Работа проводится с картами!
1-й вариант. 1. Необходимый уровень: тропические леса. Повышенный уровень: Россия на юге граничит с Казахстаном, Китаем, Монголией (а также Азербайджаном и Грузией, но их не видно на карте стран мира в учебнике). 2. Необходимый уровень: наша страна богата и знаменита полезными ископаемыми и образованными людьми. Максимальный уровень: Пётр Великий – государственный деятель, И.С. Тургенев – писатель, Ю.А. Гагарин – первый космонавт, П.И. Чайковский – композитор (задание на эрудицию, в тексте учебника этого нет).
2-й вариант. 1. Необходимый уровень: саванна. Повышенный уровень: Россию омывают моря – Чёрное, Балтийское и Баренцево. 2. Необходимый уровень: наша страна богата и знаменита лесами, достижениями науки и культуры, нефтью и газом. Повышенный уровень: М.С. Горбачёв – государственный деятель. А.С. Пушкин – поэт. И.Е. Репин – художник. Д.И. Менделеев – учёный-химик (задание на эрудицию, в тексте учебника этого нет).
Окружающий мир
Урок 57.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Проверочная работа № 12.
Возможные ответы проверочной работы № 12.
Работа проводится с картами!
1й вариант. 1. Необходимый уровень: тропические леса. Повышенный уровень: Россия на юге
граничит с Казахстаном, Китаем, Монголией (а также Азербайджаном и Грузией, но их не видно на
карте стран мира в учебнике). 2. Необходимый уровень: наша страна богата и знаменита полезными
ископаемыми и образованными людьми. Максимальный уровень: Пётр Великий – государственный
деятель, И.С. Тургенев – писатель, Ю.А. Гагарин – первый космонавт, П.И. Чайковский –
композитор (задание на эрудицию, в тексте учебника этого нет).
2й вариант. 1. Необходимый уровень: саванна. Повышенный уровень: Россию омывают моря –
Чёрное, Балтийское и Баренцево. 2. Необходимый уровень: наша страна богата и знаменита лесами,
достижениями науки и культуры, нефтью и газом. Повышенный уровень: М.С. Горбачёв –
государственный деятель. А.С. Пушкин – поэт. И.Е. Репин – художник. Д.И. Менделеев – учёный
химик (задание на эрудицию, в тексте учебника этого нет).
Этапы
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
1 3 1 4 1
Беседа.
– Что мы изучали на прошлом уроке? (Мы говорили о своей
стране и договорились побольше узнать о своём городе и
поделиться этими знаниями со своими друзьями.)
– Мы сегодня продолжим изучение и более подробно
поговорим о том, как возникают города.
– Давайте составим план нашего урока.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали
свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
. Применение
ΙΙ
знаний.
1. Работа в группах. 3 4 3
На этом уроке в классе необходимо иметь
дополнительную литературу о городе и о нашей стране,
доступную детям и не очень подробную, удобную для
быстрой работы.
Ребята выполняют задание и зачитывают либо устно
дают ответы на вопросы. Далее решают, в какие другие
города отправить свои письма. Возможно организовать и
настоящую переписку.
– Ребята, расскажите нам о своём городе.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и1я группа.
1. Расскажите, где находится ваш город, как он называется.
2. Какие интересные географические объекты находятся на
его территории?
2я группа.
3. Опишите его климат.
4. Расскажите о животном и растительном мире ваших мест.
3я группа.
5. Чем знаменит ваш город? Какие народы населяют ваш
город?
6. Какие известные люди жили или живут в вашем городе?
– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? (Да.)
– Можем мы теперь написать письма нашим друзьям? (Нет,
мы мало, оказывается, знаем о своём городе: о народах,
населяющих его, о том, что производит наш город. Об этом
можно узнать дома из книг и от взрослых.)
Дети выполняют задание и готовят письма, используя
ответы на вопросы.
Вопросы к одному ученику из группы (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и
объективно оценил свою работу.
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение заданий из Рабочей тетради (по выбору
ученика).
3. Проверочная работа № 12.
в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправ
ленной познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ΙΙΙ
. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как работал ты? 4
Ι
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.Урок 58, 59
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Урокэкскурсия.
Несколько уроков имеет смысл посвятить экскурсии на природу (формы земной поверхности:
река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона; лес, парк, луг, пруд, река). Эта экскурсия
будет в какомто смысле заключительной ко всему учебнику. Ещё лучше весной организовать
серию экскурсий (по часу), каждая из которых будет иметь своё назначение: экскурсия на водоём
(озеро или реку), луг, лес, как это предполагается при тематическом планировании из расчёта два
часа в неделю.
При этом целесообразно, заранее выбрав маршрут, подготовить ребят к экскурсии и напомнить
материал изученных тем. Перед началом экскурсии учитель может побеседовать с учениками по
правилам безопасного отдыха летом на даче, в лагере или в поездке со своими родителями.
Ребята вместе с учителем описывают погоду в этот день по плану, принятому на уроке «Погода и
климат» (ч. 1, тема 11).
Учитель показывает карту или план, на котором нанесена местность, где проходит экскурсия.
Используя компас, ребята ориентируются на местности и идут в заданном направлении.
Лучше всего показать ребятам реальную природную экосистему и всех её обитателей на примере
леса, который они изучали в теме: «Леса». Учителю необходимо организовать беседу на
конкретных примерах о взаимосвязях и взаимопомощи между всеми живыми организмами и
показать растения леса (деревья, кустарники и травы), основных его обитателей (легче всего
показать насекомых и птиц). Важно провести следующие наблюдения:
1. Какие деревья (хвойные или лиственные, каких видов) образуют древесный ярус; какие
кустарники и травянистые растения растут в лесу; есть ли подрост?
2. Определение возраста деревьев на основе изучения числа колец у пня.
3. Чем отличается микроклимат леса (это слово не нужно употреблять): показать, что в лесу
ослаблен ветер; во время дождя удобно показать, как лес задерживает капли дождя.
4. Какие птицы поют в лесу?
5. Какие насекомые летают?
6. Чьи следы жизнедеятельности видны?
Важно обратить внимание школьников на специфику природной экосистемы, которая
заключается в её высокой устойчивости (как ребята узнают в 3м классе, она обусловлена
замкнутым круговоротом). В природе мы не находим мусор, любые отходы тут же потребляются
другими организмами. В городе человек, напротив, постоянно вынужден заниматься переработкой
отходов, создавать новые свалки. Показать эту разницу природной и искусственной экосистем –
важнейшая задача экскурсии.
В процессе этой экскурсии можно также показать особенности ручьёв и рек, разрушительной
силы воды и многие другие явления, изученные ребятами за год. При этом можно провести
следующие наблюдения за рекой или ручьём:
1. На любом ручье можно показать исток и устье, берега, притоки, пойму и долину.
2. Как ручей прокладывает себе дорогу?
3. Какова скорость течения ручья в зависимости от уклона?
4. Проследить разрушительную работу ручья или реки.
5. Показать место впадения ручья в реку.
6. Определить направление течения реки с помощью компаса.7. Обнаружить и показать долину реки, левый и правый берега, притоки.
Если встретится овраг, можно сравнить степень размывания оврага в зависимости от наличия
растительности.
На озере можно показать берега, ознакомить с прибрежной растительностью. Если встретится
пруд, следует обратить внимание на его отличие от озера.
Если в данной местности есть высокое место, следует, поднявшись на него, показать особенности
равнин, удаление горизонта с подъёмом и так далее. Если в данной местности встречаются
болота, учитель может показать их особенности и рассказать о причинах образования. Если
местность гористая, то ребятам следует показать горы, особенности их формы, разрушительную
деятельность воды и ветра.
В заключение экскурсии можно обсудить, что ребята видели, и ещё раз повторить пройденный
материал.
Можно разделить учеников на группы и исследовать свою местность по нескольким
направлениям:
– Географические объекты и попытки составления карты небольшого участка местности (см.
«Мои первые опыты» И.И. Кураповой, 1–2й классы, с. 27–30).
– Климат местности. Для этого понадобятся двухгодичные наблюдения за изменениями погоды
(см. «Мои первые опыты» И.И. Кураповой, 1–2й классы, с. 6–9).
– Животные и растения. Наблюдение в лесу и парке осенью, зимой, весной с педагогом и летом
самостоятельно. Посещение в конце второго класса краеведческого музея.
– Жители и история края. Посещение исторического, этнографического и краеведческого музеев
в конце второго класса.
По окончании работы оформляется альбом «Мой край».