Программа по географии 5-9 классы ФГОС
Оценка 4.9

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
Взрослым
21.03.2019
Программа по географии 5-9 классы ФГОС
Выпускник научится: • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни; • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; • описывать погоду своей местности; • объяснять расовые отличия разных народов мира; • давать характеристику рельефа своей местности; • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии; • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Рабочая программа по географии 5- 9 классы.docx
Рабочая программа 5-9 класс Программа по географии 5­9 классы 1 ФГОС Раздел 1. Результаты освоения учебного предмета Выпускник научится:  выбирать   источники   географической   информации   (картографические, статистические,   текстовые,   видео­   и   фотоизображения,   компьютерные   базы   данных), адекватные решаемым задачам;   ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические,   текстовые,   видео­   и   фотоизображения,   компьютерные   базы   данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные   показатели,   характеризующие   географические   объекты,   процессы   и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;  представлять   в   различных   формах   (в   виде   карты,   таблицы,   графика, географического   описания)   географическую   информацию,   необходимую   для   решения учебных и практико­ориентированных задач;  использовать   различные   источники   географической   информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы   данных)   для   решения   различных   учебных   и   практико­ориентированных   задач: выявление   географических   зависимостей   и   закономерностей   на   основе   результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение   географических   явлений   и   процессов   (их   свойств,   условий   протекания   и географических   различий);   расчет   количественных   показателей,   характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов;   принятие   решений,   основанных   на   сопоставлении,   сравнении   и/или   оценке географической информации;  проводить   с   помощью   приборов   измерения   температуры,   влажности   воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;  использовать   знания   о   географических   законах   и   закономерностях,   о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;  оценивать   характер   взаимодействия   деятельности   человека   и   компонентов природы   в   разных   географических   условиях   с   точки   зрения   концепции   устойчивого развития;  различать   (распознавать,   приводить   примеры)   изученные   демографические процессы   и   явления,   характеризующие   динамику   численности   населения   Земли   и отдельных регионов и стран;  использовать   знания   о   населении   и   взаимосвязях   между   изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико­ ориентированных задач;  описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;   различать   географические   процессы   и   явления,   определяющие   особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; 2  устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;   приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;  различать   принципы   выделения   и   устанавливать   соотношения   между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;  оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;  использовать   знания   о   мировом,   зональном,   летнем   и   зимнем   времени   для решения практико­ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;  различать   географические   процессы   и   явления,   определяющие   особенности природы России и ее отдельных регионов;  оценивать   особенности   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах отдельных территорий России;  объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;  оценивать   природные   условия   и   обеспеченность   природными   ресурсами отдельных территорий России;   использовать   знания   об   особенностях   компонентов   природы   России   и   ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни;  различать   (распознавать,   приводить   примеры)   демографические   процессы   и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,   определяющие   динамику   населения   России,   половозрастную   структуру, особенности   размещения   населения   по   территории   страны,   географические   различия   в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;  использовать   знания   о   естественном   и   механическом   движении   населения, половозрастной   структуре,   трудовых   ресурсах,   городском   и   сельском   населении, этническом   и   религиозном   составе   населения   России   для   решения   практико­ ориентированных задач в контексте реальной жизни;  находить   и   распознавать   ответы   на   вопросы,   возникающие   в   ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;  различать     характеризующие   отраслевую; (распознавать)   показатели, функциональную и территориальную структуру хозяйства России;  использовать   знания   о   факторах   размещения   хозяйства   и   особенностях размещения   отраслей   экономики   России   для   объяснения   особенностей   отраслевой, функциональной   и   территориальной   структуры   хозяйства   России   на   основе   анализа факторов, влияющих  на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;   объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;  сравнивать   особенности   природы,   населения   и   хозяйства   отдельных   регионов России;  сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;  3  уметь   ориентироваться   при   помощи   компаса,   определять   стороны   горизонта, использовать компас для определения азимута;   описывать погоду своей местности;   объяснять расовые отличия разных народов мира;  давать характеристику рельефа своей местности;   уметь   выделять   в   записках   путешественников   географические   особенности территории  приводить   примеры   современных   видов   связи,   применять     современные   виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться:  создавать простейшие географические карты различного содержания;  моделировать географические объекты и явления;  работать   с   записками,   отчетами,   дневниками   путешественников   как источниками географической информации;  подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;  ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;  использовать  знания  о  географических   явлениях  в   повседневной   жизни  для сохранения   здоровья   и   соблюдения   норм   экологического   поведения   в   быту   и окружающей среде;  приводить   примеры,   показывающие   роль   географической   науки   в   решении социально­экономических   и   геоэкологических   проблем   человечества;   примеры практического   использования   географических   знаний   в   различных   областях деятельности;  воспринимать   и   критически   оценивать   информацию   географического содержания в научно­популярной литературе и средствах массовой информации;  составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях   событий,   процессов,   объектов,   происходящих   в   географической оболочке;  сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;  оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;  объяснять   закономерности   размещения   населения   и   хозяйства   отдельных территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами;  наносить на контурные карты основные формы рельефа;  давать характеристику климата своей области (края, республики);  показывать   на   карте   артезианские   бассейны   и   области   распространения многолетней мерзлоты;  выдвигать   и   обосновывать   на   основе   статистических   данных   гипотезы   об изменении   численности   населения   России,   его   половозрастной   структуры,   развитии человеческого капитала;  объяснять   различия   в   обеспеченности   трудовыми   ресурсами   отдельных регионов России  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; 4  выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;  объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;  оценивать   социально­экономическое   положение   и   перспективы   развития России. Раздел 2. Содержание учебного предмета Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья:  путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха   Великих   географических   открытий   (открытие   Нового   света,   морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические   открытия   XVII–XIX   вв.   (исследования   и   открытия   на территории   Евразии   (в   том   числе   на   территории   России),   Австралии   и   Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические   исследования   в   ХХ   веке   (открытие   Южного   и   Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних   слоев   атмосферы,   открытия   и   разработки   в   области   Российского   Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.  Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  Земля   –   часть   Солнечной   системы.   Земля   и   Луна.  Влияние   космоса   на   нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.  Календарь – как система   измерения   больших   промежутков   времени,   основанная   на   периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Изображение земной поверхности.  Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,   аэрофото­   и   аэрокосмические   снимки.   Масштаб.   Стороны   горизонта.   Азимут. Ориентирование   на   местности:   определение   сторон   горизонта   по   компасу   и   местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План   местности.   Условные   знаки.   Как   составить   план   местности.  Составление простейшего   плана   местности/учебного   кабинета/комнаты.  Географическая   карта   – особый источник информации.  Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб   и   условные   знаки   на   карте.   Градусная   сеть:   параллели   и   меридианы. Географические   координаты:   географическая   широта.   Географические   координаты: географическая   долгота.   Определение   географических   координат   различных   объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.  Природа Земли. 5 Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте.   Определение   относительной   и   абсолютной   высоты   гор.   Рельеф   дна   океанов. Рифтовые   области,   срединные   океанические   хребты,   шельф,   материковый   склон. Методы   изучения   глубин   Мирового   океана.   Исследователи   подводных   глубин   и   их открытия. Гидросфера.  Строение   гидросферы.  Особенности  Мирового   круговорота   воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе:  основные части  речной  системы,  характер, питание и  режим  рек. Озера  и их происхождение.   Ледники.   Горное   и   покровное   оледенение,   многолетняя   мерзлота. Подземные   воды.   Межпластовые   и   грунтовые   воды.   Болота.   Каналы.   Водохранилища. Человек и гидросфера. Атмосфера.  Строение   воздушной   оболочки   Земли.  Температура   воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.   Атмосферное   давление.   Ветер.   Постоянные   и   переменные   ветра.  Графическое отображение   направления   ветра.   Роза   ветров.  Циркуляция   атмосферы.   Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов   наблюдений).  Понятие   климата.   Погода   и   климат.   Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на   поверхности   суши:   особенности   распространения   растений   и   животных   в   лесных   и безлесных   пространствах.  Воздействие   организмов   на   земные   оболочки.   Воздействие человека на природу. Охрана природы. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие   оболочек   Земли.   Строение   географической   оболочки.   Понятие   о природном   комплексе.   Глобальные,   региональные   и   локальные   природные   комплексы. Природные   комплексы   своей   местности.   Закономерности   географической   оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.  Человечество на Земле.  Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Освоение Земли человеком.  Что   изучают   в   курсе   географии   материков   и   океанов?   Методы   географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. 6 Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   древности   (древние   египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена). Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   эпоху   Средневековья (норманны,   М.   Поло,   А.   Никитин,   Х.   Колумб,   ,   Васко   да   Гама,   Ф.   Магеллан,   Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, С. Дежнев). Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо­Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов­Тянь­ Шанский, Н.М. Пржевальский. Г.И.   Лангсдорф   и   Н.Г.   Рубцов,   Ф.Ф.   Беллинсгаузен   и   М.П.   Лазарев,   Д. Ливингстон,   В.В.   Юнкер,   Е.П.   Ковалевский,   А.В.   Елисеев,   экспедиция   на   корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен,).  Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание   и   нанесение   на   контурную   карту   географических   объектов   одного   из изученных маршрутов. Главные закономерности природы Земли. Литосфера и рельеф Земли.  История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические   пояса   Земли.   Строение   земной   коры.   Типы   земной   коры,   их   отличия. Формирование современного рельефа Земли.  Влияние строения земной коры на облик Земли. Атмосфера   и   климаты   Земли.  Распределение   температуры,   осадков,   поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика   основных   и   переходных   климатических   поясов   Земли.  Влияние климатических   условий   на   жизнь   людей.   Влияние   современной   хозяйственной деятельности   людей   на   климат   Земли.   Расчет   угла   падения   солнечных   лучей   в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного   давления,   расчет   температуры   воздуха   тропосферы   на   заданной высоте,   расчет   средних   значений   (температуры   воздуха,   амплитуды   и   др. показателей). Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан.   Характерные   черты   природы   океана   и   его   отличительные   особенности. Атлантический   океан.   Характерные   черты   природы   океана   и   его   отличительные особенности.   Северный   Ледовитый   океан.   Характерные   черты   природы   океана   и   его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Географическая   оболочка.  Свойства   и   особенности   строения   географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Характеристика материков Земли. Южные материки. Особенности южных материков Земли.  Африка.  Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные   ископаемые.   Климат   и   внутренние   воды.   Характеристика   и   оценка   климата 7 отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение   причин   природного   разнообразия   материка.   Население   Африки, политическая карта.  Особенности   стран   Северной   Африки   (регион   высоких   гор,   сурового   климата, пустынь  и   оазисов,   а  также   родина   древних   цивилизаций,     современный   район   добычи нефти и газа). Особенности   стран   Западной   и   Центральной   Африки   (регион   саванн   и непроходимых   гилей,   с   развитой   охотой   на   диких   животных,   эксплуатация   местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)). Австралия   и   Океания.  Географическое   положение,   история   исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум – страна­материк; самый маленький материк,   но   одна   из   крупнейших   по   территории   стран   мира;   выделение   особого культурного типа австралийско­новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания   (уникальное   природное   образование   –   крупнейшее   в   мире   скопление островов;   специфические   особенности   трех   островных   групп:   Меланезия   –   «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»). Южная   Америка.  Географическое   положение,   история   исследования   и особенности   рельефа   материка.   Климат   и   внутренние   воды.   Южная   Америка   –   самый влажный   материк.   Природные   зоны.   Высотная   поясность   Анд.   Эндемики.   Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). Антарктида.  Антарктида   –   уникальный   материк   на   Земле   (самый   холодный   и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды.   Цели   международных   исследований   материка   в   20­21   веке.   Современные исследования и разработки в Антарктиде.  Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние   воды.   Природные   зоны.   Меридиональное   расположение   природных   зон   на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. Евразия.  Географическое  положение,  история  исследования  материка.  Рельеф  и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную   деятельность   людей.   Реки,   озера   материка.   Многолетняя   мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.  8 Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны   Средней   Европы   (население,   образ   жизни   и   культура   региона,   высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). Страны   Восточной   Европы   (население,   образ   жизни   и   культура   региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Страны   Южной   Европы   (население,   образ   жизни   и   культура   региона,   влияние южного   прибрежного   положения   на   жизнь   и   хозяйственную   деятельность   людей (международный   туризм,   экспорт   субтропических   культур   (цитрусовых,   маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).  Зарубежная Азия. Страны Юго­Западной Азии (особенности положения региона (на границе   трех   частей   света),   население,   образ   жизни   и   культура   региона   (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение   на   жизни   людей   (наличие   пустынь,   оазисов,   нефти   и   газа),   горячая   точка планеты). Страны   Центральной   Азии   (влияние   большой   площади   территории,   имеющей различные   природные   условия,   на   население   (его   неоднородность),   образ   жизни (постсоветское   экономическое   наследие,   сложная   политическая   ситуация)   и   культуру региона). Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние   колониального   и   полуколониального   прошлого,   глубоких   феодальных   корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).  Страны   Южной   Азии   (влияние   рельефа   на   расселение   людей   (концентрация населения   в   плодородных   речных   долинах),   население   (большая   численность   и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны   Юго­Восточной   Азии   (использование   выгодности   положения   в   развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов   мира),   население   (главный   очаг   мировой   эмиграции),   образ   жизни   (характерны резкие   различия   в   уровне   жизни   населения   –   от   минимального   в   Мьянме   до   самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая). Взаимодействие природы и общества.  Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень   воздействия   человека   на   природу   на   разных   материках.   Необходимость международного   сотрудничества   в   использовании   природы   и   ее   охраны.   Развитие природоохранной   деятельности   на   современном   этапе   (Международный   союз   охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.). Территория России на карте мира.  Характеристика   географического   положения   России.   Водные   пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве 9 и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.  Общая характеристика природы России. Рельеф   и   полезные   ископаемые   России.  Геологическое   строение   территории России.   Геохронологическая   таблица.   Тектоническое   строение   территории   России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории   России.   Изображение   рельефа   на   картах   разного   масштаба.   Построение профиля рельефа. Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.   Закономерности   циркуляции   воздушных   масс   на   территории   России   (циклон, антициклон,   атмосферный   фронт).   Закономерности   распределения   основных   элементов климата   на   территории   России.   Суммарная   солнечная   радиация.   Определение   величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы   климата   России.   Человек   и   климат.   Неблагоприятные   и   опасные   климатические явления.   Прогноз   и   прогнозирование.   Значение   прогнозирования   погоды.   Работа   с климатическими   и   синоптическими   картами,   Определение зенитального положения Солнца.    картодиаграммами. Внутренние   воды   России.  Разнообразие   внутренних   вод   России.   Особенности российских   рек.   Разнообразие   рек   России.   Режим   рек.   Озера.   Классификация   озер. Подземные   воды,   болота,   многолетняя   мерзлота,   ледники,   каналы   и   крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека. Почвы   России.  Образование   почв   и   их   разнообразие   на   территории   России. Почвообразующие   факторы   и   закономерности   распространения   почв.   Земельные   и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. Природно­территориальные комплексы России. Природное   районирование.  Природно­территориальные   комплексы   (ПТК): природные,   природно­антропогенные   и   антропогенные.   Природное   районирование территории   России.   Природные   зоны   России.   Зона   арктических   пустынь,   тундры   и лесотундры.   Разнообразие   лесов   России:   тайга,   смешанные   и   широколиственные   леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади  равнин   мира,  древняя  равнина;  разнообразие  рельефа;  благоприятный  климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север   Русской   равнины   (пологая   равнина,   богатая   полезными   ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения   населения   (к   речным   долинам:   переувлажненность,   плодородие   почв   на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и 10 социально­экономические   (чрезмерная   вырубка   лесов,   распашка   лугов);   богатство почвенными  (черноземы)  и  минеральными  (железные  руды)  ресурсами  и  их  влияние  на природу, и жизнь людей).  Южные   моря   России:   история   освоения,   особенности   природы   морей,   ресурсы, значение.  Крым   (географическое   положение,   история   освоения   полуострова,   особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности   климата   в   западных   и   восточных   частях;   высотная   поясность;   природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья). Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство   полезными   ископаемыми;   суровость   климата   на   севере   и   влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. Моря   Северного   Ледовитого   океана:   история   освоения,   особенности   природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.  Западная   Сибирь   (крупнейшая   равнина   мира;   преобладающая   высота   рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. Средняя   Сибирь   (сложность   и   многообразие   геологического   строения,   развитие физико­географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). Северо­Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа,   горные   хребты,   переходящие   в   северные   низменности;   суровость   климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы   Южной   Сибири   (географическое   положение,   контрастный   горный   рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай,   Саяны,   Прибайкалье,   Забайкалье   (особенности   положения,   геологическое строение   и   история   развития,   климат   и   внутренние   воды,   характерные   типы   почв, особенности природы). Байкал.   Уникальное   творение   природы.   Особенности   природы.   Образование котловины.   Байкал   –   как   объект   Всемирного   природного   наследия   (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). Дальний   Восток   (положение   на   Тихоокеанском   побережье;   сочетание   горных хребтов   и   межгорных   равнин;   преобладание   муссонного   климата   на   юге   и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно­лесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).  Камчатка,   Сахалин,   Курильские   острова   (географическое   положение,   история исследования, особенности природы). Население России.  11 Численность   населения   и   ее   изменение   в   разные   исторические   периоды. Воспроизводство   населения.   Показатели   рождаемости,   смертности,   естественного   и миграционного   прироста / убыли.   Характеристика   половозрастной   структуры   населения России.   Миграции   населения   в   России.   Особенности   географии   рынка   труда   России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии   народов   России.   Географические   особенности   размещения   населения   России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация. География своей местности. Географическое   положение   и   рельеф.   История   освоения.   Климатические особенности   своего   региона   проживания.   Реки   и   озера,   каналы   и   водохранилища. Природные   зоны.   Характеристика   основных   природных   комплексов   своей   местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.  Хозяйство России. Общая   характеристика   хозяйства.   Географическое   районирование. Экономическая   и   социальная   география   в   жизни   современного   общества.   Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы   развития   экономики   России.   Географическое   районирование.   Административно­ территориальное устройство Российской Федерации.   Целлюлозно­бумажная   промышленность. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав   сельского   хозяйства.   Растениеводство.   Животноводство.   Отраслевой   состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.   Топливно­энергетический комплекс.   Топливно­энергетический   комплекс.   Угольная   промышленность.   Нефтяная   и газовая   промышленность.   Электроэнергетика.   Типы   электростанций.   Особенности размещения   электростанция.   Единая   энергосистема   страны.   Перспективы   развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы   и   перспективы   развития   отрасли.   Машиностроительный   комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК.   Химическая промышленность.   Состав   отрасли.   Особенности   размещения.   Перспективы   развития. Транспорт.   Виды   транспорта.   Значение   для   хозяйства.   Транспортная   сеть.   Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном   мире.   Типы   телекоммуникационных   сетей.   Сфера   обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.   Отраслевые   особенности   военно­промышленного   комплекса. Хозяйство своей местности.  Особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства   своего   региона.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. Районы России. Европейская   часть   России.  Центральная   Россия:   особенности   формирования территории, ЭГП, природно­ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор   в   расселении,   народные   промыслы.   Этапы   развития   хозяйства   Центрального 12 района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства. Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.  Центрально­Черноземный район: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волго­Вятский район: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Северо­Западный   район:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал, население,   древние   города   района   и   характеристика   хозяйства.   Особенности территориальной   структуры   хозяйства,   специализация   района.   География   важнейших отраслей хозяйства. Калининградская   область:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал, население   и   характеристика   хозяйства.   Рекреационное   хозяйство   района.   Особенности территориальной   структуры   хозяйства,   специализация.   География   важнейших   отраслей хозяйства.  Моря   Атлантического   океана,   омывающие   Россию:   транспортное   значение, ресурсы. Европейский   Север:   история   освоения,   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный потенциал,   население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Поволжье:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   население   и характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Крым:   особенности   ЭГП,   население   и характеристика   хозяйства.   Рекреационное   хозяйство.   Особенности   территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.    природно­ресурсный   потенциал, Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население и характеристика   хозяйства.   Рекреационное   хозяйство.   Особенности   территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.  Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Уральский   район:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Азиатская часть России.  Западная   Сибирь:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   этапы   и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. Восточная   Сибирь:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   этапы   и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы. Дальний   Восток:   формирование   территории,   этапы   и   проблемы   освоения, особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности   территориальной   структуры   хозяйства,   специализация   района.   Роль территории   Дальнего   Востока   в   социально­экономическом   развитии   РФ.   География важнейших отраслей хозяйства. 13 Россия в мире.  Россия   в   современном   мире   (место   России   в   мире   по   уровню   экономического развития,   участие   в   экономических   и   политических   организациях).   Россия   в   мировом хозяйстве   (главные   внешнеэкономические   партнеры   страны,   структура   и   география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.  Примерные темы практических работ Работа с картой «Имена на карте». 1. 2. Описание   и   нанесение   на   контурную   карту   географических   объектов изученных маршрутов путешественников. 3. 4. 5. 6. 7. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Определение координат географических объектов по карте. Определение положения объектов относительно друг друга: Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Определение   высот   и   глубин   географических   объектов   с   использованием шкалы высот и глубин. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Определение азимута. Ориентирование на местности. Составление плана местности. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Описание   элементов   рельефа.   Определение   и   объяснение   изменений элементов   рельефа   своей   местности   под   воздействием   хозяйственной   деятельности человека. 14. 15. 16. 17. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии. Описание объектов гидрографии. Ведение дневника погоды. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). 18. 19. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности. Изучение природных комплексов своей местности. Описание основных компонентов природы океанов Земли. Создание   презентационных   материалов   об   океанах   на   основе   различных источников информации. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Описание основных компонентов природы материков Земли. Описание природных зон Земли. Создание   презентационных   материалов   о   материке   на   основе   различных источников информации. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Работа   с   картографическими   источниками:   нанесение   особенностей географического положения России. 30. 31. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. 14 32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. 33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. 34. Работа   с   картографическими   источниками:   нанесение   элементов   рельефа России. 35. 36. 37. Описание элементов рельефа России. Построение профиля своей местности. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России. 38. 39. Описание объектов гидрографии России. Определение   закономерностей   распределения   солнечной   радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. Распределение   количества   осадков   на   территории   России,   работа   с климатограммами. 40. 41. 42. информации. Описание характеристики климата своего региона. Составление прогноза погоды на основе различных источников 43. 44. Описание основных компонентов природы России. Создание   презентационных   материалов   о   природе   России   на   основе различных источников информации. 45. 46. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей. 47. Работа   с   разными   источниками   информации:   чтение   и   анализ   диаграмм, графиков,   схем,   карт   и   статистических   материалов   для   определения   особенностей географии населения России. 48. 49. Определение особенностей размещения крупных народов России. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. 50. 51. 52. России. Чтение и анализ половозрастных пирамид. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях Определение   видов   и   направлений   внутренних   и   внешних   миграций, объяснение причин, составление схемы. Объяснение   различий   в   обеспеченности   трудовыми   ресурсами   отдельных регионов России. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России. Описание основных компонентов природы своей местности. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации. Работа   с   картографическими   источниками:   нанесение   субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ. 59. Работа   с   разными   источниками   информации:   чтение   и   анализ   диаграмм, графиков,   схем,   карт   и   статистических   материалов   для   определения   особенностей хозяйства России. 60. Сравнение   двух   и   более   экономических   районов   России   по   заданным характеристикам. 15 53. 54. 55. 56. 57. 58. 61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации. 62. Составление   картосхем   и   других   графических   материалов,   отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Перечень практических работ 5 КЛАСС П/р № 1 «Географические открытия древности и средневековья.» П / р № 2 «Важнейшие географические открытия.» П /р№ 3 «Ориентирование по компасу.» П / р № 4 «Составление простейшего плана местности.» 6 КЛАСС П/р № 1. Изображение здания школы в масштабе. П /р№ 2. Определение направлений и азимутов по плану. П/р№ 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. П/р № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их  географическим координатам. П /р № 5. Составление описания форм рельефа. П /р № 6. Составление описания внутренних вод. П /р № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. П /р №  8. Построение розы ветров. П /р № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. П /р № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК). 7 КЛАСС П /р. № 1. Классификация географических карт. П/р № 2. Строение материковой и океанической земной коры. П/р № 3. Сравнить физическую карту и карту «Строение земной коры» и заполнить  таблицу. П/р № 4. Характеристика климатических поясов. П/р № 5. Проанализировать схему высотной поясности в Андах. П/р № 6. Определить среднюю плотность населения в странах мира. П/р № 7.Определить естественный прирост. 16 П/р № 8. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых  народов, а также крупных городов. П/р № 9. Описание одной реки по выбору. П/р № 10. Сравнить Африку и Австралию по географическому положению и рельефу. П/р №11.Определение по экологической карте ареалов и центров наибольшего воздействия на природу. П/р № 12. Описать рельеф полуострова Лабрадор. П/р № 13. Сравнить климат двух полуостровов, расположенных в одном климатическом  поясе. П/р № 14. Сравнить две реки Евразии. П/р № 15. Сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки по 40* с.ш. выявить  сходства и различия. П/р № 16. Сравнить два азиатских государства с разными природными условиями и  различным уровнем развития. 8 КЛАСС П/р №1. Характеристика географического положения России. П/р № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. П/р № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры. П/р №  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,  радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур  января и июля, годового количества осадков на территории страны. П/р№. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. П/р №  6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла,  влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. П/р №  7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. П/р №   8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. П/р №  9. Сравнительная характеристика двух природных зон России . П/р №  10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории  России. П/р №    11. Оценка природных условий и ресурсов одного из  регионов России.  Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 17 П/р №     12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из  природных регионов. П/р №  13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов  России. П/р №  14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). П/р № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России. Раздел 3.Тематическое планирование ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч — № п/п резервное время) Тема Что изучает география(5 ч) 1 Мир, в котором мы живем 2 Науки о природе 3 География — наука о Земле 4 Методы географических исследований 5 Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Как люди открывали Землю(5 ч) 6 7 Географические открытия древности и Средневековья  Важнейшие географические открытия  П/р № 1  «Географические открытия древности и средневековья.» 8 Открытия русских путешественников  9 Открытия русских путешественников  П / р № 2 «Важнейшие географические открытия.» 10 Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» 18 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Земля во Вселенной.(9 ч) 11 Как древние люди представляли себе Вселенную 12 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 13 Соседи Солнца 14 Планеты гиганты и маленький Плутон 15 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 16 Мир звезд 17 Уникальная планета— Земля 18 Современные исследования космоса 19 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»  Виды изображений поверхности Земли(4 ч) 20 Стороны горизонта 21 Ориентирование  П /р№ 3 «Ориентирование по компасу» 22 План местности и географическая карта П / р № 4 «Составление простейшего плана местности» 23 Обобщение знаний по разделу «Виды изображений  поверхности Земли» Природа Земли(12 ч) 24 Как возникла Земля 25 Внутреннее строение Земли 26 Землетрясения и вулканы 27 Путешествие по материкам 28 Вода на Земле 29 Вода на Земле 30 Воздушная одежда Земли 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Живая оболочка Земли 32 Почва— особое природное тело 33 Человек и природа 34 Человек и природа 35 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» 1 1 1 1 1 ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч) № п/п Тема Введение (1 ч) 1 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля ­ планета Солнечной  системы. Виды изображений поверхности Земли (10 ч) План местности (4 ч) 2 Понятие о плане местности. Масштаб.  П/р № 1. Изображение здания школы в масштабе. 3 Стороны горизонта. Ориентирование.  П /р№ 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 4 Изображение на плане неровностей земной поверхности. 5 Составление простейших планов местности. П/р№ 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. Географическая карта(6 ч) 6 Формы и размеры Земли. Географическая карта. 7 8  Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая долгота. 20 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9  Географические координаты. 10 Изображение на физических картах высот и глубин.  П/р № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. 11 Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений  поверхности Земли» Строение Земли. Земные оболочки (21 ч) Литосфера (6 ч) 12 Земля и ее внутреннее строение. 13 Движения земной коры. Вулканизм. 14 Рельеф суши. Горы. 15 Равнины суши. 16 Рельеф дна Мирового океана.  П /р № 5. Составление описания форм рельефа. 17 Обобщение и контроль знаний по разделу «Литосфера» Гидросфера (6 ч) 18 Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. 19 Движение воды в океане. 20 Подземные воды. 21 Реки. 22 Озера. Ледники.  П /р № 6. Составление описания внутренних вод. 23 Обобщение и контроль знаний по разделу «Гидросфера» Атмосфера ( 6 ч) 24 Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.  П /р № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней  температуры. 25 Атмосферное давление. Ветер. П /р № 8.Построение розы ветров. 26 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.  21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П /р № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним  данным 27 Погода и климат. 28 Причины, влияющие на климат. 29 Обобщение и контроль знаний по разделу «Атмосфера» Биосфера. Географическая оболочка  ( 3 ч) 30 Разнообразие и распространение организмов на Земле. 31 Природный комплекс. П /р № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК) 32 Обобщение и контроль знаний по разделу «Биосфера. Земные оболочки». Население Земли (3 ч) 33 Население Земли.  34 Человек и природа. 35 Итоговый контроль знаний по курсу «География.6 класс.» 1 1 1 1 1 1 1 1 ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2 ч — резервное время) №  п/ п Тема Введение (3 ч) 1 Что изучают в курсе географии материков и океанов?  2 Как люди открывали и изучали Землю. 3 Источники географической информации. Карта­особый метод  географических знаний. Географические методы изучения окружающей  среда.  22 Кол­во часов 1 1 1 П /р. № 1. Классификация географических карт. Главные особенности природы земли (9ч) Литосфера и рельеф Земли (2 ч) 4 Происхождение материков и океанов.  П/р № 2. Строение материковой и океанической земной коры. 5 Рельеф земли.  П/р № 3. Сравнить физическую карту и карту «Строение земной коры» и  заполнить таблицу. Атмосфера и климаты Земли (2 ч) Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные  массы. Климатические пояса Земли.   П/р № 4. Характеристика климатических поясов.  6 7 Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч) 8 Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.  9 Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.  Географическая оболочка (3 ч) 10 Строение и свойства географической оболочки. 11 Природная зональность.  П/р № 5. Проанализировать схему высотной поясности в Андах. 12 Обобщение знаний по разделу «Главные особенности природы земли»  Население Земли (3 ч) 13 Численность населения Земли. Размещение населения.  П/р № 6. Определить среднюю плотность населения в странах мира. П/р № 7. Определить естественный прирост. 14 Народы и религии мира.  П/р № 8. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших  этносов и малых народов, а также крупных городов. 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.    Океаны и материки (50 ч) Океаны (2 ч) 16 Тихий океан. Индийский океан. 17 Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Южные материки (1 ч) 18 Общие особенности природы южных материков. Африка (11 ч) 19 20 Географическое положение. Исследования Африки Рельеф и полезные ископаемые 21 Климат.  22 Внутренние воды. П/р № 9. Описание одной реки по выбору. 23 Природные зоны. 24 Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. 25 Население. 26 Страны Северной Африки. Алжир. 27 Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.  28 Страны Восточной Африки. Эфиопия 29 Страны Южной Африки. Южно­Африканская Республика.  Австралия и Океания (4 ч) 30 Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные  ископаемы. П/р № 10. Сравнить Африку и Австралию по географическому  положению и рельефу. 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического  мира. 32 Австралийский Союз.   33 Океания Южная Америка (7 ч) 34 35 Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. 36 Климат. Внутренние воды. 37 Природные зоны. П/р №11.Определение по экологической карте ареалов и центров  наибольшего воздействия на природу. 38 Население. 39 Страны востока материка. Бразилия.   40 Страны Анд. Перу. 41 Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.  Антарктида (1 ч) Северные материки (1 ч) 42 Общие особенности природы северных материков. Северная Америка (6 ч) 43 Географическое положение. Из истории открытия и исследования  материка. 44 Рельеф и полезные ископаемые. П/р № 12. Описать рельеф полуострова Лабрадор. 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45 Климат. Внутренние воды. П/р № 13. Сравнить климат двух полуостровов, расположенных в одном  климатическом поясе. 46 Природные зоны. Население 47 Канада. 48 Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Мексика. Евразия (17 ч) 49 Географическое положение. Исследования Центральной Азии. 50 Особенности рельефа, его развитие. 51 Климат.  52 Внутренние воды. П/р № 14. Сравнить две реки Евразии. 53 Природные зоны.  П/р № 15. Сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки по 40*  с. ш. выявить сходства и различия. 54 Народы и страны Евразии.  55 Страны Северной Европы.  56 Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия.   57 Страны Восточной Европы 58 Страны Южной Европы. Италия. 59 Страны Юго­Западной Азии. 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60 Страны Центральной Азии. 61 Страны Восточной Азии. Китай.   62 Япония. 63 Страны Южной Азии. Индия.   64 Страны Юго­Восточной Азии. Индонезия. П/р № 16. Сравнить два азиатских государства с разными природными  условиями и различным уровнем развития. 65 Урок повторения и обобщения по теме «Евразия» Географическая оболочка — наш дом (2 ч) 66 Закономерности географической оболочки. 67 Взаимодействие природы и общества. Итоговый контроль (1 ч) 68 Итоговый контроль знаний по курсу «География материков и океанов» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч — резервное время) № п/п Тема Количество часов Что изучает физическая география России (1 ч) 1 Что изучает физическая география России. 1 Наша Родина на карте мира (6 ч) 27 2 3 4 5 6 7 8 9 Географическое положение России.  П/р №1. Характеристика географического положения России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. П/р № 2. Определение поясного времени для различных пунктов  России. Как осваивали и изучали территорию России. Современное административно территориальное устройство России. Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира». Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч) Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. 10 Минеральные ресурсы России. П/р № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм  рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. 11 Развитие форм рельефа. 12 13 Климат и климатические ресурсы (4 ч) От чего зависит климат нашей страны. Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие  климата России. П/р №  4. Определение по картам закономерностей распределения  солнечной радиации, радиационного баланса, выявление  особенностей распределения средних температур января и июля,  годового количества осадков на территории страны. 14 Зависимость человека от климата.  П/р№. 5. Оценка основных климатических показателей одного из  регионов страны. 15 Климат родного края. Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч) 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 Разнообразие внутренних вод России. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.  Дискуссия. Тема «Вода — уникальный ресурс, который нечем  заменить…» Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.  П/р №  6. Выявление условий почвообразования основных типов  почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их  плодородия. 21 Почвенные ресурсы России. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч) 22 Растительный и животный мир России.  23 24 25 26 27 28 29 30 П/р №  7. Составление прогноза изменений растительного и  животного мира при изменении других компонентов природного  комплекса. Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории  (ООПТ). П/р №   8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. Природно­ресурсный потенциал России. Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные  ресурсы России». Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) Природное районирование (6 ч) Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России . П/р №  9. Сравнительная характеристика двух природных зон  29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 России . П/р №  10. Объяснение принципов выделения крупных природных  регионов на территории России. 31 Высотная поясность. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Природа регионов России (30 ч) Восточно­Европейская (Русская) равнина. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно­Европейской равнины. Памятники природы равнины. Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по  Русской равнине: по памятникам природы; по национальным  паркам; по рекам и озерам Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального  использования Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа .  Творческая работа. Подготовка доклада о природных уникумах  Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности  географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала.  Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по  разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно­Сибирская равнина. Особенности географического  положения. 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 Особенности природы Западно­Сибирской равнины. 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Природные зоны Западно­Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств  Западно­Сибирской равнины?». Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности  географического положения История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения . Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет…”» Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического  положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». П/р №    11. Оценка природных условий и ресурсов одного из   регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. П/р №     12. Характеристика взаимодействия природы и общества  на примере одного из природных регионов. Раздел III. Человек и природа (6 ч) 62 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.  П/р №  13. Сравнительная характеристика природных условий и  ресурсов двух регионов России. 63 Воздействие человека на природу. 31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64 Рациональное природопользование. П/р №  14. Составление карты «Природные уникумы России» (по  желанию). 65 Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. П/р № 15. Характеристика экологического состояния одного из  регионов России. 66 67 География для природы и общества. Обобщение знаний по разделу «Человек и природа». 1 1 1 1 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО. 9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч — резервное время) № урока 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Раздел 1. Место России в мире Место России в мире. Практическая работа 1 «Анализ административно­ территориального деления России» Географическое положение и границы России Практическая работа 2 «Сравнение географического положения России с другими странами» Экономико­ и транспортно­географическое, геополитическое и  эколого­географическое положение России Государственная территория России Население Российской Федерации Исторические особенности заселения и освоения территории  России Численность и естественный прирост населения  «Составление сравнительной характеристики половозрастного  состава населения регионов России» Национальный состав населения России 32 Количеств о часов 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 Миграции населения Практическая работа 4 «Характеристика особенностей  миграционного движения населения России» Городское и сельское население. Расселение населения Географические особенности экономики России География основных типов экономики на территории России Проблемы природно­ресурсной основы экономики страны Россия в современной мировой экономике. Перспективы  развития России Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география 13 Научный комплекс Машиностроительный комплекс Роль, значение и проблемы развития машиностроения Факторы размещения машиностроения География машиностроения Практическая работа 5 «Определение главных районов  размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого  машиностроения» Топливно­энергетический комплекс (ТЭК) Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность 14 15 16 17 18 Практическая работа 6 «Характеристика угольного бассейна  России» 19 Электроэнергетика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества Состав и значение комплексов Металлургический комплекс Факторы размещения предприятий металлургического  20 21 22 1 1 1 33 комплекса. Черная металлургия Цветная металлургия Химико­лесной комплекс. Химическая промышленность Факторы размещения предприятий химической  промышленности Лесная промышленность Агропромышленный комплекс (АПК) Состав и значение АПК Земледелие и животноводство 23 24 25 26 27 28 Практическая работа 7 «Определение основных районов  выращивания зерновых и технических культур». Практическая работа 8 «Определение главных районов  животноводства» 29 Пищевая и легкая промышленность 30 31 32 33 Инфраструктурный комплекс Состав комплекса. Роль транспорта Железнодорожный и автомобильный транспорт Водный и другие виды транспорта Связь. Сфера обслуживания. Жилищно­коммунальное  хозяйство. Рекреационное хозяйство Региональная часть курса Районирование России. Общественная география крупных регионов 34 Районирование России Практическая работа 9 «Определение разных видов  районирования России» Западный макрорегион ­ Европейская Россия 35 Общая характеристика Центральная Россия и Европейский Северо­Запад 36 Состав, природа, историческое изменение географического  положения. Общие проблемы 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Население и главные черты хозяйства Районы Центральной России. Москва и Московский столичный  регион Географические особенности областей Центрального района Волго­Вятский и Центрально­Черноземный районы Северо­Западный район: состав, ЭГП, население Европейский Север Географическое положение, природные условия и ресурсы Население Хозяйство. Практическая работа 10 «Выявление и анализ условий для  развития хозяйства Европейского Севера» Европейский Юг ­ Северный Кавказ Географическое положение, природные условия и ресурсы Население Хозяйство Поволжье Географическое положение, природные условия и ресурсы Население Хозяйство Географическое положение, природные условия и ресурсы Урал Население Хозяйство Восточный макрорегион ­ Азиатская Россия Общая характеристика Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Западная Сибирь Восточная Сибирь 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа 11 «Сравнение географического  положения Западной и Восточной Сибири» 58 59 Дальний Восток Обобщающее повторение по курсу Итоговая контрольная работа по курсу 60­68 Исследовательский проект 1 1 9 часов ИТОГО: 68 часов 36

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС

Программа по географии 5-9 классы ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019