УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________Н.В. Бушуева
«___» _________2014г.
Программа
летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием при школе
«РАДУГА»
Возраст детей: 7-13 лет
Срок реализации: июнь 2014 г.
Пояснительная записка.
В каникулярное время ребёнок должен иметь больше возможностей стать активным участником и организатором социально значимой деятельности. Происходит развитие самостоятельности, взросление и социальная ориентация ребёнка.
Ежегодно, для учащихся младших и средних классов, проводится оздоровительная смена в летнем лагере дневного пребывания , который функционирует на базе школы.
Составляющие детского отдыха - оздоровление, общение и сотворчество. Полноценный отдых ребёнка невозможен без создания доброго климата в детском коллективе, гуманистического стиля взаимоотношений детей и взрослых.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из семей СОП.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание в лагере для каждого ребенка – это, прежде всего оздоровление путем приобщения к здоровому образу жизни, повышения потребности в совершенствовании физической, духовной, нравственной и социальной культуры.
Цель летнего оздоровительного лагеря: создание единой образовательно-оздоровительной системы, способствующей восстановлению духовных и физических сил детей.
Задачи:
Основные направления:
1. Оздоровительное.
2. Спортивное
3. Развлекательное.
4. Познавательное
5. Художественно- творческое
6. Личностно-ориентированное
7. Коммуникативное
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Механизм реализации
«Радуга» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (21 день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность в рамках смены «Радуга» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 13 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы
Направление деятельности |
Основные формы работы |
|
Оздоровительная |
|
|
Спортивная |
|
|
Развлекательная |
|
|
Познавательная |
|
|
Художественно-творческая |
|
|
ДЕНЬ |
МЕРОПРИЯТИЕ
|
«Открытие лагеря» |
1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Операция «Уют» 3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей», 4. Веселыми тропинками лета (открытие смены) «Здравствуй ЛЕТО-2014»
|
День «Мастеров» |
1. Минутка здоровья « Закаливание» 2. Беседа «Осторожно огонь » 3. Конкурс «Дело мастера боится» 4.Подвижные игры на воздухе 5. Подготовка к конкурсу талантов
|
День «Волшебных сказок» |
1.Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки 3. Конкурс рисунков «Волшебные краски» 4 Подвижные игры на воздухе 5. Подготовка к конкурсу талантов
|
«День талантов» |
1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» 2. «Минута славы» - конкурс талантов. 3. «Фабрика звезд -1» караоке 4. Подвижные игры на воздухе. |
«День России »
|
1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию» 2. Конкурс рисунков «Мое любимое село» 3. Подвижные игры на воздухе
|
День « Спасайкина» |
1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2. «Мой друг мяч»- конкурсная программа 3. Подготовка к концерту |
«День театра и музыки» |
1.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой походки» 2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры 3. «До, ре, ми, фа, соль – конкурс караоке. 4. Подвижные игры на воздухе
|
День «Фантазий и юмора» |
1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Викторина «Устами младенца» 3. Конкурс «Самый фантастический проект» 4. « Мульти-Пульти –карнавал» 5..Выход с концертом в детский сад «Чебурашка».
|
«День здоровья и спорта». |
1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» 2 Подвижные игры на воздухе 3 Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» 4.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
|
«День экологии» |
1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых. 2.Экологический десант 3.Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. ( использование вторичного сырья) 4. Спортивные игры на воздухе. 5.Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2014» |
Мисс и мистер лагеря «Лето-2014» |
1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног» 2. Конкурс « Мисс и мистер ЛЕТО-2014» 3 Интеллектуальная игра «Звездный час» 4. Матч по футболу 5.Подготовка к конкурсу бантиков
|
«День игр, игрушек, шариков и бантиков» |
1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 2.Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики» 3. Подвижные игры на воздухе
|
«День памяти и скорби» |
1.Минутка здоровья « Закаливание» 2. Беседа «Осторожно водоем» 3. Митинг у памятника – мемориала. 4. Конкурс военной песни и стихов. 5. Встреча с ветеранами войны в музее 6. Подготовка к закрытию лагеря |
«День книги» |
1.Праздник детской книги. Викторина по сказкам А.С.Пушкина 2. Просмотр и обсуждение м\ф «Алиса в стране чудес» 3.Игры на детской площадке
|
«День безопасности» |
1.Поле чудес «Богатыри» 2.Игры и занятия по интересам 3.Игровая программа по ПДД «Перекресток летних забав» |
«День творчества» |
1.Шоу «Каракули» 2. Конкурс парикмахеров 3. Творческая мастерская «Подарок для друга»
|
«День туриста» |
1.Конкурс туристической песни 2. Тропа испытаний 3. Туристическая эстафета
|
«День знатоков» |
1.Интеллектуальный КВН. 2.Подвижные игры на свежем воздухе. 3.Конкурс знатоков. Игра «О, счастливчик!»
|
«День традиций русского народа» |
1. Что такое традиции ? (час общения). 2.Подвижные игры. Лапта. 3.Конкурс мастеров «Праздник русских народных ремёсел»
|
«День героев» |
1.Просмотр мультфильмов 2. Спортивные состязания «Будущие солдаты» 3. «Школа безопасности» - игровая программа
|
Закрытие лагеря |
1.Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Закрытие лагерной смены «Праздничный концерт»
|
Кадровое обеспечение программы:
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Старший вожатый проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.