Данная программа рассчитана на обучающихся 1-9 классов. Цель программы - формирование у школьников духовно-нравственных ценностей: доброты, милосердия, взаимопомощи и понимания, любви. В программе прописаны основные направления и мероприятия по реализации программы. Участниками реализации программы являются: обучающиеся, родители, учителя, социальные партнёры.Программа "Животворящий источник"
Паспорт комплексной программы духовнонравственного
и социокультурного воспитания «Животворящий источник»
МБОУ «Макеевская основная школа» на 20182022 годы
граммы: комплексная программа духовнонравственного и социокультурного воспитания
Наименование про
«Животворящий источник» МБОУ «Макеевская основная школа» на 20182022 годы»
Соисполнители программы:
администрация, педагогический коллектив МБОУ «Макеевская основная школа»;
образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования;
Зарайское благочиние (по согласованию).
Основания для разработки программы
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией
Русской Православной Церкви от 24.11.2017 г.;
Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Макеевская основная школа» городского округа Зарайск и приходом
Успенского храма д. Рожново городского округа Зарайск Московской области;
Цель программы: создание образовательной среды для воспитания, становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, формирования у детей и молодежи
ценностных ориентиров и нравственных устоев, основанных на культурноисторических и духовных традициях
русского православного народа.
Задачи программы:
координация деятельности образовательного учреждения, прихода Зарайского благочиния, общественных
организаций, творческих объединений деятелей культуры и искусства в интересах духовнонравственного воспитания
подрастающего поколения в городском округе Зарайск;
совершенствование и обновление содержания процесса духовнонравственного воспитания в образовательных
учреждениях;
создание условий для знакомства детей и родителей, педагогов с религиозными ценностями православия;
ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей;
знакомство с традициями семейного воспитания в православной семье, с актуализацией особого внимания на
повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей;
обновление научнотеоретической и методической базы духовнонравственного воспитания детей в образовательных
учреждениях городского округа Зарайск;
активизация и реализация педагогических возможностей социокультурной среды и духовных национальных
ценностей;
социальнопедагогическая поддержка и реабилитация детей, родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
углубление взаимосвязи духовнонравственного и трудового воспитания детей как условия формирования личности с
развитыми качествами конкурентоспособности, ответственного и творческого отношения к труду и будущей
профессии;
реализация комплекса мер, обеспечивающего повышение профессионального уровня воспитательной деятельности,
укрепление ее кадрового потенциала;
содействие подготовке кадров в области воспитания;
разработка единого плана мероприятий, обеспечивающего эффективное функционирование образовательной среды
воспитания в микрорайоне территориального управления «Каринское».
Этапы и сроки реализации программы: 20182022 годы.
Первый этап (20182019 г.г.) нацелен на создание образовательной среды, способствующей эффективным
позитивным изменениям в духовнонравственном воспитании детей, на формирование системы духовно
нравственного воспитания в образовательных учреждениях.
Второй этапы работы (2019 – 2022 и последующие годы) нацелен на обеспечение стабильного эффективного
функционирования школьной системы духовнонравственного воспитания детей и учащейся молодежи.
Показатели эффективности программы:
повышение качества образования;
доля учащихся образовательной организации, охваченных программой духовнонравственного воспитания;
доля педагогических работников образовательной организации, прошедших курсы в области духовнонравственного
воспитания, организованные Министерством образования Московской области или Московской епархией и
Зарайским благочинием; доля педагогических работников образовательной организации, посетивших семинары и
мероприятия по ДНВ;
наличие сложившейся системы духовнонравственного воспитания;
подготовленность педагогических кадров к деятельности в рамках программы;развитость духовнонравственного компонента в содержании образовательных программ МБОУ «Макеевская
основная школа»;
уровень сформированности духовнонравственной культуры субъектов образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы:
усвоение правил и норм поведения детьми, родителями, педагогами согласно ценностям православной культуры;
приобретение детьми социального знания и повседневного опыта поведения, одобряемого обществом;
сформированное позитивное отношение к базовым ценностям общества;
приобретение детьми опыта самостоятельного общественного действия;
снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовнонравственного кризиса (снижение уровня
правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей);
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовнонравственных традиций семейного воспитания;
выработка и реализация системы последовательной учебновоспитательной работы в образовательном учреждении;
создание образовательной среды воспитания и социализации детей, включающей в себя общественные структуры,
осуществляющие комплекс мероприятий, основанных на духовнонравственных православных ценностях.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.
С 1 сентября 2010г. в учебные план образовательного учреждения введены предметы духовнонравственной
направленности: основы православной культуры, духовное краеведение Подмосковья, позволяющие расширить
информационное поле и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу
русской истории. В историкокультурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека:
любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения, представление о таких понятиях,
как культура, краеведение, духовность, культурный человек, историческая память.
Сегодня в учебном плане четвероклассников обязательным предметом является ОРКСЭ. В региональный компонент
учебного плана в 8 классе введён предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Вопросы духовнонравственной
культуры включены в следующие учебные предметы: литература, история, музыка, ИЗО и другие.
С введением ФГОС появилась возможность изучать курсы духовнонравственной направленности в рамках
внеурочной деятельности. По запросам родителей введён курс ОПК: «Радостный мир православной культуры»,
«Православная культура».
Накоплен положительный опыт участия детей, педагогов родителей в конкурсах, олимпиадах,
конференциях. Наработан совместный с Зарайским благочинием опыт организации и проведения масштабных
мероприятий и акций муниципального и межрегионального уровня. Духовно нравственное воспитание является
одним из основных направлений детской общественной организации «Лидер 21 века», патриотического клуба
«Поиск». В школе действует музей, имеющий свидетельство о присвоении соответствующего статуса.
Однако при достаточном разнообразии направлений и форм деятельности существует проблема отсутствия единой
образовательновоспитательной среды. Это приводит к снижению эффективности работы по духовнонравственному
просвещению. Кроме этого социальная ситуация последних десятилетий, связанная с идеологическим, социально
экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, отразившихся на
облике молодого поколения. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Работа по программе показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, пробуждает
Программа – «Животворящий источник» это целостная система практического обучения и воспитания,
основанная на приобщении детей, родителей, педагогов к духовнонравственной жизни. Программа помогает
воспитанию ценности внутреннего мира человека, которые раскрываются через категории вера, верность, правда,
честь, надежда, согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, мудрость, совесть.
интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует духовно
нравственному обновлению каждого. Объединив в единый процесс воспитание и образование, дополнительное
образование способствует развитию личности, формированию интеллекта и нравственных качеств личности. Большое
место отводится педагогике сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых, формируется особая
среда, создающая ситуацию успеха как для ребенка, так и для педагога.
эффективно общаться и жить в гармонии с собой и обществом.
основу для будущего развития. Программа стимулирует познавательную деятельность, развивает коммуникативные
умения, учит общению, способствует развитию творческих способностей личности, стимулирует стремление к
самообразованию, укрепляет связь семьи и школы, помогает системе взаимоотношений социальных структур поселка
и района, объединяя образование, культуру, здравоохранение, различные общественные организации.
Нет сомнений в том, что только мы все вместе: и семья, и школа, и важнейшие общественные институты, к которым,
безусловно, принадлежит Церковь, сможем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять
злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире.
Использование активных форм в рамках программы помогает достигать взаимопонимания с людьми, учит
Активные формы позволяют каждому школьнику приобрести новый жизненный опыт, получить прочнуюОдним из средств достижения этих целей является всесторонняя, многогранная, целесообразно и системно
выстроенная работа по духовнонравственному воспитанию детей и подростков в микрорайоне.
Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогов и Зарайского благочиния по реализации
всех направлений нравственного, духовного и патриотического воспитания детей и молодёжи. Содержание
программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность,
характер и другие компоненты формирования нравственной позиции учащихся.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник
школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в
основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в мероприятиях духовнонравственного направления;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех
социальных субъектовучастников воспитания: образовательных учреждений, семьи, общественных организаций,
включая детскоюношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, благочиние, СМИ.
Основополагающие принципы работы в рамках реализации программы.
Организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога (в основе принципа нравственность воспитателя, учителя, педагога, моральные
нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему
педагогическому труду, к ученикам, коллегам);
социальнопедагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами
социализации: семьёй, общественными организациями и благочинием, учреждениями дополнительного образования,
культуры и спорта, СМИ);
индивидуальноличностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её
способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для
успешной социализации);
интегративности программ духовнонравственного воспитания (интеграция духовнонравственного развития и
воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно
полезную);
социальной востребованности воспитания (соединение духовнонравственного развития и воспитания с жизнью,
реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).
Духовнонравственное воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим
воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим
миром.
Среди основополагающих принципов духовнонравственного воспитания, представляющих собой исходные
положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
приоритет исторического, культурного наследия своей родной земли Зарайского края, его духовных ценностей и
традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии детей с учётом особенностей различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального
подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Основные направления программы.
Программа по духовнонравственному воспитанию «Животворящий источник» на 2016 2021 годы» предполагает
работу по направлениям, которые формируют единую воспитательную систему, направленную на дальнейшее
обновление знаний с учётом традиций, развитие духовных качеств детей и педагогов.
Программа включает в себя два основных блока:
Первый блок – основные приоритетные направления формирования воспитательнообразовательной среды и системы
духовнонравственного воспитания детей и педагогов.
Второй блок – система программных мероприятий, на основании которых соисполнители ежегодно разрабатывают и
утверждают конкретный план мероприятий по реализации программы (см. Приложение № 1).
Основные приоритетные направления формирования воспитательнообразовательной среды и системы
духовнонравственного воспитания детей и педагогов.Духовная педагогика не подчиняется готовым схемам,
ее нельзя вместить в однажды
выработанные границы. Она вечно новая,
свежая, вечно учащая и учащаяся.
I. Формирование личности педагога
Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и самореализации юных граждан
приводит к необходимости усиления воспитательной направленности учебных дисциплин. Каждый урок, занятие,
мероприятие должно нести в себе в первую очередь мощный воспитательный потенциал. Главной ценностью каждого
педагогического воздействия должно стать творческое и раскрепощающее взаимодействие, духовное общение
педагога с воспитанником, внесение в образовательный процесс культурных образцов высокой нравственности.
Именно педагоги несут ответственность за состояние этого уникального феномена – духа учебного заведения.
Главное условие, обеспечивающее эффективность системы воспитания, личность педагога, воспитателя, классного
руководителя.
Воспитание духовности в образовательном пространстве требует от педагога высокой культуры и деликатности,
умения найти гармонию между природой личности и общественной сущностью, поиску которой способствует
культура воспитания.
Основная цель направления – подготовить педагога к трансляции духовнонравственных ценностей.
Задачи:
создание в общеобразовательном учреждении системы, способствующей духовнонравственному становлению
педагога;
формирование у педагога потребности и стремления к духовному развитию, непрерывному образованию и
самовоспитанию, универсальной духовнонравственной компетенции «становиться лучше»;
изучение и внедрение в практику технологий духовной педагогики.
Основные механизмы формирования личности педагога.
«Подобно тому, как яблоня или грушевое дерево всасывает в себя воду и другие вещества и из них вырабатывает
прекрасный плод, так точно человеческий дух, воспринимая знания, из них вырабатывает новый продукт, плод
духовный. И этот плод есть нечто высшее, более духовное, чем те знания, которые первоначально были восприняты»
(К.В. Ельницкий «О воспитании»).
МБОУ «Макеевская основная школа» выстраивают систему работы по ДНВ, учитывая следующие направления:
изучение трудов духовной педагогики на педсоветах, ШМО;
организация мероприятий по духовному сплочению коллектива, выработке единых взглядов, подходов, требований,
норм поведения в коллективах;
рассмотрение педагогических проблем через призму православной литературы, народной мудрости;
индивидуальная работа администрации с педагогами;
систематическое просвещение и повышение квалификации кадров по вопросу духовнонравственного воспитания
детей, подростков и молодежи, в том числе мер, направленных на выработку единых подходов в организации
духовнонравственного воспитания с привлечением духовенства в рамках договоров о сотрудничестве;
организация «трудовых, благотворительных» акций коллективом;
проведение педагогических семинаров по вопросам духовнонравственного воспитания с привлечением
представителей духовенства;
изучение технологий духовной педагогики и внедрение их практическую педагогическую деятельность.
Условия успешной деятельности педагога и воспитателя по духовнонравственному воспитанию детей и
учащейся молодежи.
Деятельность педагога (воспитателя, учителя и т.п.) по духовнонравственному воспитанию будет эффективной при
наличии и соблюдении следующих условий:
всестороннее знание личностных и психологопедагогических возможностей детей, интересов и духовных
потребностей семьи;
обновление содержания воспитания и педагогических технологий, способствующих духовнонравственному
воспитанию на ценностях отечественной и национальной культуры;
реализация задач духовнонравственного воспитания в учебном процессе,
развитие ценностных качеств личности в системе научной, исследовательской и культурологической деятельности
учащихся и педагогов;
наличие коллектива педагогов (воспитателей) единомышленников, отличающегося профессиональной
мобильностью и высоким моральнонравственным микроклиматом.
II. Формирование идеологии «Семейных ценностей».
Цель – способствовать консолидации усилий образовательного учреждения и общественных организаций, Зарайского
благочиния, направленных на следующее:
повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации,
укрепление статуса социального института семьи в обществе, повышение его ценности в духовнонравственном
воспитании;
усиление статуса семьи, статуса материнства и отцовства в духовнонравственном воспитании; создание условий для выполнения семьей воспитательной функции.
Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:
восстановление традиционного образа православной семьи как величайшей святыни;
воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к
членам своей семьи;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
координация деятельности образовательного учреждения и общественных организаций, Зарайского благочиния,
направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовнонравственном развитии детей;
реализация национальных интересов семей.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни,
усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения
человека. Эти важные аспекты воспитания требуют их реализации, начиная с самого раннего возраста. Достаточно
вспомнить слова: «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда
он тонок».
Основные механизмы формирования идеологии «Семейных ценностей»:
включение в содержательный раздел образовательных программ следующих учебных предметов, элективных курсов,
спецкурсов, кружков, курсов внеурочной деятельности, направленных на формирование у детей понимания и
поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о старших и
младших, бережное отношения к жизни человека, забота о продолжении рода: «Этика и психология семейной жизни»,
«Основы семейного воспитания», «К родным истокам», «Уроки нравственности», «Семейные ценности»;
развитие у учащихся социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка подрастающего
поколения к семейной жизни;
ведение школьниками и педагогами исследовательской поисковой работы по теме «Родословная моей семьи»;
включение в содержание большинства учебных предметов материалов, формирующих семейные ценности;
создание и совершенствование школьного музея; использование его ресурсной базы, а также Государственного
музеязаповедника «Зарайский Кремль» для формирования отношения к семье как основе российского общества,
знакомства учащихся с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи;
совершенствование системы подготовки педагогических, методических и руководящих кадров, адаптированных к
работе с родителями учащихся по духовнонравственному воспитанию;
заключение соглашений с приходами с целью проведения просветительских мероприятий с детьми, родителями,
педагогами;
активное использование в работе с родителями по формированию семейной культуры педагогического потенциала
православия (на примерах зарайских новомучеников), Зарайского благочиния, благополучных семей, повсеместное
освещение в средствах массовой информации позитивного опыта семейного воспитания;
создание через зонирование «уголков семейных достижений» и использование их для формирования отношения к
семье как основе российского общества, знакомства учащихся с культурноисторическими и этническими
традициями российской семьи;
организация постоянно действующих лекториев, практикумов с целью оказания помощи в формировании культуры
семейных отношений, нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике асоциального поведения, в
предупреждении негативных проявлений у детей, подростков и юношества;
накопление инновационного опыта и размещение на сайте образовательного учреждения, МБОУ ДПО УМИЦ
программ, методических разработок, учебнонаглядных пособий и средств обучения по данному направлению;
создание различных объединений родительской общественности в целях реализации программы духовно
нравственного воспитания;
вовлечение детей с родителями и педагогов в общественнополезные дела с целью развития трудолюбия, участие в
конкурсах, фестивалях, мероприятиях.
III. Развитие духовнонравственного воспитания.
Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный
процесс и реальную интеграцию различных субъектов духовнонравственного воспитания. Духовнонравственное
воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Эффективность процесса
духовнонравственного воспитания детей и учащейся молодежи зависит от следующих факторов:
более полная реализация возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического
использования воспитательного потенциала изучаемых учебных дисциплин;
рациональное использование свободного времени и досуга учащихся, включая выходные дни и периоды
каникул, для удовлетворения их физических, духовных и социальных потребностей в целях разностороннего
развития личности по интересам;
широкое вовлечение учащихся в самоуправленческую деятельность с целью развития у них взаимной
ответственности и организаторских способностей, правового самосознания через систему общественных
организаций, детских и молодежных объединений;
совершенствования содержания образовательной программы в разделе духовнонравственного воспитания детей на
основе внедрения региональношкольного компонента.Цель направления: создание благоприятных условий для воспитания высоко духовной, нравственно свободной и
высококультурной личности через создание единого воспитательнообразовательного пространства в
образовательном учреждении в целом с учетом социокультурных особенностей, экономических возможностей
микрорайона, городского округа Зарайск, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающего
поколения, наработанного в образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели предлагается уделить особое внимание решению следующих задач:
создание условий для знакомства детей с религиозными ценностями православия;
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, учебноигровой,
предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных
норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции «становиться
лучше»;
формирование нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;
формирование уважительного, бережного отношения к духовному и историческому наследию своего края, народа,
истории православия, традициям христианской культуры;
развитие трудолюбия;
воспитание культуры труда, социально значимой мотивации профессионального выбора, предприимчивости и
деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
оказание помощи детям и учащейся молодежи в определении смыслов и стратегий выбора сфер профессиональной
самореализации в условиях социальноэкономических изменений, новых форм хозяйствования;
формирование у учащихся и молодежи гуманистического мировоззрения, активной гражданской позиции и
стремления вносить посильный вклад в решение задач социальноэкономического и культурного развития родного
края и региона;
обеспечение всем выпускникам высоких стартовых возможностей жизненного и профессионального
самоопределения, успешной самореализации;
активизация и реализация педагогических возможностей региональнокультурной среды и духовных национальных
ценностей в процессе духовнонравственного воспитания личности.
Образовательное учреждение имеет право на целенаправленное, педагогически продуманное, соответствующее
социальным потребностям воспитательное влияние, но природные предпосылки необходимо учитывать в процессе
воспитания, относиться к ним бережно и уважительно, культивировать лучшие природные данные, свойственные
личности. Эффективное решение проблем воспитания возможно при системном подходе к процессу воспитания,
который предполагает интеграцию отечественного, зарубежного опыта, опору на народные традиции и педагогику,
многовековую культуру народа. К.Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …».
Основные механизмы формирования единого воспитательнообразовательного пространства духовно
нравственного становления личности.
Включение в содержательный раздел образовательных программ следующих учебных предметов, элективных
курсов, спецкурсов, кружков, курсов внеурочной деятельности:
«Этика: азбука добра»,
«Православное краеведение»,
«Духовное краеведение Подмосковья»,
«Православное краеведение: История Зарайских храмов. Новомученики Зарайские. История Зарайских сел,
деревень и их жителей. Судьба местных святынь и утраченных храмов». Сбор материалов по указанным темам с
дальнейшей публикацией лучших из них в приложении «Никольские листки» (в газете «За новую жизнь») под
руководством православного краеведа О.В. Полянчевой;
«Священнослужители Зарайска: 20 век» (поисковая работа);
«Гражданская война в судьбах зарайцев» (поисковая работа);
включение в содержание всех учебных предметов материалов, формирующих духовнонравственные ценности (см.
методические рекомендации);
организация и проведение образовательных, духовных экскурсий, в том числе в Государственный музейзаповедник
«Зарайский Кремль»;
совершенствование системы подготовки кадров, адаптированных к работе с учащимися по духовнонравственному
воспитанию;
«единство требований» к духовной составляющей на уроках, курсах, кружках, факультативах, секциях, классных
часах, индивидуальных занятиях, воспитательных мероприятиях;
проведение просветительских мероприятий с детьми, педагогами представителей Зарайского Благочиния;
вовлечение педагогов, учащихся в конкурсные, культурологические мероприятия по духовнонравственному
воспитанию;
вовлечение педагогов, учащихся в военнопатриотические и спортивные мероприятия по духовнонравственному
воспитанию;
вовлечение учащихся и педагогов в общественнополезные дела с целью развития трудолюбия;
вовлечение учащихся и педагогов в благотворительные акции;
накопление инновационного опыта и размещение на сайте образовательного учреждения, МБОУ ДПО УМИЦ
программ, методических разработок, учебнонаглядных пособий и средств обучения по направлению.Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности хода реализации Программы осуществляется на основе использования системы
объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они
представлены совокупностью ряда качественных и количественными параметров.
Параметры состояния духовнонравственного воспитания качественного порядка:
на уровне образовательного учреждения:
наличие сложившейся системы духовнонравственного воспитания;
подготовленность педагогических кадров к деятельности;
развитость нравственнодуховного компонента в преподавании курсов, дисциплин;
активное использование воспитательного потенциала региональнокультурной среды в процессе духовно
нравственного воспитания личности;
уровень сформированности духовнонравственной культуры учащихся;
показатели ресоциализации и нравственной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
наличие дресскода для педагогических работников (для всех ОУ);
наличие дресскода для учащихся (для школ, учреждений дополнительного образования).
Количественные параметры – это количество:
рабочих программ педагогов, в которые включены основные положения методических рекомендаций по духовно
нравственному образованию детей;
проведенных конференций, семинаров по проблемам духовнонравственного образования, а также степень их
внедрения в теорию и практику работы учреждения;
сотрудников, прошедших обучение в области духовнонравственного воспитания;
проведенных мероприятий (фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок и т.д.) по духовнонравственному
воспитанию;
проведенных мероприятий по духовнонравственному воспитанию совместно с родителями;
размещенных на сайте МБОУ ДПО УМИЦ программ, методических разработок, учебнонаглядных пособий и
средств обучения по духовнонравственному направлению;
мероприятий для детей с участием представителей Зарайского благочиния;
родительских собраний, мероприятий с участием представителей Зарайского благочиния;
реализованных социальных проектов;
участников социально ориентированных акций;
проведенных лекториев для родителей по проблемам духовнонравственного воспитания в семье.