Программа по воспитательной работе (начальная школа)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по воспитательной работе написана для начальной школы. В ней описываются цель воспитания и задачи, сроки и реализации программы, степень реализации программы,ресурсы, этапы реализации программы, механизм реализации программы, планируемые результаты, ожидаемые риски, литература. Разрабатывая данную программу, мы стремились к тому, чтобы основные направления системы воспитательной работы в классе давали каждому ребёнку возможность для самореализации и саморазвития. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Иконка файла материала программа по воспит. работе Васильева Н. А..doc
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Глазова Рассмотрено  на ШМО  классных руководителей  протокол № ___ от _______ Принято на заседании  педагогического совета  протокол №  _____ от ______   Утверждаю_______________ Директор  МБОУ «СОШ № 13» Е. Б. Биянова Приказ № ____ от ________   Программа воспитательной работы в начальной школе                                           Составитель:                                                                           учитель начальных классов                                                                           Васильева Н. А.г. Глазов 2017г. Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………….. 3 I  Цель и задачи программы…………………………………………………….…...4  II Сроки реализации Программы……………………………………………………5 III Степень реализации Программы………………………………………………. ..5 IV Ресурсы………………………………………………………………………….. ..5 V Этапы реализации программы………………………………………………….....6 VI Механизм реализации программы………………………………………………7­ 9 VII Планируемые результаты……………………………………………………...... 10 VIII Ожидаемые риски………………………………………………………………..10 IX Литература………………………………………………………………………….11 X  Приложения…………………………………………………………………...........12­20ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Программа   воспитательной   работы   в   1­4   классах     строится   на   основе   программы развития   МБОУ   «СОШ   №13»   2018­2022.   В   основе   этой   программы   лежит   системный подход к организации воспитательной деятельности и идея расширения воспитательного пространства   коллектива   через   проекты:   «Гражданско­ патриотический», «Одарённые дети».   «Здоровьесбережение»,      Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней   пребывания   в   школе   формируется   их   отношение   к   школе,   образованию   в   целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер   их   трудовой,   общественной,   творческой   деятельности.   Необходимо   также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся. Важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной,   содержательной,   насыщенной   работой   над   осознанием   общественных   событий   и строились на основе высоких нравственных отношений. Особенностью   программы является   ориентация   на   создание   эмоционально привлекательной   среды   для   пребывания   детей   в   образовательном   учреждении, обеспечивающей   всестороннее   развитие   личности   ребенка.   Это   возможно   только   при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.Цель воспитания Воспитание свободной социально активной личности, ориентированной на саморазвитие с учётом её возможностей, индивидуальности и способностей. Задачи: 1.  Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развивать это  стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;   2. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание  взаимосвязей между человеком и природой;  3. Создать  здоровый микроклимат в классном коллективе, формировать межличностные  отношения.  4.  Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и  гордости за свою страну.  5. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность. 6. Развивать индивидуальные качества личности учащихся, создавая условия для  интеллектуального развития  способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора    (кружки, олимпиады, экскурсии и т. д.), активно привлекая родителей  в работу.         Разрабатывая данную программу, мы стремились к тому, чтобы основные направления системы   воспитательной   работы   в   классе     давали   каждому   ребёнку   возможность   для самореализации и саморазвития.         Программа  реализуется  образовательным  учреждением  в  постоянном  взаимодействии  и тесном  сотрудничестве  с  семьями  учащихся,  с  другими субъектами социализации – социальными  партнерами школы:  детская библиотека «Зелёный мир», ОКЦ «Россия»,  МБДОУ «Буратино»,  «Ёлочка», «Тополёк»,  ДЮЦ,  ДДК,  СЮТ, СЮН, клуб «Юность», ГИБДД.Сроки реализации программы:  Программа рассчитана на  четыре года  начальной школы.     1 этап: 2017 ­ 2018 учебный год (1 класс) 2 этап: 2018 – 2019 учебный год (2 класс) 3 этап: 2019 – 2020 учебный год (3 класс) 4 этап: 2020 – 2021 учебный год (4 класс)         Степень реализации программы:   Программа   открытая.   Это   позволяет   ее   уточнять,   дополнять,   совершенствовать, корректировать.        Ресурсное обеспечение программы: 1. Нормативно – правовое:  ­   Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от   29.12.2012г. №273­ФЗ ­ Конвенция о правах ребёнка ­ Устав школы ­ Программа развития школы (2018­2022) ­ Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13» ­ Должностная инструкция классного руководителя. 2.  Организационное:  ­ Изучение социального запроса. ­ Определение направлений работы с классным коллективом. ­ Презентация программы на методическом объединении классных руководителей. 3.      Программно – методическое:  ­ Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы). ­ Программа развития школы. ­ План воспитательной работы классного руководителя. ­ Методические разработки. 4.  Кадровое:  ­   Администрация   школы,   педагоги,   педагог­психолог,   социальный   педагог, библиотекарь. 5.  Материально – техническое:  ­ Классный кабинет.­ Необходимое оборудование (магнитофон, компьютер, проектор, экран, фотоаппарат). Этапы реализации программы.                 I этап—информационно­аналитический, диагностический              (2017­2018 учебный год) 1 класс. Цель   этапа:   углубленное     психолого–педагогическое     изучение   учащихся, выявление индивидуальных особенностей. Задачи: На данном этапе  используются различные методы:   ­ поиск форм, методов, способов развития классного коллектива, наблюдение динамики развития; ­ прогнозирование развития изучаемой проблемы, ­ изучение эмоционально личностных особенностей учащихся класса, определение статуса, зоны актуального и ближнего развития, ­   изучение   современных   технологий   новаторов,   психолого­педагогической   литературы, обобщение их педагогического опыта.             II этап— коррекционно­развивающий (2018– 2019, 2019­2020 уч. годы)  2 и 3 классы. Цель данного этапа – разработка и реализация программы.                            Программа работы с коллективом класса составлена на основе   I и II этапов   диагностических   процедур   и   психолого­педагогических   выводов, наблюдений, использование на практике разных приемов, методов развивающей работы. Организация   деятельности   класса.   Пути   создания   и   сплочения   коллектива, воспитание   актива,   формирование   общественного   мнения   класса,   создание     традиций, воспитание   тех   или   иных   качеств   личности   школьников.   Организация   различных   видов деятельности, ученического самоуправления. Проведение  воспитательных мероприятий. IVэтап ­ обобщающий (2020­ 2021 уч. год) 4 класс соотношение результатов работы; обработка результатов работы.Механизм реализации программы. Формы работы:  Посещение   семьи  —   эффективная   форма   индивидуальной   работы   педагога   с родителями.  При  посещении  семьи   происходит  знакомство  с условиями   жизни  ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям,   к   школе,   информирует   родителей   об   успехах   их   ребенка,   дает   советы   по организации выполнения домашних заданий. Переписка   с   родителями  —   письменная   форма   информирования   родителей   об успехах   их   детей.   Допускается   извещение   родителей   о   предстоящей   совместной деятельности   в   школе,   поздравление   с   праздниками,   советы   и   пожелания   в   воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание  — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.            Программа воспитательной  работы в классе строится  по направлениям:  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека. Виды деятельности 1. Получение первоначальных  представлений о Конституции РФ,  ознакомление с государственной  символикой – гербом и флагом УР, РФ. 2.Ознакомление с героическими страницами истории России, нашими земляками­  героями, с обязанностями гражданина;  исполнение патриотического долга. 3. Ознакомление с историей и культурой  родного края, своей Республики, народным  Формы занятий ­ Беседа, классный час, библиотечный час,  чтение книг, изучение предметов  (окружающий мир, литературное чтение). ­Беседы, экскурсии, занятия в школьной  музейной комнате,  сюжетно –ролевые игры  гражданского и историко – патриотического  содержания, изучение предметов  (окружающий мир, литературное чтение). ­Беседы, сюжетно – ролевые игры, просмотр  кинофильмов,  творческие конкурсы,творчеством,  фольклором. 4. Знакомство с важнейшими событиями в  истории нашей страны, содержанием и  значением государственных праздников. 5. Получение первоначального опыта  межкультурной коммуникации с детьми и  взрослыми – представителями разных  народов России, Удмуртии, нашего города,  знакомство с особенностями их культур и  образа жизни. 6. Участие во встречах и беседах с  выпускниками школы, ознакомление с  биографией выпускников, явивших собой  достойные примеры гражданственности и  патриотизма. тематические праздники, экскурсии,  изучение краеведения. ­беседы, классные часы, просмотр учебных  фильмов, мероприятия и события,  посвящённые государственным праздникам,  конкурсы. ­Беседы, народные игры, участие в  городских игровых программах, экскурсии  д. Золотари, д. Кочишево. Д. Штанигурт. ­Встречи с интересными людьми,  с родителями, с выпускниками школы. 2. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения,  формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Виды деятельности 1. Ознакомление с основными правилами  безопасности в школе, дома, ПДД. 2. Участие в  спортивных мероприятиях,   направленных на формирование стремления  вести здоровый образ жизни. 3. Ознакомление с понятием ЗОЖ, личная  гигиена, правильное питание, режим дня. Формы занятий ­  Беседы, классные часы, просмотр  фильмов, инструктажи, конкурсы, участие в  эвакуации. ­спортивные мероприятия, эстафеты, Дни  здоровья, походы выходного дня,  внеурочные мероприятия. Беседы,  тематические классные  часы,конкурсы, спортивные викторины. 3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Виды деятельности 1. Ознакомление  с традиционными  религиозными культурами. Формы занятий ­ Уроки курса «основы религиозных культур  и светской этики» 2. Участие в  внеурочных мероприятиях,  игровых программах, направленных на  формирование представлений о нормах  морально –нравственного поведения. 3.Ознакомление с основными правилами  поведения в школе, общественных местах,  обучение распознаванию хороших и плохих  ­ Игровые программы, внеурочные  мероприятия ­  Беседы, классные часы, просмотр учебных  фильмов, занятия «Полезные привычки».поступков. 4. Участие в благотворительности,  милосердии, в оказании помощи  нуждающимся, заботе о животных, природе. ­ Участие в благотворительных акциях,  участие в акции «Милосердие», акция в  помощь животным (сбор корма) на СЮН. 4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Виды деятельности 1. Участие в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами  труда, встречи с представителями разных  профессий. 2. Знакомство с профессиями своих  родителей, с трудовыми династиями 3. Участие в общественно – полезной   деятельности на базе ОУ в учебное и  внеучебное время 4. Приобретение умений и навыков  самообслуживания в школе и дома Формы занятий ­ Экскурсии по городу. ­ Встречи с интересными людьми. ­ Исследовательские работы, проекты, уроки краеведения, конкурсы рисунков,  фотовыставки ­ Озеленение кабинета, генеральные уборки,  трудовые десанты, акция «Зелёный мир  школы» (сбор семян) ­ Соблюдение режима дня, рейды по  проверке внешнего вида обучающихся. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Виды деятельности 1.Усвоение элементарных представлений о  культурных ценностях, традициях,  этическом отношении к природе в культуре  народов России,  о нормах экологической  этики, об экологическом грамотном  взаимодействии человека с природой. 2. Получение первоначального опыта  эмоционально­ чувственного  взаимодействия с природой, экологически  грамотного поведения в природе. 3. Получение первоначального опыта  участия в природоохранительной  деятельности. 4. Усвоение в семье позитивных образцов  взаимодействия  с природой, расширение  опыта общения с природой, заботы о  животных и растениях, участие вместе с  родителями в экологической деятельности  по месту жительства Формы занятий ­ Изучение предметов (окружающий мир,  литературное чтение), беседы, просмотр  фильмов, классные часы ­ Экскурсии, прогулки, туристические слёты, походы на природу ­ Экологические акции, экологические  праздники и события, экологический  марафон ­ Работа с семьёй, совместные походы,  акции.Планируемые результаты  Критерии оценки Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие  уровни:  ­ уровень сформированности классного коллектива, ­ уровень воспитанности обучающихся, ­ уровень вовлечённости обучающихся в коллективно­творческую деятельность, в работу  актива класса, ­ уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, ­ уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.  Прогнозируемые результаты программы:   формирование навыков и привычек нравственного поведения;   обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;  формирование у детей ответственности за свое здоровье;  вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; формирование   коммуникативных   умений   и   навыков,   способности   адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;  развитие органов классного ученического самоуправления;  повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности. Ожидаемые риски:    пассивная позиция учащихся, пассивная позиция родителей, негативное влияние на детей окружающей среды.Список литературы. 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 2. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России. ­ М.: Просвещение, 2010. 3. Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: СОЮЗ, 1998.  4. В. М. Самигулина. Школьный праздник собирает друзей: разработки праздников,  познавательных конкурсов. Развлекательных шоу­программ.­ Волгоград: Учитель,  2008. 5. С. А. Цабыбин. Сценарии тематических и творческих праздников, викторин,  интеллектуальных игр и игр­путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров. –  Волгоград: Учитель, 2007. 6. Чиненный А. И., Стоян Т. А. Этикет на все случаи жизни. – М.: Изд­во «АКАЛИС»­ ВИЦГУЛ, 1996. 7. В. Н. Щербакова, Е. М. Смекалова. Калейдоскоп школьных дел. Методические  разработки.­ М.: ТЦ Сфера, 2004.