Психологический климат в семье

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье. 2. Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия. 3. Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы. Опережающее задание: 1. Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»: 1 группа – авторитарный; 2 группа – демократический; 3 группа – попустительский. 2. Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15. 3. Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов. 4. Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.
Иконка файла материала Психологический климат в семье.doc
Психологический климат в семье Цели: 1. Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье. 2. Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия. 3. Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы. Опережающее задание: 1. Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»: 1 группа – авторитарный; 2 группа – демократический; 3 группа – попустительский. 2. Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош  №15. 3. Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов. 4. Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение»  Лекции о любви и нравственности. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая  форма работы на уроке. Ход урока Тема урока.  Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной  деятельности. По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист.  Проблемные вопросы: I. II. III. В чем состоят особенности современной семьи? Для чего нам сегодня нужна семья? Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье? I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья  занимает особое место в жизни каждого человека. 1. Какие пути образования семьи вам известны? 2. Какие особенности наиболее характерны для семьи? Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе,  здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда  в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входил из семьи. Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падения, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем. Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть  неблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.) (Презентация 1 Слайд 2­5 ) 2008 год был провозглашен годом семьи. Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам. Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции. Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения  произошли в ней за последние десятки лет? (Презентация 1, слайд 6­9) Особенности традиционной семьи Особенности современной семьи Большая семья 10­12 человек Малочисленность (1­2 ребенка) Три поколения, передача опыта, наследства – уважение  старших. Нуклеарная семья. Потребность в свободе и  самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка,  деверь, шурин устарели. Заключение брака по социальному, национальному,  религиозному признаку. Смешанные браки. Глава семейства – мужчина. Равноправие мужчины и женщины в браке. Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед  Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено  или невозможно Заключение брака оформляется государственными  чиновниками. Свобода заключения и расторжении  брака. II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья. Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10). 1. Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж  Элиот – англ. писательница. 2. Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель. 3. Воспитание, передача опыта, ценностей. 4. Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда  облегчало выживание. Семья это труд. 5. Поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Подумайте:  Какая функция самая древняя?  Какие функции утрачиваются?  Какая появилась сравнительно недавно? Вывод:За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения. 1. 2. Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на  первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата. III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье. 1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения,  основанные на взаимной любви. Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее  счастье. Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные  чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность,  отчуждение, одиночество, самоубийство. Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом. Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман. Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 ) Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом  мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12) 2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений. Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений. Представление проектов о стилях семейных взаимотношений: Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему? 3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг. Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге? Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.   Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости. Поговорим о правах родителей в семье. Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд.  Родители должны отметить списка самые важные для них права.  Право побыть одному.  Право на личное время.  Право на уважительное отношение.  Право на тишину и спокойствие.  Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого­ то на иждивении.  Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.  Право быть свободным от страха насилия.  Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.  Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с  двухсторонним, а не односторонним движением. Беседа: Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13) Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские  отношения в семье для них очень важны.Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей­подростков? Сформулируйте свои права. Они отличаются от прав родителей? Как вы понимаете слова о двухстороннем движении? Заключительная беседа: 1. Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте? 2. От кого зависит психологический климат в семье? 3. Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась? Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой (Презентация 1, слайд14) Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов. Подведение итогов урока.