Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс
Оценка 4.7

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
10 кл
28.02.2018
Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс
Данная Программа подразумевает формирование уникальной общности - коллектива, тесно связанного творческой социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями, социализирующими людей, обеспечивая синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитательного процесса. Тем самым программа определяет основные пути, позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В Программе отражены цели и задачи, приоритетные направления работы с подростками, принципы и педагогические условия реализации поставленных задач.Программа подразумевает формирование уникальной общности - коллектива, тесно связанного творческой социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями, социализирующими людей, обеспечивая синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитательного процесса.
7.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 7  имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края Программа развития классного коллектива  "Дороги, которые мы выбираем..." Возраст: 16­18 лет, Срок реализации: 2015 – 2017 гг.    1 Разработчик:  Лярская Ирина Сергеевна, учитель 1КК Содержание Пояснительная записка…………………………………................................... Концепция Программы…………………………………… Ключевая идея Программы………………………………. Основополагающие понятия Программы……………… Цель и задачи Программы……………………………… Функции воспитательной программы………………… Основополагающие принципы……………………… Ресурсное обеспечение программы………………… Условия эффективности программы………………… Ожидаемые результаты……………………………… План мероприятий по реализации саморазвития воспитательной системы класса «Дороги, которые мы выбираем...» на 2015­2017 годы…………… 10 19 Самоуправление классного коллектива…………….. Работа с родителями……………………………….… 20 27 Список литературы……..……………………………. ..2 ..3 ..3 ...4 ..4 ..5 ..5 ..7 ..8 ..8 Пояснительная записка 2 22 Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый: самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт. Конфуций Каждая эпоха порождает и предъявляет к личности свои требования. Эпоха, в которую мы живем сейчас, необычно сложна ­ это интереснейшее развитие науки и техники, быстрое устаревание информации и знаний, необходимость креативной переработки большого количества информационных и технологических сведений и навыков. Эти обстоятельства требуют формирование совершенно новой личности, творческой,   способной   к   постоянному   развитию   и   принятию   нестандартных решений,   интеллигентной   и   конкурентоспособной,   отличающейся   мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за   судьбу   страны.   Именно   такая   личность   способна   принести   обществу максимальную пользу. Для меня, как и для многих педагогов и классных руководителей, сегодня актуален   вопрос:   как   воспитать   такую   личность,   какие   методы   и   средства использовать   в   учебно­воспитательном   процессе,   чтобы   он   способствовал дальней самореализации и самоопределению личности? Чтобы ответить на этот   современный   педагог­воспитатель   должен   выйти   на   новые вопрос, парадигмальные подходы в воспитании. На сегодняшний день в процессе воспитания обозначен целый ряд проблем:  слабо выражена мотивация на творческое саморазвитие, самоуправление, самообразование, самостоятельность в решении учебных задач;  невысокий уровень коммуникативной культуры учащихся;  у юношей и девушек недостаточно сформирована гражданская позиция в системе   ценностных   ориентаций,   материальные   ценности   преобладают   над духовными,   что   во   многом   зависит   от   средств   массовой   информации, пропагандирующих праздный образ жизни, насилие и тому подобное. В связи с этим возникает проблема готовности педагога к воспитательной деятельности   в   современных   условиях,   требующих   от   учителя   новых 3 парадигмальных   подходов   в   воспитании,   осознанного   перехода   учителя   на позицию   воспитателя­исследователя,   творческого   саморазвития   и   повышения его конкурентоспособности.  2 Всем известно, что внутренний мир подростка уникален, нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное   обстоятельство.   Юноши   и   девушки,   вступающие   в   жизнь,   должны обладать следующими качествами:  интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;  быстрой   приспособляемостью,   адаптивностью   к   непрерывным социальным изменениям;  инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью ­ необходимыми качествами делового человека;  потребностью   в   непрерывном   образовании   и   совершенствовании   в связи с избираемой профессией;  умением   владеть   собой   в   сложных   жизненных   ситуациях,   диалектическим   мировоззрением, самодисциплиной,  самоконтролем,        необходимым для ориентации в мире и себе;  высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.). Данная Программа подразумевает формирование уникальной общности ­ коллектива, тесно связанного творческой социально значимой деятельностью и гуманистическими   отношениями,   социализирующими   людей,   обеспечивая синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитательного процесса. Тем самым программа определяет основные пути,  позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним   механизмом   нравственной   саморегуляции,   ориентированную   на саморазвитие   и   созидательную   деятельность.  В   Программе   отражены   цели   и задачи,   приоритетные   направления   работы   с   подростками,   принципы   и педагогические условия реализации поставленных задач. 4 Концепция Программы В современном воспитательном процессе должны взаимодействовать, обогащая 3 друг   друга,   два   начала:   момент   самореализации,   самоосуществления   личности   и момент   ее   социализации,   обеспечение   таких   отношений   с   социумом,   которые способствовали   бы   максимальному   раскрытию   индивидуального   творческого потенциала. Сочетание традиционных и инновационных форм, методов и технологий в области воспитания обеспечит выход на процессы развития и саморазвития творчества как ключевого фактора социализации и становления личности. Задача   современного   педагога­воспитателя   состоит   в   умении   видеть перспективу профессионального роста старшеклассников, помогать им определять цели и прокладывать индивидуальные маршруты к ним, находить сторонников в этом среди коллег и родителей, представителей учреждений культуры, творческих союзов, общественности,   средства   массовой   информации,   добиваться   включенности воспитанников,   демонстрировать   личный   пример,   опираться   на   положительное, создавая условия для самосовершенствования личности, удовлетворять интересам и потребности юношей и девушек, строить отношения с ними на основе сотрудничества, доверия и диалога. Таким образом, сегодня в условиях преобразования российского общества, современный воспитательный процесс должен быть динамичным, гибко реагировать на реалии времени, запросы учащихся, семьи, школы и общества. Все вышесказанное привело меня к необходимости создания   программы воспитательной работы с учащимися 10­11 классов  "Дороги, которые мы выбираем...", при разработке которой   основными приоритетами для меня стали:  развитие   личностных   качеств,   являющихся   основой   для   успешной самореализации в жизни;  формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, 5 ответственного за судьбу своей Родины;    приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;  триединство «учитель ­ ребенок ­ семья», динамично развивающееся. Ключевая идея Программы Рассматривая самосовершенствование как путь к развитию всесторонне развитой   личности,   деятельность   классного   руководителя   должна   быть 4 нацелена, как на обеспечение личностного роста юношей и девушек, так и на формирование сплоченного творческого  коллектива. При этом,  воспитание и развитие личности детей и подростков не должны быть эпизодическими, они должны быть включены в единую воспитательную систему. Следуя этой идее, педагог­воспитатель должен сформировать в каждом воспитаннике потребность к саморазвитию, постоянному стремлению вперед: к вершине знаний, к вершине творчества, к вершине человеческого совершенства, к жизненному успеху, к выбору дальнейшего жизненного пути.  Формула реализации ключевой идеи От   самосовершенствующегося   Учителя­творца   к   творчески саморазвивающейся, конкурентоспособной личности Выпускника. Основополагающие понятия Программы  Творчество  ­   это   всегда   воплощение   индивидуальности,   форма самореализации личности, возможность выразить свое неповторимое отношение к   миру,   показатель   профессионализма,   высокой   квалификации,   один   из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.  Под  творческим   развитием   личности  мы   понимаем   деятельность ученика, способствующую его позитивному личностному росту, основанному на процессах   "самости":   самовоспитания,   самоопределения,   самоуправления, самореализации, самосовершенствования. 6  Конкурентоспособность, в нашем понимании, есть определенный набор качественных характеристик личности, позволяющих человеку реализовать себя в  условиях  конкуренции  и  достигать   успеха  в  решении  профессиональных   и жизненных задач.  Самоуправление  –   в   его   основе   действия   старших   подростков   по организации жизнедеятельности школьного и классного коллектива. Мы сегодня хотим, чтобы ученическое самоуправление стало настоящей школой творчества и   социальной   активности.   В   основе   –   формирование   сферы   совместной деятельности, направленной на самореализацию обучающихся.  Компетентностный подход  в образовании включает в себя результаты обучения   как   личностные   достижения   учащихся,   систему   ценностных 5 ориентаций и мотивов, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Компетентностный   подход   позволяет   придать   школьным   знаниям направленность, сделать их востребованными в дальнейшей жизни.  Основная   идея деятельностного   подхода  в   воспитании   связана   не   с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и   развития субъектности подростка.   То   есть   в   процессе   и   результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов   действий,   деятельностей,   а   Человек,   способный   выбирать,   оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.  Цель и задачи Программы Представленная Программа развития ученического коллектива "Дороги, которые мы выбираем..." является по своему характеру развивающе­обучающей и включает в себя следующие основные параметры:  творческо­гуманистический характер межличностных отношений;    личностно и социально значимый, событийный характер деятельности;  компетентность в сфере здоровьесбережения;  взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума;  наличие зон свободного развития. 7 Цель программы:  воспитание,   социально­педагогическая поддержка   становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного, творческого,   инициативного,   компетентного   гражданина   России,   готового   к осознанному  профессиональному выбору.  Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач:  определение   общей   стратегии   сплочении   и   развития   ученического коллектива, его функционирования, безболезненного перехода от одной ступени 6 развития к другой;  создание   эмоционально­насыщенной   деятельности,   адекватной возрастным   особенностям   учащихся,   носящей   творческий   характер   и социальную   направленность,   с   использованием   эффективных   средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;  формирование  мотивации   к  активному  и  ответственному  участию   в общественной жизни школы  и социума, на основе социального проектирования;  развитие   у   учащихся   познавательного   интереса,   потребности   в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремлении к самопознанию;  формирование оптимальной программы мотивации самоутверждения и саморегуляции личности;    создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ;    формирование   чувства   гражданской   ответственности,   патриотизма, толерантности,   стремления   к   осознанию   и   присвоению   общечеловеческих   и семейных ценностей. Исходя   из     перечисленных   задач,     можно   выделить   следующие функции воспитательной программы:  образовательная  –   обучение   подростков   по   дополнительным образовательным   программам,   интегративным   с   программами   основного образования, получение им новых знаний;  воспитательная  –  формирование   в  классном  коллективе   культурной среды,   определение   на   этой   основе   четких   нравственных   ориентиров, ненавязчивое воспитание обучающихся через их приобщение  к культуре;  креативная  –   создание   гибкой   системы   для   реализации индивидуальных творческих интересов личности; 8  рекреационная  –   организация   содержательного   досуга   как   сферы восстановления психофизических сил юношей и девушек;  профориентационная  –   формирование   устойчивого   интереса   к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных 7 планов выпускников, включая  предпрофессиональную ориентацию;  социализация  – освоение старшими подростками социального опыта, приобретение ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;  самореализация – самоопределение личности в социально и культурно значимых   формах   жизнедеятельности,   проживание   ею   ситуации   успеха, личностное саморазвитие, формирование условий для самостоятельного выбора собственной стратегии поведения, направленной самореализации и адаптации в современном обществе. Основополагающие принципы,  на  которых  строится   процесс воспитания Принцип   творческого   саморазвития   личности  воспитанника   предполагает включение в воспитательный процесс программ по самопознанию, самоопределению, самоуправлению,   творческой   самореализации   самосовершенствованию   личности, развитию   творческих   способностей.   Это   позволит   выпускнику   образовательного учреждения успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума, быть самопрезентабельным и конкурентоспособным на рынке труда и реализовать свой творческий потенциал. Принцип   гуманизации  направлен   на   «очеловечивание»   образования   через реализацию личностного подхода к организации воспитательного процесса. Гуманизм должен   стать   универсальной   человеческой   ценностью,   без   опоры   на   которую невозможно воспитать духовно­нравственную, свободную, талантливую личность. Принцип   творческого   отношения   всех   участников   УВП.  Обучение   и воспитание   эффективны,   если   они   целесообразны   и   нешаблонны.   Важнейший признак педагогической культуры ­ творчество учителя (классного руководителя). 9 Принцип   социального   взаимодействия.  Социализация   личности предусматривает расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных   процессов   профессионального   самоопределения,   адекватной коммуникации, формирования навыков социальной адаптации. Принцип   диалогичности  (сотрудничество,   сотворчество   учащихся, педагогов, воспитателей). Только в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащенного влияния, 8 обеспечивающего эффективность воспитания. Принцип   компетентностного   подхода    в   воспитании   предполагает,   что человек проявляет себя и развивается в разных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности ученик овладевает определенными компетенциями. При таком подходе акцентируется внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной   информации,   а   способность   человека   действовать   в   проблемных ситуациях. Принцип реальности – осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима   интересная,   отвечающая   возрастным   особенностям   учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности. Принцип воспитания успехом – каждый воспитанник должен найти себе дело по   душе,   ощутить   чувство   успеха,   уверенности   в   себе,   без   чего   невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека. Но основой основ остается принцип: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно...» На основе принципов воспитательного процесса выстраиваются  базовые ценности   классного   коллектива,   в   основу   которых   положена   идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека должны осуществляться 10 в   целостном   учебно­воспитательном   процессе.   В   основу   идеи   положен приоритет   воспитания,  понимаемого   как   целенаправленное   воздействие   на процесс   развития   творческой   саморазвивающейся   личности.   Такой   подход позволяет сделать главным объектом внимания не знания, умения и навыки, а самого подростка и всего коллектива. Преобладающими методами в воспитательной работе 9 являются:  методы   сотрудничества,   позволяющие   педагогу   и   воспитаннику   быть творческими партнерами;  методы,   создающие   условия   субъект­субъектных   отношений:   метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод «мозгового штурма», метод самоанализа и самооценки, метод импровизации.  Эти   методы   позволяют   создать   в   классном   коллективе   атмосферу сотворчества и сотрудничества, вовлекая каждого ­  и педагога и воспитанника – в созидательную   творческую   деятельность   на   благо   других   и   на   развитие   своей личности. Поэтому  вся работа строится с учетом ценностных ориентаций в различных сферах, которые можно разложить на семь основных направлений:  "Интеллект";  "Нравственность";  "Здоровье";  "Гражданин"   (по   данному   направлению   мною   разработан   авторский элективный   курс   "Права,   обязанности   и   ответственность   человека   в современном мире"  (Приложение № 1);  "Профессиональное самоопределение";  "Общение и досуг";  "Семья». Ресурсное обеспечение программы 11 Виды ресурсов Нормативные Материально­ технические Кадровые Наименование Закон об Образовании. Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской   Федерации». закон   «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Устав школы. Единые правила для учащихся. База школы, база социума   Федеральный   Преподаватели школы,  преподаватели учреждений  социума, сотрудники ПДН,  ГИБДД, медицинские работники Методические Материалы методического кабинета, библиотеки школы Система методов воспитания:    прогностические   (коллективное   планирование,   проектирование, 10 перспектива);    информационно­просветительские   (дискуссии,   лекции,   беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример);    организационно­деятельностные   (КТД,   поручение,   воспитывающая ситуация);    стимулирующие   (поощрение,   наказание,   доверие,   авансирование, предупреждение);    оценочные   (общественное   мнение,   рефлексия,   оценка   достижений личности, коллектива). Формы работы с классным коллективом:   индивидуальная;  групповая;  коллективная. Условия эффективности программы:  Особая позиция педагога – быть рядом и чуть впереди.  Товарищество взрослых и детей, закон семи «само».  Сменяемость актива – каждому побывать в роли члена группы и команды.  Чередование традиционных поручений групп и каждого участника.  Каждое дело – творчески! Участники реализации программы:  учащиеся; 12   родители;   классный руководитель;   учителя – предметники;   администрация школы;  психолог школы;  социальный педагог школы. Работа ПРОГРАММЫ предполагает формирование новой модели ученика, выпускника МОУ СОШ № 7 11 МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний Владение умениями и навыками Умение строить свою культуры общения, способность жизнедеятель­ ность по законам корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях. гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими Осмысление целей и смысла жизни, понима­ ние сущности нравственных качеств и черт характера окру­ жающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, поря­ дочности, веж­ ливости; готов­ ность к профес­ сиональному самоопределе­ нию и самореа­ лизации; актив­ ность в общеш­ кольных и классных делах   Нравственный Познавательный потенциал потенциал Культурный потенциал Викторовича Коммуникативный потенциал Физический потенциал Стремление к физическому совершенствова­ нию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования 13 уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечество готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно­ исследовательскую, проектную и информационную деятельность осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей Модель  выпускника школы креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни 12 подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития. осознающий и принимаю­ щий традиционные ценнос­ти семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность 14 Ожидаемые результаты Результативность программы можно оценить по следующим критериям: 13 Критерии Нравственный Социальный Креативный Показатели Формирование   адекватного   отношения   юношей   и   девушек   к Родине,   обществу,   семье,   традициям   школы,   классному коллективу, себе, природе, учебе, труду Развитие   лидерских   качеств   старшеклассников   через осуществление   коллективной   творческой,   организаторской деятельности  Воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с   методами   творческой   деятельности   и   осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел Образовательный Пополнение   знаний   воспитанников   через   осуществление Культурный учебной деятельности  Закрепление навыков культуры общения через осуществление художественно­эстетической и досуговой деятельности  А также реализация программы будет способствовать:  формированию   мотивов   осознанного   и   целенаправленного   выбора будущей профессии;  выявлению  уровня готовности к обучению высших учебных заведениях, уверенности в выборе профессии;  выявлению соотношения интересов, склонностей и способностей уч­ся; 15  формированию   навыков  нахождения и использования   информации о выборе профессии для дальнейшего обучения;  изучению  психолого­педагогической литературы по данной проблеме;   ознакомлению с различными видами профессий;   созданию учащимися "профессионального  портфолио"». Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы). Законы класса: 14 СО ВЕРШЕНСТВУЙ ДЕЙСТВУЙ РЕВНУЙСЯ ПЕРЕЖИВАЙ ОБРАЖАЙ ВЕЩАЙСЯ ЗИДАЙ стоятельност иоценке уверенности определению 16 стремись к САМО образованию сутверждени достаточност ю и 15 17 по реализации программы саморазвития воспитательной системы класса План мероприятий «Дороги, которые мы выбираем...» на 2015-2017 учебные годы 16 1 ступень 10 класс (2015­2016 уч.год)  «Твори, общайся и утверждай себя»                                                                                          Никогда не поздно изменить  образ собственного «Я»  и, следовательно, начать новую жизнь…     Цель:  определение общей стратегии сплочении и развития ученического коллектива, его функционирования, безболезненного перехода   от   одной   ступени   развития   к   другой;   создание   эмоционально­насыщенной   деятельности,   адекватной   возрастным особенностям учащихся, носящей творческий характер и социальную направленность,  с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. 21     качеств половой  формирование   оптимальной мотивации к самоутверждению;  формирование положительной Я­концепции;  развитие идентификации;  развитие самоактуализирующейся личности;  формирование   гражданско­ патриотических качеств личности и культуры здоровья;  воспитание   желания   и стремления   учащихся   к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.   1. Использование педагогических диагностик   в построении индивидуальной траектории развития личности (изучение уровня личностного роста уч­ся по методике «Личностный рост», методика выявления коммуникативных склонностей уч­ся     Р.В.   Овчаровой,   методы   экспертной   оценки   и самооценки уч­ся). 2. Развитие   творческих   способностей,   предоставление возможности   реализоваться   в   соответствии   со   своими интересами, выявление и поддержка индивидуальности. 3. Формирование   стремлений   к   ЗОЖ,   осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. 4. Профилактика   негативных   социальных   явлений современной жизни среди подростков. 5. Расширение возможностей дополнительного обучения и самообучения уч­ся. 6. Участие в эстетизации предметной среды школы. 7. «Если не мы, то кто?» Создание социальных проектов, направленных на формирование личной ответственности за состояние окружающее среды.  осмысление целей и смысла жизни;    усвоение   ценностей   «Отечество», «культура»,   «творчество»   и   т.д., чувство гордости за свою Родину;  создание   творческих   проектов, произведений (коллективные творческие дела, праздники, фестивали и т.д.);  презентация исследований;  ориентация   в   сфере   профессий,   понимания значения, направленности;  становление самоуправления. ученического проектов из и         Механизм реализации: Патриотическое воспитание «Идут по войне девчата» «На войне детей не бывает» «Комсомольск поэтический». «Я имею право на…» классный час ист.­литературная композиция  классный час с ЭОР Дискуссия 20 Самоуправление классного коллектива «Создать сплоченный детский коллектив, ­ считал Макаренко, ­   это   значит   организовать   общественно   полезную   совместную деятельность   воспитанников,   наладить   постоянное   общение   между   ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг с другом;  это значит добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы   морали   и   сознательной   дисциплины   в   деятельности   школьников   в   их отношениях;  это значит поставить учащихся в такие отношения, чтобы они каждодневно проявляли инициативу, ценили и умножали традиции своего коллектива, соревновались за лучшие  достижения в общественно полезной деятельности;  это   значит,   наконец,   создать   органы   коллектива,   наладить   их систематическую и бесперебойную работу, обеспечивая тем самым вовлечение всей   массы   школьников   в   сознательное   и   ответственное   управление   делами своего коллектива, а, следовательно, и развитие общественного мнения». Именно решению этих задач служит самоуправление. Девиз классного коллектива: Познай себя – это интересно!Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно!Прояви себя – это реально! Принципы   деятельности   органов   самоуправления:  добровольность;   творчество;   социальная   направленность;   демократизм; разновариативность; самостоятельность. гуманизм; Для достижения данных принципов необходимо:  предоставить   обучающимся   реальную   возможность   вместе   с педагогами   участвовать   в   прогнозировании,   организации   и   анализе   учебно­ воспитательного процесса;  формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;  воспитывать   положительное   отношение   к   нормам   коллективной   жизни, воспитывать   гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей. 22 Структура самоуправления классного коллектива Сектор «Учебный» Председатель + творческая группа Сектор  «Творчество» Председатель + творческая группа Сектор  «Информационный» Председатель + творческая группа Управляющий  «КОНТРАСТ» совет  Сектор  «Здоровье» Председатель + творческая группа Сектор  «Экология» Председатель + творческая группа Сектор  «Патриот» Председатель + творческая группа Сектор  «Труд и забота» Председатель + творческая группа Классный руководитель Родительский комитет Классное собрание «КОНТРАСТ» Структура   органов   самоуправления   гибкая   и   вариативная.   В   ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность   в   его   работе,  специфика,  возможности   и   традиции   каждого конкретного   ученика,   этапы   его   развития,   взаимодействие   разных   органов. Номинация   секторов   может   меняться   в   зависимости   от   направлений   работы Совета старшеклассников и интересов учащихся класса. Высший   орган   самоуправления   –  управляющий   совет   класса, возглавляемый   старостой   класса.   В   него   входят   руководители   секторов ученического самоуправления. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться педагоги школы  и родители обучающихся.  Классное собрание:  избирает   классный   ученический   совет,   его   председателя   и заместителя;  избирает представителей на школьную ученическую конференцию;  решает вопросы жизни классного коллектива;  утверждает общественные поручения;  слушает отчеты об их исполнении;  решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;  вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. Староста   класса  выбирается   путем   открытого   голосования.   Решение 23 считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.  Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных   мероприятий);   формирует   коллективы   для   подготовки   и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.  Распределение   общественных   поручений   происходит   на   первом   же   в учебном   году   классном   собрании   учащихся   путем   голосования.   Поручения можно   менять   каждую   учебную   четверть,   чтобы   каждый   учащий   мог попробовать себя в различных ролях.   Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора: Сектор   «Образование»  отслеживает   динамику   успеваемости   в   классе, отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего   задания.   Принимает   участие   в   подготовке   тематических   вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор   «Экологии»    отвечает   за   санитарно­гигиеническое   состояние кабинетов   (чистота,   проветривание,   за   выпуск   листовок   о   здоровом   образе жизни),   разрабатывает   мероприятия   по   уборке   и   озеленению   территории школьного   двора,   контролирует   озеленение   класса,   организовывает     сборы макулатуры.  Сектор «Патриот»  организует и проводит мероприятия по гражданско­ патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам:Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.).  Сектор   «Культуры   и   досуга»  способствует   культурному   и   организует   культурно­массовые содержательному   проведению   досуга, мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок,   составление   развлекательной   программы.   Принимает конкурсов   вечеров,   активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых 24 десантов, субботников. Сектор   «Информационный»  контролирует   выпуск   учащимися   класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.  Сектор   «ЗОЖ»  ­   формирует   команду   для   участия   в   школьных   организует   спортивные   проведении   «Дня   Здоровья», соревнованиях, мероприятия в классе.  Сектор «Творчество»подготавливает классные, школьные и внешкольные КТД, организует работу по оформлению поздравительных открыток и сувениров для     ветеранов,   родителей,   учителей.     Обеспечивает     участие     класса     в проводимых  школою и городом окружных выставках декоративно­прикладного творчества. Организуют участие классного коллектива в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов и субботников. Сектор   «Труда   и   заботы»  организует     поздравление   ветеранов, обеспечивает   участие   класса   в   проводимых   школьных   акциях   милосердия   и прочих   акциях.   Принимает   активное   участие   в   организации   трудового воспитания,   поведении   трудовых   десантов,   субботников,   ведет   график дежурства класса, организует и контролирует дежурство в классе, отвечает за ежемесячную акцию «Чистый класс». Контролирующим   органом   классного   самоуправления   является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве четырех человек сроком на один учебный год и более. Руководит работой родительского комитета его председатель. Работа с родителями Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.Сухомлинский 25 Цель:  формирование   эффективной   системы   взаимодействия   родителей   с классным   руководителем   для   создания   благоприятной   среды,     для   сплочения учащихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для   свободного  развития   личности,  духовно  богатой,  способной   строить   жизнь, достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям. Основные задачи:  активное вовлечение родителей во все сферы деятельности классного коллектива   и   школы   (участие   в   акциях   различного   уровня   и   направления, помощь в организации праздников, мероприятий и др.);  формирование здорового образа жизни в семьях;  совершенствование форм взаимодействия «школа­семья», «социум­семья»;  педагогическое   сопровождение   семьи   (изучение,   консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещение и другое);  выявление: неблагополучных и остро нуждающихся семей, детей "группы риска". Работу с родителями можно разделить на три составные части:  со всеми родителями класса в рамках родительских собраний, праздников, акций и т.д. по повышению педагогической и психологической культуры;  с частью родителей в форме коррекционно­развивающих собеседований, занятий   по   формированию   навыков   и   умений,   связанных,   в   первую   очередь,   с конструктивным взаимодействием в системе «родитель­ребенок», «семья­ребенок»;  индивидуальная работа с родителями учащихся. Направления и формы работы с родителями     изучение   семей   учащихся  (анкетирование,   посещение   семей,   деловые   игры   с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании);      педагогическое просвещение родителей: •   лекции по педагогике и психологии, праву, этике, гигиене; •   родительские собрания; •   педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций; •   обзор популярной педагогической литературы для родителей; • •   обмен опытом воспитания детей в семье и др.; вечер вопросов и ответов;     включение родителей в совместное планирование ВР и КТД: (праздники, вечера, концерты, КВНы; посещение театров, выставок; походы, дни здоровья,  участие   в   работе   подросткового экскурсии;   помощь   в   ремонте   класса; 26 экологического общества «Мечта» и т. д.);     индивидуальная работа с родителями: •        посещение семей; •        совместное определение перспектив и средств развития ученика; •        педагогические консультации; •        индивидуальные задания и поручения; •   работа   с   родителями   отдельных   категорий   учащихся   «группы риска», слабоуспевающих и одаренных детей;     информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и   развития   учащихся:   (тематические   и   итоговые   родительские   собрания; индивидуальные беседы и консультации; проверка дневников; благодарственные и поздравительные открытки родителям и т.д.). Примерные темы родительских собраний № 1 Вот и стали мы на год взрослее 2 Тема  «Физиологическое взросление и его влияние на формирование  нравственных личностных качеств ребенка». «Семья и школа: духовное и нравственное воспитание учащихся» «Свободное время юношей и девушек». «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности». 3 4 1 2 Как безболезненно сдать ЕГЭ 3 4 А впереди прощальный последний звонок «Будущее наших детей» Класс 10 11 «Контролирующим»   органом   классного   самоуправления   является 27 родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым   голосованием   из   числа   родителей   обучающихся   в   количестве   3­4 человек   сроком   на   один   учебный   год.   Руководит   работой   родительского комитета его председатель.  Родительский комитет: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Огромную   роль   в   сотрудничестве   родителей   учеников   и   классного руководителя   играет   родительский   комитет   класса.   От   того,   насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом,   общение   взрослых   и   детей.   Поэтому  задачами   родительского комитета являются: 1. Всемерное   укрепление   связей   между   семьей   и   школой     в   целях установления   единства   воспитательного   влияния   на   детей   педагогическим коллективом школы и семьи. 2. Привлечение   родительской   общественности   к   активному   участию   в жизни школы. 3. Помощь в укреплении хозяйственной и учебно­материальной базы школы. 4. Оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся. Распределение обязанностей родительского комитета «Учебная часть»  интересуется учебной работой учащихся;   организует посещение уроков, знакомство с учебными программами;   оказывает   посильную   помощь   учителям­предметникам   в   организации учебных экскурсий;   оказывает помощь учащимся, отстающим в учебе. «АХЧ»  группа   организует   помощь   родителей   для:   ремонта   и   оформления класса   (учебного   помещения);   соблюдения   санитарного   состояния   класса 28 (заклейка окон, чистота окон);  организует   участие   в   совместных   субботниках   в   классе,   школе,   на пришкольной территории. «Воспитательная часть»  организует   помощь   родителей   в   организации   экскурсий,   походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;   привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;   работа по профориентации обучающихся; «Казначей»  собирает средства у родителей на нужды класса;   отчитывается перед родителями за использование средств. «Председатель»  организует работу родительского комитета.  активно участвует в организации и проведении родительских собраний;   представляет класс в общешкольных родительских объединениях. Ресурсное обеспечение программы 1. Нормативно – правовое:   Должностная инструкция классного руководителя  Устав школы  Программа развития школы   Конвенция о правах ребёнка  Закон «Об образовании в РФ» 2.Организационное:   Определение направлений работы с классным коллективом;  Презентация программы на МО классных руководителей. 3.Программно – методическое:   Программа воспитательной работы школы;  План воспитательной работы классного руководителя;  Банк методических разработок. 4.Диагностическое ­ методики следующих авторов: 29  Щуркова   Н.Е.   Классное   руководство:   рабочие   диагностики.   ­   М.: Педагогическое общество России, 2002 .  Методика изучения мотивационной сферы учащихся. – Смоленск, 2008.  Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.­ М.: ЦГЛ.­ 2010.  Овчарова   Р.В.   Практическая   психология.­   М.:   Творческий   центр «Сфера», 2009.  Степанов   П.В.,   Григорьев   Д.В.,   Кулешова   И.В.   Диагностика   и мониторинг процесса воспитания в школе.­ М.: АПКиПРО, 2005.  Сергеева   В.П.   Технология   деятельности   классного   руководителя   в воспитательной системе школы.­ М.: ЦГЛ, 2012.  Сергеева В.П. Дневник классного руководителя.­ М.: ЦГЛ, 2012. 5.Материально – техническое:   Классный кабинет  Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера). Список литературы 30 1 Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989. 2 Бакштановский   В.   Культура   нравственного   сознания   и   поведения личности. – М.: Знание, 2005. 3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1999. 4 Булгакова   О.М.   Самоуправление   в   классном   коллективе.   // Справочник классного руководителя. – 2007. ­ № 4. – С. 31­36. 5 Воспитательная   система   класса:   теория   и   практика   /   под   ред.   Е.Н. Степанова.  ­ М.: Сфера, 2005. 6 Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. ­  М.: Вербум­М,2010. 7 Дереклеева Н. И. Родительские собрания. ­  М.: Вербум, 2009. 8 Дереклеева   Н.И.,   Савченко   М.Ю.     Справочник   классного руководителя. ­ М.: ВАКО, 2007. 9 Классному руководителю о воспитательной системе класса / под ред. Е.Н. Степанова.­ М., 2010. 10 11 12 Классные часы: 6 класс / сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2012. Классные часы: 7 класс / сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2012.  Классные часы: 8 класс / сост. А.В. Давыдова. ­ М.: ВАКО, 2012. 13 Коновалова   О.Б.,   Основы   ученического самоуправления // Научно­методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. ­ № 6. – С. 77–84.    Культяпова   Ж.В. 14 Нечаев   М.   П.     Практика   управления   воспитанием   в   школе.   ­   М.: Просвещение, 2003. 15 Рожков   М.И.,   Байбородова   Л.В.   Организация   воспитательного процесса в школе. ­М.: Владос, 2001. 16 Соловьева   З.В.   Тимофеева   Н.Г.   Педагогическая   диагностика: методические рекомендации.  ­ Чебоксары, 2001. 17 Созонов   В.П.   Организация   воспитательной   работы   в   классе.   ­   М.: Педагогический поиск, 2010. 18 Степанов Е.Н. 8­я Лекция. Самоуправление в классном коллективе // Классный руководитель. – 2006. ­ № 8. – С. 14–20.  19 Черноусова   Ф.П.   Направления,   содержание,   формы   и   методы воспитательной работы классного руководителя: методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004.  20 Черноусова   Ф.П.   Направления,   содержание,   формы   и   методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. ­ М.: Педагогический поиск, 2004. 21 Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //  Педагогика.– 2001. ­ №5. – С. 40­45. 31

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс

Программа развития классного коллектива "Дороги, которые мы выбираем" 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018