Кругосветное
путешествие по
станциям планеты
Земля. Отрядные
мероприятия.
Отв.
18.06. День
безопасности
Экскурсия в
пожарную часть
Отрядные
мероприятия.
Бн «Панорама»
3,4 отр.
11.06. День
независимости
России
Играпутешествие
по городам.
История
праздника,
Бн «Панорама»
5,6 отр.
19.06. День
творчества.
Конкурс «Один в
один»
Игры на сплочение
коллектива.
Отв.
23.06. День театра.
24.06 День
моря.
25.06. День
именинника.
Конкурс
инсценировок «По
дорогам сказок».
отв.
Бн «Панорама»
5,6 отр.
Отв.
Выезд на море.
«Янтарное
побережье».
Легенды о янтаре.
Как искать
янтарь?
с. Стародубское
Праздник «Самый
лучший день в
году!»
Отрядные
мероприятия.
Скрининг
обследование
(детская
поликлиника)
XII. Режим
работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
при МБОУ НОШ № 21 г.ЮжноСахалинска
(июнь 2015г.)
Время проведения
8:30 – 9:00
Прием детей.
В лагерь всем пора!
Режим дня9:00 – 9:15
9:15 – 9:30
9:30 – 10:00
10:00 – 11:15
11:15 – 12:00
12:00 – 13:00
13:00 – 13:30
13:30 – 14:10
14:15
14:30
Собирайся, детвора!
Зарядка.
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо сделать нам зарядку!
Утренняя линейка.
Завтрак.
Перед завтраком умойся!
Всем за стол!
Узнать пора, чем нас кормят повара?
Культмассовые мероприятия.
Ждут нас конкурсы, прогулки, интересные дела!
Свободная деятельность по интересам.
(настольные игры, творческая мастерская и т.д.)
Прогулка.
Всем на улицу пора!
Закаляться, развлекаться
очень любит детвора.
Обед.
Берем ложки, берем хлеб
и садимся за обед.
Отрядные дела.
Кто куда? Кто танцует и поет,
кто сорняк на клумбе рвет.
Выдача молока
Уход домой.
Возможны частичные изменения режима лагеря в связи с выездами на экскурсии по плану
работы лагеря и погодными условиями.
XIII. Предполагаемые результаты программы.
Для детей:
1. Укрепление здоровья детей.
2. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками.
3. Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
4. Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни
5. Развитие важнейших духовно нравственных качеств.
6. Развитие лидерских качеств и умений.
7. Создание мотивации на познавательную деятельность.8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и
национальностей;
9. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для
взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать
в работе лагеря.
Для педагогов:
1. Умение ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не против него.
2. Приобретение опыта помощи ребёнку, понимания себя, верить в свои силы,
создавать ситуацию успеха.
Реализация программы позволит:
1.
внимания».
Повысить уровень эффективной социализации детей группы «особого
2. Получить новую методическую систему обработки, хранения и воспроизводства
лучшего опыта работы.
3. Повысить методический уровень педагогического коллектива.
XIV. Законы лагеря.
1 Закон «Наше имяотряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму
дня.2 Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
3 Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и
полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу
лагеря.
4 Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к
другим.
5 Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего
лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
6 Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
7 Закон «Правая рука». Если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают.
8 Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить
людям чтото очень важное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
9 Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не
компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков
будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
10 Закон «00». Время дорого у нас берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
11 Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка
(опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, находиться на территории без
воспитателя)
12 Закон «Мотор». Долой скуку!
13 Закон «Выносливость». Будь вынослив.
14 Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
15 Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
XV. Система контроля за реализацией программы№ п/п Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
2.
3.
4.
Опрос родителей на выявление
пожеланий по организации
деятельности детского лагеря.
Анкетирование детей в
организационный период с целью
выявлениях их интересов, мотивов
пребывания в лагере.
Ежедневное отслеживание настроения
детей, удовлетворенности
проведенными мероприятиями.
Анкетирование детей в конце смены,
позволяющее выявить оправдание
ожиданий.
Апрель
Начальник лагеря
1 день смены
Воспитатели
В течение смены
Начальник лагеря,
отрядные воспитатели
Последний день смены Социальный педагог
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно
эмоционального личного состояния, наблюдение за приоритетными видами деятельности
участников, ведутся дневники. В конце дня дети в каждом отряде рисуют лучики
определенного цвета: желтый – понравилось, красный – не понравилось и прикрепляют к
солнышку.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста
участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных
сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам
дня присваивается «стикер» определенного цвета.
Цветовая гамма:
красный – «лидерорганизатор»,
синий – «лидервдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам
смены они награждаются грамотами, подарками.
XVI. Факторы риска и меры их профилактики:
№ Факторы риска
Меры профилактики1
2
3
4
5
6
7
8
Плохая погода, не позволяющая
активно отдыхать
Пассивность
Усталость педагогического
коллектива
Утомляемость детей
Эмоциональное сгорание
Травматизм
Изменение режима дня по
отношению к запланированным
видам деятельности. Запасные
формы работы, адаптированные
для работы в помещении.
Отбор эффективных методов и
средств для повышения активности
участников программы:
стимулирование мотивации.
Четкое распределение
обязанностей, объединение
коллективных усилий в сложных
ситуациях.
Хорошая организация
мероприятий, чередование игровой
деятельности с творческой,
интеллектуальной, спортивной и
др.
Тщательная подготовка программы
смены. Разработка корпоративной
культуры, использование
стимулирования деятельности.
Инструктаж по технике
безопасности. Исключение
травмоопасных ситуаций,
бдительность и ответственность за
здоровье и жизнь детей.
Недостаточность спортивного и
игрового инвентаря
Своевременное и достаточное
обеспечение.
Подвижные игры на улице
Чередование игр на улице и в
помещении.
XVII. Оценка результативности выполнения программы:
Ожидаемый
результат
Критерий
Показатель
Способы
отслеживания1.Включенность
детей в мероприятия
лагеря
2.Динамика
творческих успехов
воспитанников
отряда, их
организованности и
единения
Количество участников
мероприятия
Удовлетворенность
деятельностью лагеря
Участие в творческих
конкурсах
Уровень дисциплины и
организованности в
отряде
3.Выполнение
оздоровительной
задачи
4.Оздоровление
школьников
5.Появление
косвенных
продуктов
деятельности
Удовлетворенность
детей качеством
жизнедеятельности в
лагере
Динамика уровня
тревожности,
утомляемости,
эмоционального
благополучия
Отсутствие
заболеваемости
Сохранение и развитие
основных показателей
физического здоровья
Уровень питания
Количество косвенных
продуктов
деятельности
(рисунки, плакаты,
картины, фотографии)
100%
Не менее 85%
Уровень и
качество участия
Уровень
подготовки
мероприятия
Мероприятия по
инициативам
детей
Отсутствие
нарушений
режима, порядка в
лагере
100%
Соответствие
условий
Выполнение плана
работы
Отсутствие сбоев
в планировании
Выполнение
проектов
100%
Наличие и уровень
исполнения
Численный состав,
оценка массовости
Оценка участия:
дипломы, грамоты
Отчет, подведение
итогов дня
Отчет
Анализ
администрации
Внешняя оценка
Ежедневная
рефлексия
Медицинский
контроль
Динамика здоровья
воспитанников по
входному и
выходному
контролю(рост, вес)
100% посещаемость
Бракеражный
контроль
Наличие в лагере
стендов,
представляющих
деятельность лагеря
Выставки,
обновляемость
выставки
XVIII. Список литературы.
1 Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии
мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.2 Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
3 Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО,
2004. 192с.
4 Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
311с.
5 Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. –
208с.
6 Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в
летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
7 Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
8 Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус,
2007. – 206с.
9 Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или
Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
10 Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для
вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
11 Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
12 Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
13 Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
14 Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. –
Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
15 Шмаков С.А. Игрышутки, игрыминутки. М., 1993.