ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
4 |
Учитель |
Баннова Наталья Анатольевна |
Тема урока |
«Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи» |
Цели деятельности педагога |
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить делать самостоятельно выводы.
|
Тип урока |
Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний) |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль, привитие интереса к чтению классической литературы. Предметные: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владение литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание. |
Методы и формы обучения |
Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.
|
Демонстрационный материал |
Презентация, подготовленная учителем. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент.
|
Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять, Чтоб читателями стать.
Начинаем наш урок.
|
Настраиваются на работу |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность Регулятивные: способность к саморегуляции |
Актуализация знаний
|
Определите, о каком жанре произведения пойдёт речь на сегодняшнем уроке. - Это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.
- Как называют авторов басен?
Каких баснописцев вы знаете?
Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Что такое ирония?
Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи)
- Какие цели поставим сегодня на уроке?
|
Басня.
Баснописцами.
И. Крылов
Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни.
|
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы. Познавательные: извлекают необходимую информацию.
|
Постановка проблемы. Постановка учебнойзадачи.
|
Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни и их героев, умеете определять мораль басни.
Почему басни называют нравоучительными? А как вы думаете, актуальна ли басня в наши дни? |
Определяют тему урока. Ставят учебные задачи.
|
Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность |
Работа по теме урока.
Работа в паре |
1) Работа с выставкой книг. Правила пользования книгой
2) Биография Крылова (дети рассказывают или читают по учебнику)
3). ИНСЦЕНИРОВАНИЕ басни «Стрекоза и муравей» Крылова
4) Анализ басни. Какова мораль? Запишите мораль в р.т. с. 17 № 1
Чтение басни детьми.
5) работа в паре (р.т. с. 18 № 2) проверка
|
|
Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность |
Работа в группах.
|
Я приготовила задание для каждой группы (на карточках). 1 группа: Прочитать басню Ивана Хемницера «Стрекоза» по учебнику. Найти сходства и различия с басней Крылова
3 группа: Сделать обложку к книге «Стрекоза и муравей» И.А.Крылова.
4 группа: Как в баснях используют аллегорию в
образах животных. То есть, какие человеческие черты характера присущи этим
животным? (Соедините стрелкой) 2) Образ Волка – трудолюбие 3) Образ Муравья – грубость и жадность 4) Образ Стрекозы - хитрость
|
1) Образ Лисы - хитрость. 2) Образ Волка - грубость и жадность. 3) Образ Муравья - трудолюбие. 4) Образ Стрекозы - легкомыслие. |
Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные: Систематизация полученных знаний и умений Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
|
Физминутка. |
Нёс однажды Муравей, 2 травинки для дверей. На полянке под кустом Муравьишка строит дом. Лишь снежок запорошит Стрекоза к нему спешит. -Ты, кума не торопись, А за дело-ка возьмись, 1,2,3,4,5- начинаем приседать. - Героев, какой басни вы узнали? Молодцы!
|
Выполняют движения
|
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Отгадайте басню автора по фразе. - Все лето
стрекоза в то только и жила, - Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. |
Определяют название басни, формулируют мораль басни.
И. Хемницер «Стрекоза»
Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»
|
Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи.
Познавательные: систематизация, сопоставление, обобщение, сравнение, анализ. |
Рефлексия деятельности. |
Подведём итог. Достигли мы задач урока? - В чём же сила басен? - Что высмеивают басни? Басня актуальна и сегодня. · В нашей библиотеке есть много книг, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно. · Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Сообщает домашнее задание. |
Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах. Недостатки людей, жадность, клевету, малодушие, тщеславие, лживость, лесть, лицемерие.
|
Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.