Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»
Оценка 4.6

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.03.2018
Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении, работы с родителями и педагогами. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006программа
Я выбираю жизнь.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа  Принято                                                                                                                        Утверждаю на заседании Педагогического                                                                 Директор                          совета МКОУ Новомеловатская СОШ                                                   МКОУ Новомеловатская СОШ Протокол №  __  от 28.08.2017 г                                                                       __________А.Н.Протасов                                                                                                                        Приказ № ___ от 28.08.2017 г Согласовано  с  Cоветом  обучающихся  МКОУ Новомеловатская СОШ Протокол №  ___ от 26.08.2017г. Согласовано с Советом  родителей                                              МКОУ Новомеловатская СОШ Протокол № ___  от 26.08.2017 г. Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь» для обучающихся 1 – 11 классов, родителей и педагогов Разработчик программы: социальный педагог Котова Елена Ивановна с.Новомеловатка Калачеевский район, Воронежская область 2017.                                                                                                  0 Пояснительная записка.  «Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».                                                             В. Маяковский                                                        («Сергею Есенину») 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и  к   миру  в  целом.  Суицидальные   мысли   и  фантазии   в  этот  момент   очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков   занимает   третье   место   среди   ведущих   причин   смертельных случаев   и   четвертое   среди   основных   причин   потенциальной   потери   жизни. Анализ   материалов   уголовных   дел   показывает,   что   62%   всех   самоубийств несовершеннолетними   совершается   из­за   конфликтов   и   неблагополучия: боязни   насилия   одноклассников,   друзей,   чёрствости   и   безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из­ за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный   конфликт   и   т.д.   Суицидальные   действия   у   детей   часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой,  своими   близкими   и   внешним   миром   на   основе   действия   механизма отчуждения:   попыткам   разрешить   трудную   жизненную   ситуацию непригодными,   неадекватными   способами.   Своевременная   психологическая помощь,   участие,   оказанное   подросткам   в   трудной   жизненной   ситуации, помогли бы избежать трагедий. 1 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной   работы   по   предотвращению   суицидальных   попыток   среди учащихся   разных   возрастных   групп   в   общеобразовательном   учреждении, работы с родителями и педагогами. При её разработке опирались на Письмо Минобразования   РФ  от 29  мая 2003  г.  № 03­51­102ин/22­03 “О  мерах   по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006  Цель   программы:  формирование   у   школьников   позитивной   адаптации   к жизни,   как   процесса   сознательного   построения   и   достижения   человеком относительно   устойчивых   равновесий   отношений   между   собой,   другими людьми и миром в целом. Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц,  склонных к суициду (группа риска). Выявление  причины суицидального поведения учащихся группы риска. Выявление психологического портрета молодого  человека;   психокоррекция суицидального поведения. Повышение  уровня самооценки, уровня социально ­ психологической  адаптации детей и подростков. Повышение психологической компетентности родителей (законных  представителей)  в области воспитания и взаимодействия с детьми. Обеспечение социально­педагогической поддержки семьи в  формировании личности учащегося. Организация психолого­социально­педагогического консультирования  учащихся, родителей (законных представителей), учителей. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Работа с обучающимися, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления. 2. Работа   обучающимися, психоэмоциональной поддержке.   с   нуждающимися   в   срочной 2 3. Работа с неблагополучными семьями.  4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Покушение на самоубийство –  это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация   –  двуединый   процесс:   с   одной   стороны,   это  внешнее  для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной   атмосферы,   нравственных   норм   и   культурных   ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Суицид –  самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий   к   нему   более   широкий   ряд   феноменов   аутоагрессии   и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка –  это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное   поведение  –   волевые   действия   личности,   конечной   целью которых   является   покушение   на   самоубийство   или   сам   акт   самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.   тенденция   к   самоубийству,   глубина   которой   нарастает   параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный   риск  –   склонность   человека   к   совершению   действий, направленных на собственное уничтожение. Суицидент   –  человек,   совершивший   самоубийство   или   покушение   на самоубийство.  3 Толерантность  –   способность   человека   принимать   других   людей   такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. 5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.   Принцип   состоящий   в   признании  уникальности   личности, индивидуальности ребенка.   Принцип  приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.   Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.   Принцип  эмоционально­ценностных ориентаций    учебно­ воспитательного процесса.  6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение  и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско­родительской среде. Достоинства настоящей программы:    возможность   для   психологического   раскрепощения   школьников,   для формирования   навыков   и   приемов,   способствующих   самовыражению каждого ученика;     возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю­ предметнику   строить   учебно­воспитательную   работу   в   системе,   с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;   создание   условий   для   своевременной   корректировки   выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно­ воспитательного процесса. Для   профилактики   суицидальных   мыслей, целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:   намерений   и   попыток «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»  Формировать окружающего мира. В   целом   продолжительность   и   качество   жизни   связаны   с   такими   чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения…  В каждом отрицательном моменте 4 заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”. Принципиальный   подход   к   «позитивному   мышлению»   заключается   в переориентации   восприятия   окружающего   мира,   формировании оптимистичных   тенденций   в   характере   подростка.  Нужно   научиться  переключать   психическую   энергию   подростка   с   деструктивного   на конструктивное направление. Например,   вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?»   или   «За   что   мне   такое   несчастье?»   следует   переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».  Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка   и   направьте   туда   его   внимание,   время   и   энергию   (объединения вовлечение   в дополнительного   образования   разного   направления,   общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).  ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и   развивается.   Семья   во   многом   определяет   круг   его   интересов   и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании   конфликта.   Работа   с   семьей   важнейшая   составная   часть профилактики суицида. Направления работы с родителями по профилактике суицида: ­  Систематическое   разностороннее   педагогическое   просвещение   родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися. ­   Привлечение   родителей   к   активному   участию   в   учебно­воспитательном процессе. ­ Формирование у родителей потребности в самообразовании. Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса. 5 № п/п 1 2 3 4 5 6 СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Просвещение и профилактика Учащиеся Содержание работы Сроки Ответственный Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их  семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации Составление базы данных по социально  неблагополучным семьям Проведение индивидуальных профилактических  мероприятий с семьями социального риска Организация оздоровления и отдыха во внеурочное  время детей из неблагополучных и  малообеспеченных семей (лагерь дневного  пребывания при ОУ) Организация работы по профилактике  профессионального выгорания педагогов Психолого­педагогические классные часы:  «В поисках хорошего настроения» (1 кл) «Профилактика курения» (2 кл) «Как научиться жить без драки» (3 кл,) «Учимся снимать усталость» (4 кл) «Толерантность» (1­11 классы) «Как преодолевать тревогу» (6 класс) «Способы решения конфликтов с родителями»  (7 кл.) «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со  стрессом» (8 кл.) «Грани моего Я» (9 кл,)  «Как сказать Нет!» (8 кл.) «Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания.»  (9 кл) в течение  года сентябрь в течение  года каникулярное время соц. педагог соц. педагог соц. педагог соц. педагог соц. педагог соц. педагог кл.  руководители в течение  года октябрь ноябрь ноябрь январь сентябрь февраль декабрь октябрь февраль 6 7 8 9 Правовые классные часы: «Что ты должен знать об УК РФ» (6 – 8 кл.) «Уголовная ответственность несовершеннолетних «  (8 – 9 кл.) «Знаешь ли ты свои права и обязанности» (5 – 9  классы) «Психолого­педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам» (тренинг 9 кл) Игра для учащихся 5–6 х классов «Колючка»  (интеграция «отверженных) 10 Игра «В чём смысл жизни?» (9кл) 11 Гр. занятия по формированию социальных навыков и  навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»  Диспут для подростков «Успех в жизни»  12 13 Организация работы группы для подростков «Поверь в себя» Педагоги Деловая игра «Педагогические приёмы создания  ситуации успеха»  Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться» Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и  формы проявления невротических расстройств у  современных старшеклассников»  Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»  Семинар классных руководителей «Профилактика  конфликтных ситуаций и работа с ними» Родители Родительский лекторий: Наши ошибки в воспитании детей.  Шаги общения. Психологические особенности периода адаптации,  формы родительской помощи и поддержки. Тревожность и её влияние на развитие личности. Трудный возраст или советы родителям. Что такое  суицид и как с ним бороться. (5­9 кл) Чем и как увлекаются подростки. Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и  бродяжничества. Как помочь ребенку справиться со стрессом. Индивидуальные консультации для родителей 1 2 3 4 5 1 2 Диагностика Учащиеся сентябрь, октябрь Участковый  инспектор,  ноябрь соц. педагог март ­ апрель соц. педагог октябрь соц.педагог февраль в течение  года декабрь январь кл. руководитель кл.  руководители соц. педагог,  соц. педагог октябрь ноябрь декабрь Социальный  педагог Соц.педагог соц.педагог февраль соц.педагог март соц.педагог по плану, по  запросу кл.  руководители, заместитель  директора по  УВР,  соц. педагог по плану соц. педагог,  кл.руководители 7 1 2 3 4 5 6 1 1 2 3 4 5 Исследование социального статуса Исследование уровня адаптации Исследование уровня тревожности ежегодно по плану по плану Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) по запросу кл. руководитель соц. педагог кл.  руководители кл.  руководители Оценка способов реагирования на конфликтные  ситуации Склонность к отклоняющемуся поведению Опросник « Родительского отношения» (А.Варга,  В.Столин) Родители Коррекция Занятие «Ты и я – такие разные» ­ для  подростков 5­6 класс   Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс  Занятие по повышению самооценки «Нарисуй  подарок самому себе»  (7 кл) Тренинг уверенности (для старшеклассников) Тренинг «Манипуляция: игры, в которые  играют все» (для старшеклассников, 5, 6, 7) по запросу соц. педагог дети группы  риска по запросу соц. педагог кл.  руководители октябрь соц.педагог ноябрь декабрь соц.педагог соц.педагог февраль соц.педагог март соц.педагог 8 Литература 1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1 2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10. 3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5. 4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической  помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16). 5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27. 6. Кузнецов   Д.   Демобилизирующая   тревожность:   некоторые   причины   и   формы проявления   невротических   расстройств   у   современных   старшеклассников   // Школьный психолог, 2005, №2 7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15. 8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. 9. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10. 10. Николаева   Н.   Программа   комплексного   взаимодействия   с   подростками   “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 11. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с. 12. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18. 13. Профилактика   суицидального   поведения.   Методические   рекомендации.   Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. 14. Родионов   В.,   Лангуева   Е.   Программа   тренинга   “Манипуляция:   игры,   в   которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7. 15. Савченко   М.   Тренинг   “Уверенность”   для   учащихся   11   классов   //   Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4 9 16. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с. 17. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42. 18. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11. 19. Фоминова   А.   Как   улучшить   настроения.   Изучение   способов   саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2 20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11­12 лет // Школьный психолог, 2002, №11. 21. Электронный   http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02 вариант   журнала   «Школьный   психолог»   (ШП) 10

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения «Я выбираю жизнь»

Программа профилактики суицидального поведения  «Я выбираю жизнь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018