Программа «Я – наследник Победы»
эта программа военно - патриотического направления рассчитана для учащихся от 11 – 16 лет и призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. В основе предлагаемой программы - опыт работы школьного краеведческого музея «Память», детского объединения «ИСТОК» с учащимися школы на протяжении нескольких лет.Ведущая идея программы - воспитание исторического и патриотического сознания, важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
программа д.о. Исток с 2014-2015 уч. года.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
а. НовкусАртезиан
Утверждена на Методсовете
МКОУ СОШ №13 а.НовкусАртезиан
Директор:________/ Ф.К.Муслимова/
Протокол №____ от ___________ г.
Программа «Я – наследник Победы»
Программа военно патриотического направления рассчитана
для учащихся от 11 – 16 лет
Срок реализации – 3 года
Автор Актемова А.С.,
рук. д/о «Исток»,
учитель русского языка
и литературы. 2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебнотематический план
3. Содержание курса
4. Ожидаемые результаты
5. Методическое обеспечение образовательного процесса
6. Библиографический список Пояснительная записка
В настоящее время чрезвычайно сложные экономические процессы в
стране привели к изменению ценностных ориентаций молодёжи,
деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Поэтому забота о
военнопатриотическом воспитании подростков приобретает сегодня для
нашей страны судьбоносное значение.
Привлечение подростков к занятиям в творческом объединении – это
не просто средство чемто занять их свободное время, но и возможность
применения своих знаний и умений в дальнейшем, это помощь в адаптации к
новым экономическим условиям жизни. Задача состоит в том, чтобы
сохранить традиции и нравственные ценности любовь к Отечеству, уважение
к исторической памяти, национальную и религиозную терпимость,
справедливость, готовность к защите Родины. «Будем же уважать наше
прошлое, ибо без него все мы как дерево без корней. Будем чтить священную
память из былого времени с их нелёгкой и сложной судьбой», завещал нам
писатель В.Пикуль.
Необходимость программы «Я – наследник Победы» вызвана тем,
что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и
подрастающего поколения. Поэтому программа призвана
обеспечить
ценностносмысловую определённость системы духовнонравственного и
военнопатриотического воспитания. В основе предлагаемой программы
опыт работы школьного музея «Память», детского объединения «ИСТОК» с
учащимися школы на протяжении нескольких лет.
Ведущая идея программы воспитание исторического и
патриотического сознания, важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что
их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных
сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к
служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в
котором они живут.
Музейный предмет и музейная среда обладают значительными
возможностями нравственноэмоционального воздействия,
поэтому
программа «Я – наследник Победы»» осуществляется через деятельность
школьного музея и детского объединения «ИСТОК».
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
в новом качественном состоянии развитие личности обучающихся
ориентировано на общечеловеческие ценности, выполнение требований к
содержанию образования (ст.14 Закон РФ «Об образовании»).
Данная программа обеспечивает: Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого,
потребности общаться с музейными ценностями.
Развитие творческих и организаторских способностей.
Создание условий для освоения духовных и культурных ценностей.
Воспитание потребности к расширению знаний, к творческому
поиску, развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов.
Настоящая программа охватывает возрастные группы учащихся 510
классов, позволяет вести работу по разностороннему развитию учащихся,
формированию их творческих способностей. Данная программа должна
помочь раскрыть себя и развить способности,
помочь стать
доброжелательными, пробудить историческое сознание через формирование
ценностного отношения к историческим образам, мировоззрению человека,
отношению человека к обществу, людям. Во многом образование и воспитание
детей это подготовка их к жизни.
Главной целью программы является создание условий для реализации
всестороннего развития личности гражданина и патриота своей Родины на
основе культурноисторических традиций. Для достижения этой цели
требуется выполнение следующих основных задач:
обучающих:
углубить и расширить знания об истории родного края, района;
формировать представления об историческом времени и
пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально
нравственных ценностей;
обучить музейному языку, музейной терминологии.
Развивающих:
создать благоприятные условия для интеллектуального и физического
формирования личности;
развивать творческие способности;
формировать уважительное отношение к памятникам прошлого,
потребности общаться с музейными ценностями;
содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию
её духовнонравственных качеств.
Программа «Я – наследник Победы» включает следующее содержание:
●
изучение документальных, вещественных свидетельств (предметов,
памятников) истории; описание музейных архивов, ознакомление на основе
документальных материалов с событиями Великой Отечественной войны;
воспоминания свидетелей и участников событий разных
исторических периодов жизни страны, края, района (предвоенный, военный и
современный);
●
послевоенного периода;
●
●
встречи с участниками и оставшимися свидетелями войны и людьми
участие в поисковой и исследовательской работе, связанной с
погибшими, без вести пропавшими воинами Великой Отечественной войны и
увековечивание их памяти. Программа соотнесена с программами школы по истории, географии,
краеведению. Её реализация позволяет расширить круг общеобразовательных
и специальных знаний, помогает формированию у детей научных интересов и
профессиональных склонностей.
Возраст занимающихся1116 лет.
Группы одновозрастные и разновозрастные, формируются они в
количестве от 20 – 25 человек, в состав детского объединения привлекаются
дети с ограниченными возможностями здоровья, сироты, дети, попавшие в
трудную жизненную ситуацию. Вовлечение детей в д\о – важная составляющая
работы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. В
«ИСТОК» подростки
приобретают благоприятные условия для интеллектуального и физического
формирования личности; развивают творческие способности; формируют
уважительное отношение к памятникам прошлого, потребности общаться с
музейными ценностями; такие занятия дают ему возможность раскрыться с
лучшей стороны. Занятия проходят:
детском объединении
1й год обучения (1112 лет) один раз в неделю 40 минут.
2й год обучения (1214 лет) один раз в неделю 1час.
3й год обучения (1516 лет) – один раз в неделю 1 час.
Реализация программы осуществляется на трех уровнях
образовательного процесса:
подготовительный (1й год обучения).
●
Ведущий метод игровой. Темы занятий цикла «Здравствуй, музей!»
имеют одну задачу помочь ребятам ответить на вопрос: «В чём выражается
память о людях и почему важно хранить эту память?» На занятиях
воссоздаются исторические образы, события, явления, усваиваются
доступные детям этого возраста понятия.
Познавательноразвивающий (2й год обучения).
●
Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей
содержание материала учебников. Это важно, так как музейная среда и
музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального
воздействия в духовнонравственном, военнопатриотическом воспитании.
Следовательно, воспитание у современных школьников позитивного
отношения к родной стране должно не только опираться на высокий уровень
знаний, но и создавать условия для формирования позитивных переживаний
по отношению к Отечеству. Тематика занятий даёт представление о системе
ценностей людей военного времени.
Творческий, проектноисследовательский (3й год обучения).
Углубляется содержание изучаемого материала, усложняются формы
занятий. На этом уровне определяющим является исследовательский вид
деятельности (участие в районных творческих конкурсах исследовательских
работ,
в районном конкурсе туристскокраеведческого движения
«Отечество»,
0всероссийских конкурсах «Меня оценят в XXI веке»,
«Юность. Наука. Культура» и др. Сложившаяся система такой работы помогает в воспитании человека
гражданина, свидетеля и участника истории. Поэтапное освоение данной
программы предусматривает взаимодействие изучаемых в школе предметов
по годам обучения. На занятиях используются рассказы, беседы, игры,
заочные путешествия, конкурсы. В конце изучения каждой темы проводятся
итоговые занятия.
Основные принципы построения программы.
Всё содержание программы основываются на следующих
педагогических принципах:
гуманизации признания личности ребёнка с её достоинством в
качестве самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
активности настойчивость и разумная инициатива в создании
мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на
национальные интересы России.
целостности соблюдены единство обучения, воспитания и развития,
с одной стороны, и системность, с другой.
возрастного и индивидуального подходов использование особых
форм и методов патриотической работы с учётом каждой возрастной группы
детей. Учебнотематический план (1 год обучения)
№ Наименование разделов, тем.
Введение в программу.
Инструктаж по ТБ.
Здравствуй, музей!
2.1. Моя семья – моя родословная.
2.2. Я музейный хранитель.
2.3. Я – наследник Победы.
Акция «Обелиск»
1.
2.
3.
История Великой Отечественной войны.
3.1. Начало войны. Героические страницы
военной истории.
3.2. Защитники Брестской крепости.
3.3. Ставропольцы в ВОВ.
Наш край в годы войны.
Всего
часов
2
17 ч.
8
5
4
15 ч.
5
2
8
Теория Практик
2
3
4
1
2
1
4
а
5
1
3
2
1
4
Всего:
34 ч.
18ч.
16ч.
По итогам 1 года обучения обучающиеся должны
знать:
термины: что такое «патриотизм», «память», «гражданственность»,
«патриот»; требования к выполнению творческих работ и работ с музейными
экспонатами.
уметь:
проводить экскурсии в школьном музее;
вести рассказ по экспозиции школьного музея;
оформлять записи в книге учёта экспонатов школьного музея, выпускать
боевые листки.
Содержание курса (1 год обучения)
1.Введение в программу. Инструктаж по ТБ.
Теория
Знакомство с содержанием программы 1 года обучения.
2. Здравствуй, музей!
Теория
2.1. Моя семья моя родословная.
Теория
Рассказ «Моя родословная».
Беседадиспут «Что такое семья?»
Практика
как собирать сведения для родословия (анкета).
Составление древа семьи.
Конкурс творческих работ «Мой дом моя семья».
Конкурс сочинений «История моей семьи».
2.2. Я музейный хранитель.
Теория
Беседа «Знакомство с терминологией музейной культуры».
Знакомство с книгой учета экспонатов школьного музея.
Практика
Рассказбеседа «Что такое экспозиция?».
Беседа «Как интересно рассказать об экспозиции». Работа в школьном музее. Оформление записей в книге учета экспонатов.
2.3. Я – наследник Победы
«Салют защитникам Отечества!» (мероприятие)
Практика
Теория
фотовыставка «Лица Победы»
Создание экспозиции ,посвященная 70летию Победы
3. История Великой Отечественной войны.
3.1. Начало войны. Героические страницы забытой войны.
Теория
Рассказ «Начало Великой Отечественной войны».
Беседа «Память о войне», «На защите Москвы».
Практика
Просмотр видеофильма «Начало ВОВ».
Конкурс рисунков «Защитникам Отечества Слава».
Сбор материалов о событиях войны и наших земляках, участниках 1й
мировой войны.(100летний юбилей 1й мировой войны1августа 1914г)
Участие в районной акции «Склоняем пред Вами знамена»
3.2. Защитники Брестской крепости.
Теория
Рассказ «Городгерой Брест».
Беседа «Защитники Брестской крепости».
Беседа «Землякидобровольцы».
Практика
Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война».
Работа с архивным материалом.
Заочное путешествие «Они сражались за Родину».
3.3. Наш край в годы ВОВ. Ставропольцы в ВОВ.
Теория
Рассказ «События 1942 г.»
Беседа «Битва за Кавказ», «Ставрополье в годы ВОВ».
Рассказ «Героиставропольцы».
Практика
Работа с экспозицией в школьном музее.
Конкурс сочинений «Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Выпуск боевых листков «Герои и их подвиги». Учебнотематический план (2 год обучения)
№ Наименование разделов, тем.
1.
2.
3.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Моя малая Родина
2.1. Что такое родина?
2.2. «Моя малая Родина»
2.3. Мои чувства по отношению к своей
Родине.
Идёт война народная.
3.1. Навечно в памяти народной.
3.2. Сталинградская битва. Курская битва.
3.3. Землякиучастники ВОВ.
3.4. Дети и война.
Всего
часов
2 ч.
7 ч.
2
3
2
25 ч.
6
6
8
5
Теория Практик
1
1
2
1
2
2
4
3
а
1
1
1
1
4
4
4
2
Всего:
34 ч.
16 ч.
18ч. По итогам 2 года обучения обучающиеся должны
знать:
основные понятия «Родина», «достопримечательность»;, «Малая родина»;
историю основных событий Великой Отечественной войны.
уметь:
проводить экскурсии в школьном музее;
самостоятельно анализировать исторические события, процессы, образы
жизни и мысли людей в связи с понятиями «патриотизм», «гражданский
долг»;
участвовать в научноисследовательской, проектной деятельности.
Содержание курса (2 год обучения)
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория
Знакомство с содержанием программы 2 года обучения.
Цели и задачи детского объединения «ИСТОК» .
Повторение пройденного материала.
2. Моя малая Родина.
2.1. Что такое Родина?
Теория
Беседа «Что такое Родина?»
Практика
конкурс рисунков «Моя страна».
2.2. Моя малая Родина
Теория
Беседа «Мой аул»; презентация
Практика
Сочинение «Моя малая Родина».
2.3. Мои чувства по отношению к своей Родине.
Теория
Беседа «Мои чувства по отношению к своей Родине»
Практика
Работа с карточками
Экскурсия в музей. Экспозиции школьного музея.
3. Идёт война народная.
3.1. Навечно в памяти народной.
Теория
Беседа «Мы помним, чтим память о войне».
Рассказ «Исторические события второго периода ВОВ».
Практика
Экскурсия в школьный музей.
Работа с экспозицией «Основные события ВОВ», «Они сражались за
Родину».
Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война».
3.2. Сталинградская битва. Курская битва. Битва за Кавказ (70е битвы
за Кавказ и Сталинградской битвы).
Теория
Рассказ «Героические страницы истории. Сталинградская битва. Битва за
Кавказ».
Беседа «Бои на Курской дуге».
Практика
Написание реферата «Героические страницы военной истории».
Викторина «Герои Великой Победы».
Выпуск боевых листков «Защитники Отчества».
3.3. Землякиучастники ВОВ.
Теория
Рассказбеседа «Земляки на защите Родины».
Тестирование по теме «Великая Отечественная война».
Практика
Экскурсия по боевым местам Нефтекумского района.
Конкурс творческих работ «Землякиучастники Сталинградской, битвы за
Кавказ, Курской битвы (защита работ).
Операция «Обелиск» (экологическое оформление памятников, воинских
захоронений, прилегающей территории). 3.4. Дети и война.
Теория
Беседа «Маленькие солдаты Нефтекумской земли».
Практика
Конкурс стихов о детях войны
Наши волонтеры в оказании конкретной помощи ветеранам, людям старшего
поколения
Операция: «Забота», «Ветеран».
Учебнотематический план (3 год обучения)
№ Наименование разделов, тем.
1.
2.
3.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Я – музейный хранитель.
2.1. О чем рассказала фотография.
2.2. Люди и война.
Моя Родина – Россия.
3.1. Освобождение Ленинграда и Восточной
Всего
часов
2 ч.
14 ч.
6
8
8 ч.
4
Теория Практик
1
2
3
2
а
1
4
5
2 Европы.
3.2. Завершающий этап войны.
4.
История родного края.
4.1. Село в годы коллективизации.
4.2. Село в годы Советской власти.
4.3. Послевоенное Нефтекумье.
4
14 ч.
5
4
5
2
2
2
2
2
3
2
3
Всего:
38 ч.
16 ч.
22 ч.
По итогам 3 года обучения обучающиеся должны
знать:
историю основных событий Великой Отечественной войны;
историю родного края;
историю подвигов героев ВОВ и ветеранов труда.
уметь:
работать с дополнительными материалами и справочной литературой;
участвовать в научноисследовательской, проектной деятельности, в
творческих конкурсах, фестивалях.
Содержание курса (3 год обучения)
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория
Знакомство с содержанием программы 3 года обучения.
Цели и задачи детского объединения «ИСТОК», шк. музея «Память».
2. Я – музейный хранитель.
2.1. О чем рассказала фотография.
Теория
Беседа «О чем рассказала фотография». Музейный урок «Отзовись, фотография».
Практика
Работа в школьном музее «Как интересно рассказать о фотографии».
Фото героя «Я и моя семья».
Выставка семейных фотографий «Моя семья в годы ВОВ».
Работа с книгой учета экспонатов.
2.2. Люди и война.
Теория
Беседа «Мы помним, чтим…».
Беседа «Книга памяти» что это?
Интервью «Дети и война».
Практика
Составление «Книги памяти» об участниках ВОВ.
Работа с книгой учета экспонатов школьного музея.
Коллекционирование предметов музейного значения.
Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто».
Акция «Ветеран живет рядом».
3. Моя Родина – Россия.
3.1. Освобождение Ленинграда и Восточной Европы.
Теория
Рассказбеседа «Освобождение Ленинграда и Восточной Европы».
Викторина «Великая Отечественная …».
Практика
Защита рефератов «Героические страницы истории».
Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война».
3.2. Завершающий этап войны.
Теория
Лекция «Крупные операции завершающего этапа войны».
Беседа «Завершающий этап войны. Окончание ВОВ».
Практика
Интервью «Дети и война» (исторические справки, сведения).
Конкурс творческих работ «Герои и их подвиги».
4. История родного края.
4.1. Село в годы коллективизации.
Теория
Беседа «Как создавались колхозы в селе?»
Лекция «Мое село в 2030 е гг.»
Практика
Выставка творческих работ «Село в годы коллективизации».
Интервью с ветеранами труда, старожилами аула (воспоминания жителей
села). Составление фотопортретов земляков. Создание «Книги памяти».
4.2. Село в годы Советской власти.
Теория
Лекция «Мое село в 4050 е гг.»
Практика
Фотовыставка «Ветераны труда».
Работа над летописью села «История а. НовкусАртезиан».
4.3. Послевоенное Нефтекумье.
Теория
Лекция «Послевоенное Нефтекумье», «Село после войны».
Презентация «Мое Нефтекумье».
Практика
Акция «Забота», «Ветеран», операция «Обелиск» (экологическое
оформление памятников, воинских захоронений и прилегающей территории).
Выполнение творческих работ «Моя семья, мое село в годы войны».
Конкурс творческих работ «Послевоенное Нефтекумье».
Подведение итогов работы за год. Награждение активистов д/о.
Методическое обеспечение программы
Методика работы по программе строится в направлении личностно
ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на проектно
исследовательскую деятельность и активность учащихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Организация занятий в
объединении соответствует следующим требованиям:
цель занятия определена содержанием программы;
материал подобран в соответствии с целью и содержанием занятия;
эффективное использование времени с учётом всех структурных элементов
занятия;
сочетание всех форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой и
т.д.
соответствие методов и приёмов обучения теме и содержанию занятия.
При реализации программы используются следующие методы и формы
работы:
общие методы воспитания: рассказ, беседа, лекция, диспут;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
коллективная творческая деятельность, поручение;
поисковоисследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением
различных заданий);
метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела;
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (обсуждение
видеоматериалов, книг, интервьюирование, работа в школьном музее,
проведение викторин и т.д.);
фронтальная и индивидуальная формы обучения;
методы стимулирования: одобрение, поощрение;
метод контроля.
Выбор метода или приёма обучения осуществляется в зависимости от
содержания занятия и года обучения. На первом году обучения в большей
степени используется метод консультирования, а на втором и третьем метод
инструктирования и самостоятельной работы.
Оригинальность мышления, творчество и одарённость обучающихся
наиболее ярко проявляется в разнообразной исследовательской деятельности.
Это повышает интерес к процессу обучения, воспитывает индивидуальную
ответственность.
Стимулирует интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде
дискуссий, игр, викторин, кроссвордов, конкурсов, выставок, творческих
работ, фестивалей творчества и т.д. Развивает творческую активность
личности работа с дополнительной литературой. В программе уделяется
внимание экскурсиям в школьный музей, в сельскую библиотеку. Свои
личностные качества обучающиеся проявляют в различных воспитательных,
культурно массовых мероприятиях, конференциях, фестивалях.
Типы проведения занятий разнообразны: сообщение новых знаний и формирование новых практических умений;
совершенствование знаний и практических умений (работа со справочной и
дополнительной литературой);
систематизация знаний (занятия проводятся в конце изучения большой темы
– семинар, конференция, диспут, деловая игра);
контроль знаний (проводится в конце изучения нескольких тем, разделов
программы).
Ожидаемые результаты 1. Устойчивый интерес к деятельности объединения со стороны
подростков и общественности.
2. Высокий уровень развития интеллектуальных, творческих
сформированности духовнонравственных качеств
способностей,
обучающихся.
3. Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений
среди несовершеннолетних.
4.
Активная жизненная позиция воспитанников,
осознанно
добровольное участие в социально значимой деятельности.
5.
Укрепление взаимоотношений между детьми различных
национальностей, воспитание веротерпимости, уважения к истории своего
Отечества, родного края.
В результате работы поискового клуба «ИСТОК» и музея «Память»
ребята имеют возможность получения дополнительных знаний, учащиеся
могут быть приобщены к более активному участию в жизни школы и района,
повысить свои знания в области истории России, истории родного края.
Программа подчинена гуманным целям личности человека, духовным
ценностям, формированию образованной и самостоятельной личности.
Программа предполагает участие в её реализации учащихся 510 классов,
классных руководителей,
взаимодействие с другими школьными
объединениями и их руководителями. Библиографический список
1. Аникеева Н.И.Воспитание игрой. М.,1987.
2. Архивный материал школы, районных газет «Восход», «Вести
Нефтекумья».
3. Ванслова Е. Путешествие в предметный мир. М., Советский
музей, 1983.
4. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. М., 2007.
5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
6. Гнедовский М.В. Музей и образование. Музейное дело и охрана
памятников. Вып.№1 М.,1990.
7. Дрозд В.Л. Подготовка детей младшего возраста к посещению музея. Вып.
М.,1991.
8. Журналы «Читаем, учимся, играем» №№ 112, 2003, 2004, 2007.
9. Журналы «Воспитание школьников» №№ 6, 2003, 46 ,1997.
10. Зеленко А.У.Школьный музей. М., 1967.
11. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс/
В.С.Ильин. М.: Педагогика,1989.
11. Коваль М.Б.Дети в музее: размышление психологов.
Музееведение. М.,1989.
12. Колычев В.Г. Истоки мужества: Подготовка молодёжи к вооружённой
защите Родины в 19181945 гг.: книга для учителя. М.: Просвещение,1985.
13. Конжиев Н.М. Система военнопатриотического воспитания в
общеобразовательной школе. М.: Педагогика,1986.
14. Лагунова А.И. Музей и семья. Музееведение. М.,1987.
15. Орешкина Т.А. Героикопатриотическое воспитание школьников.
М.,2007.
16. Павлюченко Э.А. «Музей и школа» М., «Просвещение». 1985.
17. Парфенова Е.А. Роль исторических вечеров в патриотическом воспитании
учащихся / Преподавание истории в школе. 2004 №2. С. 4956.
18. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе/
С.Рожков//Пед.вестн. 2003. №12. С.7.
19. Федоровская. Г. Военнопатриотическое воспитание// Воспитание
школьников. 2002. №10. С.3133.
20.Шихова. В.Б. «Ты тоже родился в России…»: литературно музыкальный
вечер, посвящённый 12 июня Дню независимости России/ В.Б.Шихова//
Читаем, учимся, играем: журналсборник сценариев для библиотек. 2003. №4.
С.47.
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Программа «Я – наследник Победы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.