Математика
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 37
Тема урока: Проверка умножения и деления
Цели урока:
1. на основе выполнения практических дей¬ствий познакомить с взаимосвязью действий умножения и деления.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Учитель открывает на доске девиз урока:
Прочитайте девиз урока.
Что на уроке вы должны обязательно постараться выполнить? (самим постараться «открыть» новое знание.)
Легко ли это сделать? (Бывает сложно.)
Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в собственный успех, и тогда действительно у вас все получится.
С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний
Найдите закономерность в каждой строке и продолжите ряд чисел:
6, 9, 12, 15, …
14, 21, 28, …
9, …, 27, …, 45, …, 54, …, 72, …
Какое равенство вы записали? (21 = 3 • 7.)
Кто записал другое равенство?
Давайте проверим. Какое слагаемое вы складывали? (3.)
Сколько раз это слагаемое взяли? (7.)
Кто составил другое выражение, вы поняли свою ошибку?
Далее работа организуется аналогичным образом:
Прибавляйте к четырем по 4, пока не получиться 24. Запишите 24 в виде произведения. (24 = 4 • 6.)
Прибавляйте к пяти по 5, нока не получите 40. Запишите 40 в виде произведения. (40 = 5 • 8.)
Какая операция обратна сложению? (Вычитание.)
А вычитанию? (Сложение.)
Найдите неизвестные числа. (8, 16, 24.)
Назовите самое большое число в этом ряду и самое маленькое (Самое большое число 24, самое маленькое – 8.).
Что интересного вы заметили? (Числа увеличиваются на 8, счет через 8.)
3. Открытие нового знания
— Вспомните, как называются компоненты и результат умножения. (Множитель, множитель, значение произведения.)
Сегодня мы вспомним, какая же связь существует между ними.
— А сначала скажите, какая связь существует между компонентами и результатом сложения. (Если из значения суммы вычесть одно слага¬емое, то получим второе.)
— С каким действием дружит сложение? (С вычитанием.)
— Как вы думаете, а с каким арифметическим действием дружит ум¬ножение? (С делением.)
Давайте проверим наше предположение.
Выполните в тетради такой рисунок. (Зарисовка на доске.)
□ □ □ □
□ □ □ □
— Какой пример на умножение можно записать по данному рисунку?
(4∙2 = 8; 2∙ 4 = 8.)
Рассмотрим оба случая.
— Как называют числа в данной записи (4 – множитель, 2 - множитель, 8—значение произведения.) (На доске закрепляются слова-карточки.)
А сейчас ответьте на такой вопрос:
— Сколько квадратов на рисунке? (8.)
— Сколько квадратов в одной строке? (4.)
— А сколько строк? (2.)
— Как узнали? (8: 4 = 2.) (Записывается на доске.) Хорошо!
— Скажите, сколько квадратов в одном столбике? (2.)
— Сколько столбиков? (4.)
— Как узнали? (8:2 = 4.) (Запись на доске.).
— Посмотрите внимательно на наши записи. Что вы видите? (Когда мы 8 делили на первое число 4, то получили второе число 2, и наоборот.)
«Карточка-помогайка»:
М1 • Мг = П;
П : М1 = М2;
П:М2 = М1
— Сформулируйте правило, используя математические термины. (Если значение произведения разделить на множитель, то получим второй множитель.)
Молодцы! Только небольшое уточнение. Значение произведения двух множителей.
— Вы убедились, что если вдруг потеряется один множитель, то второй поможет его найти? (Да!)
— С каким арифметическим действием дружит умножение? (С деле¬нием.)
4. Первичное закрепление
При выполнении упражнения №2 учитель дает образец ком¬ментирования или дети сами проговаривают связь компонентов действий. Следующие столбики составляют сами. Попросите выборочно проверить и проговорить вслух эти записи.
Составление и решение задач (упражнения №3 и №4) уча¬щиеся могут выполнить самостоятельно с последующей про¬веркой. Составив по рисунку и вопросу задачи упражнения №3, надо сравнить решения и условия задач.
Динамическая пауза
5. Самостоятельная работа.
Для самостоятельной работы предложить выполнить решение уравнений №6.
х - 207 = 302 + 45
х – 207 = 347
х = 347 + 207
х = 554 83 + а = 780 – 324
83 + а = 456
а = 456 – 83
а = 373 820 - 315 + k = 900
505 + k = 900
k = 900 – 505
k =395
Динамическая пауза.
Для домашней работы можно предложить решение выражений (задание №5).
6. Повторение
Задание №7 направлено на развитие логического мышле¬ния. Нетрудно догадаться, что если из 5-литровой банки, на¬полненной полностью, отлить 3 литра в трехлитровую банку, наполнив ее до краев, то останется 2 литра. А если 5-литровую банку наполнять из 3-литровой, то налив один раз 3 л, а затем, наполнив еще раз трехлитровую банку, долить 5-литровую до краев, то в 3-литровой останется 1 л.
7. Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет
8. Д\З стр53 №3Тема урока: Проверка умножения и деления
Цели урока:
1. на основе выполнения практических дей¬ствий познакомить с взаимосвязью действий умножения и деления.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Дата «___»_______ ____ г
Класс 3- «Б»
Математика
(1 четверть)
Урок 37
Тема урока: Проверка умножения и деления
Цели урока:
1
.
на основе выполнения практических действий познакомить с
взаимосвязью действий умножения и деления.
Закреплять мышление, речь, внимание.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в
коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
2
.
3
.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО:
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1
.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мотивация.
Учитель открывает на доске девиз урока:
У нас все получиться!
Прочитайте девиз урока.
Что на уроке вы должны обязательно постараться выполнить?
(самим постараться «открыть» новое знание.)
Легко ли это сделать? (Бывает сложно.)
Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в
собственный успех, и тогда действительно у вас все получится.
С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых
знаний.)
Актуализация знаний
2
.
Найдите закономерность в каждой строке и продолжите ряд чисел:
6, 9, 12, 15, …
14, 21, 28, …
19, …, 27, …, 45, …, 54, …, 72, …
3
.
Какое равенство вы записали? (21 = 3 · 7.)
Кто записал другое равенство?
Давайте проверим. Какое слагаемое вы складывали? (3.)
Сколько раз это слагаемое взяли? (7.)
Кто составил другое выражение, вы поняли свою ошибку?
Далее работа организуется аналогичным образом:
Прибавляйте к четырем по 4, пока не получиться 24. Запишите
24 в виде произведения. (24 = 4 · 6.)
Прибавляйте к пяти по 5, нока не получите 40. Запишите 40 в
виде произведения. (40 = 5 · 8.)
+ 7
?
15
– 9
?
7
+ 36
?
60
Какая операция обратна сложению? (Вычитание.)
А вычитанию? (Сложение.)
Найдите неизвестные числа. (8, 16, 24.)
Назовите самое большое число в этом ряду и самое маленькое
(Самое большое число 24, самое маленькое – 8.).
Что интересного вы заметили? (Числа увеличиваются на 8, счет
через 8.)
Открытие нового знания
— Вспомните, как называются компоненты и результат умножения.
(Множитель, множитель, значение произведения.)
Сегодня мы вспомним, какая же связь существует между ними.
— А сначала скажите, какая связь существует между компонентами
и результатом сложения. (Если из значения суммы вычесть одно
слагаемое, то получим второе.)
— С каким действием дружит сложение? (С вычитанием.)
— Как вы думаете, а с каким арифметическим действием дружит
умножение? (С делением.)
Давайте проверим наше предположение.
Выполните в тетради такой рисунок. (Зарисовка на доске.)
□ □ □ □
□ □ □ □
— Какой пример на умножение можно записать по данному
рисунку?
(4∙2 = 8; 2∙ 4 = 8.)
Рассмотрим оба случая.
— Как называют числа в данной записи (4 – множитель, 2 -
множитель, 8—значение произведения.) (На доске закрепляются
слова-карточки.)
А сейчас ответьте на такой вопрос:
— Сколько квадратов на рисунке? (8.)
— Сколько квадратов в одной строке? (4.)
— А сколько строк? (2.)
2— Как узнали? (8: 4 = 2.) (Записывается на доске.) Хорошо!
— Скажите, сколько квадратов в одном столбике? (2.)
— Сколько столбиков? (4.)
— Как узнали? (8:2 = 4.) (Запись на доске.).
— Посмотрите внимательно на наши записи. Что вы видите? (Когда
мы 8 делили на первое число 4, то получили второе число 2, и
наоборот.)
«Карточка-помогайка»:
М1 • Мг = П;
П : М1 = М2;
П:М2 = М1
— Сформулируйте правило, используя математические термины.
(Если значение произведения разделить на множитель, то получим
второй множитель.)
Молодцы! Только небольшое уточнение. Значение произведения
двух множителей.
— Вы убедились, что если вдруг потеряется один множитель, то
второй поможет его найти? (Да!)
— С каким арифметическим действием дружит умножение? (С деле-
нием.)
Первичное закрепление
При выполнении упражнения №2 учитель дает образец ком-
ментирования или дети сами проговаривают связь компонентов
действий. Следующие столбики составляют сами. Попросите
выборочно проверить и проговорить вслух эти записи.
Составление и решение задач (упражнения №3 и №4) учащиеся
могут выполнить самостоятельно с последующей проверкой.
Составив по рисунку и вопросу задачи упражнения №3, надо
сравнить решения и условия задач.
Динамическая пауза
Самостоятельная работа.
Для самостоятельной работы предложить выполнить решение
уравнений №6.
х - 207 = 302 + 45
х – 207 = 347
х = 347 + 207
х = 554
Динамическая пауза.
Для домашней работы можно предложить решение выражений
(задание №5).
Повторение
Задание №7 направлено на развитие логического мышления.
Нетрудно догадаться, что если из 5-литровой банки, наполненной
полностью, отлить 3 литра в трехлитровую банку, наполнив ее до
краев, то останется 2 литра. А если 5-литровую банку наполнять из
3-литровой, то налив один раз 3 л, а затем, наполнив еще раз
трехлитровую банку, долить 5-литровую до краев, то в 3-литровой
останется 1 л.
820 - 315 + k = 900
505 + k = 900
k = 900 – 505
k =395
83 + а = 780 – 324
83 + а = 456
а = 456 – 83
а = 373
4
.
5
.
6
.
7 Рефлексия
3.
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше
настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно
плачет
8. Д\З стр53 №3
4