Программа дисциплины "Родной язык" для 9 класса рассчитана на 17 часов. В результате обучения Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии и другие жанры.
Программа русский родной язык 17 часов.doc
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка и литературы в жизни человека и
общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально
смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы
языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование
их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, а также
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 1
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативноцелесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
В результате освоения учебного курса
выпускник научится:
• понимать и истолковывать значения слов с национальнокультурным компонентом, правильно
употреблять их в речи;
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально
смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
• различать значимые и незначимые единицы русского родного языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания; • опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
2
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
Язык и культура
Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной
литературы.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и
поговорки.
История русской письменности. Создание славянского алфавита.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета
в общении. Обращение в русском речевом этикете.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Защита исследовательских и проектных работ
3.Тематическое планирование
№п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
4.
Название темы
Количество часов
Язык и культура
Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык
русской художественной литературы.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок. Русские пословицы и поговорки.
История русской письменности. Создание славянского алфавита.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в
русском речевом этикете.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете.
Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот,
шутка.
Официальноделовой стиль.
элементы и языковые особенности.
Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на
защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык
литературы.
в
художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Защита исследовательских и проектных работ.
Деловое письмо, его структурные
художественной
Диалогичность
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО:
17 часов
Программа по родному языку
Программа по родному языку
Программа по родному языку
Программа по родному языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.