Комплексно-тематическое планирование "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание" для детей младшей группы. программа рассчитана на один учебный год. В программе прописаны цели и задачи, а также целевые ориентиры на младший возраст. Также в программе прописано содержание режимных моментов. Программа соответствует требованиям ФГОС.
Комплекснотематическое планирование
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Задачи:
Культурногигиенические навыки. Совершенствовать культурногигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во
время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться
после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовыми и чайными ложками, вилкой, салфеткой;
не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Воспитывать навыки
опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не большой помощи взрослых.
Общественнополезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать
детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки,
строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду:
раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т.п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого
кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег
со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях
(воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать
представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам
их труда.
Целевые ориентиры:
Культурногигиенические навыки. Пользуется мылом правильно, тщательно моет руки, лицо, уши, насухо вытирается полотенцем; вешает
полотенце на место; соблюдает правила поведения за столом; бережно обращается с хлебом; говорит «спасибо», «пожалуйста».
Способен самостоятельно или по напоминанию взрослого следить за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком.
Умеет правильно пользоваться столовыми и чайными ложками, вилками, салфеткой; аккуратно кушает хлеб, не крошит на стол, пережевывает
пищу с закрытым ртом, не разговаривает во время еды.
Самообслуживание. Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности, застегивает пуговицы, одевает
рукавицы и обувь. Способен сам, или используя зеркало, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого.Общественнополезный труд. Стремится участвовать в посильном труде, умеет преодолевать небольшие препятствия к достижению цели.
Самостоятельно выполняет элементарные поручения: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный
материал.
Соблюдает порядок и чистоту в помещение и на прогулочной площадке.
Проявляет интерес к дежурству по столовой; помогает накрывать на стол: раскладывает ложки, расставляет хлебницы, тарелки, чашки.
Труд в природе. Проявляет интерес и принимает активное участие в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с
помощью взрослого кормит рыб, птиц, поливает комнатные растения, растения на грядках, сажает лук, собирает овощи, расчищает дорожки от
снега, счищает снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Ребенок имеет элементарные представления о понятных для него профессиях, о способах и формах трудовой
деятельности, результатах труда; способен сформулировать и назвать их.
Понимает значение и пользу данных профессий; уважительно относится к ним и к труду в целом; способен бережно относиться к результатам
труда. Стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам.
Содержание режимных моментов
Сентябрь
Подвижная игра «Зайка серый умывается».
Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; продолжить формировать знания детей о процессе умывания и
предметах туалета.
Чтение художественного произведения Чуковский К. «Мойдодыр».
Цель: на примере героя показать, к чему приводит пренебрежение гигиеническими процедурами такими, как умывание, купание, чистка зубов и т.п.
Играситуация «Правильная осанка – красивая спинка».
Цель: формировать представление о правильном положение тела во время приема пищи; значение позы и осанки для здоровья; понимание связи с
культурой поведения за столом; развивать стремление самостоятельно следить за своим здоровьем.
Дидактическая игра «Каждой вещи свое место».
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; выделять качественные признаки предметов; закреплять знания детей о месте и культуре
хранения вещей; расширять словарный запас (шкаф, полка, вешалка, гардероб, крючки и т.п.).
Целевая прогулка «Семена».
Цель: познакомить детей с таким явлением как образование семян; формировать представления о причинноследственных связях (семечко – «малыш»
растения; семена опадают, чтобы следующим летом из него выросло новое растение и т.д.).
Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом людей в огороде и саду; формировать представления о разнообразии фруктов и овощей, их внешнем виде
и месте в системе питания; расширять словарный запас по теме; приучать слушать и анализировать содержание загадок; реализовывать его в
графических формах.
Беседа «Труд работников детского сада», экскурсия по детскому саду.Цель: учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к
работникам дошкольного учреждения; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «Вы».
Октябрь
Играситуация «Мы купаем куклу».
Цель: расширять представления детей о процессе туалета всего тела, месте, где его совершают (баня, ванная); уточнить названия предметов туалета:
мыло, мыльница, полотенце, расчёска; учить принимать игровую ситуацию – купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий,
сопровождать действия речью, мимикой, жестами, слушать звучащую образную стихотворную речь; развивать игровой опыт.
Беседа, сюжетноролевая игра «Вежливые слова».
Цель: прививать культурные навыки общения во время еды; закреплять знания места и целесообразности культурных обращений («Приятного
аппетита!», «Спасибо!», «Пожалуйста!»); их нравственного значения.
Игровая ситуация «Кто поможет воспитателю одеться?»
Цель: закреплять знания детей о предметах осенневесеннего гардероба; последовательности одевания; продемонстрировать необходимость
взаимопомощи; показать ее важность в формировании дружеских отношений; прививать способность обращаться за помощью к близким, правильно
формулировать свою просьбу.
Целевая прогулка «Осенняя уборка».
Цель: формировать трудовые навыки; умение сочувствовать близким; развивать стремление приходить на помощь нуждающимся; показать, что
каждый человек способен поддерживать порядок на улицах города и вокруг жилых домов; определить основные формы работы по уборке территорий
взрослыми и детьми в осенний период; формировать нравственное отношение, ответственность перед окружающим миром; расширять представления
об осенних явлениях и приметах.
Наблюдение за трудом дворника; беседа «Почему дорожки и прогулочные площадки такие чистые?»
Цель: формировать представления об основных функциях дворника в осенний период; определить необходимые в данный сезон предметы инвентаря и
их назначение; прививать уважительное отношение к труду; показать значимость каждой профессии.
Беседа «Зачем люди ходят на работу?»
Цель: объяснить значение труда с материальной, культурнонравственной точки зрения.
Ноябрь
Дидактическая игра «Чтобы зубки блестели…»
Цель: формировать представление детей о правилах и последовательности чистки зубов; закреплять знания детей о значении зубов в жизни и здоровье
людей.
Играситуация «Когда я ем, я глух и нем…»
Цель: в практической деятельности формировать элементарные представления детей о культуре поведения за столом.
Дидактическая игра «Помоги кукле Кате прибрать свою комнату».
Цель: определить правильное месторасположение и эстетическое состояние основных элементов детской комнаты; формировать элементарные
представления о домашнем труде взрослых; способность сочувствовать и помогать близким.
Беседа «Комнатные растения».Цель: закреплять и расширять знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними; развивать трудовые навыки.
Чтение стихов на тему «Лесные жители. Подготовка к зиме».
Цель: продолжать формировать представления детей о животных в дикой природе, особенностях их поведения и питания; показать, формы и способы
подготовки зверей к зимнему периоду.
Чтение художественной литературы Верещагина О.В. «Сказка про матрешку».
Цель: приобщать детей к народным промыслам, труду народных мастеров.
Декабрь
Дидактическая игра «Платочки».
Цель: формировать понимание необходимости предметов личной гигиены (у каждого должен быть свой носовой платок, который нельзя давать
использовать другим людям); показать, к чему приводит обмен этими предметами.
Беседа «Столовые приборы».
Цель: закрепить знания детей о функциональном назначении и правилах пользования столовыми приборами; продолжать формировать культурно
гигиенические навыки поведения за столом; представления о правилах сервировки стола.
Дидактическая игра «Что забыла одеть Маша?»
Цель: показать на примере героя необходимость каждого предмета одежды (например, шарфа) для защиты от простудных заболеваний; закреплять
знания о предметах зимней одежды; последовательности в процессе их одевания.
Целевая прогулка «Каждой птичке по зернышку».
Цель: закреплять знания детей о рационе питания зимующих птиц; прививать стремление им помогать.
Беседа: «Зачем люди строят кормушки?»
Цель: продолжать формировать понимание необходимости и способах помощи птицам в холодное время года; прививать гуманное отношение к ним.
Беседа (рассматривание иллюстраций, фотографий по теме): «Кем работают мамы и папы?»
Цель: расширять знания детей о членах собственной семьи; закреплять представления об известных профессиях их значимости в обществе; прививать
гордость и уважение к труду собственных близких.
Январь
Дидактическая игра «Кто испачкал полотенце?»
Цель: формировать представление о необходимости предметов личной гигиены; развивать навыки начисто мыть руки с мылом и насухо вытирать руки
полотенцем; продемонстрировать то, что у каждого животного (человека) есть свой отпечаток ноги (лапы, руки) – след.
Игровая ситуация «Гости на пороге…»
Цель: закрепить представления детей о некоторых предметах посуды, их функциональных назначениях; показать на практике, как надо ухаживать за
посудой; развивать трудовые навыки в этой области; объяснить значение данных гигиенических процедур.
Проблемная ситуация «У Лисички «сбежали» рукавички!»
Цель: формировать знания детей о рукавицах, как о парных предметах одежды; их функциональном, санитарногигиеническом назначении; закреплять
навыки самостоятельного одевания рукавиц; объяснить детям, почему взрослые пришивают к рукавицам резинку.
Целевая прогулка «Снежная уборка».Цель: закреплять знания детей о причинноследственных связях выпадения снега; необходимости регулярной уборки снега с прогулочных площадок и
дорожек; закреплять трудовые навыки в этой области, умение пользоваться инвентарем; показать детям, что уборка снега может превратиться в
занимательное развлечение.
Дидактическая игра «Братья наши меньшие».
Цель: закреплять знания детей о рационе питания, режиме домашних животных, правилах ухода за ними; прививать гуманное отношение к животным,
ответственность за их жизнь и здоровье.
Чтение художественной литературы Чуковского К. «Федорино горе».
Цель: формировать представление детей о домашнем труде, его значении; сравнить поведение героини с поведением мамы(бабушки); прививать
стремление к чистоплотности.
Февраль
Игровые упражнения «Волшебный гребешок».
Цель: формировать представления о значении расчески, их разновидностях и способах использования.
Игровая ситуация «Салфеточка».
Цель: прививать навыки использования салфетки после еды; закреплять знания детей о необходимости этой процедуры.
Дидактическая игра «Пуговка и Петля – настоящие друзья».
Цель: формировать навык последовательного застегивания пуговиц; продолжать приучать самостоятельно застегивать пуговицы.
Целевая прогулка «Зимний городок».
Цель: занять детей творческим конструированием построек (фигур) из снега; расширять представления детей о собственных возможностях; прививать
стремление принимать участие в коллективной деятельности; развивать пространственноконструктивное мышление.
Просмотр видеосюжета (мультфильма) на тему «Труд дворника»; беседа по содержанию с акцентом на компоненты деятельности дворника
в зимний период.
Цель: формировать представления об основных функциях дворника в зимний период; определить необходимый в данный сезон инвентарь и его
назначение; прививать уважительное отношение к труду.
Сюжетноролевая игра «Юные строители».
Цель: формировать знания детей о профессии строителя; совершенствовать конструктивные навыки; расширять представление о постройках и
различных трудовых процессах; развивать стремление принимать активное участие в игровой деятельности; умение определять свою роль,
последовательность своих действий в ходе игры.
Беседа «Наши ноготки».
Цель: формировать знания детей о процессе ухода за ногтями; его культурном и эстетическом значении.
Чтение потешек на тему «Хлеб печется из муки, что дают нам колоски».
Цель: расширять представления детей о процессе изготовления, разнообразии хлебобулочных изделий, формировать культурные навыки обращения с
ним за столом; прививать уважительное отношение к хлебу.
МартДидактическая игра «Складываем вещи правильно!»
Цель: закреплять навыки правильного складывания вещей (кофточек, штанишек и т.п.); совершенствовать самоконтроль в процессе ухода за одеждой,
уважительное отношение к предметам материального мира.
Дидактические упражнение по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой «Сами с усами».
Цель: формировать знания о компонентах дежурства, культурногигиенических правилах и обязанностях, входящих в состав дежурства по столовой;
прививать ответственность за здоровье и гигиену питания сверстников; развивать стремление брать на себя посильный труд, помогать близким.
Сюжетноролевая игра «Поварята».
Цель: формировать общие представления, показать место и роль профессии повара; предоставить возможность примереть на себя роль данную роль;
развивать интерес к игровой деятельности.
Апрель
Беседа «Вредные привычки».
Цель: объяснить пагубное влияние вредных привычек на здоровье, культурногигиеническое состояние и эстетическое восприятие человека со
стороны другими людьми; развить мотивацию к избавлению от них, если таковые имеются.
Дидактическое упражнение «Можно или нельзя…»
Цель: закрепить знания детей о культуре поведения за столом.
Дидактическая игра «Свет мой зеркальце».
Цель: приучать детей обращать внимание на детали своего внешнего вида используя зеркало; развивать стремление выглядеть аккуратно, поправлять
одежду, прическу; заботиться о чистоте тела.
Просмотр мультфильмов про рабочую технику (трактор, экскаватор, самосвал и т.п.)
Цель: показать значение техники в труде взрослых, назначение и способах ее эксплуатации; прививать интерес к профессиям, связанным с этой
техникой; расширять словарный запас по теме.
Май
Беседа «Санитарногигиенические нормы и культура поведения в общественных местах».
Цель: закреплять знания детей о правилах культурного поведения в общественных местах; гигиенических нормах и мероприятиях по профилактике
различных заболеваний; воспитывать уважительное отношение к окружающим и собственному здоровью.
Игровая ситуация «Веселое чаепитие».
Цель: расширить знания детей о разнообразии столовых приборах (чайная ложка, чашка, блюдце, кофейник, сахарница, салфетница, конфетница и
т.п.); продолжать формировать представления о правилах сервировки стола; развивать стремление помогать нуждающимся, откликаться на просьбы;
напомнить правила этикета.
Чтение художественной литературы Пляцковский М.С. «Юлячистюля».
Цель: закрепить знания детей о правилах гигиены; формировать комплексное представление о порядке, как образе жизни; стремление к красоте,
эстетике не только внешнего вида, но и всего пространства вокруг себя; позволить детям со стороны взглянуть на негативные последствия
неправильного поведения и отношения к вещам.
Целевая прогулка «Весенняя уборка».Цель: привлечь детей к окультуриванию и подготовке клумб, цветников, прогулочных площадок к летнему периоду; формировать общие
представления о труде взрослых в огороде в весенний период; развивать трудовые навыки, умение правильно использовать инвентарь; воспитывать
любовь к природе, уважительное отношение к земле и растениям.
Пролонгированный эксперимент «Посадка лука».
Цель: проследить с детьми все этапы выращивания лука (любого другого культурного растения) от посадки, до появления перьев (плодов у других
культурных растений); привлечь детей к процессу посадки и ухода за растением; формировать стремление наблюдать и получать удовлетворение от
результата своей деятельности; прививать уважительное отношение к труду взрослых в огороде и саду.
Задачи:
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и не живой природе. Знакомить с
правилами поведения в природе ( не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Формирование основ безопасности
Комплекснотематическое планирование
Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держать за руку взрослого).
Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами.
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Целевые ориентиры:
Познавательное развитие:Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения, знает название родного города; имеет представления об ориентировке в
пространстве; понимает и употребляет понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко»; знает о назначении светофора в целом и
всех его цветов: красного, желтого, зеленого; ориентирован в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар; знает правила поведения
на улице; сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам
(трамвай), по железной дороге (поезд); имеет представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили; имеет знания о том, что есть
специальные машины (пожарная, скорая, милицейская); знает основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны); имеется знания
о работе шофера, машиниста; ориентирован, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на
тротуаре; имеет представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа)); знает элементарные правила дорожного
движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу); знает, кто такие пешеходы, что ему
нужно знать при переходе улицы; имеет представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».
Социальнокультурное развитие:
Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, отражает в игровой деятельности элементарные правила
поведения на улице; в случае проблемной ситуации обращается за помощью.
Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, может дополнять игровую обстановку недостающими предметами,
игрушками; отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых
героев, проявляет положительные эмоции при физической активности; положительно настроен на соблюдение правил. Ситуативно проявляет
доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Художественноэстетическое развитие:
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведений, слушая новые рассказы, стихи, следит за
развитием действия; пытается в рисовании изображать простые предметы; с удовольствием принимает участие в обсуждениях во время
рассматривания предметов; проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместном досуге, развлечениях; умеет занимать себя
игрой, самостоятельной художественной деятельностью, активен при создании индивидуальных композиций в рисунках, аппликации.
Речевое развитие:
Знает и использует названия всех понятий и явлений в речи; способен формулировать свои мысли, составлять небольшие рассказы по теме,
объяснять причинноследственные связи явлений по теме в соответствии с возрастом; отвечает на поставленные вопросы; использует все части
речи, простые не распространённые предложения и предложения с однородными членами; не перебивает говорящего взрослого; пытается
отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, умеет по средствам речи налаживать контакты,
взаимодействовать со сверстниками в непродолжительной совместной игре, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.
Содержание режимных моментов
Сентябрь
Тема: «Какой бывает транспорт?»Дидактическая игра «Какой бывает транспорт?»
Цели: Закрепить знания о средствах передвижения; формировать представления о транспорте (автобусе,
маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить с троллейбусом; дать знания о
правилах поведения в транспорте; уточнять названия и назначение видов транспорта.
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Цель: рассказать, что светофор имеет три световых сигнала; развивать у детей внимание, умение различать цвета и
действовать по зрительному сигналу; развивать наблюдательность к работе светофора; упражнять детей в беге,
ходьбе.
Наблюдение за движением машин с участка детского сада.
Цель: формировать представления детей о том, чем отличается транспорт и из чего он состоит.
Дидактическая игра «Встань там, где скажу».
Цель: развивать умение различать пространственные направления от себя (впереди-сзади, позади, справа-слева);
знакомить с ближайшим окружением (улицей). Сюжетно-дидактическая игра «Шофер».
Цель: рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях,
результатах труда; формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-
пассажир), способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни.
Чтение произведения В.И. Мирясовой «Легковой автомобиль»
Цель: закреплять знания о функциональном назначение легковых автомобилей, правилах поведения пешеходов и
водителей на дороге; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на
вопросы.
Рисование «Отремонтируй машине колеса».
Цель: закреплять знания детей об основных частях автомобиля, назначении этих частей; развивать зрительную
память.
Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобили».
Цель: закреплять и расширять знания детей о грузовом транспорте, его основных частях и функциональном
назначении.
Дидактическая игра «Разрешено-запрещено».
Цель: формировать навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; приучать анализировать
ситуацию и принимать решение в пользу правил безопасного поведения; закреплять знания детей о светофоре и
правилах пользования им.Октябрь
Тема: «Знакомство с улицей».
Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей».
Цель: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям о том, что улица делиться на 2 части; проезжую часть и тротуар;
закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.
Ситуация общения «Что я видел на прогулке», «Как я ехал на автобусе».
Цель: знакомить с правилами поведения на улице и в общественном транспорте; формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар,
обочину; рассказать, что автомобили ездят по дороге, а пешеходы ходят по тротуару;
Подвижная игра «Птицы и автомобили».
Цель: закреплять знания детей о безопасном поведение на дороге; развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.
Дидактическая игра «Игра в поезд».
Цель: закреплять знания детей об основных компонентах железнодорожного транспорта (состав, вагоны, железная дорога и т.д.) и их функционале
(поезд едет по рельсам; вагоны нужны для перевозки людей; бывают грузовые поезда и т.п.); обогащать активный словарный запас существительными
по теме; развитие логического мышления и памяти, мелкой моторики рук.
Рисование «Рельсы для паровоза».
Цель: закреплять знания детей о железнодорожном транспорте; развивать творческую инициативу.
Дидактическая игра «Подбери по цвету».
Цель: закрепить знания о назначении светофора и его цветах; напомнить, что светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, напоминать,
что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
Конструирование «Широкая и узкая дорожки».
Цель: развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету; в
процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
Играимитация «Я шофер».
Цель: продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий; обратить внимание на то, что водитель, как и пешеход, должен знать и
соблюдать правила безопасного поведения на дорогах; закреплять знания детей о светофоре; поощрять самостоятельные игры детей с автомобилями,
тележками, велосипедами.
Чтение произведения В.И. Мирясовой «Грузовой автомобиль».
Цель: закреплять знания детей о грузовом транспорте; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на
вопросы.
Ноябрь
Тема: «Три сигнала светофора».
Дидактическая игра «Собери светофор».
Цель: закрепить знания детей о светофоре и значении его цветов, последовательности расположения; знакомить детей с желтым сигналом;
продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.Дидактическая игра: «Правильнонеправильно».
Цель: закреплять навыки организованного поведения на улице; продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;
поощрять внимательность и логичность рассуждении.
Дидактическая игра: «Разрешенозапрещено».
Цель: продолжать знакомить с правилами пользования светофором; закреплять знания правил дорожного движения; формировать умение
сосредотачивать на предметах и явлениях предметнопространственной развивающей среды.
Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный…».
Цель: знания детей о светофоре и значении его цветов; воспитывать умение слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать
героям произведения.
Подвижная игра «Такси».
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах поведения в общественном транспорте; учить детей двигаться вдвоем; соразмерять движения
друг с другом; менять направление движения; быть внимательными к партнеру по игре.
Чтение произведения С. Маршака «Светофор».
Цель: продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге; уточнить знания детей о светофоре; воспитывать умение слушать
рассказы, стихи, следить за развитием действия.
Рисование «Широкая и узкая дорожка».
Цель: через художественное творчество закреплять знания детей о элементарных правилах дорожного движения; приучать сравнивать предметы по
ширине; использовать в речи при характеристике элементов предметноматериального мира слова «узкий», «уже», «широкий», «шире», «одинаковые»
и воспроизводить их в изобразительной деятельности; учить детей дополнять готовое изображение; упражнять в рисовании кистью прямых линий.
Ситуация общения «Мы едем в транспорте».
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте; приучать выражать свои мысли, обосновывать их; развивать
логическое мышление; формировать этические представления о поведение в общественных местах.
Чтение произведения А. Барто «Грузовик».
Цель: закреплять знания детей о грузовом транспорте; приучать слушать художественные произведения до конца, понимать содержание, отвечать на
вопросы.
Игровая ситуация «Выставка машин».
Декабрь
Тема: «Грамотный пешеход»
Конструирование «Светофор».
Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить
только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их.
Чтение произведения Б. Заходера «Шофер».
Цель: закреплять знания детей об основных частях автомобиля, компонентах вождения (нужно крутить руль, нажимать на педаль); продолжать
формировать интерес к книгам, рассматривать с детьми иллюстрации.Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову».
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; различать пространственные направления от себя (справаслева), определять
месторасположение предметов, их цвет, форму, величину.
Заучивание стихов о светофоре.
Цель: фиксировать в памяти полученные знания по теме.
Дидактическая игра «Дети на прогулке».
Цель: дать понятие о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «пешеходный переход» (зебра, дорожный знак
и т.п.); учить детей правильно переходить улицу; закреплять знания о назначении светофора; формировать представления об ориентировки на дороге
(посмотри налево, посмотри направо); знакомить с правилами поведения на дороге и на тротуаре; формировать умение различать проезжую часть
дороги, тротуар, обочину.
Ситуация общения «Мой друг – светофор».
Цель: продолжать формировать комплексные знания о светофоре, правилах пользования им, понимание его роли в создании безопасной среды;
прививать интерес к рассматривать с детьми иллюстрации; мониторинг опыта детей.
Конструирование «Собери знак».
Цель: закрепить визуальное представление о знаке «Пешеходный переход» в памяти детей; напоминать, что дорогу можно переходить только со
взрослыми и на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
Рисование «Колеса и светофоры».
Цель: формировать комплексное представления о компонентах уличного движения (тротуар, дорога, машина, пешеход, светофор и т.п. ) их месте,
Рролиразвивать способность сравнивать предметы по форме, цвету, величине; подводить детей к изображению предметов одинаковой формы
(округлой); продолжать учить дополнять работы недостающими деталями; развивать зрительную память.
Январь
Тема: «Осторожно: зимняя дорога!».
Сюжетноролевая игра «Шофер».
Цель: закреплять знания детей о профессии шофера; правилах безопасного поведения на дороге; напоминать детям о том, что необходимо
останавливаться, подходя к проезжей части дороги; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой; объяснить назначение дорожного
знака «Осторожно дети!»; приучать детей принимать активное участие в сюжетноролевых играх; примерять на себя роль, передавать характер
героя, его действия на основе накопленного опыта.
Играимитация «Ямашина» (с музыкальным сопровождением).
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения для машины и для пешехода; напоминать детям о том, что необходимо
останавливаться, подходя к проезжей части дороги; приучать совершать заданную последовательность действий; вовремя и правильно реагировать на
условные сигналы (в данном случае на включение и выключение музыки; после определенных слов в песне совершить какоелибо действие; появление
дорожных знаков по ходу игры или т.п.); слушать и понимать содержание музыкального произведение.
Ситуация общения «Скорая помощь».
Цель: определить наличие и характер знаний о таком виде транспорта как «Скорая помощь»; продолжать знакомить детей со специальными видами
транспорта, их внешним видом, назначением; правилами передвижения данного транспорта по дорог; напоминать детям о том, что необходимоостанавливаться, подходя к проезжей части дороги.
Дидактическая игра «Перевези правильно».
Цель: расширять представления детей о правилах дорожного движения; приучать ориентироваться на погодные условия; закреплять знания о
светофоре и дорожных знаках; формировать способность выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий последовательно;
пользоваться знаниями в процессе игры; развивать мотивацию к соблюдению правил дорожного движения, ответственность.
Чтение произведения «Айболит».
Цель: продолжать формировать знания детей о профессии врача, компонентах его деятельности (инструменты, прием больного и т.п.); объяснить
важность и значимость данной профессии в жизни каждого человека; показать высокую нравственную сторону профессии врача, ее сложность и
ответственность.
Беседа «Кто расчищает дорогу от снега».
Цель: познакомить детей со спец. техникой, новыми понятиями; визуализировать их; объяснить назначение и способ эксплуатации; цель, с которой
убирают снег с дорог и тротуаров (безопасность, удобство).
Ситуация общения «Полицейская машина».
Цель: определить знания детей по теме, дополнить их; закрепить визуальное представление о данном виде транспорта; роли его (и сотрудников) в
сохранение безопасности на дорогах; объяснить его регулятивную функцию.
Конструирование «Гараж для машины».
Цель: определить назначение гаража; приучать анализировать размер предмета, соотносить по размеру предмет и вместилище для него (гараж должен
получиться достаточно большим и достаточно высоким, чтобы машинка могла в него поместиться); развивать конструктивные способности;
побуждать детей к созданию вариантов, конструкций, добавляя другие детали, продолжать учить детей обыгрывать постройки.
Чтение произведения В.И.Мирясовой «Милицейская машина».
Цель: закрепить знания о данном виде транспорта.
Аппликация «Почини машину».
Цель: закрепить знания детей об основных частях автомобиля; развивать умение в аппликации изображать простые предметы, передавая их образную
выразительность.
Рассматривание пожарной машины.
Цель: определить вместе с детьми основные части пожарной машины, их назначение, особенности внешнего вида.
Чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Цель: объяснить на примере азы безопасного обращения с огнем в быту; последствия нарушения правил пожарной безопасности; приучать
анализировать ситуацию; сочувствовать героям; определять верностьневерность поступков; предоставить детям для самостоятельного
рассматривания картинки, книги.
Февраль
Тема: «Как транспорт людям помогает».
Дидактическая игра «Покажи транспорт, который назову».
Цель: расширять знания о средствах передвижения; развивать умение понимать обобщающие слова (общественный, железнодорожный, воздушный;
водный и т.д.); закрепить знания о правилах поведения в транспорте; уточнять названия и назначение видов транспорта;Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка».
Цель: объяснить правила безопасного поведения на автобусной остановке; продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету,
организовывать презентацию результатов продуктивной деятельности; формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам
сверстников, побуждать рассказывать о них.
Чтение произведения В.И. Мирясовой «Скорая помощь».
Цель: закреплять знания о таком виде транспорта, как «Скорая помощь»; формировать представление о важности ее роли в спасении людей.
Конструирование «Троллейбус».
Цель: продолжать формировать комплексное представление об общественном транспорте, его разновидностях и отличиях; основных частях
троллейбуса; развивать конструктивные навыки.
Ситуация общения «Что должен знать шофер».
Цель: закреплять знания по правилам безопасного поведения на дорогах (световые сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения перед
пешеходным переходом, оценка погодных условий и т.п.).
Чтение произведения В.И. Мирясовой «Пожарная машина».
Цель: закреплять знания о таком виде транспорта, как Пожарная машина; формировать представление о важности ее роли в спасении людей.
Слушание «Как звучит транспорт».
Цель: приучать различать звуковые сигналы различных видов транспорта (автомобиль, поезд, «Скорая помощь» и т.д.); развивать слух; закрепить
знания о спец. сигналах.
Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте).
Цель: знакомить с таким видом транспорта, как трамвай; закреплять навыки культурного и безопасного поведения в общественном транспорте.
Рисование «Автобус».
Цель: визуализировать знания детей об общественном транспорте; развивать способность правильно комбинировать части изображения, соблюдая их
соразмерность; закреплять знания правилах изображения геометрических фигур (круг, прямоугольник).
Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой».
Цель: приучать пользоваться накопленными знаниями в быту для обеспечения собственной безопасности; развивать способность анализировать
ситуацию, самостоятельно принимать решение; напомнить, что переходить дорогу нужно за руку со взрослым, предварительно поглядев по сторонам,
в местах специально оборудованных для этого.
Конструирование «Машины на нашей улицы (коллективно).
Цель: закреплять знания основных компонентов уличного движения; развивать способность выполнять творческую задачу на благо коллектива;
вызывать чувство радости при удавшейся совместной работе; закреплять навыки рисования транспортных средств.
Сюжетноролевая игра «Автобус».
Цель: определить вместе с детьми роль, трудовые функции сотрудников общественного транспорта (кондуктор, водитель); формировать способность
достоверно воспроизводить действия выбранных героев; приучать соблюдать общественные нормы поведения в транспорте; знакомить с ближайшим
Март
Тема: «Виды транспорта».окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская).
Дидактическая игра «Собери знак».
Цель: закрепить визуальное представление о знаках в памяти детей; назначении некоторых из них; напоминать, что дорогу можно переходить только
со взрослыми и на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
Чтение произведений В.И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус».
Цель: закреплять знания о данных виде транспорта; формировать представление об их роли в обеспечении возможности перемещения по городу и
меж городе людьми. Разучивание песни «Мы в автобусе сидим».
Цель: продолжать знакомить с общественные транспортом; театрализовать содержание песни; побуждать участвовать в коллективных развлечениях,
сопровождая движениями и словами в соответствии с текстом; показать, что поездка в общественном транспорте может стать довольно веселым
занятием.
Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице».
Цель: знакомить с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская); формировать умение различать проезжую часть
дороги, тротуар, обочину; приучать обращать внимание на явления общественной жизни; анализировать их.
Дидактическая игра «Собери светофор».
Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить
только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их.
Ситуация общения «Что я знаю о моем любимом транспорте».
Цель: обследовать достоверность и полноту полученных знаний о транспорте; формировать способность правильно выстраивать свой рассказ,
используя предложения различной сложности, прилагательные и наречия, для создания художественной выразительности; приучать делиться опытом
с другими людьми. Сюжетнодидактическая игра «Поезд».
Цель: закреплять представления о поезде, как об общественном транспорте (способность перевозить на дальние расстояния); расширять
представления о компонентах данного вида перевозок (вокзал, кассы, билеты, железнодорожные пути); способствовать возникновению игр на темы из
окружающей жизни, в совместных дидактических играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила; выстраивать правильную
и последовательную сюжетную линию.
Подвижная игра «Поезд и туннель».
Цель: стимулировать способность детей реализовывать в игровой деятельности свои представления об окружающем мире; развивать навыки
коллективного взаимодействия в подвижных играх; формировать чувства ответственности за безопасность окружающих.
Апрель
Тема: «Помощники на дороге».
Ситуация общения «Если стоишь на остановке».
Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на остановке общественного транспорта; напомнить основные части уличного пространства
(дома, дороги, машины, пешеходы, тротуары) приучать правильно формулировать ответ на поставленный вопрос или выстраивать рассказ.
Дидактическая игра «Найди цвет, который назову».
Цель: развивать способность сравнивать предметы с исходным, группировать по цветовому признаку.Чтение стихотворений о дорожных знаках.
Цель: совершенствовать знания детей о дорожных знаках, их внешнем виде, значение, правилах пользования ими; вовлекать детей в разговор во
время рассматривания иллюстраций.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта; приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на
друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя; находить свое место.
Рисование «Рельсы для железной дороги».
Цель: закреплять знания детей о железнодорожном транспорте; развивать творческую инициативу.
Чтение произведения В.И. Мирясовой о транспорте.
Цель: закреплять знания о различных видах транспорта; формировать представление об их роли в жизни людей.
Играимитация «»Яшофер».
Цель: продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий; обращать внимание на то, что водитель, как и пешеход, должен знать и
соблюдать правила безопасного поведения на дорогах; совершенствовать знания о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход», «Осторожно
дети!»; развивать умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.
Игрыимитации «Япешеход», «Ямашина».
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения для машины и для пешехода; напоминать детям о том, что необходимо
останавливаться, подходя к проезжей части дороги; приучать совершать заданную последовательность действий; вовремя и правильно реагировать на
условные сигналы (в данном случае на включение и выключение музыки; после определенных слов в песне совершить какоелибо действие; появление
дорожных знаков по ходу игры или т.п.); слушать и понимать содержание музыкального произведение.
Май
Тема: «Осторожно: Дорога!»
Конструирование «Узкая и широкая дороги».
Цель: через конструирование закреплять знания детей о элементарных правилах дорожного движения; приучать сравнивать предметы по ширине;
использовать в речи при характеристике элементов предметноматериального мира слова «узкий», «уже», «широкий», «шире», «одинаковые» и
воспроизводить их в процессе конструирования; продолжать учить детей дополнять и обыгрывать постройки.
Чтение произведений о дороге.
Цель: закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; рассмотреть возможные ситуации, причинноследственные связи; прививать навыки
самоконтроля. Дидактическая игра «Собери машину».
Цель: проверить усвоение материала о структуре автомобиля; закрепить знания по теме.
Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой».
Цель: совершенствовать способность пользоваться накопленными знаниями в быту для обеспечения собственной безопасности; развивать способность
анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решение; напомнить, что переходить дорогу нужно за руку со взрослым, предварительно
поглядев по сторонам, в местах специально оборудованных для этого; приучать делиться опытом с окружающими. Дидактическая игра «Угадай,
на чем повезем».Цель: формировать представление детей о четкой взаимосвязи между предметом и тем видом транспорта, на котором его перевозят; закреплять
знания о различных видах транспорта и их назначении; развивать аналитические способности.
Катание на велосипедах.
Цель: формировать и развивать навыки катания на велосипеде; ориентировки в пространстве; поощрять целеустремленность; самостоятельные;
закреплять знания детей о правилах поведения на тротуарах, дороге и в саду.
Дидактическая игра «Собери светофор».
Цель: закреплять представления детей о трех сигналах светофора, их месторасположении на светофоре; напоминать, что дорогу можно переходить
только со взрослыми и на зеленый сигнал; закреплять умение определять цвет, форму, величину, сравнивать их.
Чтение произведений о светофоре и дорожных знаках.
Цель: совершенствовать знания детей о светофоре и дорожных знаках, их внешнем виде, значение, правилах пользования ими; вовлекать детей в
разговор во время рассматривания иллюстраций.