Программа "Животворящий источник"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа рассчитана на обучающихся 1-9 классов. Цель программы - формирование у школьников духовно-нравственных ценностей: доброты, милосердия, взаимопомощи и понимания, любви. В программе прописаны основные направления и мероприятия по реализации программы. Участниками реализации программы являются: обучающиеся, родители, учителя, социальные партнёры.Программа "Животворящий источник"
Иконка файла материала Программа Животворящий источник.doc
Паспорт комплексной программы духовно­нравственного и социокультурного воспитания «Животворящий источник» МБОУ «Макеевская основная школа» на 2018­2022 годы                                                                                                                                                   граммы: комплексная программа духовно­нравственного и социокультурного воспитания  Наименование про   «Животворящий источник» МБОУ «Макеевская основная школа» на 2018­2022 годы» Соисполнители  программы: ­  администрация, педагогический коллектив МБОУ «Макеевская основная школа»; ­ образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования; ­ Зарайское благочиние (по согласованию). Основания для разработки программы  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией  Русской Православной Церкви от 24.11.2017 г.; Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Макеевская основная школа» городского округа Зарайск и приходом  Успенского храма д. Рожново городского округа Зарайск Московской области; Цель программы: создание образовательной среды для воспитания, становления и развития высоконравственного,  ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, формирования у детей и молодежи  ценностных ориентиров и нравственных устоев, основанных на культурно­исторических и духовных традициях  русского православного народа. Задачи программы:  координация деятельности образовательного учреждения, прихода Зарайского благочиния, общественных  организаций, творческих объединений деятелей культуры и искусства в интересах духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения в городском округе Зарайск; совершенствование и обновление содержания процесса духовно­нравственного воспитания в образовательных  учреждениях; создание условий для знакомства детей и родителей, педагогов с религиозными ценностями православия; ориентирование семьи на духовно­нравственное воспитание детей; знакомство с традициями семейного воспитания в православной семье, с актуализацией особого внимания на  повышении статуса семейного воспитания и ответственности родителей; обновление научно­теоретической и методической базы духовно­нравственного воспитания детей в образовательных  учреждениях городского округа Зарайск; активизация и реализация педагогических возможностей социокультурной среды и духовных национальных  ценностей; социально­педагогическая поддержка и реабилитация детей, родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; углубление взаимосвязи духовно­нравственного и трудового воспитания детей как условия формирования личности с развитыми качествами конкурентоспособности, ответственного и творческого отношения к труду и будущей  профессии;  реализация комплекса мер, обеспечивающего повышение профессионального уровня воспитательной деятельности,  укрепление ее кадрового потенциала; содействие подготовке кадров в области воспитания; разработка единого плана мероприятий, обеспечивающего эффективное функционирование образовательной среды  воспитания в микрорайоне территориального управления «Каринское». Этапы и сроки реализации программы: 2018­2022 годы. Первый этап (2018­2019 г.г.) нацелен на создание образовательной среды, способствующей эффективным  позитивным изменениям в духовно­нравственном воспитании детей, на формирование системы духовно­ нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Второй этапы работы (2019 – 2022 и последующие годы) нацелен на обеспечение стабильного эффективного  функционирования школьной системы духовно­нравственного воспитания детей и учащейся молодежи. Показатели  эффективности  программы:  повышение качества образования; доля учащихся образовательной организации, охваченных программой духовно­нравственного воспитания; доля педагогических работников образовательной организации, прошедших курсы в области духовно­нравственного  воспитания, организованные Министерством образования Московской области или Московской епархией и  Зарайским благочинием; доля педагогических работников образовательной организации, посетивших семинары и  мероприятия по ДНВ; наличие сложившейся системы духовно­нравственного воспитания; подготовленность педагогических кадров к деятельности в рамках программы;развитость духовно­нравственного компонента в содержании образовательных программ МБОУ «Макеевская  основная школа»; уровень сформированности духовно­нравственной культуры субъектов образовательного процесса. Ожидаемые результаты реализации  программы:      усвоение правил и норм поведения детьми, родителями, педагогами согласно ценностям православной культуры; приобретение детьми социального знания и повседневного опыта поведения, одобряемого обществом; сформированное позитивное отношение к базовым ценностям общества; приобретение детьми опыта самостоятельного общественного действия; снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно­нравственного кризиса (снижение уровня  правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей); укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно­нравственных традиций семейного воспитания; выработка и реализация системы последовательной учебно­воспитательной работы в образовательном учреждении; создание образовательной среды воспитания и социализации детей, включающей в себя общественные структуры,  осуществляющие комплекс мероприятий, основанных на духовно­нравственных православных ценностях. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. С 1 сентября 2010г. в учебные план образовательного учреждения введены предметы духовно­нравственной  направленности: основы православной культуры, духовное краеведение Подмосковья, позволяющие расширить  информационное поле и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу  русской истории. В историко­культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека:  любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения, представление о таких понятиях, как культура, краеведение, духовность, культурный человек, историческая память.  Сегодня в учебном плане  четвероклассников обязательным предметом является ОРКСЭ. В региональный компонент  учебного плана в 8 классе введён предмет «Духовное краеведение Подмосковья».  Вопросы духовно­нравственной  культуры включены в следующие учебные предметы: литература, история, музыка, ИЗО и другие. С введением ФГОС появилась возможность изучать курсы духовно­нравственной направленности в рамках  внеурочной деятельности.  По запросам родителей введён курс ОПК: «Радостный мир православной культуры»,  «Православная культура».  Накоплен  положительный опыт участия детей, педагогов родителей в конкурсах, олимпиадах,  конференциях. Наработан  совместный с Зарайским благочинием опыт организации и проведения масштабных  мероприятий и  акций муниципального и межрегионального уровня. Духовно ­ нравственное воспитание является  одним из основных направлений детской общественной организации «Лидер 21 века», патриотического клуба  «Поиск». В школе действует музей, имеющий свидетельство о присвоении соответствующего статуса.   Однако при достаточном разнообразии направлений и форм деятельности существует проблема отсутствия единой  образовательно­воспитательной среды. Это приводит к снижению эффективности работы по духовно­нравственному  просвещению. Кроме этого социальная ситуация последних десятилетий, связанная с идеологическим, социально­ экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, отразившихся на облике молодого поколения. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены  представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Детей отличает  эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  Работа по программе показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, пробуждает             Программа – «Животворящий источник» ­ это целостная система практического обучения и воспитания,  основанная на приобщении детей, родителей, педагогов к духовно­нравственной жизни. Программа помогает  воспитанию ценности внутреннего мира человека, которые раскрываются через категории ­ вера, верность, правда,  честь, надежда, согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, мудрость, совесть.     интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует духовно­ нравственному обновлению каждого. Объединив в единый процесс воспитание и образование, дополнительное  образование способствует развитию личности, формированию интеллекта и нравственных качеств личности. Большое  место отводится педагогике сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых, формируется особая  среда, создающая ситуацию успеха  как для ребенка, так и для педагога.    эффективно общаться и жить в гармонии с собой и обществом.     основу для будущего развития. Программа стимулирует познавательную деятельность, развивает коммуникативные  умения, учит общению, способствует развитию творческих способностей личности, стимулирует стремление к  самообразованию, укрепляет связь семьи и школы, помогает системе взаимоотношений социальных структур поселка  и района, объединяя образование, культуру, здравоохранение, различные общественные организации.    Нет сомнений в том, что только мы все вместе: и семья, и школа, и важнейшие общественные институты, к которым,  безусловно, принадлежит Церковь, ­ сможем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять  злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире.  Использование активных форм в рамках программы помогает достигать взаимопонимания с людьми, учит  Активные формы позволяют каждому школьнику приобрести новый жизненный опыт, получить прочнуюОдним из средств достижения этих целей является всесторонняя, многогранная, целесообразно и системно  выстроенная работа по духовно­нравственному воспитанию детей и подростков в микрорайоне. Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогов и Зарайского благочиния по реализации  всех направлений нравственного, духовного и патриотического воспитания детей и молодёжи. Содержание  программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность,  характер и другие компоненты формирования нравственной позиции учащихся. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник  школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в  основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:  в содержании и построении уроков;  в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;  в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в мероприятиях духовно­нравственного направления; в личном примере ученикам.  Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех  социальных субъектов­участников воспитания: образовательных учреждений, семьи, общественных организаций,  включая детско­юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, благочиние, СМИ. Основополагающие принципы работы в рамках реализации программы. Организация социально открытого пространства духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:  нравственного примера педагога (в основе принципа ­ нравственность воспитателя, учителя, педагога, моральные  нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему  педагогическому труду, к ученикам, коллегам); социально­педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами  социализации: семьёй, общественными организациями и благочинием, учреждениями дополнительного образования,  культуры и спорта, СМИ); индивидуально­личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её  способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для  успешной социализации); интегративности программ духовно­нравственного воспитания (интеграция духовно­нравственного развития и  воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно  полезную); социальной  востребованности воспитания (соединение духовно­нравственного развития и воспитания с жизнью,  реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора). Духовно­нравственное воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим  воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим  миром. Среди основополагающих принципов духовно­нравственного воспитания, представляющих собой исходные  положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: приоритет исторического, культурного наследия своей родной земли  ­ Зарайского края,  его духовных ценностей и  традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии детей с учётом особенностей различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального  подхода; тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания. Основные  направления программы. Программа по духовно­нравственному воспитанию «Животворящий источник» на 2016 ­ 2021 годы» предполагает  работу по направлениям, которые формируют единую воспитательную систему, направленную на дальнейшее  обновление знаний с учётом традиций, развитие духовных качеств детей и педагогов.  Программа включает в себя два основных блока: Первый блок – основные приоритетные направления формирования воспитательно­образовательной среды и системы духовно­нравственного воспитания детей и педагогов. Второй блок – система программных мероприятий, на основании которых соисполнители ежегодно разрабатывают и  утверждают конкретный план мероприятий по реализации программы (см. Приложение № 1). Основные  приоритетные направления формирования воспитательно­образовательной среды и системы духовно­нравственного воспитания детей и педагогов.Духовная педагогика не подчиняется готовым схемам, ее нельзя вместить в однажды  выработанные границы. Она вечно новая,  свежая, вечно учащая и учащаяся. I. Формирование личности педагога Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и самореализации юных граждан  приводит к необходимости усиления воспитательной направленности учебных дисциплин. Каждый урок, занятие,  мероприятие должно нести в себе в первую очередь мощный воспитательный потенциал. Главной ценностью каждого  педагогического воздействия должно стать творческое и раскрепощающее взаимодействие, духовное общение  педагога с воспитанником, внесение в образовательный процесс культурных образцов высокой нравственности.  Именно педагоги несут ответственность за состояние этого уникального феномена – духа учебного заведения.  Главное условие, обеспечивающее эффективность системы воспитания, ­ личность педагога, воспитателя, классного  руководителя.  Воспитание духовности в образовательном пространстве требует от педагога высокой культуры и деликатности,  умения найти гармонию между природой личности и общественной сущностью, поиску которой способствует  культура воспитания. Основная цель направления – подготовить педагога к трансляции духовно­нравственных ценностей. Задачи: создание в общеобразовательном учреждении системы, способствующей духовно­нравственному становлению  педагога; формирование у педагога потребности и стремления к духовному развитию, непрерывному образованию и  самовоспитанию, универсальной духовно­нравственной компетенции «становиться лучше»; изучение и внедрение в практику технологий духовной педагогики. Основные механизмы формирования личности педагога. «Подобно тому, как яблоня или грушевое дерево всасывает в себя воду и другие вещества и из них вырабатывает  прекрасный плод, так точно человеческий дух, воспринимая знания, из них вырабатывает новый продукт, плод  духовный. И этот плод есть нечто высшее, более духовное, чем те знания, которые первоначально были восприняты»   (К.В. Ельницкий «О воспитании»). МБОУ «Макеевская основная школа» выстраивают систему работы по ДНВ, учитывая следующие направления: ­ изучение трудов духовной педагогики на педсоветах, ШМО; ­ организация мероприятий по духовному сплочению коллектива, выработке единых взглядов, подходов, требований,  норм поведения в коллективах; ­ рассмотрение педагогических проблем через призму православной литературы, народной мудрости;  ­ индивидуальная работа администрации с педагогами; ­ систематическое просвещение и повышение квалификации кадров по вопросу духовно­нравственного воспитания  детей, подростков и молодежи, в том числе мер, направленных на выработку единых подходов в организации  духовно­нравственного воспитания с привлечением духовенства в рамках договоров о сотрудничестве; ­ организация «трудовых, благотворительных» акций коллективом; ­ проведение педагогических семинаров по вопросам духовно­нравственного воспитания с привлечением  представителей духовенства; ­ изучение технологий духовной педагогики и внедрение их практическую педагогическую деятельность. Условия успешной деятельности педагога и воспитателя по  духовно­нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи. Деятельность педагога (воспитателя, учителя и т.п.) по духовно­нравственному воспитанию будет эффективной при  наличии и соблюдении следующих условий: ­ всестороннее знание личностных и психолого­педагогических возможностей детей, интересов и духовных  потребностей семьи; ­ обновление содержания воспитания и педагогических технологий, способствующих духовно­нравственному  воспитанию на ценностях отечественной и национальной культуры; ­ реализация задач духовно­нравственного воспитания в учебном процессе,                                                                          ­ развитие ценностных качеств личности в системе научной, исследовательской и культурологической деятельности  учащихся и педагогов; ­ наличие коллектива педагогов (воспитателей) ­ единомышленников, отличающегося профессиональной  мобильностью и высоким морально­нравственным микроклиматом. II. Формирование идеологии «Семейных ценностей». Цель – способствовать консолидации усилий образовательного учреждения и общественных организаций, Зарайского  благочиния, направленных на следующее: ­ повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации,  ­ укрепление статуса социального института семьи в обществе, повышение его ценности в духовно­нравственном  воспитании;  ­ усиление статуса семьи, статуса материнства и отцовства в духовно­нравственном воспитании;­ создание условий для выполнения семьей воспитательной функции.  Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач: ­ восстановление традиционного образа православной семьи как величайшей святыни; ­ воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к  членам своей семьи; ­ формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; ­ предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения; ­ координация деятельности образовательного учреждения и общественных организаций, Зарайского благочиния,  направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовно­нравственном развитии детей; реализация национальных интересов семей.      Духовно­нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни,  усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.  Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения  человека. Эти важные аспекты воспитания требуют их реализации, начиная с самого раннего возраста. Достаточно  вспомнить слова: «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда  он тонок».  Основные механизмы формирования  идеологии «Семейных ценностей»: ­ включение в содержательный раздел образовательных программ следующих учебных предметов, элективных курсов, спецкурсов, кружков, курсов внеурочной деятельности, направленных на формирование у детей понимания и  поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о старших и  младших, бережное отношения к жизни человека, забота о продолжении рода: «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания», «К родным истокам», «Уроки нравственности», «Семейные ценности»; ­ развитие у учащихся социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка подрастающего  поколения к семейной жизни; ведение школьниками и педагогами исследовательской поисковой работы по теме «Родословная моей семьи»; ­ включение в содержание большинства учебных предметов материалов, формирующих семейные ценности; ­ создание и совершенствование школьного музея; использование его ресурсной базы, а также Государственного  музея­заповедника «Зарайский Кремль» для формирования отношения к семье как основе российского общества,  знакомства учащихся с культурно­историческими и этническими традициями российской семьи; ­ совершенствование системы подготовки педагогических, методических и руководящих кадров, адаптированных к  работе с родителями учащихся по духовно­нравственному воспитанию; ­ заключение соглашений с приходами с целью проведения просветительских мероприятий с детьми, родителями,  педагогами; ­ активное использование в работе с родителями по формированию семейной культуры педагогического потенциала  православия (на примерах зарайских  новомучеников), Зарайского благочиния, благополучных семей, повсеместное  освещение в средствах массовой информации позитивного опыта семейного воспитания; ­ создание через зонирование «уголков семейных достижений» и использование их для формирования отношения к  семье как основе российского общества, знакомства учащихся с культурно­историческими и этническими  традициями российской семьи; ­ организация постоянно действующих лекториев, практикумов с целью оказания помощи в формировании культуры  семейных отношений, нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике асоциального поведения, в  предупреждении негативных проявлений у детей, подростков и юношества; ­ накопление инновационного опыта и размещение на сайте образовательного учреждения, МБОУ ДПО УМИЦ  программ, методических разработок, учебно­наглядных пособий и средств обучения по данному направлению; ­ создание различных объединений родительской общественности в целях реализации программы духовно­ нравственного воспитания; ­ вовлечение детей с родителями и педагогов в общественно­полезные дела с целью развития трудолюбия, участие в  конкурсах, фестивалях, мероприятиях. III. Развитие духовно­нравственного воспитания. Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный  процесс и реальную интеграцию различных субъектов духовно­нравственного воспитания. Духовно­нравственное  воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Эффективность процесса  духовно­нравственного воспитания детей и учащейся молодежи зависит от следующих факторов:   ­ более полная реализация возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического  использования воспитательного потенциала изучаемых учебных дисциплин;  ­ рациональное использование свободного времени и досуга учащихся, включая выходные дни и периоды  каникул, для удовлетворения их физических, духовных и социальных потребностей в целях разностороннего  развития личности по интересам;  ­ широкое вовлечение учащихся в самоуправленческую деятельность с целью развития у них взаимной  ответственности и организаторских способностей, правового самосознания через систему общественных  организаций, детских и молодежных объединений; ­  совершенствования содержания образовательной программы в разделе духовно­нравственного воспитания детей на  основе внедрения регионально­школьного компонента.Цель направления: создание благоприятных условий для воспитания высоко духовной, нравственно свободной и  высококультурной личности через создание единого воспитательно­образовательного пространства в  образовательном учреждении в целом с учетом социокультурных особенностей, экономических возможностей  микрорайона, городского округа Зарайск, традиционного и инновационного опыта воспитания подрастающего  поколения, наработанного в образовательных учреждениях. Для достижения поставленной цели предлагается уделить особое внимание решению следующих задач: ­ создание условий для знакомства детей с религиозными ценностями православия; ­ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, учебно­игровой,  предметно­продуктивной, социально ­ ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно­нравственной компетенции «становиться  лучше»; ­ формирование нравственности, основанной на духовных отечественных традициях; ­ формирование уважительного, бережного отношения к духовному и историческому наследию своего края, народа,  истории православия, традициям христианской культуры; ­ развитие трудолюбия; ­ воспитание культуры труда, социально значимой мотивации профессионального выбора, предприимчивости и  деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях; ­ оказание помощи детям и учащейся молодежи в определении смыслов и стратегий выбора сфер профессиональной  самореализации в условиях социально­экономических изменений, новых форм хозяйствования; ­ формирование у учащихся и молодежи гуманистического мировоззрения, активной гражданской позиции и  стремления вносить посильный вклад в решение задач социально­экономического и культурного развития родного  края и региона; ­ обеспечение всем выпускникам высоких стартовых возможностей жизненного и профессионального  самоопределения, успешной самореализации; ­ активизация и реализация педагогических возможностей регионально­культурной среды и духовных национальных  ценностей в процессе духовно­нравственного воспитания личности.        Образовательное учреждение имеет право на целенаправленное, педагогически продуманное, соответствующее  социальным потребностям воспитательное влияние, но природные предпосылки необходимо учитывать в процессе  воспитания, относиться к ним бережно и уважительно, культивировать лучшие природные данные, свойственные  личности. Эффективное решение проблем воспитания возможно при системном подходе к процессу воспитания,  который предполагает интеграцию отечественного, зарубежного опыта, опору на народные традиции и педагогику,  многовековую культуру народа. К.Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,  должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту  воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …». Основные механизмы формирования  единого воспитательно­образовательного пространства  духовно­ нравственного становления личности.       Включение в содержательный раздел образовательных программ следующих учебных предметов, элективных  курсов, спецкурсов, кружков, курсов внеурочной деятельности:  ­ «Этика: азбука добра»,  ­ «Православное краеведение»,  ­ «Духовное краеведение Подмосковья»,  ­ «Православное краеведение: История Зарайских храмов. Новомученики Зарайские. История Зарайских сел,  деревень и их жителей. Судьба местных святынь и утраченных храмов». Сбор материалов по указанным темам с  дальнейшей публикацией лучших из них в приложении «Никольские листки» (в газете «За новую жизнь») под  руководством православного краеведа О.В. Полянчевой;  ­ «Священнослужители Зарайска: 20 век» (поисковая работа); ­ «Гражданская война в судьбах зарайцев» (поисковая работа); ­ включение в содержание всех учебных предметов материалов, формирующих духовно­нравственные ценности (см.  методические рекомендации); ­ организация и проведение образовательных, духовных экскурсий, в том числе в Государственный музей­заповедник  «Зарайский Кремль»;  ­ совершенствование системы подготовки кадров, адаптированных к работе с учащимися по духовно­нравственному  воспитанию; ­ «единство требований» к духовной составляющей на уроках, курсах, кружках, факультативах, секциях, классных  часах, индивидуальных занятиях, воспитательных мероприятиях;   ­ проведение просветительских мероприятий с детьми, педагогами представителей Зарайского Благочиния; ­ вовлечение педагогов, учащихся в конкурсные, культурологические мероприятия по духовно­нравственному  воспитанию; ­ вовлечение педагогов, учащихся в военно­патриотические и спортивные мероприятия по духовно­нравственному  воспитанию; ­ вовлечение учащихся и педагогов в общественно­полезные дела с целью развития трудолюбия; ­ вовлечение учащихся и педагогов в благотворительные акции; ­ накопление инновационного опыта и размещение на сайте образовательного учреждения, МБОУ ДПО УМИЦ  программ, методических разработок, учебно­наглядных пособий и средств обучения по направлению.Оценка эффективности реализации Программы        Оценка результативности хода реализации Программы осуществляется на основе использования системы  объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они  представлены совокупностью ряда качественных и количественными параметров. Параметры состояния духовно­нравственного воспитания качественного порядка: на уровне образовательного учреждения: ­ наличие сложившейся системы духовно­нравственного воспитания; ­ подготовленность педагогических кадров к деятельности; ­ развитость нравственно­духовного компонента в преподавании курсов,  дисциплин; ­ активное использование воспитательного потенциала регионально­культурной среды в процессе духовно­ нравственного воспитания личности; ­ уровень сформированности духовно­нравственной культуры учащихся; ­ показатели ресоциализации и нравственной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;  ­ наличие дресс­кода для педагогических работников (для всех ОУ); ­ наличие дресс­кода для учащихся (для школ, учреждений дополнительного образования).   Количественные параметры – это количество: ­ рабочих программ педагогов, в которые включены основные положения методических рекомендаций по духовно­ нравственному образованию детей; проведенных конференций, семинаров по проблемам духовно­нравственного образования, а также степень их  внедрения в теорию и практику работы учреждения; ­ сотрудников, прошедших обучение в области духовно­нравственного воспитания; ­ проведенных мероприятий (фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок и т.д.) по духовно­нравственному  воспитанию; ­ проведенных мероприятий по духовно­нравственному воспитанию совместно с родителями; ­ размещенных на сайте МБОУ ДПО УМИЦ программ, методических разработок, учебно­наглядных пособий и  средств обучения по духовно­нравственному направлению;   ­ мероприятий для детей с участием представителей Зарайского благочиния; родительских собраний, мероприятий с участием представителей Зарайского благочиния; ­ реализованных социальных проектов; ­ участников социально ориентированных акций; ­ проведенных лекториев для родителей по проблемам духовно­нравственного воспитания в семье.