Программа волонтерского отряда "Парус надежды"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 03.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта программа рекомендована для педагогов-организаторов школ, для работы с волонтерским отрядом. Возраст учащихся 14-17 лет. Цель программы :Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Иконка файла материала программа волонтер ТСОШ.doc
МБОУ «Тюлячинская СОШ» Тюлячинского муниципального района РТ. Программа волонтёрского отряда "Парус надежды" Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно, и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно Герофил Составил педагог­организатор Кочергина З.Б.Клятва волонтеров Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: ­ быть честными; ­ дисциплинированными; ­ не курить, не принимать алкогольные напитки и токсические вещества;                                     ­ Клянемся! ­ добросовестно относиться к учебе; ­ вести здоровый образ жизни;                    ­ Клянемся! ­ быть главными организаторами антинаркотической работы в школе; ­ активно участвовать во всех мероприятиях для волонтеров; ­ быть верным другом и наставником для младших товарищей.                                                            ­ Клянемся! ПОЛОЖЕНИЕ о  волонтерском отряде 1. Общие положения 1.1 Отряд является добровольной организацией учащихся общеобразовательной школы, организуемый в целях   профилактики   правонарушений   среди   несовершеннолетних,   совершенствования   нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков. 1.2. Деятельность отряда основывается на соблюдении законодательства РФ, конвенцией о правах ребенка, Законом   об   образовании   РФ   и   Свердловской   области,   локальными   актами,   решениями   настоящего положения.  1.3. Отряд формируется из числа учащихся школы в возрасте от 14 до 18 лет, желающих принять участие в его деятельности.  1.4. Отряд утверждается на организационном собрании инициативной группы, которое избирает командира и членов штаба отряда.  1.5.   Прием   в   члены   отряда   производится   общим   собранием   отряда   на   основании   личного   заявления вступающего. 2. Основные цели и задачи отряда 2.1. Цель  ­  обучение  волонтеров  для  создания  потенциала  молодежного   добровольчества  по  решению проблемы профилактики. Задачи: 2.2. Популяризация идеи добровольчества по решению проблемы профилактики.  2.3. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.  2.4.Определение направлении деятельности волонтеров.  2.5.Разработка плана волонтерской работы.  2.6.Получение   необходимого   опыта   и   навыков   для   реализации   собственных   идей   и   проектов   в   сфере пропаганды здорового образа жизни.  3. Содержание и формы работы отряда 3.1. Обучение волонтеров специалистами 3.2. Изучение основ законодательства РФ, организация и участие в работе по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних;  3.3.   Организация   и   проведение   воспитательно­профилактических   мероприятий   (тематических   вечеров, конкурсов и викторин, бесед и лекций)3.4. Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на  научно ­ практических конференциях, отчетных собраниях. 3.5. Оказание помощи в организации и проведении массовых профилактических мероприятиях. 3.6. Привлечение подростков, имеющих отклонения в поведении, к участию в спортивных мероприятиях, конкурсах, других культурных мероприятиях;  3.7.   Шефская   помощь   над   младшими   классами.   3.8.   Пропаганда   и   распространение   правовых   знаний, правовое воспитание учащихся. 4. Обязанности члена отряда. 4.1. Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.  4.2. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. 4.3.Соблюдать   принцип   конфиденциальности   (не   распространять   не   предназначенные   для   разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). 4.4. Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже;  4.5. Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией. 4.6. Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения;  4.7. Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.  5. Права члена отряда  5.1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.  5.2.   Получать   всю   необходимую   информацию,   оборудование,   а   также   материальные   средства   для выполнения поставленных перед ним задач.  5.3.   Просить   организацию   предоставить   документы   (справки,   рекомендации),   содержащие   сведения   о характере, качестве и объеме выполненных им работ, уровне проявленной квалификации. 5.4. Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности по профилактике.  5.5. На признание и благодарность за свой труд.  5.6. Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.  5.7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)  5.8. Прекратить свою деятельность в волонтерском отряде (по уважительной причине).  6. Руководство деятельностью отрядом  6.1. Администрация учебного заведения организуют и направляют деятельность отряда, принимают меры по укреплению отряда, обеспечивают соблюдение законности в деятельности отряда. 6.2. Руководство отряда:  6.2.1. Утверждает, планы и заслуживает отчеты о деятельности отряда;  6.2.2. Принимает меры к поощрению наиболее отличившихся членов отряда;  6.2.3. Проводит конкурсы и смотры работы отряда;  6.2.4. Изучает и распространяет опыт лучших отрядов;  6.2.5. Оказывает практическую помощь в совершенствовании работы отряда.  7. Меры поощрения и взыскания 7.1.   За   активное   участие   в   мероприятиях,   проводимых   отрядом,   члены   отряда   могут   поощряться: объявлением благодарности, награждением Почетной грамотой, вручением подарка.  7.2. Советом отряда могут устанавливаться иные формы материального и морального поощрения.7.3.   К   членам   отряда,   которые   недобросовестно   относятся   к   выполнению   своих   обязанностей   или нарушают требования настоящего положения, могут применяться по решению совета отряда следующие взыскания: предупреждение, выговор, исключение отряда.  8. Реорганизация и ликвидация отряда 8.1.   Отряд   реорганизуется   и   ликвидируется   на   общем   собрании   членов   отряда,   если   за   это   решение проголосовало не менее 2/3 членов отряда.  8.2. Деятельность отряда может быть прекращена путем ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение). Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды" Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно, и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно Герофил Цель программы Развитие   волонтерского   движения   в   школе,   формирование   позитивных   установок   учащихся   на добровольческую деятельность.  Задачи: ­ Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни; ­Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере; ­Пропагандировать   здоровый   образ   жизни   (при   помощи   акций,   трененговых   занятий,   тематических выступлений, конкурсов и др.); ­Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров; ­Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; ­Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления   алкоголизма,   табакокурения,   ПАВ   в   подростковой   среде.   Предоставлять   подросткам информации о здоровом образе жизни;  ­ Сформировать у педагогов школы и учащихся мотивацию к работе по профилактическим  программам.; ­Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН; ­Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через  создание социально­поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.  Кадровое обеспечение программы: Заместитель директора  школы по ПР ,ВР и УВР. Классные руководители. Педагоги дополнительного образования. Школьный библиотекарь. Педагог­ психолог Пояснительная записка Стремительные   политические,   социально­экономические   изменения,   происходящие   сегодня   в обществе,   диктуют   новые   требования   как   к   организации   самого   учебно­воспитательного   процесса   в средней школе, так и к содержанию образования. В   период   стремительной   глобализации   и   информатизации   жизненного   пространства,   засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнамжизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В   общенациональной   программе   развития   воспитания   детей   в   РФ   до   2020   года   важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и   молодежи   и   асоциальное   поведение   подростков.   Одной   из   задач   гражданского   и   патриотического воспитания,   согласно   программе,   является   формирование   у  детей   активной   жизненной   и  гражданской позиции,   основанной   на   готовности   к   участию   в   общественно­политической   жизни   страны   и государственной деятельности.      Целью   развития   системы   профилактики   асоциального   поведения   и   детской   безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование   у   подростков   навыков   социальной   и   личностной   компетентности,   позволяющих   им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления   социального   окружения:   умения   общаться,   понимать   других   людей,   а   также   собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. “  Стратегия   модернизации   содержания   общего   образования   ”   определят   основную   конечную   цель образования   –   как   приобретение   учащимся   определенного   набора   компетенций,   владение   которыми позволит   выпускнику   средней   школы   успешно   социализироваться   в   будущей   жизни   и   профессии.   В Концепции   модернизации   российского   образования   на   период   до   2020   года   указывается,   что   “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. Именно   первую   группу   и   составляют   политические   и   социальные   компетенции.   Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В   отечественной   педагогике   накоплен   большой   опыт   социализации   подростков.   Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков.   Вот   только   лишены   они   были   одного,   и   самого   главного   ­   собственного   желания   и возможности выбора. Ушедшие   в   прошлое   старые   формы   организации   досуга   учащихся   и   изменившаяся   социально­ экономическая   обстановка   в   стране,   требовало   появления   новых   подходов   и   методов   активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer ­ доброволец) – это люди, делающие что­либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские   или   добровольческие   организации   ­   это   свободные   союзы   людей,   объединенных   с   Их   деятельность   связана, каким­либо   общим   специальным   интересом. благотворительностью, милосердием.   как   правило, В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимаядеятельность   неизмеримо   выше   для   личности   подростка   навязанной   извне.   К   тому   же,   формирование компетентности   возможно   только   в   единстве   с   ценностями   человека,   т.е.   при   глубокой   личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Первые   волонтеры   отряда,   те,   которые   начнут   все   с   нуля,   им   необходимо   пропустить   идею волонтерства   через   себя   и   тогда   узнают,   что   эта   деятельность   не   просто   развлечение   и   способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель ­ желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться   в   процессе   подготовки   волонтеров   –   на   профилактических   и   обучающих   занятиях,   на тренинговых занятиях,  учебах  и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены  применять все свои умения   на   практике.   По   принципу   “равный­равному”   волонтеры   будут   передавать   сверстникам информацию   на   днях   профилактики,   в   выступлениях   на   сцене,   на   занятиях   с   элементами   тренинга,   в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным   и   привлекательным   для   окружающих.   В   дальнейшей   жизни   им   проще   будет   общаться, взаимодействовать   и   включаться   в   любую   деятельность,   они   будут   уметь   оказывать   положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В   процессе   деятельности   волонтеры   будут   взаимодействовать   с   внешним   миром,   во­первых, получая   воздействие   извне,   получая   информацию,   знания,   обучаясь   и   развивая   личностные   качества (подготовка   волонтеров,   психологическое   сопровождение   (тренинговые   и   профилактические   занятия   с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во­вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать   конфликты,   включаться   в   проект,   несут   ответственность   (сама   волонтерская   деятельность (подготовка   выступлений,   проведение   акций,   игр,   участие   в   конкурсах,   проведение   соц.опросов, анкетирования)),   в­третьих,   передавая   информацию   вовне,   своим   сверстникам,   по  принципу   “равный   ­ равному”,   проводя   Дни   профилактики   с   тематическими   информационными   выходами   в   классы, профилактические   занятия,   занятия   с   элементами   тренинга,   профилактические   сказки   для   младших, театрализованные   конкурсы,   агитационные   выступления,   интерактивные   игры,   акции,   оформление информационных   листовок,   тематического   уголка,   написание   статей   в   газету.   Все   это   будет способствовать   формированию   социальной   компетентности.   Наша   школа   решает   проблему   пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами: ­Беседы со специалистами. ­Групповые занятия волонтеров для учащихся( через центр творчества). ­Изготовление плакатов, видео. ­Выпуск газеты. ­Оформление информационного стенда. ­Акции волонтеров.­Листовки. ­Игры. ­Викторины. ­Неделя “Только здоровые привычки”. ­Спортивные мероприятия. Ожидаемые результаты: Основной результат работы ­ формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.  ­Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:  ­увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды ;  ­привлечение   детей   и   подростков   к   общественно   значимой   деятельности   и   уменьшение   количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;  ­создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; ­ уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.  ­Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.    Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) ­ это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе. Условия для организации волонтерского движения Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.  Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления). Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.  Заповеди волонтеров школы Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.  Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. Помни, что твоя сила и твоя ценность ­ в твоем здоровье.  Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Правила деятельности волонтера: Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. Будь генератором идей! Уважай мнение других! Критикуешь – предлагай, предлагаешь ­ выполняй! Обещаешь – сделай! Не умеешь – научись! Будь настойчив в достижении целей! Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. Кодекс волонтеров: Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным! ­Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе) Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо ­ самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения,  алкоголизма, наркотиков и СПИДа) ­Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно  общаться,  действовать  хочется!  (Два в  одном  – обучение  и общение.  Тренинги  “Я  ­  лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)­Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ) ­Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.) Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее ­ это мы! ”) День   волонтера   имел   успех.   Желающих   много   –   берем   не   всех!   Ждет   новичков   перевоплощение   – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.) Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда! Ключевые мероприятия программы: ­Подготовка волонтеров в взаимодействию с подростками группы риска, овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса “Вместе мы сила”. ­информационно­методический   семинар   “Роль   и   место   волонтерского   движения   в   пропаганде   ЗОЖ, профилактике социально­негативных явлений” ­Создание методической папки, включающей мероприятия и игр по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально­негативных явлений в подростковой и молодежной среде.  ­ Создание группы в соцсетях.