Противоречивость человеческого характера в повести Б.Васильева "Пойти и не вернуться".Урок внеклассного чтения в 9 классе.
Оценка 4.8

Противоречивость человеческого характера в повести Б.Васильева "Пойти и не вернуться".Урок внеклассного чтения в 9 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
26.12.2021
Противоречивость человеческого характера в повести Б.Васильева "Пойти и не вернуться".Урок внеклассного чтения в 9 классе.
В.Быков "Пойти и не вернуться".Урок внеклассного чтения в 9 классе
В.Быков Пойти и не вернуться.Конспект урока.docx

Противоречивость человеческого характера в повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» (урок внеклассного чтения в 9 классе)

Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

-Развивать умение целостного анализа художественного произведения и его эпизо-

дов.

-Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, выражен-

ным в художественной литературе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

- Посмотрите на доску. Данные рисунки и картины отражают одно событие в жизни народа.

- Что вы знаете об этом ?

- Верно, сегодня мы будем говорить о войне.

III. «Ассоциативный ряд».

- Прочитайте цитаты на доске.

1. «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить своё достоинство».

2. «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит».

3. «Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».

- Кому принадлежат эти слова?

- Что вы знаете об авторе? (В. Быков писатель-фронтовик. Видел и пережил Быков так много, что сама жизнь его могла бы стать сюжетом для повести или романом. Например: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших есть его фамилия, а матери в своё время послали «похоронку». Спас его счастливый случай, тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил танк. Это белорусский прозаик, он пишет о войне правдиво и строго).

IV. Индукция.

- А что такое для вас война?

- Запишите свои ассоциации, связанные с этим словом.

ГОРЕ

РАЗРУХА

СЛЁЗЫ

Война

ГЕРОИЗМ

СМЕРТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

V. Социализация.

- Прочитайте свои ассоциации. Ваши мысли совпали с мнением В. Быкова, который тесно связывает с войной два слова: героизм и предательство. Герои писателя проявляют себя в экстремальной ситуации, которая заставляет их сделать выбор между самопожертвованием и предательством.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в противоречивости человеческого характера на примере повести «Пойти и не вернуться».

- Эпиграфом мы возьмём слова Василя Быкова: «Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке».

Слово учителя:

Уже в конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие: люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине его души. До этого подход людей к противоречиям был достаточно простым: нужно было лишь совершить правильный выбор между какими-нибудь крайностями, между явными противоположностями. В народной сказке, например, борются силы добра и зла, причем добро и зло совершенно очевидны. Разумеется, что жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку приходилось выбирать между благородством и низостью происхождения, между разумным и неразумным поведениями. Литературный персонаж почти всегда делал выбор, и писатель предоставлял ему эту возможность выбора. В произведениях авторов XIX века в характерах литературных героев отражены внутренние противоречия, которые не могут быть разрешены в силу их одинаковой необходимости для человека. Такие противоречия называются диалектическими. Они заставляют людей искать какой-то необычный выход, не просто совершить выбор между возможностями, но найти что-то третье.

- В. Быков считал иначе: «На войне люди часто стоят перед тяжким выбором: жизнь или смерть: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть от руки палачей – третьего не дано, уклониться не возможно, ты сам должен выбрать свою судьбу».

- Существует ли, ребята, по-вашему мнению, «что-то третье» в выборе человека? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

- Что мы для этого должны сделать? (Выбрать нужный эпизод для анализа, охарактеризовать героев в самый напряженный момент жизни, определить смысл жизни героев).

 

- Мы с вами определили задачи урока.

VI. Самостоятельная работа.

- В человеке всегда борются два начала – добро и зло. И что победит – зависит только от человека. Распределите самостоятельно героев произведения по принципу добро или зло они совершают.

Добро                                                                      Зло

Зоська                                                                    Антон

Партизаны                                                          Полицаи

Старик                                                                Немцы

- Обсудите в группе, выберите вариант, удовлетворяющий всех.

VII. Афиширование. (вывешивание своих работ).

VIII. Разрыв.

- А я бы поместила Антона и в категорию добра тоже.

- Приведите доказательства из текста, что Антон совершает добро.

IX. Самостоятельная работа в группах.

- Давайте попытаемся понять, как же случилось, что неплохой парень, по природе своей не трус и не шкурник оказался потенциальным предателем.

- Давайте проследим этапы духовного падения Антона. (Антон восемь месяцев в партизанском отряде. Голубин был не из слабонервных, он был смел (но кое-кто обвинял его в гибели командира). Голубин командовал взводом – его разжаловали в рядовые. (Он затаил обиду). Он увидел карту и понял, что враги уже в центре России. Они могут взять Сталинград. Парень испугался, поэтому бежит из отряда, становится дезертиром. Он не прочь перейти на сторону немцев, обвиняет Зоську в предательстве, когда приходят партизаны. Затем решает убить её, чтобы не открылась правда).

Слово учителя:

Можно ли назвать Антона Голубина  предателем?

- Таким образом, герой этого произведения проходит свой путь от рядового Советской армии до шкурника-убийцы. В своей повести В. Быков обличает не предательство как таковое, а нравственный компромисс, который может привести к предательству.

- Вспомните героев других произведений, в которых они так же пытались найти компромисс с совестью.

- Вина Антона тяжелее тем, что он поднял руку на женщину, которая «была маленьким человеком на земле…», но именно она поняла сущность этого страшного человека. Найдите подтверждение этой мысли в тексте повести.

(«Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства. А обстоятельства на войне – вещь изменчивая, такой же скользко-изменчивый по отношению к людям будет Голубин»).

- Как эти слова характеризуют сущность Антона?

X. Самостоятельная работа.

- Василь Быков оставил открытым финал этого произведения. Подумайте в группах, обсудите и выскажите своё мнение.

(Добро не всегда, к сожалению, побеждает. Поэтому не известно, что будет с Зоськой, если её найдет Антон. Неизвестно, что её ждёт, если этот шкурник-предатель оклеветает её перед партизанами. А также автор оставляет произведение незаконченным, чтобы дать возможность читателю поразмышлять, порассуждать над прочитанным).

Слово учителя:

- Итак, мы с вами выяснили, что Антон- натура противоречивая. В этом и заключается его сложность. Давайте вернемся к нашему вопросу. Можно ли сказать, что герой повести ищет «что-то третье»? (Герой пытается найти компромисс между своей совестью и жаждой жизни, между нравственностью и безнравственностью).

- Возможно ли найти это третье или прав Василь Быков, что третьего не дано? (Прав писатель, который считает, что выбор есть между жизнью и смертью, третьего не дано, уклониться невозможно, человек сам выбирает свою судьбу).

XI. Социализация.

- Как вы считаете, повесть В. Быкова актуальна для наших дней или она только памятник, свидетельство очевидца о героическом времени в нашей истории?

(Произведение В. Быкова современно всегда, так как оно даёт почувствовать и понять, что недостаточно моральные решения и действия, искажения нравственного чувства во имя сегодняшней пользы – будь то на войне или без войны – неизбежно сказывается на любом отдалении, деформируя и размывая нравственные представления и расширяя сферу допустимого, простительного, «разрешенного»).

XII. Рефлексия.

- А теперь пришло время определить тему данной повести. Закончите предложение: «Пойти и не вернуться» – это повесть о … .

Слово учителя:

Это правдивая повесть о страшном времени, в котором было место хорошим людям и подлецам, порождающим зло и неправду на земле, которые запутывали себя и таких вот доверчивых сердцем людей, как Зоська Нарейко, ибо «Правда требует простоты, ложь – сложности». Так сказал ещё великий Горький.

XIII. Оценки.

XIV. Домашнее задание.

Напишите отзыв о прочитанном произведении или сочинение-размышление «Человек-хамелеон … я такого не встречал…».


 

Противоречивость человеческого характера в повести

Противоречивость человеческого характера в повести

РАЗРУХА СЛЁЗЫ Война ГЕРОИЗМ

РАЗРУХА СЛЁЗЫ Война ГЕРОИЗМ

Мы с вами определили задачи урока

Мы с вами определили задачи урока

Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства

Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства

XIV. Домашнее задание. Напишите отзыв о прочитанном произведении или сочинение-размышление «Человек-хамелеон … я такого не встречал…»

XIV. Домашнее задание. Напишите отзыв о прочитанном произведении или сочинение-размышление «Человек-хамелеон … я такого не встречал…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021