Программа по разделу "самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комплексно-тематическое планирование "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание" для детей младшей группы. программа рассчитана на один учебный год. В программе прописаны цели и задачи, а также целевые ориентиры на младший возраст. Также в программе прописано содержание режимных моментов. Программа соответствует требованиям ФГОС.
Иконка файла материала самообслуживание, трудовое воспитание.docx
Комплексно­тематическое планирование Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Задачи: Культурно­гигиенические   навыки.   Совершенствовать   культурно­гигиенические   навыки,   формировать   простейшие   навыки   поведения   во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовыми и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Самообслуживание.   Учить   детей   самостоятельно   одеваться   и   раздеваться   в   определенной   последовательности.   Воспитывать   навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не большой помощи взрослых. Общественно­полезный труд. Формировать желание участвовать  в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т.п.). Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель,   помощник   воспитателя,   музыкальный   руководитель,   врач,   продавец,   повар,   шофер,   строитель),   расширять   и   обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Целевые ориентиры: Культурно­гигиенические навыки. Пользуется мылом правильно, тщательно моет руки, лицо, уши, насухо вытирается полотенцем; вешает полотенце на место; соблюдает правила поведения за столом; бережно обращается с хлебом; говорит «спасибо», «пожалуйста». Способен самостоятельно или по напоминанию взрослого следить за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком. Умеет правильно пользоваться столовыми и чайными ложками, вилками, салфеткой; аккуратно кушает хлеб, не крошит на стол, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает во время еды. Самообслуживание.  Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности, застегивает пуговицы, одевает рукавицы и обувь. Способен сам, или используя зеркало, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого.Общественно­полезный труд. Стремится участвовать в посильном труде, умеет преодолевать небольшие препятствия к достижению цели. Самостоятельно выполняет элементарные поручения: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Соблюдает порядок и чистоту в помещение и на прогулочной площадке.  Проявляет интерес к дежурству по столовой; помогает накрывать на стол: раскладывает ложки, расставляет хлебницы, тарелки, чашки. Труд в природе. Проявляет интерес  и принимает активное участие в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормит рыб, птиц, поливает комнатные растения, растения на грядках, сажает лук, собирает овощи, расчищает дорожки от снега, счищает снег со скамеек. Уважение к труду взрослых. Ребенок имеет элементарные представления о понятных для него профессиях, о способах  и формах трудовой деятельности, результатах труда; способен сформулировать и назвать их. Понимает значение и пользу данных профессий; уважительно относится к ним и к труду в целом; способен бережно относиться к результатам труда.  Стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам. Содержание режимных моментов Сентябрь Подвижная игра «Зайка серый умывается». Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; продолжить формировать знания детей о процессе умывания и предметах туалета. Чтение художественного произведения  Чуковский К. «Мойдодыр». Цель: на примере героя показать, к чему приводит пренебрежение гигиеническими процедурами такими, как умывание, купание, чистка зубов и т.п.  Игра­ситуация  «Правильная осанка – красивая спинка». Цель: формировать представление о правильном положение тела во время приема пищи; значение позы и осанки для здоровья; понимание связи с культурой поведения за столом; развивать стремление самостоятельно следить за своим здоровьем. Дидактическая игра «Каждой вещи свое место». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; выделять качественные признаки предметов; закреплять знания детей о месте и культуре хранения вещей; расширять словарный запас (шкаф, полка, вешалка, гардероб, крючки и т.п.). Целевая прогулка «Семена». Цель: познакомить детей с таким явлением как образование семян; формировать представления о причинно­следственных связях (семечко – «малыш» растения; семена опадают, чтобы следующим летом из него выросло новое растение и т.д.). Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку». Цель: продолжать знакомить детей с трудом людей в огороде и саду; формировать представления о разнообразии фруктов и овощей, их внешнем виде и   месте   в   системе   питания;   расширять   словарный   запас   по   теме;   приучать   слушать   и   анализировать   содержание   загадок;   реализовывать   его   в графических формах. Беседа «Труд работников детского сада», экскурсия по детскому саду.Цель: учить детей ориентироваться  в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «Вы». Октябрь Игра­ситуация  «Мы купаем куклу». Цель: расширять представления детей о процессе туалета всего тела, месте, где его совершают (баня, ванная); уточнить названия предметов туалета: мыло, мыльница, полотенце, расчёска; учить принимать игровую ситуацию – купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами, слушать звучащую образную стихотворную речь; развивать игровой опыт. Беседа, сюжетно­ролевая игра «Вежливые слова». Цель:   прививать   культурные   навыки   общения   во   время   еды;   закреплять   знания   места   и   целесообразности   культурных   обращений   («Приятного аппетита!», «Спасибо!», «Пожалуйста!»); их нравственного значения. Игровая ситуация «Кто поможет воспитателю одеться?» Цель:   закреплять   знания   детей   о   предметах   осенне­весеннего   гардероба;   последовательности   одевания;   продемонстрировать   необходимость взаимопомощи; показать ее важность в формировании дружеских отношений; прививать способность обращаться за помощью к близким, правильно формулировать свою просьбу. Целевая прогулка «Осенняя уборка». Цель: формировать трудовые навыки; умение сочувствовать близким; развивать стремление приходить на помощь нуждающимся;  показать, что каждый человек способен поддерживать порядок на улицах города и вокруг жилых домов; определить основные формы работы по уборке территорий взрослыми и детьми в осенний период; формировать нравственное отношение, ответственность  перед окружающим миром; расширять представления об осенних явлениях и приметах. Наблюдение за трудом дворника; беседа «Почему дорожки и прогулочные площадки такие чистые?» Цель: формировать представления об основных функциях дворника в осенний период; определить необходимые в данный сезон предметы инвентаря и их назначение; прививать уважительное отношение к труду; показать значимость каждой профессии. Беседа «Зачем люди ходят на работу?» Цель: объяснить значение труда с материальной, культурно­нравственной точки зрения.  Ноябрь Дидактическая игра «Чтобы зубки блестели…» Цель: формировать представление детей о правилах и последовательности чистки зубов; закреплять знания детей о значении зубов в жизни и здоровье людей. Игра­ситуация «Когда я ем, я глух и нем…» Цель: в практической деятельности формировать элементарные представления детей о культуре поведения за столом. Дидактическая игра «Помоги кукле Кате прибрать свою комнату». Цель:   определить   правильное   месторасположение   и   эстетическое   состояние   основных   элементов   детской   комнаты;   формировать   элементарные представления о домашнем труде взрослых; способность сочувствовать и помогать близким. Беседа «Комнатные растения».Цель: закреплять и расширять знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними; развивать трудовые навыки. Чтение стихов на тему «Лесные жители. Подготовка к зиме».  Цель: продолжать формировать представления детей о животных в дикой природе, особенностях их поведения и питания; показать, формы и способы подготовки зверей к зимнему периоду. Чтение художественной литературы  Верещагина О.В. «Сказка про матрешку». Цель: приобщать детей к народным промыслам, труду народных мастеров. Декабрь Дидактическая игра «Платочки». Цель: формировать понимание необходимости предметов личной гигиены (у каждого должен быть свой носовой платок, который нельзя давать использовать другим людям); показать, к чему приводит обмен этими предметами. Беседа «Столовые приборы». Цель: закрепить знания детей о функциональном назначении и правилах пользования столовыми приборами; продолжать формировать культурно­ гигиенические навыки поведения за столом; представления о правилах сервировки стола. Дидактическая игра «Что забыла одеть Маша?» Цель: показать на примере героя необходимость каждого предмета одежды (например, шарфа) для защиты от простудных заболеваний; закреплять знания о предметах зимней одежды; последовательности в процессе их одевания. Целевая прогулка «Каждой птичке по зернышку». Цель: закреплять знания детей о рационе питания зимующих птиц; прививать стремление им помогать. Беседа: «Зачем люди строят кормушки?» Цель: продолжать формировать понимание необходимости и способах помощи птицам в холодное время года; прививать гуманное отношение к ним. Беседа (рассматривание иллюстраций, фотографий по теме): «Кем работают мамы и папы?» Цель: расширять знания детей о членах собственной семьи; закреплять представления об известных профессиях их значимости в обществе; прививать гордость и уважение к труду собственных близких. Январь Дидактическая игра «Кто испачкал полотенце?» Цель: формировать представление о необходимости предметов личной гигиены; развивать навыки начисто мыть руки с мылом и насухо вытирать руки полотенцем; продемонстрировать то, что у каждого животного (человека) есть свой отпечаток ноги (лапы, руки) – след. Игровая ситуация «Гости на пороге…» Цель: закрепить представления детей о некоторых предметах посуды, их функциональных назначениях; показать на практике, как надо ухаживать за посудой; развивать трудовые навыки в этой области; объяснить значение данных гигиенических процедур. Проблемная ситуация «У Лисички «сбежали» рукавички!» Цель: формировать знания детей о рукавицах, как о парных предметах одежды; их функциональном, санитарно­гигиеническом назначении; закреплять навыки самостоятельного одевания рукавиц; объяснить детям, почему взрослые пришивают к рукавицам резинку. Целевая прогулка «Снежная уборка».Цель: закреплять знания детей о причинно­следственных связях выпадения снега; необходимости регулярной уборки снега с прогулочных площадок и дорожек; закреплять трудовые навыки в этой области, умение пользоваться инвентарем; показать детям, что уборка снега может превратиться в занимательное развлечение. Дидактическая игра «Братья наши меньшие». Цель: закреплять знания детей о рационе питания, режиме домашних животных, правилах ухода за ними; прививать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь и здоровье. Чтение художественной литературы Чуковского К. «Федорино горе». Цель: формировать представление детей о домашнем труде, его значении; сравнить поведение героини с поведением мамы(бабушки); прививать стремление к чистоплотности. Февраль Игровые упражнения «Волшебный гребешок». Цель: формировать представления о значении расчески, их разновидностях и способах использования. Игровая ситуация «Салфеточка». Цель: прививать навыки использования салфетки после еды; закреплять знания детей о необходимости этой процедуры. Дидактическая игра «Пуговка и Петля – настоящие друзья». Цель: формировать навык последовательного застегивания пуговиц; продолжать приучать самостоятельно застегивать пуговицы. Целевая прогулка «Зимний городок». Цель: занять детей творческим конструированием построек (фигур) из снега; расширять представления детей о собственных возможностях; прививать стремление принимать участие в коллективной деятельности; развивать пространственно­конструктивное мышление. Просмотр видеосюжета (мультфильма) на тему «Труд дворника»; беседа по содержанию с акцентом на компоненты деятельности дворника в зимний период. Цель: формировать представления об основных функциях дворника в зимний период; определить необходимый в данный сезон инвентарь и его назначение; прививать уважительное отношение к труду. Сюжетно­ролевая игра «Юные строители». Цель: формировать знания детей о профессии строителя;  совершенствовать конструктивные навыки;   расширять представление о постройках и различных   трудовых   процессах;   развивать   стремление   принимать   активное   участие   в   игровой   деятельности;   умение   определять   свою   роль, последовательность своих действий в ходе игры. Беседа «Наши ноготки». Цель: формировать знания детей о процессе ухода за ногтями; его культурном и эстетическом значении. Чтение потешек на тему «Хлеб печется из муки, что дают нам колоски». Цель: расширять представления детей о процессе изготовления, разнообразии хлебобулочных изделий, формировать  культурные навыки обращения с ним за столом; прививать уважительное  отношение к хлебу. МартДидактическая игра «Складываем вещи правильно!» Цель: закреплять навыки правильного складывания вещей (кофточек, штанишек и т.п.); совершенствовать самоконтроль в процессе ухода за одеждой, уважительное отношение к предметам материального мира. Дидактические упражнение по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой «Сами с усами». Цель: формировать знания о компонентах дежурства, культурно­гигиенических правилах и обязанностях, входящих в состав дежурства по столовой; прививать ответственность за здоровье и гигиену питания сверстников; развивать стремление брать на себя посильный труд, помогать близким. Сюжетно­ролевая игра «Поварята». Цель: формировать общие представления, показать место и роль профессии повара; предоставить возможность примереть на себя роль данную роль; развивать интерес к игровой деятельности. Апрель Беседа «Вредные привычки». Цель: объяснить пагубное влияние вредных привычек на здоровье, культурно­гигиеническое состояние и эстетическое   восприятие человека со стороны другими людьми; развить мотивацию  к избавлению от них, если таковые имеются. Дидактическое упражнение «Можно или нельзя…» Цель: закрепить знания детей о культуре поведения за столом. Дидактическая игра «Свет мой зеркальце». Цель: приучать детей обращать внимание на детали своего внешнего вида используя зеркало; развивать стремление выглядеть аккуратно, поправлять одежду, прическу; заботиться о чистоте тела. Просмотр мультфильмов про рабочую технику (трактор, экскаватор, самосвал и т.п.) Цель: показать значение техники в труде взрослых, назначение и способах ее эксплуатации; прививать интерес к профессиям, связанным с этой техникой; расширять словарный запас по теме. Май Беседа «Санитарно­гигиенические нормы и культура поведения в общественных местах». Цель: закреплять знания детей о правилах культурного поведения в общественных местах; гигиенических нормах и мероприятиях по профилактике различных заболеваний; воспитывать уважительное отношение к окружающим и собственному здоровью. Игровая ситуация «Веселое чаепитие». Цель: расширить знания детей о разнообразии столовых приборах (чайная ложка, чашка, блюдце, кофейник, сахарница, салфетница, конфетница и т.п.); продолжать формировать представления о правилах сервировки стола; развивать стремление помогать нуждающимся, откликаться на просьбы; напомнить правила этикета. Чтение художественной литературы Пляцковский М.С. «Юля­чистюля». Цель: закрепить знания детей о правилах гигиены; формировать комплексное представление о порядке, как образе жизни; стремление к красоте, эстетике   не   только   внешнего   вида,   но   и   всего   пространства   вокруг   себя;   позволить   детям   со   стороны   взглянуть   на   негативные   последствия неправильного поведения и отношения к вещам. Целевая прогулка «Весенняя уборка».Цель:   привлечь   детей   к   окультуриванию   и   подготовке   клумб,   цветников,   прогулочных   площадок   к   летнему   периоду;   формировать   общие представления о труде взрослых в огороде в весенний период; развивать трудовые навыки, умение правильно использовать инвентарь; воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к земле и растениям. Пролонгированный эксперимент «Посадка лука». Цель: проследить с детьми все этапы выращивания лука (любого другого культурного растения) от посадки, до появления перьев (плодов у других культурных растений); привлечь детей к процессу посадки и ухода за растением; формировать стремление наблюдать и получать удовлетворение от результата своей деятельности; прививать уважительное отношение к труду взрослых в огороде и саду. Задачи: Безопасное  поведение  в природе.   Формировать   представления   о   простейших   взаимосвязях   в   живой   и   не   живой   природе.   Знакомить   с правилами поведения в природе ( не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Формирование основ безопасности  Комплексно­тематическое планирование Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держать за руку взрослого). Знакомить с работой водителя. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать   навыки   безопасного   передвижения   в   помещении   (осторожно   спускаться   и   подниматься   по   лестнице,   держась   за   перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).  Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. Целевые ориентиры:  Познавательное развитие:Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, знает название родного города; имеет представления об ориентировке в пространстве; понимает и употребляет понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко»; знает о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого; ориентирован в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар; знает правила поведения на улице; сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд); имеет представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили; имеет знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, милицейская); знает основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны); имеется знания о работе шофера, машиниста; ориентирован, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре; имеет представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа)); знает элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу); знает, кто такие пешеходы, что ему нужно знать при переходе улицы; имеет представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Социально­культурное развитие: Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, отражает в игровой деятельности элементарные правила поведения на улице; в случае проблемной ситуации обращается за помощью. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, может дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; имитирует  движения, мимику, интонацию  изображаемых героев, проявляет положительные эмоции при физической активности; положительно настроен на соблюдение правил. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Художественно­эстетическое развитие: Проявляет   эмоциональную   отзывчивость   на   доступные   возрасту   музыкальные   произведений,   слушая   новые   рассказы,   стихи,   следит   за развитием действия; пытается в рисовании изображать простые предметы; с удовольствием принимает участие в обсуждениях во время рассматривания предметов; проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместном досуге, развлечениях; умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью, активен при создании индивидуальных композиций в рисунках, аппликации. Речевое развитие: Знает и использует названия всех понятий и явлений в речи; способен формулировать свои мысли, составлять небольшие рассказы по теме, объяснять причинно­следственные связи явлений по теме в соответствии с возрастом; отвечает на поставленные вопросы; использует все части речи, простые не распространённые предложения и предложения с однородными членами; не перебивает говорящего взрослого; пытается отражать   полученные   впечатления   в   речи   и   продуктивных   видах   деятельности,   умеет   по   средствам   речи   налаживать   контакты, взаимодействовать со сверстниками в непродолжительной совместной игре, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Содержание режимных моментов Сентябрь Тема: «Какой бывает транспорт?»Дидактическая игра «Какой бывает транспорт?» Цели: Закрепить знания о средствах передвижения; формировать представления о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте; уточнять названия и назначение видов транспорта. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цель: рассказать, что светофор имеет три световых сигнала; развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу; развивать наблюдательность к работе светофора; упражнять детей в беге, ходьбе. Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Цель: формировать представления детей о том, чем отличается транспорт и из чего он состоит. Дидактическая игра «Встань там, где скажу». Цель: развивать умение различать пространственные направления от себя (впереди-сзади, позади, справа-слева); знакомить с ближайшим окружением (улицей). Сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Цель: рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда; формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер- пассажир), способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Чтение произведения В.И. Мирясовой «Легковой автомобиль» Цель: закреплять знания о функциональном назначение легковых автомобилей, правилах поведения пешеходов и водителей на дороге; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на вопросы. Рисование «Отремонтируй машине колеса». Цель: закреплять знания детей об основных частях автомобиля, назначении этих частей; развивать зрительную память. Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобили». Цель: закреплять и расширять знания детей о грузовом транспорте, его основных частях и функциональном назначении. Дидактическая игра «Разрешено-запрещено». Цель: формировать навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; приучать анализировать ситуацию и принимать решение в пользу правил безопасного поведения; закреплять знания детей о светофоре и правилах пользования им.Октябрь Тема: «Знакомство с улицей». Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цель: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям о том, что улица делиться на 2 части; проезжую часть и тротуар; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов. Ситуация общения «Что я видел на прогулке», «Как я ехал на автобусе». Цель:  знакомить с правилами поведения на улице и в общественном транспорте;  формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; рассказать, что автомобили ездят по дороге, а пешеходы ходят по тротуару; Подвижная игра «Птицы и автомобили». Цель: закреплять знания детей о безопасном поведение на дороге; развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.  Дидактическая игра «Игра в поезд». Цель: закреплять знания детей об основных компонентах железнодорожного транспорта (состав, вагоны, железная дорога и т.д.) и их функционале (поезд едет по рельсам; вагоны нужны для перевозки людей; бывают грузовые поезда и т.п.); обогащать активный словарный запас существительными по теме; развитие логического мышления и памяти, мелкой моторики рук.  Рисование «Рельсы для паровоза». Цель: закреплять знания детей о железнодорожном транспорте; развивать творческую инициативу. Дидактическая игра «Подбери по цвету». Цель: закрепить знания о назначении светофора и его цветах; напомнить, что светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.  Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Цель: развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету; в процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. Игра­имитация «Я шофер». Цель:  продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий; обратить внимание на то, что водитель, как и пешеход, должен знать и соблюдать правила безопасного поведения на дорогах; закреплять знания детей о светофоре; поощрять самостоятельные игры детей с автомобилями, тележками, велосипедами. Чтение произведения В.И. Мирясовой «Грузовой автомобиль». Цель: закреплять знания детей о грузовом транспорте; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на вопросы. Ноябрь Тема: «Три сигнала светофора». Дидактическая игра «Собери светофор». Цель:   закрепить   знания   детей   о   светофоре   и   значении   его   цветов,   последовательности   расположения;   знакомить   детей   с   желтым   сигналом; продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.Дидактическая игра: «Правильно­неправильно». Цель: закреплять навыки организованного поведения на улице; продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо; поощрять внимательность и логичность рассуждении. Дидактическая игра: «Разрешено­запрещено».  Цель:   продолжать   знакомить   с   правилами   пользования   светофором;   закреплять   знания   правил   дорожного   движения;   формировать   умение сосредотачивать на предметах и явлениях предметно­пространственной развивающей среды.  Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный…». Цель: знания детей о светофоре и значении его цветов; воспитывать умение слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Подвижная игра «Такси». Цель: уточнить представления о транспорте и правилах поведения в общественном транспорте; учить детей двигаться вдвоем; соразмерять движения друг с другом; менять направление движения; быть внимательными к партнеру по игре.  Чтение произведения С. Маршака «Светофор».  Цель: продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге; уточнить знания детей о светофоре; воспитывать умение слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия. Рисование «Широкая и узкая дорожка».  Цель: через художественное творчество закреплять знания детей о элементарных правилах дорожного движения; приучать сравнивать предметы по ширине; использовать в речи при характеристике элементов предметно­материального мира слова «узкий», «уже», «широкий», «шире», «одинаковые» и воспроизводить их в изобразительной деятельности;  учить детей дополнять готовое изображение; упражнять в рисовании кистью прямых линий.  Ситуация общения «Мы едем в транспорте». Цель:   закрепить   знания   детей   о  правилах   поведения   в  общественном   транспорте;   приучать   выражать   свои   мысли,   обосновывать   их;   развивать логическое мышление; формировать этические представления о поведение в общественных местах. Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Цель: закреплять знания детей о грузовом транспорте; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на вопросы. Игровая ситуация «Выставка машин». Декабрь Тема: «Грамотный пешеход» Конструирование «Светофор». Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их. Чтение произведения Б. Заходера «Шофер». Цель: закреплять знания детей об основных частях автомобиля, компонентах вождения (нужно крутить руль, нажимать на педаль); продолжать формировать интерес к книгам, рассматривать с детьми иллюстрации.Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». Цель:   развивать   умение   ориентироваться   в   пространстве;  различать   пространственные   направления   от   себя   (справа­слева),   определять месторасположение предметов, их цвет, форму, величину.  Заучивание стихов о светофоре. Цель: фиксировать в памяти полученные знания по теме.  Дидактическая игра «Дети на прогулке». Цель: дать понятие о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «пешеходный переход» (зебра, дорожный знак и т.п.); учить детей правильно переходить улицу; закреплять знания о назначении светофора; формировать представления об ориентировки на дороге (посмотри налево, посмотри направо); знакомить с правилами поведения на дороге и на тротуаре; формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину. Ситуация общения «Мой друг – светофор». Цель: продолжать формировать комплексные знания о светофоре, правилах пользования им, понимание его роли в создании безопасной среды; прививать  интерес к рассматривать с детьми иллюстрации; мониторинг опыта детей. Конструирование «Собери знак». Цель: закрепить визуальное представление о знаке «Пешеходный переход» в памяти детей; напоминать, что дорогу можно переходить только со взрослыми и на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу. Рисование «Колеса и светофоры».  Цель: формировать комплексное представления о компонентах уличного движения (тротуар, дорога, машина, пешеход, светофор и т.п. ) их месте, Рролиразвивать способность сравнивать предметы по форме,  цвету, величине;    подводить  детей  к изображению предметов одинаковой формы (округлой); продолжать учить дополнять работы недостающими деталями; развивать зрительную память. Январь Тема: «Осторожно: зимняя дорога!». Сюжетно­ролевая игра «Шофер». Цель:   закреплять   знания   детей   о   профессии   шофера;   правилах   безопасного   поведения   на   дороге;  напоминать   детям   о   том,   что   необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой; объяснить назначение дорожного знака «Осторожно дети!»; приучать детей принимать активное участие в сюжетно­ролевых играх; примерять на себя роль, передавать   характер героя, его действия на основе накопленного опыта. Игра­имитация «Я­машина» (с музыкальным сопровождением). Цель:   закреплять   знания   детей   о   правилах   дорожного   движения   для   машины   и   для   пешехода;  напоминать   детям   о   том,   что   необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; приучать совершать заданную последовательность действий; вовремя и правильно реагировать на условные сигналы (в данном случае на включение и выключение музыки; после определенных слов в песне совершить какое­либо действие; появление дорожных знаков по ходу игры или т.п.); слушать и понимать содержание музыкального произведение.  Ситуация общения «Скорая помощь». Цель: определить наличие и характер знаний  о таком виде транспорта как «Скорая помощь»; продолжать знакомить детей со специальными видами транспорта, их внешним видом, назначением; правилами передвижения данного транспорта по дорог; напоминать детям о том, что необходимоостанавливаться, подходя к проезжей части дороги. Дидактическая игра «Перевези правильно». Цель:  расширять   представления   детей   о   правилах   дорожного   движения;   приучать   ориентироваться   на   погодные   условия;   закреплять   знания   о светофоре и дорожных знаках; формировать способность выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий последовательно; пользоваться знаниями в процессе игры; развивать мотивацию к соблюдению правил дорожного движения, ответственность. Чтение произведения «Айболит». Цель:  продолжать формировать знания детей о профессии врача, компонентах его деятельности (инструменты, прием больного и т.п.); объяснить  важность и значимость данной профессии в жизни каждого человека; показать высокую нравственную сторону профессии врача, ее сложность и  ответственность. Беседа «Кто расчищает дорогу от снега». Цель: познакомить детей со спец. техникой, новыми понятиями; визуализировать их; объяснить назначение и способ эксплуатации; цель, с которой убирают снег с дорог и тротуаров (безопасность, удобство). Ситуация общения «Полицейская машина». Цель: определить знания детей  по теме, дополнить их; закрепить визуальное представление о данном виде транспорта; роли его (и сотрудников) в сохранение безопасности на дорогах; объяснить его регулятивную функцию. Конструирование «Гараж для машины». Цель: определить назначение гаража; приучать анализировать размер предмета, соотносить по размеру предмет и вместилище для него (гараж должен получиться   достаточно   большим   и   достаточно   высоким,   чтобы   машинка   могла   в   него   поместиться);   развивать   конструктивные   способности; побуждать детей к созданию вариантов, конструкций, добавляя другие детали, продолжать учить детей обыгрывать постройки. Чтение произведения  В.И.Мирясовой «Милицейская машина». Цель: закрепить знания о данном виде транспорта. Аппликация «Почини машину». Цель: закрепить знания детей об основных частях автомобиля; развивать умение в аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность. Рассматривание пожарной машины. Цель: определить вместе с детьми основные части пожарной машины, их назначение, особенности внешнего вида.  Чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом». Цель:   объяснить   на   примере   азы   безопасного   обращения   с   огнем   в   быту;   последствия   нарушения   правил   пожарной   безопасности;  приучать анализировать   ситуацию;   сочувствовать   героям;   определять   верность­неверность   поступков;   предоставить   детям   для   самостоятельного рассматривания картинки, книги. Февраль Тема: «Как транспорт людям помогает». Дидактическая игра «Покажи транспорт, который назову». Цель: расширять знания о средствах передвижения; развивать умение понимать обобщающие слова (общественный, железнодорожный, воздушный; водный и т.д.); закрепить знания о правилах поведения в транспорте; уточнять названия и назначение видов транспорта;Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка». Цель: объяснить правила безопасного поведения на автобусной остановке;  продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, организовывать   презентацию   результатов   продуктивной   деятельности;   формировать   бережное   отношение   к   собственным   поделкам   и   поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них. Чтение произведения В.И. Мирясовой «Скорая помощь». Цель: закреплять знания о таком виде транспорта, как «Скорая помощь»; формировать представление о важности ее  роли в спасении людей.  Конструирование «Троллейбус». Цель:   продолжать   формировать   комплексное   представление   об   общественном   транспорте,   его   разновидностях   и   отличиях;   основных   частях троллейбуса; развивать конструктивные навыки. Ситуация общения «Что должен знать шофер». Цель: закреплять знания по правилам безопасного поведения на дорогах (световые сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения перед пешеходным переходом, оценка погодных условий и т.п.). Чтение произведения В.И. Мирясовой «Пожарная машина». Цель: закреплять знания о таком виде транспорта, как Пожарная машина; формировать представление о важности ее  роли в спасении людей. Слушание «Как звучит транспорт». Цель: приучать различать звуковые сигналы различных видов транспорта (автомобиль, поезд, «Скорая помощь» и т.д.); развивать слух; закрепить знания о спец. сигналах.  Игровая ситуация  «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте). Цель: знакомить с таким видом транспорта, как трамвай; закреплять навыки культурного и безопасного поведения в общественном транспорте. Рисование «Автобус». Цель: визуализировать знания детей об общественном транспорте; развивать способность правильно комбинировать части изображения, соблюдая их соразмерность; закреплять знания правилах изображения геометрических фигур (круг, прямоугольник).  Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Цель: приучать пользоваться накопленными знаниями в быту для обеспечения собственной безопасности; развивать способность анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решение; напомнить, что переходить дорогу нужно за руку со взрослым, предварительно поглядев по сторонам, в местах специально оборудованных для этого. Конструирование «Машины на нашей улицы (коллективно).  Цель: закреплять знания основных компонентов уличного движения; развивать способность выполнять творческую задачу на благо коллектива; вызывать чувство радости при удавшейся совместной работе; закреплять навыки рисования транспортных средств. Сюжетно­ролевая игра «Автобус». Цель: определить вместе с детьми роль, трудовые функции сотрудников общественного транспорта (кондуктор, водитель); формировать способность достоверно воспроизводить действия выбранных героев; приучать соблюдать общественные нормы поведения в транспорте; знакомить с ближайшим Март Тема: «Виды транспорта».окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская). Дидактическая игра «Собери знак». Цель: закрепить визуальное представление о знаках в памяти детей; назначении некоторых из них; напоминать, что дорогу можно переходить только со взрослыми и на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу. Чтение произведений В.И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус». Цель: закреплять знания о данных виде транспорта; формировать представление об их  роли в обеспечении возможности перемещения по городу и меж городе людьми. Разучивание песни «Мы в автобусе сидим». Цель: продолжать знакомить с общественные транспортом; театрализовать содержание песни; побуждать участвовать в коллективных развлечениях, сопровождая движениями и словами в соответствии с текстом; показать, что поездка в общественном транспорте может стать довольно веселым занятием.  Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице». Цель:  знакомить с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская); формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; приучать обращать внимание на явления общественной жизни; анализировать их. Дидактическая игра «Собери светофор». Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их. Ситуация общения «Что я знаю о моем любимом транспорте». Цель:   обследовать   достоверность   и   полноту   полученных   знаний   о   транспорте;   формировать   способность   правильно   выстраивать   свой   рассказ, используя предложения различной сложности, прилагательные и наречия, для создания художественной выразительности; приучать делиться опытом с другими людьми. Сюжетно­дидактическая игра «Поезд». Цель:   закреплять   представления   о   поезде,   как   об   общественном   транспорте   (способность   перевозить   на   дальние   расстояния);   расширять представления о компонентах данного вида перевозок (вокзал, кассы, билеты, железнодорожные пути); способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, в совместных дидактических играх развивать умение  выполнять постепенно  усложняющиеся правила; выстраивать правильную и последовательную сюжетную линию. Подвижная игра «Поезд и туннель». Цель:   стимулировать   способность   детей   реализовывать   в   игровой   деятельности   свои   представления   об   окружающем   мире;   развивать   навыки коллективного взаимодействия в подвижных играх; формировать чувства ответственности за безопасность окружающих. Апрель Тема: «Помощники на дороге». Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на остановке общественного транспорта; напомнить основные части уличного пространства (дома, дороги, машины, пешеходы, тротуары) приучать правильно формулировать ответ на поставленный вопрос или выстраивать рассказ. Дидактическая игра «Найди цвет, который назову». Цель: развивать способность сравнивать предметы с исходным, группировать по цветовому признаку.Чтение стихотворений о дорожных знаках.   Цель: совершенствовать знания детей о дорожных знаках, их внешнем виде, значение, правилах пользования ими;  вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.  Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта;  приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя; находить свое место. Рисование «Рельсы для железной дороги». Цель: закреплять знания детей о железнодорожном транспорте; развивать творческую инициативу.  Чтение произведения В.И. Мирясовой о транспорте.  Цель: закреплять знания о различных видах транспорта; формировать представление об их  роли в жизни людей. Игра­имитация «»Я­шофер».  Цель:  продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий; обращать внимание на то, что водитель, как и пешеход, должен знать и соблюдать правила безопасного поведения на дорогах; совершенствовать знания о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход», «Осторожно дети!»; развивать умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.  Игры­имитации «Я­пешеход», «Я­машина». Цель:   закреплять   знания   детей   о   правилах   дорожного   движения   для   машины   и   для   пешехода;  напоминать   детям   о   том,   что   необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; приучать совершать заданную последовательность действий; вовремя и правильно реагировать на условные сигналы (в данном случае на включение и выключение музыки; после определенных слов в песне совершить какое­либо действие; появление дорожных знаков по ходу игры или т.п.); слушать и понимать содержание музыкального произведение. Май  Тема: «Осторожно: Дорога!» Конструирование «Узкая и широкая дороги». Цель:  через конструирование закреплять знания детей о элементарных правилах дорожного движения; приучать сравнивать предметы по ширине; использовать в речи при характеристике элементов предметно­материального мира слова «узкий», «уже», «широкий», «шире», «одинаковые» и воспроизводить их в процессе конструирования;  продолжать учить детей дополнять и обыгрывать постройки. Чтение произведений о дороге. Цель: закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; рассмотреть возможные ситуации, причинно­следственные связи; прививать навыки самоконтроля. Дидактическая игра «Собери машину». Цель: проверить усвоение материала о структуре автомобиля; закрепить знания по теме.  Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой». Цель: совершенствовать способность пользоваться накопленными знаниями в быту для обеспечения собственной безопасности; развивать способность анализировать   ситуацию,   самостоятельно   принимать   решение;   напомнить,   что   переходить   дорогу   нужно   за   руку   со   взрослым,   предварительно поглядев по сторонам, в местах специально оборудованных для этого; приучать делиться опытом с окружающими. Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем».Цель: формировать представление детей о четкой взаимосвязи между предметом и тем видом транспорта, на котором его перевозят; закреплять знания о различных видах транспорта и их назначении; развивать аналитические способности. Катание на велосипедах. Цель: формировать и развивать навыки катания на велосипеде; ориентировки в пространстве; поощрять целеустремленность;  самостоятельные;  закреплять знания детей о правилах поведения на тротуарах, дороге и в саду.  Дидактическая игра «Собери светофор». Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их. Чтение произведений о светофоре и дорожных знаках. Цель: совершенствовать знания детей о светофоре и дорожных знаках, их внешнем виде, значение, правилах пользования ими;  вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.