Цели:
1. Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
2. Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
3. Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
Опережающее задание:
1. Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
1 группа – авторитарный;
2 группа – демократический;
3 группа – попустительский.
2. Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15.
3. Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
4. Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.
Психологический климат в семье
Цели:
1. Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
2. Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
3. Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
Опережающее задание:
1. Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
1 группа – авторитарный;
2 группа – демократический;
3 группа – попустительский.
2. Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош
№15.
3. Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
4. Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение»
Лекции о любви и нравственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая
форма работы на уроке.
Ход урока
Тема урока.
Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной
деятельности.
По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист. Проблемные вопросы:
I.
II.
III.
В чем состоят особенности современной семьи?
Для чего нам сегодня нужна семья?
Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?
I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья
занимает особое место в жизни каждого человека.
1. Какие пути образования семьи вам известны?
2. Какие особенности наиболее характерны для семьи?
Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе,
здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда
в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные
ему люди.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть
неблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.)
(Презентация 1 Слайд 25 )
2008 год был провозглашен годом семьи.
Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам.
Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.
Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения
произошли в ней за последние десятки лет?
(Презентация 1, слайд 69)
Особенности традиционной семьи
Особенности современной семьи
Большая семья 1012 человек
Малочисленность (12 ребенка)
Три поколения, передача опыта, наследства – уважение
старших.
Нуклеарная семья. Потребность в свободе и
самостоятельности молодых семей.
С родственниками едва знакомы. Слова золовка,
деверь, шурин устарели.
Заключение брака по социальному, национальному,
религиозному признаку.
Смешанные браки.
Глава семейства – мужчина.
Равноправие мужчины и женщины в браке.
Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед
Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено
или невозможно
Заключение брака оформляется государственными
чиновниками. Свобода заключения и расторжении
брака.
II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья.
Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10).
1.
Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж
Элиот – англ. писательница.
2. Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель.
3. Воспитание, передача опыта, ценностей.
4. Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда
облегчало выживание. Семья это труд.
5. Поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи.
Подумайте:
Какая функция самая древняя?
Какие функции утрачиваются?
Какая появилась сравнительно недавно?
Вывод:За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
1.
2. Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на
первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.
III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье.
1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения,
основанные на взаимной любви.
Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее
счастье.
Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные
чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность,
отчуждение, одиночество, самоубийство.
Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом.
Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман.
Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 )
Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом
мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12)
2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений.
Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные
проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.
Представление проектов о стилях семейных взаимотношений:
Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему?
3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.
Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге?
Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.
Поговорим о правах родителей в семье.
Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд.
Родители должны отметить списка самые важные для них права.
Право побыть одному.
Право на личное время.
Право на уважительное отношение.
Право на тишину и спокойствие.
Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого то на иждивении.
Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
Право быть свободным от страха насилия.
Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с
двухсторонним, а не односторонним движением.
Беседа:
Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13)
Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские
отношения в семье для них очень важны.Как вы думаете, права родителей ущемляют права детейподростков?
Сформулируйте свои права.
Они отличаются от прав родителей?
Как вы понимаете слова о двухстороннем движении?
Заключительная беседа:
1. Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
2. От кого зависит психологический климат в семье?
3. Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась?
Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
(Презентация 1, слайд14)
Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов.
Подведение итогов урока.