Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности. Доклад
Оценка 4.7

Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности. Доклад

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология +1
14.05.2020
Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности. Доклад
11.01.18.docx

 

 

 

 

 

Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ченцова  Ирина Юрьевна

педагог - психолог

 

 

 

 

 

\В последнее время учёными, практиками постоянно обсуждается вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки и деятельности педагогических кадров. На основе анализа педагогической деятельности разработаны стандарты, включающие совокупность компетенций, позволяющих педагогу успешно решать его функциональные задачи.

Проблема рефлексии и воздействия профессии на личность постоянно концентрирует на себе внимание исследователей и по-прежнему остается актуальной. Устойчивый интерес к различным аспектам педагогической рефлексии объясняется, с одной стороны, комплексом психологических и социальных вопросов, связанных с жизненным путем этих людей, а, с другой – проблемностью и нерешенностью многих важных сторон этих феноменов.

Объекта исследования: психологическая рефлексия.

Предметом исследования: психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности.

Цель: изучить теоретические основы  и особенности практической реализации психологической рефлексии в педагогической деятельности.

Задачи:

   проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

   определить понятийный аппарат по данной теме;

   рассмотреть методы развития психологической рефлексии у педагогов.

Слайд 4.

   Методологической основой нашего исследования являются работы посвященные профессиональной рефлексии как условие продуктивной педагогической деятельности (И.В. Вачков, И.А. Зимняя, Л.В. Корнева, Н.В. Кузьмина, О.С. Ноженкина и др.).

   Методы исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных теоретических данных.

   Практическая значимость заключается в том, что материалы проведенного теоретического исследования могут быть основой блока семинаров и тренингов педагогического состава общеобразовательных школ, технических и высших учебных заведений.

Профессия педагога – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и постоянному обновлению, к отрицанию себя вчерашней. Так и теперь, в век информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта (в виде знаний и способов познания), то в современной школе от учителя ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д.

Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионализма учителя, важным компонентом которого является его способность к профессиональной рефлексии.

Значение рефлексии в работе учителя действительно велико и многообразно. Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в процессе проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Более того, именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие».

Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные ориентации, личностные установки учителя – это ядро любой ведущей идеи.

Ведущие идеи педагога – это его своеобразное кредо, которое складывается со временем как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих профессиональных знаний и личностных убеждений.

Справедливости ради стоит признать, что из всех речевых умений в профессиональной подготовке педагога умению слушать уделяется наименьшее внимание. Между тем слушание как активный познавательный и коммуникативный процесс определяет эффективность обратной связи на всех уровнях, способствует лучшему пониманию партнера и успешному достижению цели общения.

Объективно говоря, условия, в которых реализуется деятельность педагога, предоставляют ему мало возможностей для углубленного самоанализа. Так известно, что практическая деятельность педагога требует от него высокой степени оперативности и динамизма. Как свидетельствуют наблюдения ученых, в среднем каждые две минуты учебного взаимодействия с учеником ставят педагога перед необходимостью принятия решения.

Безусловно, каждый человек в той или иной степени знает склад своего ума: предпочитаемые способы работы с текстом, свои подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки. Но для педагога важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности.

В.А. Петровский выделяет в рефлексии педагога ряд взаимосвязанных моментов:

·              Рефлексия позволяет педагогу осознать подлинные мотивы своей педагогической деятельности

·              Рефлексия позволяет отличить педагогу собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников, не прибегая к различного рода психологическим защитам и психологическим играм.

·              Рефлексивные процессы позволяют педагогу адекватно оценить последствия собственных личностных влияний на воспитанников.

·              При недостаточной рефлексивности мышления педагог в большей степени склонен «навязывать»  ученику свой способ действия  направленные на оказание помощи ученику в затруднительной ситуации.

Будучи снимком с реальности, отражением актуальных проблем, любая ведущая педагогическая идея несет в себе момент развития, движения вперед. Однако, для того чтобы быть способной задавать угол видения конкретной педагогической ситуации, эта идея должна быть личностью принята и освоена в качестве личного педагогического убеждения. Рефлексивное осмысление способствует «дозреванию» ведущих идей до уровня их внутреннего принятия.

Условием психологической зрелости учителя является, по мнению С.Х. Ассадулиной, А.А. Бодалева  способность анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности. Таким образом, рефлексивный анализ является важной сферой профессионального самосознания учителя.

Виды психологической  рефлексии педагогов

   Коммуникативная

Упражнение «Автопортрет»

Цель: формирование умений распознавания незнакомой личности, развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

·              Личностная рефлексия– осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе. Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

   похожие черты,

   противоположные черты

   одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

   отсутствие общих черт

   какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

   каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Профилактические мероприятия

   улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);

   обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

   умение говорить «нет»;

   хобби (спорт, культура, природа);

   попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

   фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Выводы:

В ходе изучения профессиональной рефлексии как условие продуктивной педагогической деятельности, мы сделали следующие выводы:

1. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин, обеспечивших его; процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации; взаимоотображение, взаимооценка состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса: отображение педагогом внутреннего мира и состояния развития ребёнка и наоборот.

2. С целью развития профессиональной рефлексии у педагогов эффективно использовать тренинговые занятия. Психологическая рефлексия это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у ребёнка картину ситуаций, на этой основе уточнить представления о себе. Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую, конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями. 

3. Профессиональная рефлексия педагога — важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении педагогом себя как профессионала. Анализ своей  деятельности как формы творческого самовыражения и взаимодействия с учащимися как способа управления учебно-воспитательным процессом на личностном, деятельностном и интерактивном уровнях и определяющее уровень его профессиональной пригодности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

Психологическая рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

В последнее время учёными, практиками постоянно обсуждается вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки и деятельности педагогических кадров

В последнее время учёными, практиками постоянно обсуждается вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки и деятельности педагогических кадров

Практическая значимость заключается в том, что материалы проведенного теоретического исследования могут быть основой блока семинаров и тренингов педагогического состава общеобразовательных школ, технических и высших учебных…

Практическая значимость заключается в том, что материалы проведенного теоретического исследования могут быть основой блока семинаров и тренингов педагогического состава общеобразовательных школ, технических и высших учебных…

Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность

Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность

Рефлексия позволяет отличить педагогу собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников, не прибегая к различного рода психологическим защитам и психологическим играм

Рефлексия позволяет отличить педагогу собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников, не прибегая к различного рода психологическим защитам и психологическим играм

В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным

В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным

Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема

Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема

Профессиональная рефлексия педагога — важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении педагогом себя как профессионала

Профессиональная рефлексия педагога — важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении педагогом себя как профессионала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020